Методика определения и порядок внесения платы за сервитут на земельный участок. Примеры расчета

приказом Минэкономразвития России

от 04.06.2019 N 321

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЛАТЫ ЗА ПУБЛИЧНЫЙ СЕРВИТУТ В ОТНОШЕНИИ

ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ИЛИ НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ

СОБСТВЕННОСТИ И ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ГРАЖДАНАМ

ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для оказания содействия и методического обеспечения при определении размера платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам (далее соответственно — плата за публичный сервитут, правообладатели земельных участков).

2. При определении платы за публичный сервитут рекомендуется исходить из того, что такая плата представляет собой определяемую, в том числе с учетом положений Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» , разницу между рыночной стоимостью земельного участка (в случае установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности) либо рыночной стоимостью прав на земельный участок, предоставленный гражданину или юридическому лицу (в случае установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности), до установления публичного сервитута и после его установления (учитывая ограничения использования земельного участка и другие обстоятельства, возникающие в связи с установлением публичного сервитута и той деятельностью, которая может осуществляться на земельном участке обладателем публичного сервитута).

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2002, N 4, ст. 251; N 12, ст. 1093; N 46, ст.

4537; 2003, N 2, ст. 167, N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 2, ст. 172; N 31, ст.

3456; 2007, N 7, ст. 834; N 29, ст. 3482; N 31, ст.

4016; 2008, N 27, ст. 3126; 2009, N 19, ст. 2281; N 29, ст. 3582; N 52, ст.

6419, 6450; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 43; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст.

6728; N 49, ст. 7024, 7061; 2013, N 23, ст. 2871; N 27, ст. 3477; N 30, ст.

4082; 2014, N 11, ст. 1098; N 23, ст. 2928; N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4226; 2015, N 1, ст.

52; N 10, ст. 1418; N 24, ст. 3372; N 29, ст.

4342, 4350; 2016, N 1, ст. 11; N 18, ст. 2487; N 23, ст. 3296; N 26, ст.

3890; N 27, ст. 4293, 4294; 2017, N 31, ст. 4823; 2018, N 32, ст.

5105.

3. При определении платы за публичный сервитут рекомендуется рыночную стоимость прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и предоставленный гражданам или юридическим лицам, определять с учетом следующих особенностей:

1) в случае если земельный участок, в отношении которого установлен публичный сервитут, предоставлен юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, то рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка на установленный законом предельный (максимальный) срок, а в случае отсутствия установленного законом предельного (максимального) срока — на сорок девять лет;

2) в случае если земельный участок, в отношении которого установлен публичный сервитут, предоставлен гражданину или имеющей право на бесплатное предоставление в собственность этого земельного участка организации на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения, то рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость земельного участка.

4. В случае если земельный участок, в отношении которого установлен публичный сервитут, находится в общей долевой собственности или предоставлен в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, то плату за публичный сервитут для каждого из участников долевой собственности или арендаторов рекомендуется рассчитывать пропорционально их доле в праве собственности (в праве аренды) на земельный участок.

5. В случае если публичный сервитут устанавливается в отношении части земельного участка, то плату за публичный сервитут рекомендуется определять пропорционально площади этой части земельного участка.

6. При определении платы за публичный сервитут в отношении обременяемого этим сервитутом земельного участка рекомендуется учитывать:

1) установленное разрешенное использование земельного участка;

2) существующие до установления публичного сервитута ограничения (обременения) прав на земельный участок;

3) степень обременения публичным сервитутом земельного участка в целом (а не отдельной его части), которая выражается в:

— возможности продолжения использования земельного участка после установления публичного сервитута в соответствии с его разрешенным использованием;

— продолжительности срока публичного сервитута;

— объеме, содержании и сроке работ, осуществляемых обладателем публичного сервитута, и степени их влияния на хозяйственную деятельность на земельном участке;

— затруднении хозяйственной деятельности в связи с осуществлением публичного сервитута в сравнении с существующими ограничениями (обременениями) прав на земельный участок.

7. При расчете платы за публичный сервитут ее размер рекомендуется определять с учетом стоимости имущества правообладателей земельных участков на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

8. При установлении правообладателя земельного участка используются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, а в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах — документы о правах на землю, представленные правообладателем земельного участка, в том числе прилагаемые к заявлению об учете прав (обременений прав) на земельные участки в соответствии с пунктом 8 статьи 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации .

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2018, N 32, ст. 5134.

9. При расчете платы за публичный сервитут целесообразно установить, что уменьшение рыночной стоимости земельного участка (прав на него) непосредственно связано с осуществлением публичного сервитута, имея в виду, что если права на земельный участок ограничены установлением зон с особыми условиями использования территории в отношении линейного объекта, который размещается на условиях публичного сервитута, то плата за публичный сервитут возмещает лишь такое уменьшение рыночной стоимости, которое может возникать дополнительно по сравнению с существующими ограничениями прав на земельный участок.

В связи с этим рекомендуется исходить из того, что указанные в пункте 10 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации убытки, напрямую не связанные непосредственно с использованием для осуществления публичного сервитута земельного участка (перерыв в хозяйственной деятельности правообладателя земельного участка, вызванный последствиями деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, повреждение имущества в ходе осуществления публичного сервитута, в том числе случайное и т.п.), не включаются в плату за публичный сервитут и возмещаются правообладателю земельного участка отдельно.

10. Обстоятельства, влияющие на расчет размера платы за публичный сервитут, рекомендуется учитывать однократно.

11. Если в соответствии с законодательством, а также соглашением об осуществлении публичного сервитута на обладателя публичного сервитута возлагается обязанность по созданию неотделимых улучшений, остающихся в собственности правообладателя земельного участка, то при определении платы за публичный сервитут рекомендуется предусматривать ее соразмерное снижение на стоимость данных улучшений.

12. При определении стоимости прав, в том числе права аренды, на земельный участок, обременяемый публичным сервитутом, рекомендуется принимать во внимание текущее состояние земельного участка и его готовность к использованию в соответствии с разрешенным использованием, и в частности:

1) степень благоустройства и характеристики расположенных на земельном участке зданий, сооружений, сетей инженерно-технического обеспечения, влияние деятельности, осуществляемой правообладателем публичного сервитута на сохранение уровня благоустройства земельного участка и состояние указанных зданий, сооружений и сетей, а также необходимость и объем затрат на подготовку или восстановление возможности использования данного участка его правообладателем в той степени, в какой это было возможно до установления сервитута;

2) характер хозяйственной деятельности правообладателя земельного участка и мероприятия, выполненные для ее дальнейшего осуществления (запланированное строительство объектов капитального строительства, выполнение работ по благоустройству территории, необходимость уборки урожая, создание защитных сооружений, завершение инвестиционного проекта, текущее или запланированное проведение инженерных изысканий, архитектурно-строительное проектирование);

3) срок договора аренды или договора безвозмездного пользования.

13. В случае если соглашением об осуществлении публичного сервитута определяется, что плата за публичный сервитут должна вносится периодическими платежами, то для расчета такого платежа рекомендуется общий размер платы, определенный в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, разделять на общее число запланированных платежей. Одновременно в указанном случае в соглашении об осуществлении публичного сервитута рекомендуется предусматривать, что такие платежи могут быть изменены на размер уровня инфляции за каждый год, в течение которого будет действовать указанное соглашение об установлении сервитута.

Методика расчета платы за сервитут

Подборка наиболее важных документов по запросу Методика расчета платы за сервитут(нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Сервитут:
  • Исковое заявление об установлении частного сервитута
  • Оформление сервитута
  • Плата за публичный сервитут
  • Публичный сервитут
  • Регистрация публичного сервитута
  • Ещё.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Методика расчета платы за сервитут

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Право прокладки и обслуживания сетей связи
(Волков Ю.В.)
(«Актуальные проблемы российского права», 2019, N 10) 2. Научная рефлексия. Проблема пользования чужим имуществом весьма популярна. В исследовательских публикациях, которых более 2,5 тыс., преобладают работы о правах на земельные участки. Сервитут, узуфрукт представляет интерес не только для юристов, многие историки и экономисты исследуют данную проблематику. Одновременно более 4,5 тыс. работ представлено в сегменте сетей связи (по всем специальностям, не только по юриспруденции).

Однако пересечения этих множеств практически нет. Соответственно, наш выбор пал на те работы, которые хотя бы частично касаются вопросов размещения сетей связи на чужом имуществе. Одна из проблем, как отмечает Н.В.

Ротко, — «неоднозначное понимание сервитутов» (отсутствие четкого разграничения вещных и обязательственных прав) . Е.А. Царанок отмечает разницу в понимании сервитута в России и за рубежом . Еще один аспект отмечен О.В. Жевняк. Она рассматривает несколько примеров, один из которых о размещении оборудования одного оператора на территории другого . Примечательным является судебное решение — договор аренды. Иными словами, суд не видит сервитута, а только платное использование имущества.

Я.С. Солодова на примере локального акта Ялуторовской городской думы Тюменской области полагает, что сервитут в большей степени «есть ограничение права собственности» . Соответственно, необходимо понимание того, является ли обоснованным ограничение права собственности в случае прокладки линий связи в интересах другого лица (группы лиц — публичный интерес). Другой позиции придерживаются авторы — сторонники сервитута для линейных объектов, в том числе сетей связи. Например М.С. Луповской полагает, что «коммунальный сервитут» устанавливается для «размещения, эксплуатации, ремонта и реконструкции объектов коммунального назначения» (в том числе «сооружений связи и иных подобных объектов» ), для обеспечения «прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи» . Кроме того, автор полагает, что при установлении публичного коммунального сервитута необходимо общественное слушание . Е.В.

Козлова предложила алгоритм расчета соразмерной платы за сервитут, апробированный в том числе и для прокладки линейных объектов . Авторы пишут о наличии только двух оснований сервитута: 1) соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка; 2) судебное решение об установлении и условиях сервитута в случае недостижения указанными лицами соглашения . Исследования авторов по иным аналогичным вопросам, в частности о сетях газоснабжения, свидетельствуют о том, что даже наличие нескольких подзаконных актов не решает проблему, если нет прямой и точной нормы в законе . Н.Г. Мирошникова рассматривает проблему, в том числе применительно и к линиям связи, в основе которой незаконный отказ судов в установлении сервитута, основанный на отказе собственника. Однако часто потенциальный сервитуарий получает отказ не от собственников, которые как раз хотят прокладки сетей связи, а от управляющей компании, которая фактически узурпирует принятие решений . Она же проводит подробный анализ земельного сервитута, в признаках которого нет места сетям связи . Сложности, по мнению Я.С.

Солодовой, связаны с тем, что регистрируется только право, а не сам договор об установлении сервитута . Разграничение узуфрукта и сервитута дает основание рассматривать проблему прокладки и размещения сетей связи и иной стороны как узуфрукт, а пользователя услуг связи в качестве сервитуария . В таком случае оператор связи может выступать представителем многих сервитуариев. Держат руку на пульсе проблемы и чиновники. Однако измененный порядок касается только государственных интересов, которые еще требуют разграничения с интересами муниципалитетов. Что касается прав частных лиц на федеральные и муниципальные земли, то это всегда было предметом «лотереи», на какого чиновника попадешь. О сервитутах на иные земли ничего не сказано.

С учетом такого разброса мнений не удивительно, что законодатели пытаются путем правок жилищного законодательства решить отраслевые проблемы связи и вопросы конституционного права граждан.

Нормативные акты: Методика расчета платы за сервитут

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ
(ред. от 26.03.2022)
«Об особых экономических зонах в Российской Федерации» 16. Сервитут, установленный в соответствии с настоящей статьей, сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, в отношении которого установлен сервитут, к другому лицу, а также в случае перехода прав лиц, в интересах которых установлен сервитут, к другим лицам, осуществляющим строительство и (или) эксплуатацию объектов инфраструктуры особой экономической зоны.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Методика определения и порядок внесения платы за сервитут на земельный участок. Примеры расчета

    1 декабря 2024 Регистрация Войти
    6 декабря 2024

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    13 декабря 2024

    Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства экономического развития РФ от 4 июня 2019 г. N 321 “Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам”

    Обзор документа

    Приказ Министерства экономического развития РФ от 4 июня 2019 г. N 321 “Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам”

    4 сентября 2019

    В соответствии с пунктом 7 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2018, N 32, ст. 5134), пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст.

    2867; 2009, N 19, ст. 2344; 2010, N 9, ст. 960; N 19, ст.

    2324; N 21, ст. 2602; N 41, ст. 5240; N 45, ст.

    5860; N 52, ст. 7104; 2011, N 12, ст. 1640; N 17, ст. 2411; N 36, ст.

    5149; N 43, ст. 6079; 2012, N 13, ст. 1531; N 27, ст. 3766; N 52, ст.

    7491; N 53, ст. 7943; 2013, N 5, ст. 391; N 14, ст. 1705; N 35, ст.

    4514; 2014, N 21, ст. 2712; N 40, ст. 5426; 2015, N 41, ст.

    5671; N 46, ст. 6377, 6388; 2016, N 17, ст. 2410; N 31, ст. 5013; 2017, N 1, ст. 175; N 5, ст.

    800; N 17, ст. 2569; N 33, ст. 5205; N 34, ст. 5276; N 42, ст. 6168; N 46, ст.

    6790; 2018, N 33, ст. 5434; N 37, ст. 5762; N 50, ст.

    7764; 2019, N 5, ст. 391), приказываю:

    Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам.

    Министр М.С. Орешкин

    УТВЕРЖДЕНЫ
    приказом Минэкономразвития
    России
    от 04.06.2019 № 321

    Методические рекомендации
    по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам

    1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для оказания содействия и методического обеспечения при определении размера платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам (далее соответственно — плата за публичный сервитут, правообладатели земельных участков).

    2. При определении платы за публичный сервитут рекомендуется исходить из того, что такая плата представляет собой определяемую, в том числе с учетом положений Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» 1 , разницу между рыночной стоимостью земельного участка (в случае установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности) либо рыночной стоимостью прав на земельный участок, предоставленный гражданину или юридическому лицу (в случае установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности), до установления публичного сервитута и после его установления (учитывая ограничения использования земельного участка и другие обстоятельства, возникающие в связи с установлением публичного сервитута и той деятельностью, которая может осуществляться на земельном участке обладателем публичного сервитута).

    3. При определении платы за публичный сервитут рекомендуется рыночную стоимость прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и предоставленный гражданам или юридическим лицам, определять с учетом следующих особенностей:

    1) в случае если земельный участок, в отношении которого установлен публичный сервитут, предоставлен юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, то рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка на установленный законом предельный (максимальный) срок, а в случае отсутствия установленного законом предельного (максимального) срока — на сорок девять лет;

    2) в случае если земельный участок, в отношении которого установлен публичный сервитут, предоставлен гражданину или имеющей право на бесплатное предоставление в собственность этого земельного участка организации на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения, то рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость земельного участка.

    4. В случае если земельный участок, в отношении которого установлен публичный сервитут, находится в общей долевой собственности или предоставлен в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, то плату за публичный сервитут для каждого из участников долевой собственности или арендаторов рекомендуется рассчитывать пропорционально их доле в праве собственности (в праве аренды) на земельный участок.

    5. В случае если публичный сервитут устанавливается в отношении части земельного участка, то плату за публичный сервитут рекомендуется определять пропорционально площади этой части земельного участка.

    6. При определении платы за публичный сервитут в отношении обременяемого этим сервитутом земельного участка рекомендуется учитывать:

    1) установленное разрешенное использование земельного участка;

    2) существующие до установления публичного сервитута ограничения (обременения) прав на земельный участок;

    3) степень обременения публичным сервитутом земельного участка в целом (а не отдельной его части), которая выражается в:

    — возможности продолжения использования земельного участка после установления публичного сервитута в соответствии с его разрешенным использованием;

    — продолжительности срока публичного сервитута;

    — объеме, содержании и сроке работ, осуществляемых обладателем публичного сервитута, и степени их влияния на хозяйственную деятельность на земельном участке;

    — затруднении хозяйственной деятельности в связи с осуществлением публичного сервитута в сравнении с существующими ограничениями (обременениями) прав на земельный участок.

    7. При расчете платы за публичный сервитут ее размер рекомендуется определять с учетом стоимости имущества правообладателей земельных участков на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

    8. При установлении правообладателя земельного участка используются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, а в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах документы о правах на землю, представленные правообладателем земельного участка, в том числе прилагаемые к заявлению об учете прав (обременений прав) на земельные участки в соответствии с пунктом 8 статьи 39.42 Земельного кодекса Российской Федерации 2 .

    9. При расчете платы за публичный сервитут целесообразно установить, что уменьшение рыночной стоимости земельного участка (прав на него) непосредственно связано с осуществлением публичного сервитута, имея в виду, что если права на земельный участок ограничены установлением зон с особыми условиями использования территории в отношении линейного объекта, который размещается на условиях публичного сервитута, то плата за публичный сервитут возмещает лишь такое уменьшение рыночной стоимости, которое может возникать дополнительно по сравнению с существующими ограничениями прав на земельный участок.

    В связи с этим рекомендуется исходить из того, что указанные в пункте 10 статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации убытки, напрямую не связанные непосредственно с использованием для осуществления публичного сервитута земельного участка (перерыв в хозяйственной деятельности правообладателя земельного участка, вызванный последствиями деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, повреждение имущества в ходе осуществления публичного сервитута, в том числе случайное и т.п.), не включаются в плату за публичный сервитут и возмещаются правообладателю земельного участка отдельно.

    10. Обстоятельства, влияющие на расчет размера платы за публичный сервитут, рекомендуется учитывать однократно.

    11. Если в соответствии с законодательством, а также соглашением об осуществлении публичного сервитута на обладателя публичного сервитута возлагается обязанность по созданию неотделимых улучшений, остающихся в собственности правообладателя земельного участка, то при определении платы за публичный сервитут рекомендуется предусматривать ее соразмерное снижение на стоимость данных улучшений.

    12. При определении стоимости прав, в том числе права аренды, на земельный участок, обременяемый публичным сервитутом, рекомендуется принимать во внимание текущее состояние земельного участка и его готовность к использованию в соответствии с разрешенным использованием, и в частности:

    1) степень благоустройства и характеристики расположенных на земельном участке зданий, сооружений, сетей инженерно-технического обеспечения, влияние деятельности, осуществляемой правообладателем публичного сервитута на сохранение уровня благоустройства земельного участка и состояние указанных зданий, сооружений и сетей, а также необходимость и объем затрат на подготовку или восстановление возможности использования данного участка его правообладателем в той степени, в какой это было возможно до установления сервитута;

    2) характер хозяйственной деятельности правообладателя земельного участка и мероприятия, выполненные для ее дальнейшего осуществления (запланированное строительство объектов капитального строительства, выполнение работ по благоустройству территории, необходимость уборки урожая, создание защитных сооружений, завершение инвестиционного проекта, текущее или запланированное проведение инженерных изысканий, архитектурно-строительное проектирование);

    3) срок договора аренды или договора безвозмездного пользования.

    13. В случае если соглашением об осуществлении публичного сервитута определяется, что плата за публичный сервитут должна вносится периодическими платежами, то для расчета такого платежа рекомендуется общий размер платы, определенный в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, разделять на общее число запланированных платежей. Одновременно в указанном случае в соглашении об осуществлении публичного сервитута рекомендуется предусматривать, что такие платежи могут быть изменены на размер уровня инфляции за каждый год, в течение которого будет действовать указанное соглашение об установлении сервитута.

    1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2002, N 4, ст. 251; N 12, ст. 1093; N 46, ст.

    4537; 2003, N 2, ст. 167; N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 2, ст. 172; N 31, ст.

    3456; 2007, N 7, ст. 834; N 29, ст. 3482; N 31, ст. 4016; 2008, N 27, ст. 3126; 2009, N 19, ст.

    2281; N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6419, 6450; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст.

    43; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст.

    6728; N 49, ст. 7024, 7061; 2013, N 23, ст. 2871; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4082; 2014, N 11, ст.

    1098; N 23, ст. 2928; N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4226; 2015, N 1, ст. 52; N 10, ст.

    1418; N 24, ст. 3372; N 29, ст. 4342, 4350; 2016, N 1, ст.

    11; N 18, ст. 2487; N 23, ст. 3296; N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4293, 4294; 2017, N 31, ст.

    4823; 2018, N 32, сг. 5105.

    2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2018, N 32, ст. 5134.

    Обзор документа

    Минэкономразвития подготовило методические рекомендации по определению платы за публичный сервитут. Она определяется как разница между рыночной стоимостью земельного участка (прав на него) до установления сервитута и после этого.

    В расчет берется стоимость имущества на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направления правообладателю земельного участка соглашения о сервитуте.

    Убытки, напрямую не связанные с использованием земли для сервитута (перерыв в хозяйственной деятельности правообладателя участка, вызванный последствиями деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, повреждение имущества в ходе осуществления сервитута, в том числе случайное и т.п.), не включаются в плату за публичный сервитут и возмещаются правообладателю земельного участка отдельно.

    Плата за публичный сервитут может вносится периодическими платежами. Их рекомендуется ежегодно индексировать исходя из уровня инфляции.

    Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

    Что такое договор сервитута, как заключается соглашение и сколько действует? Образец заявления

    Соглашение о сервитуте является уникальным субъектом правоотношений, где недвижимость передается в ограниченное пользование другому лицу или кругу лиц. Основные особенности реализации сервитута отражены в Гражданском и Земельном Кодексах РФ. Что представляет из себя такой вид соглашения и как правильно его оформить?

    Что это такое?

    Сервитут – это особый вид соглашения, предусмотренный законодательством, предполагающий возникновение и регламентацию права на установление ограниченного использования чужого имущества (п. 1 ст. 274 ГК РФ).

    Процедура проводится с учетом следующих особенностей (в скобках указаны пункты ст. 274 ГК РФ):

    • за собственником земельного участка сохраняется право его владения и эксплуатации (п.2);
    • регистрация соглашения производится в соответствии с регламентом, принятым в отношении регистрации недвижимого имущества (п. 3);
    • требование о сервитуте, при сложности в достижении договоренности с собственником, допустимо изъявлять в судебном порядке (п. 3);
    • соглашение заключается на ограниченный или постоянный срок, т. е. бессрочно (п. 4);
    • пользование участком может предоставляться за плату (п. 5);
    • соглашение допустимо заключать в отношении государственной и муниципальной собственности (п. 6).

    Справка.Право на ограниченное использование возникает только в отношении недвижимого имущества (ст. 277 ГК РФ).

    Если право собственности обремененным земельным участком переходит к другому лицу, то сервитут не оканчивает свое действие, а переходит совместно с недвижимостью (п. 1 ст. 275 ГК РФ).

    Таким образом, соглашение о сервитуте – это способ установить и урегулировать право пользования частью чужого участка, а также письменно обозначить условия, сроки и реквизиты сторон договора.

    Статья 275 ГК РФ. Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок

    1. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
    2. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

    Подробнее о том, что такое сервитут, как и когда он оформляется, мы рассказываем в отдельной статье.

    Назначение

    Частный и публичный сервитуты устанавливаются в случаях, когда собственникам соседних или близлежащих земельных участков, а также органам государственной власти, необходимо воспользоваться частью чужого имущества. В соответствии с п. 4 ст. 23 ЗК РФ публичное соглашение заключается в целях:

    • обеспечения проезда или прохода к объектам общего пользования;
    • размещения геодезических объектов;
    • прокладки инженерных, кабельных сетей;
    • проведения земельных и водных работ;
    • перемещения или выпаса фермерских животных;
    • сенокоса, охоты, рыбалки, сельскохозяйственного промысла;
    • проведения дорожных, автомобильных линий;
    • строительства инженерных конструкций и сооружений.

    Назначение частного сервитута определяется договоренностью сторон соглашения, например, при необходимости размещения сквозного дорожного полотна общего пользования или прокладки кабеля на территории соседнего участка.

    Стороны

    Так как по специфике назначения договор носит частный или публичный характер, то стороны соглашения выступают как единолично или в составе определенного круга лиц, так и в составе неопределенного.

    При этом пользователями и обладателями сервитута могут стать:

    • физические лица;
    • индивидуальные предприниматели;
    • юридические лица;
    • муниципальные организации;
    • органы исполнительной власти.

    Сторонами соглашения выступают владелец имущества, обременяемого сервитутом (землевладелец) и собственник недвижимости,в пользу которого заключается соглашение (сервитуарий). В некоторых случаях сервитуарием может выступать лицо, пользующееся имуществом на правах бессрочного или пожизненного проживания, например, по договору ренты, а также арендатор (ст. 39.24 ЗК РФ).

    Заключение сервитутного соглашения

    Условия установления соглашения на право пользования частью недвижимого имущества в отношении государственных и муниципальных объектов регламентированы гл. V.3 ЗК РФ. Положения, касающиеся формы, существенных условий договора и регистрации сделки, актуальны в отношении частной собственности. Этапы процедуры:

    1. оформление и подача заявления в уполномоченной орган исполнительной власти;
    2. оформление соглашения;
    3. регистрация сделки.

    Важно.При заключении договора об установлении сервитута между собственниками частного имущества первый этап можно пропустить и, оформив соглашение, сразу зарегистрировать сделку в ЕГРП.

    Подача заявления

    Если сервитут устанавливается в отношении муниципального или государственного имущества, заявитель должен обратиться в уполномоченный орган с заявлением о заключении соглашения.

    В документе должны быть перечислены цели и сроки действия сервитута(п. 1 ст. 39.26 ЗК РФ).

    • Скачать бланк заявления о заключении соглашения об установлении сервитута
    • Скачать образец заявления о заключении соглашения об установлении сервитута

    В течение 1 месяца с момента подачи заявления муниципальный или государственный орган обязан выполнить одно из следующих действий:

    • направить заявителю уведомление, свидетельствующее о принятии положительного решения;
    • предложить заявителю обновленный кадастровый план с рекомендованными границами сервитута (как на схеме кадастрового плана отображают границы сервитута мы рассказывали тут);
    • направить уведомление об отказе с указанием причины.

    При передаче в ограниченное пользование только части недвижимости необходимо дополнительно предоставить кадастровый планс очерченными границами территории, передаваемой в эксплуатацию.

    Оформление

    Внимание.Форма соглашения строго не регламентирована законом, поэтому на нее распространяются стандарты письменного договора, установленные Гражданским Кодексом РФ.

    При этом п. 1 ст. 39.25 ЗК РФ содержит перечень существенных условий, которые обязательно отражаются в соглашении. Среди них:

    • кадастровый номер недвижимости, обременяемой сервитутом;
    • номер части объекта недвижимости, обременяемой сервитутом, если в ограниченное пользование передается не вся площадь участка (о том, как сервитутом обременяется часть ЗУ, мы подробнее рассказываем здесь);
    • реквизиты и контактные данные сторон соглашения;
    • срок действия;
    • условия и размер платы;
    • права и обязанности сторон.

    По структуре документ представляет из себя лист формата А4 с нумерованным подразделами, отражающими основные условия договора:

    1. предмет договора;
    2. права и обязанности Землепользователя;
    3. права и обязанности Сервитуария;
    4. срок действия;
    5. условия и размер платы;
    6. основания для прекращения договора;
    7. ответственность и гарантии;
    8. особые условия;
    9. реквизиты и подписи сторон.

    Печатная форма договора заполняется прописью в зарезервированных местах синей или черной ручкой без помарок и исправлений.

    Условия соглашения устанавливаются сверху вниз,начиная с наименования – «Договор об установлении земельного сервитута». Ниже в шапке перечисляются:

    • наименование населенного пункта, в котором заключается договор;
    • дата оформления;
    • наименование предприятия, юридического лица или полное имя физического лица, выступающего землепользователем;
    • наименование предприятия, юридического лица или полное имя физического лица, выступающего сервитуарием.

    Рассмотрим, что является предметом этого соглашения об установлении сервитута в отношении ЗУ. Предмет договора:

    1. указание на предоставление части или полной площади участка в ограниченное пользование в соответствии с условиями соглашения;
    2. адрес участка, обременяемого сервитутом, находящегося в собственности землепользователя;
    3. адрес участка, находящегося в собственности сервитуария;
    4. целевое назначение земельной площади;
    5. площадь участка в гектарах;
    6. границы сервитута в соответствии с кадастровым планом;
    7. цели заключения соглашения.

    Права и обязанности Землепользователя:

    1. право беспрепятственного доступа на площадь, обремененную сервитутом;
    2. требование о соблюдении сервитуарием норм экологической и технической безопасности;
    3. право требования своевременного внесения платы со стороны обладателя сервитута;
    4. требование о возмещении убытков, понесенных в процессе пользования земельным участком;
    5. право на решение споров в судебном порядке;
    6. обязательство по передаче обременяемой площади в срок, установленный договором;
    7. обязательство по обеспечению беспрепятственного доступа сервитуарию.

    Права и обязанности Сервитуария:

    1. право на пользование выделенной части земельного участка в соответствии с назначением, установленным договором;
    2. право на беспрепятственный доступ к территории, обременяемой сервитутом;
    3. право на эксплуатацию инженерной коммуникации по согласованию с землепользователем;
    4. обязательство по безопасному и добросовестному использованию участка;
    5. обязательство по использованию участка по целевому назначению;
    6. обязательство по осуществлению выплат в сумме, установленной договором;
    7. обязательство по возмещению убытков и затрат на регистрацию соглашения.

    Подробнее о правах и обязанностях обладателей сервитута прочтете в отдельной статье.

    1. срок действия договора: срочный (точный срок), бессрочный, пожизненный;
    2. цена договора, условия и срок внесения платежей, а также возможность пересмотра цены при повышении налоговой ставки, НДС, индексации и т. д.;
    3. перечень оснований для прекращения действия соглашения;
    4. гарантийные условия и ответственность сторон соглашения.

    В особых условиях следует указать возможность досудебного урегулирования споров, сохранение сервитута при передачи собственности другому лицу, а также количество экземпляров договора. Отдельным пунктом необходимо установить опись документов, прилагающихся к договору: кадастровый план и схема границ сервитута.

    В разделе «Реквизиты и подписи сторон» необходимо перечислить адреса, паспортные данные, даты рождения и полные имена сторон соглашения, заверив подписями Землепользователя и Обладателя сервитута.

    • Скачать бланк договора сервитута земельного участка
    • Скачать образец договора сервитута земельного участка

    Регистрация

    Основанием для внесения изменений в государственный реестр является заявление и соглашение о заключении сервитутас подписями сторон сделки. Для этого собственнику земли, обременяемой сервитутом, необходимо обратиться в Росреестр со следующим пакетом документов:

    • документ, свидетельствующий о праве собственности;
    • документ, удостоверяющий личность;
    • схема границ сервитута и кадастровый план (при необходимости);
    • документ, свидетельствующий об оплате государственной пошлины.

    Важно.При заключении соглашения на срок до 3-х лет регистрация сделки не проводится, если иное не предусмотрено договором.

    По состоянию на 2019 г. стоимость госпошлины составляет 1,5 тыс. рублей для физических лиц и 6 тыс. рублей для юридических. По окончании процедуры заявитель получает свидетельство о регистрации. Срок рассмотрения и подготовки документов составляет 10 дней с момента подачи заявления или 3 дня, если соглашение заверено у нотариуса.

    Подробнее о процедуре регистрации сервитута мы рассказывали тут.

    Условия оплаты

    Условия и размер платы, устанавливаемой в отношении сервитуария, строго не регламентированы законом.Однако, если предметом договора выступает недвижимость, находящаяся в собственности государства или органов местного самоуправления, то плата устанавливается (п. 2 ст. 39.25 ЗК РФ):

    • Правительством РФ в отношении недвижимости, находящейся в федеральной собственности.
    • Региональным Правительством субъектов РФ, если собственность принадлежит органам регионального управления.
    • Органом местного самоуправления в отношении муниципальной недвижимости.

    Средства, перечисляемые в пользу землепользователя, направляются в счет регионального, муниципального или федерального бюджета РФ, либо в пользу определенного лица или круга лиц, являющихся субъектами частного соглашения (п. 3). Плата по частному соглашению устанавливается в соответствии со ст.

    424 ГК РФ по взаимной договоренности сторон.

    Справка.При оценке стоимости сервитута можно воспользоваться рекомендациями Росземкадастра от 17.03.2004 г.

    О методике определения и порядке внесения платы за сервитут на земельный участок мы рассказываем в этой статье.

    Срок действия

    Срок действия соглашения урегулирован ст. 19 43 Федерального Закона РФ. Во всех случаях, предусмотренных Земельным Кодексом РФ, период действия договора устанавливается:

    • на срок, оговоренный текстом соглашения;
    • на неограниченный срок с возможностью перехода права по наследству/договору;
    • на срок не более 2-х лет, если целевое назначение договора предполагает проведение региональных, федеральных работ, исследовательсикх или изыскательных работ.

    При установлении сервитута в связи с эксплуатацией региональных или федеральных линейных объектов договор заключается на неограниченный срок (п. 3 ст. 19).

    Если в тексте соглашения не оговорены сроки действия сервитута, то договор продолжает действовать на протяжении 5-ти летс момента заключения (п. 4 ст. 19).

    О том, на какой срок может устанавливаться сервитут, мы также рассказываем в этом материале, а здесь вы сможете узнать о видах и классификации сервитута по срокам.

    Основания для прекращения действия

    Стороны соглашения перечисляют в договоре обстоятельства, по наступлении которых договор прекращает действие. Ими могут стать:

    • окончание срока действия, предусмотренного договором;
    • объединение земельных участков землепользователя и сервитуария;
    • одностороннее или обоюдное волеизъявление субъектов соглашения;
    • отсутствие необходимости в использовании сервитута на протяжении определенного срока, например 3-х лет.

    Внимание.Согласно ст. 276 ГК РФ основаниями для прекращения сервитута являются исчезновение необходимости в ограниченной эксплуатации собственности(п.

    1), а также судебное решение, если обременение ограничивает возможность использования участка по целевому назначению (п. 2).

    Перечень основания для прекращения сервитута мы также приводим в отдельном материале.

    Таким образом, владельцы недвижимого имущества при необходимости вправе заключить соглашение для предоставления ограниченного права пользования участком или его части другому собственнику. При этом предметом договора может выступать как частная, так и государственная собственность. Документ обязательно регламентирует права и обязанности сторон, срок действия соглашения, а также размер и условия внесения платы.

admin
Оцените автора
Ракульское