Выплаты семьям имеющим детей

Настоящий Федеральный закон устанавливает основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.

1. Установить, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также — ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

2. Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». (В редакции федеральных законов от 02.08.2019 № 305-ФЗ, от 29.12.2020 № 473-ФЗ)

3. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка.

4. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка осуществляется гражданину, получившему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

5. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». (В редакции Федерального закона от 29.12.2020 № 473-ФЗ)

Почитать  Договор субподряда на строительство

6. Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

7. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона могут издаваться разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

1. Гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка. (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 305-ФЗ)

2. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.

3. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения. (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 305-ФЗ)

4. Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 92-ФЗ)

5. Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 92-ФЗ)

6. В случае рождения (усыновления) двух и более детей гражданин подает заявление о назначении ежемесячной выплаты:

1) в отношении одного ребенка — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи;

2) в отношении второго ребенка — в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи.

7. Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации одновременно с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предусмотренного Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, и территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивают в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях, подведомственных этим органам, документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка (за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»), если такие документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении этих органов, организаций и не были представлены гражданином по собственной инициативе.

9. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка перечисляется на счет гражданина, открытый в российской кредитной организации.

10. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка не назначается в случае, если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение указанной выплаты, находится на полном государственном обеспечении, а также в случае лишения гражданина родительских прав в отношении такого ребенка.

11. Межведомственное информационное взаимодействие в целях настоящего Федерального закона осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

1. Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. (В редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 147-ФЗ)

2. Полномочия, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, могут передаваться законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления либо организациям, которые находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Средства на реализацию переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

4. Объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основании утвержденной Правительством Российской Федерации методики исходя из численности граждан, имеющих право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, и размера этой выплаты.

5. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

51. Плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, не взимается. (Часть введена — Федеральный закон от 27.12.2018 № 568-ФЗ)

6. Средства на реализацию переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

7. В случае использования указанных в части 3 настоящей статьи средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе взыскать эти средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Контроль за расходованием указанных в части 3 настоящей статьи средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения, и Счетной палатой Российской Федерации.

9. Контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственный власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения, в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 147-ФЗ)

91. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, издает обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методические указания по осуществлению переданных в соответствии с настоящей статьей полномочий по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. (Часть введена — Федеральный закон от 02.12.2019 № 408-ФЗ)

10. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию мер государственной поддержки, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

11. Размер материнского (семейного) капитала, установленный в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», ежемесячно уменьшается на сумму ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.

1. При расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме:

1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) — налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;

2) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

3) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

4) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;

5) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

2. При расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.

21. При расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка не учитываются доходы членов семьи, признанных на день подачи заявления о назначении указанной выплаты безработными в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации». К указанным доходам относятся доходы, предусмотренные пунктом 1 части 1 настоящей статьи. (Часть введена — Федеральный закон от 24.04.2020 № 125-ФЗ, положения части применяются до 31 декабря 2020 года включительно)

22. При расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы ежемесячных выплат, осуществленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. (Часть введена — Федеральный закон от 24.04.2020 № 125-ФЗ)

3. Сумма вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи в месяце ее фактического получения, который приходится на расчетный период.

4. При иных установленных сроках расчета и выплаты заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, сумма полученной заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

5. Суммы доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

6. Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Доходы семьи, получаемые в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения этих доходов.

8. Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев) путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Отсчет указанного двенадцатимесячного периода начинается за шесть месяцев до даты подачи заявления о назначении такой ежемесячной выплаты. (В редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 125-ФЗ)

9. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, и территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право на проверку достоверности представленных гражданином сведений о доходах семьи. В этих целях указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию от всех владеющих такой информацией органов и организаций независимо от форм собственности, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

10. В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруг (супруга) такого гражданина, несовершеннолетние дети. (В редакции Федерального закона от 24.04.2020 № 125-ФЗ)

11. В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, не включаются:

1) лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда, а также лица, лишенные родительских прав;

2) лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

1. Граждане, получающие ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, обязаны извещать соответственно органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, и территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации об изменении места жительства (пребывания) или фактического проживания, а также о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления указанной выплаты, в месячный срок. (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 92

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ (последняя редакция)

Настоящий Федеральный закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей
    • Статья 3. Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, порядок назначения пособий и межведомственное информационное взаимодействие в целях назначения и выплаты пособий
    • Статья 4. Средства на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей
    • Статья 4.1. Обеспечение выплаты пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), а также единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
    • Статья 4.2. Порядок индексации и перерасчета государственных пособий гражданам, имеющим детей
    • Статья 5. Применение районного коэффициента при назначении государственных пособий гражданам, имеющим детей
    • Статья 5.1. Порядок исчисления среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении государственных пособий гражданам, имеющим детей
    • Статья 6. Право на пособие по беременности и родам
    • Статья 7. Период выплаты пособия по беременности и родам
    • Статья 8. Размер пособия по беременности и родам
    • Статья 9. Право на ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности
    • Статья 9.1. Продолжительность выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности
    • Статья 10. Размер ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности
    • Статья 10.1, статья 10.2, статья 10.3. Утратили силу
    • Статья 11. Право на единовременное пособие при рождении ребенка
    • Статья 12. Размер единовременного пособия при рождении ребенка
    • Статья 12.1. Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью
    • Статья 12.2. Размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью
    • Статья 12.3. Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
    • Статья 12.4. Размер единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
    • Статья 12.5. Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
    • Статья 12.6. Продолжительность выплаты ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
    • Статья 12.7. Размер ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
    • Статья 13. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком
    • Статья 14. Продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком
    • Статья 15. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком
    • Статья 16. Пособие на ребенка
    • Статья 17. Утратила силу
    • Статья 17.1. Утратила силу
    • Статья 17.2. Сроки назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей
    • Статья 17.3. Дополнительные гарантии гражданам, имеющим детей
    • Статья 17.4. Обеспечение размещения информации о назначении и выплате государственных пособий
    • Статья 18. Обязанность получателей государственных пособий извещать об изменении условий, влияющих на их выплату
    • Статья 19. Удержания излишне выплаченных сумм
    • Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Новое детское пособие с 2024 года: кто-то получит больше, чем раньше, а кто-то – вообще ничего не получит

    Новое пособие будут платить только малоимущим с учетом правила нулевого дохода и наличия имущества. Некоторые семьи, которые сейчас получают пособие, по новым правилам права на него иметь не будут.

    Нормативка

    С 2024 года заработают поправки в закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ о пособиях для граждан, имеющих детей. Они внесены Федеральным законом от 21.11.2022 № 455-ФЗ. Кроме того, скоро примут еще один закон, который касается выплат на детей.

    В частности, речь идет о выплатах из маткапитала по закону от 29.12.2006 № 256-ФЗ. Законопроект принят Госдумой в третьем чтении и направлен в Совет Федерации. Также Минтруд разработал правила и условия получения нового пособия.

    Проект опубликован на федеральном портале.

    Новое пособие

    Новое пособие называется «ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка».

    • пособие беременным, на раннем сроке вставшим на учет;
    • пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет неработающим;
    • ежемесячные выплаты на ребенка до 3 лет;
    • ежемесячные выплаты на детей от 3 до 7 лет;
    • ежемесячные выплаты на детей от 8 до 17 лет.

    Сейчас для всех этих пособий действуют разные правила, которые утверждены разными нормативными актами.

    С 2024 года правила будут едиными.

    Новое пособие & старые пособия: в чем разница

    Кто-то по новым правилам получит больше, чем по старым. Кто-то в принципе начнет получать пособие, потому что раньше такой возможности не было.

    А кто-то, наоборот, по новым правилам не получит ничего, а по старым правилам мог бы рассчитывать на пособие.

    То есть круг получателей сузится.

    Смотрите в нашей таблице, для каких пособий изменятся условия.

    Вид пособия

    Правила 2024

    Правила 2024

    Пособие беременным, на раннем сроке вставшим на учет

    Платят в размере 50% ПМ

    Платят в размере 50%, 75% или 100% ПМ

    Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет неработающим

    Платят в размере 7 677,81 руб. всем, у кого есть дети до 1,5 лет, независимо от дохода семьи

    Платят в размере 50%, 75% или 100% ПМ только малоимущим

    Ежемесячные выплаты на ребенка до 3 лет

    1. Платят из бюджета только на первого ребенка, а на второго ребенка платят из маткапитала.

    2. Критерий нуждаемости – 2 ПМ

    3. Для критерия нуждаемости не учитывают имущество

    1. Платят на всех детей, независимо от очередности рождения: и на первого, и на второго, и на третьего, и т.д.

    2. Критерий нуждаемости – 1 ПМ

    3. Для критерия нуждаемости учитывают имущество

    Ежемесячные выплаты на ребенка до 3 лет из маткапитала

    Платят на второго ребенка

    Платят на всех детей независимо от очередности рождения: и на первого, и на второго, и на третьего, и т.д.

    Выплата идет дополнительно к пособию до 3 лет из бюджета

    Выводы:

    1. Беременные смогут получить больше. Это хорошо.

    2. На детей до 1,5 лет люди с маленьким доходом получат больше, чем сейчас. Это плюс. Но люди с доходом больше 1 ПМ не получат вообще ничего.

    Это минус.

    3. На детей до 3 лет начнут давать пособие из бюджета не только на первого, но и на всех последующих детей. Это хорошо.

    Но критерий нуждаемости – ниже (не 2 ПМ, а 1 ПМ), и начнут учитывать имущество. Кто-то сможет получать это пособие на третьего ребенка. А кто-то и на первого ничего не получит, если доход выше 1 ПМ.

    Это плохо.

    4.Пособие из маткапитала можно будет получать на всех детей до 3 лет при прежнем критерии нуждаемости – 2 ПМ. Причем оно будет в дополнение к основному пособию из бюджета.

    Это хорошо.

    5. Правила по пособиям на детей с 3 до 7 лет и с 8 до 17 лет не меняются. Новая выплата будет назначаться по таким же правилам, которые сейчас установлены для этих пособий.

    Размер пособия

    Размер пособия (50%, 75% или 100% регионального ПМ на детей) зависит от дохода семьи.

    Сначала назначают базовую величину – 50% ПМ. Если доход семьи с учетом этого пособия меньше ПМ, назначают 75% ПМ. Если и в этом случае доход семьи все еще меньше ПМ на человека, то назначают 100% ПМ.

    Учет доходов

    Смотрите в нашей таблице, какие доходы будут учитывать, а какие не будут.

    Будут учитывать

    Не будут учитывать

    • от трудовой деятельности, в том числе авторские гонорары;
    • от предпринимательства и самозанятости;
    • пенсии;
    • стипендии;
    • меры соцподдержки;
    • алименты;
    • доходы от банковских вкладов;
    • доходы от выигрышей;
    • доходы от продажи и сдачи в аренду имущества;
    • доходы, полученные за рубежом.
    • выплаты по соцконтракту;
    • целевые субсидии на приобретение имущества для малообеспеченых семей;
    • маткапитал;
    • налоговые вычеты;
    • компенсации за средства реабилитации;
    • все доходы мобилизованных;
    • выплаты по уходу за детьми-инвалидами;
    • пособия, алименты и выплаты на детей от 17 лет;
    • единовременная помощь в связи со стихийным бедствием или другими ЧС;
    • единовременные страховые выплаты в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его имуществу;
    • ежемесячные суммы, связанные с допрасходами на реабилитацию по решению МСЭ;
    • компенсация за надгробные памятники;
    • пособие на погребение;
    • выплаты в связи с гибелью или увечьем военнослужащих;
    • матпомощь на лечение ребенка;
    • детские пособия за прошлые периоды;
    • новая выплата из маткапитала.

    Расчетный период для универсального пособия – 12 месяцев, предшествующие 1 месяцу перед месяцем подачи заявления.

    Смотрите таблицу для расчетного периода при обращении за пособием в 2024 году.

    Месяц подачи заявления

    Расчетный период

    декабрь 2021 – ноябрь 2024

    январь 2024 – декабрь 2024

    февраль 2024 – январь 2024

    март 2024 – февраль 2024

    апрель 2024 – март 2024

    май 2024 – апрель 2024

    июнь 2024 – май 2024

    июль 2024 – июнь 2024

    август 2024 – июль 2024

    сентябрь 2024 – август 2024

    октябрь 2024 – сентябрь 2024

    ноябрь 2024 – октябрь 2024

    Правило нулевого дохода

    Работает правило нулевого дохода. Пособие дают только тем, кто имеет доход, но он низкий. Тем, кто просто не работает без уважительных причин пособие не дадут.

    Минтруд пояснил, что для назначения пособия доход должен быть хотя бы в одном месяце из 12. То есть, необязательно, чтобы все 12 месяцев были с доходом.

    При этом будет целый перечень уважительных причин, когда можно не иметь доход. Это, в частности, такие случаи:

    • беременность;
    • уход за детьми, в случае если это один из родителей в многодетной семье;
    • уход за ребенком, если речь идет о единственном родителе;
    • уход за ребенком до 3 лет;
    • уход за инвалидом или пожилым человеком, нуждающимся в постоянном постороннем уходе или который старше 80 лет;
    • обучение на очной форме для членов семьи моложе 23 лет;
    • срочная служба в армии и 3-месячный период после демобилизации;
    • прохождение непрерывного лечения длительностью от 3 месяцев и более;
    • безработица при регистрации в ЦЗН;
    • отбывание наказания и 3-месячный период после освобождения из мест лишения свободы.

    Правило нулевого дохода не распространяется на мобилизованных, а также на коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока.

    Имущественный ценз

    Смотрите в нашей таблице, какое имущество допустимо иметь семье, претендующей на пособие.

    Имущество

    Максимальное количество

    Примечание

    Одна любой площади или несколько, если площадь на человека – менее 24 м2

    Если жилье признано непригодным для проживания, оно не учитывается.

    Также не учитываются жилье, занимаемое членом семьи с тяжелой формой хронического заболевания

    Один любой площади или несколько, если площадь на человека – менее 40 м2

    Не учитываются дома, предоставленные семье в качестве меры поддержки

    Один или два, если семья многодетная или в ней есть инвалид

    не более 0,25 га для города или не более 1 га для села

    Земельные участки, предоставленные в качестве меры поддержки, а также дальневосточный гектар не учитываются

    Хозпостройки на земельных участках для ИЖС, ЛПХ не учитываются

    Один или два, если семья многодетная или с инвалидом

    Исключение – новые мощные авто.

    Авто младше 5 лет с двигателем мощнее 250 л.с., может быть только у семей с 4 и более детьми

    Один или два, если семья многодетная или с инвалидом

    Одна младше 5 лет или две, если она получена в качестве меры соцподдержки

    Один или моторная лодка младше 5 лет

    Маломерные суда старше 5 лет не учитываются

    Годовой доход от процентов не превышает ПМ

    Если недвижимость находится в долевой собственности и среди собственников – не только члены семьи заявителя, то учитываются только доли от 1/3 и больше.

    Переходный период

    Если ребенок родился до 31 декабря 2024 года включительно, можно выбрать – сохранить прежние выплаты или перейти на новое пособие.

    Возможность пользоваться выплатами по старым правилам сохраняется у семей до истечения периода права выплаты.

    Если ребенок родился в 2024 году, то можно оформить только новое пособие.

    • детское пособие
    • универсальное пособие
    • выплаты на детей
    • изменения2024

    При назначении детских пособий будут учитывать квартиры, машины, вклады. Обзор новых правил

    С сегодняшнего дня начинается назначение выплат на детей с 3 до 7 лет по новым правилам. Сами правила были опубликованы буквально за несколько часов до наступления 1 апреля (Постановление Правительства № 489 от 31.03.2021). Минтруд подготовил обзор новых правил и разъяснил многие нюансы.

    Предлагаем вам ознакомиться с данным обзором.

    Размер пособия

    До сегодняшнего дня пособие назначалось в размере 50 % от регионального прожиточного минимума на ребенка. В этом году, если при выплате этого пособия среднедушевой доход семьи не достигнет регионального прожиточного минимума, то пособие будет назначено в размере 75 % ПМ. Если при увеличении выплаты среднедушевые доходы в семье не поднимутся до уровня прожиточного минимума, то пособие будет назначаться в размере 100 % ПМ.

    Для кого пособия станут доступнее

    Принято решение учитывать при расчете нуждаемости студентов. Если старший ребенок в возрасте до 23 лет (не состоящий в браке) учится на очной форме обучения, то он будет учитываться в составе семьи при расчете среднедушевых доходов. В составе семьи при оценке нуждаемости будут учитываться дети, находящиеся под опекой, то есть, семьи смогут получать пособие и на опекаемых детей. Также принято решение в составе доходов не учитывать компенсационную выплату в размере 10 тыс. рублей, которые получают родители, ухаживающие за детьми с инвалидностью. То есть, она не будет включаться в состав доходов родителей.

    Это решение сделает доступнее выплату на детей от 3 до 7 лет семьям, в которых воспитывается ребенок-инвалид.

    Какой доход учитывают

    • доход от трудовой или творческой деятельности (заработная плата, авторские гонорары, выплаты по гражданско-правовым договорам)
    • доходы от предпринимательской деятельности, включая доходы самозанятых
    • пенсии
    • стипендии
    • проценты по вкладам
    • алименты и социальные выплаты.

    Имущественные критерии

    В новых правилах предусмотрены и новые критерии нуждаемости. Теперь речь не идет только о доходе семьи. Будут учитывать и ее имущество.

    В частности, выплату могут получать семьи со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, обладающие следующим имуществом и сбережениями:

    • одной квартиройлюбой площади или несколькими квартирами, если площадь на каждого члена семьи — менее 24 кв.м. При этом если помещение было признано непригодным для проживания, оно не учитывается при оценке нуждаемости. Также не учитываются жилые помещения, занимаемые заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одном помещении, и жилые помещения, предоставленные многодетной семьи в качестве меры поддержки. Доли, составляющие 1/3 и менее от общей площади, не учитываются;
    • одним домом любой площади или несколькими домами, если площадь на каждого члена семьи — меньше 40 кв.м. При этом если помещение было признано непригодным для проживания, оно не учитывается при оценке нуждаемости. Также не учитываются жилые помещения, занимаемые заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одном помещении. Доли, составляющие 1/3 и менее от общей площади, не учитываются;
    • одной дачей;
    • одним гаражом, машиноместом или двумя, если семья многодетная, в семье есть гражданин с инвалидностью или семье в рамках мер социальной поддержки выдано автотранспортное или мототранспортное средство;
    • земельными участками общей площадью не более 0,25 га в городских поселениях или не более 1 га, если участки расположены в сельских поселениях или межселенных территориях. При этом земельные участки, предоставленные в качестве меры поддержки многодетным, а также дальневосточный гектар не учитываются при расчете нуждаемости;
    • одним нежилым помещением. Хозяйственные постройки, расположенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства или на садовых земельных участках, а также имущество, являющимся общим имуществом в многоквартирном доме (подвалы) или имуществом общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества не учитывается;
    • одним автомобилем (за исключением автомобилей младше 5 лет с двигателем мощнее 250 л.с., за исключением семей с 4 и более детьми, если в автомобиле более 5 мест), или двумя, если семья многодетная, член семьи имеет инвалидность или автомобиль получен в качестве меры социальной поддержки;
    • одним мотоциклом, или двумя, если семья многодетная, член семьи имеет инвалидность или мотоцикл получен в качестве меры поддержки;
    • одной единицей самоходной техники младше 5 лет (это тракторы, комбайны и другие предметы сельскохозяйственной техники). Самоходные транспортные средства старше 5 лет при оценке нуждаемости не учитываются вне зависимости от их количества;
    • одним катером или моторной лодкой младше 5 лет. Маломерные суда старше 5 лет при оценке нуждаемости не учитываются вне зависимости от их количества;
    • сбережениями, годовой доход от процентов, по которым не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в целом по России (т.е. в среднем это вклады на сумму — порядка 250 тыс. рублей).

    Правило нулевого дохода

    Это новое правило предполагает, что пособие назначается при наличии у взрослых членов семьи заработка (стипендии, доходов от трудовой или предпринимательской деятельности или пенсии) или отсутствие доходов обосновано объективными жизненными обстоятельствами.

    Основаниями для отсутствия доходов могут быть:

    • уход за детьми, в случае если это один из родителей в многодетной семье (т.е. у одного из родителей в многодетной семье на протяжении всех 12 месяцев может быть нулевой доход, а у второго родителя должны быть поступления от трудовой, предпринимательской, творческой деятельности или пенсии, стипендия)
    • уход за ребенком, если речь идет о единственном родителе (т.е. у ребенка официально есть только один родитель, второй родитель умер, не указан в свидетельстве о рождении или пропал без вести)
    • уход за ребенком до достижения им возраста трех лет
    • уход за гражданином с инвалидностью или пожилым человеком старше 80 лет
    • обучение на очной форме для членов семьи моложе 23 лет
    • срочная служба в армии и 3-месячный период после демобилизации
    • прохождение лечения длительностью от 3 месяцев и более
    • безработица (необходим подтверждение официальной регистрации в качестве безработного в центре занятости, учитывается до 6 месяцев нахождения в таком статусе)
    • отбывание наказания и 3-месячный период после освобождения из мест лишения свободы.

    «Правило нулевого дохода» не распространяется на единственных родителей — то есть, на те семьи, где второй родитель умер, пропал без вести или не вписан в свидетельство о рождении.

    Как оформить выплату

    Для оформления выплаты одному из родителей необходимо подать заявление на всех детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Это можно сделать онлайн — через федеральный или региональный (если он есть в субъекте) портал Госуслуг или лично — через отделение соцзащиты или МФЦ. В отдельных случаях может потребоваться документально подтвердить сведения, указанные в заявлении, но в подавляющем большинстве ситуаций все данные будут получены из государственных информационных систем.

    Получить пособие можно на карту любой платежной системы до 1 июня 2021 года, а с 1 июня 2021 года — только на карту национальной платежной системы МИР.

    Возникли вопросы? Воспользуйтесь безлимитными консультациями.

    На какой срок устанавливается выплата

    При обращении за выплатой, она устанавливается сразу на 12 месяцев или до достижения ребенком возраста 8 лет.

    Если семья обратилась в течение 6 месяцев с момента достижения 3-летнего возраста, то пособие начисляется с 3 лет. Если позже — с даты обращения.

    Пример № 1. Семья с ребенком, которому в январе исполнилось 3 года, обращается в мае за назначением пособия. Если семья признается малообеспеченной и имеет право на выплату, то пособие будет начислено с января, а назначено — сразу на 12 месяцев, т.е. до мая 2024 года.

    Пример № 2. Семья с ребенком, которому в январе исполнилось 4 года, в мае обратилась за пособием. Если семья признается малообеспеченной и имеет право на выплату, то пособие будет назначено на 12 месяцев с момента обращения — с мая 2021 до мая 2024 года.

    Пример № 3. Семья с ребенком, которому в январе исполнилось 7 лет, в мае обратилась за выплатой. Если семья имеет право на выплату, то пособие будет назначено с момента обращения — с мая — до достижения ребенком 8-летнего возраста, то есть — до января 2024 года.

    Как получить повышенное пособие тем, кто уже получает его в старом размере

    Нужно вновь подать заявление на портале Госуслуги (федеральном или региональном портале) или лично в МФЦ или органах соцзащиты.

    Семьи, которым ежемесячная выплата ранее уже была назначена на 12 месяцев, могут обратиться за ее назначением в новом размере начиная с 1 апреля 2021 года вплоть до конца 2021 года.

    Органы соцзащиты проверят сведения о доходах и имуществе, и если семья малообеспеченная, будет рассчитан необходимый размер выплаты. Кроме того, семья получит доплату за первые 3 месяца 2021 года.

    Если по новым правилам семья уже не считается бедной, пособие отменят?

    Лишать пособий никого не будут. Если семья уже получает пособие, она продолжит его получать до конца того периода, на который пособие было назначено. Даже если семья, которая уже получает пособие, обратилась за пересчетом, и при проверке было выявлено, что новым критериям семья не соответствует, то родители продолжат получать выплату до истечения срока ее назначения.

    Какие доходы не учитываются при назначении выплат

    Не учитываются в составе доходов:

    • выплаты на детей от 3 до 7 лет, которые были получены в прошлые периоды на этого ребенка.
    • ежемесячные выплаты на детей до 3 лет, если это пособие назначалось на того ребенка, которому к моменту подачи заявления уже исполнилось 3 года.
    • единовременная материальная помощь и страховые выплаты.
    • средства, предоставленные в рамках социального контракта.
    • суммы пособий и иных аналогичных выплат, а также алиментов на ребенка, который на день подачи заявления достиг возраста 18 лет (23 лет — в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации)
    • компенсационные выплаты по уходу за ребенком-инвалидом (10 тыс. рублей).

    Как учитывают доходы мам в разводе

    При назначении пособия учитываются доходы заявителя, его супруга и детей.

    Пример № 1. Женщина в разводе, не замужем, воспитывает 5-летнего ребенка. При назначении пособия будут учтены доходы женщины и алименты на ребенка.

    Пример № 2. Женщина разведена, воспитывает ребенка 6 лет, вышла замуж повторно. При назначении выплаты будут учитывать доходы женщины, алименты на ребенка, доходы ее супруга.

    Доходы и имущество бабушек и дедушек при назначении пособия на детей от 3 до 7 лет не учитываются.

    • детские пособия
    • выплаты на детей
admin
Оцените автора
Ракульское