Возврат денежных средств по исполнительному листу

Подборка наиболее важных документов по запросу Возврат излишне взысканных денежных средств по исполнительному производству(нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • ККТ:
  • 54 фз изменения
  • Z отчет
  • Z-отчет
  • Агент от имени принципала ККТ
  • Административный регламент ККТ
  • Ещё.
  • Возврат и обмен товара:
  • Акт возврата некачественного товара
  • Акт замены товара
  • Акт на возврат товара от покупателя
  • Бланк накладной на возврат товара
  • Возврат алкогольной продукции
  • Ещё.

Судебная практика: Возврат излишне взысканных денежных средств по исполнительному производству

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 70 «Обращение взыскания на денежные средства» Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» «Частью 11 статьи 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ) предусмотрен механизм возврата излишне взысканных средств, согласно которому при поступлении на депозитный счет подразделения судебных приставов денежных средств должника в большем размере, чем необходимо для погашения размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель возвращает должнику излишне полученную сумму. Однако в данном случае денежные средства на депозитный счет подразделения судебных приставов поступили в размере, определенном судебным приставом-исполнителем, как предмет взыскания.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Возврат излишне взысканных денежных средств по исполнительному производству

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Обращение взыскания на дебиторскую задолженность
(Гусаков С.Ю.)
(«Практика исполнительного производства», 2018, N 4) Так, согласно п. 23 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н) задолженность либо переплата по текущему налогу на прибыль за каждый отчетный период отражаются в бухгалтерском балансе соответственно в качестве краткосрочного обязательства в размере неоплаченной суммы налога или дебиторской задолженности в размере переплаты и (или) излишне взысканной суммы налога. Таким образом, в качестве дебиторской задолженности, на которую в рамках исполнительного производства может быть обращено взыскание, может выступать и право на возврат излишне уплаченных в бюджет денежных средств (например, право на возврат излишне уплаченной государственной пошлины ).

Почитать  Дарственная на дом образец и как оформить в 2024 году

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Являются ли излишне взысканные суммы по исполнительному производству на основании предъявленного исполнительного листа неосновательным обогащением после добровольного исполнения обязательства должником?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024) Обязанность взыскателя по возврату неосновательного обогащения вследствие излишне взысканных денежных средств с должника в рамках исполнительного производства подтверждается судебной практикой (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2020 N 05АП-5671/2020 по делу N А51-19209/2019, Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020 N 05АП-5037/2020 по делу N А51-3880/2020, Определение Верховного Суда РФ от 03.02.2017 N 305-ЭС16-20140 по делу N А40-136407/2015, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.03.2017 N Ф07-1730/2017 по делу N А66-1137/2016 (Определением Верховного Суда РФ от 26.06.2017 N 307-ЭС17-7096 отказано в передаче дела N А66-1137/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления), Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2018 N 09АП-52535/2018 по делу N А40-134836/18).

Нормативные акты: Возврат излишне взысканных денежных средств по исполнительному производству

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Обзор судебной практики по защите интересов ФССП России и ее территориальных органов в 2017 году» В обоснование заявленных требований истец указал, что судебным приставом-исполнителем с его счета ввиду необходимости погашения задолженности по налогам списана денежная сумма. Вместе с тем, исполнительный лист, на основании которого произведено взыскание, после возбуждения исполнительного производства — отменен, сумма подлежащая ко взысканию изменена, в связи с чем, по мнению заявителя, основания для списания денежных средств у судебного пристава-исполнителя отсутствовали.

Возврат денежных средств по исполнительному листу

1 декабря 2024 Регистрация Войти
6 декабря 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 декабря 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28 мая 2015 г. N 304-ЭС14-4156 Суд отменил принятые по делу судебные акты об отказе в признании незаконными неналожения ареста на денежные средства и возврата ответчиком заявителю исполнительного листа и направил дело на новое рассмотрение, поскольку действующее законодательство не предусматривает такого основания для возврата исполнительного листа банком, как отсутствие у должника денежных средств на счете (счетах) на момент предъявления исполнительного листа ко взысканию

Обзор документа

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28 мая 2015 г. N 304-ЭС14-4156 Суд отменил принятые по делу судебные акты об отказе в признании незаконными неналожения ареста на денежные средства и возврата ответчиком заявителю исполнительного листа и направил дело на новое рассмотрение, поскольку действующее законодательство не предусматривает такого основания для возврата исполнительного листа банком, как отсутствие у должника денежных средств на счете (счетах) на момент предъявления исполнительного листа ко взысканию

8 июня 2015

Резолютивная часть определения объявлена 26 мая 2015 г.

Полный текст определения изготовлен 28 мая 2015 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Прониной М.В.,

судей Павловой Н.В., Першутова А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Коммерческий банк «РОСЭНЕРГОБАНК» (Москва) на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2014 по делу N А40-162482/2013, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.09.2014 по тому же делу

по иску закрытого акционерного общества «Коммерческий банк «РОСЭНЕРГОБАНК» (далее — РОСЭНЕРГОБАНК) к акционерному обществу «АЛЬФА-БАНК» (далее — АЛЬФА-БАЕК) о признании незаконными неналожения ареста на денежные средства общества с ограниченной ответственностью «ЛТЕХ» в пределах 7 850 815 рублей 82 копеек, находящиеся на счетах NN 40702810302200001706, N 40702978202200000341, N 0702978902200000340, N 40702810202200001699, и возврата ответчиком заявителю исполнительного листа ВС N 032418717, выданного 22.07.2013 Басманным районным судом города Москвы по гражданскому делу N 2-2363/13; понуждении ответчика наложить арест на денежные средства общества «ЛТЕХ» в пределах 7 850 815 рублей 82 копеек, находящиеся на счетах N 40702810302200001706, N 40702978202200000341, N 40702978902200000340, N 40702810202200001699, и считать денежные средства арестованными с 24.10.2013; обязать ответчика принять к исполнению исполнительный лист ВС N 032418717, выданный 22.07.2013 Басманным районным судом города Москвы по гражданскому делу N 2-2363/13 и продолжить его дальнейшее исполнение; о наложении ареста по мере поступления денежных средств на счета общества «ЛТЕХ» до исполнения в полном объеме указанного исполнительного листа; понудить ответчика восстановить на расчетном счете N 40702810202200001699 общества «ЛТЕХ» денежные средства в размере 7 147 262 рублей 26 копеек, списанные 22.10.2013 АЛЬФА-БАНКОМ, и считать их арестованными по исполнительному листу от 22.07.2013 ВС N 032418717.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «ЛТЕХ».

В заседании приняли участие представители:

от заявителя — коммерческого банка «РОСЭНЕРГОБАНК» (истца) — Михалев А.В.;

от акционерного общества «АЛЬФА-БАНК» (ответчика) — Линник А.П.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «ЛТЕХ» (третьего лица) в судебное заседание не явился, что в силу части 2 статьи 291.10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Прониной М.В., выслушав представителя РОСЭНЕРГОБАНКА, поддержавшего доводы жалобы, а также представителя АЛЬФА-БАНКА, просившего оставить обжалуемые судебные акты без изменения, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:

в рамках рассмотрения дела N 2-2363/13 по иску РОСЭНЕРГОБАНКА к обществу «ЛТЕХ», обществу «Подъемные Технологии Центр», Мальвинскому Михаилу Владимировичу, Мальвинскому Дмитрию Игоревичу о солидарном взыскании задолженности по договору об открытии аккредитива с постфинансированием от 05.10.2012 N LC407026011-14 Басманным районным судом города Москвы в качестве обеспечительной меры вынесено определение от 18.07.07.2013 42 рублей 62 копеек за 1 евро).

В связи с наложением ареста на денежные средства судом выдан исполнительный лист 22.07.2013 серии ВС N 032418717, который 10.10.2013 был предъявлен взыскателем в АЛЬФА-БАНК для исполнения.

Письмом от 11.10.2013 АЛЬФА-БАНК возвратил взыскателю исполнительный лист с отметкой о частичном исполнении: 10.10.2013 наложен арест в размере 04 копеек на расчетный счет N 40702810302200001706, в размере 38 копеек на расчетный счет N 40702810202200001699, в связи с недостаточностью денежных средств на счетах.

Между тем АЛЬФА-БАНК после получения исполнительного листа не прекратил расходные операции по счетам должника, списав 22.10.2013 со счета общества «ЛТЕХ» N 40702810202200001699 денежные средства в общей сумме 7 147 262 рублей 26 копеек в погашение обязательств общества «ЛТЕХ» перед АЛЬФА-БАНКОМ, что подтверждается выпиской по счету.

Ссылаясь на то, что АЛЬФА-БАНКОМ не наложен арест на денежные средства в указанном в исполнительном листе размере, возврат исполнительного листа, дальнейшее проведение расходных операций по счетам должника после получения исполнительного листа об аресте денежных средств являются незаконными, РОСЭНЕРГОБАНК обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29.09.2014, в иске отказано.

Суды, руководствуясь частью 2 статьи 27, статьей 81 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пунктах 15, 16 Постановления от 12.10.2006 N 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер», пришли к выводу о том, что действия АЛЬФА-БАНКА по аресту денежных средств, находящихся на счетах общества «ЛТЕХ» на дату предъявления исполнительного листа, и последующего его возврата в адрес взыскателя являются обоснованными. Исполнение такой обеспечительной меры, как наложение ареста на поступающие в будущем на счет должника денежные средства возможно только при наличии прямого указания об этом в исполнительном листе. Исполнительный лист от 22.07.2013 серии ВС N 032418717 предъявлен в АЛЬФА-БАНК непосредственно взыскателем и не содержит требования о наложении ареста на денежные средства должника, которые будут поступать в будущем на счета должника.

Статья 81 Закона об исполнительном производстве регулирует вопросы наложения ареста на денежные средства, находящиеся в банке или иной кредитной организации, судебным приставом-исполнителем, в то время как в настоящем споре исполнительный лист был предъявлен к исполнению взыскателем.

Между тем судами не учтено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.

Таким образом, взыскатель имеет право выбора органа, который будет осуществлять исполнение в тех случаях, когда возможность исполнения, минуя службу судебных приставов, предусмотрена законом.

Согласно части 5 статьи 70 Закона об исполнительном производстве банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняет содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информируют взыскателя или судебного пристава-исполнителя.

В соответствии с пунктом 6 статьи 81 Закона об исполнительном производстве (введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ, вступил в силу с 01.01.2012), если денежные средства отсутствуют либо их недостаточно, банк или иная кредитная организация приостанавливает операции с имеющимися денежными средствами на счетах должника и (или) продолжает дальнейшее исполнение постановления о наложении ареста по мере поступления денежных средств на счета должника до исполнения в полном объеме указанного постановления или до снятия ареста судебным приставом-исполнителем.

Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 27 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»: при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест.

В соответствии с приведенными нормами права специальных указаний в исполнительном листе о возможности наложения ареста на будущие денежные средства не требуется. До отмены ареста у банка отсутствуют основания для проведения каких-либо операций по счету в пределах арестованной суммы.

Более того, в соответствии с частью 10 статьи 70 Закона об исполнительном производстве банк или иная кредитная организация заканчивает исполнение исполнительного документа: 1) после перечисления денежных средств в полном объеме; 2) по заявлению взыскателя; 3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.

Глава 3 Положения о порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателем, утвержденного Центральным Банком Российской Федерации 10.04.2006 за номером 285-П, предусмотрено всего два основания возврата банком исполнительного документа: отзыв исполнительного листа взыскателем, а также, если взыскание денежных средств по исполнительному документу произведено или прекращено в случаях, предусмотренных законодательством.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает такого основания для возврата исполнительного листа банком, как отсутствие у должника денежных средств на счете (счетах) на момент предъявления исполнительного листа к взысканию.

Ссылка судов на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» относительно обязательности указания в исполнительном листе о наложении ареста на денежные средства должника, которые поступят на его расчетный счет в будущем, является некорректной, поскольку спорный исполнительный лист выдан судом общей юрисдикции. Кроме того, данное постановление Пленума было принято с учетом действовавшего в тот период законодательства.

Меры по обеспечению иска направлены на полное, всестороннее и своевременное исполнение решения суда, а также на предотвращение причинения истцу значительного ущерба и подлежат немедленному исполнению.

Положения Закона об исполнительном производстве, касающиеся порядка исполнения исполнительных документов об обращении взыскания на денежные средства, должны применяться и в отношении исполнительных документов о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах должника в банке, поскольку в противном случае возможность реального обеспечения интересов взыскателя, в пользу которого приняты обеспечительные меры, поставлена в зависимость от того, имеются или не на счете должника денежные средства на дату поступления в банк исполнительного документа.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судами было допущено существенное нарушение норм материального права, влекущее отмену оспариваемых судебных актов.

В то же время в судебном заседании представитель истца заявил, что поддерживает только требования о признании незаконными действий АЛЬФА-БАНКА. Требования РОСЭНЕРГОБАНКА к обществу «ЛТЕХ» о взыскании денежных средств включены в третью очередь реестра кредиторов этого общества.

Представитель АЛЬФА-БАНКА сообщил, что общество «ЛТЕХ» признано банкротом, в отношение него открыто конкурсное производство. Платежным поручением от 28.04.2015 N 378 АЛЬФА-БАНК вернул Мещанскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по городу Москве 7 142 004 рубля 14 копеек, неправомерно списанных 22.10.2013 с расчетного счета общества «ЛТЕХ».

Поскольку в силу части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не может принять отказ истца от иска, а доводы сторон необходимо исследовать и оценить, дело подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенную правовую позицию, проверить доводы сторон, принять законный и обоснованный судебный акт.

Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2014 по делу N А40-162482/2013, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.09.2014 по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.

Председательствующий судья М.В. Пронина
Судья Н.В. Павлова
Судья А.Г. Першутов

Обзор документа

В качестве обеспечительной меры суд общей юрисдикции наложил арест на денежные средства, находящиеся на счетах в банках. Был выдан исполнительный лист. Взыскатель предъявил его в банк.

Последний возвратил взыскателю исполнительный лист с отметкой о частичном исполнении в связи с недостаточностью денежных средств. При этом банк не прекратил расходные операции по счетам должника.

Суды отказали в признании действий банка незаконными.

Но Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ не согласилась с выводами нижестоящих инстанций. При этом она отметила следующее.

На основании Закона об исполнительном производстве исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк непосредственно взыскателем.

Таким образом, взыскатель имеет право выбора органа, который будет осуществлять исполнение в тех случаях, когда возможность исполнения, минуя службу судебных приставов, предусмотрена законом.

Как установлено названным законом, если денежные средства отсутствуют либо их недостаточно, банк приостанавливает операции с имеющимися денежными средствами на счетах должника и (или) продолжает дальнейшее исполнение постановления о наложении ареста по мере поступления денежных средств на счета должника до исполнения в полном объеме указанного постановления или до снятия ареста приставом.

В силу Закона о банках и банковской деятельности при наложении ареста на денежные средства кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест.

В соответствии с приведенными нормами специальных указаний в исполнительном листе о возможности наложения ареста на будущие денежные средства не требуется. До отмены ареста у банка отсутствуют основания для проведения каких-либо операций по счету в пределах арестованной суммы.

Законодательство не предусматривает такого основания для возврата исполнительного листа банком, как отсутствие средств на счете (счетах) на момент предъявления исполнительного листа ко взысканию.

Положения Закона об исполнительном производстве, касающиеся порядка исполнения исполнительных документов об обращении взыскания на денежные средства, должны применяться и в отношении исполнительных документов об аресте денежных средств, находящихся на счетах должника в банке. В противном случае возможность реального обеспечения интересов взыскателя, в пользу которого приняты обеспечительные меры, поставлена в зависимость от того, имеются ли на счете должника денежные средства на дату поступления в банк исполнительного документа.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Возврат денежных средств по исполнительному листу

1 декабря 2024 Регистрация Войти
6 декабря 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 декабря 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Минфина России от 27 сентября 2021 г. № 137н «Об утверждении Общих требований к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей»

Обзор документа

Приказ Минфина России от 27 сентября 2021 г. № 137н «Об утверждении Общих требований к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей»

29 октября 2021

В соответствии с пунктом 3 статьи 40 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2021, N 27, ст. 5072), частью 4 1 статьи 21 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.

4179; 2016, N 7, ст. 916) приказываю:

Утвердить прилагаемые Общие требования к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей.

Министр А.Г. Силуанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 октября 2021 г.
Регистрационный № 65582

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 27.09.2021 N 137н

Общие требования
к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей

1. Настоящий документ определяет общие требования к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2021, N 27, ст. 5179) (далее — Федеральный закон N 210-ФЗ), а также платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением платежей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, а также платежей, порядок возврата которых устанавливается федеральными законами (далее — Общие требования).

2. Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей, указанных в пункте 1 Общих требований, осуществляется в соответствии с Общими требованиями или нормативными правовыми актами, регулирующими порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей, принятыми в соответствии с федеральными законами.

3. Излишне уплаченный (взысканный) платеж подлежит возврату по письменному заявлению или заявлению, представленному в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи, включая использование федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал) или региональных порталов государственных и муниципальных услуг, и подписанному простой электронной подписью, ключ которой получен в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года N 33 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 5, ст. 377; 2021, N 1, ст. 114), или усиленной квалифицированной электронной подписью, или усиленной неквалифицированной электронной подписью заявителя — физического лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, допустимость использования которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, плательщика, его представителя (далее соответственно — Заявление на возврат, Заявитель, представитель Заявителя), в течение 30 календарных дней, следующих за днем регистрации Заявления на возврат администратором доходов бюджета или получателем денежных средств, не являющимся администратором доходов бюджета, оказывающим государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.

4179; 2021, N 1, ст. 48) (далее соответственно — администратор доходов бюджета, получатель денежных средств).

4. Заявление на возврат представляется администратору доходов бюджета (получателю денежных средств) Заявителем, представителем Заявителя способами, предусмотренными пунктом 3 Общих требований, с учетом технических возможностей администратора доходов бюджета (получателя денежных средств).

5. Заявление на возврат излишне уплаченного в ходе проведения исполнительных действий платежа представляется администратору доходов бюджета (получателю денежных средств) Заявителем, чья обязанность по уплате платежа исполнялась, представителем Заявителя.

В случае отмены или изменения судебного акта, акта органа или должностного лица, на основании которого был выдан исполнительный документ, отмены или признания недействительным исполнительного документа Заявление на возврат представляется администратору доходов бюджета (получателю денежных средств) Заявителем, чья обязанность по уплате платежа исполнялась, представителем Заявителя с приложением копии судебного акта, акта органа или должностного лица, на основании которого был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, которые были отменены, изменены или признаны недействительными.

6. Возврат излишне уплаченного (взысканного) платежа осуществляется на банковский счет Заявителя, представителя Заявителя (в случае наличия права представителя Заявителя получать денежные средства за Заявителя), открытый в кредитной организации и указанный в Заявлении на возврат.

7. Заявление на возврат должно содержать следующие сведения:

1) для физических лиц:

фамилия, имя, отчество (при наличии) Заявителя, представителя Заявителя (в случае подачи Заявления на возврат представителем Заявителя);

идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);

страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии);

реквизиты документа, удостоверяющего личность Заявителя, представителя Заявителя (наименование документа, серия, номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ);

реквизиты документа, подтверждающего право представителя Заявителя действовать от имени Заявителя (в случае подачи Заявления на возврат представителем Заявителя);

уникальный идентификатор начисления (при наличии);

уникальный идентификатор платежа (при наличии);

наименование платежа, денежные средства в уплату которого подлежат возврату;

сумма возврата цифрами и прописью (в валюте Российской Федерации);

причина возврата платежа;

реквизиты банковского счета, открытого в кредитной организации в валюте Российской Федерации;

адрес электронной почты, в случае отсутствия электронной почты — почтовый адрес;

номер контактного телефона (при наличии);

2) для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав крестьянских (фермерских) хозяйств:

фамилия, имя, отчество (при наличии) Заявителя, представителя Заявителя (в случае подачи Заявления на возврат представителем Заявителя);

идентификационный номер налогоплательщика;

реквизиты документа, удостоверяющего личность Заявителя, представителя Заявителя (наименование документа, серия, номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ);

реквизиты документа, подтверждающего право представителя Заявителя действовать от имени Заявителя (в случае подачи Заявления на возврат представителем Заявителя);

уникальный идентификатор начисления (при наличии);

уникальный идентификатор платежа (при наличии);

наименование платежа, денежные средства в уплату которого подлежат возврату;

сумма возврата цифрами и прописью (в валюте Российской Федерации);

причина возврата платежа;

реквизиты банковского счета, открытого в кредитной организации в валюте Российской Федерации;

адрес электронной почты, в случае отсутствия электронной почты — почтовый адрес;

номер контактного телефона (при наличии);

3) для юридических лиц:

полное, сокращенное (при наличии), фирменное (при наличии) наименование юридического лица;

идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет;

фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя Заявителя;

реквизиты документа, удостоверяющего личность представителя Заявителя (наименование документа, серия, номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ);

реквизиты документа, подтверждающего право представителя Заявителя действовать от имени Заявителя;

уникальный идентификатор начисления (при наличии);

уникальный идентификатор платежа (при наличии);

наименование платежа, денежные средства в уплату которого подлежат возврату;

сумма возврата цифрами и прописью (в валюте Российской Федерации);

причина возврата платежа;

реквизиты банковского счета, открытого в кредитной организации в валюте Российской Федерации;

адрес электронной почты, в случае отсутствия электронной почты — почтовый адрес;

номер контактного телефона (при наличии).

8. Заявление на возврат представляется Заявителем, представителем Заявителя с приложением:

согласия субъекта персональных данных на их обработку и распространение в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2021, N 27, ст. 5159);

копии расчетного документа Заявителя (копии распоряжения физического лица и (или) копии письма кредитной организации (ее филиала), организации федеральной почтовой связи, платежного агента, подтверждающего факт включения распоряжения физического лица в платежное поручение на перечисление платежа), полученных в том числе с использованием электронного сервиса кредитных организаций (далее — документы, подтверждающие факт уплаты платежа);

копии документов, подтверждающих право Заявителя на возврат денежных средств, и (или) подтверждающих наименование Заявителя — юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) Заявителя — физического лица, чья обязанность по уплате платежа исполнялась, в случае изменения данных Заявителя, и (или) подтверждающих право представителя Заявителя действовать от его имени, подтверждающих наличие права представителя Заявителя получать денежные средства за Заявителя (далее — документы, подтверждающие право Заявителя на возврат).

Документы, подтверждающие право Заявителя на возврат, документы, подтверждающие факт уплаты платежа (за исключением копии распоряжения плательщика (копии распоряжения физического лица), должны быть оформлены на бланке организации, выдавшей документ и подписаны ее руководителем (уполномоченным им лицом), и (или) оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к доверенностям.

Документы, подтверждающие факт уплаты платежа, не представляются при наличии информации об уплате платежа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

9. Администратор доходов бюджета (получатель денежных средств) в течение 10 рабочих дней, следующих за днем регистрации им Заявления на возврат, осуществляет проверку:

соответствия Заявления на возврат требованиям пунктов 7 и 8 Общих требований;

факта зачисления платежа;

наличия права на возврат денежных средств;

соответствия требованиям ограничения возврата денежных средств, установленным законодательством Российской Федерации (при наличии).

10. В случае отсутствия в Заявлении на возврат сведений, предусмотренных пунктом 7 Общих требований, и (или) отсутствия документов, указанных в пункте 8 Общих требований, администратор доходов бюджета (получатель денежных средств) уведомляет Заявителя, представителя Заявителя о невозможности рассмотрения Заявления на возврат с мотивированным объяснением причин невозможности его рассмотрения в течение срока, установленного пунктом 9 Общих требований, путем направления Заявителю, представителю Заявителя соответствующего уведомления одним из перечисленных способов с учетом технических возможностей администратора доходов бюджета (получателя денежных средств):

на адрес электронной почты или почтовый адрес;

по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица администратора доходов бюджета (получателя денежных средств);

в личный кабинет Заявителя на Едином портале или региональных порталах государственных и муниципальных услуг в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица администратора доходов бюджета (получателя денежных средств).

11. В случае положительного результата проведения предусмотренной пунктом 9 Общих требований проверки:

1) администратор доходов бюджета:

в течение срока, установленного пунктом 9 Общих требований, принимает решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа;

в течение 5 рабочих дней, следующих за днем принятия решения о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа, представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата денежных средств Заявителю, представителю Заявителя (в случае наличия права представителя Заявителя получать денежные средства за Заявителя) в соответствии с порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации 1 ;

2) получатель денежных средств:

в течение срока, установленного пунктом 9 Общих требований, принимает решение о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа;

в течение 5 рабочих дней, следующих за днем принятия решения о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа, обеспечивает возврат денежных средств Заявителю, представителю Заявителя (в случае наличия права представителя Заявителя получать денежные средства за Заявителя).

12. В случае отрицательного результата проведения предусмотренной пунктом 9 Общих требований проверки администратор доходов бюджета (получатель денежных средств):

в течение срока, установленного пунктом 9 Общих требований, принимает решение об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного (взысканного) платежа;

в течение 5 рабочих дней, следующих за днем принятия решения об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного (взысканного) платежа, уведомляет Заявителя, представителя Заявителя о принятом решении об отказе в осуществлении такого возврата путем направления Заявителю соответствующего уведомления одним из перечисленных способов с учетом технических возможностей администратора доходов бюджета (получателя денежных средств):

на адрес электронной почты или почтовый адрес;

по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица администратора доходов бюджета (получателя денежных средств);

в личный кабинет Заявителя на Едином портале или региональных порталах государственных и муниципальных услуг в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица администратора доходов бюджета (получателя денежных средств).

1 В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2021, N 27, ст. 5072).

Обзор документа

Минфин определил общие требования к возврату излишне внесенных (взысканных) платежей за оказание:

— государственных и муниципальных услуг;

— услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ);

— услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Речь также идет о платежах — источниках формирования доходов бюджетов (за исключением, в частности, налоговых доходов), об иных платежах, информация по которым передается в ГИС ГМП.

Возврат будет производиться в течение 30 календарных дней с момента регистрации соответствующего заявления, поданного через Единый портал госуслуг или региональные порталы. Средства будут перечислены на банковский счет, указанный в заявлении. Также отражается причина возврата и ряд иных сведений.

Перечислены прилагаемые документы.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Можно ли вернуть деньги, изъятые судебными приставами? Как это сделать?

Исполнительное производство Федеральной службы судебных приставов подразумевает, что ведомство имеет право списывать средства со счетов должника в пользу заявителя.

Лихачёв Василий · 2024-05-25 13:07:50

  • Почему могут списать деньги?
  • Случаи, когда деньги, списанные приставами, можно вернуть
  • Какие законы регулируют возврат средств приставами?
  • Процесс возвращения денег от приставов
  • Что делать, если в возврате отказали?
  • Комментарии

Исполнительное производство Федеральной службы судебных приставов подразумевает, что ведомство имеет право списывать средства со счетов должника в пользу заявителя. Однако бывают ситуации, когда деньги можно потребовать обратно. Например, если средства не подлежат списанию или долг уже был погашен.

Почему могут списать деньги?

Практически во всех организациях, в том числе в банках и других финансовых структурах, весь документооборот уже давно ведется в электронном формате. Благодаря этому удается сократить трудозатраты, время и улучшить качество обслуживания.

Электронный документооборот между банками и ФССП был введен в России в 2010 году. Теперь ответы на все запросы также поступают в течение нескольких дней на электронную почту, а не на бумажном носителе.

Направлять запрос в Федеральную службу судебных приставов могут также представители других государственных структур и ведомств, ответы они получают из базы данных. Чаще всего, такого взаимодействия требуют:

  • ГИБДД. Направляются запросы о транспортных средствах, которые имеются у должника.
  • Налоговая служба. Суд может получить информацию о юридическом статусе лица, его доли в капитале, недвижимости и других активах.
  • Пенсионный фонд предоставляет сведения о выплатах, которые получает должник – помощь государства, заработная плата, пенсии.
  • Вопросами недвижимости занимается Росреестр, он и дает возможность узнать, что находится во владении у должника.

В соглашении об электронном документообороте четко сказано, что банк, предоставляя информацию о сумме средств, не обязан давать сведения об их поступлении. То есть, другие ведомства, направляя запрос, не будут знать, откуда эти деньги – зарплата, льготы или просто переводы между счетами.

В этом заключается один из главных недостатков как соглашения между государственными структурами, так и электронного документооборота в целом.В законодательстве России указано, что льготы и пособия не могут быть списаны за долги, однако о том, что это именно государственная помощь, структуры узнать не могут. Кроме того, нельзя списывать алименты на ребенка.

Случаи, когда деньги, списанные приставами, можно вернуть

В Федеральном законе № 229 указано, что удерживать средства приставы могут только на основании исполнительных документов. Параллельно с этим, должнику предоставляются права, позволяющие обжаловать действия представителей судебных органов власти, если они оказались незаконными или превышающими полномочия.

Потребовать разморозить счет или вернуть деньги можно в следующих случаях:

  • Если списание произошло по ошибке, например, из-за совпадения фамилии или других данных.
  • Если списано гораздо больше средств, чем это постановлено судом.
  • Если исполнительный документ был отменен или утратил свою силу.
  • Если человек был освобожден от уплаты исполнительского сбора или имеет ряд льгот.

Кроме того, потребовать деньги обратно можно даже в случаях, если долг был погашен за счет продажи имущества. Например, денег с реализации квартиры или земельного участка хватило, чтобы удовлетворить требования банка. Теперь должник имеет право получить разницу обратно, если такая имеется.

В случаях, когда приставы не вернули средства, следует писать заявление на возврат.

Сложности возникают, чаще всего, на этапе, когда взыскатель уже получил деньги от приставов. Однако основных положений закона это не меняет, должник может вернуть средства, если на это есть основания, а всей процедурой занимаются приставы.

Какие законы регулируют возврат средств приставами?

С помощью юриста потребовать вернуть деньги будет проще, так как для этого требуется законное обоснование. Основными постановлениями, регламентирующими этот процесс, являются:

  1. Федеральный закон № 229.
  2. Если деньги возвращает государство – Бюджетный кодекс России.
  3. Когда речь идет о возврате исполнительского сбора – Постановление Правительства №550.
  4. Если деньги списаны по ошибке – Письмо ФСПП № 00011.

Как видно, каждый из документов работает в конкретно возникших ситуациях. Кроме того, нередко должники и те, у кого деньги списаны по ошибке, ссылаются на Гражданский кодекс – там указано, что делать, если действия приставов повлекли за собой негативные последствия. Также могут применяться статьи Кодекса об административном судопроизводстве.

Процесс возвращения денег от приставов

Перед тем, как заниматься возвратом средств, нужно подтвердить все основания для этого. В первую очередь, обжалуется постановление суда или же доказывается ошибочность списания средств со счета. В заявлении нужно указать всю доказательную базу, в том числе, виды начислений. Заявление на возврат оформляется на имя руководителя ФССП того отделения, где находится ваше дело.

Документы вместе с заявлением можно подать как лично, так и по почте заказным письмом.

Далее все зависит от того, где сейчас находятся деньги. Они могут быть переведены взыскателю или на депозитный счет самой службы судебных приставов. Если долг государственный, они попадают в российский бюджет. Результаты могут быть следующими:

  1. Средства, находящиеся на депозите ведомства, возвращаются автоматически в течение пяти дней.
  2. Если деньги уже в бюджете, распоряжение направляется туда и весь процесс длится около месяца.
  3. Если деньги получены взыскателем, конкретных сроков нет, так как вторая сторона может отказаться возвращать средства. В этом случае приставы обязаны предпринять дополнительные меры.

Если суд отказывает в возврате, решение можно оспорить. При положительном ответе суда придет уведомление в письменной форме.

Что делать, если в возврате отказали?

Чаще всего, при качественной доказательной базе, решение о возврате средств принимается быстро и в пользу заявителя. Сложности возникают, если аргументов для суда оказалось недостаточно или взыскатель отказывается выполнять предписанные судом обязательства.

Во втором случае ситуация меняется и теперь человек, который был должником, становится взыскателем и имеет право требовать от приставов принять меры по урегулированию ситуации. Когда же суд отказал в прошении по другим причинам, например, отсутствие веских оснований, действовать нужно в общепринятом порядке: подать жалобу оспорить решение. В этом случае лучше всего заручиться поддержкой юриста, который сможет грамотно обосновать ваши требования.

Иногда действия приставов признаются неправомерными. С должника снимаются обвинения и выдвинутые требования, а по отношению к виновным возбуждается уголовное дело. Чаще всего это происходит из-за превышения должностных полномочий.

Если есть подозрения на умышленное нарушение закона, заявление подается в полицию, где будет принято решение о дальнейших действиях.

Если у вас возникла ситуация с изъятием денег судебными приставами получить юридическую помощь можно на нашем сайте.

admin
Оцените автора
Ракульское