Регистрация права на земельную долю

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копии обращения заявителя, а также письмо Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 22.02.2018 N ОГ-Д23-1640 по вопросу государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, образованный путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в случае изменения состава участников общей долевой собственности.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 22 февраля 2018 г. N ОГ-Д23-1640

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент) совместно с Росреестром рассмотрел обращение по вопросу государственной регистрации права общей долевой собственности на земельные участки, образованные путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, и в части своей компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения.

Решение о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации или отказе в государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов.

Вместе с тем по существу поставленного в обращении вопроса полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с положениями части 6 статьи 47 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) основаниями для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, являются документ или документы, которые подтверждают право собственности на земельную долю или земельные доли и к которым должны быть приложены заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копия протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении проекта межевания земельных участков, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки в случае образования земельного участка на основании решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, проект межевания земельного участка, утвержденный решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением случая, если ранее этот проект межевания был представлен в орган регистрации прав).

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости; указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон N 101-ФЗ) земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.

На основании статьи 14 Закона N 101-ФЗ владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

Участники долевой собственности на общем собрании могут принять в том числе решение об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков.

Согласно пункту 4 статьи 14 Закона N 101-ФЗ в случае смерти участника долевой собственности уполномоченное общим собранием лицо является в силу закона доверительным управляющим в отношении земельной доли, принадлежавшей умершему участнику долевой собственности, в части осуществления полномочий, переданных ему общим собранием участников долевой собственности, на период до перехода прав на эту земельную долю по наследству.

Порядок проведения, а также правила принятия решений общим собранием участников долевой собственности предусмотрены статьей 14.1 Закона N 101-ФЗ.

Дополнительно следует отметить, что согласно положениям пункта 2 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, может быть признана невостребованной земельной долей. При этом порядок вовлечения в оборот невостребованных земельных долей содержится в статье 12.1 Закона N 101-ФЗ.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, состав участников общей долевой собственности на земельный участок, образованный в порядке, установленном пунктом 3 статьи 13 Закона N 101-ФЗ, на основании решения общего собрания участников долевой собственности на исходный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которым утверждены проект межевания образованного земельного участка, перечень собственников данного образованного земельного участка и размер их долей в праве общей собственности на него (далее — Решение N 1), может быть изменен на основании решения общего собрания участников долевой собственности на исходный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, принятого в соответствии со статьей 14.1 Закон N 101-ФЗ (далее — Решение N 2).

Для государственной регистрации права общей долевой собственности на указанный образованный земельный участок, в состав участников которой внесены изменения в орган регистрации прав необходимо представить в том числе заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копии протоколов, которыми оформлены Решение N 1 и Решение N 2.

Обращаем внимание, что письма Минэкономразвития России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
Э.У.ГАЛИШИН

Задайте вопрос юристу:

Росреестра от 29.03.2018 N 14-03214-ГЕ/18 (вместе с Минэкономразвития России от 22.02.2018 N ОГ-Д23-1640 О рассмотрении обращений)

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копии обращения заявителя, а также письмо Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 22.02.2018 N ОГ-Д23-1640 по вопросу государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, образованный путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в случае изменения состава участников общей долевой собственности.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 февраля 2018 г. N ОГ-Д23-1640

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент) совместно с Росреестром рассмотрел обращение по вопросу государственной регистрации права общей долевой собственности на земельные участки, образованные путем выдела в счет долей в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, и в части своей компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения.

Решение о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации или отказе в государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов.

Вместе с тем по существу поставленного в обращении вопроса полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с положениями части 6 статьи 47 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) основаниями для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, являются документ или документы, которые подтверждают право собственности на земельную долю или земельные доли и к которым должны быть приложены заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копия протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении проекта межевания земельных участков, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки в случае образования земельного участка на основании решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, проект межевания земельного участка, утвержденный решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением случая, если ранее этот проект межевания был представлен в орган регистрации прав).

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости; указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон N 101-ФЗ) земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.

На основании статьи 14 Закона N 101-ФЗ владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

Участники долевой собственности на общем собрании могут принять в том числе решение об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков.

Согласно пункту 4 статьи 14 Закона N 101-ФЗ в случае смерти участника долевой собственности уполномоченное общим собранием лицо является в силу закона доверительным управляющим в отношении земельной доли, принадлежавшей умершему участнику долевой собственности, в части осуществления полномочий, переданных ему общим собранием участников долевой собственности, на период до перехода прав на эту земельную долю по наследству.

Порядок проведения, а также правила принятия решений общим собранием участников долевой собственности предусмотрены статьей 14.1 Закона N 101-ФЗ.

Дополнительно следует отметить, что согласно положениям пункта 2 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, может быть признана невостребованной земельной долей. При этом порядок вовлечения в оборот невостребованных земельных долей содержится в статье 12.1 Закона N 101-ФЗ.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, состав участников общей долевой собственности на земельный участок, образованный в порядке, установленном пунктом 3 статьи 13 Закона N 101-ФЗ, на основании решения общего собрания участников долевой собственности на исходный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которым утверждены проект межевания образованного земельного участка, перечень собственников данного образованного земельного участка и размер их долей в праве общей собственности на него (далее — Решение N 1), может быть изменен на основании решения общего собрания участников долевой собственности на исходный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, принятого в соответствии со статьей 14.1 Закон N 101-ФЗ (далее — Решение N 2).

Для государственной регистрации права общей долевой собственности на указанный образованный земельный участок, в состав участников которой внесены изменения в орган регистрации прав необходимо представить в том числе заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копии протоколов, которыми оформлены Решение N 1 и Решение N 2.

Обращаем внимание, что письма Минэкономразвития России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

Как выделить земельный участок из общей долевой собственности в индивидуальном порядке? Практика кадастровых инженеров ООО «РКЦ».

Чтобы провести процедуру выдела доли из общедолевой собственности в индивидуальном порядке, правообладателю придется прибегнуть к помощи профессионалов, специализирующихся на кадастровых работах.

Шаг 1.Подготовка проекта межевания.

После заключения официального договора на оказание услуг с межевой организацией, кадастровый инженер подготовит проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

Порядок образования земельных участков путем выдела в счет земельной доли или земельных долей регламентирован Федеральным Законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ (Закон об обороте).

Проект межевания выполняется в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 03.08.2011 № 388.

Шаг 2.Согласование проекта межевания земельного участка с участниками долевой собственности.

Проект межевания земельного участка необходимо обязательно согласовать с участниками общедолевой собственности. Предметом согласования являются размер и точное местоположение границ выделяемого земельного участка.

Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ.

Извещение должно содержать следующие сведения:

  • Информацию о заказчике работ по подготовке проекта межевания земельного участка (в том числе почтовый адрес, номер контактного телефона);
  • Сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания ЗУ (почтовый адрес, адрес электронной почты и номер телефона);
  • Кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка;
  • Порядок ознакомления с проектом межевания ЗУ, место или адрес, где с проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения, а также сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого земельного участка.

Если в течение тридцати дней со дня извещения о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным.

Кадастровый инженер составляет заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого земельного участка. Проект межевания земельного участка утверждается собственником земельной доли или земельных долей (пая).

Шаг 3.Подготовка межевого плана.

Кадастровый инженер выполняет кадастровые работы и осуществляет подготовку межевого плана для последующего его предоставления в орган регистрации прав с заявлением и иными документами для постановки на кадастровый учет и государственную регистрацию прав.

В случае наличия обоснованных возражений, кадастровый инженер проводит работы по их снятию, и только после этого осуществляет подготовку межевого плана.

Шаг 4. Подача заявления о постановке на кадастровый учет и государственную регистрацию прав выделяемого земельного участка.

Для оформления прав собственнику земельной доли либо его представителю необходимо обратиться в любой офис «Многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг» (МФЦ), либо подать заявление в электронном виде через портал Росреестра.

Помимо межевого плана для постановки на кадастровый учет и регистрации права земельного участка необходимо также предоставить:

–заявление о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав, составленное по форме приложения № 1 к приказу Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 N 920, поданное лицом или лицами, являющимися собственниками земельной доли (долей) и образующими земельный участок путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 — 6 статьи 13 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

– документ или документы, которые подтверждают право собственности на земельную долю,

– проект межевания земельного участка, утвержденный решением собственника земельной доли или земельных долей, и заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка;

Также необходимо оплатить государственную пошлину за регистрацию права.

Размер госпошлины за регистрацию права на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с действующим налоговым законодательством составляет 350 рублей.

Шаг 5. Подтверждение регистрации права собственности.

После проведения всех необходимых работ, кадастровый инженер запросит и получит выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), которая является официальным документом, подтверждающим государственную регистрацию объекта недвижимости (постановку на государственный кадастровый учет).

Как приобрести право на бесхозяйные объекты недвижимости?

Заброшенные земельные участки, ветхие бесхозяйные дома на данный период времени является частым явлением в городах, особенно в садоводческих, дачных товариществах или деревнях. Однако, возникают случаи, когда у собственников соседних земельных участков возникает потребность в использовании таких земельных участков и строений и как следствие, оформления их на себя.

На наш сайт поступает много вопросов на данную тему. Мы решили более детально рассмотреть этот вопрос. В статье вы узнаете, как найти информацию о бесхозяйных участках, как убедится, что у них нет собственников и правообладателей и как найти хозяина бесхозного земельного участка.

А также обо всех нюансах оформления таких объектов недвижимости.

1. Определение. Что такое бесхозяйный земельный участок и бесхозяйный дом

Согласно Гражданскому кодексу РФ (Далее — ГК РФ), бесхозяйной считается вещь, у которой нет собственника, он неизвестен либо от которой собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ).

Статья 236 ГК РФ указывает, что «гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество».

Однако, «Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом».

Отметим, что сделать это Вы можете, подав заявление в Росреестр. Об этом мы писали ранее в статье: «Отказ от права собственности».

Необходимо отметить, что недвижимость может оказаться без владельца в том случае, если, например, собственник умер, а наследники не вступили в права собственности в нужный срок или отказались от имущества или у собственника вовсе не было наследников. А также заброшенной земля с домом или без могут оказаться, если правообладатель переехал и оставил свою недвижимость без присмотра, «на произвол судьбы».

2. Как найти бесхозяйный объект недвижимости?

Отметим сразу, что единого перечня бесхозяйных жилых домов и земельных участков не существует. Однако большое количество сведений можно узнать при заказе выписки из Единого государственного реестра недвижимости (Далее — ЕГРН), если объект поставлен на государственный кадастровой учет. Выписка из ЕГРН поможет узнать о характеристиках объекта, его собственнике и возможных обременениях.

Также сведения о заброшенном земельном участке вы можете получить из публичной кадастровой кары Росреестра. Посредством данной карты можно определить, формировался ли раньше бесхозяйный участок.

Как это сделать?

Находите свой земельный участок, при помощи адреса или кадастрового номера, и соответственно, по местоположению с ним можно определить и заброшенный участок. И первое, что нужно сделать, это определить, кто является собственником интересующей земли. Нужно также знать, что принадлежащие муниципалитету или государству участки, могут быть переданы в собственность гражданам за плату.

Производится данное действие путем осуществления торгов.

Как найти собственника объекта недвижимости?

Прежде всего необходимо заказать выписку из ЕГРН о данном объекте. Срок предоставления сведений составляет 5 рабочих дней. Кроме этого можно сделать запрос сведений посредством сайта Росреестра: выберете раздел «Электронные услуги», после чего оформите запрос на получение информации из ЕГРН. Далее, на указанный вами адрес электронной почты поступит инструкция о способах оплаты.

Спустя 5 дней сюда же поступит сообщение с ссылкой для ознакомления и скачивания электронного документа.

Кроме этого, следует обратиться по месту нахождения такого дома в органы местного самоуправления и власти, уполномоченные на выдачу разрешения на строительства. Определив кому выдавалось разрешение на строительство можно информацию о предполагаемом владельце дома.

Если земля с домом находится на территории садового товарищества (СНТ), то для начала необходимо обратиться к его председателю. Возможно, через него получится узнать адрес и кадастровые номера.

Хотим отметить также, что с 29 июня 2021 года в силу вступает в силу Федеральный Закон № 518-ФЗ, согласно статье 69 которого органы государственной власти и органы местного самоуправления смогут устанавливать правообладателей ране учтенных объектов недвижимости (права на которые предоставлены до 31.01.1998), путем направления запросов в различные органы. Читайте статью: «Право собственности зарегистрируют без вас»

Документы, подтверждающие, что у земельного участка нет собственника:

1. Документы, которые выдал орган учета государственного и муниципального имущества о том, что конкретный участок не является учтенным в реестре федерального имущества, имущественных объектов субъектов Российской Федерации или имущественного комплекса муниципалитета;
2. Документы, которые выдал компетентный орган, регистрирующий наличие прав на недвижимые объекты до принятия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

3. Порядок оформления бесхозяйного дома и земельного участка.

Есть несколько способов стать собственником заброшенных объектов недвижимости. Например, найти собственника и выкупить недвижимость, приобрести на торгах у муниципалитета или владеть открыто заброшенным участков 15 лет и стать впоследствии его законным владельцем.

Когда хозяина объектов недвижимости удалось найти, то передать свою собственность вам он сможет только по гражданско-правовой сделке, по договору купли-продажи. Однако, перед этим желательно поставить земельный участок и дом на кадастровый учет в случае, если сведения о нем отсутствуют в ЕГРН. Это нужно для Вас, чтобы знать точно, что Вы приобретаете.

Отметим, что согласно Земельному кодексу РФ установлено, что все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, то есть оформлять права собственности на этот объект недвижимости, как и его покупку, целесообразнее одновременно с покупкой и оформлением прав на участок, на котором такой дом расположен.

Если же собственник не был найден вам необходимо подать заявление о предоставлении заброшенного участка в собственность или аренду.

Для начала, направьте заявление в органы местного самоуправления о желании получить конкретной земельный участок, к которому желательно приложить документы, подтверждающие то, что объект бесхозяйный.

Органы местного самоуправления осуществят постановку земельного участка на государственный кадастровый учет. Механизм постановки на учет бесхозяйного участка земли и форма заявления о постановки на учет устанавливается Приказом Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2015 г. N 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

После этого необходимо будет выждать 12 месяцев, для того, чтобы вероятные владельцы могли огласить свои права на него. По истечении одного года, муниципальное образование обращается в суд, для признания собственного права на данный земельный участок.

Если объект находится в городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе — за постановкой бесхозяйной недвижимости на учет, а затем в суд должны обратиться органы исполнительной власти этих регионов. Во всех остальных случаях — органы, уполномоченные на государственную регистрацию права на недвижимость, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находится оформляемая недвижимость.

Если суд принимает решение о признании земли бесхозяйным объектом и предоставляет его во владение муниципальных властей, то вы можете заключить договор аренды такого участи или выкупить его.

Как это сделать?
После того как заброшенный земельный участок будет передан в собственность органов власти они выходят на аукцион. Чтобы приобрести их, нужно выиграть такой аукцион.

Существует ряд случаев, когда купить землю с домом, в том числе бесхозяйный, можно без проведения торгов. Приказом Росреестра от 02.09.2020 № П/0321 установлен перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Победителем аукциона признается тот, кто предложит наибольшую цену. Если в торгах принимает участие только одно заинтересованное лицо, то соглашение заключается с единственным участником. Либо такой участок может быть передан муниципалитетом в аренду заинтересованному в нем лицу.

Важно!Бесхозяйный объект недвижимости, который не был признан решением суда муниципальной собственностью, может опять быть принят во владение лицом, оставившим его, либо получен во владение на основе приобретательной давности. В этой ситуации получение бесхозяйной земли заключается в подаче заявки на участие в торгах, после чего участок подлежит оформлению во владение.

Если единственная заявка на участие в торгах по реализации участка земли, который находится в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, соответствующим указанным в извещении о проведении торгов требованиям к участникам аукциона, а также поданная заявка соответствует тем же требованиям, то продажа данного участка производится этому лицу.

4. Оформление бесхозяйного участка в силу приобретательной давности

Данное понятие регламентировано статьей 234 ГК РФ: «Лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество».

Это значит, что гражданин может ухаживать за земельным участком или занять бесхозный дом и открыто в нем проживать. Если в течение 15 лет не объявляются законные правообладатели на такие объекты недвижимости, то для нового владельца появляется возможность стать формальным (юридическим) собственником.

Однако, должно быть соблюдено 3 принципиальных обстоятельства:

  1. добросовестное владение (уход за землей, оплата коммунальных услуг и т.д.);
  2. открытое владение (не скрывать факта нахождения заброшенного имущества в вашем использовании);
  3. непрерывность владения (Это значит, что лицо владело и пользовалось недвижимостью на протяжении всего периода приобретательной давности, то есть все 15 лет).

Простыми словами, если Вы проживали в бесхозяйном доме и такой дом был единственным жильем на протяжении 15 лет, то такой дом может перейти в вашу собственность. Отметим, что владение таким домом начинается с первого факта, подтверждающего это. Например, с оплаты коммунальных услуг или проведения ремонтно-строительных работ.

Однако, владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. Если владение имуществом осуществляется на основе договора статья 234 ГК РФ не применяется.

Оформление бесхозяйных объектов в собственность через суд

Кроме этого, стать законным владельцем бесхозного дома и земельного участка на основании приобретательной давности можно по решению суда. Но для этого в общей сложности должно пройти не менее 18 лет. Потому что к 15-летнему сроку необходимо прибавлять 3 года исковой давности.

После вынесения решения суда о признании права собственности на бесхозные объекты недвижимости вы можете зарегистрировать право собственности в Росреестре и распоряжаться ими как полноправный собственник.

Во время судебного заседания фактический владелец обязан предъявить доказательства того факта, что на протяжении 15 лет он непрерывно, открыто и добросовестно обладал и эксплуатировал участок и дом.

Добросовестное владениезначит, что во время получения объекта предполагал, допустимо находясь в заблуждении относительно фактических обстоятельств, по причинам которых он стал его обладателем. То есть владелец не ведал и не мог ведать о неправомерности собственного владения.

Открытое владениезначит, что не было совершено никаких специальных действий для сокрытия факта обладания объектами.

Непрерывное владениезначит, что обладание и эксплуатация участка обязаны происходить без перерывов на протяжении полного срока, установленного законодательством для приобретательной давности.

Отметим, что владеть объектами недвижимости необходимо как своим собственным, относится к нему таким же образом как к другому своему имуществу (производить коммунальные платежи, налоговые и страховые, делать ремонт и так далее).

Регистрация права на бесхозяйные объекты требует оплаты государственной пошлины и может быть произведена вне зависимости от того, когда данные объекты были поставлены на государственный кадастровый учет.

5. Регистрация прав собственности

Регистрация права собственности на объекты недвижимости является конечной целью всех вышеперечисленных процедур.

Для того, чтобы зарегистрировать свое право на здание и земельный участок в Росрестре, необходимо подготовить пакет документов, который будет направлен в Росреестр (например через МФЦ).

Данный пакет включает в себя:
• документ, удостоверяющий вашу личность;
• межевой план, подготовленный кадастровым инженером;
• технический план;
• квитанцию об оплате государственной пошлины;
• соглашение о купле-продаже участка.

В среднем, подсчитано, что срок прохождения процедуры оформления бесхозяйных объектов недвижимости составляет примирено чуть больше года.

6. Невостребованные земельные доли

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Оформление невостребованных земельных долей состоит из нескольких этапов. Большая часть работ приходится на подготовительный этап. На этом этапе выявляется полная и достоверная информация о правовом статусе земельных участков, сформированных в ходе приватизации (исходного земельного участка), сведений о собственниках, а также подготовка документов, необходимых впоследствии для обращения в суд с иском о признании права на выделенные в счет невостребованных земельных долей участки.

Можно выделить следующие этапы выполнения работ:

  1. Подготовительный этап. Составление списка невостребованных земельных долей;
  2. Проведение работ, необходимых для утверждения списка невостребованных долей (публикация извещения о проведении собрания);
  3. Утверждение списка невостребованных земельных долей;
  4. Обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными;
  5. Государственная регистрация прав на земельные доли и земельные участки.

Более подробно читайте здесь.

7. Нюансы и особенности.


Выше мы поговорили о том, что такое бесхозяйные, бесхозные объекты недвижимости, как их оформить, как найти правообладателя.

Теперь расскажем о сложностях, с которыми можно столкнуться.

Необходимо понимать, что в течение 15-летнего срока, что в любой момент времени, может появиться собственник земельного участка или дома и потребует покинуть его территорию. В данном случае придется съезжать, так как прав у проживающего еще никаких не появилось.

Может возникнуть ситуация, когда человек оформил бесхозяйные объект недвижимости в собственность и зарегистрировали на нее право, но неожиданно появился предыдущий владелец, который утверждает, что не получал уведомления об операциях с его недвижимостью от местных органов власти, Росреестра и не знал о том, что его недвижимость числится бесхозяйной.
Данный вопрос придется решать только через судебные органы.

За ремонт средства взыскать будет очень сложно. Необходимо будет доказать, что Вы сделали все, чтобы найти владельца дома, потом доказать, что данные ремонт был необходим, иначе дом бы разрушился. Те же вложения, которые Вы можете «отделить» — Вы можете забрать.

Заключение

Выводы напрашиваются сами по себе. Прежде чем занимать бесхозную недвижимость нужно быть готовым к тому, что это риски. Нужно понимать, что данная процедура достаточно длительная и требует немаленьких вложений, в особенности если выбранные вами участок с домом требуют вложений, ухода или ремонта.

Поэтому советуем убедится в том, что данные объекты в реальности никому не нужны и не понадобятся через некоторое количество лет.

Также читайте ответы на вопросы:

Подписывайся на наши каналы социальных сетей: Вконтакте , Facebook , Instagram .

Рекламный материал создан про поддержке «Центра предпринимательства Оренбургской области».

admin
Оцените автора
Ракульское