Статья 46 ГПК РФ. Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц

1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления для достижения целей, указанных в части первой настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 47 ГПК РФ

1. Анализ правил ст. 47 показывает, что:

а) они применяются лишь в тех случаях, когда речь идет о госорганах и органах МСУ;

б) они исходят из того, что госорганы и органы МСУ:

вправе (по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле) вступить в процесс после начала рассмотрения дела по существу (см. коммент. к ст. 160, 172 ГПК). В последующих стадиях процесса (после дачи заключения) участие в деле также возможно (вплоть до вынесения решения судом первой инстанции);

могут быть привлечены к участию в деле по определению суда (см. коммент. к ст. 169);

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

в) участие этих органов возможно, если:

это прямо предусмотрено в законе (например, ст. 70 СК обязывает органы опеки и попечительства участвовать в делах о лишении родительских прав; ст. 73 СК — в делах об ограничении родительских прав);

это связано с осуществлением возложенных на них обязанностей (например, по охране природы, по опеке и попечительству);

это необходимо для защиты прав граждан (например, на охрану здоровья, на образование, родительских прав);

это вызвано интересами государства (например, в спорах о земле, по авторским делам, в налоговых спорах).

В новом ГПК нет правил, которые были предусмотрены в ст. 182 ГПК 1964 г. (о праве суда получить заключение этих органов по делу. Оно подавалось в письменной форме и оглашалось в зале судебного заседания), однако это возможно в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

2. О реализации прав, предоставленных органам, организациям и гражданам нормами ст. 47, см. также коммент. к ст. 4, 35, 165, 166, 173, 174, 181, 183, 187, 190 ГПК.

О судебной практике см. п. 20 Постановления от 02.07.09.

Альтернативный комментарий к ст.47 ГПК

Статьей 47 ГПК РФ установлено участие государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу в целях защиты интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Самым распространенным случаем участия таких органов является участие органов опеки в делах, касающихся прав и законных интересов несовершеннолетних, что предусмотрено Семейным кодексом РФ. Кроме того, органы опеки и попечительства участвуют в делах об усыновлении (статья 273 ГПК РФ), в делах об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (статья 284 ГПК РФ), в делах об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (статья 288 ГПК РФ).

Участие государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения допускается:

  • по ходатайству лиц, участвующих в деле;
  • по ходатайству этих органов;
  • по инициативе суда.

Суд разрешает вопрос о привлечении соответствующих органов для дачи заключения по делу определением. Обычным случаем является решение этого вопроса в определении о подготовке по делу (статья 147 ГПК РФ).

Слово для заключения, в соответствии со статьей 189 ГПК РФ после исследования доказательств по делу, перед судебными прениями. Заключение может быть дано устно или оформлено в письменной форме. В случае письменного заключения оно оглашается представителем соответствующего органа и приобщается судом к материалам дела.

Заключения государственных и муниципальных органов закон относит к числу доказательств. Соответственно заключения, как и другие доказательства не имеют для суда какой-то особенной силы, оценивается наравне с другими доказательствами по делу. Как правило, решение суда всегда совпадает с заключениями, в этом случае в решении просто делается ссылка на существо заключения.

Если суд примет решение, не совпадающее с заключением, он должен мотивировать свою позицию, указав, почему не принимает заключение.

Статья 40 КАС РФ. Обращение в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц (действующая редакция)

1. В случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, Центральный банк Российской Федерации, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные лица, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц, публичных интересов.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.

3. Общественное объединение может обратиться в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов всех членов этого общественного объединения в случаях, предусмотренных федеральным законом.

4. Административное исковое заявление, поданное на основании части 1, 2 или 3 настоящей статьи, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса.

5. Органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного в интересах гражданина административного иска.

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ.

7. В случае отказа органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, в интересах которого было подано соответствующее исковое заявление, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит о том, что он поддерживает административный иск. В случае отказа указанных гражданина, представителя или законного представителя поддержать административный иск суд принимает отказ органов, организаций и граждан, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

Постоянная ссылка на документ
URL документа [ скопировать ]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ]
BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
Скачать документ в формате

Комментарий к ст. 40 КАС РФ

В ст. 40 КАС РФ предусмотрено и регламентировано обращение в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц. Данное регулирование подобно, но в то же время отличается от содержащегося как в ГПК РФ — ст. ст.

46 «Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц» и 47 «Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу», так и в АПК РФ — ст. 53 «Обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц» АПК РФ (статья изложена Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ полностью в новой редакции) и 53.1 «Участие в деле Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации» АПК РФ (статья введена Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ ).

www.pravo.gov.ru. 2013. 3 ноября.

Положениями ч. ч. 1 — 3 ст. 40 КАС РФ определены три вида обращения в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц:

— обращение — в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, данным Кодексом и другими федеральными законами, — государственных органов, должностных лиц, Уполномоченного по правам человека в России, уполномоченного по правам человека в субъекте РФ в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов (ч. 1);

— обращение — в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами, — органов, организаций и граждан в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц (ч. 2);

— обращение — в случаях, предусмотренных федеральным законом, — общественного объединения в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов всех членов этого общественного объединения (ч. 3).

В положениях ч. ч. 1 и 2 ст. 40 КАС РФ прослеживаются аналогии с положениями ч. ч. 1 и 2 ст. 53 АПК РФ, согласно которым: в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов (ч. 1); в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами, организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд в защиту прав и законных интересов других лиц (ч.

2).

В ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в рамках соответствующего регулирования установлено следующее: в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц; заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Наряду с этим ст. 47 ГПК РФ в рамках регламентации участия в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу устанавливает следующее: в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований (ч. 1); в случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления для достижения целей, указанных в ч. 1 данной статьи (ч.

2).

Часть 4 ст. 40 КАС РФ устанавливает требования к административному исковому заявлению, представляющему собой обращение в суд в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, — такое административное исковое заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 125 данного Кодекса.

Согласно указанной норме ч. 6 ст. 125 КАС РФ такое административное исковое заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным п. п. 1 — 5, 8 и 9 ч. 2 указанной статьи. В рамках соответствующего регулирования в ч. 3 ст. 53 АПК РФ установлено, что в обращении в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов или прав и (или) законных интересов других лиц, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.

ГПК РФ специальных требований к обращению в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц не предусматривает.

В ч. 5 ст. 40 КАС РФ вошли положения, аналогичные тем, которые закреплены в ч. 2 ст. 46 ГПК РФ и согласно которым лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В то же время в отличие от приведенных положений в ч. 5 ст. 40 КАС РФ, с одной стороны, не говорится об исключении обязанности по уплате судебных расходов, и, с другой стороны, указано на обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного в интересах гражданина административного иска.

Часть 4 ст. 53 АПК РФ в рамках соответствующего регулирования устанавливает лишь то, что орган, обратившийся в арбитражный суд в защиту публичных интересов, организации и граждане, обратившиеся в защиту прав и законных интересов других лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца. При этом в ст.

53.1 данного Кодекса предусмотрены особенности участия в деле Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ.

Положениями ч. ч. 6 и 7 ст. 40 КАС РФ определены последствия отказа органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений (ч. 6), и отказа органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица (ч.

7).

В АПК РФ соответствующая регламентация сводится к положению ч. 5 его ст. 53, предусматривающему, что отказ органов, организаций и граждан, указанных в ч. ч. 1 и 2 данной статьи, от предъявленного иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу. Часть 2 ст. 46 ГПК РФ устанавливает, что в случае отказа органов, организаций или граждан поддерживать требование, заявленное ими в интересах другого лица, а также отказа истца от иска наступают процессуальные последствия, предусмотренные ч. 2 ст. 45 «Участие в деле прокурора» данного Кодекса.

Согласно же ч. 2 ст. 45 ГПК РФ в случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. Там же предусмотрено, что при отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Как разъяснено в п. 13 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, по смыслу ч. 6 ст. 39, ч. 7 ст. 40 КАС РФ, в случаях, когда при отказе прокурора, органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, данный гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, заявляет о том, что он поддерживает административный иск, суду следует рассмотреть принятый к производству административный иск по существу; аналогичные изложенным выше правила применяются в случаях отказа от административного иска, предъявленного в соответствии с законом в интересах публично-правового образования либо иного лица (ч. 4 ст.

2 КАС РФ); при последующем отказе в удовлетворении такого административного иска судебные расходы подлежат взысканию с лица, в интересах которого подан административный иск (ст. ст. 111, 112, ч. 2 ст. 114 КАС РФ).

Источник комментария:

«КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ» (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ

Статья 46. Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц

1. В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

2. Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа органов, организаций или граждан поддерживать требование, заявленное ими в интересах другого лица, а также отказа истца от иска наступают процессуальные последствия, предусмотренные частью второй статьи 45 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 46 ГПК РФ

1. Применяя правила ч. 1 ст. 46, необходимо иметь в виду следующие важные обстоятельства:

а) права, предусмотренные ст. 46 имеют:

и законодательные (представительные) органы власти;

и федеральные органы исполнительной власти;

и органы исполнительной власти субъектов России;

и органы местного самоуправления.

Этот вывод основан на систематическом толковании ст. 46 ГПК и ст. 124-127 ГК РФ;

б) наряду с государственными, муниципальными предприятиями учреждениями и общественными организациями правила ч. 1 ст. 46, распространяются на любые иные коммерческие и некоммерческие организации. См. подробнее: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой ГК РФ.

4-е изд. М.: Экзамен, 2006;

в) отдельные граждане вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц (по просьбе последних):

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

если они на это уполномочены (доверенностью, иными предусмотренными законом документами, см. коммент. к ст. 53);

если они являются законными представителями (см. коммент. к ст. 52);

в иных случаях, установленных законом, когда «другие лица» (ими являются не только граждане, но и ЮЛ) по тем или иным основаниям не могут самостоятельно защищать в суде свои права;

г) о порядке участия лиц, упомянутых в ч. 1 ст. 46 в судебном разбирательстве см. коммент. к ст. 157, 161, 164-167, 174, 181, 183, 187, 189, 190 ГПК;

д) профсоюзы могут обратиться в суд с иском в случаях, предусмотренных:

ст. 390, 391 ТК (если заявление подано в суд в интересах работника, являющегося членом этого профсоюза);

Законом о профсоюзах (например, в ст. 11, 19-23);

е) упомянутый выше иск (иное заявление) может быть предъявлен в защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов недееспособного гражданина (см. коммент. к ст. 281-286 ГПК) органами и лицами (указанными в ч. 1 ст. 42) независимо от просьбы его законного представителя.

Статья 46 допускает и подачу также заявления в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц.

2. Анализ правил ч. 2 ст. 46 показывает, что:

а) упомянутые в ч. 1 ст. 46 органы и лица пользуются всеми процессуальными правами и исполняют все процессуальные обязанности истца (см. например, коммент. к ст. 35, 39, 40, 165, 166, 174, 183 ГПК);

б) в то же время эти лица не вправе заключить мировое соглашение (см. коммент. к ст. 39, 173 ГПК) и не осуществляют уплату судебных расходов (см. коммент. к ст. 89 ГПК);

в) отказ перечисленных органов, организаций и лиц от заявленного ими требования, а также истца от иска (если такой отказ заявлен после начала рассмотрения дела по существу) не прекращает рассмотрения дела, даже если лицо (в интересах которого было подано исковое заявление) не требует (т.е. не обращается в суд с заявлением об этом) рассмотрения дела по существу: если в суд не поступило его заявление (либо его законного представителя) об отказе от иска, суд (судья) должен продолжить рассмотрение дела по существу. Лишь при отказе от иска (прямо заявленного таким истцом) суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц (ст. 45).

О судебной практике см.: БВС, 2002, N 7, с. 3, а также п. 3 Постановления от 29.11.07.

Альтернативный комментарий к ст.46 ГПК

В статье 46 ГПК РФ предусмотрена возможность обращения в суд в защиту прав других лиц соответствующими органами власти, организациями и гражданами. Целью введения такого правила является оказание помощи гражданам, которые в силу своих индивидуальных особенностей лишены возможности обратиться за судебной защитой самостоятельно.

Кроме того, такие исковые заявления могут быть поданы в защиту интереса неопределенного круга лиц, то есть граждан и юридических лиц, которых нельзя назвать поименно, состав которых постоянно меняется. В качестве примера неопределенного круга лиц можно назвать пользователей какой-то автодороги или посетителей какого-то учреждения.

Случаи обращения в суд перечисленных в статье субъектов прямо определены в законах, что исключает возможность произвольного обращения в чужих интересах. В качестве примеров можно привести следующие нормы:

  • статья 29 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
  • статьи 64, 67 Семейного кодекса РФ;
  • статья 23 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
  • статья 23 Федерального закона «О персональных данных»;
  • статьи 44, 45, 46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • статья 51 Федерального закона «О жилищных накопительных кооперативах».

Существуют и другие нормативные акты, предусматривающие условия и порядок обращения в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц. В самом Кодексе предусмотрен случай такого обращения прокурора (статья 45 ГПК РФ).

Лица, обращающиеся в суд в защиту чужих прав, согласно статье 34 ГПК РФ являются лицами, участвующими в деле. Указанные лица обладают правами и несут обязанности в соответствии со статьей 35 ГПК РФ. Такие лица не являются процессуальными истцами, скорее их можно характеризовать как заявителей.

Суд при обращении лиц в порядке статьи 46 ГПК РФ привлекает к участию в деле в качестве истца лицо, чьи права защищаются. При отказе от иска указанных лиц суд продолжает рассмотрение дела без участия такого лица, пока не поступит отказ от иска от лица, права которого защищаются. Представляется, что в случаях обращения в суд в защиту прав несовершеннолетних и недееспособных лиц, дело должно завершиться принятием решения, принимать отказ от иска в таком случае недопустимо.

Положения ст. 46 ГПК РФ об обращении в суд в защиту прав других лиц

Положения ст. 46 ГПК РФ об обращении в суд в защиту прав других лиц

Основная форма обращения в суд в гражданском процессе предусматривает, что истцом становится лицо, которое считает свои права нарушенными или пытается защитить собственные законные интересы.

Однако возможны и исключения, которые представляют собой отдельный институт защиты прав других лиц в гражданском процессе. Его целью является оказание помощи и содействия в судебной защите не самого заявителя, а других лиц. Нормы о том устанавливает ст.

46 ГПК РФ.

Особенности обращения в суд одного лица в интересах другого

Сущностью данных норм является создание одной из гарантий реализации конституционного права каждого лица на судебную защиту. Не свои интересы в судах могут защищать лица, перечень которых установлен законом и в ситуациях им обусловленных. Это органы госвласти и местного самоуправления, определённые организации и граждане.

Защита прав других лиц реализуется с помощью обращения в суд начальной инстанции с заявлениями. При этом возможна защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод или охраняемых законом интересов других определённых лиц либо неопределенного круга лиц.

Суд может привлечь госорганы или органы местного самоуправления к участию в судебном рассмотрении дела, если возникает такая необходимость. Они же обладают правом вступить в процесс по своему усмотрению или инициативе участников дела, с целью предоставления заключения или реализации возложенных на них обязанностей.

Для участия данных субъектов в определённом деле недостаточно одной только юридической заинтересованности, нужны соответствующие предпосылки. К их числу относятся правовые нормы, юридически значимые обстоятельства, гражданская процессуальная правоспособность. К примеру, сущность участия в гражданском деле органов опеки и попечительства — это защита прав недееспособного или несовершеннолетнего гражданина.

Обладают сходными правами в данной области и жилищные органы, если преследует цель законного разрешение дел, связанных с осуществлением права лиц на жилую недвижимость. Однако органы опеки не могут обратиться в суд с заявлением в случае, если никакие права у лица не нарушались и его законные интересы не ущемлялись.

Возбуждение дела может произойти лишь в ситуациях, определённых федеральным законом. Обращение в суд в защиту прав других лиц допускается только по их просьбе. Наличие требования об обязательной просьбе заинтересованного лица соответствует принципу диспозитивности в гражданском судебном процессе.

Однако при обращении в защиту недееспособных или лиц не достигших совершеннолетия допускается предъявление иска вне зависимости от просьбы законных представителей или иного заинтересованного лица. Это позволяет быстрее и эффективнее защищать права таких граждан, которые не могут обращаться в суд сами в силу отсутствия гражданской процессуальной дееспособности.

На основании положений ст. 34 ГПК РФ лица, принимающие участие в рассмотрении гражданского дела в рамках ст. 46 ГПК РФ, входят в состав участников.

Госорганы имеют служебную заинтересованность в итогах рассмотрения дела, которая следует из обязанностей в плане функциональных полномочий.

Рассматриваемый тип подачи заявлений регулируется нормами материального и процессуального права, например ст. ст. 28, 70, 73, 142 СК РФ, ст. ст. 166, 168-172 ГК РФ, ст. ст.

281, 286 ГПК РФ и другими.

Лица, обратившиеся с заявлениями в защиту других, в суде действуют от собственного имени. На них распространяются все процессуальные права и обязанности истца. При этом они не становятся субъектами спорного гражданского правоотношения, в силу чего не обладают возможностью распоряжаться спорным правом, причиняя возможный ущерб лицу, чьи права они защищают.

Не могут они и отвечать по встречным искам, заключать с ответчиком мировое соглашение и не несут обязанности по уплате судебных расходов. Здесь мы видим сохранение общих принципов института судебного представительства.

Представитель госоргана, органа местного самоуправления, организация или частное лицо, поддерживая заявленное в интересах другого лица требование, не связаны своей позицией или мнением лица в интересах которого выступают и руководствуются в первую очередь положениями закона.

В силу этого, если в ходе рассмотрения дела будет установлено, что заявленное требование не находит обоснований, то заявитель должен отказаться от него полностью или частично. Такой отказ не лишает заинтересованное лицо возможности требовать рассмотрения дела по существу.

Суд прекращает производство по делу только в случае отказа от иска основного истца, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы третьих лиц.

Ограничения в возможности подавать заявления в интересах других лиц и пример из судебной практики

Не следует считать, что положения рассматриваемой статьи дают возможность одним лицам обращаться в суд в интересах других лиц в любых случаях. Особенно это относится к органам госвласти и местного самоуправления.

Многие судьи совершают ошибку, рассматривая участие представителей органов госвласти или местного самоуправления в качестве само собой разумеющегося явления. Между тем обращение в суд таких заявителей, действующих в интересах других лиц, допустимо далеко не всегда.

К примеру, положения ст. 16 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, которые указывают круг полномочий органов местного самоуправления, не наделяют таковые правом на обращение в суд с заявлениями в защиту интересов физлиц и об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков, числящихся во владении таких лиц.

В силу этого и того, что на основании положений ст. 24.18 ФЗ от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» орган местного самоуправления вправе оспорить кадастровую стоимость на основании установления рыночной стоимости только в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, высший суд решил, что при таких обстоятельствах у суда начальной инстанции не имелось законных основания для рассмотрения заявления по существу.

С ним обратилась администрация муниципального образования. А посвящено оно было признанию незаконными и отмене решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра. Такая позиция отражена в определении ВС по делу № 66-АПГ15-24 от 7 сентября 2015 года.

Часто положения данной статьи применяются в случае, когда считающие свои права нарушенными потребители обращаются в общественные организации, а уже те, выполнив соответствующие положения о досудебном урегулировании, в суд.

Примером может служить дело № 6-КГ15-4, определение по которому было вынесено 30 июня 2015 г. СК по гражданским делам ВС в рамках рассмотрения кассационной жалобы. Суд начальной инстанции отказался принимать иск от общественной организации, поданный в защиту прав гражданина, и был поддержан судом апелляционной инстанции.

Однако высший суд указал, что на основании ст. 45 ЗоЗПП общественные объединения потребителей для осуществления своих уставных целей могут становиться заявителями в судах. Поэтому общественная организация правильно обратилась с исковым в защиту интересов потребителя, а отказ судьи в приёме иска на основании ст.

134 ГПК РФ был признан необоснованным и нарушающим нормы процессуального права.

admin
Оцените автора
Ракульское