Статья 341. Нарушение правил несения пограничной службы

1. Нарушение правил несения пограничной службы лицом, входящим в состав пограничного наряда или исполняющим иные обязанности пограничной службы, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, –

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, –

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Нарушение правил несения пограничной службы вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, –

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

1. Непосредственный объект преступления – установленный порядок несения пограничной службы по обеспечению неприкосновенности Государственной границы РФ и безопасности государства.

Пограничная служба – это государственная военная организация, составляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов. Пограничная служба Федеральной службы безопасности РФ подчинена директору ФСБ. Несение службы в составе пограничного наряда и выполнение иных обязанностей пограничной службы являются осуществлением боевой задачи.

Военнослужащие-пограничники вправе применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу и служебных собак в порядке и случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 комментируемой статьи, относятся к преступлениям средней, а ч. 3 – небольшой тяжести.

2. С объективной стороны преступление состоит в нарушении правил несения пограничной службы. Они могут выражается, например, в самовольном прекращении службы пограничным нарядом, сне во время службы, пропуске через границу контрабанды, нарушении порядка применения оружия, несообщении о нарушении границы, ведении переговоров и обмене предметами с гражданами сопредельного государства, отвлечении от несения службы.

Нарушением установленных правил несения пограничной службы признается действие или бездействие, выразившееся в отступлении от требований соответствующих нормативных актов. При квалификации преступления их необходимо установить и указать в процессуальных документах, какие именно нормы были не соблюдены и в чем конкретно выразились нарушения.

Обязательным условием уголовной ответственности является фактическое причинение вследствие нарушения правил несения пограничной службы вреда интересам, безопасности государства, либо возможность его причинения.

Вред может выражаться в противоправном изменении прохождения Государственной границы РФ, в нарушении юридическими или физическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу, причинении вреда населению приграничной зоны в результате внешнего посягательства и т.п.

Возможность наступления вреда определяется в каждом конкретном случае, когда допущенные нарушения создали реальные предпосылки причинения вреда безопасности государства, но он не наступил, так как был предотвращен иными мерами, или мог реально наступить в случае посягательства на интересы безопасности государства. По каждому уголовному делу следует устанавливать причинную связь между допущенными нарушениями и наступившими последствиями или реальной возможностью их наступления.

Преступление считается оконченным с момента причинения вреда либо возникновения возможности его наступления.

  • 3. Субъектами преступления являются военнослужащие пограничных органов ФСБ России, входящие в состав пограничного наряда или не входящие в таковой, но исполняющие иные обязанности пограничной службы, определенные законом или иным нормативным актом.
  • 4. Субъективная сторона соответствующих нарушений характеризуется умышленной формой вины.
  • 5. Части 2 и 3 комментируемой статьи сформулированы аналогично ч. 2 и 3 ст. 340 УК. Их понимание такое же, как и в ст. 340 УК.

В отдельных случаях действующее законодательство о воинской обязанности и военной службе устанавливает ряд обязательных условий, лишь при наличии которых военнослужащие могут выполнять возложенные на них обязанности.

В частности, согласно ст. 41 Закона о воинской обязанности к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы), задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов могут привлекаться лишь те военнослужащие, которые были приведены к Военной присяге. Только за ними могут закрепляться оружие и военная техника.

Поэтому обязательным признаком субъекта любого из преступлений против порядка несения специальных служб (ст. 340–344 УК) является факт приведения военнослужащего к Военной присяге. При отсутствии указанного условия военнослужащие субъектами названных преступлений признаны быть не могут.

Военным судом Петрозаводского гарнизона рядовой Л., наряду с другими преступлениями, был признан виновным в нарушении правил несения пограничной службы и осужден на основании ч. 1 ст. 341 УК.

Военным судом Ленинградского военного округа при кассационном рассмотрении дела было установлено, что Л. после призыва на военную службу военную присягу не принимал. С учетом изложенного суд округа пришел к правильному выводу о том, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 341 УК, Л. по указанному основанию признан быть не может и обоснованно прекратил дело по данной статье за отсутствием состава преступления.

Специфика тяжких последствий состоит в том, что это может быть реальный существенный вред безопасности государства (вооруженное нападение на военные и гражданские объекты, пропуск через границу контрабанды в крупных размерах, причинение существенного вреда боеготовности и боеспособности подразделения пограничных органов ФСБ России, несущего пограничную службу, и т.п.).

Статья 341 УК РФ. Нарушение правил несения пограничной службы

1. Нарушение правил несения пограничной службы лицом, входящим в состав пограничного наряда или исполняющим иные обязанности пограничной службы, если это деяние повлекло причинение вреда интересам безопасности государства, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Нарушение правил несения пограничной службы вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Статье 341 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства является установленный порядок несения пограничной службы.

Режим Государственной границы, пограничный режим и правила несения пограничной службы определяются Законом о Государственной границе, другими нормативными актами, приказами и специальными инструкциями.

2. Объективная сторона составов преступления выражается в основном в виде бездействия, т.е. в несоблюдении пограничного режима при въезде (проходе), непринятии мер к нарушителям границы, либо в виде действия, например самовольного оставления охраняемого участка границы, сна на посту и других отклонений от правил.

Уголовно наказуемыми признаются лишь те нарушения, которые повлекли или могли повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, а также причинившие тяжкие последствия.

3. Реальным и возможным вредом интересам безопасности страны могут быть оставление участка Государственной границы без охраны и должного наблюдения, снижение степени готовности пограничного наряда, ослабление пограничного режима и др.

4. Тяжкими последствиями (ч. 2) могут быть признаны: проникновение иностранных граждан для враждебной деятельности на территорию страны, вывод из строя охранного оборудования пограничной заставы, провоз через Государственную границу контрабандных товаров, осложнение международной обстановки и т.д.

5. С субъективной стороны нарушения правил несения пограничной службы, предусмотренные ч. 1 и 2 коммент. статьи, могут быть совершены с прямым или косвенным умыслом. Отношение к возможному или причиненному вреду интересам безопасности и наступившим тяжким последствиям, как правило, неосторожное.

6. За неосторожное нарушение правил несения пограничной службы вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения (ч. 3) УО возможна лишь тогда, когда нарушения повлекли тяжкие последствия. Их характеристика аналогична последствиям, указанным в ч. 2 ст. 341.

Между нарушениями и наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь.

7. Субъектами преступного посягательства могут быть лишь военнослужащие, проходящие военную службу в пограничных войсках и по приказу полномочного начальника назначенные в состав пограничного наряда, а также военнослужащие, исполняющие иные обязанности пограничной службы.

8. Деяния, описанные в ч. 1 и 2, относятся к категории преступлений средней тяжести, в ч. 3 — небольшой тяжести.

Другой комментарий к Ст. 341 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона состоит в нарушении правил несения пограничной службы. Обязательным признаком состава являются общественно опасные последствия, состоящие в причинении вреда интересам безопасности государства.

Состав сконструирован как состав реальной опасности, поэтому деяние будет признаваться оконченным с момента возникновения угрозы наступления указанных последствий.

2. Субъектом данного посягательства является военнослужащий, входящий в состав пограничного наряда или исполняющий иные обязанности пограничной службы.

3. К тяжким последствиям (ч. 2) можно отнести гибель людей, проникновение через государственную границу агентов иностранных разведок, оружия и т.п.

4. В ч. 3 субъективная сторона характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности.

Статья 340 УК РФ. Нарушение правил несения боевого дежурства

1. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло причинение вреда интересам безопасности государства, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

3. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Комментарий к Статье 340 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства является порядок несения боевого дежурства (боевой службы), обеспечивающий своевременное обнаружение и отражение внезапного нападения извне и обеспечение внешней безопасности России.

2. Объективная сторона связана с нарушениями правил несения боевого дежурства (боевой службы), к которым относится невыполнение функциональных обязанностей по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на РФ либо по обеспечению ее безопасности.

Личному составу дежурной смены при несении боевого дежурства (боевой службы) запрещается: передавать кому бы то ни было, хотя бы временно, исполнение обязанностей без соответствующего разрешения; отвлекаться; заниматься делами, не связанными с выполнением обязанностей боевого дежурства; самовольно оставлять боевой пост или другое место несения дежурства; проводить работы на вооружении и технике, снижающие их готовность.

3. УО за рассматриваемые нарушения возможна лишь при условии, что они повлекли или могли повлечь причинение вреда интересам безопасности государства (оставление воздушного или морского пространства без должного наблюдения, несогласованность действий дежурных сил и средств, невыполнение команд и др.).

4. В ч. 2 коммент. статьи в качестве квалифицирующих признаков предусматривается наступление тяжких последствий, которыми могут быть признаны: проникновение на территорию страны иностранных военных, разведывательных летательных аппаратов, подводных или надводных кораблей, вывод из строя боевой техники, гибель людей и т.д.

5. Субъективная сторона составов преступления (ч. 1, 2) характеризуется прямым или косвенным умыслом. Отношение нарушителя к возможному или причиненному вреду интересам безопасности государства и наступившим тяжким последствиям может быть неосторожным.

При неосторожном нарушении правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения (ч. 3) УО наступает лишь при фактическом наступлении тяжких последствий.

6. Субъектами преступного посягательства могут быть лишь военнослужащие, назначенные приказом полномочного начальника для несения боевого дежурства (боевой службы).

7. Деяния, описанные в ч. 1 и 3, относятся к категории преступлений средней тяжести, в ч. 2 — к категории тяжких (умышленные деяния) и средней тяжести (неосторожные деяния) преступлений.

Другой комментарий к Ст. 340 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона состоит в нарушении правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности, установленных Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495.

2. Последствия являются конструктивным признаком объективной стороны рассматриваемого состава и состоят в причинении вреда интересам безопасности государства.

Состав сконструирован как состав реальной опасности, поэтому деяние будет признаваться оконченным с момента возникновения угрозы наступления указанных последствий.

3. Субъектом преступления является военнослужащий, несущий боевое дежурство (боевую службу).

4. К тяжким последствиям (ч. 2) можно отнести причинение по неосторожности смерти или вреда здоровью потерпевшего, полный срыв боевого задания и т.п.

5. В ч. 3 субъективная сторона характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности.

Статья 341. Нарушение правил несения пограничной службы

1. Нарушение правил несения пограничной службы лицом, входящим в состав пограничного наряда или исполняющим иные обязанности пограничной службы, если это деяние повлекло причинение вреда интересам безопасности государства, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Нарушение правил несения пограничной службы вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

5. Деяние, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

  • Статья 340. Нарушение правил несения боевого дежурства
  • Статья 342. Нарушение уставных правил караульной службы

Комментарий к ст. 341 УК РФ

Объект данного преступления — безопасность Государственной границы Российской Федерации и установленный порядок несения пограничной службы.

Порядок несения пограничной службы, полномочия пограничных органов регламентированы Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 17. Ст.

594.

Объективная сторона преступления заключается в нарушении правил несения пограничной службы и может быть выражена в действии или бездействии.

Диспозиция является бланкетной и требует обращения к соответствующим правилам несения пограничной службы. Преступление может состоять в самовольной отлучке, сне в период службы, самовольном пропуске через границу лиц или товаров, нарушении правил применения оружия и т.п.

Обязательным признаком объективной стороны состава преступления являются последствия в виде причинения вреда интересам безопасности государства или создание угрозы наступления таких последствий. Вид и характер последствий или создание условий причинения вреда, их реальность подлежат установлению в каждом конкретном случае.

Вред, причиняемый данным и иными преступлениями, связанными с нарушением правил несения специальной службы, преступлениями, может находиться в экономической, внутри- и внешнеполитической, военной сферах, касаться вопросов жизни и здоровья населения, территориальной целостности государства и т.д.

Такой вред, в частности, может выражаться в проникновении на территорию Российской Федерации с разведывательными или иными целями иностранных летательных аппаратов, речных или морских судов. Как вред интересам безопасности государства должно расцениваться нарушение юридическими и физическими лицами режима Государственной границы РФ, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, причинение вреда населению приграничной зоны в результате внешнего посягательства и т.д.

К примеру, по одному из дел о нарушении правил несения пограничной службы двое военнослужащих умышленно допускали незаконное пересечение рыболовецкими судами участка морской границы Российской Федерации, ведение браконьерского промысла краба, высадку и выгрузку вне пунктов пропуска через границу людей и грузов, предупреждали капитанов упомянутых судов о выходе пограничных кораблей на службу.

Поскольку перечисленные последствия фактически причинили вред интересам экономической безопасности государства, суд обоснованно квалифицировал содеянное виновными по ч. 1 ст. 341 УК РФ.

Под нарушением правил пограничной службы, которое могло причинить вред интересам безопасности государства, следует понимать такое деяние, которое создало реальную угрозу этим интересам.

Например, сон во время несения пограничной службы объективно обусловливает возможность незаконного пересечения охраняемого участка границы и таким образом создает реальную угрозу причинения вреда интересам безопасности государства.

Состав по конструкции формально-материальный. Преступление может быть окончено как с момента нарушения правил несения пограничной службы (при создании угрозы интересам безопасности России), так и с момента причинения вреда указанным интересам. Вопрос о причинении вреда, реальности возможности его причинения решается в каждом конкретном случае.

Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется умышленной формой вины.

Субъект специальный — военнослужащий, входящий в состав пограничного наряда или исполняющий иные обязанности пограничной службы, например лицо, не входящее в состав пограничного наряда, но участвующее в охране Государственной границы РФ (например, командир подразделения, начальник заставы).

Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 341 УК РФ) предусматривает ответственность за то же деяние, повлекшее наступление тяжких последствий.

В законе понятие тяжких последствий не раскрывается, оно является оценочным. Тяжкими последствиями могут быть признаны совершение нападений на население и важные охраняемые объекты перешедшими границу бандгруппами, перемещение на территорию Российской Федерации крупных партий оружия, наркотиков, уничтожение государственного имущества и т.д.

Тяжкие последствия должны находиться в причинной связи с нарушением правил боевого дежурства.

Субъективное отношение виновного к последствиям, как правило, неосторожное.

Частью 3 ст. 341 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил несения пограничной службы, совершенное по неосторожности, вследствие небрежного или недобросовестного отношения к ним и повлекшего тяжкие последствия. Понятие тяжких последствий приведено выше.

admin
Оцените автора
Ракульское