Возврат стоимости театрального билета при отмене спектакля

Случилось страшное – изменены правила возвратов билетов. Они вступят в силу с 1 сентября 2019 года (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ). Поскольку часто сам посещаю культурно-массовые мероприятия, не мог пройти мимо этой темы.

  1. Суть изменений. Основы законодательства о культуре дополнилась ст. 52.1., которая будет регулировать оформление, реализацию и возврат билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия

Касательно возврата по инициативе потребителя установлена градация:

  • не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета, абонемента или экскурсионной путевки;
  • менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета, абонемента или экскурсионной путевки;
  • менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета, абонемента или экскурсионной путевки;
  • менее чем за 3 дня 0 % от цены.
  • Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.
  1. Насколько изменилась правовая ситуация? – кардинально. Сейчас, то есть до 01.09.2019 действуют общие правила отказа потребителя от услуг (ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закона о защите потребителей) – отказ в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договор.
  1. Насколько изменилась фактическая ситуация? Ответ – существенно и не в пользу потребителя, так как сейчас правила более мягкие.

На практике, на примере театров г. Москвы это выглядит следующим образом. При отказе от договора удерживаются 5-10 % от суммы (в регионах может быть меньше). Разнообразие мнений и условий есть по двум вопросам:

  1. Допустимый срок отказа. Например, билетный оператор «Тикетлэнд» не проводит возврат за 3 дня до мероприятия, оператор «Lastick» за 24 часа.
  2. Порядок возврата. К примеру, Московская филармония требует предъявление заявления о возврате очно в рабочие дни и время (п. 3.5 Правил), а для отказа от билета в Доме музыки достаточно направления электронного письма с произвольным содержанием.
Почитать  Доверенность в мвд от юридического лица образец

Есть и одиозные примеры. В частности, это Театр наций, который допускает возврат билетов только при отмене, переносе и замена спектакля[1].

Модель, которую выбрал законодатель, также известна на практике.

К примеру, ею пользуется Воронежский камерный театр: при отказе от договора за 3 дня до спектакля возвращается 100 % суммы, от 3 до 1 дня – 50 %, а менее 1 дня не возвращается вовсе. Замечу, что законодатель выбрал существенно более жёсткие сроки.

Могут быть и интересные сочетания. К примеру, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко принимает заявления о возврате до начала спектакля (то есть сдать билет можно и в день спектакля), но заявление надо подать очно в определённое время (п. 3.2 Правил театра)

  1. Оценка последствий изменений для потребителя. С одной стороны отрадно, что появились единые правила возврата билетов и те учреждения культуры, которые вовсе отрицают саму возможность возврата, будут так сказать посрамлены.

Однако в целом новые правила направлены против потребителя. Здесь уместно привести собственный опыт. Как уже отметил выше на культурных мероприятиях, требующих покупку билета, бываю часто.

По своему опыту случаи, когда по своей инициативе возвращаю билет – это примерно 1 % от общего количества спектаклей.

Отмена, перенос или замена программы встречается чаще (4-5 %). Обстоятельства, из-за которых я не могу посетить спектакль, всегда возникали в тот самый 3-хдневный срок, где потребитель получает 0 % (по новым правилам). Замечу, что сейчас (до вступления в силу новых правил) театры и билетные операторы исходят из того, что для них неприемлемый срок возврата – за 24 часа и менее до начала спектакля.

Я не припомню того случая, что мне становилось известно о невозможности посетить запланированный мною спектакль за 10 и более дней (не считая случаев переноса и отмен) до его начала.

То есть лично для меня новые правила означают одно – я буду покупать фактически невозвратные билеты, то есть мои потери будут 100 %, а не 5-10 % как до сентября 2019 года.

  1. Оценка пользы закона. Полагаю, для культурных учреждений и в первую очередь театров и концертных залов новые правила возврата стоимости билетов вредны, хотя в ближайшей перспективе у них могут быть некоторые выгоды. Полагаю, что общая невозвратность приобретаемых билетов будет общим правилом не только для меня, но и для большинства. При том, что цены на билеты могут быть существенны. В Москве цены на спектакли вполне могут составлять 10 000 и более рублей.

Попробую смоделировать ситуацию. Гражданин Х приобрёл 4 билета на спектакль Y на всю семью по цене 10 000 рублей за билет. За 2-3 дня до начала происходит некое экстраординарное событие, из-за которого семья не может посетить мероприятие.

По новым правилам, гражданин Х не получит ничего, то есть 0 от 40 000 руб.

С одной стороны, театр удерживает у себя эти деньги, у него нет убытков. С другой встаёт вопрос, а будет ли эта семья дальше посещать этот и другие театры и концертные площадки, если по опыту есть риск остаться и без спектакля и без денег за него (или большей части)?

И этот вопрос вряд ли будет единичным. И не приведёт ли это к оттоку аудитории в сторону менее финансово рискованных видов досуга?

Видимо, узнаем об этом в ближайшие годы.

[1] За это данный театр привлекался к административной ответственности — Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2017 N 305-АД16-21406 по делу N А40-93832/16, но московские суды общей юрисдикции Правила театра в этом вопросе поддержали (Апелляционное определение Московского городского суда от 12.07.2017 по делу N 33-20040/2017).

Возврат стоимости театрального билета при отмене спектакля

(введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 193-ФЗ)

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает в установленном порядке формы билета, абонемента и экскурсионной путевки (в том числе формы электронного билета, электронного абонемента и электронной экскурсионной путевки) на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия как бланки строгой отчетности, содержащие реквизиты билета, абонемента и экскурсионной путевки. Организации исполнительских искусств и музеи вправе самостоятельно устанавливать элементы оформления билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые ими зрелищные мероприятия.

Билеты, абонементы и экскурсионные путевки, формы и реквизиты которых не соответствуют формам и реквизитам, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, билеты, абонементы и экскурсионные путевки, элементы оформления которых не соответствуют элементам оформления, установленным организациями исполнительских искусств и музеями, билеты, абонементы и экскурсионные путевки, содержащие исправления, поддельные билеты, поддельные абонементы и поддельные экскурсионные путевки являются недействительными, не дают права на посещение проводимых такими организациями исполнительских искусств и музеями зрелищных мероприятий и не принимаются к возврату.

Реализация билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия по цене, превышающей цену, указанную в билете, абонементе или экскурсионной путевке, не допускается.

Реализация билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия осуществляется такими организациями исполнительских искусств и музеями самостоятельно и (или) уполномоченными ими физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями), юридическими лицами на основании договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации с такими организациями исполнительских искусств и музеями, гражданами на основании гражданско-правовых договоров, заключенных с такими организациями исполнительских искусств и музеями (далее — уполномоченные лица).

Организация исполнительских искусств и музей вправе разрешить уполномоченному лицу передавать по договору другому лицу права и обязанности по реализации билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые такими организацией исполнительских искусств и музеем зрелищные мероприятия. Передача прав и обязанностей по указанному договору другому лицу осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. При этом уполномоченное лицо несет ответственность за действия другого лица перед такими организацией исполнительских искусств и музеем.

Не допускается реализация иными, не указанными в частях четвертой и пятой настоящей статьи лицами билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия (за исключением однократной продажи гражданином приобретенных им для использования в личных целях билета, абонемента или экскурсионной путевки по цене, не превышающей цены, указанной в билете, абонементе или экскурсионной путевке).

Уполномоченное лицо и лицо, указанное в части пятой настоящей статьи, при реализации билетов, абонементов и экскурсионных путевок вправе взимать плату за оказание покупателю сопутствующих услуг, если иное не предусмотрено договором, заключенным организацией исполнительских искусств или музеем с уполномоченным лицом. Факт оказания покупателю билета, абонемента или экскурсионной путевки сопутствующих услуг должен быть оформлен в соответствии с законодательством Российской Федерации с обязательной выдачей покупателю документа, подтверждающего оплату сопутствующих услуг. Общая стоимость сопутствующих услуг, оказываемых уполномоченным лицом или лицом, указанным в части пятой настоящей статьи, покупателю билета, абонемента или экскурсионной путевки на проводимые государственными или муниципальными организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия, должна составлять менее 10 процентов цены, указанной в приобретенных билете, абонементе или экскурсионной путевке. Общая стоимость сопутствующих услуг, оказываемых уполномоченным лицом или лицом, указанным в части пятой настоящей статьи, покупателю билета, абонемента или экскурсионной путевки на проводимые иными организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия, должна составлять менее 10 процентов цены, указанной в приобретенных билете, абонементе или экскурсионной путевке, если иное не предусмотрено договором, заключенным организацией исполнительских искусств или музеем с уполномоченным лицом.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает порядок формирования и расчета общей стоимости сопутствующих услуг, оказываемых покупателю билета, абонемента или экскурсионной путевки.

Организации исполнительских искусств и музеи вправе реализовывать именные билеты, именные абонементы и именные экскурсионные путевки с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Именные билеты, именные абонементы и именные экскурсионные путевки дают право на посещение зрелищных мероприятий только при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителей. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При несоответствии сведений о посетителе, указанных в именном билете, именном абонементе или именной экскурсионной путевке, сведениям, содержащимся в предъявляемом документе, или при наличии исправлений в сведениях о посетителе, указанных в именном билете, именном абонементе или именной экскурсионной путевке, посетитель не допускается на зрелищное мероприятие.

В случае отмены, замены либо переноса проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия посетителю по его инициативе возмещается в установленном организацией исполнительских искусств или музеем порядке полная стоимость билета организацией исполнительских искусств или музеем либо уполномоченным лицом, у которого был приобретен билет, если договором уполномоченного лица с организацией исполнительских искусств или музеем на данное уполномоченное лицо возложена обязанность по возмещению полной стоимости билета.

В случае отказа посетителя от посещения проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия в связи с документально подтвержденными обстоятельствами, связанными с болезнью посетителя либо смертью лица, являвшегося членом его семьи или его близким родственником в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, возврат билета посетителем осуществляется в соответствии с правилами и условиями, установленными Правительством Российской Федерации.

В случае отказа посетителя от посещения проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия по причинам, не предусмотренным частью десятой настоящей статьи, посетитель имеет право при возврате билета, абонемента или экскурсионной путевки:

не позднее чем за десять дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 процентов цены билета, абонемента или экскурсионной путевки;

менее чем за десять дней, но не позднее чем за пять дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 процентов цены билета, абонемента или экскурсионной путевки;

менее чем за пять дней, но не позднее чем за три дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 процентов цены билета, абонемента или экскурсионной путевки.

В случае отказа посетителя от посещения проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия по причинам, не предусмотренным частью десятой настоящей статьи, менее чем за три дня до дня проведения зрелищного мероприятия организация исполнительских искусств или музей вправе не возвращать посетителю стоимость билета, абонемента или экскурсионной путевки.

Для абонементов на проводимые организацией исполнительских искусств или музеем зрелищные мероприятия днем проведения зрелищного мероприятия является день проведения первого предусмотренного абонементом зрелищного мероприятия.

Билеты, абонементы и экскурсионные путевки (за исключением именных билетов, именных абонементов и именных экскурсионных путевок), реализованные организацией исполнительских искусств и музеем в рамках специальных программ и акций, предусматривающих особые условия приобретения билетов, абонементов и экскурсионных путевок (в том числе льготы, скидки), по решению таких организации исполнительских искусств и музея могут не приниматься к возврату.

Организация исполнительских искусств или музей при возврате посетителем билета, абонемента или экскурсионной путевки на проводимое такими организацией исполнительских искусств или музеем зрелищное мероприятие вправе предложить ему посетить это зрелищное мероприятие в другое время или посетить другое проводимое такими организацией исполнительских искусств или музеем зрелищное мероприятие либо вернуть стоимость билета, абонемента или экскурсионной путевки. Возврат посетителю стоимости билета, абонемента или экскурсионной путевки осуществляется организацией исполнительских искусств или музеем либо уполномоченным лицом, у которого были приобретены билет, абонемент или экскурсионная путевка, если договором уполномоченного лица с организацией исполнительских искусств или музеем на данное уполномоченное лицо возложена обязанность по возмещению стоимости билета, абонемента или экскурсионной путевки.

Организация исполнительских искусств и музей не осуществляют возврат денежных средств, уплаченных посетителем указанным в частях четвертой и пятой настоящей статьи лицам сверх установленной такими организацией исполнительских искусств и музеем цены билета, абонемента или экскурсионной путевки, в том числе именного билета, именного абонемента или именной экскурсионной путевки.

Правила и условия возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок и переоформления на других лиц именных билетов, именных абонементов и именных экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия в случае отказа посетителей от посещения зрелищных мероприятий утверждаются Правительством Российской Федерации.

Организации исполнительских искусств и музеи в соответствии с правилами и условиями, установленными Правительством Российской Федерации, утверждают порядок возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок и переоформления на других лиц (с указанием должностных лиц, осуществляющих такое переоформление) именных билетов, именных абонементов и именных экскурсионных путевок на проводимые ими зрелищные мероприятия в случае отказа посетителей от посещения зрелищных мероприятий.

Правительство Российской Федерации вправе при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части установить особенности отмены, замены либо переноса проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия, в том числе в части порядка и сроков возмещения стоимости билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств или музеями зрелищные мероприятия.

(часть девятнадцатая введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

Право и театр: проблема возврата стоимости билетов, или Вновь о тёмной стороне свободы договора

Сейчас разгар театрального сезона, в частности, в Москве проходит фестиваль «Золотая маска» и в электронных билетах на спектакли данного фестиваля можно прочесть: «возврат стоимости электронного билета осуществляется только в случае отмены, замены или переноса спектакля на другую дату». Эта цитата присутствует на сайтах многих московских театров: МХТ им Чехова, например[i] и этот подход, безусловно, неприятен для зрителя, так как почти все риски на нём. И этот подход очень тяжело вяжется с безусловным правом заказчика на односторонний отказ от договора возмездного оказания услуг, чем, несомненно, спектакль и является.

Провинциальные театры в этом вопросе очень разные.

Некоторые из них занимают еще более жесткую позицию, вовсе отрицая возможность возврата стоимости билета. Пример тому Ярославский театр имени Ф. Волкова.

Другие более клиенториентированы и не ставят под условие возврат билета, к примеру, Псковский драматический театр, действуя в рамках буквального прочтения ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона о защите прав потребителей.

Есть и третий подход – возврат стоимости билета возможен, но чем ближе дата спектакля, тем меньшую компенсацию получит несостоявшийся зритель. В качестве иллюстрации этого подхода можно привести Воронежский камерный театр.

Итак, в административной практике сформировались разные подходы к проблеме возврата стоимости билета в случае отказа потребителя от договора возмездного оказания услуг (ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона о защите прав потребителей).

Как оценивает эту ситуацию судебная система?

Удивительно, хотя уже и традиционно, суды общей юрисдикции считают совершенно правомерным процитированное выше ограничение возврата стоимости билета – «только в случае отмены, замены или переноса спектакля на другую дату»[ii]. Обоснование этой позиции стандартно для СОЮ – свобода договора, приобретая билет, потребитель соглашается со всеми условиями, в том числе и условиями возврата стоимости билета.

Ни о какой защите «слабой стороны», полном отсутствии возможности потребителя повлиять на условия этого договора присоединения не идёт и речи.

Однако арбитражные суды, рассматривая дела об административных правонарушениях по ст. 14.8 КоАП РФ, занимают прямо противоположную позицию[iii], считая возврат стоимости билета только в случае отмены, замены или переноса спектакля на другую дату прямым нарушением ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона о защите прав потребителей. И с этой позицией сложно не согласиться, поскольку такое условие о возврате напрямую ограничивает осуществление гражданских прав, что столь прямо не допускается ст.

9 ГК РФ.

Примеры поддержки этой позиции судами общей юрисдикции также имеются, но только в рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях по ст. 14.8 КоАП РФ[iv], а не в исковом производстве.

Более того, условный подход Воронежского камерного театра (возврат стоимости билета за удержанием расходов, размер которых зависит от периода между днем сдачи билета и днем проведения мероприятия) также отрицается арбитражными судами[v].

Но… арбитражные суды не рассматривают споры между театром и потребителем, а позиция судов общей юрисдикции по гражданским спорам не в пользу последнего, поэтому будьте осторожны и бдительны, приобретая билеты в театр.

[i] По личному опыту аналогичная ситуация, как минимум, в Театре на Таганке и «Современнике».

[ii] Апелляционное определение Московского городского суда от 12.07.2017 по делу N 33-20040/2017, Определение Московского городского суда от 13.09.2013 N 4г/1-8885, Решение Одинцовского городского суда Московской области от 24.02.2016 по делу N 2-2346/2016~М-15037/2015.

[iii] Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2017 N 305-АД16-21406 по делу N А40-93832/16 (дело «Театра наций»).

[iv] Решение Ленинского районного суда города Самары от 03.02.2017 по делу N 12-82/2017(12-716/2016;).

[v] Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.06.2016 N Ф07-3887/2016 по делу N А56-47799/2015. В СОЮ ситуация иная (Постановление Президиума Новосибирского областного суда от 05.06.2018 N 4Г-71/2018

admin
Оцените автора
Ракульское