Выплаты военнослужащему при получении травмы в армии

Военнослужащие часто рискуют здоровьем и даже жизнью. Заботясь о своих защитниках, государство ввело для них обязательное страхование военнослужащих. В первую очередь, этот процесс регламентируется положениями ФЗ-№52 от 28.03.1998г.

Некоторые вопросы, связанные со страхованием военных, рассмотрены в Гражданском кодексе РФ, ФЗ №4015-1 и №76. Сейчас мы расскажем о том, когда военный может рассчитывать на страховку, о том, как ее можно получить, и кто это может сделать.

Когда можно претендовать на страховые выплаты

Военные-срочники, а также россияне, призванные на сборы, чаще других рискуют, поэтому, начиная с 1998г., они в обязательном порядке страхуются. Наличие страховки у военных и сотрудников МВД – это гарантия защиты интересов этой категории граждан. Вопросами страхования военнослужащих занимается ВСК, образованная в 1993г., а поводом для получения определенной суммы от страховиков может быть:

  • летальный исход на воинской службе или во время сборов.
  • летальный исход, если это результат ранения, увечья, но в случае, но это касается случаев, когда после увольнения прошло не более 1 года.
  • получение увечья, если в результате этого человек стал инвалидом.
  • 1,2,3 группы инвалидности, если ее назначили уже после того, как раненый или травмированный человек закончил службу, но только если с этого момента прошло не более 12 месяцев.
  • неприятность, случившаяся во время службы/сборов, и послужившая поводом для получения инвалидности 1-й, 2-й, 3-й группы.
  • досрочное окончание сборов или преждевременная демобилизация по причине плохого здоровья.

Важно! Последний пункт касается срочников, а также тех, кто был призван на сборы в звании старшины, или главного корабельного старшины на флоте.

Российская армия постепенно переходит на контрактную основу, поэтому количество тех, кто служит по контракту, увеличивается. Соответственно, контрактников интересует вопрос, а попадают ли они под действие ФЗ-№52, регламентирующего вопросы страхования военнослужащих. Юристы не раз сталкивались с этим вопросом, поэтому могут однозначно сказать, что контрактники по закону тоже страхуются обязательно.

Почитать  Группы здоровья детей при усыновлении что означают, перечень заболеваний препятствующих усыновлению

В отличие от срочников, они не могут рассчитывать на страховку в случае, если поводом для увольнения стали медицинские противопоказания.

Как оформить страховку, перечень лиц, претендующих на получение компенсации

Согласно существующему законодательству, военнослужащий, поступающий на воинскую службу (включая определенные структуры МВД), подвергается обязательному страхованию. Самому страхуемому лицу, при этом, не стоит беспокоиться и предпринимать какие-либо действия, так как этим вопросом занимаются специалисты соответствующих органов. Страхователем в этом случае выступает силовое ведомство, заключающее договор со страховиками, а сам военный или матрос в процессе не участвует. Получить компенсационные выплаты, в случаях, о которых было сказано выше, кроме самого военного могут, при летальном исходе, следующие категории граждан:

  • муж/жена, находящиеся в законном браке с погибшим.
  • отец и/или мать.
  • дедушка и/или бабушка, воспитывавшие погибшего, оставшегося без родительской опеки, на протяжении трех и более лет.
  • не родные родители, если они принимали участие в воспитании на протяжении пятилетнего периода.
  • дети после наступления 18-летия или дети, проходящие обучение в ВУЗе, СУЗе, если им исполнилось не более 23 лет.
  • подопечные военнослужащего, погибшего во время выполнения воинского долга.

Поводом для признания военнослужащего не годным для дальнейшего прохождения воинской службы является вывод ВВК (военно-врачебной комиссии), определяющей связь между травмой, болезнью и их последствиями (инвалидность или летальный исход). Что касается документации, необходимой для подтверждения наступления страхового случая, то это зависит от каждого отдельного случая, о чем подробно сказано в правительственном постановлении №855 от 29.06.1998г.

Оставьте заявку на консультацию:

Куда обращаться военным за страховой компенсацией

Военнослужащие, как уже было сказано, сами не заключают договоренностей со страховиками, не обязаны они самостоятельно собирать и документы, если того требует ситуация. Этот щепетильный вопрос ложится на плечи специалистов в/ч или военкомы после обращения военнослужащего, человека, пострадавшего во время сборов или лиц, которые являются выгодоприобретателями, в случае смерти застрахованного лица.В случае если воинская часть, в которой служило застрахованное лицо, была расформировано, военнослужащий может обратиться в воинское подразделение, ставшее ее приемником, или в военный комиссариат, где хранятся учетно-послужные документы. Собранные документы специалисты в/ч или военного комиссариата заверяются подписями и печатями, после чего направляются в страховую компанию для назначения суммы страховой компенсации.

На какие страховые выплаты могут рассчитывать военнослужащие

Каждый страховой случай рассматривается СК в индивидуальном порядке, а сумма страховой компенсации зависит от разных факторов. Если смерть случилась не позднее 12 мес. после увольнения, при этом причиной летального исхода стало ранение, увечье или заболевание, полученные на службе, родственники могут претендовать на сумму в размере 25 должностных окладов погибшего или умершего военнослужащего. Если в случае заболевания, увечья или ранения военнослужащий получил инвалидность, он получит от страховой компании:

  • инвалид 1-й группы – 75 окладов
  • инвалид 2-й группы – 50 окладов
  • инвалид 3-й группы – 25 окладов

Если результат службы – травма/ранение тяжелой степени, военный получит гарантированно сумму в размере 10 должностных окладов. Легкая травма или ранение оценивается в пятикратном размере от размера зарплаты военного. Если травма или ранение получены непосредственно во время исполнения служебных обязанностей, военнослужащий может рассчитывать на разовые выплаты от «Военной страховой компании».

В каких случаях говорить о страховке не приходится

Далеко не всегда приходится говорить о наступлении страховых случаев, поэтому надо знать также, в каких случаях страховики могут отказать в выплате. В первую очередь это касается травм или ранений, полученных в результате опасного общественного деяния, если этот факт доказан в суде. Не стоит рассчитывать на выплаты также военнослужащим, получившим увечье или погибшим, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, доказательством чего является экспертиза.Не является страховым случаем также самоубийство или добровольное причинение ущерба здоровью, а к такому выводу также может прийти суд. Исключением является случай, если самоубийство произвел военнослужащий, находящийся на службе более 6 месяцев, и в случае, если он был доведен до такого состояния, несмотря на срок службы.

Это также придется доказывать в судебном порядке, как и другие спорные моменты, а помочь восстановить справедливость помогут профессиональные юристы.

Помощь юриста и адвоката по страховым случаям военнослужащих

Чтобы получить помощь юриста или адвоката по страховым случаям военнослужащих напишите о вашей ситуации в форме ниже и дежурный специалист свяжется с вами.

Как получить выплаты по травме, приобретенной в период службы в армии?

Меня призвали в армию после института в июле 2012 года. В армии я заработал язву, и меня комиссовали (через два месяца). На основании этого я впоследствии получил II группу инвалидности (рабочую). Могу ли я получить единовременную выплату, а также получать ежемесячную денежную компенсацию на основе Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» или другого закона РФ?

Если да, то какие действия мне необходимо предпринять?

Максим Самощенков
Консультаций: 19

В соответствии с п. 2 ч. 12 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» при увольнении военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие в размере 1 млн руб.

Частью13 той же статьи установлено, что при установлении военнослужащему в период прохождения военной службы либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере 7 тыс. руб. — инвалиду II группы.

В соответствии с п. 4 Перечня документов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических сре,дств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» в случае установления застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, оформляются:

заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы;

копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности застрахованному лицу, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы;

копия свидетельства о болезни застрахованного лица или заключение (справка) военно-врачебной комиссии либо другие военно-медицинские (медицинские) документы, подтверждающие нарушение здоровья;

копия выписки из приказа командира воинской части (начальника учреждения, руководителя организации) об исключении застрахованного лица из списков личного состава воинской части (учреждения, организации).

Пунктом 6 Порядка организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 24.12.2015 N 833 «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы», установлено, что в случае увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисления гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией (ВВК) не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов, воинской частью выдаются копия свидетельства о болезни, заверенная должностным лицом воинской части, и выписка из приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части для направления их страховщику по обязательному государственному страхованию (далее — страховщик) для принятия решения о выплате страховой суммы.

В этом случае документы на выплату страховой суммы оформляются и направляются страховщику через военные комиссариаты по месту жительства военнослужащего.

Какое пособие положено при гибели военнослужащего

В России установлены несколько видов выплат погибшим военнослужащим, которые получают их жены, дети и родители — как страховые, так и единовременные, и ежемесячные. В марте 2024 указом президента РФ введены дополнительные пособия для членов семей погибших при защите Донбасса и выполнении спецзаданий в Сирии.

Попробуйте бесплатно систему КОНСУЛЬТАНТПЛЮС
Попробуйте бесплатно систему КОНСУЛЬТАНТПЛЮС

Выплаты, предусмотренные при гибели военнослужащего

Поскольку служба военнослужащих связана с серьезными рисками для здоровья и жизни, государство ввело для них обязательное страхование. По закону, денежную компенсацию за гибель военнослужащего выплачивают его близким родственникам в двух случаях: если человек погиб при выполнении воинского долга или на сборе; в течение года после увольнения из-за полученных на службе травм или заболеваний ( ст. 4 ФЗ № 52 от 28.03.1998 ). Их платят в равных долях всем членам семьи (п.

2 ст. 5 ФЗ № 52). Правила оформления и выплаты компенсации установлены в Постановлении Правительства РФ от 29.07.1998 № 855 и в Приказе министра обороны РФ № 833 от 24.12.2015 .

Дополнительно к страховым выплатам есть и иные пособия, предусмотренные нормами законодательства, которое устанавливает четкие суммы, сколько платят за убитого солдата в России членам его семьи:

  • единовременное пособие ( ч. 8 ст. 3 ФЗ № 306 от 07.11.2011 ) — распределяется поровну между всеми близкими родственниками, установленными законом, порядок утвержден Приказом министра обороны от 06.05.2012 № 1100 ;
  • ежемесячная денежная компенсация (ч. 9 и 10 ст. 3 № 306) — предназначена каждому близкому родственнику;
  • ежемесячные выплаты детям погибших военнослужащих ( ст. 1-3 ФЗ № 128 от 04.06.2011 );
  • пенсия по потере кормильца ( ст. 7 закона № 4468-1 от 12.02.1993 );
  • оплата ритуальных услуг ( Постановление Правительства РФ № 460 от 06.05.1994 ).

Особенно государство заботится о детях погибших защитников России. Кроме ежемесячных пособий, им предоставляют другие соцпособия, например, компенсацию отдыха школьникам в детских лагерях и санаториях ( Постановление Правительства РФ № 911 от 31.12.2004 ). А недавним указом президента РФ решено предоставлять выпускникам школ специальные квоты для их приема в вузы без вступительных экзаменов ( Указ № 268 от 09.05.2022 ).

В марте 2024 года введены дополнительно новые единовременные выплаты в случае гибели военнослужащего по контракту при выполнении служебных обязанностей во время проведения специальной операции на Украине (Указ президента РФ № 98 от 05.03.2022).

Размер выплат при гибели военнослужащего

Если военнослужащий погиб и не успел получить причитающиеся ему выплаты (ежемесячное довольствие, премии и все иные недополученные суммы), то их выдают его близким после его смерти. Дополнительно выплачивают все законные страховки и разовые выплаты.

Установленные в законе соцпособия и страховки каждый год индексируют. В 2024 они выросли на 4% ( Постановление Правительства РФ № 2458 от 24.12.2021 ). В таблице указано, сколько дают за смерть военнослужащего при выполнении воинского долга на Донбассе и в других «горячих точках» с учетом индексации 2024 г.

  • женам (мужьям) от 50 лет и старше, если они не вступили в следующий брак;
  • несовершеннолетним детям погибшего до 18 лет (если продолжает учебу, то до 23 лет);
  • родителям (матери в возрасте от 50 лет, отцу — от 55 лет)
  • несовершеннолетним детям до 18 лет;
  • совершеннолетним детям-инвалидам, получившим заболевание до 18 лет;
  • детям, которые учатся в вузах, — до 23 лет

Выплачивают нетрудоспособным родственникам:

  • отцу, матери, дедушке, бабушке (пенсионерам);
  • детям до 18 лет;
  • несовершеннолетним братьям и сестрам
  • 28 178 — в Москве и Санкт-Петербурге,
  • 20 350 — в остальных субъектах РФ.

К вышеуказанным выплатам близким военнослужащего, погибшего при защите Донбасса, дополнительно заплатят 5 000 000 рублей (Указ президента РФ № 98 от 05.03.2022 и Указ президента РФ № 209 от 18.04.2022 ). Общая сумма, сколько выплачивают за погибшего солдата в России в 2024, с учетом положенной по закону страховки и единовременной выплаты (2 968 464,04 + 4 452 696,06), составит свыше 12 421 000 рублей. Раненые защитники Донбасса получат около 6 млн руб.

Кто может рассчитывать на выплаты при гибели военнослужащего

В законодательстве четко установлено, кому положены выплаты в случае гибели военнослужащего, — членам его семьи. К ним относятся близкие родственники, включая, в первую очередь, супругов, детей, родителей, бабушек и дедушек. Но для каждого вида пособия есть нюансы.

Например, для получения единовременных пособий и ежемесячных компенсаций членами семьи погибшего военного являются (ч. 11 ст. 3 ФЗ № 306):

  • жена (или муж), которые на день гибели военного находились в зарегистрированном браке;
  • отец и мать погибшего;
  • несовершеннолетние дети погибшего до 18 лет (если продолжает учебу, то до 23);
  • отчим или мачеха, которые фактически воспитывали погибшего до совершеннолетия как минимум 5 лет.

Чтобы получить ежемесячные компенсации, родственникам необходимо соответствовать еще нескольким условиям. Для супругов — не вступать в повторный брак и достичь возраста 50 лет (для женщин) и 55 лет (для мужчин). Для родителей — аналогично, достичь возраста 50 лет (для матери), 55 лет (для отца).

Претендовать на получение страховки за смерть военнослужащего по контракту, помимо вышеперечисленных членов семьи, вправе еще и дедушка с бабушкой, если они воспитывали и содержали его как минимум 3 года, и подопечные погибшего защитника Отечества (п. 3 ст. 2 ФЗ № 52).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, кто признается членом семьи военнослужащего. Используйте эти инструкции бесплатно.

Порядок выплат

Разовое соцпособие и страховка выплачиваются за счет средств Минобороны РФ страховой компанией, с которой государство заключило соглашение. В 2024-2024 гг. это АО «СОГАЗ». Воинские части направляют в эту организацию заявление от члена семьи погибшего (п.

12 порядка, утв. Приказом Министра обороны РФ № 1100 от 06.05.2012).

Форма заявления для единовременного пособия закреплена в приложении № 1 к порядку, утв. Приказом № 1100.

Образец заявления на единовременную выплату при гибели военнослужащего

К заявке следует приложить следующий пакет документов:

  • справка от военного комиссариата по форме из приложения № 2 Приказа № 1100;
  • копия выписки из приказа командира ВЧ о том, что погибший военный исключен из списков личного состава части;
  • копия рапорта, подтверждающего гибель военнослужащего;
  • заключение военно-врачебной комиссии (если смерть наступила после травмы или заболевания);
  • копия свидетельства о смерти военнослужащего;
  • копии документов для доказательства родства с погибшим;
  • копия справки от МСЭ (для ребенка-инвалида);
  • справка из вуза (для детей от 18 до 23 лет).

Порядок оформления дополнительных выплат при смерти военнослужащего в специальной военной операции установлен порядком, утв. Приказом Росгвардии № 66 от 07.03.2022. Дополнительно к указанным документам воинская часть оформляет справку о составе семьи погибшего военного.

В ней указывают всех родственников, возраст его детей и тех, кто находился у него на иждивении.

Форма заявления для страховой выплаты утверждена в приложении № 7 к Приказу министра обороны РФ от 24.12.2015 № 833.

Образец заявления на страховые выплаты при гибели военнослужащего

Сбор и оформление документов воинская часть обязана осуществить в течение установленных законом сроков для подачи заявления на выплату в связи со смертью военнослужащего — максимум 60 календарных дней с момента утверждения рапорта о гибели военного (п. 18 порядка, утв. Приказом Минобороны РФ № 1100). А заявку вместе с документами на получение соцвыплат необходимо отправить в страховую компанию в течение 5 рабочих дней (п.

10 Приказа министра обороны № 833).

Срок сбора документов для установленных указом президента дополнительных выплат погибшим при защите Донбасса сократили до 7 рабочих дней, еще 3 дня уйдет на согласование заключения о назначении компенсаций и затем 10 дней предоставляются для издания приказа командира о принятом решении (п. 9-11 порядка, утв. Приказом Росгвардии № 66 от 07.03.2022).

Специалисты АО «СОГАЗ» рассмотрят пакет документов, и если все в порядке, вынесут решение о назначении пособия. Деньги переведут на расчетный счет в банке, указанный в отправленном заявлении.

2022-05-17 10:01:22

Некоторые граждане интересуются, могут ли родственники из России получить выплату по смерти военнослужащего, если он был призван в армию ДНР с февраля 2024 года. Да, новые выплаты в 5 млн рублей предусмотрены Указом Главы ДНР № 53 от 07.03.2022, раненным — 3 млн рублей. Родственники из России вправе обратиться в постоянно действующую комиссию по оказанию помощи пострадавшим при военных действиях, созданную при Министерстве труда и социальной политики ДНР в г. Донецке.

КС подчеркнул право военных, продолживших службу после получения увечья, на дополнительное пособие

Один из экспертов «АГ» отметил, что Конституционный Суд подтвердил обязанность государства исходить из соображений наиболее полного возмещения вреда здоровью военнослужащих. Второй эксперт добавила, что юристы давно ожидали принятия данного постановления, поскольку предыдущие разъяснения не отвечали на все вопросы, возникающие на практике. По мнению третьего, КС вышел за пределы конкретной ситуации, в связи с чем позиция судьи, высказанная в особом мнении, представляется более правильной.

29 марта Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 16-П по делу о проверке конституционности ч. 6 ст. 21 Закона о противодействии терроризму и ч. 15 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат.

Суды поддержали отказ в выплате пособия при увольнении с военной службы

Поводом к рассмотрению дела стала жалоба бывшего военнослужащего-контрактника Евгения Понкратова. В июле 2013 г. в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе он получил тяжелое ранение, повлекшее инвалидность, и в октябре того же года был признан не годным к военной службе. В соответствии с ч. 3 ст.

21 Закона о противодействии терроризму ему было выплачено единовременное пособие в 300 тыс. руб.

В августе 2014 г. с Понкратовым был заключен новый контракт на 10 лет, однако в декабре 2017 г. он был уволен с военной службы по состоянию здоровья на основании подп. «в» п. 1 ст. 51 Закона о воинской обязанности. При этом в выплате единовременного пособия в размере 2 млн руб., установленного п. 1 ч. 12 ст.

3 Закона о денежном довольствии военнослужащих, ему было отказано.

Считая свои права нарушенными, гражданин обратился в военный суд с иском об оспаривании отказа в выплате пособия, однако в удовлетворении требований было отказано. Суд указал, что при увольнении с военной службы по состоянию здоровья истец не имел права на выплату, предусмотренную указанной нормой Закона о денежном довольствии военнослужащих, поскольку ранее он получил единовременное пособие согласно Закону о противодействии терроризму.

Апелляция поддержала данную позицию. При этом суды ссылались на п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8, где отмечается, что при одновременном возникновении нескольких оснований для таких единовременных пособий выплата осуществляется по одному основанию – по выбору получателя.

Не согласившись с позицией судов, Евгений Понкратов обратился в КС. В жалобе он указал, что оспариваемые нормы законов препятствуют лицу, ставшему инвалидом вследствие боевого ранения и продолжившему после этого военную службу, получить разницу между суммами пособия, выплачиваемого при увольнении со службы вследствие военной травмы и выплаченного непосредственно после получения увечья.

Позиция Конституционного Суда

Рассмотрев материалы дела, КС указал, что участие в мероприятиях по борьбе с терроризмом предполагает исполнение обязанностей военной службы в особых, экстремальных условиях, сопряженных с повышенной опасностью и значительным риском для военнослужащего. Участники борьбы с терроризмом, получившие военную травму, повлекшую невозможность исполнения ими своих обязанностей, имеют право на получение единовременных пособий, установленных в отношении госслужащих, в более высоком размере.

Оспариваемые законоположения, отметил Суд, не противоречат Конституции РФ, позволяя в механизме правового регулирования компенсации вреда исключить повторное представление однородных социальных выплат. Вместе с тем они не препятствуют назначению выплат, которые по месту и значению не могут рассматриваться как однородные, – в частности, единовременного пособия.

Вместе с тем, как указано в постановлении, оспариваемые нормы не содержат указания на выплаты, признаваемые однородными по отношению к единовременным пособиям. В результате на практике при увольнении с военной службы лиц, получивших инвалидность в борьбе с терроризмом, допускается отказ в предоставлении единовременного пособия, закрепленного п. 1 ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих, тем, кто ранее получил единовременное пособие, установленное ч. 3 ст.

21 Закона о противодействии терроризму.

Это, полагает высшая судебная инстанция, препятствует надлежащему возмещению вреда, причиненному здоровью военных, и их социальной защите, и приводит к необоснованному ограничению их права на соцобеспечение. Тем самым военные, участвовавшие в борьбе с терроризмом, при увольнении со службы по состоянию здоровья (вследствие военной травмы), ставятся в худшее положение по сравнению с иными категориями военнослужащих.

Таким образом, оспариваемые положения не соответствуют Конституции в той мере, в которой они исключают возможность предоставления одному и тому же лицу, получившему военную травму при борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к военной службе, указанных единовременных пособий.

В этой связи КС признал правоприменительные решения в отношении заявителя подлежащими пересмотру и указал на необходимость внесения изменений в действующее правовое регулирование.

Особое мнение судьи

В документе также приведено особое мнение судьи КС Сергея Казанцева, в котором он пояснил, почему не в полной мере разделяет аргументацию и некоторые правовые позиции, изложенные в постановлении.

Судья отметил, что особенность данного дела в том, что основания для получения единовременных пособий возникли у заявителя не одновременно, а последовательно, в разное время: в 2014 г. он получил право только на пособие в 300 тыс. руб., а право на пособие в 2 млн руб. возникло в 2017 г. в связи с увольнением по состоянию здоровья.

Подчеркивается, что выплата лицу, получившему увечье и инвалидность, первого пособия не связана с фактом увольнения с военной службы по состоянию здоровья. Указанная норма Закона о противодействии терроризму не исключает права на получение данного пособия в случае продолжения лицом военной службы после получения увечья.

В этой связи, указал Сергей Казанцев, если лицо, получившее увечье и инвалидность в ходе борьбы с терроризмом, заключило контракт на дальнейшее прохождение военной службы и не было уволено, ему должно быть выплачено единовременное пособие в 300 тыс. руб. После получения такого пособия права на получение иного единовременного пособия не возникает, что и было признано нижестоящими судами. При этом судья обратил внимание, что у заявителя, в отличие от большинства военных, прекращающих военную службу после получения увечья, на момент приобретения права на получения единовременного пособия в 300 тыс. руб. не было права выбора основания для получения пособия в 2 млн руб., поскольку он продолжал службу, будучи инвалидом.

Такой подход судов, указал он, основан на признании данных видов единовременных пособий однородными согласно постановлению ВС № 8. Однако, по словам Сергея Казанцева, следует обратить внимание, что важным условием применения принципа недопустимости повторного предоставления однородных по своей правовой природе социальных выплат по разным основаниям является одновременность возникновения последних.

Комментарии экспертов «АГ»

Комментируя позицию КС, адвокат АК «Гражданские компенсации» Марина Сомова отметила, что постановление призвано поставить точку в противостоянии между военными, лишившимися возможности продолжить службу, и судебными инстанциями. «Таких споров было много, – пояснила она. – Очень хочется надеяться, что постановление станет основополагающим документом, четко разъясняющим применение отдельных статей законов в части начисления выплат за травмы, полученные при исполнении военной службы».

Особое мнение судьи Казанцева, полагает адвокат, по сути, дополняет постановление, детализируя отдельные аспекты дела, что, несомненно, должно быть принято судами в качестве правовой помощи при разрешении подобных споров.

Эксперт добавила, что юристы давно ожидали принятия этого судебного акта, поскольку предыдущие разъяснения, в том числе Постановление КС от 19 мая 2014 г. № 15-П, не отвечали на все вопросы, возникающие при рассмотрении аналогичных дел.

По мнению юриста правозащитной НКО «Солдатские матери Санкт-Петербурга», стажера адвоката АП г. Санкт-Петербурга Александра Передрука, вопросы социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих регулярно возникают на орбите конституционного правосудия, в том числе с точки зрения одновременного получения социальных выплат. К примеру, в 2015 г. КС признал не соответствующими Конституции положения Закона о полиции, запрещавшие полицейским, вышедшим на пенсию, параллельно получать выплаты, связанные с инвалидностью, а также за выслугу лет (Постановление № 1-П/2015).

В рассматриваемом деле, отметил эксперт, КС последовал собственной практике о необходимости учитывать правовую природу и целевое предназначение социальных выплат. «Сергей Казанцев справедливо обратил внимание на важное условие применения принципа недопустимости повторного предоставления однородных по своей правовой природе социальных выплат по разным основаниям – одновременность возникновения указанных оснований, тем самым в некотором смысле расширив аргументацию», – пояснил он.

В заключение Александр Передрук добавил, что невозможно не согласиться с тем, что государство должно исходить из соображений наиболее полного возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина в период прохождения военной службы, что фактически подтвердил КС.

Адвокат АП Новгородской области Константин Маркин полагает, что в данном постановлении Конституционный Суд вышел за пределы конкретной ситуации, в связи с чем позиция Сергея Казанцева представляется более правильной. «Военнослужащий получил увечье (и инвалидность) при проведении контртеррористической операции, вследствие чего ему была выплачена компенсация вреда, предусмотренная ч. 3 ст. 21 Закона о противодействии терроризму. В дальнейшем он продолжил военную службу и через некоторое время был уволен по состоянию здоровья, – пояснил эксперт. – В такой ситуации он имел право получить и другую компенсацию (единовременное пособие), предусмотренную п. 1 ч. 12 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих.

Она выплачивается при увольнении со службы в связи с признанием лица не годным к ней вследствие военной травмы – вне зависимости от того, получена травма в рамках контртеррористической операции или нет».

Эксперт добавил, что право на эти компенсации у заявителя возникло в разное время и он физически был лишен возможности выбирать, какую из них получать. «Поэтому он, после того как суды общей юрисдикции отказали в удовлетворении требований, и обратился в КС, – отметил Константин Маркин, – Однако Суд расширил рамки возможных ситуаций и пришел к выводу, что, по сути, в любой ситуации оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции в той мере, в какой исключают возможность предоставления одному и тому же лицу из числа военнослужащих, получившему военную травму в борьбе с терроризмом, являющемуся инвалидом и признанному не годным к военной службе, указанных единовременных пособий».

Для гражданина, получившего такую травму, этот подход КС, конечно, предпочтительнее, отметил адвокат: «Ничто не заменит утраченное здоровье, но получить два пособия безусловно лучше, чем одно».

По мнению адвоката, данное постановление обусловлено еще и духом времени. «В настоящее время власть поддерживает военнослужащих, а борьба с терроризмом – одна из первостепенных задач. Поскольку сейчас не так много похожих ситуаций (да и не все обращаются в суды за защитой своих прав), нагрузка на бюджет не будет слишком большой для таких выплат», – полагает он.

Константин Маркин выразил надежду, что суды при разрешении споров о выплате таких пособий теперь будут руководствоваться данным постановлением. «Но не исключаю, что они будут учитывать и особое мнение судьи Казанцева, полагающего, что получить оба пособия возможно только в случае возникновения права на них в разное время, – пояснил он. – Поэтому до внесения изменения в законодательные акты судебная практика может складываться и таким образом, что суды будут считать – в случае получения увечья (и инвалидности) и признания негодным к военной службе с последующим увольнением лицо имеет право только на получение одного из этих двух пособий (по выбору). Когда будут внесены изменения в законодательство, сказать сложно. Надеюсь, относительно быстро».

admin
Оцените автора
Ракульское