Решение о прямых договорах

Правительство РФ внесло изменения в текст трех важных «коммунальных» документов (Постановление Правительства РФ от 13 июля 2019 г. N 897):

  • Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354,
  • Правила заключения договоров ресурсоснабжения между РСО и УК, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124,
  • Требований к организации расчетов за коммунальные ресурсы, утв. постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 253.

Почти все эти изменения продиктованы необходимостью детализировать нормы, связанные с оказанием коммунальных услуг жителям МКД напрямую ресурсоснабжающими организациями, (РСО) – по так называемым «прямым договорам». Еще часть поправок связана с усилением правового статуса реестра лицензий по управлению МКД, а большинство остальных – носит технико-юридический характер.

  • утвержден типовой «прямой договор» – договор между собственником жилого помещения в МКД и РСО о предоставлении коммунальной услуги, в том числе потребляемой при содержании и использовании общего имущества в МКД. Заключение именно таких типовых договоров между собственниками квартир и РСО прямо предусмотрено ч. 6 ст. 157.2 ЖК РФ. Напомним, что собственники нежилых помещений (кроме машино-мест) давно обязаны заключать с РСО индивидуальные письменные договоры ресурсоснабжения, а с регоператором по обращению с ТКО – отдельные договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Кстати, типовой «прямой договор» по обращению с ТКО тоже упомянут в рассматриваемых поправках – он будет частью Правил № 1156 от 12.11.2016;
  • если уж переход на «прямые договоры» в конкретном МКД свершился – по воле жителей или РСО, неважно – УК обязана передать РСО большой объем данных о собственниках помещений не позднее чем за 5 рабочих дней до дня, с которого РСО начнет предоставлять коммунальную услугу (если переход на «прямые договоры» произошел из-за долгов УК, она также обязана передать эти данные в течение 5 рабочих дней со дня расторжения своего договора с РСО). Эти данные нужны для начисления платы за коммунальные услуги; среди них – ФИО, паспортные данные, телефон, E-mail каждого собственника и пользователя жилых помещений, адреса жилых помещений с указанием общей площади и количества проживающих, реквизиты или копия документа о праве собственности, все сведения об ИПУ и другая информация, в том числе о «должниках».
Почитать  Срок рассмотрения претензии покупателя

Аналогичное правило вводится в отношении данных, передаваемых региональному оператору по обращению с ТКО.

На передачу этих сведений получать согласие субъекта персональных данных не нужно.

  • если УК эти сведения не передаст или не передаст вовремя, и из-за этого потребителю будут ошибочно начислены платежи, а РСО заплатит за эту ошибку штраф, то УК возместит РСО сумму этого штрафа. Кстати, в своих заявлениях о выплате штрафа потребители теперь должны указывать свой ИНН;
  • УК обязана предоставлять РСО и регоператору по обращению с ТКО не только указанную выше информацию, но и сведения из реестра собственников (ФИО с указанием размера долей в общем имуществе МКД), причем еще и постоянно актуализировать эти сведения в дальнейшем;
  • и сведения из реестра собственников, и все остальные сведения, необходимые РСО для начисления платы, УК должна передавать одновременно на бумаге и в электронном виде;
  • срок проверки запроса потребителя о правильности начисленных ему сумм платежей можно рассмотреть в течение месяца. Это в равной степени относится и к УК, и к РСО, и к регоператору;
  • уточняется (в полном соответствии с ЖК РФ) процедура перехода на «прямые договоры», при этом особенно акцентируется внимание на обязанность РСО распространять перед своими «прямыми» потребителями ту информацию, которую исполнитель коммунальных услуг и должен предоставлять (в последнее время участились случаи наказаний РСО за несоблюдение этой обязанности);
  • предусматривается обязанность инициатора общего собрания собственников помещений в МКД, которое решило перейти на «прямые договоры», также сообщать своим соседям по дому информацию, полученную от РСО (даты заключения и начала исполнения «прямых договоров», сроки и способы передачи показаний ИПУ и т.п.). Донести эту информацию нужно путем размещения на досках объявлений во всех подъездах МКД или придомовом земельном участке, в течение 5 календарных дней со дня ее получения от РСО;
  • за содержание внутридомовых инженерных систем отвечают УК, даже если жители находятся на «прямых договорах» с РСО/регоператором, – это прямо предусматривается новой редакцией Правил № 354. РСО всегда отвечает только за подачу ресурса к границе с внутридомовыми инженерными системами;
  • принимать сообщения потребителей о некачественной коммунальной услуге – даже в случае «прямых договоров» – должна УК. Проверять это сообщение и составлять акт нужно совместно с РСО/регоператором. Аварийно-диспетчерская служба – тоже «вотчина» УК;
  • прямо прописывается обязанность УК ставить ОДПУ даже в доме на «прямых договорах», но только в том случае, если собственники помещений в МКД приняли решение о включении расходов на приобретение и установку ОДПУ в плату за содержание жилого помещения;
  • предупреждать должников об ограничении/приостановлении коммунальной услуги теперь не обязательно в письменном виде – можно и устно. А сумма расходов на ограничение/приостановление комуслуг, которую можно взыскать с потребителя-должника, ограничивается 3 000 руб.;
  • если УК не может подтвердить, что управляемый ею МКД внесен в региональный реестр лицензий на управление МКД, то РСО вправе отказаться заключать с УК договор ресурсоснабжения в части обеспечения ресурсами этого спорного МКД.
Почитать  Регистрация без права собственности

Отметим также, что в Правилах № 354 теперь закреплен и запрет на размещение в платежном документе рекламы, за исключением социальной. Напомним, что размещать рекламу на платежках запретили еще в прошлом году – см. ч. 10.2. ст. 5 Закона о рекламе.

Теперь данный запрет прямо предусмотрен и Правилами № 354.

Поправки вступят в силу 31 июля 2019 года.

Блог

vk youtube zen telegram

Прямые договоры «Собственник — РСО» простым и понятным языком. Часть 1

Источник фото: https://www.pexels.com/ Уже больше недели профессиональным сообществом обсуждаются пока не подписанные главой государства поправки в ЖК РФ, которые позволяют собственникам помещений и РСО перейти на прямые договорные отношения в части оказания коммунальных услуг. Как обычно в обсуждениях много эмоций и мало конкретики. 6 апреля 2018 года мы проведем вебинар на тему: «Прямые договора: взаимодействие собственник — РСО». Понимая, что не все будут в нем участвовать, мы в этом цикле статей решили разбавить эмоции конкретикой, что изменится и как жить дальше. Итак, поехали…
1.Изменятся полномочия органов власти в области жилищных отношений В статье 12 ЖК РФ определяющей полномочия органов государственной власти РФ в области жилищных отношений будут относиться установление правил и норм технической эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, а также разработка методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы. Наше мнение: никакого «криминала» в указанных правках нет, так как этот вопрос неоднократно обсуждался чиновниками и адекватной методики установления размера платы в жилищном законодательстве нет.
2.Расширятся полномочия органов ГЖН и главного государственного жилищного инспектора Согласно поправкам в ст.20 ЖК РФ органы ГЖН смогут контролировать обоснованность размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы. Главный госжилинспектор РФ (пока этот пост занимает господин Чибис) сможет направлять высшему должностному лицу субъекта РФ представления об освобождении от должности руководителя органа государственного жилищного надзора. Наше мнение: формальные правки, которые не коснутся большинства УК и ТСЖ. Минстрой выстраивает своеобразную «вертикаль власти», чтобы иметь возможность карать «предателей» в своих рядах. 3.Расширится перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ст.44 ЖК РФ) будут относиться вопросы, связанные с принятием на общем собрании решения о заключении собственниками помещений с ресурсоснабжающей организацией договора:

  • холодного и горячего водоснабжения;
  • водоотведения;
  • электроснабжения;
  • газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах);
  • отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления);
  • договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Наше мнение: это, наверное, главное изменение в ЖК РФ, которого ждало огромное количество управляющих организаций и ТСЖ. Переход на прямые договоры «собственник — РСО» приведет к кратному снижению размера выручки у управляющих организаций, что позволит многим из них перейти на упрощенную систему налогообложения, что только за счет применения льготы по страховым взносам позволит экономить 10% от фонда оплаты труда. Кроме этого, уход от НДС позволит экономить 18% от фонда оплаты труда.

Всё это в совокупности с отсутствием огромной дебиторской задолженности по коммунальным услугам позволит сделать рынок управления МКД более привлекательным.

Немаловажно еще и то, что РСО не смогут просто так отказаться от заключения договора с собственниками, что для многих РСО достаточно печально.

4. РСО и региональный оператор будут уведомляться инициатором собрания о переходе на прямые договоры

С учетом того, что решение о переходе на прямые договоры «собственник – РСО» будет приниматься на общем собрании собственников, возникает резонный вопрос, как РСО узнают о принятом решении. Данный вопрос урегулирован в новой редакции ч.1 ст.46 ЖК РФ, согласно которой инициатор собрания собственников должен будет не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в МКД передать копии решений и протокол РСО или региональному оператору по обращению с ТКО.

Наше мнение: ничего «криминального» в поправках нет. Единственное, что до сих пор не урегулировано законодательно, так это вопрос заверения копий решений собственников, так как органы ГЖН этого делать не обязаны и РСО может «цепляться» к никем не заверенным копиям.

5. Прямых платежей в РСО больше не будет

Напомним, что ранее были прямые договоры «собственник — РСО», которые были возможны либо по п.30 124 ПП РФ, либо в силу норм 176-ФЗ, и прямые расчеты «собственник — РСО», которые были возможны в силу ч.7.1 ст.155 ЖК РФ. Так вот, после принятия поправок в ЖК РФ прямых расчетов не будет, так как ч.7.1 ст.155 ЖК РФ утрачивает силу.

В отношении ситуаций, когда собственники помещений на общем собрании до вступления в силу настоящих поправок в ЖК РФ приняли решение о платежах напрямую в РСО, указанный порядок сохраняется до принятия на общем собрании решения о переходе на прямые договоры «Собственник — РСО» (ч.6 ст.3 Закона). Оплата, поступающая в РСО, будет, как раньше признаваться погашением задолженности собственников перед УК (ТСЖ).

Наше мнение: огромное количество МКД на территории РФ в настоящее время находится на «прямых» платежах с РСО, что активно продвигалось чиновниками, как способ борьбы с «жуликами и ворами» из управляющих организаций, которые на деньги от коммуналки покупают яхты, самые крупные бриллианты и ведут олигархический образ жизни.

Так вот, все эти управляющие организации работают, как и работали, но после вступления в силу поправок перейти на прямые расчеты будет уже невозможно.

Ну, в конце то концов, кто сказал, что будет легко.

6. Случаи, когда можно будет перейти на прямые договоры «Собственник — РСО»

В ЖК РФ появляется новая статья 157.2, в которой то и раскрываются основные правила заключения прямых договоров.

Так, согласно ч.1 ст.157.2 ЖК РФ при управлении домом управляющей организацией, ТСЖ (ЖСК) коммунальные услуги предоставляются собственникам и нанимателям РСО в следующих случаях:

  • при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о переходе на прямые договоры с РСО;
  • при прекращении ранее заключенных между РСО и управляющей организацией (ТСЖ, ЖСК) договоров снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации по причине наличия задолженности перед РСО.
  • если между собственниками помещений в МКД и РСО, региональным оператором по обращению с ТКО заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с ТКО на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления МКД или о выборе управляющей организации.

Наше мнение: следует обратить внимание на пункт, в котором указано о «сохранении» договорной схемы «собственник — РСО» на основании ранее принятого собственниками решения о переходе на «прямые» договоры. Фактически это окончательное сохранение в новой редакции ЖК «старых» прямых договоров, заключенных еще в свете поправок, внесенных 176-ФЗ.

7. Расторжение договора «УК — РСО» при наличии подтверждённой задолженности

В ч.2 ст.157.2 ЖК РФ конкретизируется ситуация, когда РСО может расторгнуть договор с УК (ТСЖ) при наличии задолженности.

Обратите внимание, что расторжение договора с УК (ТСЖ) – это право, а не обязанность РСО, а значит идея «накопить» задолженность и уйти на «прямые» договоры может и не сработать. А с учетом того, что радеющие за справедливость парни из Минстроя предлагают приравнять наличие задолженности к грубым нарушениям лицензионных требований (штраф – 350 000 рублей), реализация такой «гениальной» идеи может обернуться просто выплатой штрафа.

Задолженность должна:

  • Быть признанной (подписанный акт сверки задолженности) должником или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом.
  • Иметь размер, равный или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору.

Обратите внимание, что погашение задолженности частично за определенный период не влияет на право РСО на расторжение договора с УК (ТСЖ). То есть, в расчет будут браться не периоды задолженности (вы должны к примеру за январь и февраль 2018 года), а именно ее размер на момент расторжения договора (на конец марта задолженность превышает определенный «лимит»).

«Лимит» выше которого задолженность перед РСО подниматься не может быть выше суммы, определенной делением стоимости поставленного РСО коммунального ресурса поставленного в МКД за 12 месяцев, предшествующих дате направления РСО уведомления о расторжении договора, на 12 месяцев. Иными словами РСО может рассчитать среднемесячную величину за 12 месяцев и если УК (ТСЖ) превысили этот «лимит», РСО может начинать процедуру расторжения договора.

Обратите внимание, если договор поставки коммунального ресурса действует менее 12 месяцев, то для расчета среднемесячного объема будет использоваться количество месяцев действия договора.

Наше мнение: налицо два грубых ляпа людей, которые писали поправки и ни дня не работали в ЖКХ.

Ляп первый. В ЖК РФ речь идет не о договоре поставки коммунального ресурса в части коммунального ресурса необходимого на предоставление коммунальных услуг, а о договоре поставки коммунального ресурса в целом. При этом согласно действующей редакции ЖК РФ расторжение договора поставки в части коммунального ресурса, необходимого для содержания общего имущества невозможно.

Логичней было бы (но такого нет) использовать для расчета «лимитов» только коммунальные ресурсы для коммунальных услуг.

Ляп второй. Отсутствие минимального количества месяцев, необходимых для расчета лимита приведет к курьезным ситуациям. Возьмем стоимость тепловой энергии, которая, как известно всем, кто работает в сфере ЖКХ, погашается собственниками помещений с «опозданием» в 2-3 месяца. Итак (цифры взяли с «потолка»), стоимость тепловой энергии у только что созданной УК составила: январь 2018 года – 10 000 руб., февраль – 5 000 руб., март – 3 000 руб.

Среднее за 3 месяца равно 6000 руб. ((10 000 + 5 000 + 3 000)/3 месяца). Следовательно, при наличии задолженности за тепловую энергию в размере 12 000 рублей на конец марта РСО уже можно смело начинать расторжение договора.

Выход из ситуациине подписывать акты сверки задолженности, тем более что законодательно такой обязанности у УК и ТСЖ нет. А раз акт не подписан – сумма в расчет браться не может.

8. Как и кого РСО будет уведомлять о расторжении договора поставки

Порядок уведомления о расторжении договора прописан в ч.3 ст.157.2 ЖК РФ.

Итак, об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения РСО должно уведомить способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, в том числе с использованием ГИС ЖКХ. Уведомляться должны УК (ТСЖ), как лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, и орган государственного жилищного надзора, как лицо, которое не любит лица, осуществляющие управление МКД.

Специально для ситуаций, когда лицо управляющее МКД находится не по юридическому адресу законодатель прописал, что уведомление о расторжении договора направляется по адресу лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Ну, а как же собственники, спросите вы, и будете правы.

РСО одновременно с уведомлением УК (ТСЖ) и органа ГЖН уведомляет и собственников помещений. С соответствии с ч.4 ст.157.2 ЖК РФ РСО доводит информацию путем:

  • ее размещения в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом);
  • опубликования в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления;
  • размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ресурсоснабжающей организации;
  • размещения в ГИС ЖКХ.

Наше мнение: возникает резонный вопрос, что будет, если РСО не выполнит все требования по уведомлению, так как законодатель не дал возможности выбора, а указал, что уведомления должны быть размещены всеми способами. Ответственности за уведомление понятное дело нет, а значит по сути можно и не уведомлять…

9. Что происходит после уведомления УК и ТСЖ о расторжении договора со стороны РСО

Об этом написано в ч.5-6 ст.157.2 ЖК РФ. Итак, по истечении тридцати дней с даты направления лицу, осуществляющему управление МКД, уведомления договор ресурсоснабжения считается прекращенным в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в МКД и продолжает действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД.

В свою очередь «прямой» договор с собственниками помещений считается заключенным в указанном случае со всеми собственниками помещений в МКД одновременно.

Договор между собственниками и РСО будет заключаться на неопределенный срок. При этом форма договора будет утверждаться правительством РФ и заключения договора в письменной форме не требуется.

В ближайшее время в новых статьях мы дадим ответы на вопросы:

— Когда договор «Собственник – РСО» считается заключенным?

— Может ли УК (ТСЖ) «вернуть» себе договоры с собственниками помещений?

— А что с домами, которые находятся на непосредственном управлении?

— Как быть с показаниями ИПУ, которые будут передаваться в РСО?

— А кому вообще собственники должны передавать показания ИПУ?

— Что будет с КРСОИ?

— Что еще поменялось в 354 ПП РФ?

— Как будет устанавливаться размер платы муниципалитетом и т.д.

Более подробную информацию вы можете получить на нашем вебинаре, который пройдет 6 апреля 2018 года в 10.00 по московскому времени. Записаться на вебинар «Прямые договора: взаимодействие собственник — РСО» можно здесь.

С уважением, Юрий Кочетков

Статьи

vk youtube zen telegram

Почему прямые договоры с РСО не гарантируют решения проблем с задолженностью перед РСО

Источник фото: https://www.pexels.com/ Как правило, при переходе на прямые договоры с РСО управляющие организации надеются поймать сразу нескольких зайцев: избавиться от проблемной дебиторской задолженности; не наращивать задолженность перед ресурсниками; избежать штрафов по статье 14.1.3 КоАП РФ за грубое нарушение лицензионных требований в связи с несвоевременной оплатой задолженности РСО. При этом на практике после перехода на прямые договоры не все происходит так радужно, как кажется на первый взгляд. Действительно, с момента перехода на прямые договоры управляющая организация уже не должна ресурсникам за «коммуналку», НО нельзя забывать еще и про коммунальные ресурсы на содержание общего имущества ( КР на СОИ). В данной статье разберем, почему КР на СОИ при прямых договорах могут стать причиной убытков и штрафов для управляющей организации. Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые предоставления коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 (далее — Требования к осуществлению расчетов за ресурсы).

В пункте 3 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы закреплено, что расчеты за ресурсы, поставленные для предоставления коммунальных услуг на общедомовые нужды в многоквартирном доме, осуществляются в соответствии с настоящим документом, если иное не определено в договоре ресурсоснабжения. Пунктом 6 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы установлено, что платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю. Пунктом 7 Требований предусмотрено, что, если ежедневный размер платежа, определенный в соответствии с настоящим пунктом, составляет менее 5 тыс. рублей, перечисление денежных средств осуществляется в последующие дни, но не реже чем 1 раз в 5 рабочих дней и не позднее рабочего дня, в котором совокупный размер платежа за дни, в которые не производилось перечисление в пользу ресурсоснабжающей организации и регионального оператора, превысит 5 тыс. рублей. Кроме того, если в течение 10 рабочих дней от исполнителя в пользу ресурсоснабжающей организации не поступают платежи, РСО вправе обратиться в управляющую организацию с запросом о предоставлении информации, касающейся причин задержки платежей.

Указанную информацию необходимо предоставить в РСО в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса. Как правило, договор с РСО на КР на СОИ является типовым и не содержит каких-либо особенных положений. В связи с чем, РСО отсуживает задолженность, направляет в управляющую организацию письмо с просьбой отчитаться о поступивших платежах, и обращается в ГЖИ с жалобой о грубом нарушении лицензионных требований. К грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ( утвержденного Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110), в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом.

Данную норму представители управляющих организаций неоднократно пытались оспорить в Верховном суде РФ. К сожалению, безрезультатно. Хоть суммы задолженности за КР на СОИ в разы меньше, чем задолженность собственников помещений МКД, суды, в основном, признают наличие такой задолженности грубым нарушением лицензионных требований . (Решение Самарского областного суда от 15.10.2020 по делу N 21-1772/2020; Решение Самарского областного суда от 04.06.2020 N 21-956/2020 и т.д.) При этом существует и положительная практика по данному вопросу. Так в Решении Ставропольского районного суда Самарской области от 28.08.2020 N 12-205/2020, суд применил малозначительность правонарушения и прекратил производство по делу. Судом были исследованы документы, подтверждающие меры, принятые директором управляющей организации для погашения задолженности за электроэнергию.

Как указал суд, понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судьей в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств. При этом суд учитывает, что КоАП РФ не содержит запрета на применение ст. 2.9 КоАП РФ к формальным составам административного правонарушения. Кроме штрафа за грубое нарушение лицензионных требований за несвоевременную оплату КР на СОИ в РСО, отдельной проблемой является обоснованность выставленной ресурсниками суммы.

Не редко проверить обоснованность выставленной задолженности удается только в судебном порядке. Компания «Бурмистр.ру» 16 марта проведет вебинар «Договор управления 2021: учесть все неучтенное». Программа и заявка тут .

Как провести общее собрание о переходе на прямые договоры

Как провести общее собрание о переходе на прямые договоры

22 июня наш постоянный эксперт Елена Шерешовец провела для нас онлайн-семинар, на котором рассказала, как проходит привыкание УО, РСО и собственников к прямым договорам. Одна из главных тем – как провести ОСС о переходе на прямые договоры.

Узнайте организационные моменты

С 3 апреля 2018 года появилась новая возможность перейти на прямые договоры – по решению общего собрания собственников помещений в МКД. Для этого ст. 44 ЖК РФ о компетенции ОСС была дополнена частью 4.4.

На таком собрании за переход на прямые договоры собственники должны проголосовать простым большинством (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

При этом собираться по этому вопросу они могут сколько угодно раз.

Но может ли собрание сегодня выбрать прямые договоры, а потом перейти обратно? Жилищный Кодекс РФ не предусматривает в компетенции ОСС принятие решения о переходе на «общую» схему.

  1. Провести новое собрание с решением об отмене предыдущего.
  2. Выбрать новую УО или новый способ управления. При этом главное – отсутствие решения о сохранении предыдущей договорной схемы.

После того, как собственники приняли решение о переходе на прямые договоры, РСО не может отказаться от заключения договора, если только не придумает какой-либо формальный повод. Что может быть таким поводом?

Собственники могут принять решение о заключении с РСО договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газо- и электроснабжения и отопления, в том числе и теплоснабжения. Проблема возникает, если в доме горячее водоснабжение готовится с использованием общего имущества – стоит ИТП или крышная котельная.

  1. Можно. Просто в этом случае нужно вместо договора горячего водоснабжения заключить отдельные договоры на холодную воду, газ и электроэнергию.
  2. Нельзя. Потому что закон даёт право принять решение о заключении договора горячего водоснабжения с соответствующей РСО. В данном случае РСО, которая поставляет горячую воду, нет. Ст. 44 ЖК РФ не даёт права отдельно заключить договор на тепловую энергию.

Составьте повестку дня собрания

Во время массового перехода на прямые договоры управляющие организации хотят снизить риски. Поэтому Елена Шерешовец рассказала, какая должна быть повестка дня собрания.

Первый, второй и третий вопросы повестки стандартны и обязательны для каждого собрания в силу требований приказа Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр. Это выбор председателя, секретаря и счётной комиссии собрания.

Четвёртый, главный вопрос собрания о переходе на прямые договоры, нужно сформулировать точно в соответствии с пунктом 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ – «заключение собственниками помещений в МКД, действующими от своего имени, договора с ресурсоснабжающей организацией».

Обязательно укажите в четвёртом вопросе, с какого числа какого месяца будет заключаться такой договор. Ч. 7 ст. 157.2 ЖК РФ предусматривает, что такую дату собственники могут определить в своём решении на собрании.

И ещё один вопрос – внесение изменений в договор управления МКД с момента перехода на прямые договоры, поскольку после перехода на прямые договоры часть обязанностей управляющей организации из договора управления прекращается.

Так ли необходим этот пункт в повестке собрания? Минстрой РФ считает, что договор управления меняется автоматически в соответствии со ст. 157.2 ЖК РФ.

Об этом он пишет в письме от 04.05.2018 № 20073-АЧ/04.

Но в ст. 157.2 ЖК РФ ничего нет про договор управления, там написано, что коммунальные ресурсы теперь предоставляются по прямому договору с РСО. Так как письма Минстроя РФ не являются нормативными актами, Роспотребнадзор штрафует УО за нарушение прав потребителей.

Делаем вывод: лучше включить вопрос о внесении изменений в договор управления МКД в повестку дня, чтобы снизить риск получения штрафов.

Последний вопрос, который нужно включить в повестку дня, – о порядке доведения до сведения собственников итогов голосования. Этот вопрос также, как и первые три, обязателен для всех собраний, согласно ч. 3 ст. 46 ЖК РФ.

Реализуйте решение общего собрания собственников

Общее собрание собственников помещений в МКД простым большинством решило перейти на прямые договоры с РСО. Подлинник протокола ОСС со всеми обязательными приложениями, оформленный согласно приказу № 44/пр, у вас на руках. Теперь его необходимо передать на хранение в ГЖИ и разместить в ГИС ЖКХ.

Если инициатором собрания был собственник, то он в течение 10 дней передаёт подлинник протокола в УО, а управляющая компания с момента получения этого протокола в пятидневный срок направляет его в ГЖИ. Если инициатор – сама управляющая компания, то она в течение 5 дней отдаёт оригинал протокола в инспекцию.

В эти же сроки – 10 дней для собственника и 5 дней для управляющей компании – инициатор собрания передаёт копию протокола со всеми решениями в ресурсоснабжающую организацию.

В протоколе указывается срок перехода на прямые договоры. Удобнее всего, если срок начинается с первого числа месяца. Если сроки не прописаны, решение ОСС вступает в силу через 30 дней.

  • может ли РСО признать протокол ОСС о переходе на прямые договоры недействительным;
  • кто передаёт показания ПУ при переходе на прямые договоры;
  • что будет УО, если она продолжит выставлять плату за КУ при прямых договорах;
  • кто отвечает за неблагоприятные последствия отключения КУ при прямых договорах.

Пример повестки ОСС о переходе на прямые договоры, а также полную запись онлайн-семинара вы найдёте в раздаточных материалах, которые прикреплены к этой статье. Делитесь в комментариях, понравилась ли вам статья.

admin
Оцените автора
Ракульское