Статья 263.1 УК РФ. Нарушение требований в области транспортной безопасности (действующая редакция)

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1.1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного, морского и внутреннего водного транспорта лицом, управляющим легким (сверхлегким) воздушным судном или маломерным судном, за исключением случаев, предусмотренных частью первой настоящей статьи и статьей 271.1 настоящего Кодекса, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Почитать  Уменьшение размера алиментов документы на снижение алиментов, основания, судебная практика

1.2. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

2. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

2.1. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарий к Ст. 263 УК РФ

1. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта преступления выступают, в частности, безопасность жизни и здоровья человека, собственность, экологическая безопасность.

Безопасность движения и эксплуатации указанных видов транспорта (включая метрополитен) представляет собой состояние защищенности процесса движения различных транспортных средств и самих транспортных средств, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

2. Предметом преступления являются транспортные средства.

Железнодорожный транспорт: локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

Воздушный транспорт: самолеты, вертолеты, мотодельтапланы и иные летательные аппараты, используемые для передвижения по воздуху.

Морской транспорт: морские суда (подводные и надводные корабли и т.д.).

Внутренний водный транспорт: судна, используемые в целях судоходства на внутренних водных путях, в том числе судна смешанного (река — море) плавания.

Метрополитен: подвижной состав, используемый для обеспечения пассажирских перевозок.

3. Нарушение правил безопасности движения включает различные отступления от установленного порядка управления движущимся транспортным средством: проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета, неправильное расхождение судоводителя со встречным водным транспортом и т.п.

4. Нарушение правил эксплуатации предполагает: отступление от требований технического обслуживания узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения транспортного средства, допуск к управлению посторонних лиц, непринятие мер к обеспечению безопасности пассажиров при посадке и высадке, погрузке и разгрузке грузов и иные нарушения порядка эксплуатации транспортных средств, обеспечивающего безопасные условия его использования.

5. Отказ лица, обязанного соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, от исполнения трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, представляет собой неправомерное невыполнение лицом должностных обязанностей, содержащихся в трудовом договоре (в дополнениях к нему, например в должностных инструкциях) и не связанных непосредственно с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (к примеру, проведение указанными работниками транспорта забастовки в том случае, если ее проведение создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей).

6. Обязательным признаком состава преступления является наступление вредных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (ч. 1 комментируемой статьи), смерть одному человеку (ч. 2) или нескольким лицам (ч.

3).

Крупный ущерб может выражаться, например, в уничтожении транспортного средства в результате аварии, заражении окружающей среды истекающей в результате аварии ядовитой жидкостью, нефтепродуктами и другими вредными веществами. В соответствии с примечанием к этой статье сумма такого ущерба должна превышать 1 млн. руб.

7. Между последствием и деянием должна быть установлена причинная связь.

8. Субъективная сторона — вина в форме неосторожности. При этом отказ от исполнения трудовых обязанностей всегда совершается лицом осознанно, однако в целом такое преступление будет неосторожным в силу психического отношения виновного к последствиям.

9. Субъектом преступления может быть только работник соответствующего транспорта, на которого специально возложены обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспорта. Им может быть лицо, непосредственно управляющее транспортным средством (машинист локомотива, капитан корабля, рулевой моторной лодки и т.д.), либо лицо, занимающее должность, связанную с организацией эксплуатации транспорта: руководитель транспортного предприятия, допустивший, например, к управлению транспортом неподготовленного работника, диспетчер, подавший ошибочную команду, и др.

По одному из уголовных дел субъектом комментируемого преступления наряду с командиром вертолета обоснованно признано лицо, ответственное за организацию полета — старший летный командир, который нарушил требования безопасности полетов при организации рейса вертолета МИ-8 (см. определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ N 53-О04-34 ).
———————————
БВС РФ. 2005. N 2.

10. Ответственность по комментируемой статье могут нести только те работники, на которых обязанности по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспортного средства возложены в установленном законом порядке. Высшая судебная инстанция не признала субъектом комментируемого преступления слесаря депо, который по поручению отлучившегося с места работы маневрового машиниста электровоза, не имея на то полномочий, самостоятельно привел в движение электровоз и при попытке установить его на определенном месте в депо для ремонта наехал на человека и причинил ему тяжкие телесные повреждения (см. определение Судебной коллегии ВС РФ N 89-1/н-88-1 ).
———————————
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 1988 года.

11. Иные лица, например, самовольно захватившие указанное в статье транспортное средство и допустившие нарушение правил безопасности движения, могут нести ответственность по ст. 268 УК (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта).

Статья 263 УК РФ. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (действующая редакция)

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных статьей 271.1 настоящего Кодекса, а равно отказ указанного лица от исполнения своих трудовых обязанностей в случае, когда такой отказ запрещен законом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1.1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного, морского и внутреннего водного транспорта лицом, управляющим легким (сверхлегким) воздушным судном или маломерным судном, за исключением случаев, предусмотренных частью первой настоящей статьи и статьей 271.1 настоящего Кодекса, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1.2. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

2.1. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой и первой.1 настоящей статьи, совершенные лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Статья 263.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности

1. Неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо ограничением свободы на срок до одного года.

2. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Информация об изменениях:

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ статья 263.1 дополнена частью 4, вступающей в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарий к Ст. 263.1 УК РФ

1. Преступление посягает на транспортную безопасность (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта преступления выступают, в частности, безопасность жизни и здоровья человека, собственность, экологическая безопасность.

В Федеральном законе от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в ред. от 18.07.2011)1 транспортная безопасность определяется как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. При этом под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

2. Предметом преступления являются объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства.

Объекты транспортной инфраструктуры — это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Транспортные средства: воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта.

3. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности может выражаться либо в несовершении действий, предписанных в нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области обеспечения транспортной безопасности, либо в совершении действий, запрещенных указанными актами, либо в ненадлежащем исполнении требований по обеспечению транспортной безопасности. К примеру, непроведение в установленном порядке оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, непринятие планов обеспечения транспортной безопасности и т.п.

Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

4. По содержанию последствий комментируемая статья совпадает со ст. 263.

5. Обязательным признаком состава преступления является причинная связь между указанным в статье деянием и вредными последствиями.

6. Субъективная сторона — вина в форме неосторожности.

7. Субъектом преступления может быть только лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности (например, собственник объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или лицо, использующее их на ином законном основании; работник транспортной организации, обязанный соблюдать установленные требования по обеспечению транспортной безопасности).

Статья 263.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности

1. Неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах
транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если это деяние повлекло по
неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо ограничением свободы на
срок до одного года.

2. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств лицом, ответственным за обеспечение
транспортной безопасности, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого
вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными
работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок
до пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные
группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без
такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные
организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до
одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период
до трех лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого
превышает один миллион рублей.

Комментарий к Ст. 263.1 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются объекты инфраструктуры железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, автомобильного транспорта и метрополитена, а также соответствующие гражданские транспортные средства. Объекты транспортной инфраструктуры — это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

2. Объективная сторона преступления выражается в виде действия или бездействия. Неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности (ч. 1) — это несовершение, неполное (недостаточное) совершение предписанных действий либо совершение действий, запрещенных нормативными правовыми актами в сфере транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности (ч. 2) — это непринятие необходимых мер по недопущению несовершения, неполного (недостаточного) совершения предписанных действий либо совершения действий, запрещенных нормативными правовыми актами в целях обеспечения состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

3. Преступление признается оконченным с момента наступления по неосторожности описанных в законе последствий. При отсутствии указанных последствий деяния квалифицируются по ст. 11.15.1 КоАП РФ.

4. Субъект специальный: лицо, на которое в установленном порядке возложены обязанности по соблюдению либо по обеспечению соблюдения требований транспортной безопасности, т.е. ответственное за обеспечение транспортной безопасности.

Второй комментарий к Ст. 263.1 УК РФ

1. Транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Под последними понимаются противоправные действия (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающие безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшие причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшие угрозу наступления таких последствий.

2. Объекты транспортной инфраструктуры — технологический комплекс, включающий в себя: железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути;

контактные линии; автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты; вокзалы, железнодорожные и автобусные станции; метрополитены; морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты; портовые средства; судоходные гидротехнические сооружения; аэродромы; объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

К транспортным средствам относятся воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта.

3. Неисполнение требований по соблюдению (ч. 1) или обеспечению (ч. 2) транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах означает отказ от реализации или ненадлежащую реализацию определяемой государством системы мер в сфере транспорта, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

4. Последствием преступления является причинение тяжкого вреда здоровью и крупный ущерб (см. комментарий к ст. 263 УК).

5. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

6. Субъект преступления — специальный: лицо, ответственное за обеспечение и соблюдение транспортной безопасности.

7. Причинение смерти одному или нескольким лицам предусмотрено соответственно ч. 3 и 4 комментируемой статьи.

8. Квалифицирующим и особо квалифицирующим признаками выступает совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору (ч. 3) и организованной группой (ч. 4).

Третий комментарий к статье 263.1 УК РФ

1. Диспозиция комментируемой статьи носит бланкетный характер. Для правильного понимания сути транспортной безопасности и средств ее обеспечения необходимо знание норм Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (ред. от 18.07.2011). Нормы Закона раскрывают основные понятия, которые характеризуют объект посягательства и другие признаки, выделенные в диспозиции комментируемой статьи. Согласно ст.

1 Закона транспортная безопасность означает состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности состоит в реализации определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; объекты транспортной инфраструктуры — это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; транспортные средства — это воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания (КТМ РФ) или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.

2. Непосредственным объектом преступления следует признать общественные отношения по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и при обслуживании транспортных средств.

3. Данный состав преступления в теории уголовного права относят к деяниям с реальным причинением вреда. Стадии приготовления и покушения отсутствуют, моментом окончания преступления признается наступление указанных в законе последствий. Совершение лишь одних незаконных действий влечет ответственность иного рода (дисциплинарная, административная).

4. Объективная сторона включает три обязательных признака: деяние в форме бездействия (неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности); последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба иным интересам; причинная связь между бездействием и наступившими последствиями. По поводу тяжкого вреда здоровью человека см. комментарий к ст. 111 УК.

Крупным ущербом, согласно примечанию к комментируемой статье, признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. рублей.

5. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины, которая может быть в виде легкомыслия или небрежности.

6. Субъект преступления специальный — физическое вменяемое лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности.

7. В ч. ч. 2 и 3 предусмотрена повышенная ответственность за действия виновного, повлекшие соответственно смерть одного человека или двух и более лиц.

admin
Оцените автора
Ракульское