Статья 149. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них

Разъяснение законодательства об организации и проведении собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования и ответственности за нарушение установленного порядка

Подробности Опубликовано: 25 февраля 2020 25 февраля 2020 Просмотров: 1383 1383

Родителям и законным представителям несовершеннолетних участников несанкционированных массовых мероприятий следует помнить об административной ответственности, предусмотренной ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

Совершение несовершеннолетними противоправных действий, в том числе участие в несанкционированных мероприятиях повлечет привлечение их родителей к установленной законом ответственности.

Статьей 31 Конституцией Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлен Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Согласно п.1 ст. 5 указанного Закона организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. Никаких возрастных ограничений к участникам публичного мероприятия ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не содержит.

В соответствии с п.1 ст. 6 Закона участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Организатором публичного мероприятия не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Почитать  Установка контейнеров для мусора

Участники публичных мероприятий обязаны:

-выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;

-соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;

— соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Участники публичных мероприятий не вправе:

— скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;

— иметь при себе оружие или похожие на него предметы, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества;

— иметь при себе и (или) распивать алкогольные напитки;

— находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Уведомление о проведении публичного мероприятия(за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), — не позднее четырех дней до дня его проведения.

Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания текущего дня по местному времени.

Проведение публичного мероприятия запрещается:

1) на территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) на путепроводах, железнодорожных магистралях и полосах отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) на территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) в пограничной зоне, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:

1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;

2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия;

3) неисполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, предусмотренных частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.

За нарушения порядка организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований предусмотрена административная и уголовная ответственность:

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В июне 2012 года в Кодекс РФ об административных правонарушениях внесен ряд изменений, предусматривающих ужесточение административной ответственности за нарушениезаконодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.

В частности: увеличены максимальные размеры административного штрафадля граждан по санкциям статей 5.38, 20.2, 20.2.2, 20.18, части 4 статьи 20.25 — до трехсот тысяч рублей, а для должностных лиц по санкциям статьи 5.38, частей 1 — 4 статьи 20.2, статей 20.2.2, 20.18 — до шестисот тысяч рублей.

Статьей 5.38 КоАП РФпредусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, а именно:

Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»изложена в расширенной редакции в семи частях, в которых дифференцируются размеры административных штрафов и сроков обязательных работ по каждому составу правонарушения.

  1. 1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 данной статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  2. 2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до пятидесяти часов; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
  3. 3. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 данной статьи, повлекшие создание помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или обязательные работы на срок до ста часов; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
  4. 4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 данной статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или обязательные работы на срок до двухсот часов; на должностных лиц — от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.
  5. 5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
  6. 6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 данной статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или обязательные работы на срок до двухсот часов.
  7. 7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, — влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Виды административных наказаний дополненыновым наказанием в виде обязательных работ,при этом обязательные работы отнесены к основным видам административных наказаний. Установлена административная ответственность за уклонение от отбывания обязательных работ.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.2 КоАП, относится к компетенции судей (часть 1 статьи 23.1 КоАП), что исключает возможность назначения наказания без составления протокола об административном правонарушении. Рассмотрение дел о нарушениях законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях отнесено к процессуальным полномочиям судей районных судов (а не мировых судей).

Нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированияхотнесены к категории дел, по которым сроки исковой давности составляют один год со дня совершения административного правонарушения.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статьей 149 Уголовного кодекса Российской Федерациинезаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения, — наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Кроме того, уголовная ответственность последует за совершение преступлений, предусмотренных статьями 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистских действий», 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», 212 УК РФ «Массовые беспорядки», а также 318, 319 УК РФ «За оскорбление и применение насилия в отношении представителя власти».

Родителям и законным представителям несовершеннолетних участников несанкционированных массовых мероприятий следует помнить об административной ответственности, предусмотренной ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Совершение несовершеннолетними противоправных действий, в том числе участие в несанкционированных мероприятиях повлечет привлечение их родителей к установленной законом ответственности.

УМВД России по Фрунзенскому району г. СПб

Статья 149. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них

Статья 149 УК РФ. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них

Уголовный кодекс РФ в последней редакции:

Статья 149 УК РФ. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них

Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Вернуться к оглавлению документа: Уголовный кодекс РФ в последней редакции

Комментарии к статье 149 УК РФ

Статья 31 Конституции предоставляет гражданам РФ право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Статья 149 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение этого права в форме воспрепятствования.

Объект преступления. Основной непосредственный объект — право граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования и на участие в них.

Дополнительный объект — здоровье, телесная неприкосновенность или свобода личности; при угрозе физическим насилием — безопасность этих благ личности, а также жизни; при совершении деяния должностным лицом — законная деятельность государственных органов, учреждений, организаций.

Понятия, использованные в статье 149 УК РФ, раскрываются в статье 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»:

  • собрание— совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
  • митинг— массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
  • демонстрация— организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
  • шествие— массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
  • пикетирование— форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Объективная сторонапреступления характеризуется альтернативно предусмотренными действиями в отношении законно проводимого мероприятия:

  • незаконным воспрепятствованием в любой форме проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования (например, выдвижение формально правомерных, однако содержательно необоснованных требований к организаторам публичного мероприятия, неправомерное приостановление или прекращение публичного мероприятия);
  • незаконным воспрепятствованием в любой форме участию в них (лицо не пустили на митинг или удалили с него);
  • незаконным принуждением в любой форме к участию в них.

В качестве обязательных признаков объективной стороны законом предусмотрено использование должностным лицом служебного положения либо совершение преступления любым лицом с применением насилия или угрозой его применения.

Под насилиемпонимается физическое воздействие на потерпевшего, выразившееся в подавлении и устранении его сопротивления, нанесении ударов, побоев, умышленном причинении легкого вреда здоровью.

Под угрозойприменения насилия понимается психическое воздействие на потерпевшего, выразившееся в демонстрации готовности нанести удары, побои, умышленно причинить вред здоровью.

Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования будет незаконным, если оно выразится в их необоснованном запрете вопреки нормам закона либо под благовидным предлогом, оборудовании заграждений или выделении сил охраны правопорядка для недопущения людей к месту проведения разрешенной, законной акции, а равно в разгоне уже начавшегося собрания, митинга или шествия.

Как незаконное воспрепятствование участиюв публичном мероприятии или принуждение к участию в нем может рассматриваться физическое или психическое воздействие на человека, в результате которого он вынужден принять участие либо отказаться от участия в мероприятии, напр., угроза увольнением с работы, переводом на ниже оплачиваемую должность, рукоприкладство и т.п.

Насилие, повлекшее причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, квалифицируется дополнительно по ст. 111 — 112 УК РФ.

Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 119 УК РФ), побои и причинение легкого вреда здоровью (ст.

115 УК РФ) охватываются рассматриваемым составом преступления и дополнительной квалификации не требуют.

Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения любого из деяний, образующих объективную сторону преступления. Преступление составляют действия, препятствующие только законному проведению указанных акций или участию в них.

Условия и порядок проведения акций установлены Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Субъективная сторонапреступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что незаконно препятствует проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждает к участию в них, совершает это деяние, используя свое служебное положение, применяет насилие или угрозу его применения и желает выполнить такие действия.

Субъект преступления. В зависимости от обстоятельств совершения преступления субъект преступления может быть как общий— физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, так и специальный— должностное лицо либо лицо, выполняющее незаконные действия с использованием своего служебного положения.

Статья 149 УК РФ. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них

Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 149 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в нарушении конституционной гарантии свободы слова (ч. 1 ст. 29 Конституции) и конституционного права собираться мирно, без оружия, проводить собрания и т.д. (ст.

31 Конституции).

Комментируемая статья состоит из одной части, предусматривающей состав преступления, который отражает общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений средней тяжести.

1.1. Основной объект преступного посягательства — общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

2. Объективная сторона состава преступления выражается в незаконном воспрепятствовании проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждении к участию в них.

2.1. Собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации (п. 2 — 6 ст. 2 ФЗ от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» ).
———————————
СЗ РФ. 2004. N 25.

Ст. 2485.

2.2. Под воспрепятствованием проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования (далее — публичное мероприятие) понимается запрещение, приостановление, прекращение публичного мероприятия, а также совершение любых действий, в результате которых проведение публичного мероприятия существенно затрудняется, ограничивается по времени или территории либо становится невозможным.

2.3. Воспрепятствование проведению публичного мероприятия является незаконным, если публичное мероприятие проводится на законном основании и в установленном порядке.

2.4. ФЗ от 19.06.2004 N 54-ФЗ устанавливает основания, по которым органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе воспрепятствовать проведению публичного мероприятия. К таким основаниям относятся: проведение публичного мероприятия без уведомления органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст.

7); проведение публичного мероприятия ранее 7 часов и позднее 23 часов (ст. 9); проведение публичного мероприятия в запрещенных местах (ч. 2 ст. 8); невыполнение требования об устранении произошедшего по вине участников публичного мероприятия нарушения правопорядка, не влекущего угрозы для жизни или здоровья участников (ст. 15); создание в ходе публичного мероприятия реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц (п.

1 ст. 16); совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий (п. 2 ст.

16).

Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе также воспрепятствовать проведению публичного мероприятия, если: участники публичного мероприятия имеют при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также специально изготовленные или приспособленные предметы, могущие быть использованными против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам (см. ч. 3 ст. 24 Закона об оружии); публичное мероприятие проводится за пределами территорий ядерных установок и пунктов хранения, но в результате этого может произойти нарушение работоспособности ядерной установки или пункта хранения, будет затруднено выполнение работниками ядерных установок или пунктов хранения своих служебных обязанностей либо будут иметь место иные угрозы безопасности населения, окружающей среды, здоровью, правам и законным интересам других лиц (см. ч. 2 ст. 39 ФЗ от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» ); публичное мероприятие проводится общественным или религиозным объединением, деятельность которого приостановлена в связи с экстремистской деятельностью (см. ч. 3 ст. 10 ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» ); публичное мероприятие проводится на территории, на которой введено военное положение или чрезвычайное положение (см. подп.

9 п. 2 ст. 7 ФКЗ от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» ; п. «е» ст. 11 ФКЗ от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» ).
———————————
СЗ РФ. 1995. N 48.

Ст. 4552.

СЗ РФ. 2002. N 30.

Ст. 3031.

СЗ РФ. 2002. N 5. Ст.

375.

СЗ РФ. 2001. N 23. Ст.

2277.

Воспрепятствование проведению публичного мероприятия по указанным основаниям не образует состав преступления, предусмотренный ст. 149.

2.5. Под незаконным воспрепятствованием участию в публичном мероприятии или принуждением к участию в нем понимается любое физическое или психическое воздействие на потерпевшего, в результате которого последний вынужден принять участие либо отказаться от участия в публичном мероприятии.

2.6. Под насилием в коммент. статье понимается задержание, фактическое удерживание лица, нанесение побоев, истязание, причинение вреда здоровью и др.

2.7. Под угрозой применения насилия понимается выраженная в любой форме угроза нанесения побоев, истязания, причинения вреда здоровью и др.

2.8. Насилие и угроза его применения могут осуществляться как до, так и в процессе публичного мероприятия.

2.9. Состав преступления по законодательной конструкции является формальным. Преступление окончено (составами) в момент совершения указанных в диспозиции коммент. статьи действий.

3. С субъективной стороны состав преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотив и цель не являются обязательными признаками состава преступления.

4. Субъект преступного посягательства специальный — должностное лицо (см. коммент. к ст. 285).

4.1. В случае, если должностное лицо совершает преступление, предусмотренное коммент. статьей, без применения насилия или угрозы его применения, обязательным для квалификации деяния как преступления является дополнительный признак указанного должностного лица — использование для облегчения совершения преступления своего служебного положения, т.е. полномочий и привилегий, предоставленных по службе (должности).

Другой комментарий к Ст. 149 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Понятия, использованные в статье, раскрываются в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

2. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями в отношении законно проводимого мероприятия: а) незаконным воспрепятствованием в любой форме проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования (например, выдвижение формально правомерных, однако содержательно необоснованных требований к организаторам публичного мероприятия, неправомерное приостановление или прекращение публичного мероприятия); б) незаконным воспрепятствованием в любой форме участию в них; в) незаконным принуждением в любой форме к участию в них.

3. Уголовно наказуемый характер этим действиям придает либо специальный субъект, их совершающий (должностное лицо, использующее при этом свое служебное положение), либо особый способ совершения преступления (с применением насилия или с угрозой его применения). Насилие, повлекшее причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, квалифицируется дополнительно по ст. ст. 111 — 112 УК РФ.

Статья 149. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них

По ст. 31 Конституции гражданам разрешается собираться без оружия, мирно проводить митинги и демонстрации, собрания, пикетирования и шествия. Однако в связи с рядом событий данное право было детализировано в ФЗ № 54. В частности Закон «О митингах» предусматривает, что нормативные акты, регламентирующие условия организации указанных мероприятий, принимаются президентом, правительством, а также региональными исполнительными госорганами. Положения ФЗ обязательны для исполнения всеми субъектами на территории РФ.

Для обеспечения соблюдения предписаний в Уголовном кодексе устанавливается ответственность за незаконное воспрепятствование проведению массовых мероприятий. Рассмотрим подробнее особенности ее применения.

ст 149 ук рф

Ответственность

Субъекты, нарушающие Закон «О митингах», а также ст. 31 Конституции, наказываются:

  1. Денежным взысканием в сумме до 300 тыс. руб. или равным зарплате/другому доходу за 2 года.
  2. Принудительными работами продолжительностью до 3 лет.
  3. Тюремным заключением на тот же срок.

В качестве дополнения к последним двум санкциям суд может вменить запрет заниматься конкретной деятельностью или находиться на определенной должности в течение 3 лет.

закон о митингах

Читайте также: Пиратство в отношении авторских продуктов: компьютерное, интеллектуальное и в интернете

Пояснения

В действовавшем раньше Уголовном кодексе (1960 г.) присутствовал аналог ст. 149 УК РФ. В соответствии с ней наказание вменялось не только за неправомерное воспрепятствование проведению массовых мероприятий, в том числе и должностными лицами. Ответственность устанавливалась и за те же деяния, сопровождающиеся применением насилия, уничтожением имущества, повлекшие для потерпевших тяжкие последствия.

Ст. 149 УК РФ не содержит части указанных обстоятельств. Между тем основной состав преступления сохранен в норме.

Более того, по мнению экспертов, действующая редакция статьи ориентирует граждан именно на мирное проведение массовых мероприятий.

митинги и демонстрации

Второй комментарий к Ст. 149 УК РФ

1. Объектом преступления является конституционное право граждан РФ на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ). Уголовная ответственность установлена лишь за незаконное воспрепятствование проведению указанных в диспозиции комментируемой статьи массовых мероприятий.

2. Митинг ― собрание граждан для публичного выражения отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни. Демонстрация ― публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспарантов и иных наглядных средств. Уличное шествие ― организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование ― наглядная демонстрация группой граждан своих намерений и взглядов без шествия и звукосигналов.

3. Объективную сторону преступления образуют:

а) действия (бездействие), выражающиеся в незаконном воспрепятствовании проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования либо в незаконном воспрепятствовании участии в них;

б) специфические способы воспрепятствования ― использование должностным лицом своего служебного положения либо применение насилия или угроза его применения.

4. Под насилием как способом воспрепятствования либо принуждения понимается причинение умышленного легкого вреда здоровью (ст. 115 УК) и побоев (ст. 116 УК). Более опасные способы насилия образуют самостоятельное преступление и должны квалифицироваться по совокупности со ст.

142 УК.

5. Угроза применения насилия как способ воспрепятствования либо принуждения ― это угроза причинения любого физического насилия (вплоть до угрозы убийством).

6. Субъектом преступления является как частное лицо, достигшее 16 лет, так и должностное лицо, когда преступление совершается последним с использованием им своего служебного положения.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Специфика преступления

Незаконное воспрепятствование проведению пикетирований, шествий, собраний и прочих массовых мероприятий, а также участию в них может проявляться действием или бездействием. Например, должностное лицо, уполномоченное принимать решения об их организации, может вынести акт, неправомерно запрещающий гражданам реализовывать свое конституционное право. Действие может проявляться в создании реальных барьеров на пути людей.

Это могут быть как материальные объекты, так и заслоны из сотрудников органов правопорядка. Бездействие проявляется, например, в непредоставлении помещения для собрания.

Комментарий к Ст. 149 Уголовного кодекса

1. Понятия, использованные в статье, раскрываются в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

2. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями в отношении законно проводимого мероприятия: а) незаконным воспрепятствованием в любой форме проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования (например, выдвижение формально правомерных, однако содержательно необоснованных требований к организаторам публичного мероприятия, неправомерное приостановление или прекращение публичного мероприятия); б) незаконным воспрепятствованием в любой форме участию в них; в) незаконным принуждением в любой форме к участию в них.

3. Уголовно наказуемый характер этим действиям придает либо специальный субъект, их совершающий (должностное лицо, использующее при этом свое служебное положение), либо особый способ совершения преступления (с применением насилия или с угрозой его применения). Насилие, повлекшее причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, квалифицируется дополнительно по ст. 111 — 112 УК.

Читайте также: Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации

Обязательные признаки

В ст. 149 УК РФ указывается на два вида субъекта преступления. Им может являться должностное лицо, которое воспользовалось своим служебным статусом. В качестве субъекта выступает и гражданин, не занимающий никаких ответственных постов.

В этом случае он может привлекаться к ответственности, если его действия сопровождались насилием либо угрозой его использования. Таким образом, в преступлении выделяется общий и специальный субъект. Последним является вменяемый гражданин, достигший шестнадцати лет.

Суть насилия либо угрозы его применения та же, что и при воспрепятствовании реализации избирательных прав либо функционированию выборных комиссий.

проведение массовых мероприятий

Статья 149. Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных

Определение Президиума Верховного Суда РФ от 19.11.2003 N 48пв-03 Доплаты за работу в ночную смену и за работу в вечернюю смену, связанные с режимом и условиями труда, относятся к выплатам компенсирующего характера в соответствии с Кодексом, которые в силу статьи 149 Трудового кодекса Российской Федерации определяются как выплаты за работу, отклоняющуюся от нормальной, и подлежат повышенной оплате.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 N 91-О

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку статья 149 Трудового кодекса Российской Федерации не устанавливает критериев оценки условий, отклоняющихся от нормальных, а положения части второй статьи 212 названного Кодекса позволяют судам не давать правовую оценку действиям работодателя и не применять данные нормы при разрешении индивидуального трудового спора.

Решение Верховного Суда РФ от 21.05.2002 N ГКПИ2002-353

При этом не отрицали, что доплаты за работу в вечернее время, установленные обжалуемым пунктом Постановления, не предусмотрены Трудовым кодексом РФ, но это, по их мнению, не противоречит действующему трудовому законодательству, поскольку такая работа приравнивается к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных. Согласно же ст. 149 Трудового кодекса РФ работодатель обязан производить повышенную оплату такого труда не ниже размера, установленного законом или иным нормативным правовым актом.

Определение Верховного Суда РФ от 30.04.2019 N 301-ЭС19-5797 по делу N А43-3646/2018

Ссылка МАУ ФОК «Триумф» в кассационной жалобе на необходимость применения положения статьи 149 Трудового кодекса Российской Федерации, которой предусматривается возможность установления компенсационных выплат за выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, не может быть принята во внимание. Из содержания судебных актов, равно как и из содержания кассационной жалобы не усматривается, каким образом условия труда уборщиков служебных помещений в учреждении отклоняются от условий труда аналогичных работников в иных организациях. Установление новых обстоятельств в круг полномочий кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации не входит.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2019 N 18-КГ19-77

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 149 Трудового кодекса Российской Федерации).

Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2020 N 3010-О

По мнению заявителя, статьи 135, 149 и 153 Трудового кодекса Российской Федерации не соответствуют статьям 15 (части 1 — 3), 18, 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3) и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют работодателю нарушать принцип равенства при установлении дополнительных выплат работникам, а статьи , 186 Трудового кодекса Российской Федерации и пункт 13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы допускают уменьшение размера среднего заработка работнику за дни сдачи им крови и ее компонентов.

Определение Верховного Суда РФ от 09.11.2007 N 5-В07-154

В то же время, статьей 149 Трудового кодекса РФ предусмотрены дополнительные гарантии для работников при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и других), работнику производятся соответствующие доплаты, предусмотренные коллективным договором, трудовым договором. Размеры доплат не могут быть ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Читайте также: Какое наказание назначено за избиение полицейского?

Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2010 N 8-В10-2

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 Трудового кодекса РФ). Данные выплаты относятся к числу компенсационных, не учитываемых в размере оклада.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.11.2016 N 56-КГ16-22

Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований Зеликова А.И., суд первой инстанции со ссылкой на статьи 129, 149, 152, 153 Трудового кодекса Российской Федерации и приказ Министерства обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583», утвердивший Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, пришел к выводу о том, что действия ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» по оплате истцу работы в выходные и нерабочие праздничные дни без учета начисляемых ему стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных названным Положением о системе оплаты труда, не соответствуют действующему законодательству и нарушают его трудовые права.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.12.2016 N 56-КГ16-35

Согласно статье 149 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12.12.2016 N 56-КГ16-28

Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований Кобзарева П.К., суд первой инстанции со ссылкой на статьи 129, 149, 152, 153 Трудового кодекса Российской Федерации и приказ Министерства обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583», утвердивший Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, пришел к выводу о том, что действия ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» по оплате истцу работы в выходные дни без учета начисляемых ему стимулирующих и компенсационных выплат, предусмотренных названным положением, не соответствуют действующему законодательству и нарушают его трудовые права.

admin
Оцените автора
Ракульское