Получение разрешения на сторительство в зоне подтопления

В этом году многие собственники участков по Тюменскому тракту, получив свежие выписки ЕРГН, были неприятно удивлены.

В этом году многие собственники участков по Тюменскому тракту, получив свежие выписки ЕРГН, были неприятно удивлены. Оказалось, что на участки наложены обременения: у кого-то участок оказался в зоне подтопления, у кого-то — в приаэродромной зоне, у кого-то — в ведении Минобороны. Люди задались резонным вопросом: откуда это?

Ведь участки изначально приобретались с «чистыми» ЕГРН, без всяких ограничений.

А ларчик открывается просто. С 2019 года Росреестр активно вносит данные об обременениях земельных участков в ЕГРН. Государство пытается структурировать информацию о земельных участках, которые находятся рядом с важными инфраструктурными объектами, такими как:

  • военные части,
  • водные объекты,
  • аэродромы,
  • линии электропередач и другие.

Поскольку все больше людей решаются на строительство своего дома, мы решили дать об этом больше информации и подготовить цикл статей об ограничениях земель. Начнем с зон подтопления и затопления.

Зоны подтопления и затопления: чем они отличаются?

Одним из видов зон с особыми условиями использования территорий являются зоны затопления и подтопления (ЗПП). Такие зоны связаны с близким расположением с водными объектами или грунтовыми водами. Например, с водохранилищами, реками.

Чем они отличаются?

Зона подтопления— это зона, где грунтовые воды находятся очень близко, и есть риск, что они выйдут на поверхность. А это представляет опасность и для людей, и для строений.

В зонах затоплениявода идет не снизу, а сверху: сильные дожди, разлитие рек. Обычно сюда относятся участки:

  • на берегу рек,
  • рядом с естественными или искусственными водоемами,
  • рядом с плотинами или другими водными сооружениями,
  • те, которые за предыдущие 100 лет хотя бы раз затоплялись в результате половодья или паводков.

Можно ли там построить дом?

Статус зон затопления, подтопления и их границы определяются Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 № 360. Инициируют такую процедуру министерства, регулирующие земельные отношения. Из министерства поступает заявление в Росводресурсы, это ведомство вносит изменения в документацию на землю, которые потом попадают и в ЕГРН.

Именно с этого момента — внесения записи в ЕГРН — зоны подтопления и затопления считаются установленными.

В границах ЗЗП устанавливается особый режим использования территорий. Там запрещается:

  • размещать новые населенные пункты и объекты капитального строительства без обеспечения защиты от затоплений;
  • использовать сточные вод в целях регулирования плодородия почв;
  • размещать кладбища, скотомогильники и прочие токсичные объекты;
  • распылять с воздуха химикаты против вредителей.

Но и это еще не всё. Собственник водного объекта (муниципалитет, местные администрации) обязан предпринять меры, которые бы предотвратили возможные затопления территории. А если вдруг такое произошло — ликвидировать последствия.

То есть дополнительные обязанности накладываются законом как на владельцев земельных участков рядом с водным объектом, так и на владельцев самого водного объекта.

Главный вопрос: можно ли в таких зонах строить? Строительство индивидуальных жилых домов невозможно на береговой полосе — в 20 метрах от водного объекта. А вот на участке, который находится в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, строить можно: ст.

67.1 Водного кодекса РФ допускает возведение строений в зонах затопления, если обеспечивается их инженерная защита.

То есть строить разрешают — но что такое инженерная защита, не вполне ясно. Водный кодекс этот вопрос не раскрывает, и людям остается только догадываться, что именно от них требуется. В любом случае, эти мероприятия должны согласовываться с органами власти для каждого отдельного случая, независимо от того, находится ли участок в зоне затопления или в зоне подтопления.

При этом, по объему такие мероприятия могут различаться. К сооружениям инженерной защиты относятся:

  • дамбы обвалования,
  • дренажи,
  • дренажные и водосбросные сети,
  • нагорные водосбросные каналы,
  • быстротоки и перепады,
  • трубопроводы и насосные станции.

В зависимости от природных условий, может потребоваться возвести как какое-то отдельное сооружение, так и сразу несколько.

Как проверить земельный участок на ограничения

Проверить, какие ограничения действуют для конкретного земельного участка, можно следующим образом:

  1. Заказать выписку ЕГРН на земельный участок. Ограничения, если они есть, будут отражены в графе «Сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия» или в графе «Особые отметки». Если никаких отметок не проставлено, переходим к следующему шагу.
  2. Открыть публичную кадастровую карту, в разделе меню «Слои» включить «Зоны с особыми условиями использования территорий» (ЗОУИТ). Если ваш участок не попал в зону с зеленым цветом, то вам повезло: ваша земля не подпадает ни под один вид ЗОУИТ. А вот если попал, смотрите дальше. В меню карты «Поиск» введите «ЗОУИТ», затем перейдите в основном меню к «Все объекты в точке». Далее листайте пункты открывающегося окна, пока ЗОУИТ не загорится желтым цветом. Не забывайте, что на публичной кадастровой карте видны только те ЗОУИТ, которые внесены в ЕГРН. Это максимум 50% от того, что может быть фактически.
  3. Найти Правила землепользования и застройки по конкретному муниципальному образованию. Вбиваем в графу поиска, например: «План землепользования и застройки Белоярский район» — и видим там одну или несколько карт ЗОУИТ. На этих картах могут быть изображены планируемые к строительству автомобильные и железные дороги, а также санитарно-защитные зоны коммунальных, сельскохозяйственных и промышленных предприятий.
  4. Удостовериться в полученной информации можно с помощью Генерального плана для конкретной территории. Из него будет ясно, какие объекты местного значения планируются, какие участки изымут для государственных и муниципальных нужд, а также можно увидеть план развития инженерных сетей.

Если есть сомнения, лучше обратиться к специалистам: экспертам, адвокатам по земельным вопросам, риелторам по загородной недвижимости, кадастровым инженерам, которые смогут дать более точную информацию с учетом опыта.

Ваш участок попал в зону подтопления или затопления

Если участок вам нравится, и вы все равно намерены там строиться — дерзайте. Но приготовьтесь к дополнительным трудам и хлопотам.

Разработайте проектную документацию, где необходимо предусмотреть порядок и сроки выполнения инженерных работ. Вам надо оборудовать сооружения, которые будут защищать водный объект от загрязнения: это могут быть канализации, ливнеотводы, колодцы, дренажные установки, системы очистки воды. После этого надо обратиться в администрацию муниципального образования, чтобы вам выдали разрешение на строительство.

Если администрация вам отказывает, несмотря на предоставленные документы, — обращайтесь в суд.

Пытаться построить дом в зоне ЗПП без разрешения администрации очень рискованно. Его могут признать самовольной постройкой и обязать снести. Однако снос будет незаконным, если инженерные мероприятия были проведены после строительства дома.

То есть если вы построили дом и возвели инженерные постройки, но не уведомляли об этом администрацию — то администрации не останется ничего другого, кроме как принять проведенные вами инженерные работы.

Как реагируют банки на участки в ЗПП?

Сложная тема. С одной стороны, такой земельный участок сам по себе вполне ликвиден, там можно строить. Но большинству банков не хочется разбираться в этих тонкостях — и они просто отказывают, не разбираясь в деталях. Есть банки, которые кредитуют такие объекты, но там свои тонкости.

Выход здесь один — обращаться к опытному ипотечному брокеру, который будет договариваться с банковскими специалистами сам.

В общем и целом, работать с такими зонами можно, хотя сейчас, признаемся, в этих вопросах много хаоса. Некоторые вводимые ограничения настолько не урегулированы, что остается больше вопросов, чем ответов. Мы сейчас вплотную сталкиваемся с этим явлением, юристы ищут пути решения проблемы для каждого клиента, и, в большинстве случаев, мы эти решения находим.

Автор:Вероника Торопова

Разрешение на строительство

Я являюсь собственником земельного участка с 2015 года. Категория земель — земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства. Решила построить жилой дом для проживания. Подготовила всю документацию по градостроительному законодательству для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Подала в администрацию Крымского городского поселения. Администрация МО ответила отказом. Решением Совета Крымского городского поселения утвержден генеральный план Крымского городского поселения Крымского района, где внесены зоны затопления и подтопления. Правомерен ли отказа администрации МО в разрешении на строительство? В свидетельстве о государственной регистрации права собственности, в кадастровом паспорте земельного участка (2016 года) и в выписке из ГКН (2017 года) нет обременений и ограничений, нет зон с ОУИТ.

Границы зон затопления и подтопления внесены в генеральный план города в разрез с федеральным законодательством.

Антон Абражевич
Консультаций: 15

Отказ администрации МО в выдаче разрешения на строительства индивидуального жилого дома является неправомерным.

В силу ч. 4 ст. 67.1 Водного кодекса РФ границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ. В связи с этим постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления, предусматривающие порядок определения указанных границ Федеральным агентством водных ресурсов и согласования указанных границ с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, с Федеральным агентством по недропользованию, составление карты зон затопления и подтопления, регистрации их в Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии, отображения их в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

На основании пп. 1 п. 8 ст. 39.15 и п. 4 ст.

11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, если образование земельного участка приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в зоне возможного затопления, где в силу ст. 67.1 Водного кодекса РФ размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещается.

Согласно ч. 2 ст. 67.1 Водного кодекса РФ размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.

Вместе с тем, исходя из буквального толкования ч. 2 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, в ней не содержится безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых в силу ч. 4 указанной статьи возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, осуществившее строительство жилого дома.

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ.

В силу п. 5 Правил определения границ зон затопления, подтопления зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах.

Таким образом, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведения о границе зоны затопления, подтопления относительно вашего земельного участка свидетельствует о неправомерности отказа в предоставлении разрешения на строительство жилого дома. Более того, такой отказ ведет к невозможности использования принадлежащего вам земельного участка по его прямому назначению.

В связи с этим необходимо в судебном порядке обжаловать такой отказ администрации МО.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Калужской области

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 67.1 Водного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства без обеспечения их инженерной защитой от затопления, подтопления запрещено.

Частью 5 ст. 67.1 ВК РФ предусмотрено, что решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Федеральным агентством водных ресурсов либо его территориальных органов).

Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости.

Пунктом 8 Свода правил «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 964/пр, предусмотрено, что к сооружениям инженерной защиты территорий от затопления и подтопления относятся: дамбы обвалования, дренажи, дренажные и водосбросные сети, нагорные водосбросные каналы, быстротоки и перепады, трубопроводы и насосные станции.

Таким образом, Водным кодексом не исключена возможность строительства объектов капитального строительства в зонах затопления, подтопления, но оно должно реализовываться при обеспечении таких объектов инженерной защитой.

Отказ органов местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство объектов индивидуального жилищного строительства, по причине отнесения земельных участков к зонам затопления, подтопления, при отсутствии сведений о данных зонах в Едином государственном реестре недвижимости является незаконным, несмотря на отражение этих сведений в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки.

В случае, если сведения о зонах затопления и подтопления внесены в Единый государственный реестр недвижимости, строительство объекта недвижимости и его ввод в эксплуатацию возможны при наличии проектной документации систем инженерной защиты от затопления и подтопления и фактического обеспечения данных систем на объекте.

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Калужской области

Прокуратура Калужской области

Дата публикации:

14 июля 2024, 11:33

Условия размещения объектов капитального строительства в зонах затопления, подтопления

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 67.1 Водного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства без обеспечения их инженерной защитой от затопления, подтопления запрещено.

Частью 5 ст. 67.1 ВК РФ предусмотрено, что решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Федеральным агентством водных ресурсов либо его территориальных органов).

Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости.

Пунктом 8 Свода правил «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 964/пр, предусмотрено, что к сооружениям инженерной защиты территорий от затопления и подтопления относятся: дамбы обвалования, дренажи, дренажные и водосбросные сети, нагорные водосбросные каналы, быстротоки и перепады, трубопроводы и насосные станции.

Таким образом, Водным кодексом не исключена возможность строительства объектов капитального строительства в зонах затопления, подтопления, но оно должно реализовываться при обеспечении таких объектов инженерной защитой.

Отказ органов местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство объектов индивидуального жилищного строительства, по причине отнесения земельных участков к зонам затопления, подтопления, при отсутствии сведений о данных зонах в Едином государственном реестре недвижимости является незаконным, несмотря на отражение этих сведений в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки.

В случае, если сведения о зонах затопления и подтопления внесены в Единый государственный реестр недвижимости, строительство объекта недвижимости и его ввод в эксплуатацию возможны при наличии проектной документации систем инженерной защиты от затопления и подтопления и фактического обеспечения данных систем на объекте.

© 2003-2022 Прокуратура Калужской области
Все права защищены

Калуга, ул. Кутузова, д. 2 а
Телефон: +7 (4842) 57-49-81
Телефон: +7 (910) 520-31-09

Строительство в зоне затопления

Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство в зоне затопления(нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Чрезвычайные ситуации:
  • ВГСЧ
  • Главное управление МЧС
  • Го и чс
  • Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации
  • ГУ МЧС
  • Ещё.

Судебная практика: Строительство в зоне затопления

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(Р.Б. Касенов) Суд удовлетворил требования истца к городской думе о признании правил землепользования и застройки городского округа, утвержденных решением городской думы, недействующими в части распространения санитарно-защитной зоны, зоны затопления паводком 1% обеспеченности и зоны санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения на территорию земельного участка. Как указал суд, затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (п.

16 ст. 1 Водного кодекса РФ). Согласно п. п. 3, 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года N 360, границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта РФ, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон. Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах.

В ходе рассмотрения дела стороной административного ответчика не представлено доказательств установления зон затопления на территории города в соответствии с вышеуказанным порядком. Поступившие из комитета по строительству, архитектуре и развитию города материалы по определению границ зон затопления, подтопления городского округа возвращены для устранения замечаний. Между тем отображение в документах градостроительного зонирования зон с особыми условиями использования при несоблюдении порядка установления зоны противоречит действующему законодательству.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 65 «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы» Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(Р.Б. Касенов) Суд отказал в удовлетворении требований общества об отмене постановления старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ. Как указал суд, в соответствии с ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

Общество проводило на земельном участке, расположенном в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе залива, строительные работы (с применением техники, в частности, двух кранов), при этом требования приведенной нормы Водного кодекса РФ не соблюдены, сооружения, обеспечивающие охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, отсутствуют. При таких данных действия общества правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и подлежащего применению законодательства.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Строительство в зоне затопления

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Особенности разработки проекта межевания территории при установлении размеров изъятия объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд в зонах затопления и подтопления
(Лобанова А.Э.)
(«Имущественные отношения в Российской Федерации», 2018, N 9) Рассматриваются основные вопросы, возникающие при изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд в целях строительства линейных объектов. Акцентируется внимание на проектах межевания территории гидротехнических сооружений с последующим установлением зон затопления и подтопления на примере объекта «Строительство Багаевского гидроузла на реке Дон». Даются рекомендации по определению размеров изъятия объектов недвижимости при межевании обширных территорий.

Нормативные акты: Строительство в зоне затопления

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«СП 104.13330.2016. Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления. Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85»
(утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 964/пр)
(ред. от 23.12.2020) 4.1 Инженерная защита территории от затопления и подтопления должна быть направлена на предотвращение или уменьшение хозяйственного, социального и экологического ущерба, который определяется снижением количества и качества продукции различных отраслей хозяйственной деятельности, ухудшением санитарно-гигиенических условий, затратами на восстановление эксплуатационной надежности объектов на затапливаемых и подтопленных территориях.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы
admin
Оцените автора
Ракульское