Выход из состава учредителей общественной организации

Подборка наиболее важных документов по запросу Выход участника из общественной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Общественные организации:
  • Бухгалтерская отчетность общественных организаций
  • Днд
  • Добровольная народная дружина
  • ДОСААФ
  • Ликвидация общественной организации
  • Ещё.
  • ООО:
  • Арест доли в ООО
  • Аудит ООО
  • Аффилированные лица ООО
  • Банкротство ООО
  • Бенефициарный владелец ООО
  • Ещё.

Судебная практика: Выход участника из общественной организации

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Выход участника из общественной организации

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
(«Юстицинформ», 2018) 3. В п. 3 комментируемой статьи, введенном с 31 января 2016 г. Федеральным законом от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ, регламентирован выход из состава учредителей и (или) участников некоммерческих корпораций (т.е. потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в России, а также общин коренных малочисленных народов России (см. коммент. к ст. 2 Закона)), фондов и АНО.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Корпоративная ответственность в гражданском праве: монография»
(Гутников О.В.)
(«ИЗиСП», «КОНТРАКТ», 2019) См.: Федеральные законы от 06.04.2015 N 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. N 14. Ст.

2020 (уточнены понятие религиозной организации, порядок управления ею (определяется помимо законодательства уставом и внутренними установлениями религиозной организации), установлен приоритет специального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» перед ГК РФ в части регулирования деятельности религиозных организаций); от 30.12.2015 N 436-ФЗ «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. I).

Почитать  Взыскание судебных расходов на представителя

Ст. 56 (усовершенствована система управления НКО, в частности, уточнена компетенция высшего органа управления НКО и введена возможность принятия решений высшим органом управления НКО путем заочного голосования); от 31.01.2016 N 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. N 5. Ст. 559 (определен статус территориальных подразделений общественных организаций и ассоциаций (союзов), которые могут отныне являться самостоятельными юридическими лицами; установлены возможность и порядок выхода учредителей (участников) некоммерческих организаций, а также приема новых учредителей (участников); от 03.07.2016 N 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации — исполнителя общественно полезных услуг» // СЗ РФ.

2016. N 27 (ч. I). Ст. 4220; от 19.12.2016 N 449-ФЗ «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ.

2016. N 52 (ч. V). Ст. 7498; от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ.

2017. N 31 (ч. I). Ст.

4766.

Нормативные акты: Выход участника из общественной организации

Справочная информация: «Правовой календарь на I квартал 2016 года»
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) Территориальные подразделения общественных организаций и ассоциаций (союзов), не являющиеся их филиалами или представительствами, создаются в организационно-правовой форме общественных организаций и ассоциаций (союзов). Деятельность территориальных подразделений общественных организаций и ассоциаций (союзов), не являющихся их филиалами или представительствами, регулируется уставами указанных территориальных подразделений в соответствии с положениями о территориальных подразделениях, принятыми общественной организацией и ассоциацией (союзом).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Минюста России от 08.12.2016 N 11-141929/16
Учредители некоммерческих корпораций после их государственной регистрации в качестве юридического лица, а общественных организаций после принятия решения об их создании автоматически становятся их членами (участниками), приобретая соответствующие права и обязанности.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Минюста России от 08.12.2016 N 11-141929/16

    Департамент по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации, рассмотрев в рамках компетенции обращение о разъяснении порядка заполнения заявления по форме Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческих организаций, сообщает следующее.

    Минюст России действует в рамках полномочий, определенных действующим законодательством. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, разъяснение законодательства, практики его применения, включая оказание иной консультативной помощи по запросам граждан и организаций (за исключением вопросов исполнения Минюстом России государственных функций) к компетенции Минюста России не отнесено.

    Вместе с тем полагаем возможным сообщить следующее.

    Порядок государственной регистрации некоммерческих организаций строго регламентирован действующим законодательством Российской Федерации.

    Специальное правовое регулирование порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, предусмотренное пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации) и иными федеральными законами, в частности Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях) и Федеральным законом от 19.09.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон об общественных объединениях), предполагает особенности такой регистрации.

    Следовательно, положения Закона о государственной регистрации и изданных в соответствии с ним нормативных актов, в том числе приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее — приказ ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), предусматривающего универсальные формы заявлений, используемых при государственной регистрации всех юридических лиц при государственной регистрации некоммерческих организаций применяются с учетом особенностей специального порядка их регистрации.

    Так, перечень документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и порядок их представления в Минюст России и его территориальные органы предусмотрены статьей 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статьей 21 Закона об общественных организациях, а также пунктами 28 и 29 Административного регламента предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455.

    Указанными нормами закреплено, что для государственной регистрации некоммерческих организаций необходимо представление сведений об учредителях, которые указываются в соответствующих приложениях к заявлению, то есть в листах А, Б, В, Г и (или) Д заявления по форме Р11001, утвержденного от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. Согласно статье 5 Закона о государственной регистрации данные сведения подлежат обязательному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).

    Согласно статье 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), статье 13 Закона о некоммерческих организациях учредителем некоммерческой организации является лицо, принявшие решение о ее создании.

    Изменение состава лиц, участвующих в принятии решения о создании некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации (то есть после фактической реализации принятого решения) не возможно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом — статьей 15 Закона о некоммерческих организациях.

    При этом положения пункта 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации также подлежат применению с учетом порядка и случаев изменения учредителей некоммерческих организаций, предусмотренных статьей 15 Закона о некоммерческих организациях и статьей 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежат применению ко всем без исключения некоммерческим организациям.

    Так, статьей 15 Закона о некоммерческих организациях предусмотрена возможность изменения состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Изменение данных сведений возможно в двух случаях: добровольный выход лица из состава учредителей и принятие в состав учредителей новых лиц с согласия других учредителей, то есть по решению, принятому всеми действующими учредителями.

    Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава их учредителей в любое время без согласия остальных учредителей, направив в соответствии с Законом о государственной регистрации сведения о своем выходе в регистрирующий орган.

    Перечисленные положения закона позволяют сделать вывод, что добровольный выход из состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций по отношению к остающимся их учредителям данных организаций носит уведомительный характер.

    Порядок оформления решения учредителя о своем выходе из состава учредителей законом не определен. Такое решение может быть оформлено в соответствии с порядком, установленным уставом при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса. В случае если уставом указанный порядок не предусмотрен, решение оформляется при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса.

    В случае выхода из состава учредителей последнего либо единственного учредителя он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом.

    Порядок оформления передачи прав учредителя от одного лица другому законом также не определен. Такое решение может быть оформлено по аналогии с решением о выходе из состава учредителей.

    Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о выходе учредителей, лицо, выходящее из состава учредителей, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации).

    Под регистрирующим органом, согласно статье 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статье 2 Закона о государственной регистрации и постановлению Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 «Об уполномоченном федеральном органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», понимается Федеральная налоговая служба (ее территориальные органы).

    Принятие решений по данному вопросу к компетенции территориальных органов Минюста России вышеперечисленными нормами закона не отнесено.

    Следовательно, заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@, в части изменения сведений об учредителях в связи с их выходом, подлежит представлению в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения некоммерческой корпорации, фонда или автономной некоммерческой организации. Заявителем в данном случае выступает лицо, выходящее из состава учредителей (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации, абзац первый пункта 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях). В пункте 1 листа Р заявления заявитель может быть обозначен как лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом (числовое значение «03»).

    В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации обязаны информировать об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, к которым в том числе относятся сведения об учредителях юридического лица, в течение трех дней со дня наступления таких изменений.

    Следует отметить, что пунктом 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях и пунктом 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации предусмотрено изменение сведений об учредителях некоммерческой организации, содержащихся в ЕГРЮЛ, только в случае выхода лица из состава учредителей.

    При этом указанный порядок распространяется только на случаи выхода из перечисленных выше некоммерческих организаций лиц, сведения о которых как об их учредителях содержатся в ЕГРЮЛ.

    Учредители некоммерческих корпораций после их государственной регистрации в качестве юридического лица, а общественных организаций после принятия решения об их создании автоматически становятся их членами (участниками), приобретая соответствующие права и обязанности.

    Выход участников (членов) некоммерческих корпораций осуществляется в порядке, предусмотренном их уставами (статьи 123.5, 123.9 Гражданского кодекса, статья 20 Закона об общественных объединениях, статья 22 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

    Внесение в ЕГРЮЛ сведений о новых или выходящих участниках (членах) некоммерческих корпораций не требуется и не осуществляется. В силу законодательной конструкции корпораций прием в их состав новых учредителей не представляется возможным.

    В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях, если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физические и (или) юридические лица также вправе войти в состав учредителей фонда или автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей, то есть по решению, принятому всеми действующими учредителями фонда.

    С учетом приведенной формулировки, в ЕГРЮЛ могут быть изменены сведения об учредителях только в случае их добровольного выхода.

    Механизм внесения в ЕГРЮЛ сведений о новых учредителях фонда действующим законодательством не предусмотрен (для подтверждения изменения сведений об учредителях фонда сведения об его учредителях могут быть внесены в устав фонда).

    Исключение составляют автономные некоммерческие организации. Согласно пункту 6 статьи 123.24 Гражданского кодекса по решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.

    Учитывая, что возможность изменения состава учредителей предусмотрена специальными нормами Гражданского кодекса, сведения о новом учредителе автономной некоммерческой организации могут быть внесены в ЕГРЮЛ.

    Ввиду отсутствия в законе прямого указания на иной порядок, для внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений в отношении автономных некоммерческих организаций в территориальный орган Минюста России по месту нахождения автономной некоммерческой организации подлежат представлению заявление по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@ и единогласное решение учредителей организации о приеме в состав ее учредителей нового лица.

    Порядок принятия решения о приеме в состав учредителей нового лица законом также не определен. Такое решение может быть оформлено по аналогии с решением о выходе из состава учредителей. Решение принимается единогласно действующими учредителями.

    При наличии сведений об учредителях в уставе изменение их состава влечет необходимость внесения в устав изменений с последующим представлением в соответствующий территориальный орган Минюста России заявления по форме N Р13001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@, с приложением необходимого комплекта документов.

    Необходимости подтверждения внесения новым учредителем фонда или автономной некоммерческой организации с учетом пункта 1 статьи 123.17 и пункта 1 статьи 123.24 Гражданского кодекса имущественного взноса при приеме в состав учредителей данных некоммерческих организаций действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает.

    Можно ли выйти из состава учредителей общественной организации ?

    Последнее время участились случаи выхода из состава учредителей НКО, в связи с различными причинами. Как это осуществить правильно и безболезненно для НКО?. Ниже приводим то,что нам диктует закон.
    Согласно ст. 18 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» Статья 18. Создание общественных объединений : «Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц.

    Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений» (в ред. Федерального закона от 12.03.2002 N 26-ФЗ)
    А вот что говорит об этом Гражданский кодекс РФ:
    «Статья 123.5. Учредители и устав общественной организации 1. Количество учредителей общественной организации не может быть менее трех.
    Статья 123.6. Права и обязанности участника (члена) общественной организации
    1. Участник (член) общественной организации осуществляет корпоративные права, предусмотренные пунктом 1 статьи 65.2 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уставом организации. Он также вправе на равных началах с другими участниками (членами) организации безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами.
    2. Участник (член) общественной организации по своему усмотрению в любое время вправе выйти из организации, в которой он участвует.»
    В законах об НКО и ОО, как и ГК нет ни слова о выходе/исключении учредителя из состава учредителей. В свою очередь учредительство не порождает прав участника общественной организации. Если учредитель не участник общества, то он какими-либо правами по отношению к этому объединению не обладает.

    Выйти из организации, чтобы её в дальнейшем не ликвидировали, не возможно, т.к. Гражданский кодекс устанавливает, что число учредителей не может быть менее трех. Даже если предположить возможность выведения учредителя, то возможность включения в число учредителей новых лиц законодательно не предусмотрено.

    Это говорит нам законодательство.
    В конце января 2016 года в положения законодательства, регламентирующие порядок выхода учредителя (участника) из некоммерческой организации, были внесены существенные изменения.
    Федеральный закон от 31.01.2016 N 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в числе прочего дополнил статью 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях» пунктом 3, в соответствии с которым учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив сведения о своем выходе в регистрирующий орган в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Последний в свою очередь был дополнен пунктом 2.2. следующего содержания: «Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц». Таким образом, из вышеуказанного следует вывод о том, что теперь при выходе учредителя (участника) из АНО, фонда или некоммерческой корпорации подпись именно этого учредителя (участника) заверяется нотариусом в заявлении по форме Р14001, и именно этот участник подает комплект документов в регистрирующий орган (или выдаёт доверенность представителю) для внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Ранее законодатель ввёл похожий способ охраны прав участников коммерческих организаций (ООО и АО), с той лишь разницей, что при выходе участника из общества в нотариальном порядке заверяется подпись выходящего участника на заявлении, которое участник направляет обществу, но не в
    регистрирующий орган. Возвращаясь к статье 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях», обращаем внимание на то, что права и обязанности учредителя (участника) в случае его выхода из состава учредителей и (или) участников прекращаются со дня внесения изменений в сведения о некоммерческой организации в ЕГРЮЛ.

    А что же на практике? Практика не так однозначна. Недавно, один из учредителей ямальской НКО вышел из состава самостоятельно, вместо него был введен другой….Вот так.

    Нужна помощь? Обращайтесь к нам по форме обратной связи на сайте, и, напоминаем, что для НКО Ямала услуги в рамках проекта «Инкубатор для НКО Ямала» бесплатны…

    Категории
    • «Измени одну жизнь» на Ямале
    • Гранты и субсидии
    • Жизнь НКО
    • Инкубатор для НКО Ямала 2.0
    • Новости наших партнеров
    • Новости проекта «Инкубатор для НКО Ямала»
    • Образовательные ресурсы для НКО
    • Проекты — победители конкурсов Фонда президентских грантов
    • Центр развития НКО Ямала за пределами Ямала
    • Я-ШАНС
    • ЯШАНС

    Карта сайта

    • Главная
    • Проекты
    • О нас
    • Контакты
    • ПедагогЯмала
      • Публикации участников проекта «ПедагогЯмала»

      ЯНАО, г. Лабытнанги, ул. Обская 6

      Схема проезда

      Политика конфиденциальности
      Согласие на обработку персональных данных Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-73374 выдано Роскомнадзором
      Учредитель: РОО «Центр развития НКО Ямала»
      Главный редактор: Тереш Инна Николаевна
      Телефон редакции: +7 (904) 476-22-03
      Адрес редакции: 629400, г. Лабытнанги,
      ул. Обская 6 «А», кв.44
      E-mail: [email protected]

      Copyright 2016 — 2024 Все права защищены

      Кто может быть учредителем НКО — ограничения, возможность выхода из состава

      Некоммерческие организации — это форма юридических лиц, которые в первую очередь призваны осуществлять общественно-полезную и благотворительную деятельность. Учредителями НКО могут стать полностью дееспособные граждане РФ, юридические лица и законно находящиеся на территории РФ иностранные граждане с условием выполнения требований, расписанных в статье:

      • Кто может стать учредителем НКО?
      • Какие ограничения могут возникнуть на пути к учредительству НКО?
      • Реестр дискредитированных лиц и кто туда попадает
      • Возможен ли вход и/или выход из состава учредителей уже существующей некоммерческой организации?

      Кто может стать учредителем НКО?

      Учредителем в Некоммерческой организации может стать физическое лицо — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, которые законно находятся на территории РФ (кроме случаев, установленных международными договорами РФ и законодательством).

      Учредитель некоммерческой организации — это дееспособное, совершеннолетние лицо. К понятию физического лица, отнесены также индивидуальные предприниматели и самозанятые, наличие таких статусов никак не влияет на обстоятельства учредительства НКО, поэтому их обозначение является не обязательным элементом. Гражданин рассматривается как обычное физическое лицо.

      Чтобы стать учредителем в НКО, потребуется:

      1. Паспорт гражданина Российской Федерации — при этом необходимы лишь разворот паспорта и страница с пропиской, все страницы паспорта прикладывать не обязательно;
      2. ИНН — копия самого свидетельства не обязательна, достаточно указать просто номер;
      3. Документ о временной регистрации — предоставляется, если постоянная прописка у гражданина отсутствует.

      Если же учредителем хочет стать иностранный гражданин, то перечень документов, которые ему для этого потребуются, гораздо шире:

      1. Паспорт гражданина иностранного государства — все страницы;
      2. Номер ИНН, присвоенный на территории РФ — иностранные граждане вправе получить на территории РФ Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе, которое содержит номер ИНН физического лица;
      3. Регистрация на территории РФ — наличие зарегистрированного в ГУВМ МВД РФ уведомления о прибытии иностранного гражданина в место временного проживания. Как правило, это корешок такого уведомления, который выдается иностранному гражданину на руки после постановки на учет и прохождения процедуры временной регистрации на территории РФ;
      4. Нотариально заверенный перевод паспорта гражданина иностранного государства на русском языке — перевести свой паспорт и нотариально заверить перевод можно в центре переводов, где переводчики работают совместно с нотариусом.
      5. Юридическое лицо — учредителем некоммерческой организации может быть любое юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ. Организации иностранного происхождения также могут стать учредителям в НКО, создаваемых на территории РФ, если это предусмотрено их учредительными документами, законодательством страны происхождения и не противоречит законодательству Российской Федерации.

      Если учредителем НКО будет юридическое лицо, то руководитель этого юридического лица подписывает от имени организации все необходимые для учреждения НКО документы и выступает ответственным заявителем при регистрации новой НКО. При этом учреждать некоммерческую организацию может как коммерческая организация, так и любая некоммерческая организации в случае, если данное право закреплено в ее учредительных документах и предусмотрено законодательством Российской Федерации.

      Для того, чтобы юридическое лицо могло учредить НКО, необходимо:

      1. Просмотреть основной документ (устав) организации;
      2. Определить, к чьей компетенции отнесено принятие такого решения;
      3. Назначить ответственного за проведение всех необходимых действий по подготовке документов, необходимых для регистрации, и за проведение всех необходимых действий, связанных с государственной регистрацией новой НКО в территориальном органе Министерства юстиции РФ.

      Данное решение оформляется в письменной форме в виде протокола/решения организации, которая как раз и планирует создавать НКО. Данное решение/протокол прилагается при регистрации к общему пакету документов, необходимому для создания новой НКО. Поэтому если учредителем НКО будет юридическое лицо (либо одним из учредителей), то необходимый пакет документов, подаваемых в Министерство юстиции на регистрацию, должен включать в себя дополнительно:

      1. Устав некоммерческой организации;
      2. Заявление по форме Р11001;
      3. Протокол учредительного собрания НКО или решение единственного учредителя НКО;
      4. Внутренние протокол/решение юридического лица, принявшего решение о создании НКО;
      5. Выписка ЕГРН или копия свидетельства о праве собственности по адресу, предоставляемому регистрируемой НКО в качестве адреса место нахождения;
      6. Гарантийное письмо от собственника помещения, предоставляемого в качестве адреса места нахождения регистрируемой НКО;
      7. Иные документы необходимые для регистрации НКО в отдельных случаях, например, нотариальное согласие на использование ФИО гражданина в наименовании НКО.

      Ограничения на пути к учредительству НКО и их причины

      На пути к учредительству некоммерческой организации могут возникнуть ограничения
      После того, как мы рассмотрели, кто может быть учредителем в некоммерческой организации и какие требования к нему предъявляются, давайте рассмотрим, кто и почему не вправе быть учредителем НКО.

      Согласно законодательству РФ (ФЗ-7 «О некоммерческих организация»; ФЗ-82 «Об общественных объединениях»; ФЗ-129 «О государственной регистрации юридических лиц и ИП»; Гражданский кодекс РФ), учредителям и членам НКО запрещено быть юридическими и физическим лицами, которые будут относиться к следующим категориям:

      • Иностранные граждане и/или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их нахождения на территории Российской Федерации;
      • Недееспособные физические лица и/или лица, не достигшие совершеннолетия;
      • Физические и/или юридические лица, которые не соответствуют требованиям установленным федеральными законами и Гражданским кодексом РФ. К таким регулирующим деятельность некоммерческих организаций федеральным законам можно отнести, ФЗ-7 «О некоммерческих организациях», ФЗ-82 «Об общественных объединениях» и т.д.;
      • Лица, включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму в соответствие с Федеральным законом №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
      • Религиозные и общественные организации, действие которых приостановлено в соответствии со статьей 10 Федерального закона №114 «О противодействии экстремистской деятельности». Также, как и физические лица, которые в судебном порядке были осуждены за осуществление экстремистской деятельности на территории РФ и/или за ее пределами;
      • Юридическое или физическое лицо, в отношении которого ответственным территориальным исполнительным органом власти, осуществляющим функции по контролю и противодействию финансированию терроризма, принято решение о блокировке денежных средств и/или иного имущества в соответствии со статьей 7.4 Федерального закона №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
      • Граждане, которые находятся в местах лишения свободы по приговору суда;
      • Граждане, находящиеся за границей на момент создания некоммерческой организации — необходимо находится именно на территории Российской Федерации, при этом допускается что лицо покидает тот субъект или город, в котором проходит процедура регистрации НКО, но не покидает границ страны;
      • Руководитель или лицо, которое входило в состав руководящего органа организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным Федеральным законом №114 «О противодействии экстремистской деятельности» или Федеральным законом №35 «О противодействии терроризму», судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности;
      • Лицо, включенное Федеральной налоговой службой в Реестр дискредитированных лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации;
      • Если учредителем выступает юридическое лицо, в отношении которого в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о недостоверности сведений, то до устранения причин по котором такая запись была внесена в ЕГРЮЛ и до удаления государственным органном такой записи, данное лицо не вправе учреждать новые юридические лица, в том числе становится учредителем некоммерческой организации.

      Реестр дискредитированных лиц и кто туда попадает

      Выше мы мы упомянули о включении в реестр дискредитированных лиц как одну из причин, по которой в учредительстве НКО будет отказано. Давайте рассмотрим, что может послужить основанием для включения в этот список.

      В список попадают лица, в отношении которых вступил в силу судебный акт о применении дисквалификации. Законодатель указывает на незамедлительное исполнение такого решения (ст. 32.11 КоАП РФ).

      Данные в реестр дисквалифицированных лиц вносит Федеральная налоговая служба.

      Если лицо будет признанно массовым учредителем, то это послужит основанием для включения его в реестр. Массовый учредитель — термин, используемый Федеральной налоговой службой РФ для обозначения лиц, которые являются учредителями во многих организациях одновременно.

      Как правило, налоговая служба может посчитать лицо массовым учредителем, если он является учредителем в пяти и более организациях одновременно. При этом не играет роли, коммерческие это организации или некоммерческие. Если же Вы учреждали когда-то ранее организации, а потом выходили из них или ликвидировали их по правилам, установленным законодательством, то у налоговой не будет оснований для включения Вас в данный реестр.

      Однако если организация, в которой Вы ранее были руководителем или учредителем, имела:

      • Непогашенные задолженности по сдаче бухгалтерской отчетности,
      • Долги по уплате налогов/штрафов/пеней,
      • Непогашенные задолженности/обязательства перед кредиторами,
      • Если в отношении нее даже проведена процедура банкротства,

      Тогда Вы также будете включены в реестр. В том числе на вас будет наложен запрет на учредительство новой НКО или на занятие руководящей должности в какой-либо организации на срок от 3 до 5 лет.

      Последуют такие же юридические последствия, если Ваша организация или организация, где Вы занимали должность руководителя, была ликвидирована принудительно по инициативе государственных исполнительных органов.

      После того как срок дисквалификации будет погашен, лицо, в отношении которого была принята такая административная мера воздействия, сможет вновь замешать руководящие должности и/или быть учредителем юридического лица, в том числе некоммерческой организации. То же самое относится и к понятию массового руководителя.

      Если гражданин является руководителем в более чем в пяти организациях, его могут признать массовым руководителем и запретить ему занимать должность руководителя в других организациях или выступать учредителем юридических лиц, на срок от 3 до 5 лет. Все это может стать причиной внесения Вас в реестр дискредитированных лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации и не позволит Вам какое-то время быть учредителем в НКО.

      Если перед Вами стоит цель регистрации НКО, но у Вас после прочитанной информации появились сомнения о том, вправе ли Вы в ближайшее время стать учредителем и не были ли Вы включены налоговой в список дискредитированных лиц, то Вы легко можете это проверить.

      • При необходимсоти можно воспользоваться очень удобным сервисом налоговой — «Прозрачный бизнес», ссылку на негодля удобства мы оставим здесь.

      Вход и выход из состава учредителей уже существующей некоммерческой организации

      Нам часто задают вопрос, можно ли выйти из состава учредителей НКО, если Вы в будущем вдруг решите отойти в сторону от деятельности созданной организации. Действительно, существует ли такая возможность, и какие это понесет последствия?

      Да, Вы вправе в любое время выйти из состава учредителей НКО. Для этого Вам необходимо подать в Управление федеральной налоговой службы того субъекта РФ, где зарегистрирована ваша НКО, следующий пакет документов:

      1. Заявление по форме Р13014 — нотариально заверенное;
      2. Письменное заявление о выходе из состава учредителей НКО — пишется в произвольной форме;
      3. Сопроводительное письмо для УФНС.

      Вы можете отнести пакет документов в УФНС лично либо можете направить их почтой, заказным письмом с описью и с уведомлением о вручении. Как только ваши документы будут получены, в течение 5 рабочих дней Вы будете исключены из состава учредителей НКО.

      Аналогично этому нам задают вопрос: возможен ли последующий вход в состав учредителей уже существующей некоммерческой организации?

      Да, это тоже возможно. В любое время с согласия остальных учредителей организации Вы можете вступить в их ряды, для этого Вы должны подать в Управление Министерства юстиции того субъекта, где зарегистрирована НКО, следующий пакет документов:

      1. Заявление по форме Р13014 — нотариально заверенное;
      2. Письменное заявление о входе в состав учредителей, на имя учредителя/учредителей;
      3. Решение единственного учредителя/протокол собрания учредителей о принятии Вас в состав учредителей.

      Все эти документы должны быть направлены в Минюст. В Минюсте документы рассматриваются в течение месяца, после чего направляются минюстом в налоговую, и вас вносят в состав учредителей НКО.

      • На нашем сайе процессу входа в состав учредителей НКО посвящена целая статья — переходите по ссылке.

      Необходимо обратить внимание на членские некоммерческие организации, к которым относятся Ассоциации, Союзы, Общественные организации и прочие. В них понятие учредителя существует только на момент создания организации, а затем все учредители автоматически становятся членами организации, так как эти организации основаны на членстве. Поэтому в таких организациях мы не говорим о входе в учредители или выходе из них.

      • В такую организацию могут вступить новые члены, а уже существующие члены могут из нее выйти.

      Например, если Вы были одним из учредителей союза, то после регистрации Вы стали членом этого союза. Однако если Вы решите покинуть этот Союз, то Вам необходимо выйти из состава его членов, написав об этом письменное заявление. Регистрировать свой выход дополнительно в налоговой не нужно.

      Итак, в этой статье мы рассмотрели многие вопросы, связанные с учредительством некоммерческой организации, а главное — раскрыли вопрос о том, кто может быть учредителем НКО. Надеемся, статья была полезной для Вас.

      Обратите внимание, что на нашем сайте также появился раздел «Форум», в котором Вы найдете массу полезной информации, в том числе про учредителей НКО. Вы сможете задать интересующий Вас вопрос, а наши специалисты подробно ответят Вам на него!

      Пишите или Звоните!

      Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России

      Вам также может быть интересно:

      • Регистрация НКО в Москве и МО
      • Расчетный счет НКО
      • Ликвидация НКО
admin
Оцените автора
Ракульское