За чей счет оплачивается ремонт крыши дома

Кто обязан ремонтировать крышу в многоквартирном жилом доме, если последний находится в непосредственном управлении собственников помещений в данном доме?

Поделиться

При выборе непосредственного способа управления собственники отказываются от осуществления на профессиональной основе стороннего управления и, соответственно, берут на себя решение множества вопросов, возникающих в связи с управлением домом. Исключение необходимости заключения договора управления следует и из положений ч.8 ст.155 ЖК РФ, согласно которым собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Как указано в п.2.1 ч.2 ст.161 ЖК РФ, при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами.

Согласно ст.189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по собственной инициативе.

Не менее чем за шесть месяцев до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.

Почитать  Заключение срочного трудового договора

В соответствии с п.4.6.1.22 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170, нахождение на крыше лиц, не имеющих отношения к технической эксплуатации и ремонту здания, запрещено.

Таким образом, при непосредственном управлении многоквартирного дома бремя по заключению договоров на ремонт кровельного покрытия ложится только на собственников помещений данного дома, а ремонт кровельного покрытия – на организацию, с которой собственниками заключен соответствующий договор.

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Ульяновской области

Прокуратура Ульяновской области

Дата публикации:

16 июня 2020, 12:30

Кто обязан ремонтировать крышу в многоквартирном жилом доме, если последний находится в непосредственном управлении собственников помещений в данном доме?

При выборе непосредственного способа управления собственники отказываются от осуществления на профессиональной основе стороннего управления и, соответственно, берут на себя решение множества вопросов, возникающих в связи с управлением домом. Исключение необходимости заключения договора управления следует и из положений ч.8 ст.155 ЖК РФ, согласно которым собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Как указано в п.2.1 ч.2 ст.161 ЖК РФ, при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами.

Согласно ст.189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по собственной инициативе.

Не менее чем за шесть месяцев до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.

В соответствии с п.4.6.1.22 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170, нахождение на крыше лиц, не имеющих отношения к технической эксплуатации и ремонту здания, запрещено.

Таким образом, при непосредственном управлении многоквартирного дома бремя по заключению договоров на ремонт кровельного покрытия ложится только на собственников помещений данного дома, а ремонт кровельного покрытия – на организацию, с которой собственниками заключен соответствующий договор.

ВС РФ: ущерб от протечек кровли многоквартирного дома должна возмещать управляющая компания

Если квартира и ее обстановка пострадали из-за протечки кровли, – то ущерб возмещает управляющая МКД организация, причем даже если кровля требует капитального ремонта, а решение о нем собственники помещений в МКД так и не приняли. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая спор между «затопленным» жителем и УК МКД (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 20 ноября 2018 г. № 48-КГ18-22).

Хозяин квартиры с верхнего этажа еще и до инцидента жаловался на мокрый потолок, но однажды в оттепель капель превратилась в настоящий дождь. Оказалось, что во время холодов на крыше осталась наледь – ведь убирать её с рулонной кровли нельзя (п. 11.4 Свода правил СП 255.1325800.2016 «Здания и сооружения.

Правила эксплуатации. Основные положения»), это опасно для самой кровли. Ну а как солнышко пригрело, – она и растаяла, заодно попортив интерьер низ лежащей квартиры на 25 с лишним тысяч рублей.

Управляющая компания категорически отказалась компенсировать потерпевшему жителю стоимость ремонта: специальная комиссия (ее выводы потом подтвердила судебная экспертиза) установила, что протечка кровли обусловлена ее совершенно негодным состоянием. Настолько негодным, что текущий ремонт кровли тут был бы бессилен, а требуется – капитальный, с полной заменой кровельного материала и утеплителя. Общее собрание собственников помещений МКД (далее также ОСС) не высказывалось за проведение капитального ремонта и не давало на него денег, а значит УК никому ничего не должна – ни проводить капремонт за свой счет, ни возмещать ущерб от талых вод.

Позиции судов разделились:

  • районный – поддержал владельца мокрой квартиры (УК не доказала, что выполнила минимальный перечень работ и услуг для надлежащего содержания ОИ МКД, и что половодье вызвано именно капитальными огрехами, а также УК обязана была заняться хотя бы текущим ремонтом),
  • а областной, наоборот, поддержал УК (протечка из-за отсутствия капремонта крыши, который УК по собственному почину проводить не должна, а жители МКД – которым УК говорила о дырявой крыше – на её капремонт не отважились).

Однако Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ вновь поддержала жертву водных процедур:

  • крыша есть часть общего имущества МКД, которое должно содержаться так, чтобы МКД был надежен и безопасен, в том числе безопасен для жизни и здоровья граждан и сохранности их имущества (подп. «а» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (далее – Правила);
  • причем содержание общего имущества включает в себя его осмотр для скорого выявления дефектов и угроз, а также текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации (подп. «з» п. 11 Правил);
  • «крышный» минимум (п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290), который Правительство РФ требует от УК, – это проверка кровли на отсутствие протечек; выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций; проверка и очистка кровли от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, – незамедлительное их устранение. В остальных случаях – разработка плана восстановительных работ (при необходимости), их проведение;
  • однако из материалов дела следует, что и с этим-то минимумом «управляшка» не справилась. Все жалобы о протечке крыши были проигнорированы, а последний текущий ремонт кровли был сделан аж за три года до драматического затопления;
  • что касается капремонта – то, действительно, согласно п. 1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса, решиться на капремонт может только общее собрание собственников помещений. Однако из этого вовсе не следует, что если ОСС по этому вопросу не проводилось (или проводилось, но отказалось от ремонта), то дом теперь можно содержать кое-как. Напротив: действующее законодательство не ставит обязанность по содержанию жилищного фонда в состоянии, пригодном для проживания, в зависимость от принятия или непринятия собственниками имущества в МКД решения о проведении тех или иных ремонтных работ. Поэтому непринятие решения не является препятствием для проведения неотложных, текущих работ, направленных на исполнение обязательных требований по обеспечению нормативно установленного уровня содержания общего имущества МКД, которые должны быть исполнены управляющей организацией независимо от решения общего собрания;
  • а раз так, то это УК и виновата в том, что не проводила текущий ремонт и допустила возможность протечки талых вод в квартиру на последнем этаже.

В итоге решение первой инстанции было объявлено самым верным: УК возместит пострадавшему стоимость ремонта, судебные расходы, моральный вред и «потребительский» штраф.

Капитальный ремонт: за что платят жильцы и кто за него отвечает

Адвокаты ответили на жалобы граждан: «Управляющая организация отказалась чинить крышу, а прокуратура посоветовала жильцам подлатать ее самостоятельно». «Ремонт в подъезде сделали некачественно, да еще и по завышенным ценам, а ТСЖ прячет документы о расходах». «Фундамент дома пора менять. Только непонятно, кто это должен делать»

Капитальный ремонт: за что платят жильцы и кто за него отвечает

Протекает крыша дома, но никто не хочет за это отвечать

«В нашем многоквартирном доме обветшала крыша, в нескольких местах течет. Обратились в коммунальное хозяйство – отказали. Они больше не обслуживают дом. Написали в прокуратуру – получили ответ: “Проведите собрание с жильцами и отремонтируйте сами”.

Кому и за что мы тогда платим каждый месяц? Что нам делать?»

Кому и за что платят жильцы многоквартирных домов?

Собственник квартиры в многоквартирном доме платит (ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ)):

  • за содержание и текущий ремонт общего имущества дома;
  • за жилое помещение и коммунальные услуги – холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергию, отопление, природный газ;
  • за капитальный ремонт.

Плату за содержание общего имущества рассчитывают по тарифу, принятому на общем собрании собственников при согласовании с управляющей организацией или ТСЖ. Если нет собственного тарифа – по тарифам, установленным местной администрацией, исходя из степени благоустройства дома. Для каждого помещения плату рассчитывают пропорционально квадратным метрам.

Плата за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, утвержденным Управлением государственного регулирования тарифов субъекта РФ. Коммунальные услуги потребители оплачивают либо напрямую через ресурсоснабжающую организацию, либо через управляющую организацию. Размер платы рассчитывают по счетчикам, а если их нет – по нормативу.

При отсутствии счетчиков поставщик коммунальной услуги вправе применять в расчетах повышающий коэффициент. Исключение составляют те случаи, когда установка прибора учета технически невозможна.

Плату за капитальный ремонт вносят в фонд регионального оператора, если общим собранием собственников не установлен иной способ формирования фонда капремонта. Минимальный размер взноса в фонд капремонта определяет субъект РФ. Собственники на общем собрании могут принять собственный тариф, но он должен быть не меньше установленного в регионе.

Кто отвечает за ремонт крыши многоквартирного дома?

Восстановление отдельных элементов крыши (например, устранение трещин, частичная замена изношенных элементов, гидроизоляция и т.п.) – это текущий ремонт. Отвечает за него управляющая организация. А капитальный ремонт крыши (например, полная замена кровельного материала) – это зона ответственности регионального оператора.

Такой ремонт проводят за счет средств, поступивших в качестве взносов на капремонт.

Узнать срок проведения капитального ремонта многоквартирного дома можно двумя способами:

  • найти информацию в системе ГИС ЖКХ по адресу дома;
  • обратиться с письменным запросом в фонд регионального оператора.

Причем можно будет получить информацию не только о годе ремонта, но и о запланированных работах – замене кровли, ремонте инженерных сетей дома и т.д.

Изменить график, перечень работ и увеличить сумму взноса могут только собственники квартир и нежилых помещений дома. Для этого им нужно провести собрание, так как орган управления многоквартирным домом – общее собрание собственников помещений (ст. 44 ЖК РФ).

Что делать, если управляющая организация перестала обслуживать дом?

Есть несколько способов решить этот вопрос.

1. Обратитесь в местную администрацию. Она проведет конкурс и по его результатам назначит управляющую организацию для обслуживания дома. Эта организация должна будет содержать и ремонтировать общедомовое имущество, заниматься уборкой подъездов и придомовой территории.

Оплату рассчитают по установленному администрацией тарифу. Минимальный обязательный перечень работ определен Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290.

2. Проведите общее собрание собственников помещений и создайте товарищество собственников недвижимости. Определите сумму взноса на содержание общедомового имущества, порядок внесения платежей и ответственных лиц (правление, ревизионную комиссию), а также план работ по содержанию и текущему ремонту дома.

3. Проведите общее собрание собственников помещений и выберите управляющую организацию. Если она согласится обслуживать дом, с ней нужно заключить договор, определить тариф на содержание общедомового имущества и список работ. В этот список нужно включить все работы, установленные в обязательном минимальном перечне работ.

4. Если в многоквартирном доме не более 30 квартир, жильцы могут остаться на собственном (непосредственном) управлении. В таком случае на общем собрании собственников помещений нужно определить размер взноса на содержание общедомового имущества, порядок оплаты и план работ по дому, избрать совет дома и старшего по дому.

ТСЖ обманывает и не дает ознакомиться с документами

«У нас в доме начали ремонт подъездов. У правления ТСЖ есть свой подрядчик. Мы, жильцы, недовольны его работой: много недочетов, которые правление не собирается исправлять.

К тому же в смете краска в четыре раза дороже, чем та, которую использовали. При этом ТСЖ отказывается показывать документы, подтверждающие расходы.

И вот что еще беспокоит: по документам должны были делать капитальный ремонт подъездов, но потом правление внесло в них изменения – указало текущий ремонт. Переделанные документы не предоставляют, в ГИС ЖКХ они не размещены. Это законно? Подскажите, куда обращаться?»

Какие документы могут изучить жильцы, даже если не входят в ТСЖ?

Каждый собственник жилья может ознакомиться со следующими документами (ч. 3 ст. 143.1 ЖК РФ):

  • уставом товарищества собственников жилья, свидетельством о госрегистрации ТСЖ;
  • реестром членов ТСЖ;
  • бухгалтерской (финансовой) отчетностью товарищества, сметами его доходов и расходов на год, отчетами об исполнении таких смет, аудиторскими заключениями (если проводили аудиторские проверки);
  • заключениями ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ;
  • документами, подтверждающими права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;
  • протоколами общих собраний членов ТСЖ, заседаний правления и ревизионной комиссии ТСЖ;
  • документами, подтверждающими итоги голосования на общем собрании членов ТСЖ;
  • технической документацией на многоквартирный дом и другими документами, связанными с управлением домом;
  • иными внутренними документами товарищества, предусмотренными Жилищным кодексом РФ, уставом ТСЖ и решениями общего собрания членов ТСЖ.

Неважно, является собственник жилья членом ТСЖ или нет. Он имеет право подать заявление в товарищество с требованием представить для ознакомления интересующую его документацию. Если ему откажут, он может обратиться с мотивированной жалобой в Государственную жилищную инспекцию и районную прокуратуру.

Кто контролирует работу ТСЖ?

Товариществом собственников жилья управляют общее собрание членов ТСЖ и правление ТСЖ (ст. 144 ЖК РФ). К полномочиям общего собрания, в числе прочего, относятся (ст. 145 ЖК РФ):

  • утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, отчета о выполнении такого плана;
  • утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений;
  • утверждение годового отчета о деятельности правления ТСЖ;
  • утверждение заключения ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества;
  • рассмотрение жалоб на действия правления ТСЖ, председателя правления и ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ.

Общее собрание членов ТСЖ избирает ревизионную комиссию, но не более чем на два года. В ее состав не могут входить члены правления ТСЖ (ст. 150 ЖК РФ). Задачи комиссии:

  • проводить ревизии финансовой деятельности товарищества не реже чем один раз в год;
  • представлять общему собранию членов ТСЖ заключение по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества;
  • представлять общему собранию членов ТСЖ заключение о смете доходов и расходов на год, а также отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов;
  • отчитывается перед общим собранием членов ТСЖ о своей деятельности.

Куда жаловаться собственникам жилья?

Если вы недовольны качеством выполненных работ в многоквартирном доме, можно направить возражения в правление ТСЖ. Так вы заодно выясните: подписаны ли без разногласий акты выполненных работ с подрядчиками; произведена ли оплата в полном объеме. Возможно, уже идут судебные споры, о которых вы не знаете.

Если есть претензии к порядку расходования денег, обратитесь в ревизионную комиссию. Она оценивает в том числе целесообразность проведения работ. По итогам года комиссия обязана представить собственникам отчет для утверждения на общем собрании.

Если вы считаете, что ответы на ваши вопросы не содержат достоверную информацию, можно обратиться с мотивированной жалобой в Государственную жилищную инспекцию и районную прокуратуру.

Как быть, если кажется, что деньги жильцов со спецсчета уходят не туда?

Деньги, которые собственники вносят на спецсчет для проведения капремонта, могут расходоваться в соответствии с решением общего собрания членов ТСЖ только на капитальные работы, определенные собственниками.

Правление ТСЖ имеет право самостоятельно заключать договоры на обслуживание, эксплуатацию и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (п. 6 ст. 148 ЖК РФ). Но заменять в документах капитальный ремонт текущим нельзя – у них разные источники финансирования.

На текущий ремонт уходят средства, внесенные на содержание общего имущества; а на капитальный ремонт – деньги, поступающие на спецсчет.

Ознакомьтесь с первичной бухгалтерской документацией ТСЖ, чтобы разобраться. Если выявите нарушение, обращайтесь в Государственную жилищную инспекцию и районную прокуратуру, просите провести проверку, ставьте вопрос о переизбрании членов правления и ревизионной комиссии.

Общедомовое имущество: что это и кто его должен содержать

«Я собственник квартиры в шестиквартирном одноэтажном доме в селе. Остальные квартиры в муниципальной собственности. Кто обязан менять венцы под моей квартирой, которые служат фундаментом дома? Можно ли их считать общедомовым имуществом?»

Что относится к общедомовому имуществу?

Помещения общего пользования в многоквартирном доме входят в состав общего имущества. Они не являются частями квартир и предназначены для обслуживания более одного жилого или нежилого помещения в доме (п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491). К ним относятся в том числе:

  • ограждающие несущие конструкции дома (фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и др.);
  • ограждающие ненесущие конструкции дома (окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и др.).

Кто должен содержать общедомовое имущество?

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан содержать это помещение и участвовать в расходах на содержание общего имущества дома соразмерно своей доле (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).

Он оплачивает содержание жилого помещения, общего имущества и перечисляет взносы на капитальный ремонт.

Если более 50% общего имущества многоквартирного дома принадлежит России, субъекту РФ или муниципальному образованию, орган местного самоуправления проводит открытый конкурс, чтобы выбрать управляющую организацию. По его итогам заключают договор с организацией, которая будет управлять домом (ст. 163 ЖК РФ).

Кто должен проводить капитальный ремонт в многоквартирном доме?

Капитальный ремонт многоквартирного дома – это устранение неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества, в том числе их восстановление или замена, чтобы улучшить эксплуатационные характеристики этого имущества (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ).

В ст. 166 ЖК РФ установлен перечень работ по капитальному ремонту для общего имущества в многоквартирном доме. В него входят:

  • ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
  • ремонт, замена и модернизация лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
  • ремонт крыши;
  • ремонт подвальных помещений;
  • ремонт фасада;
  • ремонт фундамента многоквартирного дома.

Эти работы проводят за счет средств фонда капитального ремонта, который формируют исходя из минимального взноса на капремонт, установленного в субъекте РФ. Перечень многоквартирных домов субъекта, где планируется провести капитальный ремонт, утверждается в региональной программе. Собственники помещений многоквартирного дома также могут принять решение о проведении капремонта. Оплачивать его будут из денег, внесенных в качестве взносов на капитальный ремонт (ст.

166, 169, 189 ЖК РФ).

Региональный оператор капитального ремонта привлекает специализированных подрядчиков для ремонта общего имущества дома (п. 2, 3 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).

Фото: фотобанк Freepik/@brgfx

ВС напомнил, что именно управляющая компания отвечает за надлежащее содержание крыши дома

По мнению одного из адвокатов, определение ВС носит положительный характер, так как им подтверждено, что управляющая компания, вне зависимости от того, чья вина в возникновении ненадлежащего состояния общедомового имущества, обязана предпринимать попытки по приведению его в надлежащее состояние. Другой предположил, что противоречивые позиции судов по таким делам связаны с невнимательным исследованием материалов дела, недостаточным изучением доказательств и неправильным применением норм материального права.

20 февраля Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда вынесла Определение № 309-ЭС20-20751 по делу № А47-8215/2019 об оспаривании управляющей компанией предписания жилищной инспекции устранить повреждения крыши в многоквартирном доме.

В апреле 2019 г. Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области провела внеплановую выездную проверку по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества собственников помещений (стен, перекрытий и кровли) оренбургского многоквартирного дома, находящегося в ведении ООО «Управляющая организация жилищным фондом “Сияние”».

В ходе проверки жилинспекция обнаружила наличие повреждений, просветов в крыше дома, а также кровельных отверстий над двумя квартирами и сочла, что УК не обеспечила проведение работ, необходимых для надлежащего содержания крыши. Общество было признано виновным в нарушении п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядка их оказания и выполнения, а также п. 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. В связи с этим УК было выдано предписание от 23 апреля 2019 г. об устранении выявленных нарушений и выполнении вышеуказанных работ в срок до 1 июня.

Далее «УО ЖФ “Сияние”» оспорило предписание жилищной инспекции в арбитражном суде. Заявитель представил заключение общества «Союз экспертов», составленное по результатам строительно-технической экспертизы крыши здания. В документе отмечалось, что выявленные дефекты в кровле являются строительными дефектами, по причине которых в зоне вентиляционных каналов некоторых квартир третьего этажа здания появились следы увлажнения, повредившие отделочную поверхность.

Суд первой инстанции удовлетворил требования УК со ссылкой на то, что недостатки возникли не в результате ненадлежащего содержания общедомового имущества, а являются строительными дефектами, поэтому вопрос об их устранении должен решаться между заказчиком и застройщиком в рамках гарантийных обязательств. Как пояснил суд, оспариваемое предписание является неисполнимым ввиду отсутствия у последнего денег на проведение ремонтных работ кровли и возможности увеличить тариф. Он добавил, что для устранения выявленных нарушений нужен капремонт кровли, что недопустимо в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников многоквартирного дома.

В дальнейшем апелляция отменила это решение и отказала в удовлетворении требований УК. После повторного рассмотрения дела вторая инстанции установила, что согласно оспариваемому акту проверки в ходе визуального осмотра чердачного помещения спорного дома были выявлены просветы и отверстия в металлической кровле над двумя квартирами, которые отсутствуют в ранее утвержденном руководителем УК акте осмотра крыши от 20 сентября 2018 г. Апелляционный суд также отметил, что спорным предписанием на заявителя возложена обязанность по обеспечению надлежащего содержания крыши многоквартирного дома путем устранения повреждений кровли над вышеуказанными квартирами, а не по проведению капремонта крыши.

Тем самым, подчеркнула вторая инстанция, оспоренное предписание об устранении выявленных нарушений соответствует положениям действующего законодательства, а также не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом сам по себе факт возникновения недостатков из-за ненадлежащего исполнения обязанностей застройщиком и наличия у него обязательств по устранению допущенных нарушений в течение гарантийного срока не устраняет установленные законодательством и договором управления обязанности УК по содержанию общего имущества в надлежащем состоянии.

Тем не менее окружной суд отменил постановление апелляции и оставил в силе решение первой инстанции, что послужило поводом для обращения жилищной инспекции в Верховный Суд с кассационной жалобой.

После изучения материалов дела Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ напомнила, что крыши включены в состав общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, а также подп. «б» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Согласно п. 7 Минимального перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, относятся, кроме прочего, проверка кровли на отсутствие протечек, а при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, – незамедлительное их устранение.

Таким образом, пояснил Суд, действующим законодательством предусмотрена безусловная обязанность УК выполнять работы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, входящие в Минимальный перечень, вне зависимости от обязательств иных лиц в отношении такого имущества, а в определенных случаях – незамедлительно.

Верховный Суд назвал ошибочными выводы окружного суда об обратном, которые возникли из-за неправильного применения ряда норм действующего законодательства. «Из обжалуемого постановления следует, что суд округа, не опровергая выводы суда апелляционной инстанции, основанные на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а ссылаясь лишь на капитальный характер ремонтных работ, отраженных в представленном обществом экспертном заключении, и наличие гарантийных обязательств застройщика, согласился с судом первой инстанции, не в полном объеме исследовавшим доказательства по делу», – заключил ВС, который отменил судебные акты окружного суда и оставил в силе постановление апелляции.

По мнению адвоката Нижегородской областной коллегии адвокатов Александра Немова, определение ВС носит весьма положительный характер. «В принципе, я давно придерживаюсь в своей практике подобной позиции. Управляющая компания, вне зависимости от того, чья вина в возникновении ненадлежащего состояния общедомового имущества, обязана предпринимать попытки по приведению общедомового имущества в надлежащее состояние. Вопрос установления виновного лица лишь позволяет впоследствии управляющей компании обратиться с регрессными требованиями к причинителю вреда», – отметил он.

Эксперт отметил, что в своей практике он добивался решений судов первой и апелляционной инстанций, в которых суды, несмотря на вину застройщика в дефектах многоквартирного дома, обязывали управляющие компании, например, производить работы по устранению промерзания стен. «Обязанность управляющих компаний строго определена приведенными в определении ВС РФ нормами и ни в одной из указанных норм нет никаких сносок или отсылок к тому, что норма может не применяться в зависимости от “причинителя вреда”», – подчеркнул Александр Немов.

Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев отметил, что определение соответствует сложившейся судебной практике по данной категории споров, в связи с чем оно не повлияет на нее, а только напомнит судам об основополагающих нормах и их применении. «Действительно, обязанность управляющей компании по содержанию многоквартирного дома, в том числе и кровли, в надлежащем состоянии является безусловной с момента заключения с ней договора, поэтому оснований для оспаривания предписания жилищной инспекции у управляющей компании не было. При этом в очередной раз можно наблюдать решения нижестоящих судов, прямо противоположные друг другу. Это связано, по всей видимости, с невнимательным исследованием судами материалов дела, недостаточным изучением доказательств, имеющих значение для дела, и, соответственно, неправильным применением норм материального права, даже таких очевидных, как в рассматриваемом споре», – подчеркнул эксперт.

admin
Оцените автора
Ракульское