Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации

1. Незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Исследование, поиск, разведка, разработка природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения , —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 253 УК РФ

1. Континентальный шельф включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам РФ. Исключительная экономическая зона — это прилегающие к побережью РФ морские районы, находящиеся за пределами ее территориальных вод.

Почитать  Расчистка участка сельхозназначения от леса

Ее внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ.

Зоны безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений устанавливаются для изучения, поиска, разведки или разработки минеральных ресурсов или промысла живых ресурсов и простираются не более чем на 500 м от каждой точки их внешнего края.

2. Возведение искусственных островов, установок или сооружений, прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе, создание вокруг них или в экономической зоне России зон безопасности производится по разрешению специально на то уполномоченного федерального органа. Совершение указанных действий без такого разрешения будет признаваться незаконным и влечь ответственность по ст. 253.

Нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств может выражаться:

— в возведении указанных объектов с нарушением норм, закрепленных в выданном разрешении, с отступлением от СНиПов, ГОСТов;

— в эксплуатации имеющихся сооружений, не обеспечивающей охрану морской среды или безопасность судоходства;

— в ненадлежащей охране указанных объектов;

— в ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.

3. Преступление является оконченным независимо от наступления последствий.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.

5. Субъект преступления — лицо, являющееся гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства.

6. К природным ресурсам континентального шельфа относятся: минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, живые организмы, относящиеся к «сидячим» видам.

7. Исследование, разведка и разработка будут признаваться незаконными, если они осуществляются без соответствующего разрешения, выдаваемого федеральным органом в установленном законом порядке (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)» ).

Признаки субъективной стороны и субъекта преступления, предусмотренного ч. 2, те же, что и в ч. 1 ст. 253.

Другой комментарий к статье 253 Уголовного Кодекса РФ

1. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения по охране вод, живых ресурсов моря и естественных богатств континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Предмет преступления — живые ресурсы и естественные богатства континентального шельфа.

2. Обязательным объективным признаком рассматриваемого преступления является место его совершения — акватория континентального шельфа и исключительной 200-мильной экономической зоны Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» (в ред. от 21.11.2011) континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориальных вод Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря, а внешняя граница территориального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря, шириной не свыше 200 морских миль, для которого международное право установило особый правовой режим. Для правильного понимания признаков преступления следует обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (ст. ст. 253, 256 УК РФ)».

3. Статья 253, по сути, формулирует в ч. ч. 1 и 2 признаки двух самостоятельных составов преступлений.

4. С объективной стороны преступление, предусмотренное в ч. 1 ст. 253, состоит в незаконном возведении сооружений на континентальном шельфе, незаконном создании вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, которые простираются не более чем на 500 метров от каждой точки внешнего края искусственных островов, установок и сооружений, а равно в нарушении правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.

Объективную сторону состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 253 УК, образует любое из следующих действий: исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения компетентного российского органа.

Надлежащие правила проведения исследований, разработки естественных богатств изложены в Законе «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 г. (главы III, IV, V), положениями которого и следует руководствоваться при установлении объективных признаков рассматриваемых составов преступлений.

5. Преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 ст. 253 УК, имеют формальный состав. Сам факт совершения указанных в законе противоправных действий (бездействия) образует оконченное преступление вне зависимости от наступления вредных последствий.

6. Субъективная сторона преступлений характеризуется виной в виде прямого умысла: виновный осознает, что он совершает противоправные действия, указанные в ч. ч. 1 и 2 ст. 253 УК, и желает их совершить.

7. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Комментарии и консультации юристов по ст 253 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 253 УК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации

1. Незаконные создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение порядка создания, эксплуатации, использования, охраны и ликвидации созданных искусственных островов, установок и сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Исследование, поиск, разведка, а также разработка, в том числе добыча (вылов), природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок от двух до трех лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок от двух до трех лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются принудительными работами на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет или без такового.

Комментарий к Ст. 253 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — общественные отношения, содержанием которых является суверенное право РФ на континентальный шельф и исключительную экономическую зону, обеспечение безопасности морского судоходства в зонах сооружений и установок на шельфе, а также отношения по охране естественных (живых и неживых) ресурсов континентального шельфа РФ и исключительной экономической зоны РФ.

Правовой режим континентального шельфа определяется нормами Конвенции о континентальном шельфе от 29 апреля 1958 г. , Закона о континентальном шельфе, Закона о животном мире, Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (в ред. от 30.12.2012) ; другими законодательными актами РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
———————————
БВС СССР. 1964. N 28.

Ст. 329.

СЗ РФ. 1995. N 10. Ст.

823; 1999. N 7. Ст. 879; 2000. N 2. Ст. 141; 2001.

N 21. Ст. 2061; N 33 (ч. 1).

Ст. 3429; 2002. N 22.

Ст. 2026; 2003. N 23.

Ст. 2174; 2004. N 27. Ст.

2711; N 35. Ст. 3607; 2006. N 17 (ч.

1). Ст. 1778; N 44. Ст.

4538; 2007. N 27. Ст. 3213; N 49.

Ст. 6056; 2008. N 18.

Ст. 1941; N 29 (ч. 1). Ст. 3418, 3420; N 30 (ч.

2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17.

N 29. Ст. 3601; N 52 (ч.

1). Ст. 6450; 2010.

N 21. Ст. 2527; N 31.

Ст. 4155; 2011. N 15. Ст.

2018, 2025; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011.

N 48. Ст. 6732; N 49 (ч. 1). Ст.

7042; N 50. Ст. 7343, 7359; 2012. N 25.

Ст. 3264; N 31. Ст.

4322.

Правовой режим исключительной экономической зоны определяется Федеральным законом от 17.12.1998 N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (в ред. от 21.11.2011) , принятым в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. , Федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2012) и другими федеральными законами.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273; 2001.

N 33 (ч. 1). Ст.

3429; 2002. N 12. Ст.

1093; 2003. N 17. Ст. 1555; N 27 (ч.

1). Ст. 2700; N 46 (ч.

1). Ст. 4444; 2005.

N 30 (ч. 1). Ст. 3101; 2006. N 45.

Ст. 4640; 2007. N 50. Ст.

6246; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 49.

Ст. 5748; 2009. N 52 (ч. 1).

Ст. 6460; 2011. N 1. Ст. 32; N 27.

Ст. 3880; РГ. 2010. N 159, 160; СЗ РФ.

2011. N 48. Ст.

6732.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

СЗ РФ. 1997. N 3. Ст.

1013; N 48. Ст. 5493.

СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833; 2003.

N 17. Ст. 1556; N 27 (ч. 1). Ст.

2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4444; 2004.

N 35. Ст. 3607; 2007. N 46.

Ст. 5557; 2008. N 30 (ч. 2).

Ст. 3616; N 49. Ст. 5748; 2009. N 52 (ч.

1). Ст. 6440; 2011. N 15.

Ст. 2021; N 27. Ст.

3880; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ.

2011. N 48. Ст. 6732; 2012. N 31.

Ст. 4321.

Комментируемая статья предусматривает ответственность за два самостоятельных состава преступления.

Часть 1 комментируемой статьи говорит о нарушениях законодательства о континентальном шельфе РФ и исключительной экономической зоне РФ, не являющихся экологическими преступлениями, поскольку они посягают на отношения по обеспечению безопасности морского судоходства и суверенных прав Российской Федерации на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Предмет этого преступления — незаконно созданные на континентальном шельфе сооружения, незаконно созданные вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зоны безопасности, а также средства обеспечения безопасности морского судоходства.

Под сооружениями понимаются искусственные острова, буровые и иные установки, платформы разного назначения, причалы и другие постройки. Они не обладают статусом естественных островов, не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа (ст. 16 Закона о континентальном шельфе).

По смыслу ч. 1 комментируемой статьи под сооружениями следует также понимать подводные кабели и трубопроводы различного назначения. К ним необходимо отнести также и устройства для выращивания морской продукции, в частности моллюсков с искусственным жемчугом, морских ежей, плантации культивируемой морской капусты (ламинарии).

Вокруг искусственных островов, установок, платформ и иных сооружений устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более чем на 500 м от каждой точки внешнего края названных сооружений (ст. 16 указанного Закона).

Средства обеспечения безопасности морского судоходства — это различные устройства, предупреждающие морские и воздушные суда о наличии сооружений: маяки, бакены, молы (устройства для защиты от волн), световые, светозвуковые устройства и др.

3. С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, выражается альтернативно в: а) незаконном возведении сооружений на континентальном шельфе РФ; б) незаконном создании вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности; в) нарушении правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.

Создавать искусственные острова, установки и другие сооружения на шельфе могут: федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ; физические и юридические лица РФ; иностранные государства, иностранные физические и юридические лица; компетентные международные организации.

Порядок представления, рассмотрения, оценки запросов на создание искусственных сооружений на шельфе и порядок принятия иных решений устанавливаются Законом о континентальном шельфе (ст. ст. 17 — 20) и международными договорами РФ. Порядок прокладки подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе изложен в ст. 22 Закона о континентальном шельфе. Деятельность на искусственном острове, платформе, сооружении может быть прекращена на основании решения суда (ст.

21 указанного Закона).

Перечень правил, которыми должны руководствоваться заявители, довольно обширен. Так, незаконными признаются: возведение сооружений без разрешения либо с несоблюдением установленных в разрешении условий (не в том месте, не на той глубине, без соблюдения мер безопасности); создание с нарушением установленных правил зон безопасности либо охрана или ликвидация с нарушением правил возведенных сооружений или средств обеспечения безопасности.

Передача заявителями, получившими разрешение на создание сооружений, прав на возведение и пользование ими другим лицам запрещается. Эксплуатация сооружений такими лицами также образует состав рассматриваемого преступления.

Обязательным признаком объективной стороны преступления является место совершения преступления: континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ (см. коммент. к ст. 252).

Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента совершения хотя бы одного из указанных в статье деяний. При наличии последствий (загрязнение вод, авария корабля) содеянное образует совокупность преступлений и квалифицируется по ч. 1 комментируемой статьи и, например, по ст. ст. 252, 263 УК.

4. Субъект преступления — специальный — вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, ответственное за осуществление соответствующей деятельности.

5. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершить.

Мотивы и цели для квалификации преступления значения не имеют.

6. Предметом преступления в ч. 2 комментируемой статьи являются естественные богатства континентального шельфа или исключительной экономической зоны РФ (природные ресурсы). Естественные богатства шельфа составляют: минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр (руды, минералы, нефть, газ и т.п.), а также живые организмы «сидячих» видов, т.е. организмы, которые в надлежащий период промысла находятся в неподвижном состоянии на морском дне либо не способны передвигаться иначе как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами (крабы, гребешки, устрицы, мидии, морские ежи и звезды, трепанги, кукумарии, губки «сидячих» видов, морские водоросли и др.).

К естественным богатствам исключительной экономической зоны РФ относятся ее биоресурсы: рыбы, морские звери, иные млекопитающие, водоплавающие птицы.

7. Объективная сторона преступления состоит в совершении хотя бы одного из названных в законе проводимых без соответствующего разрешения действий: исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ.

Эти действия образуют состав экологического преступления.

Исследования, т.е. морские научные и ресурсные исследования, субъекты таких исследований, порядок получения разрешения на их проведение, порядок их проведения, основания для отказа в выдаче разрешений подробно изложены в гл. V «Морские научные исследования» указанного Закона.

Морские научные исследования являются незаконными, если они осуществляются без разрешения либо в месте, не обозначенном в разрешении, либо если их проводит лицо, не указанное в разрешении, переданном ему другим лицом.

Разрешение на проведение морских научных исследований выдается федеральным органом исполнительной власти в области науки и технической политики по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти (в области обороны, рыболовства, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и др.).

Разрешения на региональное геологическое изучение шельфа; поиск минеральных ресурсов, их разведку и разработку; строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с эксплуатацией ресурсов шельфа; сбор палеонтологических, минералогических и других геологических коллекционных материалов выдаются федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти (по обороне, в области рыболовства и др.).

Разрешение на проведение морских ресурсных исследований выдается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти (ст. ст. 23 — 30 Закона о континентальном шельфе и ст. ст. 19 — 21 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»).

Разведка естественных богатств — это поиск живых и неживых ресурсов, определение их количества, объемов, продуктивности, возможности промысловой добычи и т.п.

Разработка естественных богатств представляет собой их промышленную добычу. Разработка этих богатств осуществляется с учетом их рационального использования и восстановления ресурсов .
———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 15.12.2005 N 768 «О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)» (в ред. от 02.10.2009) // СЗ РФ. 2005. N 52. Ст.

5794; 2009. N 12. Ст. 1429; N 41. Ст.

4764.

Порядок проведения разведки и разработки естественных богатств также довольно подробно урегулирован в законодательстве РФ. Так, разрешения (лицензии) на промысел живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны российским и иностранным заявителям выдаются Росрыболовством. Лицензии действительны в течение календарного года в пределах указанных в них районов промысла и на указанные виды живых ресурсов.

На каждом судне, производящем промысел, должен быть подлинник лицензии.

Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения хотя бы одного из названных действий.

8. Субъект преступления — гражданин Российской Федерации, лицо без гражданства или иностранный гражданин, достигший 16-летнего возраста, вменяемый.

9. С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, совершается с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность совершения конкретного из перечисленных в законе действий, понимает, что совершает их без соответствующего разрешения, и желает так действовать.

10. Рассматриваемое преступление необходимо отличать от административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 8.17 и 8.18 КоАП.

Часть 1 ст. 8.17 КоАП отличается от ч. 1 комментируемой статьи по признакам объективной стороны: в ней предусматривается ответственность за нарушение правил безопасного проведения перечисленных в этой статье работ, либо правил охраны или использования минеральных (неживых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны РФ, либо условий лицензии на водопользование, региональное геологическое изучение, поиск, разведку или разработку минеральных (неживых) ресурсов в этих местах.

От преступления, предусмотренного в ч. 2 комментируемой статьи, правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.17 КоАП, отличается тем, что ответственность по ч. 2 ст. 8.17 КоАП за нарушение правил использования минеральных (неживых) ресурсов или условий лицензирования при проведении исследований, разведки или разработки этих ресурсов наступает при наличии разрешения (лицензии) на проведение такой деятельности, а по ч. 2 комментируемой статьи — за ее осуществление без разрешения.

Часть 1 ст. 8.18 КоАП предусматривает ответственность за нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, тогда как ч. 2 комментируемой статьи — за эти действия, но при отсутствии разрешения.

11. Практика применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов рассмотрена в Постановлении Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26.

Статья 253 УК РФ. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации

1. Незаконные создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение порядка создания, эксплуатации, использования, охраны и ликвидации созданных искусственных островов, установок и сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Исследование, поиск, разведка, а также разработка, в том числе добыча (вылов), природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок от двух до трех лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок от двух до трех лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются принудительными работами на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет или без такового.

Комментарий к Статье 253 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в подрыве экологической безопасности России и установленного порядка использования континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Части 1 и 2 коммент. статьи включают в себя два альтернативных состава преступления, отражающих общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой тяжести.

2. Основными объектами преступного посягательства являются экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной окружающей природной среды, рациональным использованием и воспроизводством природных богатств континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Факультативные объекты — безопасность морского судоходства; экологическое состояние естественных богатств континентального шельфа.

3. Нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ может иметь и факультативный предмет преступного посягательства — природные ресурсы континентального шельфа или исключительной экономической зоны РФ.

3.1. Под природными ресурсами континентального шельфа (исключительной экономической зоны) понимаются минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна (руды, минералы, нефть и т.п.), а также живые организмы «сидячих» видов, т.е. организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним, либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами. К таким живым организмам, в частности, относятся крабы, гребешки, морские ежи, морские звезды, губки «сидячих» видов, водоросли «сидячих» видов, морские травы и т.п. (см.

Конвенцию ООН по морскому праву (1982 г.) ; ст. 4 ФЗ от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (в ред. от 09.05.2005) ).
———————————
БМД. 1998. N 1.

СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694; 1999.

N 7. Ст. 879; 2001. N 33 (ч. 1). Ст.

3429; 2003. N 17. Ст. 1557, N 27 (ч.

1). Ст. 2700, N 46 (ч. 1).

Ст. 4444; 2004. N 35.

Ст. 3607; 2005. N 19.

Ст. 1752.

3.2. Если в пределах континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ производится незаконный (безлицензионный) вылов рыбы, других водных животных или промысловых растений, то данные деяния следует квалифицировать по ст. 256.

4. Объективная сторона составов преступления выражается в форме как действия, так и бездействия. В первом случае лицо характеризуется активным преступным поведением по возведению искусственных островов, установок или сооружений, созданию вокруг них зон безопасности, нарушению правил эксплуатации сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства и т.д. Во втором — виновное лицо не соблюдает, не исполняет правил, например, не контролирует эксплуатацию искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства и т.д.

Пассивное преступное поведение характерно для должностных и иных лиц, ответственных за эксплуатацию данных сооружений и средств.

5. Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный характер, поскольку для признания соответствующего деяния незаконным либо совершенным с нарушением соответствующих правил и в целях надлежащей квалификации деяния как преступления она отсылает правоприменителя к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам. К таковым относятся, например: Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.) (вступила в силу для Российской Федерации 11 апреля 1997 г.); Конвенция о континентальном шельфе (1958 г.) ; ФЗ от 17.12.1998 N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2005) ; ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»; Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ (в ред. от 14.12.2006) ; Положение о защите и сохранении морской среды в экономической зоне СССР, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 15.07.1985 N 656 .
———————————
Ведомости СССР. 1964. N 28.

Ст. 329.

СЗ РФ. 1998. N 51. Ст.

6273; 2001. N 33 (ч. 1).

Ст. 3429; 2002. N 12. Ст.

1093; 2003. N 17. Ст. 1555, N 27 (ч. 1).

Ст. 2700, N 46 (ч. 1).

Ст. 4444; 2005. N 30 (ч. 1).

Ст. 3101; 2006. N 45. Ст.

4640.

СЗ РФ. 1999. N 18.

Ст. 2207; 2001. N 22. Ст.

2125; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004.

N 15. Ст. 1519, N 45. Ст.

4377; 2005. N 52 (ч. 1). Ст. 5581; 2006.

N 50. Ст. 5279.

СП СССР. 1985. N 22.

Ст. 112.

6. По законодательной конструкции составы преступления являются формальными. Преступление окончено (составами) в момент совершения хотя бы одного из следующих действий: а) незаконного возведения искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе РФ; б) незаконного создания вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности; в) нарушения правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений или средств обеспечения безопасности морского судоходства; г) исследования, поиска, разведки, разработки природных ресурсов континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ, проводимых без соответствующего разрешения.

7. Незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений означает их строительство или устройство на континентальном шельфе без надлежащего на то разрешения.

8. Зона безопасности — охраняемая территория вокруг возведенного сооружения, установки, искусственного острова, деятельность человека на которой и вхождение водного транспорта в которую специально ограничены или запрещены. Как правило, данные ограничения связаны с проведением исследований, разведки, с поиском или разработкой природных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны, а также с обеспечением безопасности судоходства и самих искусственных островов, сооружений или установок.

8.1. Вокруг искусственных островов, установок и сооружений устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более чем на 500 м от каждой точки внешнего края искусственных островов, установок и сооружений (см. Конвенцию ООН по морскому праву; ст.

16 ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»).

8.2. К сооружениям и средствам обеспечения безопасности морского судоходства относятся маяки, спасательные и иные станции, суда, платформы и т.д.

9. Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов, исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей, а также юрисдикцию в отношении морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслом живых ресурсов, захоронением отходов и других материалов и т.д. (см. ст. 5 ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»).

9.1. Лицензии на региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведку и разработку минеральных (неживых) ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны России, включая лицензии на основе соглашений о разделе продукции, выдаются специально уполномоченным на то федеральным органом по геологии и использованию недр при соответствующем согласовании. Лицензирование использования живых ресурсов морского дна осуществляется специальным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству. Права и обязанности пользователя возникают с момента получения лицензии (см.

ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»).

9.2. Морские научные либо ресурсные исследования на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне — это фундаментальные или прикладные научно-исследовательские и экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов и промысел живых ресурсов (см. там же).

9.3. Поиск природных ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны представляет собой работы по обнаружению и перспективной оценке минеральных и живых ресурсов морского дна или его недр.

9.4. Разведка природных ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны состоит в извлечении проб и образцов минеральных и живых ресурсов с морского дна или из его недр.

9.5. Разработка предполагает добычу природных ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны.

9.6. Любительский сбор (лов) природных ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны не образует состава преступления, предусмотренного ч. 2 коммент. статьи.

10. Ущерб, причиненный незаконной разработкой природных ресурсов континентального шельфа, определяется: а) соответствующими таксами (таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водоемах, территориальных водах, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках России, за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации до внешних границ экономических и рыболовных зон иностранных государств; таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, во внутренних рыбохозяйственных водоемах, внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.09.2000 N 724; таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным уничтожением объектов животного и растительного мира, утв. Приказом Минприроды России от 04.05.1994 N 126); б) по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

11. Обязательным признаком объективной стороны составов преступления является место его совершения. Таковым считается собственно континентальный шельф РФ или исключительная экономическая зона РФ.

11.1. Континентальный шельф РФ — это продолжение морского берега под водой, образующего своеобразную «подводную полку» континента, материковую отмель. Включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема (исключая дно океана на больших глубинах, в том числе его океанических хребтов или его недр).

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, то внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка и определяется с помощью линии, проведенной путем отсчета от фиксированных точек, в каждой из которых толщина осадочных пород составляет по крайней мере 1% кратчайшего расстояния от такой точки до подножия континентального склона, либо линии, проведенной путем отсчета от фиксированных точек, отстоящих не далее 60 морских миль от подножия континентального склона.

Фиксированные точки, составляющие линию внешних границ континентального шельфа на морском дне, должны находиться не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м. Воды над шельфом являются открытым морем, т.е. находятся в общем пользовании всех государств и народов. Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов (см. Конвенцию ООН по морскому праву; ст. 1 ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»; ст. 1, 3 — 5, 13 и др.

Закона о животном мире).

11.2. Исключительная экономическая зона РФ — это морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря (если иное не предусмотрено международным договором РФ), имеющий особый правовой режим. Внутренней границей исключительной экономической зоны РФ является внешняя граница территориального моря (см. Конвенцию ООН по морскому праву; ст.

1 ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»).

Определения континентального шельфа и исключительной экономической зоны применяются также ко всем островам РФ, за исключением скал, не пригодных для поддержания жизни человека или для самостоятельной хозяйственной деятельности (см. там же).

12. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Подробнее см. ст. 25 — 26.

13. Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста. Для дел о нарушении правил эксплуатации сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства, а также в связи с совершением преступлений по неосторожности характерно привлечение к УО должностных либо иных ответственных по службе лиц.

Другой комментарий к Ст. 253 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления (ч. 1) может выражаться: а) в незаконном возведении искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе РФ; б) в незаконном создании вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности; в) в нарушении правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.

Преступление считается оконченным с момента совершения любого из перечисленных деяний.

2. В ч. 2 предусмотрена ответственность за исследование, поиск, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ, проводимые без соответствующего разрешения, выдаваемого федеральным органом в установленном законе порядке.

3. Некоторые вопросы уголовной ответственности за совершение данного преступления раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)».

Статья 253 УК РФ. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации

Уголовный кодекс > Раздел IX УК РФ. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА > Глава 26 УК РФ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ > Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации

1. Незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Исследование, поиск, разведка, разработка природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарии к ст. 253 УК РФ

1. Комментируемая норма, во-первых, вобрала в себя ряд норм предыдущего законодательства, во-вторых, существенно изменила описание рассматриваемого посягательства.

Общественная опасность преступления заключается в том, что им причиняется вред нескольким группам общественных отношений: континентальному шельфу как одному из элементов окружающей среды, суверенитету России, безопасности судоходства. В связи с этим в юридической литературе высказано мнение о том, что нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной зоне не является экологическим преступлением .

Например: Экологическое право России / Под ред. В.Д. Ермакова, А.Я. Сухарева.

М., 1997.

2. Объект преступления — общественные отношения по охране природных ресурсов континентального шельфа и вод исключительной экономической зоны РФ. Дополнительными объектами могут выступать суверенитет России, безопасность судоходства.

3. Объективную сторону преступления образуют: а) незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе РФ; б) незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности; в) нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.

На континентальном шельфе Российская Федерация осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его минеральных и живых ресурсов, обладает правом разрешать и регулировать буровые работы, сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование островов, установок и сооружений. Данные права являются исключительными. Если Россия не производит указанных действий, никто не может это делать без ее согласия.

Континентальный шельф включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации»).

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Последняя находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается более чем 200 морских миль.

Если подводная окраина материка простирается на большее расстояние от указанных исходных линий, то внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам РФ.

Исключительная экономическая зона — это прилегающие к побережью РФ морские районы, находящиеся за пределами ее территориальных вод. Ее внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ. Разграничение экономической зоны между Россией и другими государствами осуществляется путем соглашений на основе международно-правовых норм.

Зоны безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений устанавливаются для изучения, поиска, разведки или разработки минеральных ресурсов или промысла живых ресурсов и простираются не более чем на 500 м от каждой точки их внешнего края.

Возведение искусственных островов, установок или сооружений, прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе, создание вокруг них или в экономической зоне России зон безопасности производятся по разрешению специально на то уполномоченного федерального органа (например, по геологии и использованию недр, по рыболовству, по науке и технической политике). Совершение указанных действий без такого разрешения будет признаваться незаконным и влечь ответственность по ст. 253.

Нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств может выражаться в: а) возведении указанных объектов с нарушением норм, закрепленных в выданном разрешении, с отступлением от СНИПов, ГОСТов; б) эксплуатации имеющихся сооружений, не обеспечивающей либо охрану морской среды (например, без очистных сооружений), либо безопасность судоходства (например, без обеспечения исправного состояния постоянных средств предупреждения о наличии искусственных островов, установок и сооружений); в) ненадлежащей охране указанных объектов; г) ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства (например, покинутые или более не используемые искусственные острова, установки и сооружения должны быть убраны их создателями в сроки, оговоренные в разрешении на их создание).

Для наличия состава преступления достаточно совершения хотя бы одного из указанных действий.

4. Преступление имеет формальный состав, является оконченным независимо от наступления последствий.

5. С субъективной стороны предполагается умышленная форма вины.

6. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста, являющееся гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства.

7. Часть 2 ст. 253 предусматривает ответственность за исследование, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа России или ее исключительной экономической зоны, проводимые без соответствующего разрешения.

К природным ресурсам континентального шельфа относятся: минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», т.е. организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами. Перечень видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа, устанавливается специально уполномоченным на то федеральным органом по рыболовству. Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа находятся в ведении Российской Федерации; деятельность по разведке, разработке (промыслу) таких ресурсов и их охране входит в компетенцию Правительства РФ.

8. Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)» уголовная ответственность по ч. 2 ст. 253 наступает в случаях, когда указанные в законе действия совершены без обращения в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти за получением разрешения (лицензии) или при отказе в лицензировании либо после получения положительного ответа о лицензировании, но до регистрации лицензии или после выбора указанной в разрешении (лицензии) квоты.

БВС РФ. 2011. N 1.

Вылов водных биологических ресурсов, совершенный в целях научно-исследовательских работ, поиска и разработки природных ресурсов континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ без специального разрешения, полностью охватывается ч. 2 ст. 253, если лицом не осуществлялась незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов при наличии признаков, предусмотренных в ч. ч. 1 и 3 ст. 256 УК.

Уголовная ответственность в таких случаях наступает по соответствующим частям указанной статьи.

9. Признаки субъективной стороны и субъекта те же, что и в ч. 1 ст. 253.

admin
Оцените автора
Ракульское