Согласование местоположения границ земельного участка

Одним из важных документов межевого плана является акт согласования границ земельного участка.

1. Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами в случае выполнения кадастровых, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.

2. Предметом согласования с заинтересованным лицом границ земельных участков для учета соответствующих изменений земельного участка, является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения других границ не принадлежащего ему земельного участка или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

4. От имени указанных выше лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения — решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан — решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования).

5. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.

Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности.

6. Согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:

1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;

3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.

7. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

8. В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, либо опубликовывается в печатном издании, являющемся источником опубликования нормативных правовых актов органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:

1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;

2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

9. В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:

1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков);

4) порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;

5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;

6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) возражений после ознакомления с проектом межевого плана.

10. Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не позднее, чем за тридцать дней до дня проведения данного собрания.

Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом, извещенным о проведении данного собрания.

11. При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан:

1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей;

2) обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания;

3) указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

Согласование границ земельного участка с соседями: законодательные особенности проведения межевания

Процедура межевания земельного участка, которая проводится с целью определения и закрепления его границ, является такой, которая затрагивает интересы не только его собственника, но и владельцев соседних наделов.

В связи с этим обязательным условием межевания практически для всех ситуаций является получение на это согласия от них, которое оформляется документально.

Более подробно процедура согласования границ земельного надела, а также конкретные ситуации, когда это требуется, а когда нет, рассмотрена далее в статье.

Процедура согласования границ

По общим правилам, перед проведением процедуры межевания о ее точной дате необходимо обязательно уведомить всех заинтересованных лиц, которых может затронуть данная процедура.

В частности, к числу этих лиц относятся собственники всех смежных с подлежащим межеванию участком земельных наделов.

При этом в законодательстве установлено и определенное ограничение по сроку, когда необходимо провести уведомление — минимум за один месяц до установленной даты согласования.

документы на земельный участок

Уведомление соседей может происходить при помощи нескольких способов, а именно:

  1. Путем отправки заказных писем с уведомлением о вручении. Адреса для отправки этих писем можно получить, отправив запрос в местное отделение кадастровой службы. Данный способ лучше всего использовать, если заранее известно, что сосед не захочет подписывать уведомление и акт согласования. Причем опытные юристы рекомендуют отправлять письмо трижды — в этом случае уведомление приобретает правовой статус подписи того лица, которому было отправлено.
  2. При помощи личного вручения уведомления всем заинтересованным лицам. В этом случае желательно, чтобы вручение также происходило под личную роспись получателя документа. Иначе в будущем может быть очень трудно доказать, что он действительно был получен соседом.
  3. Путем публикации объявления в местной газете. Данный способ, в частности, пользуется особой популярностью в различных дачных и садовых товариществах. Также его можно использовать, если местонахождение собственника-соседа неизвестно.
  4. При помощи отправки электронных писем (также с уведомлением о прочтении). Данный способ наименее популярный, поскольку сложно доказать факт получения письма именно адресатом. Также ситуацию может затруднять отсутствие у некоторых из них электронной почты или тот факт, что электронные адреса невозможно найти в открытом доступе.

Стоит учесть, что уведомление о проведении процедуры согласования может быть составлено как в произвольной форме, так и по определенному шаблону, который, в частности, можно найти в интернете.

площадь участка

В этом документе должна содержаться следующая информация:

  • ФИО субъекта, к которому направляется извещение (в самом начале документа содержится обращение к нему);
  • данные о заказчике кадастровых работ, а именно его ФИО, почтовый адрес и контактный номер телефона;
  • информация о кадастровом сотруднике, который будет проводить работы по межеванию (также его ФИО, адрес и телефон);
  • кадастровые данные участка, в отношении которого будут проводиться работы, а также его фактический адрес (при отсутствии точного адреса нужно указать номер квартала по кадастру, где будет происходить процедура);
  • данные о смежных участках (также их номер и точный адрес);
  • способ ознакомления с будущей процедурой определения границ, дата и место ее проведения.

При этом согласование может проводиться как по отдельности с каждым из соседей, так и путем организации общего собрания.

Последний способ является более удобным, поскольку можно сразу пригласить всех заинтересованных лиц и обсудить с ними вопросы относительно установления границ.

На этом собрании всем присутствующим предлагаются к изучению уже готовые кадастровый и межевой планы, при помощи которых они могут оценить установленные в ходе работ границы.

Если все соседи согласны с результатами межевания, то они подписывают специальный документ — акт согласования границ земельного участка.

документация на недвижимость

Чтобы этот документ был законным, он должен оформляться в соответствии с определенными требованиями:

  • подписи в акте должны ставить лично владельцы соседних наделов или их законные представители, если к процедуре привлекаются они;
  • информация в акте должна соответствовать действительности (в частности, тем данным, которые содержатся в кадастровом плане);
  • при наличии каких-либо разногласий в межевании они обязательно должны быть приложены к документу.

Что касается последнего пункта, то есть возможных возражений, то они обязательно должны быть выражены кем-то из присутствующих в письменном виде и приложены к акту.

Если данные возражение и споры не смогут быть устранены в соответствии с Земельным кодексом в мирном порядке, дальнейшее решение вопроса будет происходить уже в суде.

Образец согласования о межевании земельного участка (акт согласования) можно скачать здесь.

В каких случаях согласие соседей нужно, а в каких нет

Как уже отмечалось, согласие на установленные границы собственников всех соседних участков является обязательным в большинстве случаев, поскольку интересы этих граждан данная процедура затрагивает напрямую.

Однако в отдельных случаях, установленных законодательно, межевание может проводиться и без получения согласия на это от соседей.

К таким ситуациям относятся следующие:

Неявка соседа в установленное время и место для процедуры согласования границ

план земли

Если он был должным образом уведомлен об этом (лично или по почте), однако не явился на согласование и не представил никаких письменных возражений с обоснованием своего отказа от проведения работ, то в таком случае границы участка считаются установленными без согласования.

При этом в акте обязательно должна быть сделана соответствующая запись, а к межевому плану — приложены документальные доказательства того, что порядок извещения данного субъекта был проведен правильно. Однако стоит учесть, что в дальнейшем сосед все равно сможет оспорить установленные границы через суд, если докажет наличие у него уважительных для неявки причин (например, болезнь, необходимость срочного отъезда, неполучение уведомления о межевании и т. п.).

Если же письменные возражения с обоснованным отказом были в течение установленного срока (то есть месяца) предоставлены, то об этом также делается соответствующая запись в акте.

Что касается предоставленных возражений, то они прилагаются к межевому плану.

Это не будет являться для собственника каким-то препятствием в пользовании участком, однако будущие покупатели недвижимости будут проинформированы о наличии возможного спора.

Отсутствие информации о местонахождении собственника соседнего надела

Еще одной ситуацией может быть такая, когда данного субъекта не получается найти — например, он забросил участок, давно не посещает его и не ухаживает за ним, а его адрес и контактные данные неизвестны. В этом случае личное уведомление невозможно, поэтому используется способ публикации объявления в газете. Если в течение 30 дней после этого собственник не выходит на связь, границы также считаются согласованными по умолчанию.

Наличие у всех соседних участков установленных границ

как забрать документы на дом

В частности, если все соседи уже провели ранее процедуру межевания, а границы оформлены должным образом (как фактически, так и документально), собственник может установить границы на свой участок без согласования с ними.

В этом случае кадастровый инженер получает информацию о проведении этих работ из единой государственной регистрационной базы и делает соответствующие пометки в документах. Стоит учесть, что это касается только тех ситуаций, когда установленные соседями границы не нарушают прав данного собственника — в противном случае решать спор придется только в судебном порядке.

Следует помнить, что отстоять свои права в суде получится только в том случае, если все процедуры уведомления соседей и согласования границ с ними были проведены в соответствии с законодательными требованиями.

В противном случае кто-то из собственников расположенных рядом наделов сможет оспорить установленные при межевании границы, если у него для этого будут законные основания.

Возможные кадастровые ошибки и ответственность за них

Возникновение при межевании различного рода ошибок не является редкостью и влечет за собой множество негативных последствий — как для собственника участка, так и для его соседей.

инструменты для проведения межевания

К наиболее распространенным ошибкам можно отнести:

  • отсутствие процедуры согласования с соседями или ее проведение с нарушениями законодательных требований (например, несвоевременное уведомление заинтересованных лиц, введение в заблуждение при согласовании и т. п.);
  • ошибки при составлении акта (в том числе, отсутствие подлинных подписей заинтересованных лиц, их подделка);
  • проведение кадастровых работ с нарушениями прав и интересов владельцев соседних наделов (в частности, захват части их территории).

За совершение большинства из данных ошибок прямую ответственность несет кадастровый инженер, поскольку именно он является тем специалистом, который отвечает за правильность и законность проведения межевания.

Стоит учесть, что за их совершение к нему могут применяться суровые меры наказания — в частности, наличие трех и более ошибок является основанием для лишения его квалификационного аттестата, без которого он не сможет продолжать свою дальнейшую работу.

какие документы нужны для оформления дарственной на дом и землю

Узнайте что такое аукцион на право заключения договора аренды земельного участка в нашей подробной статье!

Хотите подарить земельный участок с домом? Здесь есть перечень всех необходимых документов.

В нашей статье полностью описана процедура дарения садового участка.

Процедура оспаривания границ

Споры, которые связаны с неправильным установлением границ земельного участка и нарушением интересов третьих лиц, являются весьма популярными в современной судебной практике РФ.

И во многих случаях это связано с ошибками, допущенными при проведении межевания, а также его неправильным документальным оформлением.

Оспаривание установленных границ надела происходит в судебном порядке. Для этого необходимо обращаться с исковым заявлением в районный суд, расположенный по месту проживания ответчика. К делам, которые связаны с оспариванием границ участка, обязательно привлекается специалист, проводивший межевание — кадастровый инженер.

решение спорных вопросов в суде

В процессе судебного слушания решаются следующие вопросы:

  • есть ли согласование границ земли между соседями;
  • имеются ли у сторон правоустанавливающие документы на участки, а также соответствует ли информация в них кадастровым и межевым планам;
  • в течение какого времени стоит забор (или другая граница), разделяющий участки (стоит учесть, что если он стоит более 15 лет, то он будет признан согласованной границей даже при отсутствии документов);
  • кто из сторон нарушает положения Земельного кодекса.

Обязательной процедурой при судебных спорах является проведение экспертизы, в ходе которой исследуются все границы участка, а также расположенные на нем здания и сооружения. Стоит учесть, что обязанности по ее оплате ложатся на сторону, которая проиграет дело(а эта сумма немаленькая и может достигать 50 тыс. руб.).

По результатам судебного рассмотрения дела выносится соответствующее решение, которое содержит определение границ земельного надела — их перераспределение, аннулирование прежних кадастровых и межевых паспортов, регистрация прав собственности на новый участок и т. д. То есть, суд решает, как именно правильно должна быть разделена собственность и каков дальнейший порядок пользования нею.

Стоит учесть, что решение возникших споров возможно и в досудебной форме — например, путем переговоров с соседями, при помощи обращения в государственную земельную контору или прокуратуру и т. п.

Предварительно можно провести замер своего участка и получить документы с результатами этой процедуры, чтобы было что предъявлять для решения спора.

установление личного сервитута

Очевидно, что процедура согласования границ земельного участка с собственниками всех соседних наделов является не просто весьма желательной, но и обязательной при проведении межевания.

Причем перед согласованием они все должны быть заранее оповещены об этом одним из способов, установленных законодательно. Только в случае неявки соседа или отсутствия информации о его местонахождении границы могут быть определены и согласованы без его согласия, по тому плану, который подготовил кадастровый инженер.

Уточнение местоположения границ земельных участков.

Оставлять комментарии могут только члены нашего СРО, пожалуйста авторизируйтесь. Начните обсуждение, вы будете первым.

Уточнение местоположения границ земельных участков.

УТОЧНЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Рекомендации основаны на требованиях действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент приватизации земель.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПО КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ УТОЧНЕНИЕ ГРАНИЦ

Условия уточнения границ земельных участков установлены частью 1 статьи 43 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», где сказано, уточнение местоположения границ проводится при условии, если сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным требованиям. Требования к точности определения границ земельных участков установлены Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения». Исходя из требований данного приказа уточнение местоположения границ проводится:

а) для земельных участков, сведения о координатах границ которых отсутствуют в сведениях ЕГРН или

б) точность определения координат по сведениям ЕГРН ниже нормативной или

в) точность определения координат в сведениях ЕГРН не указана.

Уточнение местоположения границ земельных участках, сведения о которых соответствуют нормативной, не проводится. Изменить конфигурацию и площадь земельного участка, местоположение границ которого определено с надлежащей точность, можно в порядке перераспределения, объединения или раздела.

При проведении работ по уточнению местоположения границ земельного участка следует иметь в виду, что действующее законодательство не содержит понятия «фактические границы земельного участка». В то же время частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что границы уточняемого земельного участка определяются документами. Последнее упоминание о фактических границах было исключено в 2008 году из 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

До этого момента в упомянутом законе содержалось требование. что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования. Таким образом проводить уточнение местоположения границ по фактическим рубежам на местности допускается только при восстановлении утраченных документов, содержащих описание установленных границ. Удостоверить описание утраченных границ имеет право суд.

Документы, на основании которых проводится уточнение границ

Местоположение границ уточняемого земельного участка определяют на основе документов, предусмотренных

  • частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»,
  • пунктом 22 Приказа Минэкономразвития №921,
  • пунктом 70 Приказа Минэкономразвития №921.

Учитывая, что качество чертежей границ в ряде случаев неудовлетворительное, то допускается изменение площади по сравнению с переданной в собственность при приватизации, допускается изменять не более чем на 10% или на величину минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом.

К документам, содержавшим сведения о местоположении границ земельного участка законодательством отнесены:

1) Документы, подтверждающие право на земельный участок включающие в обязательном порядке чертеж земельного участка:

  • Свидетельства о праве собственности на землю (синие свидетельства) которое выдавались по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
  • Свидетельство о праве собственности на земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения которое выдавались по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «»О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Данная форма свидетельства использовалась и для удостоверения прав на приватизированные участки приусадебных земель.

2) Документы, определяющие местоположение земельного участка при его образовании:

  • утвержденный проект организации и застройки территорий садоводческого, огороднического или дачных некоммерческого объединений граждан;
  • проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения
  • утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства, проектная документация лесных участков;

3) Документы, подтверждающие существование границ на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка:

  • план границ из технического паспорта БТИ, изготовленного до 1 января 2013 года;
  • фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ масштаба не мельче 1:5000;
  • планы, являющиеся картографической основой ЕГРН;
  • топографические планы, запрошенные из архивов местной администрации, проектных и изыскательских организаций;
  • чертеж границ земельного участка из межевого дела, хранящегося в государственном фонде данных.

На указанных выше планах обязательно должны быть обозначены установленные границы земельных участков или линейные рубежи, по которым проходят границы земельных участков.

Фотопланы, отражающие ситуацию на местности ранее 15 лет имеются в распоряжении организаций системы Рослесинфорг и предприятий, входивших в систему ВИСХАГИ.

Кадастровый инженер не вправе давать собственные заключения о существовании границ на местности более 15 лет без подтверждения данного факта вышеупомянутыми документами.

Порядок действий при отсутствии графических документов, определяющих местоположение уточняемых границ для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и ведения приусадебного хозяйства

С момента приватизации земель в Российской федерации, начало которой положил Указ Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и до настоящего времени изготовление чертежа земельного участка являлось обязательным.

В период с 20.05.1992 по 21.07.1997 обязательность изготовления чертежа установлено утвержденным Роскомземом 20.05.1992 документом «Порядок выдачи и регистрации Свидетельств о праве собственности на землю». Полномочия Роскомзему на установление порядка выдачи Свидетельств переданы вышеупомянутым Указом Президента РФ. Копии свидетельств с прилагаемыми чертежами подлежали вечному хранению в государственных архивах.

Первоначально свидетельства с прилагаемыми чертежами хранились в архивах районных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству.

В 1996 году принята «Инструкция по межеванию земель», утвержденная Роскомземом 08.04.1996. Данная инструкция предусматривала изготовление межевого дела, в состав которого входил Чертеж границ земельного участка. Межевые дела хранились в районных комитетах по земельным ресурсам и землеустройству из которых в организованном порядке были в полном объеме переданы в Государственный фонд землеустроительной документации.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в статье 18 в качестве обязательного требования к документам, предоставляемым для государственной регистрации прав устанавливал наличие удостоверенного Плана земельного участка. Без данного плана государственная регистрация прав не допускалась.

Фактическое действие инструкции по межеванию земель продолжалось до 02.10.2002, когда был принят приказ Росземкадастра от 02.10.2002 № П/327 «Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет». Согласно данной инструкции документом, определявшим местоположение границ земельных участков стало служить Описание земельных участков, которое включало Чертеж земельных участков. Все описания земельных участков, хранятся а архивах Росреестра и Кадастровой палаты.

С 2008 года и по настоящее время, в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» документом, определяющим местоположение границ земельного участка стал Межевой план.

Учитывая обязательность составления чертежа границ земельного участка на протяжении всего периода проведения земельной реформы и приватизации земель, при обращении для составления межевого плана гражданина, у которого на руках не имеется документов, подтверждающих местоположение границы уточняемого земельного участка, следует руководствоваться положениями пункта 1 части 1 статьи 29.1 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», которая допускает выполнение кадастровых работ если заказчик кадастровых работ не предоставил документацию, необходимую для выполнения работ. В таком случае рекомендуется включить в состав договора на выполнение кадастровых работ пункт, предусматривающий составление запросов кадастровых инженеров в организации, где такие документы должны храниться: государственный фонд землеустроительной документации; архив местной администрации; архивы органов БТИ. В государственном фонде землеустроительной документации следует запросит копию межевого дела и копию чертежа границ земельного участка, являющегося приложением к свидетельству на право собственности на землю. В архиве местной администрации — копию картографического материала.

В архиве органов БТИ — копию ситуационного плана из технического паспорта.

При получении запрошенных документов допускается при проведении межевания изменение площади по сравнению с переданной в собственность при приватизации не более чем на 10% или на величину минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом.

При отсутствии исходных документов, определяющих местоположение границ, за границы земельного участка принимаются границы, совпадающие с линейными сооружениями — заборами, фасадами зданий, элементами дорожной сети и другими. При отсутствии линейных рубежей границы устанавливаются по указанию владельца земельного участка. Дается конкретное описание закрепления границ на местности. В результате кадастровых работ площадь уточненного земельного участка может отличаться от площади установленной документами на величину не более 10%.

Согласование границ уточняемого земельного участка проводится в установленном законе порядке. Рекомендуется составлять ситуационный план земельного участка в масштабе, на котором показываются имеющиеся ограждения, здания, примыкающая уличная и дорожная сеть а также установленные границы земельного участка и границы объектов по сведениям ЕГРН. Указанный ситуационный план включается в состав приложений межевого плана.

Обстоятельства уточнения границ земельного участка при отсутствующих исходных документов следует отразить в заключении кадастрового инженера примерно в следующей форме:

«Исходные документы, определяющие местоположения границ земельного участка заказчиком кадастровых работ не предоставлены. Основываясь на положениях пункта 1 части 1 статьи 29.1 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» в договор о проведении кадастровых работ включен пункт о направлении кадастровым инженером по поручения заказчика кадастровых работ запросов в организации, в которых документы, подтверждающие местоположение границ уточняемого земельного участка, должны находится на хранении. Полученные отрицательные ответы (копии ответов включены в приложения к межевому плану) свидетельствуют о том, что обязательные к изготовлению и хранению документы утеряны государственными органами.

В связи со сложившейся ситуацией кадастровым инженером принято решение восстановить содержательную часть утерянных документов по правилам, действовавшим на момент их составления. В соответствии с «Инструкцией по межеванию земель», утвержденной Роскомземом 08.04.1996, (пункт 4.1) в качестве границ уточняемого земельного участка приняты границы, совпадающие с линейными сооружениями — заборами, фасадами зданий, элементами дорожной сети и другими (здесь дается конкретное описание закрепления границ на местности). В результате кадастровых работ площадь уточненного земельного участка отличается от площади установленной документами на величину не более 10%. Согласование границ уточняемого земельного участка проведено в установленном законе порядке, а именно… Результаты согласования границ отражены в …

Данный межевой план, содержащий восстановленное описание местоположение границ может быть использован заказчиком кадастровых работ для подачи заявления об уточнении местоположения границ в органы регистрации. В случае отказа в государственной регистрации уточнения границ земельного участка, данный межевой план может служить основанием для подготовки искового заявления в суд о восстановлении утраченного государственными органами при хранении описания границ земельного участка.»

Порядок действий при отсутствии графических документов, определяющих местоположение уточняемых границ для земельных участков, предназначенных для ведения садоводства и дачного хозяйства

Для садовых и дачных земельных участков, утвержденные проекты планировки и застройки для которых отсутствуют или фактические границы которых не соответствуют имеющимся документам, можно воспользоваться возможностями, предоставляемыми пунктом 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Данный пункт предусматривает предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления на основании заявления гражданина, к которому прилагается Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная по заказу владельца земельного участка. Указанную Схему вправе изготовить по заказу кадастровый инженер.

Земли общего пользования в садоводческих и дачных объединениях граждан на основании требований пункта 2.9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» могут быть оформлены на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Порядок действий при отсутствии прав на земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом

Для случая оформления фактического пользования земельным участком без документов, можно воспользоваться возможностями, предоставляемыми пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Данный пункт предусматривает приобретение бесплатно в собственность земельного участка гражданином, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. В подобном случае с заявлением о приобретении земельного участка в собственность бесплатно следует обратиться в орган местного самоуправления с заявлением и приложением Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Указанную Схему вправе изготовить по заказу кадастровый инженер.

Порядок действий в случае уточнения границ земельных участков, точность определения координат по сведениям ЕГРН ниже нормативной или отсутствует

1) При уточнении границ земельных участков, точность определения координат которых ниже нормативной или отсутствует в сведениях ЕГРН, в состав приложений межевого плана включают документы, определявшие местоположение границ земельного участка при его образовании, что определено частью 10 статьи 222 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». К таким документам относятся:

  • проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
  • утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
  • утвержденный проект межевания территории;
  • другие документы, предусмотренные законодательством, действовавшим в момент их издания.

2) Согласование границ уточняемого земельного участка проводится в соответствии с требованиями статей 39 и 40 221-ФЗ «О кадастровой деятельности.

3) В заключение кадастрового инженера включается пункт примерно следующего содержания:

«В ходе выполнения кадастровых работ на земельном участке с кадастровым номером … установлено, сто координаты содержащиеся в ЕГРН полностью совпадают с координатами, определенными методом спутниковых геодезических измерений (геодезическим методом) с точность 0.10 м. В ходе проведения кадастровых работ новых точек образовано не было. Площадь земельного участка по результатам кадастровых работ не изменилась. Конфигурация границ земельного участка соответствует документу, определившим местоположение границ земельного участка при его образовании.

Документом, определившим местоположение границ земельного участка при его образовании послужил ….».

4) Изменять конфигурацию границ земельного участка, сведения о точности определения координат которого ниже нормативной, не рекомендуется. Сведения о точности, внесенные в ЕГРН как правило никакого реального содержания не несут и служат простой формальностью.

Какой порядок согласования акта местоположения границ земельных участков с соседями и администрацией по новому закону?

согласование границ земельного участка

Границы земельного участка

Задайте свой вопрос нашему лучшему юристу:
Артему Комарову ????.

Согласование границ земельных участков с соседями является одним из важнейших вопросов при оформлении правоспособности надела. В статье даны основные правовые положения, которые помогут его решить.

Показать содержание

Что это такое?

Согласование границ земельного участка – это элемент процедуры межевания, определяющий право и регламент пользования смежными землями собственников. Является результатом проведения межевых работ. Оформляется на основании геодезических замеров, проведенных высокоточными измерительными приборами.

Простыми словами — это согласование местоположения земельного участка с соседями с учетом документации и не в ущерб кому-либо.

Процедура согласования границ земельного участка удостоверяет проведение кадастровых работ и утверждение личными подписями согласия собственников на место расположения межевых границ.

После уточнения границ, правомочие составленной кадастровым инженером документации, приобретает юридическую силу и определяет соблюдение нормативов законодательства, с отсутствием нарушения имущественных прав соседей.

Акт согласования границ земельного участка с соседями: образец, бланк

Составляется в форме официального документа, отражающего нормы оформления актов. Допускает свободную форму составления, с обязательным указанием:

  1. Адреса или места расположения ЗУ.
  2. Сведений о собственнике.
  3. Сведений о собственниках смежных наделов.
  4. Причин составления.
  5. Факта ознакомления соседей с расположением границ.
  6. Сведений о том, что соседи согласны с представленной информацией.
  7. Фамилий соседей и адресов их ЗУ.

В заключение ставятся:

  • подписи всех участников;
  • кадастрового инженера;
  • дата составления.

Готовый документ удостоверяется печатью кадастрового инженера и выдается собственнику ЗУ на бумажном носителе, прилагая к межевому делу земельного участка. Электронный вариант передается в Росреестр, где вносятся сведения о согласовании границ межеванием.

Ниже вы можете скачать:

  1. Акт согласования границ земельного участка: бланк.
  2. Акт согласования границ земельного участка: образец заполнения.

Согласование границ земельного участка с соседями по новому закону

«Новый закон» это, конечно, громко сказано, но так его называют очень многие, в том числе и сотрудники гос. органов, поэтому мы решили придерживаться общей тенденции.

Нововведения опираются на нормы Федерального закона о Государственном кадастре недвижимости (ГКН) № 221-ФЗ от 24.07.07 г., где в статье 39 указано на обязательность согласования границ между соседями, с составлением соответствующего акта и собственноручным удостоверением внесенных сведений личными подписями.

С 2007 года, когда был принят закон о ГКН, собственникам земель, выступающим с инициативой межевания, вменяется в ответственность процедура организации и удостоверения обозначенного акта. До 2007 года подписание этого документа не требовалось.

На принятие данного положения повлияли нормы главы 17 Гражданского законодательства о соблюдении имущественных интересов собственников. Так как каждая межа принадлежит двум собственникам, требуется соблюдать имущественные интересы обеих сторон, что регулируется составлением акта согласования местоположения границы земельного участка, образец которого находится тут.

Если вы уже провели межевание, то узнать границы своего участка можно несколькими способами, описанными в этой статье.

Когда не требуется?

Так как данное правило распространяется только на вещные права собственников земель, оно не предусмотрено для соседей, владеющих землями на ином законном основании. Например, арендаторы не имеют право подписывать акт согласования границ земельного участка с соседями (бланк для скачивания находится здесь), удостоверение должно проводиться законным собственником, в лице которого выступает местная администрация.

Некоторые ситуации предусматривают приложение соответствующей документации, вместо подписи собственника. Это допускается, если собственник утратил правоспособность, а его правопреемник не приобрел ее. Например:

  • тяжелое заболевание;
  • утрата дееспособности;
  • отбывание наказания в местах лишения свободы;
  • смерть владельца;
  • его исчезновение и невозможность установить место нахождения.

В таких случаях вместо личной подписи прилагается соответствующий документ в виде выписки из решения суда, справки из отделения миграционного учета или выписки из поликлиники.

Если гражданин находится за пределами населенного пункта, согласие допустимо выслать по электронной почте. Но впоследствии, по приезду, соседу потребуется подписать заполненный бланк согласования границ земельного участка.

В принципе, согласование границ земельного участка не требуется только тогда, когда границы установить невозможно. Например, к участку прилегает территория государственной границы. Или он граничит с зоной лесного, водного массива.

Так же допускается, что по краю надела проходит обрыв и иные препятствия. Также не требуется согласование, если планируется уточнение границ с изменением площади ЗУ, которая бесхозная.

Если у вас возникают споры с соседями и они не дают своего согласия на проведение межевания, тогда наша инструкция поможет вам.

Пошаговая инструкция согласования границ ЗУ

О планировании межевых работ требуется оповестить собственников смежных участков. Оповещение должно произойти не позднее, чем за один месяц до наступления даты, запланированной для общего собрания собственников смежных ЗУ.

Правила и нормы извещения

Согласно регламенту допускаются формы извещения о согласовании границ земельного участка:

Наш лучший юрист ждет ваш вопрос:

  • лично под роспись;
  • по электронной почте;
  • заказным письмом;
  • публикацией в СМИ.

В первом и во втором случаях оповещаются лица, которые гарантированно подойдут и удостоверят акт, а также поставят подпись в извещении о проведении согласования границ земельного участка или ответят по электронной почте, что послужит доказательством добросовестного уведомления.

Заказным письмом удобно известить граждан, чье местонахождение известно, но которые настроены недоброжелательно к планируемой процедуре. Если они будут уведомлены троекратно и проигнорируют извещения, не явившись, то к акту вместо подписи подшиваются документы о почтовом отправлении, полученные у оператора почтового отделения, и удостоверенные его подписью и печатью.

Лица, чье местонахождение неизвестно, уведомляются через СМИ – подачей объявления о собрании собственников, с указанием адресов участков.

Через месяц после последнего почтового отправления или публикации объявления, допускается проводить собрание.

Куда обратиться?

После того, как соседи уведомлены о планируемой процедуре, нужно подать заявку в геодезическую компанию по месту расположения ЗУ. Заявка подается кадастровому инженеру, уполномоченному на проведение соответствующих услуг.

В течение месяца, установленного в качестве регламента оповещения соседей, кадастровый инженер выполняет работы:

  • по подготовке предварительного плана ЗУ;
  • топографические замеры на участке;
  • подготавливает окончательный план границ ЗУ;
  • составляет акты о координатах поворотных точек;
  • устанавливает временные межевые знаки.

В назначенный для собрания день кадастровый инженер лично подходит на собрание и наглядно показывает собравшимся гражданам линию прохождения границ между участками.

Если граница земельного участка установлена не по правилам или с ошибкой, тогда следует обратится в геодезическую компанию повторно.

Предоставление документации

При оформлении заявки требуется предъявить:

  1. Правоустанавливающий документ.
  2. Свидетельство о собственности на ЗУ.

На собрание собственники смежных наделов подходят с паспортом и свидетельством о собственности, из которых кадастровый инженер выписывает реквизиты и вносит в акт согласования.

Допускается присутствие представителей, осуществляющих доверительное управление на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Стоимость услуги

По преимуществу геодезические компании не взимают отдельной платы за согласование, а используют стандартный ценовой диапазон, который выражается в установленной фиксированной сумме 5-7 тысяч рублей. Стоимость межевания зависит от:

  • населенного пункта;
  • статуса компании;
  • категории земель;
  • конфигурации и площади участка.

Обозначенная стоимость распространяется на земли прямоугольной формы, размером 6-8 соток, предоставленные под дачи или земли населенных пунктов.

При сложной конфигурации, расчет производится по числу поворотных точек. В этом случае ценовой диапазон услуги может определяться суммировано, то есть – при сложении отдельных видов работ.

Элитные земли или участки в пригородах Москвы и Санкт-Петербурга обслуживаются по отдельным расчетам. Как правило, минимальная стоимость работ в этих регионах составляет 25-30 тысяч рублей.

Сроки

С учетом норм, предусматривающих извещение соседей за месяц до подписания акта, порядок согласования местоположения границ земельных участков не выполняется менее 30 дней, а по преимуществу достигают полутора месяцев. Если компания обеспечена большим числом клиентов, исполнение услуги может задержаться с учетом очередности.

Разъяснение от Минэкономразвития о согласовании границ ЗУ смотрите в следующем видео:

Особенности согласования с администрацией

Если расположенные по соседству земли принадлежат муниципалитету, то необходимо согласование границ земельного участка при межевании с администрацией. Этот момент требует соблюдения следующих нормативов законодательства:

  1. Ответственным лицом за составление и удостоверение акта согласования является кадастровый инженер.
  2. Он обязан лично проинформировать уполномоченное должностное лицо о правилах и нормах проведенных расчетов при определении межевых границ.
  3. Администрация в лице уполномоченного представителя не имеет права отказаться от участия в согласовании границ.
  4. Все отказы от присутствия исполком обязан представить в официальной форме, требующей объяснения.
  5. Все спорные вопросы по установлению границ стороны вправе решать только в суде, в соответствии с нормами законодательства.

По усмотрению сторон допускается личное посещение уполномоченного лица кадастровым инженером, для экспертного представления информации и получения подписи.

Согласование границ ЗУ с администрацией не рекомендуется проводить самостоятельно, без участия кадастрового инженера.

В статье показан порядок согласования границ земельного участка. Все возникающие нюансы требуется решать при консультировании с опытным юристом или кадастровым инженером.

admin
Оцените автора
Ракульское