Статья 391.9 ГПК РФ. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора

Перечень и полномочия лиц, имеющих право возбуждать судебно-надзорное производство, определены ст. 391.1 ГПК. В качестве субъектов, обладающих правом принесения надзорных жалобы, представления, могут выступать:

— лица, участвующие в деле; их правопреемники и представители, при соответствующем оформлении своих полномочий;

— другие лица, если их права, свободы и законные интересы нарушены обжалуемыми судебными постановлениями.

Данное правило впервые введено действующим ГПК и корреспондирует с безусловным основанием для отмены судебного постановления, если судом решен вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (например, п. 4 ч. 2 ст. 364 ГПК).

Эти лица должны обладать процессуальной право- и дееспособностью, несмотря на то что не привлекались к участию в деле; из прилагаемых ими документов к надзорной жалобе должно явно следовать нарушение обжалуемым судебным актом их прав, свобод и законных интересов; защита указанных нарушенных прав, свобод и интересов подведомственна судам общей юрисдикции;

— Генеральный прокурор РФ и его заместители. Они имеют право обратиться с представлением в Президиум Верховного Суда РФ. Однако их обращение с представлением в порядке надзора ограничено условием: ранее в деле должен был участвовать прокурор. Данное ограничение обусловлено унификацией российского и международного процессуального права;

— Председатель Верховного Суда РФ или заместитель Председателя Верховного Суда РФ (ч. 1 ст. 391.11 ГПК). При этом Председатель Верховного Суда РФ или заместитель Председателя Верховного Суда РФ имеет право внести в Президиум Верховного Суда РФ мотивированное представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора при наличии совокупности следующих условий:

— поступление жалобы от заинтересованных лиц или представления прокурора в порядке ч. 2 ст. 391.11 ГПК;

Объекты: часть 2 статьи 391.1

Срок: судебные постановления могут быть обжалованы в порядке надзора в течении трёх месяцев со дня вступления их в законную силу.

Срок подачи надзорной жалобы, представления в президиум Верховного Суда Российской Федерации, пропущенный по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен судьей соответствующей судебной коллегии.

Заявление о восстановлении пропущенного срока подачи надзорной жалобы, представления рассматривается судьей без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения данного заявления судья выносит определение о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении. +часть 4 статьи 391.2

Порядок подачи жалобы

Надзорная жалоба или представление прокурора подаются непосредственно в суд надзорной инстанции. Действующим законом, как отмечалось ранее, установлен единственный судебный орган, осуществляющий полномочия по судебному надзору, — это Президиум Верховного Суда РФ.

Действующий ГПК по существу содержит два порядка обращения заинтересованных лиц в орган, осуществляющий пересмотр судебных постановлений в порядке надзора, — Президиум Верховного Суда РФ, которые различаются по основаниям, срокам и способам обращения.

Первый порядок обращения в надзорную инстанцию — непосредственное обращение.

Заинтересованные лица, указанные в ст. 391.1 ГПК, могут обратиться с надзорными жалобой, представлением непосредственно в Президиум Верховного Суда РФ. В этом случае срок обращения составляет три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Основанием для обращения в этом случае может являться нарушение обжалуемым судебным постановлением:

— прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

— прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов;

— единообразия в толковании и применении судами норм права (ст. 391.9 ГПК).

В этом случае заинтересованными лицами оформляется надзорная жалоба или представление прокурора в соответствии с требованиями ст. 391.3 ГПК (указать); прилагаются необходимые документы; в случаях, установленных в законе, оплачивается государственная пошлина.

Второй порядок обращения в надзорную инстанцию — опосредованная подача надзорной жалобы.

Заинтересованные лица, указанные в ст. 391.1 ГПК, могут направить надзорные жалобу, представление Председателю Верховного Суда РФ или его заместителю. В этом случае надзорная жалоба или представление прокурора могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.

Однако основаниями для подачи данной надзорных жалобы или представления должны являться обстоятельства, которые нашли закрепление в качестве правовых принципов российского гражданского судопроизводства, в том числе в Конвенции по защите прав человека и основных свобод и результатах деятельности Европейского суда по правам человека.

Целями подачи надзорных жалоб, представлений в этих случаях должны являться устранение фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных действующим ГПК, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

Выбор заинтересованной стороной непосредственного или опосредованного порядка обращения с надзорными жалобой, представлением не влияет на общий порядок и сроки рассмотрения их в Президиуме Верховного Суда РФ.

Статья 391.9 ГПК РФ. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

Комментарий к Статье 391.9 ГПК РФ

Одной из новелл надзорного производства, закрепленных ФЗ от 09.12.2010 N 353-ФЗ, стало кардинальное изменение оснований для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора. Статья 391.9 ГПК РФ закрепляет исчерпывающий перечень оснований:

1) если обжалуемое судебное постановление нарушает права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.

Права гражданина представляют собой естественные правомочия, получившие закрепление в нормативных правовых актах конкретного государства. Права гражданина обязательно закреплены в конституции и иных законодательных актах, а следовательно, государством обязательно провозглашается и обеспечивается их защита. В частности, права граждан Российской Федерации закреплены Конституцией и иными законодательными актами РФ.

Наряду с категорией «права» в ст. 391.9 ГПК РФ употребляется термин «свободы». Сюда относится: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д.

По смыслу и содержанию данной статьи эти категории можно считать равными.

Анализ ст. 391.9 ГПК РФ позволяет заметить, что законодатель выходит за рамки нормативных правовых актов РФ, устанавливающих права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Это объясняется действием ч. 4 ст.

15 Конституции, которая составной частью правовой системы РФ признает общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод, что отражено в Постановлении Пленума ВС РФ от 10.10.2003 N 5;

2) если обжалуемое судебное постановление нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы. Под законными интересами следует понимать юридическую дозволенность лица, не противоречащую материальному и процессуальному закону. В отличие от субъективных прав с законными интересами не корреспондирует чья-либо обязанность.

С 1 февраля 2003 г. в гражданское судопроизводство было впервые введено понятие «неопределенный круг лиц». Тем не менее законодатель не разъяснил понятие «неопределенный круг лиц», сделав единственную ссылку: на кого возлагается обязанность по защите интересов неопределенного круга лиц. На основании ст. 45 ГПК РФ право защиты неопределенного круга лиц предоставлено прокурору, а на основании ст.

46 ГПК РФ — органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям или гражданам в случаях, предусмотренных законом. Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, когда установление их точного количества не требуется и (или) не представляется возможным.

Формой обращения органов прокуратуры за защитой неопределенного круга лиц в порядке надзорного производства является подача им надзорного представления.

Под иными публичными интересами следует понимать интересы общества и государства в целом;

3) если обжалуемое судебное постановление нарушает единообразие в толковании и применении судами норм права. Единообразное толкование и применение судами норм права возложено Конституцией на ВС РФ (ст. 126 Конституции). Последний способствует единообразному толкованию и применению норм права посредством:

— официального опубликования обзоров судебной практики и ответов на возникшие у судов вопросы в применении законодательства;

— постановлений Пленума ВС РФ по вопросам судебной практики;

— постановлений Президиума ВС РФ;

— определений Судебных коллегий ВС РФ.

Толкование правовых норм представляет собой уяснение смысла, буквы, духа применяемого закона . Для гражданского судопроизводства при вынесении судебных постановлений вопрос толкования норм права, как процессуальных, так и материальных, является принципиально важным с точки зрения соблюдения конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (см. часть 1 статьи 19 Конституции России).
———————————
Алексеев С.С. Право. М., 1999.

С. 10.

Особенно актуальным в последнее время стал вопрос применения норм международного права после ратификации Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ФЗ от 30.03.1998 N 54-ФЗ). Данная Конвенция подлежит непосредственному применению на территории РФ. Одна из особенностей данного международного соглашения состоит в том, что контроль за соблюдением государством этого договора возложен на международную организацию — ЕСПЧ.

Таким образом, если государственные или муниципальные органы РФ, включая суды, допустят нарушения норм международного права, то Россия может быть привлечена к международно-правовой ответственности. Необходимо отметить, что решения и постановления ЕСПЧ не содержат международно-правовые нормы, однако такие судебные акты создают практику толкования положений, содержащихся в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ставшей частью правовой системы Российской Федерации согласно п. 4 ст. 15 Конституции.

Поэтому необходимо знание не только содержания соответствующих конвенционных положений, но и практики их применения ЕСПЧ.

Перечисленные выше основания для отмены судебного постановления в порядке надзора носят исчерпывающий характер. Необходимо заметить, что все они уже в какой-то степени обосновывались учеными-процессуалистами и апробированы практикой. Сегодня они представлены как крайне актуальные и выражающие сущность современного надзорного производства в гражданском судопроизводстве.

Другой комментарий к Ст. 391.9 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Комментарий к статье 391.9 ГПК в процессе написания. Заходите позже.

Статья 391.10 ГПК РФ. Порядок и срок рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

2. Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных жалобы, представления.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по правилам, предусмотренным главой 10 настоящего Кодекса. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, вынесший определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации данных надзорных жалобы, представления с делом.

4. Надзорные жалоба, представление с делом рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

5. В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Указанные лица могут допускаться к участию в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 155.1 настоящего Кодекса.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации принимает участие Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель.

6. Надзорные жалоба, представление с делом, рассматриваемые в порядке надзора в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации, докладываются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

7. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

8. Лица, указанные в части четвертой настоящей статьи, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

9. По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление.

10. При рассмотрении надзорных жалобы, представления с делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

11. О принятом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

Комментарий к Статье 391.10 ГПК РФ

1. Следующим этапом надзорного производства является рассмотрение дела в судебном заседании Президиума ВС РФ. Основанием для рассмотрения надзорной жалобы (представления) является определение судьи ВС РФ о передаче последних с делом для рассмотрения. Процессуальной формой рассмотрения соответствующих жалоб (представлений), прошедших предварительную проверку на их соответствие требованиям процессуального закона, является проведение судебного заседания. Правила проведения судебного заседания в суде надзорной инстанции идентичны тем, которые существуют для рассмотрения гражданского дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций (см. подробнее, например, ст.

155, 156, 158, 159 ГПК РФ). Кроме того, проведение судебного заседания невозможно без общей и правовой культуры .
———————————
См. подробнее: Ликас А.Л. Культура правосудия. М., 1990.

При проведении судебного заседания следует также учитывать Постановление Пленума ВС РФ от 07.02.1967 N 35 «Об улучшении организации судебных процессов и повышении культуры их проведения» (в ред. от 06.02.2007). Как указано в ч. 7 этого Постановления, судам апелляционной, кассационной и надзорной инстанций при рассмотрении дел следует не оставлять без реагирования ни один факт нарушения закона, процессуального упрощенчества, неэтичного поведения судей и принимать меры к предупреждению подобных нарушений в дальнейшем.

2. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом ВС РФ посредством: заказного письма с уведомлением о вручении; телефонограммой; телеграммой; по факсимильной связи; с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения.

Заинтересованные лица должны быть уведомлены о предстоящем судебном заседании Президиума ВС РФ с таким расчетом, чтобы они имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд. Однако в силу действия принципов диспозитивности и состязательности фактическое участие в судебном заседании лиц, участвующих в деле, не является обязательным ни для них самих, ни для суда, рассматривающего надзорную жалобу (представление).

Вместе с извещением о времени и месте предстоящего судебного заседания по рассмотрению надзорной жалобы (представления) лица, участвующие в деле, получают копии определения о передаче соответствующей надзорной жалобы (представления) и копии надзорной жалобы (представления).

3. С частью 3 ст. 391.10 корреспондирует ст. 17 ГПК РФ, устанавливающая недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела.

Так, Председатель ВС РФ или заместитель Председателя ВС РФ, вынесший определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, не может участвовать в рассмотрении Президиумом ВС РФ данных надзорных жалобы, представления с делом.

4. Срок рассмотрения надзорной жалобы (представления) начинает свой отсчет с вынесения судьей ВС РФ определения о передаче надзорной жалобы (представления) в Президиум ВС РФ для рассмотрения. Часть 4 ст. 391.10 ГПК РФ устанавливает правило, которое не позволяет рассматривать надзорную жалобу (представление) более чем два месяца со дня вынесения судьей определения, что соответствует задачам гражданского судопроизводства (ст.

2 ГПК РФ) и положению ст. 6.1 ГПК РФ о разумном сроке судопроизводства и разумном сроке исполнения судебного постановления.

5. Пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора возможен только в случае обращения в ВС РФ посредством подачи надзорной жалобы, если права и законные интересы заявителя непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. В случае если прокурор обращается в ВС РФ, то формой такого обращения будет подача надзорного представления. Однако ГПК РФ существенно сократил круг должностных лиц органов прокуратуры, полномочных обращаться в ВС РФ, оставив такое право исключительно за Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

В противном случае подача надзорной жалобы (представления) лицом, не имеющим полномочий, должна влечь возвращение такой жалобы (представления) без рассмотрения.

6. Рассмотрение надзорной жалобы (представления) в Президиуме ВС РФ начинается с доклада судьей ВС РФ.

7. В своем докладе судья обязательно должен:

— изложить обстоятельства дела;

— указать на содержание судебных постановлений, принятых по делу;

— представить доводы надзорной жалобы (представления), послужившие основаниями для их рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

8. Лица, участвующие в деле, выступают в судебном заседании суда надзорной инстанции посредством дачи объяснений по делу. Объяснения по обстоятельствам дела, как правило, даются в устной форме. Объяснения лиц, участвующих в деле, в письменной форме оглашаются председательствующим, его заместителем либо судьей, выполняющим его полномочия.

Последовательность объяснений установлена ст. 391.10 ГПК. Так, первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу (представление).

Далее выступают остальные лица, участвующие в деле, аналогично рассмотрению дела в суде первой инстанции.

9. Надзорное постановление выносится в специальном помещении — совещательной комнате. После объяснений лиц, участвующих в деле, суд удаляется в совещательную комнату для вынесения соответствующего процессуального акта. По результатам рассмотрения надзорной жалобы (представления) Президиум ВС РФ принимает постановление.

Последнее должно содержать реквизиты, указанные в ст. 391.13 ГПК.

10. Традиционным является правило относительно принятия судебных актов. Так, при рассмотрении надзорной жалобы (представления) все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

11. Независимо от того, участвовали ли фактически в судебном заседании при рассмотрении надзорной жалобы (представления) лица, участвующие в деле, им сообщается о результатах такого рассмотрения и о принятом Президиумом ВС РФ постановлении.

Другой комментарий к Ст. 391.10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Комментарий к статье 391.10 ГПК в процессе написания. Заходите позже.

Статья 391.9 ГПК РФ. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:
1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

Комментарий к статье 391.9 ГПК РФ

1. Закрепленные в комментируемой статье основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора совпадают с основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов арбитражных судов (ст. 304 АПК). Для изменения или отмены соответствующего судебного постановления достаточно одного из перечисленных оснований, всей их совокупности не требуется.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч.1 ст. 17 Конституции РФ). В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая эти конституционные положения, а также положение ч.1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.

Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в главе 2 Конституции РФ (равенство перед законом и судом, неприкосновенность частной жизни, право собственности, право на жилище, право на образование и др.). В то же время необходимо учитывать, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст. 55 Конституции РФ).

Следовательно, нарушение таких прав и свобод также может явиться основанием для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.

Международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы (ч.4 ст. 15 Конституции РФ). Согласно п.»а» ст. 2 Федерального закона от 15 июня 1995 года «О международных договорах Российской Федерации» под международным договором РФ надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.).

Правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов РФ.

Согласно пункту «b» ч.3 ст. 31 Венской конвенции при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования. Россия как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»).

Поэтому применение судами названной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

2. Нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц применительно к п.2 ст. 391.9 ГПК может иметь место, например, в случаях, когда судебным постановлением проверялась законность нормативного правового акта, одним из существенных признаков которого как раз и является наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц. Судебные постановления по таким делам фактически затрагивают права, свободы и законные интересы не только заявителя, но и всех иных лиц, подпадающих под сферу действия нормативного правового акта.

В этих случаях можно говорить и о том, что незаконным постановлением нарушаются публичные интересы одной из ветвей государственной (публичной) власти — судебной, задачами которой в гражданском судопроизводстве являются правильное и своевременное рассмотрение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Понятие «публичные интересы» ГПК не раскрывает, в связи с чем его толкование на практике вызывает определенные сложности, поскольку вывод о нарушении соответствующим судебным постановлением публичных интересов должен быть мотивирован. При рассмотрении 24 июня 2009 года в порядке надзора дела по иску К. к войсковой части о взыскании задолженности по заработной плате Президиум Верховного Суда РФ отменил состоявшиеся по делу судебные постановления и указал, что войсковая часть является государственным учреждением и финансируется исключительно из федерального бюджета; незаконное взыскание бюджетных средств нарушает общественные (т.е. публичные) интересы в целевом расходовании бюджетных средств.

_______________
БВС РФ. 2010. N 1.

3. Под единством судебной практики следует понимать правильное и единообразное применение судами на всей территории РФ федерального законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел. Нарушением единства судебной практики может считаться вынесение определений, противоречащих постановлениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащим разъяснения по вопросам судебной практики; постановлениям Президиума Верховного Суда РФ, определениям Судебной коллегии по гражданским делам и Кассационной коллегии Верховного Суда РФ по конкретным делам, содержащим толкования норм материального и процессуального права; материалам официально опубликованных Верховным Судом РФ обзоров судебной практики и ответов на возникшие у судов вопросы в применении законодательства. Представляется, что изложенное полностью применимо и к иным судебным постановлениям, названным в ч.2 ст.

391 ГПК.

_______________
Дело Верховного Суда РФ N 3пв06
О наличии оснований для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора можно говорить и в тех случаях, когда они приняты без учета постановлений Конституционного Суда РФ о толковании положений Конституции РФ, подлежащих применению в данном деле, и о признании соответствующими либо не соответствующими Конституции РФ нормативных правовых актов, а также постановлений Европейского суда по правам человека, в которых дано толкование положений конвенции о защите прав человека и свобод, подлежащих применению в данном деле.

Консультации и комментарии юристов по ст 391.9 ГПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 391.9 ГПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

admin
Оцените автора
Ракульское