Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности

Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, —
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к статье 289 УК РФ

1. Общественная опасность рассматриваемого преступления состоит прежде всего в том, что незаконное участие в предпринимательской деятельности создает условия для коррупционных связей, стимулирует должностное лицо использовать возможности по службе в своих корыстных интересах, причиняя вред действительным интересам службы.

Законодательство РФ запрещает государственным служащим и лицам, занимающим государственные должности, заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в деятельности органа управления коммерческой организации.

Так, данный запрет установлен в ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2012) , ст. 6 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2012) , ст.

11 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2012) и других законах.

Почитать  Учитывалась ли отапливаемая площадь подъездов в 2024 году при расчете оплаты за тепловую энергию

———————————
СЗ РФ. 2004. N 31. Ст.

3215; 2007. N 10. Ст.

1151; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6235; 2010.

N 5. Ст. 459; N 7. Ст. 704; 2010.

N 49. Ст. 6413; N 51 (ч. 3).

Ст. 6810; 2011. N 1. Ст. 31; РГ.

2011. N 139, 153; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст.

6730; N 49 (ч. 5). Ст. 7333; N 50.

Ст. 7337; 2012. N 48.

Ст. 6744; РГ. 2012.

N 283.
СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466; 2001.

N 32. Ст. 3317; 2002. N 30.

Ст. 3033; 2003. N 27 (ч. 1).

Ст. 2700; 2005. N 30 (ч.

1). Ст. 3104; 2006. N 29. Ст.

3123; 2007. N 10. Ст. 1151; 2008. N 52 (ч.

1). Ст. 6229; 2009. N 7. Ст.

772, 789; N 20. Ст. 2391; 2010.

N 31. Ст. 4181; 2011. N 1. Ст.

16; РГ. 2011. N 162; СЗ РФ.

2011. N 43. Ст. 5975; N 48. Ст.

6730; 2012. N 47. Ст. 6389; РГ. 2012.

N 283.
СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 2007.

N 10. Ст. 1147; 2010. N 5. Ст.

458; N 30. Ст. 3984; 2011.

N 1. Ст. 1; 2012. N 50.

Ст. 6938.

Нарушение установленного законодательством РФ запрета влечет за собой дисциплинарную ответственность. Однако если должностное лицо учреждает организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, либо участвует в управлении такой организацией и при этом предоставляет ей различные льготы и преимущества, оно может быть привлечено к уголовной ответственности по комментируемой статье.

2. Объективная сторона преступления состоит в совершении следующих действий: 1) учреждении должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, вопреки запрету, установленному законом, либо 2) участии должностного лица в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом; 3) предоставлении учрежденной либо управляемой организации льгот и преимуществ или покровительство ей в иной форме.

В случае учреждения (создания) организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, должностное лицо выступает в качестве учредителя или соучредителя. Организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, может быть как коммерческая организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, производственный кооператив), так и некоммерческая, не преследующая такой цели, однако имеющая право осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

Участие в управлении организацией означает участие должностного лица в принятии различного рода решений, касающихся деятельности организации. Такое участие может иметь место в случае единоличного руководства организацией путем замещения какой-либо руководящей должности либо в случае вхождения должностного лица в состав какого-либо органа управления организацией. Участие в управлении организацией может осуществляться и через доверенное лицо (например, родственника), когда фактически решения относительно деятельности организации принимаются должностным лицом.

3. Обязательным признаком объективной стороны является предоставление учрежденной или управляемой организации льгот и преимуществ или покровительство ей в иной форме. Предоставление льгот, преимуществ и иное покровительство происходит путем использования должностным лицом своих полномочий и может выражаться в следующем: освобождение организации от какой-либо проверки, от привлечения к ответственности и наложения различного рода санкций, предоставление таможенных, налоговых, экспортных льгот, создание условий для победы организации на конкурсе по получению государственного заказа, создание препятствий конкурентам и т.п.

4. По конструкции объективной стороны состав рассматриваемого преступления является формальным. Преступление окончено с момента совершения входящих в объективную сторону действий.

5. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла.

6. Субъект преступления — специальный — должностное лицо, в отношении которого законом установлен запрет на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность. Так, не является субъектом данного преступления должностное лицо государственного либо муниципального учреждения, поскольку законодательство не устанавливает для него запрет на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении организацией (если только такое должностное лицо не относится к категории государственных или муниципальных служащих ). Субъектом преступления не является также депутат законодательного органа субъекта РФ, осуществляющий свои полномочия не на постоянной основе. Вместе с тем предоставление такими должностными лицами льгот и преимуществ учрежденным (управляемым) ими организациям или иное покровительство может быть квалифицировано по ст.

285 УК.

———————————
Так, ст. 7 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (СЗ РФ. 2003. N 22.

Ст. 2063) предусматривает прохождение правоохранительной службы (являющейся видом федеральной государственной службы), в том числе в государственных органах, службах и учреждениях.

Другой комментарий к статье 289 УК РФ

Объект преступления — осуществляемая в соответствии с законом деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Законодательство РФ запрещает государственным служащим и лицам, занимающим государственные должности, заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в деятельности органа управления коммерческой организации.

Так, данный запрет установлен в ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ст.

11 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» , ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» , ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы РФ, члены Правительства РФ, судьи, прокурорские работники не вправе заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. В соответствии со ст. ст. 12, 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» депутат законодательного органа субъекта РФ не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой), если осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной основе.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа субъекта РФ) также не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

———————————
СЗ РФ. 1997. N 51. Ст.

5712.
РГ. 1992. 29 июля.
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 8. Ст.

366.
СЗ РФ. 1999. N 42. Ст.

5005.

В соответствии со ст. ст. 37, 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не вправе заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью: глава местной администрации; депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления (если они осуществляют свои полномочия на постоянной основе); муниципальные служащие.

Нарушение установленного законодательством РФ запрета влечет за собой дисциплинарную ответственность. Однако, если должностное лицо учреждает организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, либо участвует в управлении такой организацией и при этом предоставляет ей различные льготы и преимущества, оно может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 289 УК РФ.

Объективная сторона преступления состоит в совершении следующих действий: 1) учреждении должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, вопреки запрету, установленному законом, либо: 2) участии должностного лица в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом; 3) предоставлении учрежденной либо управляемой организации льгот и преимуществ или покровительстве ей в иной форме.

В случае учреждения (создания) организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, должностное лицо выступает в качестве учредителя или соучредителя. Организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, может быть как коммерческая организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, производственный кооператив), так и некоммерческая, не преследующая такой цели, однако имеющая право осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

Участие в управлении организацией означает участие должностного лица в принятии различного рода решений, касающихся деятельности организации. Такое участие может иметь место в случае единоличного руководства организацией путем замещения какой-либо руководящей должности либо в случае вхождения должностного лица в состав какого-либо органа управления организацией. Участие в управлении организацией может осуществляться и через доверенное лицо (например, родственника), когда фактически решения относительно деятельности организации принимаются должностным лицом.

Обязательным признаком объективной стороны является предоставление учрежденной или управляемой организации льгот и преимуществ или покровительство ей в иной форме. Предоставление льгот, преимуществ и иное покровительство происходят путем использования должностным лицом своих полномочий и могут выражаться в следующем: освобождении организации от какой-либо проверки, от привлечения к ответственности и наложения различного рода санкций, предоставлении таможенных, налоговых, экспортных льгот, создании условий для победы организации на конкурсе по получению государственного заказа, создании препятствий конкурентам и т.п.

По конструкции объективной стороны состав рассматриваемого преступления является формальным. Преступление окончено с момента совершения входящих в объективную сторону действий.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что незаконно, вопреки имеющемуся запрету учреждает организацию или участвует в управлении организацией, предоставляя ей при этом льготы, преимущества или покровительствуя в иной форме, и желает совершить такие действия.

Субъект преступления специальный — должностное лицо, в отношении которого законом установлен запрет на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность. Так, не является субъектом данного преступления должностное лицо государственного либо муниципального учреждения, поскольку законодательство не устанавливает для него запрет на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении организацией (если только такое должностное лицо не относится к категории государственных или муниципальных служащих ). Субъектом преступления не является также депутат законодательного органа субъекта РФ, осуществляющий свои полномочия не на постоянной основе. Вместе с тем предоставление такими должностными лицами льгот и преимуществ учрежденным (управляемым) ими организациям или иное покровительство может быть квалифицировано по ст.

285 УК РФ.

———————————
Так, ст. 7 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» предусматривает прохождение правоохранительной службы (являющейся видом федеральной государственной службы) в том числе в государственных учреждениях.

Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности

Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую
деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо
вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой
организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, —
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере
до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо
лишением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 289 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона преступления предполагает два обязательных действия.

2. Первое из них описывается альтернативно: учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо. Под организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность (юридическим лицом), необязательно понимается только коммерческая организация, поскольку гражданское законодательство допускает занятие предпринимательской деятельностью и некоммерческими организациями (п. 1 ст.

50 ГК РФ).

Учреждение организации предполагает ее создание, в том числе форме реорганизации. Уголовно не наказуемо вхождение в состав участников организации в процессе ее функционирования. Участие в управлении такой организацией лично означает вхождение в состав органов юридического лица; управление через доверенное лицо связано с вхождением в состав органов юридического лица субъекта, подчиняющегося отданным в любой форме указаниям субъекта преступления по вопросам деятельности такого лица.

При этом не имеет значения то, является ли участие в управлении определяющим (решающим) в деятельности юридического лица.

3. Второе обязательное действие представляет собой предоставление такому юридическому лицу льгот и преимуществ или покровительство в иной форме (например, в форме рекомендаций иным субъектам хозяйственного оборота вступать именно с данной организацией в договорные отношения, непринятия мер за упущения или нарушения в деятельности такой организации).

4. Учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо должны быть запрещены субъекту преступления законом (см., например, ст. 6 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Второй комментарий к Ст. 289 УК РФ

1. Государственным служащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Аналогичный запрет установлен и Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г. (ст.

14).

2. Объективная сторона анализируемого преступления может заключаться в любом из следующих двух действий:

1) учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, с предоставлением такой организации льгот и преимуществ либо с покровительством в иной форме;

2) участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо также с предоставлением этой организации льгот и преимуществ либо с оказанием покровительства в иной форме.

3. Учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, означает ее создание: заключение учредительного договора, утверждение устава, государственная регистрация юридического лица. Виновный может быть единственным учредителем или одним из соучредителей создаваемой организации.

4. Участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо означает личное или через доверенное лицо участие должностного лица в коллегиальном органе управления организации в качестве его руководителя или члена (совет директоров, правление и т.п.).

5. Сами по себе описанные действия (учреждение коммерческой организации, а также участие в управлении ею), хотя и запрещены для должностных лиц, но не наказуемы в уголовном порядке. Криминальный характер они приобретают только в связи с тем, что должностное лицо, злоупотребляя своими служебными полномочиями, предоставляет (либо добивается предоставления) созданной или руководимой им организации различных льгот и преимуществ либо оказывает ей покровительство в иной форме и тем самым ставит эту организацию в привилегированное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Льготы и преимущества могут выражаться в предоставлении налоговых льгот, льготного государственного кредита, в беспрепятственной выдаче лицензии, в первоочередном выделении товаров, сырья или материалов и т.п. Оказание покровительства в иной форме может выражаться, например, в содействии сбыту производимой продукции, в установлении на нее завышенных цен, в освобождении организации от некоторых форм государственного или ведомственного контроля и т.д.

6. Данное преступление признается оконченным с момента совершения должностным лицом конкретных действий по предоставлению льгот и преимуществ или оказанию покровительства в иной форме созданной или руководимой виновным организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны является корыстный мотив, который хотя и словесно не обозначен в диспозиции, но с очевидностью вытекает из экономической сущности данного преступления.

6. Субъект преступления — специальный: должностное лицо. Квалификация его действий по ст. 289 УК не исключает ответственности за преступления в сфере предпринимательства, если при осуществлении предпринимательской деятельности созданной или руководимой должностным лицом организации совершаются деяния, предусмотренные ст.

171—174.1 УК.

Третий комментарий к статье 289 УК РФ

1. Объектом данного преступления является нормальная в соответствии с законом деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе правоохраняемые интересы других организаций, функционирующих в экономической сфере, которым в результате совершения преступления не предоставляются или предоставляются не в полном объеме положенные льготы и преимущества.

2. Данное преступление — одно из проявлений коррупции и может быть отнесено к группе собственно коррупционных преступлений наряду со злоупотреблением должностными полномочиями, взяточничеством и служебным подлогом. Предоставление должностным лицом, использующим свои должностные полномочия, экономически необоснованных привилегий и льгот организациям, им самим учреждаемым или в деятельности которых оно участвует, причиняет существенный ущерб функционированию экономической сферы, нарушает принцип объективности — условие эффективной деятельности организаций.

3. Современное законодательство России содержит ряд прямых запретов на участие должностных лиц в предпринимательской деятельности. Это относится к ст. 289 УК, устанавливающей запрет за незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности.

Ответственность возможна тогда, когда законом установлен прямой запрет на подобное участие. Такой запрет содержит Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 14 февраля 2010 г.) (принят ГД ФС РФ 7 июля 2004 г.). В нем прямо запрещено всем государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.

Уголовная же ответственность за нарушение данного запрета распространяется только на должностных лиц. Аналогичные запреты имеются в других нормативных актах. Например, аналогичный запрет закреплен в Федеральном законе от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

4. Объективная сторона названного преступления выражена в фактическом учреждении должностным лицом юридического лица (предприятия), которое функционирует только в сфере предпринимательства. Гражданский кодекс РФ (ст. 50) предусматривает правовой статус коммерческого и некоммерческого предприятий. Коммерческое предприятие преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, которая распределяется между ее участниками.

Предпринимательской деятельностью занимаются только коммерческие предприятия. Участие должностного лица в подобной деятельности и будет составлять предмет запрета. Закон не запрещает должностному лицу участвовать в деятельности некоммерческого предприятия, к числу которых относятся фонды, ассоциации.

В силу этого такое участие нельзя рассматривать как одну из форм объективной стороны данного состава преступления.

5. Формами совершения рассматриваемого преступления являются: 1) учреждение должностным лицом только коммерческого предприятия, организации, которые занимаются предпринимательской деятельностью. При этом должностное лицо может либо быть единоличным учредителем (владельцем) созданного им предприятия, либо входить наряду с другими в состав учредителей, участников такого предприятия; 2) обязательное участие в управлении предприятием лично или через представителя доверенного лица. Это может быть участие в качестве учредителя в проводимых собраниях, избрание членом правления, совета предприятия; 3) создание предприятия либо участие в нем, сопряженное с предоставлением данному предприятию льгот и преимуществ или с покровительством в какой-то форме. Несомненно, эти льготы, преимущества, покровительство должны носить материальный характер (кредиты, займы, подряды и т.п.), давать право предприятию выгодно извлекать прибыль, не платить обязательные налоги и т.д.

Важным признаком здесь является использование должностным лицом возможностей своего официального служебного положения. Хотя это обстоятельство прямо не указано в законе, но оно вытекает из существа нормы. Без подобного использования речь можно вести лишь о дисциплинарном должностном проступке.

6. Правовой порядок создания и функционирования юридических лиц установлен и подробно регламентирован в гл. 4 Гражданского кодекса РФ. Противоправным в смысле ст. 289 УК РФ считается только то действие должностного лица, которое сопряжено с процедурой образования предприятия, предусматривающей обязательную его регистрацию в государственном органе. Таким органом является Министерство по налогам и сборам, структурные подразделения которого регистрируют учредительные документы создаваемого юридического лица путем внесения о нем сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (см.: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 19 мая 2010 г.) (СЗ РФ.

2001. N 33. Ст.

3431). Фактическим доказательством образования должностным лицом предприятия, организации является наличие в уставе либо в учредительном договоре, а именно в разделе «Учредители», сведений о том, что данное должностное лицо входит в состав участников организации либо участвует в его управлении через доверенное лицо.

7. Участие в указанных организациях означает, что лицо самостоятельно или через представителя принимает участие в управлении коммерческой организацией или оказывает какое-либо содействие юридическим и физическим лицам в предпринимательской деятельности.
Предоставление льгот и преимуществ заключается в первоочередном вопреки установленному порядку получении сырья или товара, льготном налогообложении, предоставлении внеочередных беспроцентных кредитов и т.п.
К покровительству в иной форме можно отнести, например, освобождение от проверок и ревизий, а также от контроля со стороны налоговых органов.

8. Исходя из законодательной конструкции данный состав преступления следует относить к числу формальных. Само действие при совершении преступления, предусмотренного ст. 289 УК, заключается, по существу, в злоупотреблении служебным положением, когда должностное лицо, пользуясь своими полномочиями, отдает распоряжение, подписывает документы или совершает иные действия вопреки интересам службы.

По юридической природе такие действия можно отнести к специальным видам злоупотребления служебным положением. Последствием таких действий является получение организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, льгот, преимуществ или покровительства в иной форме, в чем заинтересовано должностное лицо. Неполучение таких льгот, преимуществ и покровительства исключает уголовную ответственность, а попытка их предоставления является дисциплинарным правонарушением либо покушением на рассматриваемое преступление.

9. Незаконное получение льгот и преимуществ является последствием рассматриваемого деяния, а непосредственная связь, о которой говорится в приведенном высказывании, — причинно-следственной связью между действиями, совершенными вопреки интересам службы, и незаконным получением льгот и пр. Преступление считается оконченным с момента незаконного получения организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, льгот, преимуществ или покровительства в иной форме.

10. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла, содержанием которого является осознание должностным лицом наличия законодательного запрета на осуществление подобных действий и желание совершать данные действия. Цели и мотивы не являются обязательными признаками субъективной стороны данного преступления, но могут быть учтены при назначении наказания. Как правило, это корысть и иная личная заинтересованность.

11. Субъект — специальный: должностное лицо, которое либо само учреждает организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, или участвует в ее управлении, либо действует через доверенное лицо (посредника). В качестве последнего может выступать и недолжностное лицо. Однако предоставление льгот и преимуществ указанной организации в любом случае осуществляет должностное лицо.
В некоторых случаях может возникнуть вопрос о разграничении рассматриваемого преступления и деяния, предусмотренного ст. 176 УК РФ (незаконное получение кредита). Разграничение этих преступлений следует проводить по объективным признакам.

Лицо не использует свое должностное положение для незаконного получения кредита.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Челябинской области

Статьей 289 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

Незаконное участие государственных служащих и лиц, занимающих государственные должности, в предпринимательской деятельности запрещено, поскольку создает условия для коррупционных связей, причиняет вред интересам службы.

В случае учреждения (создания) организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, должностное лицо выступает в качестве учредителя и соучредителя. Участие в управлении означает участие должностного лица в принятии различного рода решений, касающихся деятельности организации, что может осуществляться и через доверенное лицо (например, родственника).

Предоставление льгот, преимуществ и иное покровительство происходит путем использования должностным лицом своих полномочий и может выражаться в освобождении организации от какой-либо проверки, предоставлении таможенных, налоговых, экспортных льгот, обеспечении условий для получения государственного заказа, создании препятствий конкурентам, первоочередном выделении сырья, материалов, товаров и тому подобное.

Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 5 лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательных работ на срок до 480 часов, или принудительных работ до 2 лет, или ареста на срок до 6 месяцев, или лишения свободы до 2 лет.

Так, в 2018 году Тракторозаводский районный суд г.Челябинска постановил обвинительный приговор в отношении бывшего сотрудника регионального МЧС, который с 2010 по 2016 годы учредил через доверенное лицо ООО «Пожарный декларант», предоставил указанной организации преимущества и покровительство, давал указание подчиненным сотрудникам о направлении хозяйствующих субъектов в подконтрольное ему юридическое лицо. Указанной организацией с учреждениями, индивидуальными предпринимателями заключались договоры о проведении независимой оценки пожарных рисков объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Для создания видимости исполнения договорных обязательств виновный изготавливал фиктивные заключения, и таким образом похищал денежные средства.

По совокупности преступлений, предусмотренных ч.4 ст.159, ст.289 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденному назначено наказание в виде 3 лет 1 месяца лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года. В счет возмещения имущественного ущерба обращено взыскани

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Челябинской области

Прокуратура Челябинской области

Дата публикации:

27 февраля 2019, 13:26

Уголовная ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ)

Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в кассационной и надзорной стадиях уголовного судопроизводства уголовно-судебного управления Лавыгина Юлия Александровна

Статьей 289 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

Незаконное участие государственных служащих и лиц, занимающих государственные должности, в предпринимательской деятельности запрещено, поскольку создает условия для коррупционных связей, причиняет вред интересам службы.

В случае учреждения (создания) организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, должностное лицо выступает в качестве учредителя и соучредителя. Участие в управлении означает участие должностного лица в принятии различного рода решений, касающихся деятельности организации, что может осуществляться и через доверенное лицо (например, родственника).

Предоставление льгот, преимуществ и иное покровительство происходит путем использования должностным лицом своих полномочий и может выражаться в освобождении организации от какой-либо проверки, предоставлении таможенных, налоговых, экспортных льгот, обеспечении условий для получения государственного заказа, создании препятствий конкурентам, первоочередном выделении сырья, материалов, товаров и тому подобное.

Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 5 лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательных работ на срок до 480 часов, или принудительных работ до 2 лет, или ареста на срок до 6 месяцев, или лишения свободы до 2 лет.

Так, в 2018 году Тракторозаводский районный суд г.Челябинска постановил обвинительный приговор в отношении бывшего сотрудника регионального МЧС, который с 2010 по 2016 годы учредил через доверенное лицо ООО «Пожарный декларант», предоставил указанной организации преимущества и покровительство, давал указание подчиненным сотрудникам о направлении хозяйствующих субъектов в подконтрольное ему юридическое лицо. Указанной организацией с учреждениями, индивидуальными предпринимателями заключались договоры о проведении независимой оценки пожарных рисков объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Для создания видимости исполнения договорных обязательств виновный изготавливал фиктивные заключения, и таким образом похищал денежные средства.

По совокупности преступлений, предусмотренных ч.4 ст.159, ст.289 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденному назначено наказание в виде 3 лет 1 месяца лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года. В счет возмещения имущественного ущерба обращено взыскани

Статья 289 УК РФ. Незаконное участие в предпринимательской деятельности

Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Статье 289 УК РФ

1. В соответствии со ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданские служащие не вправе заниматься предпринимательской деятельностью (кроме педагогической, научной и творческой) лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, кроме случаев, когда непосредственное участие в управлении хозяйствующим субъектом входит в их должностные обязанности в соответствии с законодательством. Указанные ограничения согласно ст.

11 ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» распространяются и на муниципальных служащих. Аналогичные запреты установлены также некоторыми другими законами, регулирующими деятельность отдельных категорий служащих (например, Закон о милиции, ст. 40.2 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 04.11.2005) и др.).
———————————
СЗ РФ. 1995. N 47. Ст.

4472.

2. Общественная опасность преступления состоит в том, что кроме интересов службы в государственных органах и органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ оно затрагивает и нормальное функционирование экономической сферы.

3. Объект преступного посягательства — общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность конкретного звена органов государственной власти, аппарата государственного управления, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также аппарата управления в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Дополнительный объект — порядок занятия предпринимательской деятельностью, исключающий возможность непосредственного участия должностных лиц в осуществлении такой деятельности.

4. Объективная сторона состава преступления может выражаться в совершении одного из двух действий: а) учреждении должностным лицом организации, занимающейся предпринимательской деятельностью, вопреки установленному законом запрету; б) участии должностного лица (лично или через доверенное лицо) в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, несмотря на установленный законом запрет. УО наступает при условии, что действия виновного связаны с предоставлением данной организации льгот и преимуществ или с покровительством ей в другой форме.

4.1. О понятии предпринимательской деятельности см. коммент. к ст. 169.

4.2. Как учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, так и его участие в управлении такой организацией лично либо через доверенное лицо невозможно без использования им своих должностных полномочий. Наличие данного признака является обязательным для рассматриваемого состава.

4.3. Необходимым условием объективной стороны состава преступления является то, что каждая из двух форм действий должностного лица должна быть связана с предоставлением организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, льгот и преимуществ или покровительством в иной форме. Если организация не получила указанных льгот и преимуществ либо покровительства в иной форме, деяние не может рассматриваться как преступление.

В данном случае может иметь место дисциплинарный проступок.

4.4. Под льготами и преимуществами понимаются льготы в налогообложении, в аренде помещений или производственных площадей, приобретении имущества, сырья либо иных предметов или товаров для осуществления предпринимательской деятельности и т.д. Преимущества могут выражаться в помощи по сбыту готовой продукции либо в оказании услуг, получении подрядов, заказов и т.п.

4.5. Под покровительством в иной форме следует понимать такие действия виновного, осуществляемые им с использованием своих должностных полномочий, которые направлены на создание благоприятных условий для деятельности коммерческой организации (например, создание различных препятствий для конкурентов либо устранение их с рынка и т.п.).

4.6. По законодательной конструкции состав преступления формальный. Преступление окончено (составом) в момент указанных в диспозиции коммент. статьи действий.

5. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Виновный осознает, что он, используя свои должностные полномочия, учреждает организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, либо участвует в управлении ею, предоставляет этой организации льготы и преимущества или покровительствует ей вопреки установленному законом запрету и желает совершить эти действия.

5.1. Мотивы и цели не указаны в качестве обязательных признаков субъективной стороны. Они, как правило, корыстные.

6. Субъектом преступного посягательства может быть только должностное лицо (см. п. 5 — 5.6 коммент. к ст. 285).

7. Деяния относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

Другой комментарий к Ст. 289 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. С объективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется действиями двух видов: а) учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, — это совершение таких действий, которые имеют своим результатом создание организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность (коммерческой и некоммерческой), — передача имущества, прав на интеллектуальную собственность (формирование уставного капитала), заключение учредительного договора, утверждение устава, государственная регистрация юридического лица; б) участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо — это деятельность в качестве органа управления (например, генерального директора) или члена коллегиального органа управления организацией (совета директоров, правления и т.п.).

2. Для того чтобы эти действия были преступными, необходимо, чтобы они были связаны с предоставлением организации льгот и преимуществ либо с покровительством в иной форме. Предоставление льгот (таможенных, налоговых, экспортно-импортных и т.п.) — это полное или частичное освобождение организации от публичного обременения. Предоставление преимуществ — это предпочтительная по сравнению с иными аналогичными организациями оценка ее деятельности при решении того или иного вопроса (при определении результатов конкурса на государственный подряд, аукциона и т.п.).

Покровительство в иной форме охватывает собой все остальные, не связанные с предоставлением льгот и преимуществ, виды незаконного способствования организации со стороны должностного лица (снабжение конфиденциальной информацией, упрощение процедуры получения лицензии и т.п.).

3. Все указанные действия (предоставление льгот, преимуществ, покровительство в иной форме) совершаются должностным лицом с использованием своего служебного положения в широком смысле этого слова, т.е. не только компетенции, но и авторитета занимаемой должности.

4. Преступление окончено в момент предоставления льготы, преимущества либо оказания покровительства в иной форме организации, учрежденной или управляемой виновным.

admin
Оцените автора
Ракульское