Смена формы обучения в середине учебного года в младших классах

Здравствуйте! В статье мы расскажем, как школьнику уйти на домашнее образование в 2024 году. Разберемся, с какого класса можно учиться из дома, куда писать заявление, какое основание в нем указывать и какие шаги нужно сделать для перевода.

Можно ли школьнику получить домашнее образование в 2024 году

Согласно статистике, 72% детей не нравится посещать учебное заведение, поэтому родители многих школьников задаются вопросом о том, может ли их ребенок учиться на дому вместо школы. Причины, как и способы обучения, могут быть разными.

Если раньше только медицинские показатели являлись веским основанием для получения знаний на дому, то в 2024 году возможно перейти на домашнее образование по желанию ребенка и его родителей. Ниже мы расскажем все о том, как перевестись на домашнее обучение.

Причины перехода

В определенных случаях родители решают, что их школьник должен находиться на домашнем обучении. Основания могут быть разными.

К примеру, надомным способом могут учиться лишь дети, имеющие специальную справку из медучреждения. При этом перевод на семейное обучение может произойти без причины, просто по желанию семьи.

По состоянию здоровья

Для детей, имеющих определенные виды заболеваний и травм, а также детям, находящимся на реабилитации после болезни, положено домашнее обучение в школе. Показаниями для перевода могут быть соматические, неврологические, хирургические, кожные и психоневрологические виды заболеваний. Подробный список утвержден Министерством здравоохранения РФ.

Для подтверждения подобного заболевания недостаточно обычной справки от педиатра. Ребенок должен пройти медицинскую комиссию, которая дает заключение о том, что по состоянию здоровья он не может посещать учебное заведение. Если переход на надомную форму происходит из-за временной травмы или реабилитации, в справке обязательно должен быть указан период, во время которого ребенок не будет посещать занятия в школе.

Почитать  Статья 2. Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации

По желанию родителей

Родители имеют право перевести здорового ребенка на семейное обучение по собственному желанию. Для того, чтобы попасть на домашнее обучение без болезни, могут быть разные причины. К примеру, семья может часто переезжать из-за профессиональной деятельности отца или матери.

Частая смена коллектива и школы может помешать даже беспроблемному, обычному ребенку получить качественные знания, поэтому семейное или дистанционное обучение становится отличным вариантом, при котором не придется каждый раз заново привыкать к преподавателям и одноклассникам.

А также родители могут быть выступать за перевод сына или дочери на семейное образование по одному или нескольким предметам из-за плохого отношения учителя. Религиозные взгляды тоже бывают основанием для того, чтобы ребенок не посещал обычное учебное заведение. Обязательным условием является то, чтобы перевода хотели не только родители, но и сам ребенок.

Если хочет ребенок

Бывают ситуации, когда ребенок сам хочет перейти на домашнее обучение. Уговорить родителей бывает непросто, однако, если они видят, что их чадо обладает уникальными талантами и при изучении стандартной школьной программы теряет интерес к учебе в целом, могут пойти ему навстречу.

Большое влияние на маму и папу оказывают и рассказы ребенка о том, что он не находит общий язык с одноклассниками или преподавателем. Это также может послужить достаточным основанием для перехода на семейное обучение.

Еще одной частой причиной является частые пропуски школы. И речь идет не о прогулах, а, к примеру, о профессиональных занятиях каким-либо видом спорта. После возврата с соревнований, которые могут длиться не одну неделю, в обычной школе ребенку приходится наверстывать пропущенный материал с параллельным изучением нового.

К такой нагрузке готов не каждый ребенок. При семейном или дистанционном образовании график выстраивается в индивидуальном порядке, что помогает избежать подобных проблем.

Инициатива школы

Ситуаций, при которых школа может по собственной инициативе отправить ученика на домашнее обучение в принудительном порядке, не существует. Перевод без согласия родителей невозможен.

Однако преподаватели и школьный психолог могут рекомендовать домашнее обучение по той или иной причине. Правда, такие ситуации являются большой редкостью.

Подборка курсов Дистанционное школьное образование с 1 по 11 класс в 2024 году
Посмотреть подборку

Когда можно перевестись

Если причиной перевода является состояние здоровья, то необходимо дождаться выдачи соответствующей справки из медучреждения. А вот о том, когда стоит переводить ребенка на семейное образование — решают исключительно родители. Это можно сделать исходя из личных обстоятельств и желания.

В середине или в конце года

Для того, чтобы перевестись на домашнее обучение, не нужно ждать какого-то определенного момента, следующей четверти, нового учебного или календарного года.

Родители и ребенок выбирают время перехода самостоятельно, в зависимости от личных обстоятельств, возможностей и готовности. Перевестись можно не только в конце или начале учебного года, но и среди года в любой удобный момент.

С какого класса берут

Многих родителей будущих первоклассников интересует вопрос, можно ли перейти на домашнее обучение уже в начальной школе или нужно дождаться, пока ребенок отучится в младших классах и лишь тогда предпринимать шаги к переводу.

Смеем заверить, что нет необходимости дожидаться, пока ребенок пойдет во 2, 5 или 10 класс. Ученик может получать домашнее образование с первого класса.

На нашем сайте можно подобрать онлайн-школу для домашнего обучения по возрасту ребенка, стоимости образования, формату уроков и другим параметрам.

Как уйти на домашнее обучение временно

В жизни случаются ситуации, когда родители вынуждены временно перевести ребенка на домашнее обучение. К примеру, личные или рабочие обстоятельства заставляют семью переехать в другой город на какой-то неопределенный период. В будущем семья планирует вернуться обратно.

Именно поэтому в подобной ситуации многим родителям кажется разумным перевести ребенка на домашнее обучение, а не переводить в новую школу.

На 1-2 месяца

В этом случае сохраняются все правила перевода на домашнее обучение. Родители обязаны уведомить департамент или управление образования о переводе на домашнее обучение. Иначе дальнейшее внимание со стороны органов опеки за непосещение ребенком учебного заведения обеспечено.

При возвращении также повторится вся процедура принятия ребенка в школу. Однако, рекомендуем проконсультироваться с преподавателями по поводу учебного процесса, который планируется на время отсутствия. Таким образом родителям будет легче сориентироваться в том, как выстраивать учебный график или какие курсы и программы проходить в онлайн-школе.

На одну четверть

Точно такая же процедура предстоит семье, которая решила забрать ребенка на домашнее образование на одну четверть. Однако, по возвращении школа может потребовать сдачи промежуточной аттестации. Но это зависит от внутренних правил конкретного учебного заведения.

Если решили остаться

Если родители совместно с ребенком решили остаться на домашнем обучении, так как такая форма устраивает их больше, также необходимо пройти все то, что и в предыдущих вариантах.

Родителям необходимо забрать личное дело и медкарту ребенка из школы. Все прививки и медосмотры будут находиться в зоне ответственности родителей. Нужно уведомить директора школы о принятом решении — при желании это можно сделать заказным письмом.

Домашнее обучение в школе — это бесплатно?

При надомной форме обучение является бесплатным. Преподаватели школы, к которой прикреплен ребенок, обязаны посещать его и проводить индивидуальные занятия на безвозмездной основе. Бесплатной будет также аттестация и учебники. Однако, стоит обратить внимание на то, что преподаватели не имеют личной мотивации для такого вида обучения.

Именно поэтому нужно учесть то, что, возможно, вам придется прибегать к платной помощи репетиторов.

В семейном обучении бесплатной будет лишь проверка знаний ребенка — аттестация. Если у родителей нет лишних денег на обучение, ученик имеет полное право потребовать учебники, которые при обычном обучении выдаются бесплатно. Как правило, получить их можно в библиотеке школы, к которой он прикреплен для дальнейшей аттестации.

Дистанционное обучение, в большинстве случаев является платным. Каждая онлайн-школа имеет свои прайсы. Если вы хотите подробнее узнать о том, сколько стоит обучение ребенка, переходите в раздел «Школьное образование» на нашем сервисе.

В некоторых регионах введены выплаты для родителей, которые перевели ребенка на домашнее обучение семейного или дистанционного типа. Наличие выплат и их размер можно уточнить в отделе образования.

Помимо сумм, которые может получить семья, предусмотрен налоговый вычет на платные образовательные услуги. Таким образом родители смогут вернуть часть денег, потраченных на оплату обучения.

Условия для домашнего обучения

Обучение детей в домашних условиях отличается от обычного. Существуют нюансы, которые следует учесть и родителям, и детям. Расскажем о них далее.

Если нужен только один предмет

Перейти на домашнее обучение по отдельным предметам возможно, если родителям и ученику не нравится способ обучения, отношение или подача материала конкретного преподавателя. Или напротив, ученик может сильно опережать сверстников в том или ином предмете и ему потребуется отдельное углубленное обучение.

Таким образом, ребенок будет учиться, как и остальные дети в школе. Но знания по выбранному предмету станет получать с помощью репетиторов или онлайн-курсов.

Что потребуется ученику

При надомном обучении нужны лишь тетради и канцелярские принадлежности. По собственному желанию родители могут приобрести дополнительные пособия. Учебники и методические материалы обязана предоставлять школа, за которой закреплен ученик.

При дистанционной (домашней или семейной) форме оплачивать необходимо само обучение, учебные материалы, как правило, предоставляются в электронном виде. Помимо этого ученику потребуется компьютер или ноутбук и стабильный интернет. Для более комфортного обучения рекомендуется приобрести гарнитуру и веб-камеру.

Как учатся на домашнем обучении

При надомной форме обучения учителя школы проводят индивидуальные занятия с учеником у него дома. Длительность уроков составляет стандартные 30-45 минут, но может меняться в зависимости от состояния здоровья учащегося. Если ему тяжело обучаться и воспринимать информацию — они могут быть сокращены до 20 минут.

Преподаваться будут лишь основные предметы, по остальным ученик не будет аттестован.

Если ребенка перевели на семейное обучение, он закрепляется за любой школой и посещает ее только для сдачи промежуточной и итоговой аттестации. По желанию он имеет право участвовать в конкурсах и олимпиадах, а также посещать школьные кружки в учебном заведении, к которому он прикреплен.

Дистанционная форма ближе к обычному обучению. Благодаря тому, что ученик следует ее графику, ему прививается дисциплина. Но ее соблюдение непосредственно на уроке не ставится во главу угла.

Так как урок проводится в формате онлайн, дети могут делать то, что нельзя при обычном обучении и не бояться порицания со стороны учителя.

К примеру, ученик может пить чай или крутиться на стуле, если ему таким образом комфортнее воспринимать информацию. Если ребенок не может присутствовать на занятии, ему не придется самостоятельно изучать материал, чтобы догнать программу. Все уроки и лекции можно просмотреть в записи.

Это удобно и тем, что всегда есть возможность освежить память.

Аттестацию ученик проходит в партнерском учебном заведении онлайн-школы или в любой другой школе. Аттестация может быть как платной, так и бесплатной. Все будет зависеть от правил конкретного заведения.

Главные правила — что нужно знать родителям

Несмотря на то, что домашнее образование обладает огромным количеством плюсов, существуют моменты, на которые родителям и учителям стоит обращать внимание — для того, чтобы процесс обучения вызывал лишь положительные эмоции и результаты.

Правила перевода на домашнее обучение:

  • При недостатке знаний у родителей не нужно пугаться. Хорошим решением такой проблемы станет обращение к репетиторам и онлайн-школам. Это позволит восполнить пробелы и получить знания от профессионального преподавателя.
  • Будьте готовы к критике со стороны близких и педагогов школы, в которой учится ваш ребенок. Несмотря на то, что домашнее образование набирает популярность, многим оно в новинку. Из-за этого люди будут стараться доказать вам, что вы приняли неверное решение. Не бойтесь давать понять, что ваше решение — осознанный выбор. Ведь согласно Семейному кодексу, именно родители несут ответственность за образование своего ребенка.
  • Не бойтесь того, что ребенок будет мало общаться со сверстниками. Записывайте его на всевозможные кружки, где он будет общаться со сверстниками со схожими интересами, и поощряйте встречи с друзьями. Не бойтесь перегрузить ребенка. Как правило, на домашнем обучении у детей появляется больше свободного времени.
  • Если вы не знаете, как правильно организовать учебный процесс — прибегайте к помощи профессионалов. Отличным вариантом станут онлайн-школы. Которые возьмут на себя ответственность за учебный процесс ребенка.
  • Не все школы принимают аттестацию у детей, находящихся на домашнем обучении. Некоторые могут отказывать из-за того, что бояться новых веяний в образовании. Пообщайтесь с родителями детей, которые находятся на домашнем образовании. По их рекомендациям вы быстро подберете школу, которая будет вас устраивать.
  • Не падайте духом, если не получается мотивировать ребенка на обучение. Попробуйте пересмотреть программу обучения или обратитесь к помощи онлайн-курсов. На нашем сайте собраны обучающие программы и развивающие занятия по всем классам, базовые и углубленные, индивидуальные и групповые.

Порядок перевода

Порядок перевода ребенка на надомное обучение включает 4 шага:

  1. Начать нужно с получения справки о том, что ребенок нуждается в надомном обучении. Справка выдается участковым педиатром, а вот решение принимается медкомиссией.
  2. Подать заявление на имя директора школы, в которой учится ребенок о переводе на надомную форму обучения. Подать уведомление в департамент образования о переходе. Если ребенок еще не учится, необходимо сразу обратиться в департамент.
  3. При необходимости с директором школы составляется индивидуальный план обучения ребенка, где подробно будет расписан весь дальнейший учебный процесс.
  4. Получить журнал, аналогичный классному журналу. В нем будет отмечена успеваемость ребенка, изученные материалы и количество учебных часов. В конце учебного года журнал необходимо передать в школу.

Порядок перевода на семейное обучение состоит из 6 этапов:

  1. Уведомить департамент образования о том, что родители желают определить ребёнка на семейное обучение. Для этого вам нужно лично или дистанционно подать заявление о своём намерении.
  2. Отчислиться из школы, если ребенок будет проходить аттестацию в другой школе, написав заявление на имя директора.
  3. Забрать медицинскую карту и личное дело ребенка.
  4. Выбрать школу для прохождения итоговой и промежуточной аттестации. Необходимо обратить внимание на то, что у школы должна быть прописана семейная форма обучения. Изучить порядок прохождения аттестации.
  5. С выбранной школой нужно заключить договор о проведении аттестации. Это позволяет прописать права и обязанности сторон, а также избежать неприятных моментов.
  6. При желании записаться на предстоящие олимпиады и школьные кружки.

Порядок перевода на дистанционное обучение (алгоритм действий аналогичен переходу на семейное обучение) :

  1. Уведомить департамент образования о переходе на семейное обучение.
  2. Отчислиться из школы, если ребенок будет проходить аттестацию в другой школе, написав заявление на имя директора.
  3. Забрать медицинскую карту и личное дело ребенка.
  4. Поступить в онлайн-школу. Иногда для этого необходимо пройти вступительные экзамены по основным предметам. Список онлайн-школ вы можете посмотреть на сайте УчисьОнлайн.ру. Здесь вы сможете подобрать программу для любого класса и возраста.

Сроки

Если возникает ситуация, что зарегистрироваться на домашнее обучение необходимо в кратчайшие сроки, не стоит переживать, что это займет много времени. После подачи заявления и всех необходимых документов срок оказания услуги составляет всего три рабочих дня.

Оформление документов

Оформить документы для перевода не составит труда, если вы подготовитесь заранее.

Для перевода на надомное обучение необходимы:

  • Справка о переводе на надомную форму обучения из медучреждения.
  • Заявление на имя директора школы.
  • Могут потребоваться паспорта родителей и ребёнка (если паспорта ещё нет — свидетельство о рождении).

Документы для перевода на семейное образование:

  • Уведомление в департамент образования о переводе на желаемую форму обучения.
  • Заявление на имя директора об отчислении.
  • Договор с выбранной школой о прикреплении ребёнка для сдачи аттестаций.
  • Паспорта родителей и ребёнка (если паспорта ещё нет — свидетельство о рождении).

Документы для перевода на дистанционное образование все те же, что и для семейного образования. Дополнительно потребуется заключить договор с выбранной онлайн-школой.

Подача заявления

Подать заявление на домашнее обучение необходимо в департамент образования и в школу на имя директора. Но стоит обратить внимание, что они носят уведомительный характер и просто оповещают о смене формы образования.

Поэтому, если родители ребенка с его согласия решили изменить простое обучение на домашнее — никто не имеет права этому помешать. Единственным поводом возврата ученика на обычный тип обучения будет являться несданная аттестация.

Обучение в начальной школе

Обязательными для изучения в начальной школе предметными областями являются:

  • филология;
  • математика и информатика;
  • обществознание и естествознание (окружающий мир);
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • искусство;
  • технология;
  • физическая культура.

Занятия первоклассников проводятся только в первую смену . Продолжительность учебной недели для них — 5 дней.

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

  • для обучающихся 1-х классов — не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков, и один раз в неделю — 6 уроков за счет урока физической культуры при 6 дневной учебной неделе.

При составлении расписания уроков должны чередоваться различные по сложности предметы в течение дня: основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) — с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры.

Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводиться на 2-м уроке; 2-4-х классов — 2-3-м уроках. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не рекомендуется проводить более одной контрольной работы.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май — по 4 урока по 45 минут каждый);
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), трехразового питания и прогулок. Трехразовое питание подразумевает завтрак — на второй или третьей перемене во время учебных занятий; обед — в период пребывания на продленном дне в 13-14 часов, полдник — в 16-17 часов;

Примечание . Московским законодательством предусмотрены бесплатные завтраки для всех школьников 1-4 классов. Детям из социально незащищенных и многодетных семей предоставляется 2-разовое бесплатное питание.

  • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Объем домашних заданий (по всем предметам) для других классов должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

  • во 2-3 классах — 1,5 ч.;
  • в 4 классе — 2 ч.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:

  • для учащихся 1-2-х классов -1,5 кг;
  • 3- 4-х классов — 2 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй — для приготовления домашних заданий.

Уроки физкультуры рекомендуется проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физкультурой на открытом воздухе определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха). В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

Общеобразовательная организация вправе открывать группы продленного дня. За осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня (имеется в виду организация питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечение соблюдения ими личной гигиены и режима дня) учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату и ее размер. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемых им случаях и порядке.

См. также:

  • Начальная школа
  • Прием в школу
  • Перевод в следующий класс
  • Дополнительные платные образовательные услуги

Есть вопросы, на которые вы не смогли найти ответы по ссылкам выше? Задавайте их на форуме или по электронной почте [email protected]. Мы постараемся на них ответить.

Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы общего образования в нашей группе «ГАРАНТ. Образование». Специально для вас мы открыли обсуждение «Общее образование».

Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!

Вторая смена в школе – законно ли это в 2024 году?

Вторая смена в школе – законно ли это в 2024 году?

В преддверии нового 2021/2022 учебного года родители некоторых школьников опасаются, что их дети будут учиться во вторую смену. Многих из них не устраивает такое расписание, поэтому они готовы бороться с руководством школы, чтобы отстоять права своих детей.

Рассмотрим, почему неудобна вторая смена в школе. Законно ли это в 2021 году? Какие действия предпринять родителям, которых не устраивает такой график обучения детей.

Что говорит закон

Основным документом, который регулирует главные вопросы процесса получения среднего образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данный нормативный акт не содержит даже упоминания о том, что обучение в школе может быть по сменам, а отдельный закон о второй смене в школе не принят.

Единственный документ, который в какой-то степени регулирует процедуру обучения классов по сменам, это СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010. Согласно пункту 10.4 в школах может быть организовано обучение в две смены. Организация занятий в три смены не допускается. СанПиН устанавливает следующие ограничения:

  • начало уроков не может быть раньше 8 часов утра (это относится к ученикам первой смены);
  • учиться во вторую смену не разрешено ученикам 1х, 5х, 9х и 11х классов;
  • запрет на вторую смену действует в классах компенсирующего обучения.

Учёба на вторую смену возможна только в общеобразовательных школах. Если учебное заведение имеет статус гимназии или лицея, либо является школой с углублённым изучением какого-либо предмета, то обучение всех без исключения классов должно быть организовано только в одну смену. Так указано в пункте 10.4 СанПиН 2.4.2.2821-10.

Никаких дополнительных ограничений для обучения в 2 смены в России не существует.

Как родителям отстаивать права своих детей

Если родители видят, что в отношении детей происходит нарушение норм СанПиН (например, установлена вторая смена в 1 классе или в классе с адаптивной программой), то необходимо обращаться в Отделы образования и в Роспотребнадзор. В этом случае есть большая вероятность того, что школу обяжут изменить расписание.

Что делать родителям, если, например, установлена вторая смена в 3 классе общеобразовательной школы? Нарушений СанПиН в этом случае нет, но часто родителей такое расписание не устраивает по многим причинам. Рассмотрим основные из них.

Хотя ответ на вопрос, законна ли вторая смена в 2021 году, утвердительный, при таком режиме возникает много сложностей с тем, как будет приходить в учебное заведение ребёнок и уходить из него. Во время учёбы в первую смену этот вопрос решается проще. Родители могут отвести ребёнка в школу по дорогу на работу.

После окончания уроков, как правило, в образовательных учреждениях существуют группы продленного дня, которые работают до 18 ч. Чаще всего, кто-то из родителей находит возможность к этому времени забрать ребёнка из школы.

При обучении во вторую смену школьника также можно оставить на продленке и забрать вечером. Намного, сложнее решить проблему – как ребёнок доберётся до школы в середине дня.

Вторая смена в школе – законно ли это в 2024 году?

Заявление в школу, что ребенок сам будет ходить домой

Больше всего сложностей возникает, если введена вторая смена в начальной школе. Законно ли это в 2021 году? Этот вопрос интересует многих родителей. На федеральном уровне нет закона, который бы запрещал детям самостоятельно без присмотра взрослых передвигаться по улицам или находиться одному дома. Ответственность за его жизнь несут законные представители.

Они будут отвечать за оставление ребенка в опасности (ст. 125 УК РФ).

Теоретически ребёнок 8-9 лет вполне может добраться до школы, если установлена вторая смена во 2-3 классе. Если родители уверены в своём ребёнке, живут в безопасном районе, школа находится рядом с домом, то такой вариант будет единственным выходом из сложившейся ситуации. Однако в мегаполисах (например, в Москве и в Санкт-Петербурге) это практически невыполнимо.

Например, школа может находиться не в шаговой доступности, необходимо пользоваться общественным транспортом. При этом именно в Москве, Северной столице и других крупнейших городах острее всего стоит вопрос со второй сменой из-за роста рождаемости и миграционных процессов.

Как правило, в школах просят указывать сведения о тех, кто будет забирать ребёнка из школы. Родители сообщают Ф.И.О. совершеннолетнего и прилагают копию его паспорта. Если ребёнок уходит один или с несовершеннолетним братом или сестрой, то на имя директора школы пишут заявление о том, что ребёнок будет уходить из школы самостоятельно. В заявлении указывают примерный маршрут школьника. В обязательном порядке родители подтверждают, что ответственность за жизнь и здоровье ребёнка в этом случае, они берут на себя.

Таким образом, образовательное учреждение не несёт ответственность за жизнь детей после окончания уроков. Тем более, школу не интересует, кто приводит ребёнка на занятия (только кто забирает). Поэтому данную проблему родителям приходится решать самостоятельно.

Вторая серьёзная проблема для школьников, которые учатся во вторую смену, как успевать на дополнительные занятия и кружки. Как правило, их расписание подстраивают под учащихся первой смены. Поэтому нередки случаи, когда детям приходилось прекращать занятия, именно по причине учёбы во вторую смену.

До тех пор, пока в школах не произошла ликвидация второй смены, родителям придётся самостоятельно бороться за права своих детей. С письменными обращениями следует обращаться к администрации школы, даже если в их действиях нет нарушения СанПиН. Аргументами для отмены второй смены могут выступать:

  • невозможность продолжения определённых занятий;
  • проблемы с посещением ребёнком учебного заведения (некому отвести, забрать и т.д.).

Конечно, претензии родителей не подкреплены на законодательном уровне. Решение директор будет принимать единолично. Даже если решение будут не в пользу родителей, то, по крайней мере, руководство будет в курсе позиции родителей конкретного класса. Не все знают, могут ли детей заставить учиться во вторую смену второй год подряд.

В СанПиН нет ограничений относительно данной ситуации, поэтому один и тот же класс может учиться во вторую смену год за годом. Чтобы этого не получилось, необходимо сразу подставить директора в известность о своей позиции. Это единственный способ избежать учёбы во вторую смену на протяжении нескольких лет.

Организация учебной деятельности в 1 классе

Настоящие рекомендации регламентируют организацию обучения первоклассников в адаптационный период и разработаны на основе:

-Закона «Об Образовании» РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

-типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001года № 196;

-требований государственных образовательных стандартов;

-Письма Минобразования России от 25 сентября 2000 г. №2001/11-13 «Об организации обучения в первом классе в адаптационный период»;

-Письма Минобразования России от 20.04.2001г. № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период».

Данные рекомендации по организации учебного процесса в адаптационный период помогут учителю в реализации требований Санитарных правил, в создании благоприятных условий для адаптации детей к школе, снятии статистического напряжения школьников при одновременном выполнении программ по всем предметам.

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

В первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый. В письме «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы сказано: «. в сентябре – октябре проводится ежедневно по три урока, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми». Чтобы выполнить задачу снятия статистического напряжения школьников, рекомендуется на четвертых уроках использовать не классно – урочную, а иные формы организации учебного процесса.

Согласно учебному плану в 1 классе учебная нагрузка составляет 21 час в неделю. Первыми часами рекомендуется проводить уроки чтения и русского языка (период обучения грамоте).

В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физкультуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков – игр, уроков – экскурсий, уроков – театрализаций и т.п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.

В классном журнале рекомендуется указывать форму проведения уроков, если урок проводится не в классно-урочной форме.

Классный руководитель ежедневно в течение 1 четверти заполняет в соответствии с расписанием и тематическим планированием форму по организации учебной деятельности (приложение 1). Данная форма хранится в классном журнале в период заполнения. При завершении адаптационного периода, по окончанию 1 четверти классные руководители сдают данную форму заместителю директора по УВР.

2. Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам:

-организация уроков математики.

Начальный период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (до числовой период). Дети в этот период учатся проводить наблюдения над предметами, сравнивать, классифицировать по признакам, получая количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникативных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их обще логическому развитию.

Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ, экскурсий и др.

В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, книгам и т.д. На уроках могут использоваться игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математикой следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке.

Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период может проходить не только на уроках в классе, но и на уроках-играх и уроках-экскурсиях.

Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

1. Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору; на спортивную площадку с включением игр «Найди свою группу», «Кто дальше, кто выше, кто больше» и др.

2. Пространственные представления, взаимное расположение предметов: на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.

3. Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе.

-организация уроков окружающего мира

Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые важны для успешного познания окружающего. Замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, т.к. эффективность последних может значительно снизиться.

Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, выстроены в формирующуюся систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке.

Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники. На порядок проведения экскурсий могут повлиять погода, социальная обстановка, творческие задумки учителя, содержание занятий по другим предметам.

Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр. Подвижные игры-театрализации проводятся в классной комнате, рекреации, спортивном зале, в хорошую погоду на пришкольном участке.

Все перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

1. Признаки осени: экскурсии «Золотая осень», «Природа вокруг нас», «Во саду ли, в огороде».

2. Разнообразие природы: экскурсии и целевые прогулки «Разнообразие растений», «Деревья твоего двора», «Что за дерево».

3. Социальное окружение: экскурсия по школе для знакомства с различными помещениями, их назначением, с работниками школы, с правилами поведения в школе.

Тематика экскурсий может быть различная: «Наш огород», «Дорога от школы до …» (особое внимание обращается на правила дорожного движения, на места опасного перехода).

Ознакомление с социальным окружением может проходить через подвижные игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила поведения в школе, общественных учреждениях, в транспорте.

4. Здоровье: подвижные игры: « Чистота — залог здоровья», «В гостях у Мойдодыра» и др.

-организация уроков изобразительного искусства

В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать – необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает произведение, сколько выражает свое состояние.

Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.

Художественные занятия в период адаптации должны иметь различные формы:

— прогулки и экскурсии в парк с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, сбора природных материалов для художественных занятий;

— игры (тема урока «Игра в художника и зрителя»)

Разнообразие форм деятельности и полнота впечатлений на уроках ИЗО способствует снятию напряжения.

—организация уроков технологии

Основные направления работы на первых уроках технологии включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных интересов процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления…), формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.

Часть уроков технологии рекомендуется проводить в форме экскурсий и игр.

1.Экскурсии «Красота окружающей среды», «Образы родного края», «Сказочные животные» и др. помогут развивать умения видеть образы в окружающих предметах, формировать художественный образ на уроках труда.

2. Экскурсии по сбору природного материала: «Природа-художник и скульптор», «Что нам дарит природа».

3.Экскурсии могут включать игры-соревнования на развитие глазомера, чувства цвета, формы: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки, желудя и др.» «Из каких природных материалов можно сделать фигурку лисички».

4. Уроки на свежем воздухе с играми и конкурсами, связанные с подбором природного материала: «Кого тебе напоминает эта веточка?», «найди листочки, напоминающие по форме перо птицы».

5.Уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок.

-организация уроков музыки

Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися являются простейшие музыкальные жанры: песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. Учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы.

Учителем могут использоваться образно-игровые приемы:

— разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.

Организация адаптационного периода в первом классе

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

Первый год обучения трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Для успешного обучения школьников в этот период необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно не допустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п.

Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно.

Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Целесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных.

Специальной дополнительной работы учителя и психолога требует устранение трудностей обучения, возникающие у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах.

Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.

Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения детей, связанные с их умением общаться с взрослыми и сверстниками. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Не допустим авторитарный стиль общения учителя с ребенком.

Первоклассники способны сосредоточенно, без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.

Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.п.

Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать её, не исключать из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться – основной деятельности, которой занимается теперь ребенок.

Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).

Игра с правилами, как и учебная деятельность, обязательно дает результат: развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке, заполнять перемены и динамическую паузу (подвижные, настольно-печатные). Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать.

Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков и слов, геометрическими формами, объектами природы и т.п.

Организация обучения

Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом (столом) в соответствии с ростом, состоянием слуха и зрения ребенка. Целесообразно располагать столы так, чтобы можно было организовать фронтальную, парную и групповую работу на уроке. Учебники и дидактические пособия для первоклассников рекомендуется хранить в школе.

Продолжительность учебного года для первоклассников – 33недели. Каникулярное время в течение учебного года – не менее 37 дней. В связи с тем, что учебный год делится на 4 неравные по продолжительности четверти, организуются дополнительные каникулы для учащихся 1-х классов в середине 3 четверти (февраль) с целью профилактики переутомления.

Рекомендуемая продолжительность учебной недели – 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 21 учебных часа.

Продолжительность урока – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 мин. каждая. Их рекомендуется проводить на 10 и 20 мин. урока. Исключения могут составлять уроки физической культуры, ритмики и т.п.

Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре – октябре проводится ежедневно по 4 часа (три урока, динамическая пауза и одно нетрадиционное занятие, оно заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми) согласно Письму МО РФ от 20.04.2001 № 408/13-13 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период».

Со второй четверти ежедневно проводится по 4 урока.

Продолжительность перемен между уроками не менее 15 минут, большой перемены после 2 урока – не менее 40 минут. На этой перемене организуется питание учащихся в помещении школьной столовой (10-15 минут) и динамическая пауза (прогулку на свежем воздухе или подвижные игры в помещении) . Длительность динамической паузы не мене 40 минут.

Недопустимо в первом классе введение дополнительных часов на факультативы, на занятия с детьми, испытывающими трудности в обучении что соответствует СанПин. Последнее особенно важно, так как эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной нагрузки и её продолжительности.

Контроль и оценка результатов обучения

В первом классе начальной школы исключена система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую систему (звездочки, квадратики и т.д.).

Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ребенка говорить «не думал», «не старался», «не верно», лучше обходиться репликами «Ты так думаешь?», «Это твоё мнение?» «Давай послушаем других» и т.д.

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие его психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия).

В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20 – 25 апреля; в день можно провести только одну контрольную работу.

Домашние задания в первом классе не задаются согласно Письму МО РФ от 25.09.2000 г. № 202/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы». Учащиеся первого класса на повторный год обучения не оставляются.

Организация учебной деятельности в 1 ___ классе ___________ уч.год

Классный руководитель _________________________________

admin
Оцените автора
Ракульское