Статья 271.1. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации

Статья 271.1. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации

1. Использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека,

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц,

наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 271.1 УК РФ. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации

1. Использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека,
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц,
наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

(Статья дополнительно включена с 10 декабря 2011 года Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 304-ФЗ)

Комментарий к статье 271.1 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной отношения по охране режима использования воздушного пространства РФ;
2) объективная сторона: предусматривает общественно опасное деяние в виде использования воздушного пространства РФ без получения обязательного разрешения, его общественно опасные последствия, выражающиеся в причинении тяжкого вреда здоровью или смерти человеку, и причинную связь между ними;
3) субъект: специальный лицо, которое обязано в силу закона получить разрешение на использование воздушного пространства;
4) субъективная сторона: неосторожная форма вины (легкомыслие, небрежность).

Почитать  Расчет площади земельного участка эксперт права

Рекомендуем! Статья 159.2. Мошенничество при получении выплат

Ответственность наступает только в случаях нарушения разрешительного порядка использования воздушного пространства, т.е. без получения соответствующего разрешения или при его наличии, но несоблюдении или ненадлежащем соблюдении его условий (за границами установленного района или диапазона высот, вне установленного маршрута или профиля полета и т.п.).

Преступление считается оконченным с момента наступления последствий причинения смерти или тяжкого вреда здоровью человека (материальный состав).

К квалифицирующим признакам преступления относится причинение по неосторожности смерти двум или более лицам (ч.2).

2. Применимое законодательство:
1) ВзК РФ (ст. 1; глава 2 и др.);
2) постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации;
3) постановление Правительства РФ от 18.06.98 N 605 О государственном регулировании и организации использования воздушного пространства Российской Федерации и др.

3. Судебная практика. В судебно-следственной практике могут возникать сложности с квалификацией содеянного. При отсутствии указанных в ст.

271.1 УК РФ последствий нарушение использования воздушного пространства влечет административную ответственность по ст.

Консультации и комментарии юристов по ст 271.1 УК РФ

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 271.1. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации

1. Использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека,

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц,

наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 271.1. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации

1. Использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека,

Рекомендуем! Статья 81. Освобождение от наказания в связи с болезнью

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц,

наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 271.1 УК РФ. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации (действующая редакция)

1. Использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека,

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц,

наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации (ст.271.1. УК РФ)

В ч. 1 ст. 271.1. УК РФ установлена ответственность за использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, а в ч. 2 статьи предусмотрена ответственность за то же деяние, если оно повлекло по неосторожность смерть двух или более лиц.

Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем. Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации (ст. 1 Воздушного кодекса РФ).

Использование воздушного пространства может осуществляться в разрешительном или уведомительном порядке. Согласно ст. 271.1.

УК РФ ответственность наступает именно за нарушение разрешительного, а не уведомительного порядка использования воздушного пространства.

Под уведомительным порядком использования воздушного пространства понимается предоставление пользователям воздушного пространства возможности выполнения полетов без получения диспетчерского разрешения (п.123 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138).

В то время как под разрешительным порядком понимается порядок использования воздушного пространства, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства (п.113 указанных Федеральных правил использования воздушного пространства).
Разрешительный порядок использования воздушного пространства устанавливается:
а) для пользователей воздушного пространства, чья деятельность не связана с выполнением полетов воздушных судов и осуществляется на основании планов использования воздушного пространства (графиков) — во всем воздушном пространстве Российской Федерации;
б) для пользователей воздушного пространства, выполняющих полеты в воздушном пространстве классов A и C (за исключением деятельности, указанной в пункте 114 указанных Федеральных правил), а также в воздушном пространстве класса G — для полетов беспилотных летательных аппаратов.

Под разрешением на использование воздушного пространства понимается предоставление пользователю воздушного пространства права действовать в соответствии с условиями, доведенными центрами Единой системы. Органами Единой системы являются руководящие органы (Федеральное агентство воздушного транспорта и его территориальные органы), а также оперативные органы Единой системы (п. 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138).
В разрешении на использование воздушного пространства, которое выдается для полетов воздушных судов, указывается следующие сведения:
— номер рейса (радиотелефонный позывной командира воздушного судна, государственный и регистрационный опознавательные знаки);
— аэродром вылета и расчетное время вылета;
— маршрут и профиль полета;
— запасные аэродромы;
— аэродром назначения;
— другие необходимые данные (органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, привлекаемые к управлению воздушным движением, рубежи передачи, приема управления, основные и запасные частоты управления).

Для привлечения лица к ответственности по ст. 271.1 УК РФ необходимы следующие условия:

1) субъект преступления – специальный, это пользователь воздушного пространства.
В соответствии с п. 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации пользователи воздушного пространства — физические и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
2) объективная сторона заключается в использовании воздушного пространства РФ без разрешения, если оно требовалось в такой ситуации.
Состав преступления является материальным, т.е. для привлечения лица к уголовной ответственности необходимо наступление последствий. По ч. 1 такими последствиями являются — причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, а по ч. 2 – смерть двух или более лиц.
3) субъективная сторона – неосторожная форма вины по отношению к последствиям.

Вопросы квалификации.
При отсутствии в деянии признаков уголовного преступления лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 11.4 КоАП РФ. В ч.1 ст.

11.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, а в ч. 2 указанной статьи — нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты
полета или иное нарушение правил международных полетов —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до
шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 271 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются любые пилотируемые воздушные суда (летательные аппараты) независимо от их вида или государственной принадлежности.

2. Объективная сторона преступления выражается в форме действия или бездействия. Международным признается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства (связанный с пересечением Государственной границы РФ). В статье дан не исчерпывающий перечень нарушений правил международных полетов.

Нарушение указанных правил должно создавать реальную угрозу безопасности международного воздушного движения.

3. Преступление признается оконченным с момента нарушения указанных правил вне зависимости от наступления общественно опасных последствий.

4. Субъективная сторона преступления может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.

5. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, отвечающее за соблюдение правил международных полетов (командир экипажа, иные лица, пилотирующие воздушные суда, авиационные диспетчеры и т.д.).

6. Вынужденное нарушение правил международных полетов (вследствие технических неисправностей, неблагоприятной метеообстановки и пр.) не образует состава преступления, предусмотренного ст. 271 УК.

Второй комментарий к Ст. 271 УК РФ

1. Согласно Воздушному кодексу РФ, международным признается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства.

Закон дает лишь примерный перечень наиболее типичных способов нарушения правил международных полетов. Для правильного решения вопроса о наличии в действиях нарушителя состава преступления, предусмотренного ст. 271, необходимо обратиться к нормативным актам, устанавливающим эти правила. Преступление считается оконченным с момента нарушения правил между
народных полетов.

2. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

3. Субъектом преступления являются члены экипажа воздушного судна, ответственные за соблюдение правил международных полетов.

Третий комментарий к статье 271 УК РФ

1. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются отношения, затрагивающие безопасность международных полетов. Диспозиция носит бланкетный характер и требует знания специальных нормативных актов. Международным считается полет воздушного судна, который происходит в воздушном пространстве более чем одного государства. Под воздушным средством понимаются пилотируемые самолет, вертолет, дирижабль и т.п. Вид воздушного транспорта, а также его принадлежность какому-либо государству не оказывают влияния на квалификацию.

Правилами международных полетов признаются правила пользования воздушным пространством того или иного государства. Правила международных полетов над территорией Российской Федерации регламентируются не только национальными нормативными правовыми актами, в частности, Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012), Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. и др., но и некоторыми положениями международного права.

2. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в несоблюдении командиром воздушного судна и его экипажем во время международного полета указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов. В частности, в ст. 6 Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. указывается, что никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции. В ст. 9 этой Конвенции также предусматривается, что каждое государство вправе по соображениям военной необходимости или общественной безопасности ограничить или запретить полеты воздушных судов других государств над определенными зонами своей территории при условии, что в этом отношении не будет проводиться никакого различия между занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях воздушными судами данного государства и воздушными судами других государств, занятых в аналогичных сообщениях.

Такие запретные зоны должны иметь разумные размеры и местоположение, с тем чтобы без необходимости не создавать препятствий для аэронавигации. В Российской Федерации такие участки воздушных трасс для международных полетов определены Приказом Министерства транспорта РФ от 9 июля 2007 г. N 90 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации при подготовке к выполнению международных полетов».
Данное преступление считается оконченным с момента нарушения указанных Правил.

3. С субъективной стороны рассматриваемое преступление может быть совершено как с умышленной формой вины, так и по неосторожности. Мотив и цель на квалификацию не влияют, но могут учитываться при назначении наказания.

4. Субъектом преступления может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и ответственное за соблюдение правил международных полетов. В частности, это командиры кораблей, другие лица, осуществляющие пилотирование воздушного судна, члены экипажа, авиационные диспетчеры. Это может быть гражданин России, иностранного государства либо лицо без гражданства.
Ответственность экипажа исключается, если он действует по принуждению (например, в случае захвата самолета террористами, согласно ст. 40 УК). Также исключается уголовная ответственность за нарушение правил международных полетов, если они были вынужденными, что возможно, например, вследствие стихийного бедствия, технических неполадок, плохой видимости, действия различных помех естественного или искусственного происхождения.

Однако и в этих случаях судно при наличии технической возможности должно подать сигнал бедствия, совершить посадку в указанном месте, выполнить другие требования; иначе возможно признание нарушений правил международных полетов.

5. Нарушение правил международных полетов может быть сопряжено с другими преступлениями: контрабанда (ст. 229.1 УК), террористический акт (ст. 205 УК), захват заложников (ст. 206 УК), угон воздушного судна (ст.

211 УК), диверсия (ст. 281 УК) и т.п. В этом случае нарушение правил международных полетов квалифицируется по совокупности. Если нарушение правил международных полетов с целью совершить такие преступления было пресечено, представляется, что содеянное образует совокупность оконченного преступления, квалифицируемого по рассматриваемой статье, и приготовление к иному преступлению.

Нарушение правил полета воздушных судов на внутренних линиях при наличии соответствующих оснований должно квалифицироваться по ст. 263 УК.

Статья 271 УК РФ. Нарушение правил международных полетов

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 271 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства является порядок выполнения международных полетов воздушными судами.

Международный полет воздушного судна — полет в воздушном пространстве более чем одного государства.

2. Объективная сторона состава преступления выражается в несоблюдении указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов. В общем плане порядок выполнения международных полетов воздушных судов в воздушном пространстве РФ регулируется законодательством РФ (Воздушным кодексом), общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Более конкретные правила международных полетов воздушных судов, аэронавигационная информация относительно международных воздушных трасс, международных аэропортов и открытых для международных полетов воздушных судов аэродромов, а также другая информация, необходимая для осуществления международных воздушных сообщений, содержатся в Сборниках аэронавигационной информации РФ.

Кроме того, правила международных полетов в воздушном пространстве иностранного государства определяются национальным законодательством конкретной страны.

В этой связи необходимо определять: а) какие правила международных полетов действуют в воздушном пространстве над конкретной территорией; б) в чем выразилось их нарушение; в) не является ли это нарушение вынужденным (вследствие аварии, стихийного бедствия, захвата воздушного судна и т.п.).

3. В статье определен лишь примерный перечень нарушений правил международных полетов: несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета либо иное нарушение (не на том типе воздушного судна, вылет из воздушного пространства России либо влет в него с просроченным разрешением и т.п.).

4. Состав преступления по законодательной конструкции формальный. Момент окончания преступления (составом) не связан с наступлением каких-либо материальных последствий.

5. Субъект преступного посягательства специальный. Им может быть член экипажа воздушного судна как работник воздушного транспорта, а также частное лицо. При этом их гражданская принадлежность значения не имеет.

Пассажиры воздушных судов, выполняющих международные полеты, ответственности не подлежат.

6. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.

7. Деяния, описанные в коммент. статье, относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

Другой комментарий к Ст. 271 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. С объективной стороны преступление выражается в действиях (реже — бездействии), представляющих собой нарушение правил международных полетов.

2. В тексте закона дается не исчерпывающий перечень правил, нарушение которых преследуется как преступление. Непосредственно указаны следующие виды нарушений: а) несоблюдение указанных в разрешении маршрутов — отклонение от установленного и согласованного уполномоченным органом пути следования воздушного судна; б) несоблюдение мест посадки — производство промежуточной или конечной посадки в пункте, не указанном в разрешении; в) несоблюдение воздушных ворот — перемещение судна по воздушному коридору, в пределах которого прокладывается маршрут полета, с отступлением от заданных в разрешении параметров; г) несоблюдение высоты полета — отклонение воздушного судна по вертикали в ту или иную сторону от предписанных в разрешении параметров. Иным нарушением правил международных полетов являются, например, отключение опознавательных знаков, влет судна в запрещенные районы и т.д.

Местом совершения преступления является территория России.

3. Состав преступления формальный, оно окончено в момент соответствующего нарушения.

4. Субъект специальный — член экипажа российского или иностранного воздушного судна.

5. Нарушение правил международных полетов может квалифицироваться по совокупности с преступлениями, предусмотренными ст. ст. 188, 205, 206, 211, 263 УК РФ и т.п.

admin
Оцените автора
Ракульское