Продолжительность трудовой недели преподавателя

Автор: Мухин С.Р., эксперт журнала Журнал «Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение» № 7/2020 Правомерно ли утверждение о том, что в соответствии с ТК РФ продолжительность рабочего времени педагога при учебной нагрузке, например, 18 часов или 22 часа в неделю должна составлять 36 часов в неделю и в течение учебного года, и во время работы в каникулы, установленные для обучающихся?Соответствующие разъяснения по данному вопросу приведены в Письме Минпросвещения РФ № ВБ-1107/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 235 от 22.05.2020 (далее – Письмо № ВБ-1107/08 / 235). В нем чиновники ведомства отметили следующее.

Предусмотренное ч. 1 ст. 333 ТК РФ положение о том, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени педагога не более 36 часов в неделю, к учителям школ, а также к некоторым другим категориям педагогических работников не применяется. Основанием для такого утверждения является ч. 3 ст. 333 ТК РФ. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда все вопросы, связанные с конкретизацией продолжительности рабочего времени либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, с порядком определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основаниями ее изменения, а также случаями установления верхнего предела учебной нагрузки, определяются Минобрнауки.

С учетом наличия более 30 наименований должностей педагогических работников продолжительность их рабочего времени либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы дифференцируются в зависимости от должности в диапазоне от 18 до 36 часов в неделю (18, 20, 24, 25, 30, 36 часов). В настоящее время такие вопросы урегулированы Приказом Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – Приказ № 1601). При этом согласно п. 2.8 приложения 1 к Приказу № 1601 для учителей норма 18 часов в неделю является нормируемой частью их педагогической работы. При увеличении объема учебной нагрузки нормируемая часть рабочего времени увеличивается, а при уменьшении – уменьшается.

Почитать  Статья 408 ГПК РФ. Признание документов, выданных, составленных или удостоверенных компетентными органами иностранных государств

Выполнение учителями другой части педагогической работы, предусмотренной квалификационной характеристикой (подготовка к занятиям, работа с родителями, участие в методической работе, в работе педагогических советов и т. п.), какими‑либо нормами времени не регулируется, что предусмотрено Приказом Минобрнауки РФ от 11.05.2016 № 536 (далее – Приказ № 536). Эта ненормируемая часть педагогической работы также учитывается при регулировании рабочего времени учителей и других педагогических работников в различные периоды деятельности. Пунктом 2.4 Приказа № 536 установлено, что в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), являющиеся свободными для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ, осуществляемых за дополнительную оплату, обязательное присутствие этих работников в организации не требуется.

Особенности регулирования рабочего времени учителей и других педагогических работников в каникулярный период, предусмотренный для обучающихся, и в периоды отмены учебных занятий по различным обстоятельствам закреплены в разд. IV и VI Приказа № 536, при этом установление для учителей либо перевод их на 36‑часовую рабочую неделю этими разделами не предусмотрены. Если к учителям не применяется понятие продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю, то как объяснить, что на самом деле фактически рабочее время педагога, отдельных учителей значительно превышает 36 часов в неделю?Как уже было отмечено выше, режим рабочего времени учителей имеет особенности, которые регулируются Приказом № 536.

Особенности рабочего времени учителей состоят в том, что, с одной стороны, к учителям не применяется понятие продолжительности рабочего времени, соответствующей 36 часам в неделю, в течение которого руководители неправомерно иногда обязывают находиться в образовательной организации даже при 18‑часовой учебной нагрузке. Как отмечают чиновники Минпросвещения в Письме № ВБ-1107/08 / 235, рабочее время учителя состоит:

  • из нормируемой его части в виде фактического объема учебной нагрузки;
  • из части рабочего времени по выполнению иных видов работ, входящих в должностные обязанности учителей согласно квалификационной характеристике, которое по времени не конкретизировано;
  • из дополнительной работы за дополнительную оплату, выполнение которой по времени также не конкретизировано.
Почитать  Статья 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем

Нормируемая часть педагогической работы учителей в силу п. 2.2 приложения к Приказу № 536 определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между занятиями, установленные для обучающихся, в том числе «динамическую паузу» (большую перемену) для обучающихся I класса. Выполнение учителем учебной нагрузки сверх 18‑часовой нормы с их письменного согласия, естественно, увеличивает нормируемую часть его рабочего времени.

Другая часть педагогической работы учителя, требующая затрат рабочего времени, но не конкретизированная по количеству часов, регулируется п. 2.3 приложения к Приказу № 536.

К другой части педагогической работы учителя, выполнение которой увеличивает рабочее время учителя, но не всегда связано с ежедневным, еженедельным его увеличением, относятся:

  • выполнение должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой (подготовка к занятиям, участие в разработке рабочих программ предметов с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ; ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме; работа с родителями; участие в работе педагогических и методических советов; кратковременные дежурства в образовательном учреждении);
  • выполнение дополнительной работы за дополнительную оплату (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

В соответствии с п. 2.4 приложения к Приказу № 536 не требуется обязательное присутствие в образовательной организации учителей в часы, дни недели (в периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные:

  • от проведения занятий по расписанию;
  • от выполнения непосредственно в организации иных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками, содержащихся в трудовых договорах, регулируемых графиками и планами работ;
  • от выполнения дополнительных возложенных обязанностей за дополнительную оплату.

Таким образом, требование руководителя образовательной организации о ежедневном нахождении в ней учителя в часы, свободные от выполнения указанных выше обязанностей, регулируемого особым образом, в том числе самим учителем, является неправомерным.

Должен ли педагог находиться в организации 36 часов в неделю

В связи с приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» посетители блога в своих комментариях обращают внимание на тот факт, что руководители образовательных организаций заставляют педагогических работников находиться в организации 36 часов в неделю. Информируем, что на сайте «Учительской газеты» по ссылке http://www.ug.ru/archive/62612 размещен Комментарий с подробными разъяснениями по данному вопросу под заголовком «Директор, заставляющий учителя отсиживать 36 часов в неделю в школе, должен понять, что это противозаконно».

Поводом по подготовке Комментария послужило письмо, поступившее в адрес МГО профсоюза, в котором учителя просят разъяснить им особенности продолжительности рабочего времени педагогических работников.

Разъяснения в Комментарии дают заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Павел Сергоманов и директор АНО ЦПП «Профзащита», кандидат политических наук Сергей Кандриков.

В комментарии обращаеся внимание, что в соответствии с приказом Минобрнауки от 27.03. 2006 г. №69 рабочее время делится на нормированную (преподавательскую) и ненормированную (воспитательскую, иную педагогическую) работу (п. 2.1).

В частности, Павел Сергоманов поясняет:

— Согласно пункту 2.2 Положения приказа №69 рабочее время учителей может быть конкретизировано по времени (то есть в часах, в минутах) только в части проводимых уроков и других учебных занятий, не превышающих 45 минут, коротких перерывов (перемен), а также согласно пункту 2.3 в части периодических кратковременных дежурств в образовательной организации в период образовательного процесса, к которым педагогических работников привлекают в дни проведения ими уроков и учебных занятий не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия.

— Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п. (пункт 2.4 Положения приказа №69).

— Оснований для нормирования локальными актами образовательных организаций в часах (минутах) времени выполнения иных обязанностей учителей нет, в связи с этим подобные действия работодателей не могут быть признаны правомерными.

— В случаях нарушения порядка регулирования рабочего времени педагогические работники, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, вправе для защиты своих социально-трудовых прав и интересов обращаться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в федеральную инспекцию труда.

Сергей Кандриков отмечает, что «если для учителя установлена норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю, а продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, то отработка нормы преподавательской работы не предоставляет педагогу права прекратить работу. В рабочее время, оставшееся после отработки нормы преподавательской работы, учитель должен выполнять иную педагогическую работу в соответствии с локальными актами организации, должностной инструкцией, трудовым договором. Однако если время выполнения иных обязанностей не регламентировано, то педагог вправе самостоятельно планировать свое рабочее время для выполнения мероприятий согласно личному плану, самоподготовки, повышения квалификации и выполнения иной педагогической работы.

Если выполнение такой работы возможно вне места работы педагога, он вправе также покинуть свое рабочее место».
МГО профсоюза и АНО «Профзащита» предлагают школам прописать особенности режима рабочего времени в ПВТР и непосредственно в трудовых договорах с педагогическими работниками. Например, в трудовом договоре с учителем может быть прописано так:

«Рабочее время работника состоит из нормируемой его части, включающей проводимые уроки (учебные занятия) и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, и ненормируемой части рабочего времени, не имеющего четких границ, и определяется учебным расписанием, планами и графиками, а также должностными обязанностями, предусмотренными уставом образовательной организации и правилами внутреннего трудового распорядка образовательной организации, настоящим трудовым договором и должностной инструкцией».

«Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность), свободные для работника от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п. и может находиться вне образовательной организации».

Источник: УГ Москва», №45 от 10 ноября 2015 года

Нормативные документы и материалы к вопросу о рабочем времени педработников

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 47;

Трудовой кодекс РФ ст. 333;

Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;

приказ Минобрнауки России от 27 марта 2006 года №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»;

приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;

Комментарий к нормативным правовым актам, регулирующим продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения случаи установления верхнего предела учебной нагрузки, а также особенности режима их рабочего времени, подготовленный ЦС профсоюза работников народного образования и науки РФ, 2015 г.

18 thoughts on “ Должен ли педагог находиться в организации 36 часов в неделю ”

учитель:

Как так получается, нормированная часть рабочего времени-уроки оплачиваются(ставка 18 часов), а ненормированная часть-иная пед. Работа, которую администрация навяжет тебе и будет составлят, возможно, 36 часов в неделю, не оплачивается. Это справедливо?

eduinspector:

Добрый день, учитель! Как сказано в п.1 примечания к Приложению 1 к приказу Министерства образования
и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601, в зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
В соответствиис Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «11» мая 2016 г. № 536 режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников организации устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, настоящими Особенностями с учётом в том числе объёма фактической учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников, определяемого в соответствии с приказом № 1601; времени, необходимого для выполнения входящих в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой ими должности иных предусмотренных квалификационными характеристиками должностных обязанностей, в том числе воспитательной работы, индивидуальной работы с обучающимися, научной, творческой и исследовательской работы, а также другой педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методической, подготовительной, организационной, диагностической, работы по ведению мониторинга, работы, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися; времени, необходимого для выполнения педагогическими работниками и иными работниками дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора.
Согласно п. 2.4 Особенностей в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется. При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.
В Комментарии Общероссийского Профсоюза образования к упомянутым приказам отмечено, что «понятие «продолжительность рабочего времени не более 36 часов» не означает, что ко всем педагогическим работникам применяется такая единая для всех педагогических работников продолжительность рабочего, как в ряде случаев неправомерно пытаются это утверждать, особенно в отношении педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющие 18, 20, 24, 25 или 30 часов в неделю (720 часов в год)».
Должностные обязанности педработников определяются в соответствии с квалификационными характеристиками, утвержденными приказом Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н.
Как видим, возможности администрации ограничены нормативными документами и локальными актами организации, в которой не карманными являются коллегиальные органы управления да и сами работники.

Лариса:

На основании чего учитель — логопед может работать 36 час, если в организации по уставу нет образовательной деятельности (учреждение дополнительного профессионального образования) и какова его продолжительность отпуска

eduinspector:

Добрый день, Лариса! В какой же организации вы работаете? Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» организация дополнительного профессионального образования — это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам. Как вы пишите, ваша организация образовательной деятельностью не занимается.

А раз так, вы не можете относиться ни к педработникам,ни к профессорско-преподавательскому составу и иметь сокращенную рабочую неделю и удлиненный отпуск.

Здравствуйте, я преподаватель колледжа. У меня почасовая оплата, закрепленная в табеле, (по часам выходит 36 часов в неделю). Работодатель обязывает нас выходить на работу в каникулярное время, законно ли это?. Если объем нагрузки 1399 часов я вырабатываю в учебное время. Получается, что мы должны выходить на работу в свое свободное время?

И как быть преподавателю, если у него учебная нагрузка 8 часов в неделю (например в понедельник 4 часа и в среду 4 часа)? Он должен быть на работе каждый день?

eduinspector:

Добрый день, Ольга! Для официального ответа советуем обратиться на горячую линию по вопросам оплаты труда Минобрнауки РФ. 00 до 18.00 по рабочим дням) либо на сайт Общероссийского Профсоюза образования.

Варвара:

Здравствуйте, поясните пожалуйста: я учитель-логопед в детском саду, сколько часов в неделю мое рабочее время, я считаю 20 часов, руководитель считает, что 36, кто прав?

eduinspector:

Добрый день, Варвара! В соответствии с Приложением 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 учителям-логопедам устанавливается норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников регулируется положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от «11» мая 2016 г.№ 536.

В комментарии Общероссийского Профсоюза образования к этим приказам сказано, что понятие «продолжительность рабочего времени не более 36 часов» не означает, что ко всем педагогическим работникам применяется такая единая для всех педагогических работников продолжительность рабочего, как в ряде случаев неправомерно пытаются это утверждать, особенно в отношении педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющие 18, 20, 24, 25 или 30 часов в неделю (720 часов в год).
Следует учесть, что для всех педагогических работников, для которых нормы часов за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2.3-2.7 приложения 1 к приказу № 1601, нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы одновременно являются и их рабочим временем, если фактический объем педагогической работы работников соответствует установленным нормам часов за ставку заработной платы.
При увеличении или уменьшении у педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3-2.7 приложения 1 к приказу № 1601, объема педагогической работы против норм часов за ставку заработной платы, установленных этими пунктами, продолжительность их рабочего времени (как и размер заработной платы) увеличивается или уменьшается.
Для официального ответа советуем обратиться на сайт Общероссийского Профсоюза образования.

Учитель. Анжела:

Здравствуйте. Помогите. Посоветуйте, пожалуйста. Всё здесь написано правильно. Но, если директор пишет приказ о переходе на пятидневку и при этом сообщает ,что коллектив работает до 16.00 каждый день.

Методических нет. У большинства учителей 18 ч. и кроме нагрузки ничего нет. Да ещё есть, у которых дети до 15 лет учатся в школе. При этом всё вами написано ему не важно…..он прописывает всё во внутренний распорядок работы школы,например, или ещё где своими локальными актами и приказами.

При этом при не выполнение следуют угрозы в устной форме. Далее нас обязуют работать дома бесплатно с электронными журналами. Ведь в школе один компьютер, а нас 13. Вообще оснащение старое, сельская школа. И ещё ряд вопросов.

Можно лично через эл. почту.

eduinspector:

Добрый день, Учитель. Анжела! Что это у вас за Держиморда такой? Нормативные правовые документы требуют исполнения.

Если вы хотите избавиться от этого беспредела, обращайтесь в Госинспекцию труда, прокуратуру, региональный орган управления образованием, на сайт Общероссийского Профсоюза образования. найдите себе единомышленников.

Анжела:

Добрый день. Можно ли с Вами пообщаться по данным вопросам лично, через эл. почту, например? Я даже боюсь здесь писать.

Продолжительность трудовой недели преподавателя

Работа педагога имеет свою специфику, она заключается в проведении учебных занятий по расписанию, а потому режим работы педагогического работника отличается от режима работы других сотрудников образовательного учреждения.

Основные нормативно-правовые акты, которые следует изучить для понимания этой темы: ст. 333 Трудового кодекса РФ, Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601, Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536.

В статье 333 Трудового кодекса РФ закреплено общее правило о том, что всем педагогическим работникам устанавливается сокращенное рабочее время – не более 36 часов в неделю. В этой же статье сказано, что на основании актов профильного министерства по некоторым должностям педагогических работников может быть установлена иная максимальная продолжительность рабочего времени, а также установлены нормы часов педагогической работы за ставку зарплаты.

Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601имеет два приложения. В Приложении № 1 установлены продолжительность рабочего времени и норма часов педагогической работы за ставку заработной платы по конкретным должностям педагогических работников. В Приложении № 2 установлен порядок определения учебной нагрузки.

Так, к примеру, в п. 2.2 Приложения № 1 сказано, что старшим воспитателям, за исключением тех, что указаны в пункте 2.1 Приложения № 1, устанавливается продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю. Это означает, что работники, занимающие эту должность, не могут привлекаться к работе за пределами установленной им нормы – 30 часов в неделю, без оплаты им работы сверх этой нормы как сверхурочной работы.

По другим должностям педагогических работников устанавливается «норма часов педагогической работы за ставку зарплаты».

К примеру, в силу пункта 2.8.1 Приложения № 1 норма часов педагогической работы за ставку зарплаты для учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, составляет 18 часов в неделю. Это означает, что если учитель ведет по 18 часов учебных занятий в неделю, то он вправе претендовать на получение оклада, установленного по его должности, в полном объеме.

Однако из норм Приказа № 1601 не следует того, что:

1. учителю не может быть установлена учебная нагрузка, превышающая 18 часов в неделю (с соответствующей оплатой, пропорционально установленному окладу);

2. учитель не может быть привлечен к иной работе, в пределах установленной ему максимальной продолжительности рабочего времени, которая, как уже было сказано, составляет 36 часов в неделю.

О том, чем может быть занят педагог помимо «ведения учебных занятий за ставку зарплаты» сказано в «Особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденных Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 (далее – Особенности).

В разделе II Особенностей говорится о том, что рабочее время педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, имеет три составляющих:

1. Нормируемая часть (ведение учебных занятий по расписанию, включая короткие перерывы между занятиями, т.е. перемены).

2. Ненормируемая часть, вытекающая из должностных обязанностей (подготовка к урокам, ведение журналов, участие в педсоветах, методических советах, родительских собраниях и т.п. Полный перечень см. в п. 2.3 Особенностей).

3. Работа, выполняемая за дополнительную оплату на основании трудового договора или соглашения к нему. Виды этой работы перечислены в абзаце 7 п. 2.3 Особенностей: классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты.

Если с нормируемой частью работы педагога и работой, выполняемой за дополнительную плату, особых проблем не возникает, то по поводу ненормируемой по времени части работы между педагогом и администрацией нередко случаются конфликты.

Первый вопрос, который возникает у многих педагогов: существует ли какие-либо нормы соотношения нормируемой и ненормируемой частей рабочего времени, то есть должен ли работодатель в обязательном порядке отводить какое-либо время на ту же подготовку педагога к учебным занятиям?

К сожалению, в Особенностях однозначного ответа на этот вопрос не дано. На практике встречаются случаи, когда работодатель устанавливает педагогам учебную нагрузку в объеме 36 часов в неделю. На наш взгляд, это некорректно. При ведении учебных занятий в любом случае предполагается, что педагог тратит время на подготовку к ним, ведет другую работу, вытекающую из обязанностей педагога, а занимая все допустимое по закону рабочее время ведением уроков работодатель не оставляет времени для подготовки к ним.

Однако пока данная позиция не нашла отражения ни в судебной практике, ни в административной практике контролирующих органов.

Другой вопрос, который часто волнует педагогов: может ли директор образовательного учреждения заставить учителя «высиживать» 36 часов в неделю в школе, если объем педагогической учебной нагрузки учителя меньше 36 часов?

В этой связи необходимо отметить, что в силу п. 2.3 Особенностей педагог самостоятельно определяет, когда он ведет подготовку к учебным занятиям и разрабатывает учебные программы, однако другие виды дополнительной работы могут также регламентироваться: правилами внутреннего трудового распорядка, локальными актами, планами и графиками образовательной организации (см. пункт 2.3 Особенностей).

К примеру, работодатель может потребовать от педагога принять участие в педагогическом совете, проходящем в школе, однако проведение этого педагогического совета должно быть предусмотрено планом или графиком организации, либо другими внутренними документами, как это следует из содержания абзаца 5 пункта 2.3 Особенностей.

В соответствии с Особенностями педагог должен присутствовать в образовательном учреждении в период ведения учебных занятий либо в период осуществления иных обязанностей, перечень которых дан в пункте 2.3 Особенностей и которые должны быть предусмотрены указанными в пункте 2.3 Особенностей внутренними документами.

При этом мы считаем, что в иных случаях педагог может покинуть образовательное учреждение, а приказы «о необходимости находиться в школе во время работы учреждения» без привязки к исполнению каких-либо конкретных обязанностей незаконны и не подлежат применению.

Однако отметим, что по этому вопросу не сложилось однозначной судебной практики, в связи с чем мы рекомендуем оспаривать подобные приказы руководства в судебном порядке, не покидая территорию образовательного учреждения.

Единственное, что четко закреплено в пункте 2.4 Особенностей – это правило о том, что в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется. Но, к сожалению, в этом пункте идет речь только о днях недели, полностью свободных от учебных занятий, и напрямую не говорится о праве педагога уйти из школы после проведения уроков в те дни, когда уроки по расписанию есть.

Что нужно знать об изменении учебной нагрузки?

Обычно изменение учебной нагрузки происходит после окончания учебного года, и эта процедура также вызывает много вопросов со стороны педагогов.
Необходимо сказать, что Порядок изменения учебной нагрузки предусмотрен Приложением № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 (далее – Порядок).

В пунктах 1.5, 1.6 Порядка установлен запрет на изменение в сторону уменьшения учебной нагрузки, установленной педагогу (без его согласия) – как в течение учебного года, так и на начало нового учебного года.

Однако в этих же пунктах содержится оговорка о том, что это правило не распространяется на случаи снижения объема учебной нагрузки педагогических работников, перечисленные в пункте 2.8.1 Приложения № 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601: если снижение нагрузки связано с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).
Поскольку в пункте 2.8.1 Приложения № 1 к названному Приказу перечислены практически все педагогические работники, которых снижение учебной нагрузки может коснуться (учителя, педагоги дополнительного образования и др.), можно сделать вывод о том, что работодателям дали право на снижение объема учебной нагрузки педагогов при наличии обстоятельств, предусмотренных Порядком.

В случае снижения объема учебной нагрузки работодатель должен:

1. соблюсти процедуру ее изменения;

2. иметь доказательства наличия причин снижения учебной нагрузки, указанных в пунктах 1.5 и 1.6 Порядка.

Поскольку в силу прямого указания в Порядке количество часов учебной нагрузки педагога является одним из условий трудового договора, при изменении нагрузки в одностороннем порядке должны также соблюдаться нормы статьи 74 Трудового кодекса РФ, в которых установлена процедура изменения условий трудового договора по инициативе работодателя.

Таким образом, работодатель должен в письменной форме уведомить вас об изменении учебной нагрузки не позднее, чем за два месяца до изменений (п. 1.8 Порядка, ч. 2 ст. 74 ТК РФ), назвать в уведомлении конкретные причины, которые послужили основанием для изменения учебной нагрузки (п. 1.8 Порядка, ч. 2 ст.

74 ТК РФ).

В случае вашего отказа работать в новых условиях работодатель должен предложить вам вакантные должности, соответствующие вашей квалификации (ч. 3 ст. 74 ТК РФ), а при отсутствии таких должностей или вашем несогласии их занять уволить вас по истечении срока уведомления с выплатой выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка (ч.

4 ст. 74 ТК РФ, ч. 2 ст. 178 ТК РФ).

При этом учебная нагрузка может быть изменена по соглашению сторон, оформленному в письменной форме, без проведения всей этой процедуры (п. 1.8 Порядка). В течение всего срока предупреждения о предстоящем изменении учебной нагрузки работодатель обязан обеспечить вас работой на прежних условиях, то есть ваша нагрузка не изменяется сразу же после получения уведомления и соответствующие изменения вступают в силу не ранее окончания двухмесячного срока, установленного Порядком.

Поскольку законодательством не предусмотрено иного, уведомление об изменении учебной нагрузки может быть вручено работнику и в период его пребывания в отпуске или на больничном.

В случае если работодатель нарушил процедуру изменения учебной нагрузки или не имел оснований, предусмотренных Порядком, для ее изменения, то педагог, уволенный в связи с отказом от работы в новых условиях, в течение одного месяца со дня увольнения может оспорить незаконное увольнение в суде.

Положительная для педагогов практика по этому вопросу имеет место. Так, к примеру, Люблинский районный суд г. Москвы в решении от 12.07.2017 по делу № 02-3021/2017 указал, что поскольку у работодателя не имелось предусмотренных Порядком оснований для уменьшения учебной нагрузки, а именно: уменьшения количества часов по учебным планам, учебным графикам либо сокращения количества обучающихся, занимающихся, групп, либо сокращения количества классов (классов-комплектов), то действия работодателя по изменению нагрузки учителя являлись незаконными. При этом суд отметил, что перевод завуча в учителя с «передачей» ей части часов другого учителя не может являться законным основанием для изменения учебной нагрузки, поскольку такой причины изменения не названо в Порядке.

Решение было поддержано Мосгорсудом.

Материал подготовлен в рамках проекта «Трудовые права для всех»: информирование и юридическая поддержка для работников, экспертиза для защиты трудовых прав». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Материалы по теме:

  • Права профсоюзов на получение информации
  • Выходной в субботу: разъяснения юриста профсоюза
  • Частная школа «Интеграция XXI век» нарушает трудовые права работников
  • В школе №1018 Москвы создана первичная организация профсоюза «Учитель»
  • Владимир Кочеулов продолжает отстаивать свои права в суде
  • Минпросвещения подтверждает право педагогов на сохранение квалификационных категорий
  • Профсоюз «Учитель» требует ввести ковидные выплаты!
  • Педагоги АУГСГиП требуют сохранить специальность «Издательское дело»
  • Учителя школы №294 Санкт-Петербурга возмущены систематической подделкой документов администрацией
  • Учитель петербургской школы №294 получила учебную нагрузку
  • Все новости

Сколько должен работать учитель?

Сколько часов должен работать педагог в образовательном учреждении? На этот вопрос существует два ответа. Первым (правильным) ответом является установленный временной норматив для педагогических работников согласно Трудовому кодексу Российской Федерации.

Вторым (реальным) оказывается действительное положение дел в той или иной школе.

04 марта 2019
Поделитесь в соц.сетях

Единственно верной является продолжительность рабочих часов, определённая Законом РФ. На Закон мы и будем опираться.

Итак, Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) п. 1 ст. 333 утверждает, что « для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю ». Также немаловажной является следующая часть этой же статьи: « в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти ».

Продолжительность рабочего времени для педагогов

Далее возьмём другой документ — Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Приказ Минобрнауки России № 1601 определяет конкретную продолжительность рабочего времени для разных категорий преподавательского состава. Так, например, вышеуказанные 36 рабочих часов в неделю (максимум) устанавливаются:

  • педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу;
  • старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
  • педагогам-психологам;
  • социальным педагогам;
  • педагогам-организаторам;
  • мастерам производственного обучения;
  • старшим вожатым;
  • инструкторам по труду;
  • педагогам-библиотекарям;
  • методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
  • руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
  • преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;
  • инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Отдельные пункты посвящены педагогическим работникам с продолжительностью в восемнадцать, двадцать, двадцать четыре и тридцать рабочих часов.

Любая работа свыше положенных тридцати шести часов является сверхурочной и осуществляется в рамках внутреннего совместительства (регулярная работа в свободное от своей основной работы время в одной и той же организации) — ст. 282 ТК РФ. Соответственно, педагогическим работникам, работающим более 36 часов, следует подписать необходимые документы о совместительстве, согласии на сверхурочную нагрузку и т.д.

Что ещё почитать?
Должен ли классный руководитель посещать квартиры учеников?
Что ждёт в будущем школьное образование?

Создание персонального сайта учителя
Невыполнение учебной программы — нарушение закона?

Оформление документов для работы по внутреннему совместительству

Для оформления документов по внутреннему совместительству, чаще всего, не требуется подавать дополнительные документы, так как у работодателя уже есть все необходимые сведения о работнике. Дополнительные документы подаются педагогом лишь в том случае, когда преподаватель должен обладать особыми знаниями (другими, отличающимися от знаний и умений его основной деятельности в учреждении) для выполнения работы по внутреннему совместительству. В этом случае учитель должен предоставить документ об образовании, отражающем должную квалификацию.

Тем не менее, Трудовой кодекс РФ (ст. 282) обязывает составлять отдельный трудовой договор с указанием на конкретную работу по совместительству. Кроме основного документа, например срочного трудового договора, работодателем должен быть издан указ о приёме педагога на работу — ст.

68 ТК РФ.

Продолжительность работы по совместительству также определяется Трудовым кодексом РФ. Так, часть 1 статьи 284 утверждает, что « продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену).

В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников ». Соответственно, необходимо отслеживать продолжительность работы как основной, так и по совместительству.

Работа по внутреннему совместительству записывается в трудовую книжку по желанию работника на основании документа, подтверждающего эту самую работу (ч. 5 ст. 66 ТК РФ).

Таким образом, в зависимости от своей должности и специальности педагогический работник может определить собственную норму педагогической работы в часах согласно Трудовому кодексу Российской Федерации. Если же преподаватель по личному желанию (или настоятельным рекомендациям со стороны администрации учреждения) перерабатывает, то ему следует заключить дополнительный договор о работе по внутреннему совместительству.

А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя

Книга написана в соавторстве. Тодд Уайтекер — профессор образовательной подготовки в Университете штата Индиана, США. Автор ряда бестселлеров для учителей. Аннетт Бре — популярный американский автор, консультант и оратор.

В своей книге эти известные эксперты в области образования предлагают уникальную программу повышения преподавательского мастерства: 40 эффективных методик, которые помогут радикально изменить картину успеваемости учеников в лучшую сторону!

admin
Оцените автора
Ракульское