Согласование границ земельного участка при межевании

Процедура согласования местоположения границ проводится в процессе уточнения границ земельного участка при проведении межевания.

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются межеванием. Работы по межеванию земельного участка выполняются кадастровым инженером любой формы организации кадастровой деятельности (кадастровый инженер – индивидуальный предприниматель или работник юридического лица). При выполнении работ по межеванию участка предметом согласования является точное местоположение границ между смежными участками.

Т.е. при уточнении границ земельного участка предметом согласования является определение местоположения границы этого земельного участка, являющейся границей смежного земельного участка или участков. Согласование проводится для уточнения границ и для соблюдения законных интересов правообладателей участков.

Порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен статьей 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». При этом споры, возникающие по границе земельных участков, решаются в судебном порядке.

Согласование местоположения границ земельных участков

Согласование местоположения границ земельных участков, проводимое Земельным комитетом Администрации города Екатеринбурга от лица Администрации города Екатеринбурга в рамках предоставления муниципальных услуг «Согласование местоположения границ земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или в государственной собственности до её разграничения» и «Согласование местоположения границ земельных участков, являющихся смежными по отношению к земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности или в государственной собственности до её разграничения», осуществляется соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон о кадастре) и административными регламентами, утвержденными Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 28.04.2012 № 1760 (ред. от 18.03.2015).

Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

Почитать  Разрешение на вырубку и продажу елей

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка, принадлежащего заинтересованному лицу (смежному землепользователю).

Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

От имени заинтересованных лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

При согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также:

— представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников),

— представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения — решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц),

— представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан — решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования).

В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование.

Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.

Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. Такое согласование осуществляется с установлением границ на местности, за исключением случаев, если:

1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов;

2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения;

3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.

Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными с пунктом 7 части 3 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.

Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:

1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;

2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

3) земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками.

При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан:

1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей;

2) обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания;

3) указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

В соответствии со статьей 40 Закона о кадастре, результат согласования местоположения границ оформляется в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Согласование границ образуемого земельного участка

Подлежат ли согласованию границы образуемого земельного участка, являющиеся общими с границами смежных участков, сведения ЕГРН, о которых не соответствуют установленным требованиям к описанию их местоположения?

Ответ:Хаертдинова Д.К. (Кадастровый инженер)

Сообщается, что статьей 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ) установлено, что в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3).

в случаях, установленных Законом № 221-ФЗ, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерамиопределяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка;

местоположение границ земельных участков подлежитв установленном Законом № 221-ФЗ порядке обязательному согласованию(далее — согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона № 221-ФЗ, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ:

  • земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы,
  • смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН).

Обращаем внимание, что указанная редакция части 1 статьи 39 Закона № 221-ФЗ установлена Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 1 марта 2010 г.).

В силу части 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ под уточнением границ земельного участка понимается государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, который осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков .

Минэкономразвития России неоднократно высказывалась позиция, в том числе в письме от 6 ноября 2018 г. № 32226-ВА/Д23и, о том в каких случаях или при каких обстоятельствах содержащиеся в ЕГРН сведения о земельном участке не соответствуют указанным требованиям, в частности, если:

  • в ЕГРН отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ, как правило, ранее учтенного земельного участка;
  • содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
  • содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
  • в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка (выраженная, например, в виде пересечения границ земельных участков или несоответствия содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка правоустанавливающему документу, документу об образовании земельного участка или фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства — самовольного занятия земель или земельных участков, и тому подобное).

С учетом изложенного, в случае, если границы (части границ) образуемого земельного участка являются общими с границами (частями границ) смежных земельных участков, сведения ЕГРН о которых не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, в том числе при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ таких смежных земельных участков, местоположение таких границ (частей границ) в силу части 1 статьи 39 Закона № 221-ФЗ подлежит обязательному согласованию.

Пунктами 77, 78, 82 и 85 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921 (далее — Требования), предусмотрено следующее:

  • чертеж земельных участков и их частей (далее — Чертеж) составляется таким образом, чтобы в поле его изображения отображались все образуемые и (или) уточняемые земельные участки, а также части земельных участков;
  • на Чертеже отображаются местоположение существующих, новых и прекращающих существование характерных точек границ, а также частей границ земельных участков, частей земельных участков; обозначения земельных участков, частей земельных участков и характерных точек границ;
  • в случае если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка (земельных участков) или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков, на обороте Чертежа оформляется акт согласования местоположения границ земельного участка (далее — Акт согласования);
  • в Акт согласования включаются также сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем (приобретателем прав) земельного участка, в отношении которого в результате кадастровых работ оформляется Акт согласования.

Таким образом, в случае выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельных участков:

1.на Чертеже отображаются образуемые земельные участки и элементы их границ, а также при наличии — сведения о смежных земельных участках в объеме сведений ЕГРН, отображаемых на Чертеже (обозначение смежного земельного участка в соответствии с пунктом 79 Требований, при наличии в ЕГРН сведений о границах смежного земельного участка — местоположение его границ в соответствии с Приложением к Требованиям к подготовке межевого плана);

2.в межевой план включается Акт согласования образуемого земельного участка. Обращаем внимание, что формой Акта согласования, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921, предусмотрено указание либо кадастрового номера земельного участка — в случае выполнения кадастровых работ в связи с уточнением описания местоположения границ такого земельного участка, либо обозначения земельного участка — в случае выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка, местоположение границ которого согласовывается, а формой раздела «Сведения об образуемых земельных участках», также утвержденной приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921, предусмотрено включение «сведений о земельных участках, смежных с образуемым земельным участком с обозначением » (реквизит 5), в который включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате выполнения кадастровых работ (пункт 60 Требований).

Включение в состав межевого плана раздела «Сведения об уточняемых земельных участках» в отношении смежного земельного участка зависит от исходных содержащихся в ЕГРН сведений о таком участке и от объема выполненных в отношении этого участка работ (содержащиеся в ЕГРН сведения о смежном земельном участке соответствуют установленным требованиям к описанию границ земельных участков или нет, уточнены отдельные части границ или весь периметр границ земельного участка).

Таким образом, ввиду того, что согласование местоположения общих частей границ образуемого и смежного с ним земельного участка является обязательным, Акт согласования оформляется в отношении образуемого земельного участка и его наличие (включение в межевой план) не зависит от наличия или отсутствия раздела «Сведения об уточняемых земельных участках» в отношении такого смежного земельного участка, указанный в Письме вывод о том, что если образуемый земельный участок имеет общие части границ с земельным участком, в сведениях ЕГРН о котором отсутствует описание местоположения его границ, и в отношении такого смежного земельного участка не оформляется раздел межевого плана «Сведения об уточняемых земельных участках», в межевой план, подготовленный в связи с образованием земельного участка, Акт согласования образуемого земельного участка не включается, не соответствует законодательству.

Включение в межевой план Акта согласования смежного земельного участка будет требоваться в случае, если при выполнении кадастровых работ были уточнены не только общие с объектом кадастровых работ части границ такого смежного земельного участка.

Дополнительно отмечаем, что определение наличия или отсутствия земельных участков, смежных к образуемому земельному участку, осуществляется при выполнении кадастровых работ в ходе натурного обследования объекта кадастровых работ. При этом отсутствуют основания утверждать, что территория ранее учтенного земельного участка, в отношении которого имеются признаки соответствующего законодательству использования, но в ЕГРН отсутствует описание местоположения его границ, относится к понятию «земли».

«Письмо» Росреестра от 06.07.2021 N 18-01992/21 «О согласовании местоположения границ земельного участка»

Управление кадастровых работ и землеустройства Росреестра, рассмотрев письмо, сообщает.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон N 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом N 221-ФЗ порядке обязательному согласованию (далее — согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН).

Согласно части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

На основании пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (например, пункт 4 статьи 218, пункт 4 статьи 1152 ГК).

Как представляется, учитывая также положения пункта 21 Требований к подготовки межевого плана, утвержденных действующим в настоящее время приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921, межевой план составляется кадастровым инженером на основе сведений ЕГРН (в том числе о лицах, указанных в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ), актуальных на момент проведения кадастровых работ.

При этом, в силу положений статей 26, 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) государственный регистратор прав при проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления учетно-регистрационных действий, в том числе межевого плана, осуществляет проверку на наличие/отсутствие противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения ЕГРН о таком объекте недвижимости).

Необходимо отметить, что датой государственного кадастрового учета является дата внесения в ЕГРН записи об объекте недвижимости (часть 3 статьи 16 Закона N 218-ФЗ). При этом, например, осуществление учетных действий в отношении смежного земельного участка в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, при наличии в акте согласования местоположения границ личной подписи предыдущего правообладателя смежного земельного участка влечет нарушение законных интересов актуального правообладателя этого земельного участка.

В этой связи несоответствие содержащихся в межевом плане сведений о лицах, с которыми осуществлено согласование местоположения границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, содержащимся в ЕГРН сведениям об этих лицах, актуальным на момент осуществления учетных действий на основании указанного межевого плана, является основанием для приостановления соответствующих учетных действий по пункту 49 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.

Заместитель начальника Управления
кадастровых работ и землеустройства
Д.А.ГУДКОВ

Задайте вопрос юристу:

Акт согласования местоположения границ земельного участка: назначение документа и особенности его составления

Одним из важных этапов процедуры межевания земельного участка является согласование границ данного объекта недвижимости с собственниками соседних земельных наделов.

По результатам этого этапа кадастровый инженер оформляет специальный документ — акт согласования месторасположения границ земельного участка.

Более подробно о данном документе, его структуре и содержании, а также о правилах оформления — далее в статье.

Понятие и назначение документа

Акт согласования местоположения границ участка — это документ, в котором фиксируются результаты проведения переговоров с собственниками соседних наделов при осуществлении процедуры межевания.

Он закрепляет границы смежных участков и составляется кадастровым инженером, выступая итоговым документом процедуры согласования.

межевой план земельного участка

Составление данного акта является обязательным требованием в следующих случаях:

  • для участков, которые занесены в государственный кадастр недвижимости;
  • для земель, в отношении которых осуществляются кадастровые работы (в частности, межевание);
  • для наделов, в отношении которых происходит уточнение границ смежных с ними участков.

В частности, при межевании акт согласования необходим практически всегда, кроме ситуаций, когда все собственники соседних наделов установили свои границы ранее. В этом случае границы считаются уточненными и установленными по умолчанию, если заказчик кадастровых работ согласен с ними.

Структура и содержание

Как правило, акт оформляется по установленной форме, путем заполнения бланка определенного образца.

Кадастровому инженеру необходимо только вписать результаты процедуры в соответствующие поля документа.

получение документов в госорганах

Информация, которая содержится в акте, включает в себя:

  1. Данные о земельном наделе, в отношении границ которого проводится согласование. В частности, должен быть указан его адрес или месторасположение, кадастровый номер и площадь.
  2. Фамилии и инициалы всех заинтересованных в согласовании лиц. Это касается как исполнителя работ, то есть кадастрового инженера, так и всех владельцев или арендаторов соседних участков, которые должны дать свое согласие на установление границ. Если личное присутствие данных лиц невозможно, они могут прислать вместо себя своего законного представителя (то есть доверенное лицо).
  3. Реквизиты документов, которые удостоверяют личности заинтересованных лиц. По общим правилам, в большинстве случаев качестве такого документа выступает паспорт, оригинал которого должны предоставить все участники для подтверждения своей личности. Если в процедуре принимает участие законный представитель, то, помимо паспорта, он предоставляет также оформленную и заверенную должным образом доверенность.
  4. Результат согласования местоположения границ. Результат может быть как положительным, когда все участники согласны с установленными границами, так и отрицательным, когда имеются какие-то возражения. В любом случае это все вносится в документ. Стоит учесть, что если кто-то из заинтересованных лиц на процедуру согласования не явился, но был о ней должным образом извещен, границы с его участком считаются согласованными по умолчанию.
  5. Схема границ территориальных зон с отмеченными на ней точками границ. Эта схема подготавливается кадастровым инженером заранее, по результатам проведение межевания, и является неотъемлемой частью акта согласования.
  6. Претензии и возражения участников. Данный раздел заполняется только при наличии каких-то претензий, причем в качестве их подтверждения к акту должно прилагаться письменное возражение такого субъекта.

Скачать образец акта согласования местоположения границы земельного участка можно здесь.

В конце акт подписывается инженером и всеми заинтересованными лицами, что является завершением процедуры его составления.

Стоит учесть, что прямую ответственность за правильность составления документа и актуальность данных, которые в нем содержатся, несет кадастровый инженер. В соответствии с требованиями законодательства, при совершении данным специалистом трех и более ошибок в своей работе (как при оформлении документов, так и на практике) он может потерять право на дальнейшее осуществление своей деятельности.

Правила составления

При подготовке и составлении акта обязательно должны соблюдаться законодательные требования. В частности, оформлению этого документа посвящены отдельные статьи 39 и 40 ФЗ «О кадастровой деятельности».

заказ электронных документов

К основным правилам, которые должны соблюдаться при этом, можно отнести:

  1. Заниматься составлением акта имеет право только уполномоченный на это специалист — кадастровый инженер. Он должен иметь соответствующий сертификат, подтверждающий его квалификацию и дающий ему разрешение на проведение кадастровых работ.
  2. Документ должен быть обязательно подписан исполнителем. Кроме личной подписи кадастрового инженера с указанием его фамилии и инициалов, в конце акта также должна стоять его печать. Этим удостоверяется факт правильности составления документа, а также устанавливается его ответственность за это.
  3. Документ оформляется в виде бланка установленного образца.

Дальнейшая информация может вноситься в него такими способами:

  • от руки — пастой или чернилами черного или синего цвета;
  • при помощи компьютера.

Стоит учесть, что в документе не допускаются никакие исправления, подчистки, опечатки или другие способы внесения изменений, оформленные не по правилам.

При необходимости внесения в акт поправок недостоверная информация зачеркивается одной прямой линией, после чего рядом пишутся правильные данные с указанием фамилии, инициалов и подписи составителя (то есть кадастрового инженера).

нормативные акты

Акт подписывается всеми лицами, интересы которых могут быть затронуты в процессе межевания. К данным лицам относятся все собственники соседних наделов. Информацию о данных субъектах исполнитель может получить в кадастровой палате.

Стоит учесть, что всех соседей о проведении согласования границ необходимо оповещать заранее, минимум за один месяц до этой процедуры. В зависимости от места проживания и наличия связи с ними оповещение может происходит путем вручения извещения лично, по почте или при помощи публикации его в местной газете.

Дальнейшие действия

Составление акта согласования является одним из последних этапов проведения процедуры межевания участка. После этого кадастровый инженер готовит документы, завершающие эту процедуру (межевой и кадастровый план) и отдает их заказчику работ вместе с оформленным ранее актом.

С этого момента границы считаются установленными, а соответствующая информация об этом вносится в государственный кадастр недвижимости.

Однако стоит учесть, что при наличии каких-то споров в отношении границ участка процедура межевания может быть приостановлена до того момента, пока имеющиеся разногласия не будут устранены.

Как взять землю в аренду под строительство частного дома — узнайте в нашем материале?

Как выделить долю в частных случаях, вы узнаете в нашей тематической статье.

Как взять нужную вам выписку из домовой книги, вы прочтете в нашем материале по ссылке.

Возможные проблемы

Одной из наиболее распространенных проблем, которая может возникнуть при согласовании границ участка, является отказ одного или нескольких соседей подписывать соответствующий акт. Причиной этого может быть их несогласие с результатами межевания и с теми границами, которые установил кадастровый инженер.

документация на недвижимость

В случае отказа от подписания акта собственник соседнего надела обязательно должен оформить свое возражение в письменном виде (документ обычно составляется в произвольной форме). В этом возражении ему необходимо указать, с чем именно он не согласен и какие у него есть основания считать, что его имущественные права были нарушены.

После этого данный документ обязательно прикладывается к акту согласования, в котором также делается соответствующая запись о наличии нерешенного спора. В дальнейшем у заказчика кадастровых работ и несогласного соседа есть два варианта действий:

Решить спор мирным путем

В этом случае кому-то из сторон придется немного поступиться своими интересами, чтобы достичь определенного согласия. Такой вариант является наиболее приемлемым для сторон, поскольку он позволяет сэкономить средства и силы на проведение судебных тяжб.

Также можно оставить ситуацию такой, какая она есть, то есть с несогласованными границами. Информация об этом будет занесена в кадастр при постановке участка на учет. В дальнейшем собственник сможет даже продать его, однако потенциальные покупатели будут уведомлены о наличии в отношении надела возможного спора.

Решать вопрос в судебном порядке

Данный вариант более сложный и затратный, поскольку в этом случае возникает необходимость для одной из сторон (которая проиграет) нести судебные издержки.

решение спорных вопросов в суде

В ходе проведения судебного слушания будут изучены все документы, которые есть у ответчика и истца, а также проведена независимая экспертиза. В результате всего этого границы участков будут установлены в судебном порядке, поэтому их соблюдение на практике будет обязательным.

В заключение можно сказать, что акт согласования границ земельного участка является важным документом при проведении в отношении данного объекта недвижимости кадастровых работ. Необходимость его составления обусловлена защитой законных прав всех лиц, интересы которых могут быть затронуты в процессе установления границ.

Ответственность за правильность оформления данного документа полностью лежит на специалисте, который занимается проведением работ по межеванию, то есть на кадастровом инженере.

admin
Оцените автора
Ракульское