Обязана ли госжилинспекция выдать копию акта проверки по обращению гражданина в данную инспекцию

Права и обязанности при взаимодействии с ГЖИ во время проведения проверки.

При взаимоотношении с Государственной жилищной инспекцией Вам необходимо учитывать следующее:

1. В соответствии с п. 16 ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ) о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляются органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

2. После получения уведомления о проведении проверки необходимо проанализировать основания проверки, обдумать возможность их устранения до начала проведения проверки и назначить ответственное лицо (в необходимых случаях – выдать ему доверенность).

3. В рассматриваемом случае основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора) заявлений граждан о нарушении прав потребителей (пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 ФЗ). Таким образом, необходимо убедиться, что соответствующее обращение имело место.

4. В соответствии с нормами ст. 14 ФЗ должностные лица Государственной жилищной инспекции обязаны предъявить служебное удостоверение и ознакомить уполномоченное лицо с распоряжением или приказом руководителя (его заместителя) о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения. При этом на проверяемую организацию возлагается обязанность предоставить должностным лицам государственной жилищной инспекции возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами оборудованию, подобным объектам.

Почитать  Начисляется ли пеня за время обработки платежа

5. В соответствии со ст. 13 ФЗ срок выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней.

6. Проверка может проводиться только должностным лицом/-ами, которые указаны в распоряжении/приказе руководителя (заместителя) государственной жилищной инспекции.

7. По результатам проверки в соответствии с требованиями п. 2 ст. 16 ФЗ составляется акт в двух экземплярах, один из которых выдается проверяемому юридическому лицу.

8. В соответствии с п. 8 ст. 16 ФЗ юридические лица обязаны вести журнал проверок, в данном журнале должностными лицами государственной жилищной инспекции осуществляется запись о проведенной проверке (наименование проверяющего органа, дата начала и окончания проведения проверки, сведения о выявленных нарушениях и выданных предписаниях, указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица, проводящего проверку, его подпись).

9. Согласно ст. 21 ФЗ руководитель, должностное лицо и уполномоченный представитель проверяемого юридического лица имеет следующие права:

• непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
• получать от органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено ФЗ.

10. В случае нарушения должностным лицом, проводящим проверку, требований законодательства или не согласия с его выводами необходимо указать все эти замечания и возражения при подписании акта.

11. В соответствии со ст. 23.55 КоАП РФ дела, предусмотренные ст. 7.22.

КоАП РФ, рассматриваются руководителем государственной жилищной инспекции. Таким образом, МУП «Центр ЖКХ» при рассмотрении данного дела может заявить о своем несогласии с протоколом об административном правонарушении, а также заявить ходатайство об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения, при этом необходимо представить доказательства устранения выявленных нарушений.

При этом нужно иметь в виду, что постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, должно быть вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Общий срок давности – 2 месяца со дня совершения административного правонарушения, но с учетом того, что административное правонарушение, предусмотренное ст.

7.22 КоАП РФ, подпадает под действие Закона РФ «О защите прав потребителей», то срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение в силу ст. 4.5 КоАП РФ составляет 1 год.

12. В соответствии со ст. 30 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в соответствии с § 2 гл. 25 АПК РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Согласно ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.

13. При рассмотрении жалобы разрешаются заявленные отводы и ходатайства, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.


По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы – без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

14. В соответствии со ст. 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в Арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, а затем в вышестоящий суд.

Согласно ст. 208 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

В соответствии со ст. 210 АПК РФ дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Полномочия контрольных органов по отношению к организациям, управляющим МКД

Многоквартирным домом управляет ЖСК. В соответствии с Жилищным кодексом РФ контроль над организациями, управляющими многоквартирными домами, независимо от статуса (УО, ТСЖ, ЖСК) осуществляет жилищная инспекция. Каковы на настоящий момент меры административного реагирования со стороны жилищной инспекции к ЖСК (к управляющему МКД, к юридическому лицу, к должностному лицу, ответственному за деятельность юридического лица)?

Светлана Жмурко
Консультаций: 75

Полномочия жилищной инспекции и ее должностных лиц при осуществлении жилищного надзора определены в статье 20 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ). В данной статье указаны и меры реагирования, которые жилищная инспекция вправе применять при осуществлении своих полномочий.

В соответствии с частью 4 статьи 20 ЖК РФ предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

В силу части 4.1 статьи 20 ЖК РФ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

1) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале указанной деятельности;

2) постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;

3) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

4) установления или изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются поступившие обращения и заявления граждан или юридических лиц, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в государственной информационной системе ЖКХ информации о фактах:

— нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива,

— нарушения требований к уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива,

— нарушения требований к порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения,

— нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме,

— нарушения управляющей организацией обязательств,

— нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги,

— необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг),

— нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг),

— нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений.

Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки (часть 4.2 статьи 20 ЖК РФ).

В части 5 статьи 20 ЖК РФ указано, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров;

3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Согласно части 6 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:

1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований ЖК РФ;

2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям ЖК РФ либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;

3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований ЖК РФ о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;

4) в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;

5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным ЖК РФ.

О каналах связи и сроках информационного обмена УО с жилинспекцией

О каналах связи и сроках информационного обмена УО с жилинспекцией

Орган государственного жилищного надзора в рамках контроля за работой управляющих организаций проводит документарные и выездные проверки их деятельности. Читайте, какими каналами связи может пользоваться ГЖИ для направления запросов и уведомлений и в какие сроки на них следует отвечать.

Проверка органом ГЖН за двадцать рабочих дней

К проверкам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимым органом ГЖН, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

В главе 2 № 294-ФЗ выделяются плановые и внеплановые проверки юридических лиц, среди них – выездные и документарные (ст. ст. 9-12 № 294-ФЗ). Срок проведения любой проверки не может превышать 20 рабочих дней (ч. 1 ст.

13 № 294-ФЗ).

Если юридическое лицо ведёт деятельность в нескольких регионах РФ, то срок в 20 дней устанавливается для каждого его обособленного структурного подразделения или филиала, но не может превышать в общей сумме 60 рабочих дней (ч. 4 ст. 13 № 294-ФЗ).

Уведомление о проверке за один или три дня до её начала

Проведение органом ГЖН плановых и внеплановых проверок регламентированы ст. ст. 9, 10 № 294-ФЗ. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года на основании составленного органом надзора плана проверок.

План должен быть согласован прокуратурой (ч. ч. 2, 3, 6 ст. 9 ПП РФ № 294-ФЗ).

Перед внеплановой проверкой может проводиться предварительная проверка: она нужна в случае, если у органа ГЖН отсутствует достоверная информация о лице, которое допустило нарушение, или нет достаточных данных о допущенных нарушениях (ч. 3.2 ст. 10 № 294-ФЗ).

При предварительной проверке сотрудники органа ГЖН собирают дополнительные сведения и материалы. Делать это они могут как по устному запросу, так и направив письменное обращение. При этом в рамках предварительной проверки юридическое лицо не обязано предоставлять органу жилнадзора информацию (ч.

3.2 ст. 10 № 294-ФЗ).

О проведении плановой проверки орган ГЖН предупреждает не позднее чем за три рабочих дня до её проведения (ч. 12 ст. 9 № 294-ФЗ). Если проверка внеплановая, то предупредить ведомство должно не позднее чем за 24 часа до её начала (ч.

16 ст. 10 № 294-ФЗ).

Документ с предупреждением о проверке может быть направлен почтой с обязательным уведомлением о вручении или по адресу электронной почты проверяемого, если адрес содержится в ЕГРЮЛ либо заранее был предоставлен в орган ГЖН. Электронный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 12 ст.

9, ч. 16 ст. 10 № 294-ФЗ).

Направление запросов органа ГЖН с надлежащим уведомлением

Среди плановых и внеплановых проверок, которые проводит орган госжилнадзора, выделяют выездные и документарные (ст. ст. 11, 12 № 294-ФЗ). Документарная проверка проводится по месту нахождения контролирующего ведомства, выездная – по адресу размещения юридического лица (ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст.

12 № 294-ФЗ).

При документарной проверке уполномоченный сотрудник органа ГЖН вправе направить в адрес проверяемого юридического лица мотивированный запрос, потребовав предоставить необходимые для рассмотрения в ходе проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа или распоряжения о проведении проверки (ч. 4 ст.

11 № 294-ФЗ).

При этом законодательство не указывает, что запрос может быть направлен любым доступным способом, в том числе по электронной почте, как в ситуации с уведомлением о проведении проверки. Следовательно, запрос о предоставлении информации или документов должен быть направлен почтовым отправлением с уведомлением либо вручён под подпись (ч. 4 ст.

11 № 294-ФЗ).

Юридическое лицо обязано направить требуемые документы в орган ГЖН в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса (ч. 5 ст. 11 № 294-ФЗ). Если юридическое лицо имеет квалифицированную электронную подпись, то закон разрешает направить в надзорное ведомство заверенные такой подписью копии по электронной почте (ч.

6 ст. 11 № 294-ФЗ). Нотариального удостоверения копий не требуется (ч. 7 ст.

11 № 294-ФЗ).

Если в ходе проверки орган ГЖН находит противоречия или недостоверность сведений , то, согласно ч. ч. 8, 9 ст. 11 № 294-ФЗ, вправе требовать от проверяемого лица письменных пояснений. Ответить на запрос юридическое лицо должно не позднее 10 рабочих дней со дня получения требований надзорного органа.

При этом орган ГЖН не имеет права требовать предоставить документы, которые он может самостоятельно получить у других органов госконтроля или которые не относятся к предмету проверки (ч. 11 ст. 11 № 294-ФЗ).

Внеплановые проверки органа ГЖН, проводимые без уведомления

Если в ходе документарной проверки госжилинспекция установит нарушения обязательных требований, проводится выездная проверка. Такой вид проверки назначается также, если во время документарной проверки невозможно оценить соответствие деятельности юридического лица требованиям (ч. 3 ст.

12 № 294-ФЗ).

О проведении выездной проверки орган ГЖН уведомляет юридическое лицо согласно ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 № 294-ФЗ в зависимости от того, плановая она или внеплановая.

  • если в орган ГЖН поступило мотивированное представление должностного лица или заявление граждан об угрозе жизни и здоровью людей, их имуществу, памятникам культуры, флоре и фауне, окружающей среде, об угрозе безопасности государства, возникновения ЧС, а также о нарушении прав потребителей (п. 2 ч. 2 ст. 10 № 294-ФЗ);
  • в течение трёх месяцев со дня составления акта о невозможности проведения проверки из-за отсутствия проверяемого лица (ч. 7 ст. 12 № 294-ФЗ).

Следует учесть, что общий срок проведения выездных проверок субъектов малого предпринимательства не может превышать 50 часов (ч. 2 ст. 13 № 294-ФЗ).

Если в ходе проверки возникает необходимость в сложных, длительных исследованиях и экспертизах, то руководитель органа ГЖН может продлить срок выездной проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий – не более чем на 50 часов (ч. 3 ст. 13 № 294-ФЗ).

Направление в адрес УО акта с результатами проверки

В соответствии с ч. 1 ст. 16 № 294-ФЗ, орган ГЖН оформляет акт в двух экземплярах непосредственно после завершения проверки. Один экземпляр под подпись вручается руководителю проверяемого юридического лица или его представителю.

Если руководитель или уполномоченный отсутствуют либо отказываются дать расписку об ознакомлении с актом, то акт направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Если проверяемое лицо давало согласие на взаимодействие с органом ГЖН в электронной форме, то акт проверки может быть направлен руководителю по электронной почте. При этом он должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью составителя (ч. 4 ст.

16 №294-ФЗ).

Запросы – с надлежащим уведомлением, сроки – исполнимые

  1. Если в законодательстве не оговорена возможность направления запросов или копий документов по электронной почте, то они должны быть направлены с надлежащим уведомлением: почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручены лично под подпись.
  2. Для информационного обмена с органом ГЖН посредством электронной почты УО сначала должна дать письменное согласие на взаимодействие в электронной форме, а также должна обладать квалифицированной электронной подписью для заверения документов. Информационный обмен с помощью электронной почты должен проводиться в рамках, оговорённых в письменном согласии.
  3. Орган ГЖН может направить по электронной почте в адрес управляющей организации уведомление о планируемой проверке только в том случае, если адрес электронной почты УО содержится в ЕГРЮЛ или ЕГРИП или сама УО сообщила его надзорному ведомству.
  4. Сроки предоставления информации на запросы органа ГЖН в ходе документарной проверки определены в ст. 11 № 294-ФЗ и составляют 10 рабочих дней со дня получения запроса.

Срок устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, не регламентирован нормативно-правовыми актами. Он должен соответствовать принципу исполнимости – быть не меньше минимально необходимого периода времени, которое тратится на устранение нарушений.

  • в течение 15 дней со дня получения предписания обратиться в орган ГЖН с мотивированным ходатайством о переносе сроков (ч. 12 ст. 16 № 294-ФЗ);
  • в течение трёх месяцев оспорить предписание в суде, доказав, что в установленные сроки физически невозможно устранить указанные в предписании нарушения (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Проведение внеплановых проверок ГЖИ

Управляющая организация узнаёт о внеплановой проверке в день её проведения. Подготовить нужные документы сотрудники УО не успевают и проверка становится настоящим испытанием. Возникает вопрос: почему ГЖИ не предупредила о предстоящей проверке.

Разберёмся, почему проводятся внеплановые проверки, какие последствия они могут нести и должны ли органы ГЖН предупреждать о них.

На каких основаниях ГЖИ проводит внеплановую проверку

Жильцы недовольны тем, как управляющая организация справляется со своими обязанностями и жалуются, что она нарушает права собственников помещений. Они пишут претензии в управляющую организацию и дублируют их в органы ГЖН. Именно жалобы потребителей – наиболее частая причина проведения внеплановых проверок.

Другой причиной становится угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства и угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В этом случае в орган ГЖН также должно поступить заявление от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти или СМИ.

Последняя причина – истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований или требований муниципальных актов.

Как проходит внеплановая проверка

  • рассматривают документы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющиеся в распоряжении ГЖИ;
  • проводят мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, предпринимателями и без возложения на них обязанности предоставлять информацию и исполнять требования.

Когда инспектор ГЖИ выполняет предварительную проверку, он может запросить пояснения по полученной информации. Предоставлять такие пояснения и иные документы проверяемые организации не обязаны. Но если руководство УО уверено, что документы в порядке и нарушений нет, то документы можно подготовить для того, чтобы инспектор знал, что УО добросовестно выполняет свои обязательства по управлению и содержанию МКД.

Если в результате предварительной проверки выявлены нарушения, то они становятся основанием для внеплановой проверки (ч. ч. 3.2 и 3.3 ст. 10 Федерального Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Такая проверка может быть выездной и документарной.

Выездная проверка выполняется в том случае, если в распоряжении ГЖИ недостаточно документов, чтобы оценить соответствие управляющей организации установленным требованиям. О проведении выездной проверки управляющая организация должна быть предупреждена не менее чем за 24 часа до начала её проведения.

  • номер и дату;
  • наименование органа государственного контроля;
  • ФИО и должность лиц, уполномоченных на проведение мероприятий по контролю;
  • наименование юридического лица, в отношении которого проводится проверка;
  • цели, задачи и предмет проводимого мероприятия;
  • правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.

Любая проверка длится не более 20 дней.

Что не проверяют в рамках внепланового контроля

  • проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа ГЖН, от имени которого действуют должностные лица;
  • требовать предоставления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки;
  • изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  • требовать образцы продукции для проведения их исследований без оформления акта об отборе проб продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  • превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Чем грозит внеплановая проверка

  • о прекращении нарушений обязательных требований;
  • об устранении выявленных нарушений;
  • о проведении мероприятий по соблюдению обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого нарушения.

Предписание прилагается к акту проверки. Если управляющая организация не согласна с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, и выданным предписанием, то она вправе в течение пятнадцати дней с даты получения предписания предоставить в ГЖИ возражения в письменной форме.

Если проверка инициирована с целью проверить, выполнены ли ранее выданные предписания и УО не исправила недочёты, то её привлекут к административной ответственности по ч.1 ст. 19. 5 КоАП РФ и выпишут повторное предписание.

admin
Оцените автора
Ракульское