Статья 319. Оскорбление представителя власти

Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных
обязанностей или в связи с их исполнением —
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до
трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Комментарий к Ст. 319 Уголовного кодекса

1. Анализируемая норма предусматривает ответственность за оскорбление представителей власти, осуществляющих любую законную деятельность, в том числе и при отправлении правосудия или осуществлении предварительного расследования. Вместе с тем оскорбление судьи и ряда иных лиц в связи с проявлением неуважения к суду квалифицируется по ст. 297 УК.

2. Объективная сторона — действие — характеризуется: а) унижением чести и достоинства конкретного представителя власти; б) затрагивающим как личное, так и профессиональное (служебное) его достоинство. Оскорбление должно быть совершено при исполнении или в связи с исполнением представителем власти своих обязанностей; в) выраженным в неприличной форме, которая определяется судом в каждом конкретном случае на основе норм морали; г) многообразием внешних форм выражения оскорбления (оскорбление словами, действием, в письменном сообщении и др.); д) публичностью оскорбления. Публичность определяется или присутствием при оскорблении посторонних лиц, или доведением оскорбительного сообщения до сведения третьих лиц.

Возможность признания посторонними коллег оскорбляемого представителя власти оценивается в литературе неоднозначно.

3. Если в действиях виновного содержатся признаки нескольких одновременно совершенных посягательств на нормальную деятельность представителей власти в связи с исполнением ими должностных обязанностей, например оскорбление и применение насилия, содеянное, по сложившемуся в судебной практике подходу, квалифицируется по статье УК, предусматривающей ответственность за наиболее тяжкий вид посягательства.

Почитать  Статья 178 ГПК РФ. Использование свидетелем письменных материалов

Второй комментарий к Ст. 319 УК РФ

1. Объективная сторона оскорбления — унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме. Статьей 319 УК предусматриваются специальные признаки оскорбления:

а) совершение указанных действий в отношении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением;

б) публичный характер оскорбления. Эти объективные признаки оскорбления определяют специфику деяния как преступления против порядка управления: им демонстрируется неуважение не к отдельной личности, а к власти (лицу, представляющему власть). Публичный характер действий (когда они совершаются в присутствии хотя бы еще одного человека, помимо потерпевшего), кроме того, подрывает уважение к власти и в сознании других людей.

2. Критерии оценки оскорбления являются этическими. Но этика общения отдельных личностей (этика поведения отдельного человека) и этика политического общения, хотя и имеют общие корни, все-таки существенно отличаются друг от друга. Для оскорбления представителя власти не обязательно совершать действия, неприличные с точки зрения обыденной морали (например, выражаться нецензурно). Но насмешка над человеком (его личными недостатками), выступающим в официальном качестве представителя власти, есть сознательное понижение не только его статуса, но и неуважение к власти в целом.

Оскорбительность такого поведения не утратит своего значения даже тогда, когда виновный пользовался нормативной лексикой.

3. Субъективная сторона этого преступления характеризуется прямым умыслом.

4. Субъект — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Третий комментарий к статье 319 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является авторитет органов государственной власти или местного самоуправления. Дополнительный объект — честь и достоинство конкретного представителя власти.

2. Объективная сторона состава преступления характеризуется тремя признаками: общественно опасными действиями, обстановкой совершения преступления и временем его совершения.
Действия выражаются в оскорблении потерпевшего, т.е. в унижении чести и достоинства лица, выраженном в неприличной форме. Это может быть совершено в устной, письменной формах, а также путем определенных действий (плевок в лицо, пощечина, неприличный жест).

Необходимым признаком объективной стороны является обстановка публичности. Судебная практика исходит из того, что оскорбление является публичным, если оно совершено в присутствии хотя бы одного постороннего лица, не имеющего отношения к органу власти, представителем которого является потерпевший. Кроме этого, к объективным признакам данного состава преступления относится время совершения преступления — во время исполнения представителем власти своих должностных обязанностей.

3. Состав преступления — формальный. Преступление признается оконченным с момента совершения любого действия оскорбительного характера, вне зависимости от наступления последствий.

4. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что оскорбляет именно представителя власти, и желает этого. Альтернативным со временем признаком совершения преступления является особый мотив — в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей (такое оскорбление может совершаться и после исполнения представителем власти своих должностных обязанностей).

Статья 319. Оскорбление представителя власти

наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

  • Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти
  • Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

Комментарий к ст. 319 УК РФ

Основным объектом преступления является нормальная деятельность органов власти, их авторитет. Дополнительный объект — честь и достоинство представителя власти.

Общественная опасность оскорбления представителя власти состоит в том, что данное преступление подрывает авторитет органов управления, создает обстановку нервозности в деятельности их сотрудников, затрагивает их честь и достоинство, тем самым внося дезорганизацию в работу органов управления.

Объективная сторона состоит в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

Оскорбление представляет собой унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

Под честью понимается общественная оценка личности, относящаяся к ее моральным, нравственным, духовным, социальным качествам. Достоинство — это внутренняя самооценка личности с позиции своей значимости в обществе, конкретном коллективе, самооценка своих умственных, деловых, моральных качеств.

Оскорбление может быть осуществлено любыми способами: словесно, жестами, письменно и т.д. Способ совершения преступления не влияет на наличие состава преступления.

Для рассматриваемого состава преступления необходимо наличие нескольких условий. Во-первых, оскорбление должно быть осуществлено публично. По смыслу уголовного закона публичными могут признаваться такие оскорбления, которые заведомо высказываются в присутствии многих лиц с целью либо нарушения нормальной деятельности органов власти, либо ущемления их авторитета, равно унижения чести и достоинства конкретного представителя власти. Это означает, что факт оскорбления становится достоянием третьих лиц или хотя бы одного лица и виновным данное обстоятельство осознается. Например, оскорбление наносится с использованием внутреннего радиовещания.

Оскорбление может быть совершено как в присутствии потерпевшего, так и в его отсутствие.

По смыслу указанного уголовного закона публичными могут признаваться такие оскорбления, которые заведомо высказываются в присутствии многих лиц с целью либо нарушения нормальной деятельности органов власти, либо ущемления их авторитета, равно унижения чести и достоинства конкретного представителя власти.

Во-вторых, оскорбление должно быть осуществлено в период исполнения представителем власти своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Если деяние осуществляется за пределами указанных обстоятельств, оно подлежит квалификации по статьям УК РФ, устанавливающим ответственность за преступления против личности. Вместе с тем для состава оскорбления представителя власти не будет иметь значения мотивация оскорбления, если оно нанесено в период исполнения должностных обязанностей.

Оскорбление в связи с исполнением должностных обязанностей означает наличие субъективной связи между действиями потерпевшего как представителя власти и нанесенным оскорблением. Такое оскорбление может быть, к примеру, местью за деятельность представителя власти, выражением недовольства такой деятельностью.

В-третьих, оскорбление должно быть выражено в неприличной форме. Неприличная форма означает не только нецензурную брань или непристойные жесты в адрес представителя власти, но и иные формы, которые находятся в противоречии с принятыми в обществе нормами поведения, например плевок в лицо, пощечина, уничижительная кличка и др.

По конструкции объективной стороны данное преступление является преступлением с формальным составом и считается оконченным с момента совершения оскорбления.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что унижает честь и достоинство представителя власти, и желает этого. При нанесении оскорбления не в период исполнения потерпевшим должностных обязанностей обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является его мотивация — связь с исполнением должностных обязанностей.

Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет.

Судебная практика по статье 319 УК РФ

12. Заявительница, находясь в состоянии алкогольного опьянения, не прекращала агрессивно вести себя даже после того, как сотрудники милиции предупредили заявительницу о незаконном характере ее поведения. Поскольку действия заявительницы представляли собой публичное оскорбление представителя власти, деяние, наказуемое в соответствии со статьей 319 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), П. и Т. попросили заявительницу проследовать за ними в отделение милиции для составления протокола. Заявительница отказалась подчиниться этому требованию, и они взяли ее за руки, чтобы посадить ее в милицейскую машину. Заявительница оказала сопротивление и попробовала упасть на колени.

В этот момент Ф. выбежал из дома и ударил одного из милиционеров ногой в живот. П. и Т. были вынуждены пресечь агрессию со стороны Ф., применив к нему физическую силу и надев на него наручники. Затем они отвезли Ф. в отделение милиции.

25 мая 2015 года мировым судьей судебного участка N . Центрального АО г. Тюмени по ст. 319 УК РФ к наказанию в виде обязательных работ на срок 170 часов, наказание отбыто 2 августа 2015 года,

3) приговором мирового судьи судебного участка N . Спасского района Приморского края от 28.12.2005 по ч. 1 ст. 319 УК РФ, на основании ст. 71 ч. 1 п. «в», ч. 5 69 УК РФ к 4 годам 2 месяцам лишения свободы,

— 2 октября 2008 года Мильковским районным судом Камчатской области по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год, постановлением судьи Мильковского районного суда Камчатского края от 23 марта 2009 года условное осуждение отменено, согласно приговору мирового судьи судебного участка N . Камчатского края от 6 августа 2009 года осужден по ст. 319 УК РФ с применением ст.

70 УК РФ (с учетом приговора от 8 октября 2008 года) к 1 году 10 месяцам лишения свободы, согласно приговору мирового судьи участка N . Камчатского края от 24 сентября 2009 года осужден по ч. 1 ст. 158 УК РФ с применением ч. 5 ст. 69 УК РФ (с учетом приговора от 6 августа 2009 года) и ст.

70 УК РФ (с учетом приговора от 2 октября 2008 года) к 2 годам 3 месяцам лишения свободы, согласно приговору Петропавловск-Камчатского городского суда от 6 октября 2010 года, с учетом внесенных изменений, осужден по ч. 1 ст. 318 и ст. 319 УК РФ с применением ч. ч. 2 и 5 ст. 69 УК РФ (с учетом приговора от 24 сентября 2009 года) к 2 годам 6 месяцам лишения свободы, освобожден 17 февраля 2012 года по отбытии наказания;

Кулькина Н.В., . судимого: 1) 14 октября 2002 г. по п. п. «а», «б», «в», «г» ч. 2 ст. 158, п. «а» ч. 2 ст. 166 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком в 2 года; 2) 24 декабря 2004 г. по п. п. «а», «б», «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ с назначением наказания по совокупности приговоров к 3 годам 6 месяцам лишения свободы; 3) 16 октября 2008 г. по ст.

319 УК РФ к 6 месяцам исправительных работ с удержанием из заработка 5 процентов (постановлением от 16 февраля 2009 г. исправительные работы заменены лишением свободы сроком на 2 месяца, освобожденного по отбытии срока наказания 15 апреля 2009 г.).

ст. 319 УК РФ к 9 месяцам исправительных работ с удержанием в доход государства 10%,
на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 16 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

— 13 июня 2013 года мировым судьей судебного участка N . Богучарского района Воронежской области по ст. 319 УК РФ к 8 месяцам исправительных работ с удержанием 5% заработной платы в доход государства, наказание отбыто 12 марта 2014 года;

21 ноября 2016 года мировым судьей судебного участка N 2 Ленинского района г. Ижевска по ст. 319 УК РФ (за преступление от 16 апреля 2016 года) к 7 месяцам исправительных работ с удержанием 10% из заработной платы; наказание не отбыто,

Петерс Е.С., . судимый: 1) 24 апреля 2008 года по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 4 года, 2) 1 декабря 2009 года по ч. 2 ст. 228 УК РФ с применением ст.

70 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы, освободившийся 15.03.2013 г. по отбытии срока наказания, 3) 7 мая 2015 года по ст. 319 УК РФ к штрафу в размере 16 000 рублей;

Галеев А.А., . судимый 5 ноября 2003 г. Чистопольским городским судом Республики Татарстан по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 2 ст. 158, ст. 319 УК РФ к 1 году 1 месяцу исправительных работ, 4 октября 2004 г. этим же судом по п. п. «б», «в», «д» ч. 2 ст.

131, п. п. «б», «в», «д» ч. 2 ст. 132 УК РФ с применением ч. 5 ст. 69 УК РФ к лишению свободы сроком на срок 6 лет 1 месяц,

КОРОБЕЙНИКОВ Дмитрий Владимирович, . ранее судимый: 1) 6 февраля 2012 года по ч. 1 ст. 161 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года; 2) 20 ноября 2012 года по ч. 1 ст. 111 УК РФ, с присоединением неотбытой части наказания по приговору от 6 февраля 2012 года к 4 годам лишения свободы; 3) 4 февраля 2013 года по ст. 319 УК РФ, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения с наказанием, назначенным по приговору от 20 ноября 2012 года, к 4 годам 1 месяцу лишения свободы; 4) 30 апреля 2013 года по ч. 1 ст.

119 УК РФ на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения с наказанием, назначенным по приговору от 4 февраля 2013 года, к 4 годам 2 месяцам лишения свободы, освободившийся 28 июля 2015 года условно-досрочно на 1 год 4 месяца 6 дней,

Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области

Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является уголовно-наказуемым деянием, предусмотренным ст. 319 УК РФ.

Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ является публичность оскорбления представителя власти, что подразумевает нанесение оскорбления в присутствии посторонних лиц — одного или нескольких.

Для квалификации оскорбления представителя власти необходимо, чтобы оно было совершено при исполнении потерпевшим своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

При этом ответственность по ст. 319 УК РФ наступает независимо от того, находится ли представитель власти на работе или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушения общественного порядка или пресечения преступления.

Необходимым объективным признаком преступления выступает характер оскорбительных действий. Оскорбительные действия и высказывания должны иметь форму неприличных, т.е. противоречить сложившимся в обществе нормам нравственности, морали и культурным традициям, унижать честь и достоинство представителя власти, т.е. быть персонифицированными, направленными в адрес конкретного лица (лиц), являющегося представителем власти, выражать отрицательную оценку личных, профессиональных, служебных или должностных качеств потерпевшего.

Совершение действий, образующих состав преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, наказывается штрафом в размере до 40 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, не являющегося представителем власти, следует квалифицировать как совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.61 КоАП РФ, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

Муромская городская прокуратура

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Владимирской области

Прокуратура Владимирской области

Дата публикации:

27 августа 2021, 17:35

Ответственность за публичное оскорбление представителя власти, а также за унижение чести и достоинства гражданина

Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является уголовно-наказуемым деянием, предусмотренным ст. 319 УК РФ.

Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ является публичность оскорбления представителя власти, что подразумевает нанесение оскорбления в присутствии посторонних лиц — одного или нескольких.

Для квалификации оскорбления представителя власти необходимо, чтобы оно было совершено при исполнении потерпевшим своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

При этом ответственность по ст. 319 УК РФ наступает независимо от того, находится ли представитель власти на работе или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушения общественного порядка или пресечения преступления.

Необходимым объективным признаком преступления выступает характер оскорбительных действий. Оскорбительные действия и высказывания должны иметь форму неприличных, т.е. противоречить сложившимся в обществе нормам нравственности, морали и культурным традициям, унижать честь и достоинство представителя власти, т.е. быть персонифицированными, направленными в адрес конкретного лица (лиц), являющегося представителем власти, выражать отрицательную оценку личных, профессиональных, служебных или должностных качеств потерпевшего.

Совершение действий, образующих состав преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, наказывается штрафом в размере до 40 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, не являющегося представителем власти, следует квалифицировать как совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.61 КоАП РФ, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

Муромская городская прокуратура

Предложено декриминализировать ст. 319 УК об ответственности за оскорбление представителей власти

По мнению одного из экспертов «АГ», комментируемый законопроект носит утопический характер, но его нужно поддержать, а в КоАП следует ввести норму о взыскании за оскорбление представителя власти. С таким предложением солидарен другой эксперт, который полагает, что рассматриваемые поправки выпадают из государственного тренда, обусловленного стремлением защитить властную вертикаль от любого крамольного поведения и неугодных поползновений со стороны общества. Третий отметил, что сейчас в России создалась нездоровая ситуация, в которой оскорбление президента, государства и общества в целом влечет за собой административную ответственность, а оскорбление участкового или мелкого чиновника – уголовную.

14 мая в Госдуму поступил законопроект № 956144-7 об исключении из УК РФ ст. 319, устанавливающей уголовную ответственность за оскорбление представителей власти.

Авторы поправок пояснили свою инициативу тем, что ст. 319 УК не предусматривает никакого наказания в виде лишения свободы. «В большей степени все перечисленные в статье наказания – штраф, обязательные или исправительные работы – свойственны административным наказаниям, и мы считаем, что в полной мере достаточны меры наказания, предусмотренные КоАП РФ. Не видим целесообразности увеличивать число уголовно судимых граждан в тот момент, когда государство все последние годы стоит на пути декриминализации ряда статей УК», – отмечено в пояснительной записке.

В этой связи авторы поправок предложили уравнять правовое положение субъектов публичной власти и российских граждан путем сбалансированного действия именно административной ответственности за оскорбительные высказывания в целях восстановления социальной справедливости. Они также сослались на конституционный принцип равенства всех перед законом и судом, а также обязанность государства гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина.

«Любые формы ограничения прав граждан по признакам имущественного или должностного положения, расовой, национальной или религиозной принадлежности не допускаются. Исключения из данного положения Конституцией РФ запрещаются. Таким образом, предлагается исключить законодательную возможность отдельных категорий лиц обладать иным спектром прав, нести специфические обязанности в связи, например, с занимаемой должностью или ее отсутствием», – полагают они.

Федеральный судья в отставке, заслуженный юрист РФ, профессор НИУ ВШЭ Сергей Пашин назвал законопроект благими намерениями. «Группа депутатов озаботилась социальной справедливостью и предлагает, пока только на примере ст. 319 УК РФ, “исключить законодательную возможность отдельных категорий лиц обладать иным спектром прав, нести специфические обязанности в связи, например, с занимаемой должностью”. В обществе социального неравенства – это утопия.

В теоретическом смысле – это “нищета философии”, путаница. Должностное лицо обладает отличными от прочих полномочиями и гарантиями по определению, и это правомерно, пока является не привилегией, а условием эффективного осуществления функции, возложенной законом», – пояснил он.

По мнению эксперта, норма об оскорблении, допущенном по мотивам личной неприязни (ст. 5.61 КоАП РФ), не охватывает объект (порядок управления), на который посягают, унижая честь и достоинство «государева человека». «В практическом смысле – это непоследовательность, ибо сохраняются нормы, преследующие оскорбление судьи и сторон процесса (ч. 2 ст.

297 УК РФ), а также оскорбление военнослужащими друг друга (ст. 336 УК РФ). В процессуальном смысле – это умаление прав человека, поскольку административное производство не предполагает развернутых гарантий для преследуемого государством лица, свойственных уголовному судопроизводству», – добавил Сергей Пашин.

Читайте также
МВД хочет распространить на полицейских Закон об оскорблении власти

Ведомство предлагает привлекать граждан к административной ответственности за публикации в Сети сведений о полицейских порочащего характера, в том числе дискредитирующих деятельность системы МВД России

01 октября 2019 Новости

По его словам, все эти недостатки обоснования предложения депутатов, однако, перевешивает единственное соображение: декриминализация деяния, за которое не предполагается наказание в виде лишения свободы, всегда благотворна. «Наше уголовное законодательство неразумно жестоко и переполнено деяниями, не представляющими общественной опасности, но при осуждении за них влекущими стигматизацию человека и судимость. Судимость же сопровождается фактически пожизненным запретом на ряд профессий. Думаю, законопроект нужно поддержать, ст.

319 УК РФ устранить, но в КоАП следует ввести норму о взыскании за оскорбление представителя власти», – резюмировал Сергей Пашин.

Адвокат АП г. Москвы Матвей Цзен полагает, что законопроект продолжает тему ответственности за оскорбление государства и его представителей в контексте законотворческой инициативы МВД о распространении на полицию защиты, предоставляемой ч. 3–5 ст. 20.1 КоАП РФ. «Кроме того, можно отметить его косвенную связь с методическими рекомендациями МВД о практике применения вышеуказанной статьи, о котором ранее также сообщала “АГ”», – отметил он.

Читайте также
Полицейским разъяснили, как оберегать российские власти от оскорблений в Сети

Алгоритм действий сотрудников полиции при обнаружении информации, содержащей признаки неуважения к власти, прописан в методических рекомендациях МВД России

14 октября 2019 Новости

По мнению эксперта, поскольку с отменой ст. 319 УК РФ не предполагается введение какой-либо новой статьи в Кодекс либо КоАП, то действия, ранее охватывавшиеся ею, будут квалифицироваться либо по ст. 5.61 (оскорбление), либо по ч. 1 ст. 20.1 (мелкое хулиганство) КоАП РФ в зависимости от конкретных обстоятельств. «В целом эта инициатива находится в русле тенденции к смягчению ответственности “за слова” и перевода ее из уголовной в административную, начатой введением административной презумпции в ч. 1 ст. 282 УК РФ и продолженной ограниченным правоприменением ч. 3–5 ст.

20.1 КоАП РФ», – пояснил адвокат.

Матвей Цзен отметил, что сейчас в России создалась законодательная ситуация, в которой оскорбление президента, государства и общества в целом влечет за собой административную ответственность, а оскорбление участкового или мелкого чиновника – уголовную. «Очевидно, что такая ситуация перевернутой пирамиды иерархии общественных ценностей не является здоровой и должна быть исправлена. Отдельно отмечу, что согласно данным судебной статистики в 2019 г. судами по ст. 319 УК РФ рассматривались дела в отношении 12,5 тыс. человек – учитывая бюрократичность и формализованность нашего уголовного процесса – это довольно существенная нагрузка, снятие которой разгрузит как правоохранительные органы, так и суды», – резюмировал эксперт.

Председатель МКА «Паритет» Ерлан Назаров назвал крайне маловероятной перспективу принятия рассматриваемого законопроекта, когда общая тенденция законотворческой деятельности имеет совершенно противоположный вектор – «закручивание гаек», установление новых запретов, ограничений прав и свобод граждан, введение и усиление административной и уголовной ответственности за поведение, которое власть считает неприемлемым с точки зрения обеспечения собственного спокойствия и комфорта.

Читайте также
Широкие возможности для произвола

Эксперты раскритиковали необоснованные и противоречащие Конституции РФ меры по противодействию терроризму

14 февраля 2017 Новости

По мнению эксперта, подобные приоритеты вызывают обоснованную тревогу. «Несмотря на периодически звучащие с высоких трибун декларации о необходимости либерализации законодательства, в центре внимания законодателей в последние годы в значительной степени находились вопросы обратного свойства. Достаточно вспомнить Закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ о внесении изменений в УК и УПК РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности, которым, в частности, введена ответственность за недоносительство, усугублено наказание за “экстремистские” проявления; “пакет Яровой”, назначением которого является создание условий для тотальной слежки за гражданами; Закон от 23 июня 2016 г. № 208-ФЗ, ограничивающий свободу деятельности новостных агрегаторов в РФ. Немало было нововведений и в КоАП РФ, в том числе за “оскорбление” власти с несоразмерно огромными штрафами (ч. 3–5 ст. 20.1., введенные Законом от 18 марта 2019 г. № 28-ФЗ) и т.п.

Наблюдается стабильный рост числа осужденных по “политическим” статьям, большой резонанс вызвали гонения за репосты и лайки в интернет-сети», – отметил адвокат.

Ерлан Назаров полагает, что комментируемый законопроект об исключении ст. 319 из Уголовного кодекса выпадает из этого тренда, обусловленного стремлением защитить властную вертикаль от любого крамольного поведения и неугодных поползновений со стороны общества. «Хотя сама инициатива ряда депутатов, направленная на снижение числа осужденных граждан путем исключения упомянутой статьи из Кодекса, представляется разумной», – считает он.

Со ссылкой на статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ эксперт отметил, что количество осужденных за преступление, предусмотренное ст. 319 УК РФ, остается на достаточно высоком уровне. «Так, в 2019 г. их число составило 9189 человек (против 10 154 человек в 2018 г.), из них примерно 50% приговорено к штрафам (4455 и 5028 человек соответственно), 2224 человека – к исправительным работам (2018 г. – 2339 человек), к обязательным работам – 2199 человек (2018 г. – 2380 человек), подвергнуты мерам медицинского характера 108 граждан, признанных невменяемыми. Так что статья, что называется, “работает” и активно применяется на практике», – заключил адвокат.

Читайте также
Судебные штрафы стали применяться чаще

Опубликована статистика деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей по уголовным делам за 2019 г.

14 мая 2020 Обзоры и аналитика

Ерлан Назаров добавил, что чаще всего потерпевшими по такой категории уголовных дел становятся сотрудники правоохранительных органов, нередко своими собственными избыточно жесткими мерами сами провоцирующие граждан на неадекватную реакцию. «Вряд ли государство откажется от преследования граждан за оскорбление представителей власти в силу того, что непосредственным объектом преступления является авторитет органов государственной власти и местного самоуправления, а честь и достоинство конкретного должностного лица – дополнительным. Хотя было бы целесообразным рассмотреть вопрос о введении, по крайней мере, административной преюдиции по аналогии со ст. 282 УК РФ, которая служила бы действенной профилактической мерой, направленной на предотвращение рецидива такого правонарушения», – подытожил адвокат.

admin
Оцените автора
Ракульское