Отчисление социальных взносов с денежного вознаграждения

НК РФ Статья 422. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 422 НК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

2) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:

с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

с возмещением расходов на оплату жилого помещения, питания и продуктов, топлива, или их оплатой, или их бесплатным предоставлением, а также с возмещением расходов на оплату коммунальных услуг или их оплатой;

(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях, а также спортивными судьями для участия в спортивных соревнованиях;

с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка;

с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, выплат в иностранной валюте взамен суточных, предусмотренных пунктом 1 статьи 217 настоящего Кодекса, российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы, а также компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников;

(в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 147-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками:

физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, установлении опеки над ребенком, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения), установления опеки, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка;

4) доходы (за исключением оплаты труда работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционной хозяйственной деятельностью, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, а также суммы пенсионных взносов плательщика по договорам негосударственного пенсионного обеспечения;

(в ред. Федерального закона от 29.11.2021 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) взносы работодателя, уплаченные плательщиком в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

7) стоимость проезда работника к месту использования отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимость провоза ими багажа, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае использования отпуска за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета работника и неработающих членов его семьи (включая стоимость провоза ими багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работник и неработающие члены его семьи проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 300-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном конституцией, уставом субъекта Российской Федерации, избираемых непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

(в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1) применялся по 31 декабря 2020 года. — Федеральный закон от 26.03.2020 N 68-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в их личном постоянном пользовании;

10) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников;

11) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период;

12) суммы платы за обучение работников по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам;

13) суммы, выплачиваемые плательщиками своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;

14) суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, лицами начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, лицами, проходящими службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющими специальные звания полиции, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных войсках, учреждениях и органах в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2019 N 108-ФЗ, от 27.12.2019 N 460-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2024 пп. 15 п. 1 ст. 422 утрачивает силу (ФЗ от 14.07.2022 N 239-ФЗ).

15) суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, за исключением сумм выплат и иных вознаграждений в пользу таких лиц, признаваемых застрахованными лицами в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

16) суммы, выплачиваемые плательщиком на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, а также оплата плательщиком таких расходов;

(пп. 16 введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

Пп. 17 п. 1 ст. 422 распространяется на выплаты в пользу работников, произведенные начиная с расчетного периода 2021 года (ФЗ от 29.11.2021 N 382-ФЗ).

17) суммы выплат работникам в размере, не превышающем 12 792 рублей на одного работника, выплаченные работодателями, получившими субсидии из федерального бюджета, предоставляемые субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в целях частичной компенсации их затрат, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях нерабочих дней в октябре и ноябре 2021 года, а также с проведением в 2021 году мероприятий по адаптации к требованиям о посещении предприятий в отдельных сферах экономики при условии наличия QR-кодов и (или) к иным ограничениям деятельности, направленным на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции. Доходы, указанные в настоящем подпункте, исключаются из базы для исчисления страховых взносов однократно в календарном месяце получения такой субсидии или в следующем за ним календарном месяце;

(пп. 17 введен Федеральным законом от 29.11.2021 N 382-ФЗ)

Пп. 18 п. 1 ст. 422 (в ред. ФЗ от 21.11.2022 N 443-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022.

18) выплаты плательщиками в виде безвозмездно переданных денежных средств и (или) иного имущества работникам, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации или проходящим военную службу по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», либо по контракту о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации), при условии, что указанные в настоящем подпункте выплаты связаны с прохождением военной службы по мобилизации или с указанными контрактами.

(пп. 18 введен Федеральным законом от 21.11.2022 N 443-ФЗ)

П. 2 ст. 422 (в ред. ФЗ от 21.11.2022 N 443-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022.

2. При оплате плательщиками расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные и выплаты работникам в виде безотчетных сумм, предусмотренные пунктом 1 статьи 217 настоящего Кодекса, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения, пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного или дипломатического паспорта, на получение виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. Аналогичный порядок обложения страховыми взносами применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном или в административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим (выезжающим) для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.

(в ред. Федерального закона от 21.11.2022 N 443-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При выплате плательщиками полевого довольствия в соответствии с законодательством Российской Федерации работникам, работающим в полевых условиях, указанные суммы за каждый день нахождения в полевых условиях не облагаются страховыми взносами в размере, не превышающем размера полевого довольствия, предусмотренного пунктом 1 статьи 217 настоящего Кодекса.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В базу для исчисления страховых взносов помимо выплат, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются:

С 01.01.2024 пп. 1 п. 3 ст. 422 утрачивает силу (ФЗ от 14.07.2022 N 239-ФЗ).

1) в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — суммы денежного содержания (ежемесячного денежного вознаграждения) и иные выплаты, получаемые прокурорами и следователями, а также судьями федеральных судов и мировыми судьями, выплаты и иные вознаграждения, осуществляемые в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческих отрядах (включенных в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг;

С 01.01.2024 пп. 2 п. 3 ст. 422 утрачивает силу (ФЗ от 14.07.2022 N 239-ФЗ).

2) в части страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подпунктах 1 — 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1 — 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Подпункт 3 п. 3 ст. 422 применяется в отношении выплат, полученных в 2017, 2018 и 2019 гг. (ФЗ от 30.11.2016 N 401-ФЗ (в редакции от 27.11.2018)).

3) суммы выплат (вознаграждений), указанные в пункте 70 статьи 217 настоящего Кодекса.

(пп. 3 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

Страховые взносы по ГПД в 2024 году

Страховые взносы по ГПД в 2024 году так же, как и взносы, начисляемые на доходы работников, оформленных по трудовым договорам, рассчитываются и уплачиваются с учетом правил НК РФ. Поскольку к использованию гражданско-правовых договоров взамен трудовых у контролеров особое внимание, к нюансам работы с такими договорами стоит отнестись серьезно.

Вам помогут документы и бланки:
В расчетах Вам поможет:

  • Отличие ГПД от трудового договора
  • Расчет страховых взносов по договорам ГПХ в 2024 году: особенности
  • Исключения из общего правила
  • Лимит расходов по уменьшению облагаемой базы по страховым взносам
  • Ставки страховых взносов по ГПХ в 2024 году
  • Применение пониженных и дополнительных тарифов взносов по ГПД
  • Оплата и отчетность по страховым взносам ГПД в 2024 году
  • Итоги

Отличие ГПД от трудового договора

При заключении гражданско-правового договора (ГПД) необходимо внимательно проследить за тем, чтобы его условия исключали даже небольшую возможность отнесения к форме трудового соглашения. В судебной практике такая переквалификация не является редкостью, а последствия ее чреваты не только уплатой административного штрафа, но и доначислением страховых взносов и пеней за их несвоевременную уплату.

ВАЖНО! Трудовые отношения с работником регламентируются Трудовым кодексом РФ, а гражданско-правовые отношения с физическим лицом — гражданским законодательством.

Чтобы избежать возможных проблем, в условиях договора должны быть соблюдены следующие особенности:

1. Предметом ГПД является оказание определенной услуги, выполнение работы или передача имущественных прав, а не исполнение трудовой функции по профессии. Итогом работ должен быть овеществленный результат в виде, например, завершенного проекта, собранного оборудования. Соответственно, и основанием для оплаты является не табель учета рабочего времени, заявление или приказ, а акт выполненных работ (оказанных услуг).

2. Работник по такому договору не является штатным, а значит, к нему не могут предъявляться требования по соблюдению внутреннего распорядка и субординации согласно иерархической структуре компании, а также стандарты установления оклада согласно штатному расписанию. А значит, и в ГПД не будет подобных условий.

3. Порядок оплаты по ГПД определяется соглашением сторон и не регламентируется ТК РФ. Таким образом, выплата вознаграждения возможна только после завершения обусловленных договором работ (их этапов) или передачи прав на имущество, если только в его условиях не указана необходимость совершения предоплаты.

4. В отличие от трудового соглашения такой договор вне зависимости от его предмета, статуса сторон и особых условий всегда имеет конечный срок действия.

5. В случае оказания услуг по ГПД особенное внимание нужно обратить на периодичность их предоставления. Если по договору регулярно будут проходить акты выполненных работ или оказанных услуг на суммы соотносимого размера, это будет считаться явным признаком замаскированных трудовых отношений и привлечет внимание проверяющих.

О ситуациях, в которых суды расценивают ГПД как трудовой, читайте в материале «ГПД с физическим лицом на оказание услуг — риск переквалификации в трудовой».

Расчет страховых взносов по договорам ГПХ в 2024 году: особенности

Одним из важнейших преимуществ оформления отношений с физическим лицом в гражданско-правовом ключе является возможность сокращения сумм начисляемых страховых взносов, а иногда и полное отсутствие необходимости их начисления.

Чтобы разобраться, какие же выплаты облагаются взносами, а какие нет, необходимо четко определить предмет договора и его соответствие одной из категорий, перечисленных в ст. 420 НК РФ:

Предмет договора

Облагается ли вознаграждение страховыми взносами

Подряд, оказание услуг

Облагается, за вычетом суммы подтвержденных расходов

Отчуждение прав на результаты интеллектуальной деятельности

Облагается сумма, уменьшенная на сумму подтвержденных расходов

Передача во владение или временное пользование имущества (в т. ч. договоры аренды, дарения)

Возмещение расходов добровольцев в благотворительных организациях

Не облагается, за исключением расходов на питание, превышающих размер суточных согласно п. 3 ст. 217 НК РФ

Возмещение расходов на профессиональную подготовку кадров, в т. ч. ученические договоры

В случае заключения договора со смешанным предметом, например, предусматривающего как продажу или передачу в пользование имущества, так и услуги, связанной с его передачей, взносы необходимо начислять лишь по той части вознаграждения, которая подлежит обложению. Поэтому в таких ГПД необходимо разграничивать суммы дохода физического лица по облагаемой и необлагаемой частям.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили подробные разъяснения о начислении страховых взносов на выплаты по договору аренды ТС с экипажем и без экипажа. Переходите к Готовому решению, получив бесплатный пробный доступ к системе.

Начисление взносов не зависит от того, в каком виде заключен договор ГПХ: на бумаге или электронно.

Когда платить взносы с аванса «физику»-подрядчику, узнайте здесь.

Исключения из общего правила

Главой 34 НК РФ, кроме прочего, предусматривается ряд особенностей в обложении страховыми взносами, касающихся как статуса застрахованного лица, так и вида заключенного с ним договора:

1. Вознаграждения по ГПД вне зависимости от предмета договора не облагаются взносами по страхованию от временной нетрудоспособности или в связи с материнством (подп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ).

2. Суммы начисленных внештатным сотрудникам доходов не облагаются взносами на страхование от несчастных случаев и производственного травматизма, если это прямо не указано в условиях договора.

3. Вознаграждения иностранным гражданам, имеющим статус временно пребывающих, в соответствии с подп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ не облагаются страховыми взносами, если это прямо не предусмотрено федеральными законами о конкретных видах страхования.

4. Доходы по ГПД иностранных граждан, работающих в подразделениях компании за границей РФ, не облагаются страховыми взносами.

О нюансах начисления взносов на доходы иностранцев читайте в этой статье.

5. Если договор ГПХ заключен с физическим лицом в статусе индивидуального предпринимателя, тогда страховые взносы он обязан начислять и платить самостоятельно. Это связано с тем, что в свете ст. 419 НК РФ частные предприниматели выделены в отдельный класс плательщиков.

Об особенностях расчета и уплаты взносов ИП читайте здесь.

Лимит расходов по уменьшению облагаемой базы по страховым взносам

В случае с авторскими вознаграждениями, а также договорами на отчуждение прав на результаты интеллектуальной деятельности, суммы расходов, на которые может быть уменьшена облагаемая база, должны быть подтверждены документально и иметь прямую связь с получением такого дохода (п. 8 ст. 421 НК РФ). Объем неподтвержденных документами расходов лимитирован (п. 9 ст.

412 НК РФ). Лимиты установлены в процентах к начисляемому вознаграждению:

  • на создание и исполнение литературных произведений, научных разработок и трудов — 20%;
  • на создание музыкальных произведений, не связанных с театральной сферой или с аудиооформлением видеофильмов — 25%;
  • на создание художественных, архитектурных, аудиовизуальных произведений, фотографий — 30%;
  • на изобретения, открытия и создание промышленных образцов — 30% от суммы дохода физического лица, полученного за первые 2 года использования результатов работ;
  • на создание скульптур, декоративной и оформительской графики, а также музыкальных произведений, предназначенных для театральной сферы или кинофильмов, — 40%.

О том, в каких случаях доходы по ГПД не облагаются НДФЛ, читайте здесь.

Ставки страховых взносов по ГПХ в 2024 году

По установленным ст. 425 НК РФ правилам размер страховых взносов для исчисления с сумм вознаграждения по договорам ГПХ составляет:

  • по обязательному пенсионному страхованию — 22% с учетом предельной базы для исчисления и 10% с доходов, превышающих ее;
  • по обязательному медицинскому страхованию — 5,1% (предел базы доходов для этих взносов не устанавливается).

С апреля 2020 года введены пониженные ставки для СМП. Их можно применять и к выплатам по договорам ГПХ (письмо Минфина России от 23.09.2020 № 03-15-06/83334).

Подробнее о размерах пониженных тарифов читайте в материале от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Предельная база исчисления страховых взносов по пенсионному страхованию равна:

  • в 2024 году — 1 565 000 руб. (постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 1951);
  • в 2021 году — 1 465 000 руб. (постановление Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935).

Однако величина предельной базы и тарифы, зависящие от нее, перестают играть свою роль, если страхователь имеет право на применение пониженных тарифов по взносам.

Применение пониженных и дополнительных тарифов взносов по ГПД

В ст. 427, 428 НК РФ четко регламентируются случаи, когда плательщик может использовать пониженные тарифы страховых взносов или, наоборот, должен применить дополнительный тариф.

Ситуация с пониженным тарифом в отношении договоров ГПХ довольно проста: если плательщик пользуется правом на снижение страховых взносов для штатных работников, он имеет право на применение таких же тарифов и по гражданско-правовым договорам.

Более сложный анализ предстоит перед принятием решения о начислении дополнительных взносов. Как известно, это касается работ, которые проводятся в опасных и вредных для здоровья условиях труда: законодатель перечисляет профессии, подлежащие обложению дополнительными взносами на пенсионное страхование в п. 1–18 ч. 1 ст. 30 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Таким образом, если в соглашении ГПХ предметом являются работы, связанные с выполнением обязанностей по таким профессиям, или в нем прямо указано на то, что работы проводятся в опасных условиях, то и начисление дополнительных взносов необходимо. Такой же подход должен быть соблюден и в случае, когда местом выполнения работ является территория предприятия, которой результатами специальной оценки труда был присвоен определенный класс опасности или вредности.

Однако в ситуации, когда в договоре не указано место проведения работ или формулировка предмета договора расплывчата и прямо не свидетельствует об осуществлении труда в условиях повышенной опасности, предприятие может не начислять дополнительные взносы на страхование. Но, пользуясь такой возможностью, необходимо понимать, что на случай проверки нужно готовиться отстаивать свою позицию в судебных органах.

Оплата и отчетность по страховым взносам ГПД в 2024 году

В настоящее время отчетность по страховым взносам (за исключением взносов на страхование от несчастных случаев и производственного травматизма, расчет по которым продолжает принимать ФСС) подается в ИФНС. Форма этого расчета является общей для всех взносов, курируемых службой. С отчетности за 1 квартал 2024 года действует новый бланк ЕРСВ — из приказа ФНС от 06.10.2021 № ЕД-7-11/875@.

Сдать расчет следует не позднее 30-го числа месяца, следующего за окончанием отчетного квартала/года.

В данном отчете никак не выделяются суммы выплат по ГПД, поэтому главное для бухгалтера — это правильно определить облагаемую и необлагаемую страховыми взносами части выплаченных доходов.

Более подробно о правилах заполнения нового расчета читайте здесь.

Отчетность по застрахованным лицам не ограничивается единой формой расчета, поданной в ФНС. Ежемесячно необходимо подавать в Пенсионный фонд отчет по форме СЗВ-М, в котором должны быть указаны не только все сотрудники, работавшие за отчетный период в организации, но и все физические лица, с которыми были заключены договоры ГПХ.

Кроме прочего, все плательщики обязаны ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, предоставлять персонифицированные данные о стаже застрахованных лиц в Пенсионный фонд по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п.

Итоги

Несмотря на очевидную привлекательность использования договоров ГПД из-за возможности начисления страховых взносов на предусматриваемые ими выплаты в меньшем размере, их юридическая составляющая требует аккуратности в формулировках условий договора. Для бухгалтера наличие внештатных работников будет означать необходимость тщательного сбора и изучения подтверждающих возможность неуплаты страховых взносов документов, а также совместную с юристом работу для исключения из договоров ГПХ формулировок, предполагающих негативные последствия для бизнеса.

  • Налоговый кодекс РФ
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Выплаты социального характера персоналу и страховые взносы

Автор: Рябинин В.В., эксперт журнала Журнал «Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 5/2021 Подпунктом 1 п. 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности в рамках трудовых отношений.

Кроме того, работникам учреждений осуществляются различные выплаты социального характера. Нужно ли их облагать страховыми взносами? Давайте разбираться.

Какие выплаты относятся к социальным?

  • компенсация, выплачиваемая работникам за проезд к месту работы и обратно;
  • разовые премии работникам за участие в конкурсах профессионального мастерства, премии в связи с праздничными и юбилейными датами;
  • дотации работникам на питание;
  • компенсация работникам стоимости путевок;
  • возмещение работникам стоимости лечения и медикаментов, платы за детей в дошкольных учреждениях и т. д.

Основные признаки социальных выплат сформулировал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 14.05.2013 № 17744/12 по делу № А62-1345/2012:

  • выплаты социального характера осуществляются на основании коллективного договора;
  • не являются стимулирующими;
  • не зависят от квалификации работников;
  • не зависят от сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы;
  • не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).

Соответственно, все виды выплат, которые обладают пеерчисленными признаками, относятся к социальным.

Минфин об обложении социальных выплат страховыми взносами

Плательщикам страховых взносов важно знать, облагаются ли страховыми взносами социальные выплаты работникам или нет?

Представители финансового ведомства давно и последовательно придерживаются мнения о том, что все виды социальных выплат облагаются страховыми взносами в общем порядке. Чиновники основываются на следующем.

В соответствии с п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст.

422 НК РФ.

Статьей 422 НК РФ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.

И если в данной норме прямо не указаны те виды социальных выплат, которые осуществляет работодатель, то они облагаются страховыми взносами (см. таблицу).

Реквизиты письма Минфина

Виды социальных выплат, которые, по мнению Минфина, облагаются страховыми взносами

От 21.03.2017 № 03-15-06/16239

  1. Дополнительное пособие по уходу за ребенком до трех лет.
  2. Оплата дополнительного дородового отпуска.
  3. Компенсация работникам стоимости путевок.
  4. Компенсация за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы.
  5. Оплата выходных дней за участие в добровольной народной дружине.
  6. Оплата нерабочих дней по семейным обстоятельствам.
  7. Возмещение работникам стоимости медикаментов, оплаты стоимости лечения работников

От 23.04.2019 № 03-15-06/29511

  1. Компенсация стоимости путевок.
  2. Оплата нерабочих дней по семейным обстоятельствам.
  3. Возмещение стоимости лечения и медикаментов

От 14.12.2020 № 03-15-06/109203

  1. Единовременная премия при выходе на пенсию.
  2. Единовременное поощрение в связи с праздничными и юбилейными датами.
  3. Возмещение платы за детей в дошкольных учреждениях.
  4. Единовременное вознаграждение при поступлении на работу работникам в возрасте до 35 лет.
  5. Частичная компенсация работникам стоимости путевок.
  6. Оплата питания донорам в дни сдачи крови.
  7. Доплата работнику, осуществляемая за время декретного отпуска его супруги.
  8. Ежемесячное дополнительное пособие по уходу за ребенком до трех лет

От 15.02.2021 № 03-15-06/10032

  1. Дотации на питание работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также работникам, занятым в многосменном режиме работы, в дни фактической занятости на работе.
  2. Компенсация работникам за проезд к месту работы и обратно.
  3. Разовые премии за участие в конкурсах профессионального мастерства.
  4. Премии в связи с праздничными и юбилейными датами

Из приведенных разъяснений Минфина следует, что не облагаются только те выплаты, которые прямо указаны в ст. 422 НК РФ. Все остальные выплаты, и социальные в том числе, облагаются страховыми взносами.

Никакому расширительному толкованию перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, не подлежит.

Данный подход представители финансового ведомства демонстрируют с 2017 года, когда порядок уплаты страховых взносов стал регулироваться нормами НК РФ. До этого их коллеги из Минтруда придерживались аналогичных взглядов относительно обложения страховыми взносами социальных выплат. Еще в Письме Минтруда РФ от 08.10.2014 № 17-3/В-473 было сказано, что перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в ст.

9 Федерального закона № 212-ФЗ[1], является исчерпывающим. В данной статье не поименованы выплаты в виде:

  • ежемесячного пособия работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • компенсации стоимости санаторно-курортных путевок;
  • компенсации расходов работника на оплату стоимости проезда ребенка-инвалида и сопровождающего его лица (работника) к месту оздоровления или лечения и обратно;
  • компенсации проезда работнику в ближайший территориальный центр профпатологии для установления диагноза профзаболевания.

Следовательно, перечисленные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке как выплаты, осуществляемые в рамках трудовых отношений.

Судьи об обложении социальных выплат страховыми взносами

Плательщики страховых взносов, не соглашаясь с позицией контролирующих органов в лице Минфина и ФНС, оспаривают доначисления страховых взносов, штрафов и пеней по налоговым проверкам и обращаются в суды. Интересно, что арбитры, основываясь все на тех же нормах НК РФ, приходят к прямо противоположному мнению. Рассмотрим конкретные решения.

Постановление АС ПО от 24.11.2020 № Ф06-67251/2020 по делу № А12-47264/2019

Организация в расчете по страховым взносам за I квартал 2019 годы указала выплаты в пользу физических лиц, не подлежащие обложению страховыми взносами, в числе которых была частичная компенсация расходов за содержание в дошкольном учреждении детей работников в сумме около 74 000 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговая инспекция пришла к выводу о занижении обществом базы для начисления страховых взносов в I квартале 2019 года на указанную сумму и доначислила страховые взносы и пени.

Организация не согласилась с налоговиками и обратилась в суд. Все три судебные инстанции поддержали плательщика страховых взносов.

Судьи, проанализировав положения ст. 15, 16, 129 ТК РФ, признали, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда. В проверяемом периоде в соответствии с коллективным договором организация компенсировала работникам расходы за содержание детей в дошкольном учреждении.

При этом в материалы дела не было представлено доказательств того, что названные выплаты являлись оплатой труда работников, зависели от их трудового вклада, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, трудового стажа.

Суд отметил, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12).

При этом выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не считаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), поэтому не выступают объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Суды, учитывая данные факты, пришли к обоснованному выводу, что выплаты, связанные с компенсацией за содержание в дошкольном учреждении детей работников, являются выплатами социального характера, не считаются доходами, полученными в рамках трудовых отношений с данным работодателем, не подлежат учету при определении облагаемой базы для начисления страховых взносов, поэтому основания для включения компенсации расходов за содержание в дошкольном учреждении детей в базу для начисления страховых взносов отсутствуют.

К аналогичному выводу пришел суд и в Постановлении АС ПО от 20.11.2020 по делу № А12-3728/2020, в котором в качестве социальных выплат признал в том числе компенсацию стоимости путевки на оздоровительный отдых семьи работника, также не подлежащую обложению страховыми взносами.

Постановление АС ВСО от 26.01.2021 № Ф02-5844/2020 по делу № А19-6508/2020

Как и в предыдущем случае, по результатам камеральной налоговой проверки представленного организацией расчета по страховым взносам за I квартал 2019 года налоговый орган обнаружил факт занижения обществом базы для начисления страховых взносов на суммы дотации на питание, выплаченной работникам общества, в размере 1,7 млн руб. Организации были доначислены страховые взносы. Не согласившись с таким решением, она обратилась в суд, при этом досудебный порядок урегулирования спора был соблюден.

По мнению налогового органа, оплата питания работников является инициативой работодателя, а не компенсационной выплатой, установленной законодательством РФ, субъектом РФ, решением представительных органов местного самоуправления. Пределы норм спорных выплат законодательно не регулируются. Поскольку спорные выплаты осуществлялись обществом на основании локальных нормативных актов, они подлежали обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 16.05.2018 № БС-4-11/9257, от 12.04.2018 № 03-15-06/24316, от 13.03.2018 № 03-15-06/15287, от 14.09.2018 № 03-04-05/66019).

Суды применили положения ст. 8, 18.1, 420, 422 НК РФ, ст. 5, 15, 56, 129, 164, 165 169 ТК РФ а также правовую позицию Президиума ВАС РФ, приведенную в Постановлении от 14.05.2013 № 17744/12, и пришли к выводу, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер и не обладают признаками заработной платы в смысле ст.

129 ТК РФ.

Компенсациями в силу ст. 164 ТК РФ являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Исходя из данных норм права, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, судьи решили: организация производила спорные выплаты и дотации на питание работников за счет собственных средств на основании коллективного договора.

Установив, что указанные выплаты не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы, арбитры пришли к обоснованным выводам, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Отметим также, что, по мнению суда, ссылки налогового органа на письма Минфина не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, поскольку указанные письма нормативными правовыми актами не являются.

Аналогичное решение было вынесено и в Постановлении АС ВСО от 02.11.2020 по делу № А19-29229/2019: выплаты на питание не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Постановление АС СЗО от 15.03.2021 № Ф07-521/2021 по делу № А56-68702/2020

Основанием для принятия спорного решения налоговым органом в этом деле послужили выводы о том, что за девять месяцев 2019 года база для исчисления страховых взносов была занижена плательщиком на сумму денежной компенсации на организацию отдыха работникам государственных учреждений. Данное обстоятельство, по мнению налоговиков, повлекло занижение суммы страховых взносов.

В соответствии с п. 6 ст. 45 Социального кодекса Санкт-Петербурга в отношении работников государственных учреждений предусмотрена следующая дополнительная мера социальной поддержки: денежная компенсация затрат для организации отдыха и оздоровления в размере 2,5 базовой единицы один раз в пять лет за счет средств бюджета Санкт-Петербурга – педагогическим работникам государственных образовательных учреждений и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные образовательные учреждения, специалистам, осуществляющим подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Санкт-Петербурга в государственных учреждениях спортивной подготовки, профессиональных образовательных учреждениях, и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные учреждения спортивной подготовки, профессиональные образовательные учреждения.

В рассматриваемом случае, удовлетворяя заявление учреждения, судебные инстанции указали, что выплаты работникам были произведены не в рамках трудовых отношений, а в соответствии с Социальным кодексом Санкт-Петербурга и являются мерой социальной поддержки. Это свидетельствует о том, что на указанные выплаты не должны начисляться страховые взносы по правилам гл. 34 НК РФ.

Судьи также обратили внимание на то, что учреждение, перечисляющее работнику спорные выплаты, выступает в данных отношениях не работодателем, производящим выплаты в рамках трудовых отношений, а администратором в рамках расчетных отношений между бюджетом Санкт-Петербурга и работником.

Поскольку в спорных выплатах учреждения отсутствовал элемент трудовых отношений, арбитры пришли к обоснованному выводу, что данные выплаты не образуют налоговую базу для начисления страховых взносов по правилам ст. 420 НК РФ, и правомерно удовлетворили заявление учреждения.

Вывод о том, что суммы предоставленных работникам и их детям в возрасте до 15 лет льготных путевок санаторно-курортного лечения являются социальными выплатами и не облагаются страховыми взносами, был сделан также в постановлениях АС ВСО от 09.12.2020 № Ф02-6381/2020 по делу № А33-4184/2020, от 31.08.2020 № Ф02-3477/2020 по делу № А19-29685/2019.

В настоящее время под социальными выплатами понимаются выплаты работникам учреждения, которые производятся на основании коллективного договора, при этом не являются стимулирующими и не зависят от квалификации работников, а также от сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и не являются оплатой труда работников.

Представители Минфина и ФНС считаются, что все виды социальных выплат облагаются страховыми взносами в общем порядке.

Однако судьи думают иначе и выносят решения по спорным выплатам социального характера в пользу плательщиков страховых взносов. Отметим, что суды придерживались такого же мнения и в отношении страховых взносов, когда их уплата регулировалась Федеральным законом № 212-ФЗ (до 01.01.2017).

В судебных решениях указывается, что правовые позиции судей относительно социальных выплат, сформированные исходя из толкования действовавшего прежде Федерального закона № 212-ФЗ, актуальны и сегодня, поскольку с изменением нормативного регулирования объект обложения страховыми взносами не изменился.

[1] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Взносы за сотрудника в негосударственный пенсионный фонд: учет и налогообложение

В бухгалтерском учете взносы работодателя отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности.

Обоснование вывода:

Договором негосударственного пенсионного обеспечения признается соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию (ст. 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее — Закон N 75-ФЗ))*(1).

Налог на прибыль

На основании п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения, далее — НПО), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами, далее — НПФ), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в РФ. Указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии:

  • уплата взносов в НПФ должна быть предусмотрена трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;
  • у НПФ должна быть лицензия, выданная в соответствии с законодательством РФ на ведение соответствующего вида деятельности в РФ;
  • пенсионная схема по договору с НПФ должна предусматривать учет пенсионных взносов на именных счетах работников (участников НПФ);
  • договор с НПФ должен предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее 5 лет, или пожизненно;
  • договор должен быть заключен в пользу работников. Суммы взносов в негосударственные пенсионные фонды, перечисленные за участников, которые не являются работниками налогоплательщика, не могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли (смотрите письмо Минфина России от 15.04.2011 N 03-03-06/1/239).

Кроме того, необходимо учитывать требование о предельном размере взносов в НПФ, которые могут быть учтены для целей налогообложения. Так, совокупная сумма взносов работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни, добровольного пенсионного страхования и НПО работников, учитывается в расходах в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда (седьмой абзац п. 16 ст. 255 НК РФ).

Поэтому если организация, кроме взносов по договору НПО, уплачивает взносы по указанным выше договорам, то суммы выплат признаются в составе расходов в размере, не превышающем в совокупности 12% от суммы расходов на оплату труда.

При несоблюдении вышеперечисленных условий взносы на НПО не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 7 ст. 270 НК РФ).

При расчете предельных размеров платежей (взносов), исчисляемых в соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ, в расходы на оплату труда не включаются суммы платежей (взносов), предусмотренные этой нормой.

Согласно п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по обязательному и добровольному страхованию (НПО) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов.

Если по условиям договора предусмотрена уплата взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде*(2).

Если в отношении отдельных видов расходов предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, то база для определения предельной суммы расходов рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом по расходам, связанным с пенсионным обеспечением, для определения предельной суммы расходов учитывается срок действия договора в налоговом периоде начиная с даты вступления такого договора в силу (п. 3 ст.

318 НК РФ).

Платежи (взносы) по бессрочным договорам НПО, предусматривающим выплату пенсий пожизненно, по мнению Минфина России, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций равномерно исходя из порядка и условий внесения пенсионных взносов (в частности, за какой период уплачиваются взносы), содержащихся в пенсионном договоре и пенсионных правилах фонда, но в течение не менее пяти лет (смотрите письмо от 08.07.2010 N 03-03-06/1/454)*(2).

НДФЛ

Порядок определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения регулируется положениями ст. 213.1 НК РФ.

Абзацем шестым п. 1 ст. 213.1 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами.

Иными словами, суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, уплаченные обществом (вкладчиком) в пользу работников (участников) в НПФ, в порядке и на условиях, установленных Законом N 75-ФЗ, не подлежат обложению НДФЛ (письмо Минфина России от 26.06.2019 N 03-04-06/47212).

Страховые взносы

Подпунктом 1 п. 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст.

419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со ст.

422 НК РФ.

При этом в силу пп. 5 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами суммы пенсионных взносов плательщиков по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Таким образом, суммы пенсионных взносов, уплачиваемых организацией (вкладчиком) в пользу своих работников (участников) в НПФ по договору негосударственного пенсионного обеспечения, не облагаются страховыми взносами на основании пп. 5 п. 1 ст. 422 НК РФ (письмо Минфина России от 26.06.2019 N 03-04-06/47212). Аналогичная норма содержится в пп.

5 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Бухгалтерский учет

Расходы по уплате пенсионных взносов работодателем отражаются в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности (п.п. 5 и 8 ПБУ 10/99).

При этом расходы организации, в частности, признаются:

  • в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) (п. 18 ПБУ 10/99);
  • с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов) (п. 19 ПБУ 10/99);
  • путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем (п. 19 ПБУ 10/99).

Если условиями договора негосударственного пенсионного обеспечения предусмотрена уплата пенсионного взноса разовым платежом, а относятся эти расходы ко всему сроку действия договора, заключенного на срок более одного отчетного периода, они могут быть учтены в бухгалтерском учете равномерно, в течение срока действия договора.

В этом случае сумма, подлежащая ежемесячному включению в состав текущих расходов, может быть рассчитана пропорционально количеству календарных дней в каждом месяце к сроку действия договора негосударственного пенсионного обеспечения, выраженному в днях.

Для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов».

На наш взгляд, в бухгалтерском учете организации операции могут быть отражены следующим образом:

Дебет 76 *(3) Кредит 51
— перечислены страховые взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения;

Дебет 97 Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
— суммы страховых взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения отражены в составе расходов будущих периодов;

Дебет 20 (26, 44) Кредит 97
— списана часть расходов по договору негосударственного пенсионного обеспечения за соответствующий период.

Если платежи производятся равномерно (как в рассматриваемой ситуации ежемесячно), можно не использовать счет 97:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
— суммы ежемесячных страховых взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения учтены в расходах за соответствующий период.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

— Энциклопедия решений. Платежи работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения работников;

— Вопрос: Руководство организации приняло решение заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ). По его условиям компания будет перечислять взносы в НПФ в счет формирования будущих пенсий работников. Какие последствия будут в отношении таких платежей по НДФЛ и страховым взносам? Как учитываются платежи для целей налогообложения прибыли, если в будущем компания переведет пенсионные средства из одного НПФ в другой? (журнал «ЭЖ Вопрос-Ответ», N 10, октябрь 2019 г.);

— Энциклопедия решений. Налоговая база по НДФЛ по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с НПФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

21 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Участником является физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. Вкладчиком может быть как физическое, так и юридическое лицо. Вкладчик — физическое лицо вправе заключить договор в отношении себя (тогда он выступает и участником) или другого человека.

Пенсионный договор должен содержать, в частности, вид пенсионной схемы; положения о правах и об обязанностях сторон; положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов. При этом порядок и условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам определяются пенсионными правилами фонда (п. 2 ст. 9, п. 1 ст.

12 Закона N 75-ФЗ).

*(2) Если учет пенсионных взносов изначально предусмотрен на солидарном счете вкладчика, то расходы на негосударственное пенсионное страхование признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они зачисляются на именной пенсионный счет работника. Такая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 N 9061/12. Отметим, что ранее нижестоящие арбитражные суды в своих решениях указывали, что в целях признания расходов на пенсионное страхование дожидаться момента, когда средства будут распределены с солидарного счета на именные счета участников, не нужно (смотрите постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.2011 N А33-17476/2010, ФАС Московского округа от 30.03.2011 N КА-А40/2605-11).

*(3) В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации предназначен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

То есть организация может использовать не счет 76, а счет 69. Порядок применения счетов бухгалтерского учета, как и порядок отражения операций в учете, следует закрепить в учетной политике организации.

admin
Оцените автора
Ракульское