Срыв турпоездки из за опоздания самолета

При задержке рейса пассажир вправе отказаться от полета, потребовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, взыскать штраф с перевозчика и бесплатно получить услуги по хранению багажа, обеспечению прохладительными напитками, горячим питанием и т.д.

Задержка рейса

Задержкой рейса признается перерыв в воздушной перевозке по вине перевозчика (авиакомпании) или вынужденная задержка самолета при отправке и (или) в полете. Основными причинами задержки рейсов могут являться технические неисправности самолета, плохие погодные условия, позднее прибытие самолета.

В случае задержки рейса время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете (п. 99 Федеральных авиационных правил, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82).

Права пассажира при задержке рейса

При задержке рейса пассажир имеет следующие права (п. 2 ст. 108 ВК РФ; п. 227 Федеральных авиационных правил; п. 2 ст.

13, ст. 15 Закона от 07.02.1992 N 2300-1):

  1. право на отказ от полета. Такой отказ от перевозки считается вынужденным, и в данной ситуации перевозчик обязан вернуть стоимость авиабилета даже в том случае, если билет являлся «невозвратным»;
  2. право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда. Так, пассажир вправе обратиться к перевозчику (авиакомпании) с претензией о возмещении убытков, которые он понес в связи с задержкой рейса (если например, сорвались заранее оплаченные экскурсии, пассажир опоздал на поезд и т.д.).
    К претензии в адрес перевозчика пассажиру необходимо приложить копии документов, подтверждающие понесенные убытки. Претензия предъявляется перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения. При внутренних воздушных перевозках такая претензия предъявляется в течение шести месяцев со дня задержки рейса (п. 4 ст. 124, пп. 4 п. 1 ст. 126 ВК РФ);
  3. право на взыскание штрафа с перевозчика за просрочку доставки пассажира в пункт назначения. Такой штраф устанавливается в размере 25% установленного МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% стоимости авиабилета, если перевозчик не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности самолета, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 ВК РФ).
Почитать  Противодействие легализации преступных доходов

Справка. МРОТ, влияющий на размер штрафа

Размер штрафа, установленного в зависимости от МРОТ, определяется исходя из суммы, равной 100 руб. (ст. 5 Закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ).

При международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность, установленную соответствующими международными договорами РФ. Так, в случае перевозки, на которую распространяется действие Монреальской конвенции, размер ответственности перевозчика ограничен суммой 5 346 специальных права заимствования (ст. 3 ВК РФ; ст. 19, п. 1 ст.

22, п. 1 ст. 23, ст. ст. 24, 55 Монреальской конвенции от 28.05.1999; абз.

1 Закона от 03.04.2017 N 52-ФЗ; Информация Росавиации).

Также перевозчик может заключить соглашение с пассажирами о повышении своей ответственности по сравнению с вышеуказанными размерами. В таком случае размер ответственности перевозчика определяется на основании данного соглашения (ст. 123 ВК РФ).

Услуги, которые пассажир вправе получить в аэропорту при задержке рейса

Помимо указанных выше прав, при задержке рейса пассажир имеет право на бесплатное предоставление ему перевозчиком дополнительных услуг, а именно (п. 99 Федеральных авиационных правил):

  1. на организацию хранения багажа;
  2. предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
  3. обеспечение прохладительными напитками, а также два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
  4. обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов. При дальнейшей задержке рейса питание предоставляется каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное время;
  5. размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время, а также доставку пассажиров транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно.

«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 12.08.2022

Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

10 млн за сорванные рейсы: на что имеет право пассажир при задержке или отмене вылета

10 млн за сорванные рейсы: на что имеет право пассажир при задержке или отмене вылета

2018 год оказался рекордным по числу задержек авиарейсов. За каждый сорванный рейс авиакомпании выплачивают пассажирам компенсации. На июнь 2018 года перевозчики задолжали российским пассажирам более 10 млн евро.

На что имеют право пассажиры и когда на компенсацию рассчитывать не стоит?

2 млрд евро задолжали авиаперевозчики пассажирам по всему миру, посчитали специалисты онлайн-сервиса AirHelp, помогающего пассажирам компенсировать потери от сорванных рейсов. На долю россиян в этой статистике приходится более 10 млн евро.

4 500 000 авиапассажиров

по всему миру пострадали от задержки, отмены и овербукинга рейсов в 1ом полугодии 2018 г. Положенная им компенсация составляет 1 900 300 000 евро.

Первое полугодие 2018 года было отмечено рекордным количеством задержек и отмен авиарейсов. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года, этот показатель существенно вырос. Количество пострадавших пассажиров увеличилось на 40% по миру, а в некоторых странах этот рост оказался ещё более ощутимым.

Среди причин роста суммарного размера компенсации, которая полагается авиапассажирам за сорванные рейсы — перенасыщение туррынка и перегруз действующих пилотов при нехватке кадров. Не менее значимый фактор — юридический.

336 рейсов

задержали или отменили за первое полугодие 2018 года в России. В итоге пострадали 27736 пассажиров, им полагается 10 214 625 евро компенсации.

Помогло пассажирам постановление Европейского суда, по которому авиакомпании несут ответственность за забастовки своих сотрудников: это фактор вычеркнут из числа «исключительных обстоятельств», освобождающих перевозчика от компенсационных выплат. За этим постановлением последовали другие судебные решения, укрепляющие права пассажиров в отношении ситуаций, когда пассажир не успевает на стыковочный рейс.

Задержки и отмены рейсов: права авиапассажиров

По закону, авиакомпании должны выплачивать пассажирам компенсацию за сорванные рейсы и возмещать расходы, вызванные задержкой или отменой рейса. Когда компенсация положена, а когда нет? Мы собрали 10 распространенных вопросов о задержке рейса.

Я лечу международным рейсом, и его задержали/отменили. Я имею право на компенсацию?

Да — в соответствии с Монреальской конвенцией, которую, кроме стран Европы и США, в 2017 году ратифицировала и Россия. Компенсировать должны и расходы, которые стали следствием срыва перелета: например, оплаченное бронирование автомобиля, дополнительную ночь в гостинице и другие непредвиденные расходы. Скорее всего, у вас попросят документы, подтверждающие срыв рейса и дополнительные расходы, поэтому важно сохранять все соответствующие документы — квитанции, чеки и т.д.

В некоторых странах компенсация может включать в себя и моральный ущерб — все зависит от местного законодательства.

Какие документы мне понадобятся и сколько у меня времени — если рейс международный?

Вам понадобятся все документы по сорванному рейсу, чеки и квитанции, подтверждающие расходы и ущерб, а также любые обстоятельства задержки — например, можно сделать скриншот табло со временем прибытия самолета, фото объявления с подтверждением отмены рейса и т.д.
Можно подать заявку сразу по прибытию в аэропорт, но в любом слуаче на это есть 2 года

Я лечу рейсом в/из Евросоюза, и его задержали. У меня те же права?

Если на ваш рейс распространяется действие постановления ЕС 261, прав даже больше. Их объем зависит от обстоятельств. Компенсация при задержке рейса более 3 ч составит до 600 евро.

Размер зависит от дальности перелета, пунктов вылета и назначения, и длительности задержки. Срок подачи заявки на компенсацию варьируется в разных странах и может составлять от года до 10 лет.

Если задержка больше 5 часов,кроме компенсации можно получить частичное или полное возмещение стоимости билета и обратный перелёт до аэропорта вылета — если это понадобится.
При задержке рейса можно потребовать еду и напитки — компания должна их предоставить, как и, например, разместить вас в отеле, если ожидание оказалось слишком долгим. Обеспечить должны и средствами связи: пассажиру положены два телефонных звонка, сообщения по телексу/факсу и электронных письма. Если вам надо где-то переночевать, авиакомпания обязана предоставить номер в отеле, а также трансфер из аэропорта и обратно.

А если это внутренний перелет по России?

Претензии можно предъявить в течение 6 месяцев со дня переноса или отмены рейса. Если после составления жалобы перевозчик так и не удовлетворил требования, можно подать на него в суд. Подать иск можно и по месту жительства, и по месту нахождения перевозчика, а исковая давность составляет три года (при внутреннем рейсе). При международном перелете можно подать заявление по месту нахождения офиса организации или там, где вы купили билет.

В этом случае подать в суд можно в течение двух лет с момента нарушения.

Чтобы получить компенсацию за задержку рейса, помимо заявления, понадобятся копии таких документов:

  • Претензия в адрес авиакомпании с требованием компенсации;
  • Письменный ответ перевозчика;
  • Билеты с отметками о задержке или отмене вылета;
  • Багажная квитанция;
  • Копия коммерческого акта;
  • Посадочный талон;
  • Чеки и квитанции, доказывающие убытки;
  • Другие документы, которые помогут обосновать необходимость возместить убытки — билеты на пропущенные мероприятия, медсправки и т.д.

Я лечу чартером. Могу ли я рассчитывать на ту же компенсацию, что и пассажиры регулярных рейсов?

Да. Чартерные перевозки так же, как и регулярные, подчиняются требованиям Воздушного кодекса РФ, федеральным авиационным правилам. Общие правила воздушных перевозок пассажиров утверждены приказом Минтранса № 82. Пассажиры чартерных рейсов пользуются теми же правами, которые установлены в этих нормативных актах, что и пассажиры регулярных рейсов.

Первый вылет задержали, и я опоздал на стыковку. Положена ли мне компенсация?

При единой перевозке — то есть если билет у вас один — обязанность обеспечить стыковку возлагается на перевозчика, при этом доплачивать пассажир ничего не должен.
В противном случае положена компенсация.
Если дело все же дошло до суда, спор рассмотрят по правилам о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Результат зависит от фактических обстоятельств конкретного спора.

Из-за задержки рейса я опоздал на поезд. Стоимость билета компенсируют?

Если в задержке виновата авиакомпания, можно потребовать с нее выплату компенсации — например, возврата стоимости билетов на поезд. Для этого нужно поставить отметку об опоздании рейса у представителя перевозчика.
Официально размер компенсации составляет 25% МРОТ (который для исчисления штрафов и компенсаций составляет всего 100 руб.) за каждый час просрочки, но не более половины цены билета.
В отношении международных рейсов пассажир может взыскать с авиакомпании еще до 380 000 руб. (см. «Авиакомпании будут платить до 380 000 руб. за задержку международных рейсов»).
Лучше сначала подавать претензию по закону о защите прав потребителя, а затем – исковое заявление в суд о компенсации материального ущерба и морального вреда.

Я купил пакетный тур. Кто в ответе за задержку рейса — компания или туроператор?

Если авиаперевозка входит в состав приобретенного у туроператора тура, то он и отвечает за ненадлежащее исполнение договора. Вернуть пассажиру деньги, заплаченные за чартерную перевозку, должно лицо, которому пассажир и платил за билет. Ответственность авиакомпании может наступить в случае неприятностей с багажом — например, если его потеряли или задержали.

При заключении отдельного договора перевозки, отвечает за его ненадлежащее исполнение авиакомпания.

  • Право.ru

Что делать, если опоздал на регистрацию на рейс и посадку на самолет

Авиакомпании практически ежедневно сталкиваются с тем, что кто-то из пассажиров опоздал на рейс. Порядок действий при этом напрямую зависит от причины, по которой человек не успел на самолет. Авиакомпании предлагают разные варианты решения проблемы в 2024 году.

Что делать если опоздал на регистрацию на рейс и посадку на самолет

Пассажир опоздал на регистрацию, но авиалайнер еще не взлетел

Зачастую на регистрацию опаздывают пассажиры, которые задержались в дороге (пробки, сломался транспорт, авария и т. п.), проспали или перепутали время вылета. Если прибыть в аэропорт не позднее 20 минут до вылета, можно попробовать успеть на рейс.

Следует обратиться к сотруднику компании и попросить помощи в решении вопроса, и тот объяснит, как нужно поступать. Можно найти стойку, где проходит регистрация опоздавших. Часто эта услуга прилично стоит, но для многих пассажиров это оптимальный выход.

Возможен вариант обмена билета на ближайший рейс. За подобное компания может оштрафовать пассажира, но, как правило, сумма штрафа меньше стоимости билета.

Обмен доступен только владельцам билетов, чей тариф это позволяет сделать. С подробностями тарифа нужно заранее ознакомиться на сайте перевозчика или по телефону.

С обменом билетов в первый и бизнес-класс проблем обычно не возникает. А вот проездные документы класса «Эконом», «Промо» и т. п. вряд ли получится обменять. Если купленный билет предполагает пересадку, то в случае опоздания второй перелет аннулируется.

Авиакомпании не зря начинают регистрацию за несколько часов до посадки. Это уменьшает скопление людей в очереди и дает возможность каждому пассажиру спокойно пройти регистрацию.

Например, компания «Аэрофлот» начинает регистрацию за два часа, а заканчивает ее за 40 минут до вылета. На международных рейсах времени на прохождение всех процедур еще больше.

Если пассажир не уверен в надежности своего транспорта, в отсутствии пробок и других препятствий на пути в аэропорт, то лучше выезжать за несколько часов до начала регистрации.

Опоздание на посадку

Случается, что пассажиры, пройдя регистрацию, умудряются не успеть на посадку. Обычно это происходит, потому что пассажир:

Почему пассажиры опаздывают на рейс даже после регистрации на него

  • Прошел регистрацию онлайн и просто не торопился в аэропорт в уверенности, что все успеет сделать за считанные минуты.
  • Заблудился в аэропорту, особенно если он в нем впервые (о том, что делать в аэропорту, если летишь впервые, читайте по ссылке).
  • Долго проходил досмотр багажа, ручной клади, потому что были обнаружены предметы, которые не допускаются к перевозке.
  • Перепутал терминалы.
  • Засиделся в кафе или задержался в магазине на территории аэропорта.
  • Потерял документы или другие личные вещи и т. д.

Практически во всех авиакомпаниях посадка заканчивается за 20–30 минут до вылета. Если опоздавший пассажир прибыл позже этого времени, можно обратиться к сотруднику авиакомпании. Иногда он помогает быстро добраться до самолета.

Если же этого не произошло, то нужно или обменять билет на следующий рейс, или попробовать вернуть деньги за него.

Важно! Авиакомпании не соглашаются отсрочить вылет даже на несколько минут ради опоздавшего пассажира, т. к. задержка вылета обойдется перевозчику в большие штрафы. И это опасно для полета: есть риск столкнуться с другим авиалайнером в воздухе: в авиации все рассчитано по секундам.

Опоздание на стыковочный рейс по вине компании

Если человек купил билет, предполагающий пересадку, но первый рейс был задержан перевозчиком, необходимо позвонить в авиакомпанию и сообщить о проблеме. Если у двух рейсов разные перевозчики, то необходимо поставить в билете отметку о задержке рейса. В этом случае возмещает ущерб та компания, по вине которой был задержан рейс.

Пассажир имеет право на следующее:

Рейс задержан по вине компании

Условия, которые должны быть соблюдены, если рейс задержан по вине компании

  • Обмен билета без комиссий и штрафов.
  • Бесплатную мобильную/стационарную связь для общения с близкими.
  • Бесплатное проживание в отеле, если рейс задержан более чем на восемь часов.
  • Бесплатное полноценное питание (талоны выдает сотрудник компании).

Опоздание на рейс с пересадкой

Если перелет предполагает пересадку, но билетов куплено два (а не один общий), то при задержке первого рейса и невозможности вылететь — вторым пассажир не сможет получить деньги за несостоявшийся второй перелет. Билет на него автоматически аннулируется при опоздании.

Это касается и тех, кто купил билеты в оба конца, но не успел на первый перелет. Если тариф неиспользованного билета предполагает возврат или обмен, тогда можно вернуть большую часть денег. Если это невозвратный билет, то, скорее всего, получить деньги не получится.
Подробнее о том, что делать, если опоздал на рейс с пересадкой, в конкретной ситуации рассматривается в видео.

Опоздание на рейс в другом государстве

Такая ситуация может возникнуть, как правило, при оформлении визы по купленному туру в другую страну. Никто не может дать гарантии, что потраченные деньги вернут. Для подстраховки рекомендуется взять выписку из своего посольства об отказе в выдаче визы.

Если заболел человек, который летит вместе с пассажиром, авиакомпания обеспечивает льготной регистрацией на другой рейс того же класса. При болезни самого пассажира никаких льгот по возврату денег не предоставляется.

При вылете в другое государство, где виза необходима, перевозчик не проведет регистрацию пассажира на рейс, которому было отказано в оформлении этого документа.

В каких случаях при опоздании можно гарантированно вернуть деньги

Большинство пассажиров считают, что вернуть полную стоимость билета или большую часть потраченных денег практически невозможно. Это касается тех билетов, которые имеют тарифы «Эконом», «Промо» и другие недорогие.

Многие предпочитают экономить на перелете, покупая проездные документы на лоукостеры. В таких случаях действительно вернуть всю сумму намного сложнее и часто невозможно, так как эти билеты относятся к категории невозвратных.

На большинство рейсов продаются возвратные билеты, но и стоимость их заметно выше. Имея такой билет, можно не переживать о невозврате средств при непредвиденных обстоятельствах.

Гарантированно возвращают стоимость билета, независимо от его тарифа, в таких случаях:

Случаи гарантированного возврата денег

  • Отмена, перенос рейса произошла по вине продавца.
  • Рейс задержан на несколько часов.
  • Чрезвычайные происшествия не по вине пассажира.
  • Произошла смена модели авиалайнера.
  • У пассажира есть доказанная уважительная причина, по которой перелет невозможно осуществить (болезнь, смерть близких либо болезнь самого владельца билета).

Когда лучше приезжать в аэропорт

В аэропорт нужно прибыть минимум за два часа до вылета, если это путешествие внутри страны. Если это международный рейс, приезжать в аэропорт необходимо хотя бы за три часа до вылета. Зная о том, что могут возникнуть проблемы с проверкой документов, с багажом и т. п., прибыть на место пассажиру нужно еще раньше.

Регистрация в аэропорту таких авиакомпаний, как «Победа», S7, «Уральские авиалинии», «Аэрофлот», «Utair», заканчивается за 40 минут до вылета авиалайнера.

Регистрация на рейс через интернет заканчивается следующим образом:

Окончание регистрации через интернет

Сравнение окончания регистрации у разных перевозчиков

  • Победа — за 40 мин.
  • Аэрофлот — за 45 мин.
  • S7 — за 45 мин.
  • Utair — за 45 мин.
  • NordStar — за один час.
  • American Airlines — за 45 мин.
  • KLM — за один час.

Обычно посадку прекращают за 20–30 минут до вылета.

Что можно сделать, если есть риск опоздать на рейс

Даже если пассажир понимает, что существует большая вероятность его опоздания на самолет, можно попробовать все-таки эту неприятность предотвратить.

Можно попытаться успеть на свой рейс, пройдя регистрацию в онлайн-формате. Удобно это делать в мобильном приложении авиаперевозчика, но также можно и на сайте. После онлайн-регистрации сразу сформируется мобильный проездной документ или обычный, который осталось только распечатать.

Мобильный проездной документ — это билет в электронном формате, который подходит практически для любого гаджета, в том числе смартфонов. Он удобен тем, что не потеряется, не требует распечатки.

Его достаточно показать сотруднику аэропорта. Специальное устройство считывает QR-код и всю информацию с него о пассажире.

Важно! Если онлайн-регистрация прошла успешно, но пассажир все равно не успевает на посадку, тогда лучше позвонить в авиакомпанию и отменить регистрацию. Это будет плюсом для возврата средств за билет.

Если опоздание на самолет очень вероятно, то лучше не брать багаж (чтобы не тратить время на его проверку и сдачу), разместив самые важные вещи в ручной клади.

Инвестиции и покупка недвижиммости в Дубай. Гарантированный доход 7-10% годовых в валюте. Все подводные камни и личный опыт, как заработать, а не потерять 40% из-за неправильных инвестиций.
Все подробности — подписывайтесь на проверенный телеграмм канал https://t.me/homeindubai.
Как переехать жить в Дубай с семьей: резидентская виза, банковские счета, выбор жилья, школа для ребенка, все на личном опыте — https://t.me/homeindubai.

По дороге в аэропорт нужно узнать на сайте, с какого терминала производится вылет. Желательно посмотреть схему аэропорта, чтобы по прибытии сразу понимать, в каком направлении бежать.

Не стоит брать с собой запрещенные вещи или похожие на них. Служба безопасности в любом случае задержит пассажира до выяснения обстоятельств. Не нужно брать емкости с жидкостями в объеме более 100 мл.

Если на регистрации и проверке службой безопасности большая очередь, можно попросить пассажиров пропустить вперед в связи с опозданием. Если не получилось, стоит обратиться к рядом стоящему сотруднику аэропорта. Он пропустит вне очереди.

Рекомендации

Если пассажир опаздывает на рейс, ему будут полезны некоторые рекомендации:

Что делать, если опаздываешь на рейс

  1. Если билет приобретался заранее, есть вероятность того, что пассажир перепутает дату и время вылета. Желательно перепроверить их несколько раз в проездном документе. А еще лучше поставить на своем телефоне оповещение на день полета.
  2. Важно приезжать в аэровокзал заблаговременно, даже если пассажир прошел регистрацию в интернете.
  3. Не нужно приобретать билеты с коротким временным отрезком для пересадки. Лучше, чтобы между рейсами было в запасе часа два. Никто не может гарантировать, что не будет задержки рейса или еще каких-либо непредвиденных обстоятельств.
  4. Перед покупкой билета нужно ознакомиться с его тарифом. Это очень важно в случаях, когда понадобится обменять билет или вернуть деньги за него.
  5. Следует ознакомиться со схемами всех аэропортов, в которых будет производиться вылет и пересадка. А также прочитать информацию о том, сколько времени занимает передвижение по аэровокзалу от одной точки до другой.
  6. Не стоит вступать в конфликт с сотрудниками авиакомпании, а тем более со службой безопасности. Некорректное поведение может вызвать подозрения у проверяющих лиц и существенно затянуть проверку. Если вещи попадают под определение «запрещенные предметы», то уговоры и объяснения бессмысленны. С ними все равно не пропустят.
  7. Не рекомендуется по дороге в аэропорт, как и в самом аэропорту принимать горячительные напитки. Они расслабляют и затормаживают, что будет лишним, когда нужно успеть на рейс и пройти предполетные процедуры. Велик риск потери личных вещей, невнимательности и негативной реакции сотрудников аэропорта.

Опоздание на рейс — это всегда неприятное и зачастую затратное событие. Если пассажир не уверен в том, что успеет на рейс, лучше приобретать возвратный билет.

Как получить компенсацию за задержанный рейс

Отмена рейсов затрагивает более тысячи пассажиров в день только в России. Не всегда авиакомпании возвращают деньги мирно. В ином случае можно потребовать компенсации убытков, штрафа и морального вреда. Перевозчика освободят от ответственности, если он не виноват в задержке: например, была плохая погода. Но если в суде выяснится, что это только отговорки, компания заплатит вдвойне.

Юристы дали советы, а один из них поделился, как взыскал с авиакомпании €1 600 за семь часов задержки – в то время как она предлагала выплатить 700 руб.

Рейс задержали. Что делать?

В России отмена рейсов затрагивает в среднем более тысячи пассажиров каждый день. Такие данные привел AirHelp. Всего же отмена авиарейсов в 2020 году коснулась почти 360 000 россиян. То есть проблема достаточно частая, и столкнуться с ней может любой пассажир. Юристы советуют сразу, как только в аэропорту объявили о задержке, обращаться к работнику авиакомпании за разъяснениями.

Сотрудник обязан сообщить причину задержки или отмены рейса, примерное время отправления, если рейс задержан, и держать в курсе всех изменений.

  • напитки спустя 2 часа задержки, горячее питание спустя 4 часа;
  • 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте спустя 2 часа;
  • комната матери и ребенка, если один из пассажиров – ребенок до 7 лет;
  • гостиница, если разница между отмененным и другим представленным рейсом составляет 8 часов днем или 6 часов ночью;
  • бесплатный транспорт до гостиницы и обратно;
  • бесплатное хранение багажа.

п. 99 Федеральных авиационных правил

Пассажир задержанного рейса может рассчитывать и на денежную выплату. У него есть два пути: отказаться от перелета и вернуть стоимость неиспользованной части билета или требовать компенсации убытков, штрафа и морального вреда.

В первом случае получить деньги можно даже за невозвратный билет, говорит Елена Соплина, ведущий юрист INTELLECT INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) × . Для этого нужно поставить отметку в посадочном талоне или получить документ, подтверждающий задержку рейса у сотрудников авиакомпании. А потом вручить (если в аэропорту есть представительство авиакомпании) или направить заявление на вынужденный возврат на сайте перевозчика или по почте. К нему надо приложить документы, подтверждающие задержку рейса.

В большинстве случаев вопрос с возвратом стоимости билета решается оперативно, авиакомпания одобряет сумму и отправляет ее на счет пассажира.

Елена Соплина, ведущий юрист INTELLECT INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) ×

Получить компенсацию

Сложнее обстоят дела с получением компенсации убытков, штрафа и морального вреда, считает Соплина. Как и в случае с возвратом стоимости билета, сначала нужно обратиться в авиакомпанию. Досудебный порядок обязателен, без него исковое заявление могут вернуть или оставить без рассмотрения.

Чем грамотнее будет составлена претензия, тем больше шансов, что компания выплатит компенсацию, считает Ольга Туренко, адвокат АК «Бородин и Партнеры» Бородин и Партнеры × . Она советует указать все максимально подробно: свои анкетные и контактные данные, даты покупки билетов, номер рейса, даты вылета, время вылета (плановое и фактическое), сумму, подлежащую компенсации, реквизиты счета, куда нужно перечислить средства. Важно, по словам эксперта, не только перечислить все факты, но и подтвердить их.

Дмитрий Куликов, юрист «А2» Адвокатское бюро «А2» × , считает, что лучшим доказательством будет справка о задержке, которую выдает представитель авиакомпании в аэропорту на стойке. Но суд, по его словам, примет во внимание любые документы. Яков Присяжнюк, старший юрист «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» × , советует сохранить как можно больше письменных доказательств: билет с отметкой о задержке рейса, посадочные талоны с временем отправления и прибытия рейса, а также все документы, подтверждающие дополнительные расходы. Например, если гостиницу пришлось оплатить за свой счет, нужно приложить чек.

Туренко рекомендует сделать скриншоты сообщения о задержке рейса и предоставить их суду. Важно еще приложить к иску копию претензии, направленной в компанию, и копию ответа.

Куликов говорит, что многие авиакомпании платят на стадии претензии, хотя некоторые отказывают, даже когда виноваты: «Они надеются, что пассажир не пойдет в суд». Присяжнюк полагает, что до суда в основном доходят дела, в которых авиаперевозчик, скорее всего, выиграет.

Разный размер компенсации

Размер компенсации будет зависеть о того, какой это был перелет: внутренний или международный. В первом случае применяются нормы Воздушного кодекса, во втором – Монреальская конвенция; в апреле 2017 года Россия ратифицировала ее положения, и с этого времени российские авиапассажиры международных рейсов получили усиленную защиту. Свое регулирование есть и на территории Евросоюза.

Порядок взыскания для международных и внутренних рейсов не имеет принципиальных отличий, считает Туренко. Разве что может понадобиться составить претензию на национальном языке перевозчика.

Если говорить о положениях российских и европейских норм, то они во многом похожи. Ст. 5 кодекса ЕС и ст.

794 ГК, ст. 795 ГК указывают, что авиакомпания виновата в задержке рейса, если:

  • экипаж или борт не готов к выполнению рейса;
  • допущены ошибки в расписании перелетов;
  • пассажиру отказано в посадке (так называемый овербукинг, когда количество проданных на рейс билетов превышает число посадочных мест в самолете);
  • перелет отменен из-за нерентабельности.

Присяжнюк продолжает, что национальное и международное право созвучны и в вопросе освобождения перевозчика от ответственности перед пассажиром. Так, по общему правилу, перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержка рейса была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы (ст. 19 Монреальской конвенции, ст. 401 ГК, ст.

120 ВК).

Обстоятельство непреодолимой силы – это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство.

Это обстоятельства, которые перевозчик никак не мог предусмотреть и которые от него не зависят. Например, стихийные бедствия или погодные условия, войны и забастовки, ограничения перелетов по инициативе государства. Закрытие границ из-за пандемии – это тоже обстоятельство непреодолимой силы.

Практика в пользу авиаперевозчиков

Чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства исключают ответственность за задержку рейса. Так, по делу № 2-188/2017 пассажир авиакомпании «Сибирь» пытался взыскать с перевозчика почти 32 000 руб. (материальный ущерб, компенсация морального вреда и штраф за просрочку доставки пассажира). Свои требования он объяснял тем, что вылет самолета задержался почти на девять часов.

Из-за этого он опоздал на другой рейс, который должен был доставить его на отдых. В итоге в отель он приехал только спустя сутки и вместо семи дней смог отдохнуть всего шесть. Авиаперевозчик утверждал, что вылет отложился из-за плохих погодных условий. Автозаводский райсуд г. Нижнего Новгорода пришел к выводу, что «неблагоприятные метеорологические условия» – это обстоятельства непреодолимой силы.

Первая инстанция решила, что в таком случае перевозчик освобождается от ответственности. В удовлетворении иска пассажира суд отказал. Решение «засилила» и апелляция.

Хотя туман или сильный ветер – серьезные аргументы для судов, опускать руки не стоит, считает Соплина. Истцу она рекомендует выяснить погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома (у всех свои).

Соплина говорит, что авиаперевозчики во избежание ответственности часто ссылаются в суде и на технические акты, якобы подтверждающие неисправность воздушного судна в день задержки рейса. Но техническая неисправность может произойти и по вине перевозчика, к примеру, несвоевременное прохождение технического осмотра судна. Поэтому пассажиру следует внимательно изучать представленные доказательства, в случае необходимости привлекать специалистов или экспертов, уверена Соплина.

Практика в пользу пассажира

Вылет по маршруту Омск-Москва задержался, из-за этого один из пассажиров опоздал на стыковочный рейс до Бордо (Франция). Ему пришлось покупать новые билеты. Убытки (46 000 руб.), компенсацию морального вреда (25 000 руб.), неустойку (177 000 руб.) и штраф он попытался взыскать с «Уральских Авиалиний».

Перевозчик настаивал, что рейс задержали, потому что самолет поздно прибыл с предыдущего рейса и на нем устраняли неисправность – снижение уровня гидрожидкости. Но суд отверг эти аргументы: ответчик не доказал, что поломка была серьезной и могла угрожать жизни и здоровью людей. В итоге с авиакомпании в пользу клиента взыскали почти 84 000 руб., в том числе стоимость новых билетов (дело № 2-391/2020, решение вступило в силу).

К похожему выводу пришел Верховный суд Татарстана по делу № 33-6809/2015. Он указал, что суду не представлено бесспорных доказательств технической неисправности самолета и отмены рейса по этой причине. Саратовский областной суд, рассматривая дело № 33-8479/2015, пришел к выводу, что техническую неисправность воздушного судна нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы.

€1 600 вместо 700 руб.
отсудил юрист за семичасовую задержку рейса

Опытом взыскания компенсации по регламенту ЕС поделился юрист Владимир Мамонтов. В деле № 33-37248/2018 ему удалось отсудить с авиакомпании € 1 600. В 2017 году Мамонтов купил путевку в Грецию на четырех человек. В нее входил перелет из Москвы в Ираклион и обратно.

Но в связи с поздним прибытием самолета обратный рейс задержали почти на семь часов. Тогда Мамонтов обратился к ООО «Северный ветер» с претензией: он просил выплатить каждому из пассажиров по €400 (согласно регламенту ЕС за задержку при перелетах на расстояние более 1 400 км в одну сторону). Авиакомпания предложила только компенсацию в размере 175 рублей на каждого пассажира (в соответствии с Воздушным кодексом).

А вот суд решил, что семье все-таки положены выплаты по регламенту ЕС. Но в таком случае не подлежат применению нормы закона о защите прав потребителей, то есть нельзя рассчитывать еще на неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Останкинский районный суд Москвы взыскал в пользу каждого члена семьи € 400.

Апелляция это решение оставила без изменения.

Подобные споры – редкость, говорит Туренко. По ее словам, практика взыскания компенсации, предусмотренной регламентом ЕС, находится только на стадии формирования. Это касается и выплат компенсаций за задержку международных рейсов.

Пассажиры не обращаются в суды за компенсацией массово, потому нет ничего удивительного в том, что за три с небольшим года (Россия в 2017 году ратифицировала Монреальскую конвенцию) судебная практика лишь начинает формироваться и не является обширной.

Ольга Туренко, адвокат «Бородин и Партнеры» Бородин и Партнеры ×

В целом Туренко признает, что вероятность получить деньги за задержку рейса невелика. Но удачные примеры на практике все же встречаются. Соплина в таких спорах советует уточнить, почему не был предоставлен резервный самолет, осуществляли ли во время задержки рейса взлет и посадку другие воздушные судна, был ли открыт аэродром на прием и отправление самолетов.

  • наличие договора воздушной перевозки (билеты, счета, акты, платежные поручения и тому подобное);
  • ненадлежащее исполнение обязанностей по перевозке;
  • наличие и размер убытков (билеты, платежные поручения);
  • наличие причинно-следственной связи между задержкой рейса и убытками;
  • соблюдение претензионного порядка (претензии, переписка сторон, уведомления).

Татьяна Мацукова, юрист ЮК «Генезис» Юридическая компания «Генезис» ×

admin
Оцените автора
Ракульское