Статья 170.2. Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории

Изменение содержания ст. 170 УК РФ Федеральным законом от 13.07.2015 № 228-ФЗ, существенно расширившее уголовно-правовой объем вменения по предмету преступления, а также изменившие характер уголовно-наказуемого поведения обусловили потребность криминализации действий лиц, выполняющих техническую работу, предшествующую внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости, регистрацию сделок с земельными участками. Такая криминализация осуществлена посредством установления уголовной ответственности за действия, совершаемые на стадии выполнения кадастровых работ кадастровым инженером.

Общественная опасность деяния состоит в том, что недостоверное отражение в различных документах, составляемых на стадии кадастровых работ, влечет за собой последующую незаконную регистрацию сделок, регистрацию прав и выдачу правоустанавливающих документов либо внесение недостоверных сведений о земельных участках в Единый государственный реестр недвижимости.

Объект преступления составляют общественные отношения, определяющие порядок и правила составления документов на стадии проведения кадастровых работ, исключающие их недостоверность.

Объективная сторона преступления выражается в альтернативных действиях:

  • 1) внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории;
  • 2) подлог документов, на основании которых были подготовлены ранее перечисленные документы.

Указанные действия должны повлечь за собой причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству.

Рассмотрим содержание признаков объективной стороны, предварительно уяснив, о каких документах, идет речь.

Межевой план — документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Почитать  Статья 335 ГПК РФ. Законная сила определения суда апелляционной инстанции

Технический план — документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (ст. 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Акт обследования — документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено (ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Проект межевания земельного участка или земельных участков определяет размеры и местоположение границ земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (ст. 13.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Карта-план территории — необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ. Карта-план территории состоит из текстовой и графической частей (ст. 24.1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Текстовая часть карты-плана территории включат:

  • 1) пояснительная записка с указанием оснований выполнения комплексных кадастровых работ, сведений о территории выполнения комплексных кадастровых работ, об учетных номерах кадастровых кварталов, являющихся территорией, на которой выполняются комплексные кадастровые работы, включая реквизиты полученных для выполнения комплексных кадастровых работ кадастровых планов территории указанных кадастровых кварталов, реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории (в том числе в составе проекта планировки территории), реквизиты документа, устанавливающего распределение земельных участков в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении граждан, и иных сведений о территории, на которой выполняются комплексные кадастровые работы;
  • 2) сведения об объектах недвижимости, являющихся объектами комплексных кадастровых работ (в том числе полученные в результате выполнения комплексных кадастровых работ), в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования;
  • 3) акт согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ;
  • 4) заключение или заключения согласительной комиссии о результатах рассмотрения возражений относительно местоположения границ земельных участков, обязательным приложением к которым являются указанные возражения.

Графическая часть карты-плана территории состоит из схемы геодезических построений и подготовленной в результате выполнения комплексных кадастровых работ схемы границ земельных участков, составленной с применением картографической основы или иного картографического материала, соответствующего требованиям, предъявляемым к картографической основе, в том числе карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, сведений, содержащихся в использованном при выполнении комплексных кадастровых работ кадастровом плане территории, схемы расположения элемента планировочной структуры, включенной в материалы по обоснованию утвержденного проекта планировки территории (при наличии), схемы организации улично-дорожной сети, схемы границ территорий объектов культурного наследия, схемы границ зон с особыми условиями использования территорий, чертежей межевания территории, включенных в проект межевания территории, и других данных, необходимых для определения местоположения границ земельных участков, утвержденных в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.

Внесение заведомо ложных сведений в перечисленные документы означает, что те или иные сведения, содержащиеся в документе или его части не соответствуют реальным показателям. Способ внесения в документы ложных сведений влияния на квалификацию не оказывает.

Подлог документов, на основании которых были подготовлены ранее перечисленные документы, означает, что в техническое задание заказчика, на основании которого выполнялись кадастровые работы, были внесены изменения, либо такое задание было заменено на другое задание 1 . Процедура подготовки такого задания регулируется подзаконными актами: постановлениями Правительства РФ, приказами соответствующих федеральных ведомств. Задание исходит от соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления [1] [2] .

Преступление окончено с момента совершения указанных действий и наступления ущерба от их совершения.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом на совершение деяния и предвидением неизбежности наступления последствий. На умышленный характер деяния указывает признак «заведомости» того, что сведения являются ложными, а документы подложными. Отношение к наступлению последствий, скорее всего, характеризуется прямым неопределенным умыслом в части вида последствий и их размера.

Субъект преступления — физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Субъект специальный — кадастровый инженер. Кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.

Квалификационный аттестат выдается физическому лицу при условии соответствия данного лица следующим требованиям: наличие гражданства России; наличие среднего профессионального образования по одной из специальностей, определенных органом нормативноправового регулирования в сфере кадастровых отношений, или высшего образования, полученного по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам; отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.

Кадастровый инженер может быть индивидуальным предпринимателем либо работником юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.

Частью 2 ст. 170 2 УК РФ закреплена ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 170 2 УК РФ, если оно причинило особо крупный ущерб.

Особо крупный ущерб согласно примечанию к статье должен превышать 9 млн руб.

Таким образом, для решения вопроса о наличии состава преступления, если при описании преступлений законодатель использовал один или более из числа указанных признаков, следует устанавливать его стоимостное значение, обращаясь к указанному примечанию.

  • [1] В. Дворцов справедливо замечает, что подлог может быть совершен иным лицом,ответственность которого по ст. 1702УК РФ не предусмотрена. См.: Дворцов В. Е. Уголовная ответственность кадастрового инженера // Российский судья. 2017. № 1. С. 61.
  • [2] См.: Письмо Роснедвижимости от 17.07.2006 № АО/0635 «Об организации работпо государственной оценке земель сельскохозяйственного назначения».
  • [3] См.: Письмо Роснедвижимости от 17.07.2006 № АО/0635 «Об организации работпо государственной оценке земель сельскохозяйственного назначения».

Постановление от 21 февраля 2020 г. Верховный Суд РФ

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ., рассмотрев жалобу Тишкиной Марины Михайловны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Губахинского судебного района Пермского края от 22.07.2019 № 5-597/2019, решение судьи Губахинского городского суда Пермского края от 23.08.2019 № 12-126/2019 и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 15.10.2019 № 44а-1348/2019, состоявшиеся в отношении Тишкиной Марины Михайловны (далее — Тишкина М.М.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Губахинского судебного района Пермского края от 22.07.2019 № 5-597/2019, оставленным без изменения решением судьи Губахинского городского суда Пермского края от 23.08.2019 № 12-126/2019 и постановлением заместителя председателя Пермского краевого суда от 15.10.2019 № 44а-1348/2019, кадастровый инженер Тишкина М.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Тишкина М.М. выражает несогласие с указанными судебными актами, принятыми в отношении нее, и ставит вопрос об их отмене.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

Статьей 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также — Закон о государственной регистрации недвижимости) установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Тишкиной М.М. к административной ответственности).

Согласно части 2 статьи 43 данного закона если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

В силу статьи 37 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» результатом кадастровых работ кадастрового инженера — индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 данного закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 этого закона, является межевой план, технический план или акт обследования. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).

В соответствии с частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков

либо карту-план территории или подлог документов, на основании которых были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план территории, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Как усматривается из материалов дела, постановлением заместителя прокурора города Губахи Пермского края от 12.07.2019 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тишкиной М.М. в связи с тем, что она, являясь кадастровым инженером, 07.05.2019 и 13.05.2019 подготовила межевые планы в отношении земельных участков, принадлежащих А. (кадастровый номер ) и В. (кадастровый номер ), в которых одновременно с уточнением границ этих земельных участков уточнены местоположения части границ, которые являлись общими (смежными) частями границ других земельных участков, принадлежащих М. (кадастровый номер ) и Г. (кадастровый номер ). При этом при проведении согласования местоположения границ смежных земельных участков, подготовке актов согласования и межевых планов не были соблюдены требования части 2 статьи 43 Закона о государственной регистрации недвижимости об обязательном наличии личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (необходимом в случае, если требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных земельных участках).

Данные обстоятельства повлекли приостановление государственным регистратором прав осуществления государственного кадастрового учета в отношении межевых планов земельных участков, принадлежащих А.и В. со ссылкой на пункт 25 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, из которого следует, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным.

Заведомое внесение в межевые планы земельных участков, принадлежащих А. (кадастровый номер ) и

В (кадастровый номер ), ложных сведений, указывающих на согласование местоположения границ смежных земельных участков, послужило основанием для привлечения кадастрового инженера Тишкиной М.М. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установленные судами трех инстанций обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, информацией, направленной прокурору Пермского края Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, о внесении кадастровым инженером Тишкиной М.М. в межевые планы от 07.05.2019 и от 13.05.2019 ложных сведений относительно способа согласования смежной границы (без личного участия правообладателей земельных участков) (л.д. 3, 4), постановлением заместителя прокурора города Губахи Пермского края от 12.07.2019 о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 84-88), объяснениями Тишкиной М.М., отобранными у нее 01.07.2019 старшим помощником прокурора города Губахи Пермского края (л.д. 5-6), копиями договоров подряда, заключенных Тишкиной М.М. с А. и В. на выполнение кадастровых работ по установлению границ земельных участков (л.д. 12-14, 37- 39), межевыми планами (л.д.

15-26, 40-50) и иными представленными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние кадастрового инженера Тишкиной М.М., допустившей описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по части 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего отношения в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества (с учетом особенностей осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков).

Приведенные заявителем поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе доводы о недоказанности внесения заведомо ложных

сведений в межевые планы земельных участков А. (кадастровый номер ) и В. (кадастровый номер ) и о надлежащем согласовании местоположения границ смежных земельных участков при подготовке обозначенных выше межевых планов, заявлялись в ходе производства по делу, сводятся к несогласию с выводами, изложенными в состоявшихся судебных актах, получили надлежащую правовую оценку судебных инстанций как сделанные без учета требований части 2 статьи 43 Закона о государственной регистрации недвижимости, не согласиться с которой оснований не имеется.

Порядок и срок давности привлечения Тишкиной М.М. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановление мирового судьи судебного участка № 2 Губахинского судебного района Пермского края от 22.07.2019 № 5-597/2019, решение судьи Губахинского городского суда Пермского края от 23.08.2019 № 12-126/2019 и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 15.10.2019 № 44а-1348/2019, состоявшиеся в отношении кадастрового инженера Тишкиной Марины Михайловны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Тишкиной Марины Михайловны — без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации БГНикифоров

Статья 170.1. Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета

1. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в единый государственный реестр юридических лиц, в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета недостоверных сведений об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества, о зарегистрированных владельцах именных ценных бумаг, о количестве, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг, об обременении ценной бумаги или доли, о лице, осуществляющем управление ценной бумагой или долей, переходящих в порядке наследования, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо в иных целях, направленных на приобретение права на чужое имущество, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

2. Внесение в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета —

наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, если оно было сопряжено с насилием или с угрозой его применения, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

4. Внесение в реестр владельцев ценных бумаг либо в систему депозитарного учета заведомо неполных или недостоверных сведений, а равно подтверждение от имени организации, осуществляющей учет прав на ценные бумаги, достоверности внесенных в реестр владельцев ценных бумаг либо в систему депозитарного учета сведений, заведомо для подтверждающего лица являющихся неполными или недостоверными, в целях сокрытия у клиента организации, осуществляющей учет прав на ценные бумаги, предусмотренных законодательством Российской Федерации признаков банкротства кредитной или иной финансовой организации либо оснований для отзыва (аннулирования) лицензии и (или) назначения в организации временной администрации —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

5. Деяния, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 170.1 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона преступления заключается в представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные (общественно опасное деяние).

2. Эти данные должны касаться сведений: об учредителях (участниках) юридического лица; о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества; о зарегистрированных владельцах именных ценных бумаг; о количестве, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг, об обременении ценной бумаги или доли; о лице, осуществляющем управление ценной бумагой или долей, переходящими в порядке наследования; о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

3. Состав преступления формальный; оконченным оно признается с момента совершения деяния, независимо от того, повлияло ли оно или нет на внесение данных в соответствующий реестр или нет.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и альтернативно указанной целью — внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета недостоверных сведений либо в иных целях, направленных на приобретение права на чужое имущество.

5. Ответственность усиливается за внесение в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета (ч. 2 ст. 170.1 УК).

6. Особо квалифицированным способом внесения в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений выступает насилие или угроза его применения. Насилием охватывается нанесение побоев, истязания, ограничение свободы, другое физическое воздействие, а также легкий и средней тяжести вред здоровью.

Второй комментарий к Ст. 170.1 УК РФ

1. В статье в двух первых частях и в четвертой части предусмотрено три самостоятельных состава преступления, в ч. 3 — квалифицирующие признаки к составу ч. 2 данной статьи, в ч. 5 — квалифицирующие признаки к составу ч. 4 статьи.

2. Объективная сторона (ч. 1 ст. 170.1 УК) заключается в представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в единый государственный реестр юридических лиц, в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета недостоверных сведений.

Сведения должны содержать заведомо ложные данные, т.е. такие, которые не соответствуют действительности и виновному про это известно.

3. Преступление окончено с момента представления документов с заведомо ложными данными.

4. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Обязательным признаком выступают специальные цели:

1) внесения в единый государственный реестр юридических лиц, в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета недостоверных сведений;

2) иные цели, направленные на приобретение права на чужое имущество. Недостоверные сведения могут касаться учредителей (участников) юридического лица, размеров и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества, зарегистрированных владельцев именных ценных бумаг, количества, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг, обременения ценной бумаги или доли лица, осуществляющего управление ценной бумагой или долей, переходящих в порядке наследования, руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иного лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

5. Субъект — лицо, достигшее возраста 16 лет, в том числе индивидуальный предприниматель, руководитель организации (ч. 1 ст. 170.1 УК).

6. Объективная сторона по ч. 2 ст. 170.1 УК состоит во внесении в реестр владельцев ценных бумаг, в систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета.

Обязательным признаком объективной стороны является способ совершения деяния — неправомерный доступ к реестру владельцев ценных бумаг, к системе депозитарного учета, то есть осуществление доступа лицом, не имеющим права на такой доступ.

7. Преступление считается оконченным с момента внесения в реестр недостоверных данных.

8. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

9. Субъект — любое лицо, достигшее возраста 16 лет (ч. 2 ст. 170.1 УК РФ).

10. В ч. 3 ст. 170.1 УК предусмотрены квалифицирующие признаки к ч. 2 статьи.

11. Объективная сторона состава ч. 4 статьи заключается в следующих формах: 1) во внесении в реестр владельцев ценных бумаг либо в систему депозитарного учета заведомо неполных или недостоверных сведений; 2) в подтверждении от имени организации, осуществляющей учет прав на ценные бумаги, достоверности внесенных в реестр владельцев ценных бумаг либо в систему депозитарного учета сведений, заведомо для подтверждающего лица являющихся неполными или недостоверными.

Все понятия были раскрыты выше.

12. Состав преступления формальный; деяние окончено с момента совершения указанных выше действий.

13. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом и наличием специальных целей — целей сокрытия у клиента организации, осуществляющей учет прав на ценные бумаги, предусмотренных законодательством РФ признаков банкротства кредитной или иной финансовой организации либо оснований для отзыва (аннулирования) лицензии и (или) назначения в организации временной администрации.

14. Субъект преступления — специальный: представители организации, осуществляющей учет прав на ценные бумаги.

15. В ч. 5 статьи установлены квалифицирующие признаки к составу ч. 4, повышающие уголовную ответственность в случаях совершения деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Третий комментарий к статье 170.1 УК РФ

Данная статья введена в УК РФ Федеральным законом от 01.07.2010 N 147-ФЗ в целях борьбы с преступлениями, посягающими на отношения, складывающиеся в сфере правомерного ведения Единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета. В статье фактически ответственность предусматривается за два самостоятельных состава преступления: представление в соответствующие органы документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях приобретения права на чужое имущество (ч. 1), и внесение в реестр владельцев ценных бумаг и систему депозитарного учета заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа в данные информационные системы (ч. ч. 2 и 3).
Диспозиции норм в комментируемой статье носят бланкетный характер, то есть для квалификации подобного рода действий необходимо использовать: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 28.07.2012 N 88-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ); Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 28.07.2012 N 65-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 18.07.2009 N 181-ФЗ); Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 (ред. от 05.05.2012).

В специальной литературе преступления подобного рода именуют рейдерскими захватами. Рейдерство — это незаконный насильственный или ненасильственный (довольно часто — их совокупный) криминальный захват объектов чужой собственности, предприятий и их имущества с целью завладения, который нередко сопровождается совершением обманных действий и причинением собственникам (владельцам) имущества физического и материального вреда (ущерба).

В преступлении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 данной статьи УК, предметом преступления являются документы, представляемые в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги. По ч. 2 предметом следует признать недостоверные сведения о владельцах ценных бумаг и о системе депозитарного учета различных финансовых инструментов.

Состав данных преступлений по конструкции объективной стороны является формальным, то есть считается оконченным с момента осуществления указанных в законе действий: предоставление соответствующих документов в указанные органы (ч. 1) и внесение сведений в реестр или систему депозитарного учета (ч. 2).

Приготовление к основным составам этих преступлений ненаказуемо. Ответственность может наступить только за приготовление к квалифицированному виду преступления, выраженному во внесении в соответствующие документы недостоверных сведений с использованием насилия или угрозы его применения (ч. 3 данной статьи).

Субъективная сторона в преступлении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется такими обязательными признаками, как вина в форме прямого умысла и специальная цель, которая в конечном итоге предполагает незаконное приобретение права на чужое имущество. По ч. ч. 2 и 3 данной статьи презюмируется, что виновный действует с прямым умыслом, но цель не выделена законодателем в качестве обязательного признака. На наш взгляд, действия виновного также направлены на незаконное приобретение права на чужое имущество, о чем необходимо было указать в диспозиции.

Субъектом преступлений по ч. ч. 1 и 2 следует признать физическое лицо, достигшее возраста 16 лет. Если в совершении преступления принимает участие должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, их действия следует квалифицировать по совокупности преступлений.
В целях дифференциации ответственности и индивидуализации наказания необходимо предусмотреть квалифицированные и особо квалифицированные виды подобных преступлений, совершенных в соучастии.

По ч. 3 ответственность усилена за действие, совершенное с применением насилия либо угрозы его применения. Законодатель не уточняет характер насилия. Как представляется авторам, речь идет о насилии, не опасном для жизни или здоровья, поэтому дополнительной квалификации по статьям о преступлениях против личности не требуется.

При насилии, опасном для жизни или здоровья, или при умышленном причинении смерти в процессе совершения преступления ответственность наступает по совокупности (ст. ст. 170.1 и 111 либо 105 УК).

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ВЫЕМКИ ДОКУМЕНТОВ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ВНЕСЕНИЯ ЗАВЕДОМО ЛОЖНЫХ СВЕДЕНИЙ В МЕЖЕВОЙ ПЛАН, ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЛАН, АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ, ПРОЕКТ МЕЖЕВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ЛИБО КАРТУ-ПЛАН ТЕРРИТОРИИ (СТ. 170.2 УК РФ) Текст научной статьи по специальности «Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курбанова Елена Михайловна, Курбанова Мадина Илгаровна

В статье рассматриваются особенности производства выемки документов при расследовании ст. 170.2 Уголовного кодекса российской Федерации. Цель исследования — выявление тактических проблем при подготовке, производстве и фиксации результатов выемки документов при расследовании внесения заведомо ложных сведений в межевой план , технический план , акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту- план территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Курбанова Елена Михайловна, Курбанова Мадина Илгаровна

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ СПЕЦИАЛИСТА В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВНЕСЕНИЕМ ЗАВЕДОМО ЛОЖНЫХ СВЕДЕНИЙ В МЕЖЕВОЙ ПЛАН, ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЛАН, АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ, ПРОЕКТ МЕЖЕВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ЛИБО КАРТУ-ПЛАН ТЕРРИТОРИИ (СТ. 170.2 УК РФ)

Кадастровые работы в отношении земельных участков

Геодезические работы в целях постановки на государственный кадастровый учёт земельного участка в Альметьевском районе Республики Татарстан

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПУТЕМ РАЗДЕЛА И ПРИ УТОЧНЕНИИ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ С ЦЕЛЬЮ ИЗЪЯТИЯ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

АКТУАЛЬНОСТЬ УТОЧНЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ И ПЛОЩАДИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В ЕГРН
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?

Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SEIZURE OF DOCUMENTS DURING THE INVESTIGATION OF THE INTRODUCTION OF DELIBERATELY FALSE INFORMATION IN THE LAND SURVEY PLAN, TECHNICAL PLAN, SURVEY REPORT, LAND SURVEYING PROJECT OR LAND PLOTS OR A MAP-PLAN OF THE TERRITORY (ARTICLE 170.2 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION)

The article examines the features of the seizure of documents during the investigation of Art. 170.2 of the Criminal Code of the Russian Federation. The purpose of the study is to identify tactical problems in the preparation, production and recording of the results of the seizure of documents during the investigation of the introduction of deliberately false information into the land survey plan, technical plan, inspection report, land survey project or land plots or a map-plan of the territory.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ВЫЕМКИ ДОКУМЕНТОВ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ВНЕСЕНИЯ ЗАВЕДОМО ЛОЖНЫХ СВЕДЕНИЙ В МЕЖЕВОЙ ПЛАН, ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЛАН, АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ, ПРОЕКТ МЕЖЕВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ЛИБО КАРТУ-ПЛАН ТЕРРИТОРИИ (СТ. 170.2 УК РФ)»

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ВЫЕМКИ ДОКУМЕНТОВ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ВНЕСЕНИЯ ЗАВЕДОМО ЛОЖНЫХ СВЕДЕНИЙ В МЕЖЕВОЙ ПЛАН, ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЛАН, АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ, ПРОЕКТ МЕЖЕВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ЛИБО КАРТУ-ПЛАН ТЕРРИТОРИИ (СТ. 170.2 УК РФ) КУРБАНОВА Елена Михайловна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой административного и уголовного права ФГБОУ ВО «МГТУ». E-mail: [email protected];

КУРБАНОВА Мадина Илгаровна,

студентка ФГБОУ ВО «ПГУПС». E-mail: [email protected]

Краткая аннотация. В статье рассматриваются особенности производства выемки документов при расследовании ст. 170.2 Уголовного кодекса российской Федерации.

Цель исследования — выявление тактических проблем при подготовке, производстве и фиксации результатов выемки документов при расследовании внесения заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту- план территории.

Abstract. The article examines the features of the seizure of documents during the investigation of Art. 170.2 of the Criminal Code of the Russian Federation.

The purpose of the study is to identify tactical problems in the preparation, production and recording of the results of the seizure of documents during the investigation of the introduction of deliberately false information into the land survey plan, technical plan, inspection report, land survey project or land plots or a map-plan of the territory.

Ключевые слова: выемка, документы, межевой план, технический план, кадастровый инженер, процессуальный аспект выемки, тактика следственных действий.

Keywords: seizure, documents, landline plan, technical plan, cadastral engineer, procedural aspect of seizure, tactics of investigative actions.

Статья 170.2 была введена в Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 228-ФЗ. [1]

Проведя анализ статистических порталов Верховного суда РФ, МВД РФ, Прокуратуры РФ, а так же правоохранительных органов в регионах мы не обнаружили данные по ст. 170.2 УК РФ. Анализ проблем в возбуждении данных уголовных дел, их квалификации, процессе расследования был проведен в работах многих ученых. [2] В своей работе хотелось бы остановиться на возможных проблемах и особенностях производства выемки документов при расследовании ст.

170.2 УК РФ.

Выемка — отдельное следственное действие, состоящее в изъятии конкретно установленных предметов из заранее известного конкретного места. Предметами выемки могут быть: собственно отдельные предметы, документы и образцы для сравнительного исследования. [3]

Остановимся подробнее на описании документов, которые могут быть предметами выемки и имеют значение для процесса расследования. К данным документам относится:

1) межевой план. Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН) о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (ст. 22 ФЗ от 13.07.2015).

2) технический план. Технический план — это документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного ка-

дастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (ст. 24 ФЗ от 13.07.2015).

3) акт обследования. Под актом обследования понимается документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машиноместа в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено (ст. 23 ФЗ от 13.07.2015).

4) проект межевания земельного участка или земельных участков. Проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей. Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.

Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания мо-

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

жет являться любое лицо (ст. 13.1 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

5) карта-план территории. Карта-план территории содержит необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ (ст. 24.1 ФЗ от 13.07.2015).

6) документы, на основании которых были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план территории. [4]

Тактику любого следственного действия можно разделить на этапы: подготовительный, рабочий и заключительный (фиксация и оценка результатов).

Расследование внесения заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту- план территории (ст. 170.2 УК РФ) имеет существенную специфику, заключающуюся в использовании специальных знаний. Учитывая, данное положение, при подготовке к выемке, в следственно-оперативную группу необходимо включить специалиста по кадастрам и землеустройству, для отбора необходимых документов, их предварительного исследования и оказания консультативной помощи участникам следственно-оперативной группы.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии на своем официальном сайте https://rosreestr.gov.ru/ предоставляет сведения из государственного реестра кадастровых инженеров. [5]

Хоть при выемке и известно, какие документы и из какого места подлежат изъятию, она должна быть внезапной. Соответственно, информация о специалисте не подлежит разглашению участниками следственно-оперативной группы, а специалист предупреждается об ответственности за разглашение следственной тайны.

Кроме специалиста — кадастрового инженера, в следственно-оперативную группы включается и специалист — криминалист, который произведет правильное изъятие документов, зафиксирует процесс изъятия и сами документы. Кроме того, возможно возникнет необходимость в отборе и предварительном исследова-

нии изымаемых документов.

При приглашении кадастрового инженера так же следует учитывать и его мобильность, так как при рассмотрении дела в суде, он может быть допрошен в качестве свидетеля.

Одной из особенностей изъятия документов, может быть изъятие документов в электронной форме. Помощью в сборе доказательственной базы по уголовному делу может быть и изъятие электронных черновиков документов и удаленных документов.

Чаще всего, при изъятии электронных документов изъятию подлежат: и сам компьютер (жесткий диск, карта памяти, и флеш-карты), и диски, и мобильные устройства, и файлы из памяти компьютера, и информация о вхождении в телекоммуникационную систему Интернет, и информация с определенных сайтов из сетей Интернета и др.

Необходимым условием при изъятии электронных носителей информации является участие специалиста. Специалист, с учетом технической сложности выемки документов в электронной форме, сможет в полной мере собрать информацию, обеспечить ее правильное хранение, следственного действия. В связи с этим можно предположить, что обязательность участия специалиста связана с рядом процедурных моментов копирования, обнаружения, осмотра и выемки информации, как с конкретного компьютера, так и с сайтов сети Интернет. [6] По окончанию выемки составляется протокол данного следственного действия. В протоколе выемки, кроме общей обязательной информации, указывается: материал документа, его реквизиты, способ исполнения, цвет красителя, начальная и конечная фраза текста; место расположения документов или компьютерной техники; причины принудительного изъятия документов, использованные технические средства (освещения, идентификации, фиксации и др.). Дополнительными средствами фиксации при выемки документов при расследовании внесения заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту- план территории (ст.

170.2 УК РФ) могут быть: фотографии, видеозапись, планы, схемы.

При производстве выемки документов (межевого плана, технического плана, акта обследования, проекта межевания земельного участка или земельных участков либо карты-плана территории) специальные познания кадастрового инженера могут понадобиться и при подготовке к данному следственному действию и при его производстве и на стадии фиксации результатов выемки.

1. Российская федерация. Уголовный кодекс Российской Федерации: [федер. Закон от 13.06.1996 г. № 63-Ф3: принят Гос. Думой 13 июня 1996 г.: // ред. от 31.07.2020] // Инф. — правовая система.

Конс. Плюс.

2. Бунин О. Об уголовной безответственности кадастрового инженера//https://zakon.ru/blog/2019/9/29/ob_ugolovnoj_bezotvetstvennosti_kadastrovogo_inzhenera (дата обращения 30.09.2020); Дворцов В.Е., Казанчев И.Т. — Кадастровый инженер как специальный субъект преступления против порядка осуществления кадастровой деятельности. // Полицейская и следственная деятельность. — 2017. — № 4. — С. 34 — 39. DOI: 10.25136/2409-7810.2017.4.24268 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24268: (дата обращения 30.09.2020); Кучеров А. В. Проблемы квалификации и соотношения со смежными составами преступления статьи 170.2 УК РФ «Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории» //Право и государство: теория и практика, 2019, 8 (176). Стр-99-101. и др.

3. Девяткина Елена Михайловна. Производство обыска и выемки органами дознания Государственного таможенного комитета России: Дис. . канд. юрид. наук: 12.00.09: Москва, 1999 152 с.// http://www.dslib.net/kriminal-process/proizvodstvo-obyska-i-vyemki-organami-doznanija-gosudarstvennogo-tamozhennogo.html (дата обращения 30.09.2020 г.)

4. Уголовный кодекс Российской Федерации. Последняя действующая редакция с Комментариями // http://www.ugolkod.ru/statya-170-2(дата обращения 30.09.2020 г.)

5. Письмо Минэкономразвития России от 17.01.2011 г. № 306-ИМ/Д23 «О проведении аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам» // Консультант Плюс. 13. Письма Минэкономразвития России от 04.03.2011 г. № Д23-884 и от 27.04.2011 г. № Д23-1751. // Консультант Плюс. 14.

Письмо Минэкономразвития России от 09.09.2016 г. № Д23и-4298. Вопрос: О требованиях к кадастровым инженерам с 01.07.2016 г. // Консультант Плюс. 15.

Приказ Минэкономразвития России от 29.06.2016 г. № 413 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования, необходимых для осуществления кадастровой деятельности» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2016 г. № 42923) // Консультант Плюс.

admin
Оцените автора
Ракульское