Статья 201.1. Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа

В сентябре 2024г. внесены изменения в Уголовный кодекс РФ в части ответственности за нарушения в сфере исполнения гособоронзаказа.

Кого это касается

Заказчиков, головного исполнителя, участников кооперации головного исполнителя: всех, кто участвует в цепочке поставок и исполнения гособоронзаказа.

Ранее в Уголовном кодексе для участников закупок в качестве специальных составов преступления были только нормы о подкупе и злоупотреблении полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа, а также за создание картелей (ограничение конкуренции).

Партнер антимонопольной практики КГ ЭТАЛОН

Мы решили вместе разобраться с изменениями и снизить «градус паники»:

Хорошая новость (она есть): для исполнителей государственных и муниципальных контрактов, не связанных с исполнением гособоронзаказа, ответственность не меняется.

Исполнять обязательства необходимо, но хотя бы не под страхом лишения свободы.

В целях защиты себя и своего бизнеса важно понимать, какие именно действия могут привести к уголовной ответственности и что сделать, чтобы не допустить таких серьезных последствий.

Всего введены 4 новые статьи об ответственность за нарушения в сфере гособоронзаказа.

Нарушение условий государственного контракта

Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (ч. 1 ст. 2 УК РФ).

Субъект (кто привлекается): должностное лицо головного исполнителя или исполнителя, заключившего договор в целях выполнения гособоронзаказа, ранее привлекавшийся к административной ответственности по ст.14.55. КоАП РФ за нарушение условий контракта.

К таким лицам, в том числе, относятся руководители организации.

За какие нарушения контракта установлена ответственность: в частности, за недопоставку товара/не выполнение работ, нарушение по качеству, нарушение сроков выполнения обязательств.

Лицо освобождается от ответственности, если добровольно устранит нарушение.

Более суровая мера ответственности предусмотрена за невыполнение задания государственного оборонного заказа или при нарушении контракта, повлекшего причинение ущерба в размере от 5% от цены контракта, но не менее 5 млн. рублей. (ч. 1 ст. 201.2 УК РФ).

Лицо не освобождается от ответственности, даже если устранит нарушение.

Рекомендация: как будут рассматриваться дела данной категории, покажет практика. На данный момент внимательно относитесь к документообороту по контрактам, фиксации договоренностей и сдаче результатов исполнения.

Отказ или уклонение лица от заключения государственного контракта

Отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа (статья 201.3. УК РФ)

Здесь также особый субъект: лицо, ранее отказавшееся или уклонившееся от заключения гособоронконтракта и привлеченное к административной ответственности:

  • поставщик российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов,
  • единственный поставщик, определенный законодательными актами,
  • поставщик, занимающий в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере гособоронзаказа доминирующее положение.

Рекомендация: Оцените свое положение на рынке, свою продукцию, чтобы понять, относитесь ли Вы к данной зоне риска. В любом случае не рекомендуем необоснованно отказываться от контрактов. Подготовьте правовую базу и документы, подтверждающие Вашу добросовестность при принятии такого решения.

Две новые статьи: 285.5 УК РФ и 285.6 УК РФ.

По ним предусмотрена ответственность за те же преступления:

  • в части нарушения условий государственного контракта либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа,
  • срыв гособоронзадания;
  • отказ или уклонение от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора.

Отличие состоит в особом специальном субъекте нарушения: это должностное лицо, выполняющее функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в компаниях госсектора, которое раньше также привлекалось к административной ответственности.

Если Вы являетесь исполнителем по гособоронзаказу или производите продукцию, которая может потребоваться для нужд армии и пополнения запасов вооруженных сил, учитывайте эти изменения.

Юристы КГ ЭТАЛОН готовы консультировать Вас по вопросам исполнения госконтрактов и Гособоронзаказа.

Хочу обсудить с юристом свою ситуацию

Отправьте заявку и наш специалист свяжется с Вами в течение 20 минут.

Статья 202. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами

1. Использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки
задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц
либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или
государства, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего или
недееспособного лица, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 202 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона преступления заключается в нарушении правил совершения нотариальных действий, установленных Основами законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1. Использование частным нотариусом его полномочий вопреки задачам его деятельности может выражаться либо в нотариальных действиях, совершать которые ему запрещено законом, либо в нотариальных действиях при отсутствии предусмотренных законом оснований. Незначительные отступления от правил совершения нотариальных действий состава преступления не образуют.

Второй разновидностью деяния является нарушение порядка осуществления аудиторской деятельности (см. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Не образуют рассматриваемого состава преступления злоупотребления частными нотариусами и аудиторами при оказании ими сопутствующих нотариальным действиям и аудиту услуг, предусмотренных ст. 15 Основ законодательства РФ о нотариате и п. 6 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами может быть связано с совершением ими иных преступлений (например, преступлений против собственности). Содеянное в таких случаях квалифицируется по совокупности преступлений.

2. Преступление признается оконченным с момента причинения существенного вреда. Существенность причиненного вреда является оценочным понятием.

3. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом и альтернативно предусмотренными целями: а) целью извлечения выгод и преимуществ для себя, т.е. для частного нотариуса или аудитора лично, или для других лиц либо б) целью нанесения вреда (имущественного или неимущественного) другим лицам.

4. Квалифицирующий признак — совершение деяния в отношении заведомо несовершеннолетнего (ст. 21 ГК РФ) или заведомо недееспособного (ст. 29 ГК РФ) лица (ч.

2) — может присутствовать только при злоупотреблении полномочиями частными нотариусами, поскольку специфика аудиторской деятельности предполагает невозможность совершения ими рассматриваемого преступления в отношении заведомо несовершеннолетнего или заведомо недееспособного лица.

Второй комментарий к Ст. 202 УК РФ

1. Непосредственный объект — установленный государством порядок совершения нотариальных действий и аудита, обеспечивающий соблюдение прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства. Деятельность частных нотариусов осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1, а также постановлениями Правительства РФ и приказами Минюста России.

2. Объективную сторону образуют действия, совершение которых запрещено частным нотариусам, в частности:

1) разглашение сведений или оглашение документов, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий;

2) выдача сведений (документов) о совершенных нотариальных действиях иным лицам, кроме тех, от имени и по поручению которых совершены эти действия;

3) совершение нотариальных действий на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков);

4) оказание посреднических услуг при заключении договоров;

5) участие в предпринимательской деятельности субъектов, в отношении которых частный нотариус совершает нотариальные действия, и т.п.

3. Деятельность аудиторов регламентируется Федеральным законом от 30.12.2007 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. 01.05.2017). Виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, устанавливаются Министерством финиансов РФ.

Аудиторам запрещается, в частности, разглашать содержание документов, полученных или составленных в ходе аудиторской проверки, без согласия проверяемого субъекта; предоставлять полученные в ходе аудиторской проверки сведения третьим лицам без разрешения аудируемого лица.

4. Объективная сторона злоупотребления полномочиями аудитора характеризуется невыполнением обязательных для аудитора требований объективности, достоверности и конфиденциальности аудиторской проверки. Так, она может выразиться в составлении заведомо ложного аудиторского заключения (ч. 5 ст.

6 Закона об аудиторской деятельности); в использовании сведения о финансовом состоянии или хозяйственном положении аудируемого лица в собственных интересах или интересах других лиц; в предоставлении полученных в ходе аудиторской проверки сведений или сделанных по ее результатам выводов конкурентам аудируемого лица или иным лицам; в намеренном искажении результатов аудита в ущерб аудируемому лицу и т.д.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью извлечь личную выгоду или получить материальные либо иные преимущества для себя или для других лиц либо цель нанесения вреда другим лицам.

7. Субъект преступления — специальный. Им может быть либо частный нотариус (лицо, сдавшее квалификационный экзамен, имеющее лицензию на право занятия нотариальной деятельностью и являющееся членом нотариальной палаты), либо аудитор (лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов).

8. Квалифицированный состав данного преступления (ч. 2 ст. 202 УК РФ) предусматривает совершение преступления в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного.

Третий комментарий к статье 202 УК РФ

1. Правовое регулирование деятельности нотариата определено Законом РФ от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (Ведомости РФ. 1993. N 10.

Ст. 357) (в ред. от 29.06.2012), согласно которому нотариат обеспечивает охрану прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации на основе полученной лицензии.

2. Лицензия — документ, подтверждающий право на занятие, при определенных условиях, должности нотариуса. Гражданин, имеющий лицензию, по целому ряду причин может не приступить к работе в должности нотариуса (отсутствие вакансии, непрохождение по конкурсу, болезнь и т.д.). Независимо от причин, по которым он не был назначен на должность нотариуса по истечении трех лет после получения лицензии, необходимо сдавать повторно квалификационный экзамен, для того чтобы быть допущенным к должности нотариуса.

3. Нотариусы, совершающие нотариальные действия, могут работать в государственной нотариальной конторе или заниматься частной практикой. К числу нотариальных действий относится удостоверение различных сделок, таких, например, как договоры по поводу имущества (отчуждения, залога); нотариусы удостоверяют завещания, выдают свидетельства о праве собственности на долю в общей собственности, удостоверяют копии документов и т.д. Эти и другие нотариальные действия представляют собой юридическое закрепление гражданских прав, обеспечивают их реализацию и предупреждают их возможное нарушение.

4. Часть 1 ст. 15 Основ устанавливает основные права нотариуса, которыми он руководствуется при совершении нотариальных действий. Нотариус имеет право совершать все нотариальные действия, предусмотренные Основами. Исключение составляют случаи, когда конкретное место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами. Нотариальные действия могут совершаться нотариусом для всех физических и юридических лиц, что представляется очень важным для случаев, когда законодательством не предусмотрена обязательная нотариальная форма для совершения сделки.

Физические и юридические лица по договоренности между собой имеют возможность удостоверить у нотариуса любую сделку, не противоречащую законодательству Российской Федерации.
Помимо изготовления копий документов и выписок из них нотариусу предоставлено право составлять проекты сделок, заявлений и других документов.

5. Важное значение имеет и разъяснительная работа нотариуса по вопросам совершения нотариальных действий. Граждане и представители юридических лиц должны отчетливо представлять себе последствия заключаемых ими сделок.
К правам нотариуса относится истребование от физических и юридических лиц сведений и документов, необходимых для совершения нотариальных действий. В отношении физических лиц нотариус устанавливает также личность, проверяет ее дееспособность. Устанавливает нотариус и правоспособность юридических лиц путем изучения учредительных документов.

Законодательством республик в составе Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены дополнительные права.

6. В процессе осуществления профессиональной деятельности нотариус реализует полномочия, которыми его наделил закон (ст. 35 Основ законодательства о нотариате). Нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам.

7. Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 11.07.2011). Согласно данному Закону основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

8. Аудиторская деятельность (аудит) заключается в проведении независимых, вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, финансовых обязательств, в оказании других аудиторских услуг. Законодательными актами предусматриваются случаи обязательных аудиторских проверок, проводимых по требованию государственных органов. Такие проверки могут быть проведены и по инициативе самого хозяйствующего субъекта.

Заключение аудитора, явившееся результатом аудиторской проверки, служит документом, имеющим юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

9. Частная аудиторская деятельность осуществляется либо аудиторской фирмой, либо физическими лицами, имеющими право заниматься аудиторской деятельностью, что также представляет собой разновидность предпринимательской деятельности.

10. Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, — также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии со ст. 202 УК.

11. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами предполагает совершение любых незаконных действий, вопреки указанным выше, в процессе выполнения профессиональных функций. Рассматриваемый состав преступления образует специальный состав злоупотребления полномочиями служащими коммерческой или иной организации (см. комментарий к ст. 201 УК).

Опасность этого преступления заключается в нарушении законных прав и интересов граждан, коммерческих и иных организаций, с причинением им существенного вреда (определение существенного ущерба применительно к этому преступлению см. в п. 4 комментария к ст. 201 УК).

12. Объективная сторона преступления включает в себя следующие признаки: а) совершение действия (бездействия) вопреки задачам своей деятельности; б) причинение существенного вреда охраняемым интересам; в) наличие причинной связи между деянием и наступившим вредом — существенным нарушением прав и интересов.

13. Рассматриваемое преступление является умышленным и преследует специальную цель — извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам (улучшение положения дел с отчетностью хозяйствующего субъекта, создание препятствия для проведения расследования).

14. Уголовной ответственности по ст. 202 УК подлежат специальные субъекты: частный нотариус или частный аудитор. К частному нотариусу относится лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями нотариуса, не являющегося членом государственной нотариальной конторы.

Аудитор (индивидуальный аудитор) — физическое лицо, имеющее определенную квалификацию, получившее в установленном законом порядке аттестат аудитора и занимающееся аудиторской деятельностью в частной компании в качестве работника либо в качестве лица, привлекаемого к проводимым проверкам, либо работающее в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Существует проблема в квалификации злоупотреблений, допущенных государственными нотариусами. Они не являются должностными лицами и их нельзя привлечь к ответственности за должностные преступления. При совершении злоупотреблений с их стороны возможна ответственность за подделку документов, за соучастие в мошенничестве или другом преступлении, связанном с обманом или злоупотреблением доверием.

15. Среди обстоятельств, отягчающих это преступление (ч. 2 ст. 203 УК), указано на злоупотребление полномочиями в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного.

Дееспособность гражданина заключается в его способности своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность). Дееспособность гражданина в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и в порядке, установленных законом.

Опасность злоупотребления полномочиями в отношении несовершеннолетних и недееспособных связана с особой уязвимостью этих лиц с точки зрения соблюдения их законных прав и интересов.

Статья 201. Злоупотребление полномочиями

1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. В статьях настоящей главы и статье 304 настоящего Кодекса выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за исключением организаций, указанных в пункте 1 примечаний к статье 285 настоящего Кодекса, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления либо государственным или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа либо члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, или лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Комментарий к Ст. 201 Уголовного кодекса

1. Использование полномочий вопреки законным интересам организации как деяние, составляющее объективную сторону, предполагает как совершение действий, так и бездействие, когда лицом не осуществляются необходимые действия управленческого характера при наличии обязанности и возможности их совершения.

Уголовно наказуемым является как совершение действий в пределах формально предоставленных лицу правомочий, однако вопреки законным интересам организации, так и превышение полномочий, т.е. совершение действий, выходящих за пределы формально предоставленных лицу правомочий.

2. Преступление признается оконченным с момента причинения существенного вреда. Данное понятие является оценочным и выражается в причинении имущественного и иного экономического ущерба.

3. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом и альтернативно предусмотренной целью совершения преступления: а) цель извлечения выгод и преимуществ для себя (т.е. для виновного) или других лиц либо б) цель нанесения вреда другим лицам.

Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности должны выполняться лицом постоянно, временно либо по специальному полномочию. Постоянное выполнение соответствующих обязанностей предполагает их выполнение в течение неопределенного периода времени либо периода времени, ограниченного законом или подзаконным актом; временное — выполнение их на непродолжительный, определенный подзаконным актом или договором срок (например, замещение временно отсутствующего руководителя организации). Выполнение обязанностей по специальному полномочию означает выполнение определенных действий, образующих указанные обязанности, на основании закона, подзаконного акта, судебного решения или договора.

К лицам, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности по специальному полномочию, относятся, в частности, арбитражные управляющие и руководители временной администрации при проведении процедур банкротства и иных процедур, связанных с последним; поверенные, представляющие интересы государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых (не более 50%) закреплена (находится) в федеральной собственности.

5. Понятие тяжких последствий в ч. 2 является оценочным и выражается в причинении имущественного и экономического вреда, выходящего за рамки существенного.

Второй комментарий к Ст. 201 УК РФ

1. Непосредственным объектом является нормальная управленческая деятельность коммерческой или иной организации, соответствующая российскому законодательству и уставным задачам этой организации. В качестве дополнительного объекта выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства.

2. Объективная сторона характеризуется действиями или бездействием, состоящими в использовании управленческих полномочий вопреки, т.е. в ущерб законным интересам организации.

3. Обязательным признаком объективной стороны являются общественно опасные последствия в виде причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства. Признание вреда существенным осуществляется по усмотрению суда.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц (родственников, близких, деловых партнеров и т.п.) либо нанесение вреда другим лицам (из ненависти, мести или по иным мотивам).

6. Квалифицированный состав преступления предусматривает причинение тяжких последствий (например, причинение крупного имущественного ущерба, дезорганизация работы предприятия, срыв крупного контракта, большое число граждан, пострадавших в результате преступления, подрыв деловой репутации субъекта экономической деятельности и т.п.).

Третий комментарий к статье 201 УК РФ

1. Объектом данного преступления следует рассматривать нормальную деятельность коммерческих и иных организаций, целью которых является предпринимательство с получением прибыли, а также законные права и интересы граждан, общества, государства.

2. Коммерческими являются организации (юридические лица), преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК РФ). Некоммерческие организации не имеют в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, а некоммерческие организации — в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных или иных фондов и в других формах, предусмотренных законом. И коммерческие, и некоммерческие организации могут создавать объединения — ассоциации или союзы (ст.

50 ГК РФ).

3. Объективная сторона данного преступления заключается в совершении лицом посягательства в двух его преступных формах: действие и бездействие. Действие характеризуется активным поведением виновного, при котором лицо совершает в пределах предоставленных ему по должности полномочий (права и обязанности) определенные действия, но вопреки интересам организации. Бездействие сопряжено с невыполнением требуемых действий, которые на лицо возложены уставными или учредительными документами организации в силу занимаемого им должностного положения, нарушением порядка исполнения управленческих функций по занимаемой должности.

4. Полномочия лица, выполняющего управленческие функции, могут быть определены законом, нормативным актом либо уставными и иными распорядительными документами (решением общего собрания, решением собрания акционеров, приказом о назначении на должность и т.п.). Управленческие функции могут быть двух видов: организационно-распорядительные и административно-хозяйственные, составной частью которых являются функции, используемые единоличным исполнительным органом, членом совета директоров или иным коллегиальным исполнительным органом коммерческого предприятия (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).
Не могут быть признаны должностными лицами те, которые постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой или иной организации независимо от формы собственности либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, а также поверенные, представляющие в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 (в ред. от 6 февраля 2007 г.)).

5. В качестве организационно-распорядительных следует рассматривать те функции, которые связаны с наличием у лица права по управлению коллективом предприятия или его структурным подразделением (филиал без образования юридического лица, представительство). В содержание данных функций также могут входить полномочия лица по приему и увольнению работников предприятия, организации работы подчиненных, выполнение мероприятий по соблюдению трудовой дисциплины.

6. Административно-хозяйственные функции всегда сопряжены с управлением и распоряжением материальными ценностями, имуществом предприятия (прием, хранение материальных ценностей, учет их движения, реализация, ведение учетно-финансовой дисциплины (бухучет, начисление заработной платы персоналу, ценовая политика и т.п.).

7. Указанные функции могут исполняться постоянно, временно либо по специальному полномочию коммерческой организацией независимо от формы собственности. Постоянным выполнением функций считается их реализация без ограничения срока пребывания в занимаемой лицом должности или в пределах такого срока, который был установлен высшим органом управления коммерческой и иной организации согласно уставу, положению и т.п. Временное выполнение функций может быть связано с ограничением сроков их реализации либо носить эпизодический, сезонный характер.

8. Ответственность за исполнение функций управленческого характера может быть возложена лишь на лицо, достигшее возраста 16 лет.

9. Данное преступление считается оконченным с момента наступления преступных последствий, которые в законе выражены в качестве существенного вреда. Вред, причиненный злоупотреблением полномочиями, считается существенным, если совершение этого преступления ухудшило экономическое положение потерпевших (граждан, юридических лиц), затруднило реализацию их законных прав или создало препятствия для осуществления государственными органами или общественными организациями социальных, экономических или иных функций.

10. Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной формой вины, при которой лицо, злоупотребляющее полномочиями, осознает общественную опасность совершаемого им деяния (действия, бездействия), предвидит наступление существенных вредных последствий для охраняемых интересов (интересов организации, граждан, общества, государства), желает наступления этих последствий (прямой умысел) либо сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

11. Понятие тяжких последствий в законе не раскрывается, но таковыми могут быть признаны те, которые в результате злоупотребления полномочиями привели к экономическому разорению потерпевших или к такому воспрепятствованию осуществлению государственными органами или общественными организациями существенных социальных, экономических или иных функций, которое создало угрозу финансовой стабильности, общественной или государственной безопасности.

12. Принципиальной особенностью привлечения к уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями в соответствии с примечанием ч. 2 ст. 201 УК является отказ от принципа публичности уголовного преследования в отношении лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием. Это имеет место в случае, если деяние, предусмотренное настоящей статьей или иными статьями настоящей главы, причинило вред исключительно этой коммерческой организации и не нанесло вреда интересам третьих лиц — других организаций, интересам граждан, общества или государства. Отказ от принципа публичности уголовного преследования выражается в том, что в указанном случае уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.

Во всех остальных случаях уголовное преследование осуществляется в общем порядке, определяемом уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

Злоупотребление полномочиями

Законодатель выделяет несколько составов преступлений, предусматривающих ответственность за злоупотребление полномочиями.

Статья 201 УК РФ Злоупотребление полномочиями, статья 201.1 УК РФ Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа и статья 202 УК РФ Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами схожи по содержанию в части гипотезы и диспозиции, разница между ними заключается в субъекте преступления и квалифицирующих признаках.

Что такое злоупотребление полномочиями

Защита по ст. ст. 201 УК РФ, 201.1 УК РФ и 202 УК РФ Злоупотребление полномочиями

Необходимо начать с того, что как уже говорилось выше, злоупотребление полномочиями может совершить только специальный субъект, собственно обладающий этими самыми полномочиями. В контексте ст. 201 УК РФ это руководитель коммерческой или некоммерческой организации (не являющейся государственным или муниципальным органом или организацией, то есть преимущественно организации частной формы собственности), структурного подразделения или иное лицо осуществляющее управленческие функции, в контексте ст. 201.1 УК РФ это такое же лицо, но злоупотребление должно происходить касаемо государственного оборонного заказа, и в контексте ст. 202 УК РФ субъектом может являться нотариус или аудитор.

Само по себе деяние как злоупотребление полномочиями может выражаться в заключении противоправной сделки, даче распоряжений подчиненному на совершение такой сделки, принятие противоправного решения, совершение противоправного нотариального действия нотариусом, дача не соответствующего действительности заключения аудитором, и другие действия, которые направлены вопреки законным интересам организации на извлечение выгод или преимуществ для себя или других лиц, и повлекли причинение существенного вреда. Таким образом, состав ст. ст. 201 УК РФ, 201.1 УК РФ и 202 УК РФ образуется при наличии таких признаков, как надлежащий субъект (руководитель, управленец, нотариус, аудитор), противоправное использование полномочий вопреки интересам организации, цель – извлечение выгоды, преимущества для себя или иных лиц, указанные действия причинили существенный вред.

Защита по ст. ст. 201 УК РФ, 201.1 УК РФ и 202 УК РФ Злоупотребление полномочиями

Защита по злоупотреблению полномочиями строиться в зависимости от конкретно вменяемых в вину обстоятельств. Во первых необходимо проверить, были ли у подзащитного вменяемые в вину полномочия, поднять должностные инструкции, трудовой договор, уставные документы. Выяснить в чем выразилось по мнению обвинения злоупотребление. Во вторых, важным является тот факт, являлись ли действия противоправными, были ли они совершены вопреки законных интересов организации, например возможно ли было предполагать на момент заключения какой либо сделки, совершение которой вменяется в вину, что такая сделка окажется крайне не выгодна и причинит существенный вред.

В третьих, необходимо выяснить какие именно выгоды получил подзащитный или иное лицо в результате таких действий, какая связь между подзащитным и выгодоприобретателем. На указанные составляющие в любом случае необходимо обратить внимание при осуществлении защиты, однако тактика защиты как дополнение или как основная линия также может строиться на процессуальных нарушениях, в направлении установления смягчающих обстоятельств.

Адвокат по ст. ст. 201 УК РФ, 201.1 УК РФ и 202 УК РФ Злоупотребление полномочиями

Адвокат по злоупотреблению полномочиями окажет необходимую помощь на всех стадиях уголовного преследования. Учитывая специфику, адвокат по уголовным делам при защите по ст. ст. 201 УК РФ, 201.1 УК РФ и 202 УК РФ должен разбираться в специальных областях права, корпоративное, финансовое, договорное, поскольку именно на таких обстоятельствах может основываться обвинения и без понимания специфики оказать качественную юридическую помощь по данной категории дел невозможно.

Уголовное преследование по злоупотреблению полномочий довольно часто начинается с конфликта управленца (директора, руководителя) и бенефициаров (учредителей), когда возникают спорные взгляды на те или иные решения, сделки. Если подобный конфликт приобретает соответствующий накал, впоследствии как правило подключаются правоохранительные органы. Желательно быть к этому готовым заранее. Чем раньше Вы обратитесь к адвокату по уголовным делам и тщательно разработаете свою позицию, тем увереннее будет контакт с правоохранительными органами, которые при наличии аргументации уже не будут на скоро и необдуманно принимать решение об инициировании уголовного преследования.

Для связи с адвокатом по злоупотреблению полномочиями позвоните по телефону указанному на сайте.

Стоимость услуг адвоката по ст. ст. 201 УК РФ, 201.1 УК РФ и 202 УК РФ Злоупотребление полномочиями

Стоимость услуг адвоката по ст. ст. 201 УК РФ, 201.1 УК РФ и 202 УК РФ определяется после обращения за помощью, при личной встрече с адвокатом, в ходе которой специалист вникает в суть вашей ситуации, обрисовывает перспективы, выясняет желаемый исход и определяет тактику защиты. Каждая ситуация индивидуальна и универсальных методов защиты быть не может, только при таком подходе возможна качественная защита.

Цена на услуги адвоката на следствии начинается от 100 тыс. руб., это ориентировочно, она может меняться как в большую, так и в меньшую сторону, в зависимости от конкретной ситуации.

Качественная защита по уголовному делу не может стоить дешево, экономия на адвокате, это экономия на своей свободе, чтобы в полной мере отработать перспективную защиту адвокату нужно потратить немало времени и усилий, так что оставьте идею найти адвоката подешевле, это не тот случай. Звоните, и приходите на встречу для первичной консультации, мы уверены, что сможем предложить Вам оптимальное решение!

Вам также может быть интересно:

  • Как вести себя при обыске
  • Практика по уголовному праву

Другие услуги по уголовным делам:

  • Помощь адвоката по уголовным делам
  • Адвокат для подозреваемого
admin
Оцените автора
Ракульское