Раздел VI. Иные меры уголовно-правового характера

Нормами уголовного права предусматривается применение не только наказаний, но и иных мер уголовно-правового характера.

Порядок и условия исполнения таких мер охватываются предметом уголовно-исполнительного права.

Как верно отмечается в литературе, законодатель в разделе VI (Иные меры уголовно-правового характера) УК РФ отразил не все альтернативные наказанию меры [1] .

К иным мерам уголовно-правового характера относятся:

  • 1) конфискация имущества (статьи 104 [1] -104 3 УК РФ);
  • 2) принудительные меры медицинского характера (статьи 97-104 УК РФ);
  • 3) принудительные меры воспитательного воздействия (статьи 90-91 УК РФ);
  • 4) отсрочка отбывания наказания (ст. 82 УК РФ);
  • 5) отсрочка отбывания наказания больным наркоманией (ст. 82 [1] УК РФ);
  • 6) условное осуждение (статьи 73-74 УК РФ).

В нормах УИК РФ порядок исполнения/отбывания иных мер уголовно-правового характера регламентируется с разной степенью полноты.

Наиболее полно нормами УИК РФ урегулированы порядок и условия применения таких мер, как:

  • — условное осуждение (контроль за условно осужденными — статьи 187-190 УИК РФ);
  • -отсрочка отбывания наказания (статьи 177-178 УИК РФ);
  • — отсрочка отбывания наказания осужденным, признанным в установленном порядке больными наркоманией (ст. 178 [1] УИК РФ).

В меньшей степени урегулировано применение принудительных мер медицинского характера (ст. 18 УИК РФ).

Исполнение принудительных мер воспитательного воздействия вообще не нашло отражения в УИК РФ (регламентируется нормами УК РФ, нормативными актами Министерства образования), поскольку при их применении не возникают уголовно-исполнительные правоотношения.

Конфискация имущества в УИК РФ не регламентируется. Положения об исполнении конфискации имущества (статьи 62-67

УИК РФ) утратили силу в 2003 г. Теперь исполнение конфискации имущества регламентируется Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2013 (глава 12, ст. 103). Порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества регламентируется ст. 104 УИК РФ.

Порядок и условия исполнения этой меры регламентируются положениями УК РФ и законом ФЗ от 02.11.2007 № 229 «Об исполнительном производстве». В п. 29 постановления Пленума Верховного суда РФ от 18.10.2012 №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» исполнение решения суда о конфискации огнестрельного оружия возлагается на соответствующие органы внутренних дел, уполномоченные осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия.

Порядок применения амнистии определяется органом, издавшим акт об амнистии (ч. 4 ст. 175 УИК РФ).

Помилованию посвящена ст. 176 УИК РФ, где определяется порядок обращения с ходатайством о помиловании. Амнистия и помилование не относятся ни к наказаниям, ни к иным мерам уголовно-правового характера.

Их можно определить как меры конституционного характера. Они реализуют конституционные полномочия органов власти.

В настоящее время разграничение предмета правового регулирования норм уголовно-исполнительного законодательства в целом характеризуется незавершенностью.

  • [1] Калинина Т.М., Палий В.В. Иные меры уголовно-правового характера: научно-практический комментарий. — М.: Проспект, 2011. — С. 3.
  • [2] Калинина Т.М., Палий В.В. Иные меры уголовно-правового характера: научно-практический комментарий. — М.: Проспект, 2011. — С. 3.
  • [3] Калинина Т.М., Палий В.В. Иные меры уголовно-правового характера: научно-практический комментарий. — М.: Проспект, 2011. — С. 3.
  • [4] Калинина Т.М., Палий В.В. Иные меры уголовно-правового характера: научно-практический комментарий. — М.: Проспект, 2011. — С. 3.

Иные меры уголовно-правового характера

Иные меры уголовно-правового характера, иные меры уголовно-правового воздействия — общее название для мер, принимаемых государством в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, которые не являются наказанием.

В законодательстве многих стран иные меры уголовно-правового характера (часто именуемые «меры безопасности») и наказание сосуществуют. Образующаяся система принудительных мер получила название «двухколейной» [1] .

  • 1 История
  • 2 Сущность
  • 3 Наказание и иные меры уголовно-правового характера
  • 4 Виды иных мер уголовно-правового характера
  • 5 Иные меры уголовно-правового характера в законодательстве России
    • 5.1 Принудительные меры медицинского характера
    • 5.2 Конфискация имущества
    • 5.3 Принудительные меры воспитательного воздействия
    • 5.4 Ограничения, налагаемые в связи с условным осуждением

    История [ править | править код ]

    Институт иных мер уголовно-правового характера появился в уголовном праве относительно недавно (конец XIX — начало XX века). Его становление связано с идеями социологической школы уголовного права и возникшей на её основе школы новой социальной защиты. Представители данных школ выделяли особую категорию лиц, находящихся в «опасном состоянии», к которым относили, например, психически нездоровых лиц, рецидивистов, и лиц, относящихся к маргинальным слоям населения (бродяги, нищие). Поскольку данные лица склонны к совершению преступлений, они являются опасными для общества и, согласно воззрениям данной школы, их необходимо было обезвреживать ещё до соверешния преступления путём применения к ним так называемых «мер безопасности», например, принудительного лечения, высылки и т. д. [2]

    Под влиянием идей социологической школы в первой половине XX века институт иных мер уголовно-правового характера был включён в законодательство Австрии, Германии, Испании, Италии, Португалии, Швейцарии, Франции и её колоний, стран Латинской Америки. В изначальном виде он просуществовал довольно недолго, поскольку становление международного института прав человека привело к возврату к идеям законности и недопустимости применения репрессии к лицам, не совершившим преступления, присущим классической школе уголовного права. В настоящее время меры безопасности применяются к лицам, не совершавшим преступлений, лишь в отдельных странах (Гватемала, Испания, Италия, Куба, Никарагуа, Сан-Марино). В остальных странах меры безопасности применяются в рамках уголовно-процессуальных отношений, связанных с совершением общественно опасного деяния [2] .

    Современные меры уголовно-правового характера дают возможность более гибкого применения уголовно-правовых норм, позволяют избежать применения карательных мер (уголовного наказания) в тех ситуациях, когда оно является излишним для достижения целей уголовно-правового воздействия. Такие меры носят некарательный характер: лечебный, воспитательный, защитный, и способствуют в основном предупреждению преступлений [2] .

    Сущность [ править | править код ]

    Чёткого определения иных мер уголовно-правового характера не существует. Иные меры уголовно-правового характера, в отличие от наказания, не образуют однородной системы, имеют существенные различия между собой по основаниям применения и юридической сущности. Поскольку перечень наказаний в уголовном законе, как правило, является исчерпывающим, все меры, которые не будут отнесены к мерам наказания, будут считаться иными мерами уголовно-правового воздействия [1] .

    Ф. Б. Гребёнкин даёт следующее определение иных мер уголовно-правового характера: «под иными мерами уголовно-правового характера следует понимать меры государственного принуждения, не входящие в систему наказаний и санкции уголовно-правовых норм, применяемые к лицам, совершившим общественно опасные деяния или преступления, по усмотрению суда, и ограничивающие их права, интересы и свободы с целью предупреждения совершения ими новых деяний или преступлений» [3] .

    В различных странах для обозначения иных мер уголовно-правового характера используются разные термины [2] :

    • меры безопасности (бывшие югославские республики, Алжир, Афганистан, Боливия, Бразилия, Гватемала, Гондурас, Исландия, Испания, Камерун, Колумбия, Коста-Рика, Котд’Ивуар, Куба, Ливан, Марокко, Мексика, Молдова, Никарагуа, Панама, Перу, Португалия, Румыния, Сальвадор, Сан-Марино, Таиланд, Турция, Уругвай, Чили);
    • меры исправления и безопасности (Германия, Греция);
    • административные меры безопасности (Италия);
    • меры (Венгрия, Нидерланды, Парагвай, Швейцария, Эфиопия);
    • предупредительные меры (Австрия);
    • уголовные меры (Польша);
    • иные правовые последствия (наказуемого деяния) — Дания и Норвегия;
    • меры надзора и исправления (Судан);
    • иные меры воздействия (Эстония);
    • иные меры уголовно-правового характера (Азербайджан, Россия, Таджикистан);
    • иные меры уголовно-правового воздействия (Армения, Казахстан, Туркменистан);
    • другие меры правового воздействия (Узбекистан);
    • уголовные меры иного вида (Грузия);
    • иные меры уголовной ответственности (Монголия).

    Наказание и иные меры уголовно-правового характера [ править | править код ]

    Иные меры уголовно-правового характера являются сходными с наказанием в том, что они являются формой правового реагирования государства в лице его правоохранительных органов на совершение общественно опасных деяний, применяются в строго определённых законом формах и по строго определённой уголовно-процессуальным законодательством процедуре, и предусматривают предоставление лицу, являющемуся адресатом данных мер, определённых гарантий его прав и свобод [1] .

    Разграничение наказания и иных мер уголовно-правового характера может производиться по формальным признакам и по содержанию. Кроме того, у иных мер уголовно-правового характера могут быть отличные от наказания основания, сущность и цели [1] :

    • Иные меры уголовно-правового характера назначаются не только приговоромсуда (например, принудительные меры медицинского характера согласно ст. 443 УПК РФ назначаются постановлением суда)
    • Иные меры уголовно-правового характера могут быть применены к лицу, фактически совершившему преступное деяние, которое не является виновным в совершении преступления (принудительные меры медицинского характера применяются и к невменяемым лицам).
    • Иные меры уголовно-правового характера не обязательно включают в себя лишение или ограничение прав и свобод лица (например, не влияют на объём прав лица такие принудительные меры воспитательного воздействия, как предупреждение или передача под надзор родителей).
    • Иные меры уголовно-правового воздействия могут иметь иные цели помимо восстановления справедливости, исправления осуждённого и предотвращения совершения новых преступлений. Обычно принудительные меры, как и наказание, преследуют цель частного предупреждения преступлений, но выделяют и иные цели: так, принудительные меры медицинского характера имеют целью улучшение психического здоровья лица; конфискация — возмещение ущерба, причинённого преступлением; принудительные меры воспитательного воздействия — перевоспитание и социальную защиту лица.
    • Иные меры могут применяться к лицам, не совершавшим преступного деяния — конфискация имущества у третьих лиц, получивших его от преступника; наложение штрафа на родителей несовершеннолетнего, освобождённого от уголовной ответственности (Таиланд).

    Однозначной границы между наказанием и иными мерами уголовно-правового характера нет. В разных правовых системах такие меры, как специальная конфискация, выдворение иностранцев, ограничение специальных прав могут относиться как к мерам наказания, так и к иным мерам уголовно-правового характера. Меры уголовно-правового характера могут использоваться в качестве суррогатных наказаний для лиц, не являющихся субъектами уголовного права (например, в отношении юридических лиц) [1] . Во многом различие между наказаниями и иными мерами уголовно-правового характера носит не содержательный, а юридико-технический характер [2] .

    Виды иных мер уголовно-правового характера [ править | править код ]

    Иные меры уголовно-правового характера могут являться формой реализации уголовной ответственности (конфискация), формой освобождения от уголовной ответственности (принудительные меры воспитательного воздействия), а также применяться к лицам, не подлежащим ответственности (принудительные меры медицинского характера) [1] . В зависимости от этого может проводиться их классификация. В Парагвае все иные меры уголовно-правового характера делятся на меры надзора, лечения и безопасности, а также на меры, связанные и не связанные с лишением свободы. В Эфиопии выделяются меры, применяемые к невменяемым и частично вменяемым лицам и меры превенции и защиты. В Белоруссии выделяют иные меры уголовной ответственности (применяемые к лицам, совершившим преступления) и принудительные меры безопасности и лечения (применяемые к лицам, которые совершили общественно опасные деяния, но не могут привлекаться к ответственности) [4] .

    Система иных мер уголовно-правового характера, как правило, закрепляется в законодательстве путём фиксации исчерпывающего перечня таких мер. Однако в большинстве государств СНГ чёткий перечень иных мер уголовно-правового характера отсутствует. Даже в России, несмотря на выделение в УК РФ раздела «Иные меры уголовно-правового характера», содержащего положения о принудительных мерах медицинского характера и конфискации имущества, к иным мерам относят также как минимум принудительные меры воспитательного воздействия, регламентация которых осуществляется в другом разделе УК [4] .

    Законодательство различных государств выделяет следующие меры уголовно-правового характера [5] :

    • принудительные меры медицинского характера (бывшие югославские республики, Австрия, Алжир, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Гватемала, Германия, Гондурас, Испания, Италия, Колумбия, Коста-Рика, Кот д’Ивуар, Куба, Молдова, Никарагуа, Норвегия, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сальвадор, Сан-Марино, США, Судан, Таиланд, Турция, Уругвай, Чехия, Швейцария, Эстония);
    • запрет заниматься определенной профессиональной деятельностью (бывшие югославские республики, Алжир, Боливия, Германия, Испания, Кот д’Ивуар, Парагвай, Польша, Португалия, Румыния, Таиланд, Турция);
    • специальная конфискация (бывшие югославские республики, Алжир, Венгрия, Кот д’Ивуар, Молдова, Норвегия, Польша, Россия, Румыния, Турция, Чехия, Эстония);
    • установление надзора (Боливия, Бразилия, Венгрия, Гватемала, Германия, Гондурас, Италия, Колумбия, Кот д’Ивуар, Никарагуа, Норвегия, Панама, Парагвай, Сальвадор, Сан-Марино, США, Турция, Уругвай);
    • поручительство о хорошем поведении (Боливия, Великобритания, Гватемала, Гондурас, Кот д’Ивуар, США, Таиланд, Уругвай);
    • лишение водительских прав (бывшие югославские республики, Германия, Испания, Панама, Парагвай, Польша, Португалия);
    • выдворение иностранцев из страны (бывшие югославские республики, Гондурас, Испания, Италия, Кот д’Ивуар, Молдова, Румыния, Сан-Марино, Турция);
    • высылка (Бразилия, Гватемала, Гондурас, Испания, Италия, Кот д’Ивуар, Норвегия, Румыния, Таиланд);
    • запрещение посещения определенных мест (Бразилия, Гватемала, Гондурас, Италия, Кот д’Ивуар, Панама, Парагвай, Швейцария);
    • воспитательные меры в отношении несовершеннолетних (страны СНГ, Бразилия, Гондурас, Испания, Италия, Коста-Рика, Куба, Молдова, Никарагуа, Сан-Марино, Судан, Турция, Уругвай, Чехия, Эстония);
    • помещение в сельскохозяйственную колонию или иное исправительно-трудовое учреждение (Боливия, Бразилия, Гватемала, Гондурас, Италия, Колумбия, Сан-Марино);
    • превентивное или продленное заключение (Австралия, Боливия, Германия, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Парагвай, США);
    • запрет потребления спиртных напитков (Ирак, Ливан, Норвегия, Панама);
    • закрытие учреждения (Алжир, Кот д’Ивуар).

    Иные меры уголовно-правового характера в законодательстве России [ править | править код ]

    Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации включает раздел VI «Иные меры уголовно-правового характера». Однако данный раздел включает не все меры уголовно-правового характера, некоторые из них содержатся и в других главах УК [6] .

    Принудительные меры медицинского характера [ править | править код ]

    Основная статья: Принудительные меры медицинского характера

    Принудительные меры медицинского характера применяются к лицам, совершившим общественно опасные деяния, и нуждающимся в лечении психических расстройств, а также к лицам, страдающим расстройствами сексуального предпочтения. В Российской Федерации применяются следующие принудительные меры медицинского характера:

    • Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра
    • Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа
    • Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа
    • Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением

    В настоящее время в РФ не существует каких-либо принудительных мер медицинского характера, применяемых к алкоголикам и наркоманам. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 18 Уголовно-исполнительного кодекса РФ к таким лицам может быть применено обязательное лечение.

    Конфискация имущества [ править | править код ]

    Основная статья: Конфискация имущества (мера уголовно-правового характера)

    Конфискация имущества заключается в принудительном безвозмездном обращении по решению суда в собственность государства имущества лица, совершившего преступление. Конфискация имущества может быть полной или частичной.

    В РФ конфискация имущества являлась одним из видов наказаний, однако в декабре 2003 года она была исключена из УК РФ. Она вновь появилась в уголовном законодательстве в июле 2006 года в связи с ратификацией Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма и касается не всех преступлений, а лишь тех, которые перечислены в уголовном законодательстве (этот перечень включает террористический акт, деяния, связанные с терроризмом и организованной преступностью и т. д. Конфискованы могут быть денежные средства, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения перечисленных в законе преступлений, либо используемые для финансирования терроризма или организованной преступности, орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.

    Принудительные меры воспитательного воздействия [ править | править код ]

    Основная статья: Принудительные меры воспитательного воздействия

    Данные меры могут применяться к несовершеннолетним, совершившим преступление, не являющееся тяжким, вместо наказания.

    В УК РФ предусмотрены следующие принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90):

    • Предупреждение
    • Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа
    • Возложение обязанности загладить причинённый вред
    • Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

    Ограничения, налагаемые в связи с условным осуждением [ править | править код ]

    Основная статья: Условное осуждение

    Если суд при рассмотрении уголовного дела приходит к выводу о возможности исправления осуждённого без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным. На условно осуждённого могут быть возложены дополнительные обязанности, призванные способствовать его исправлению.

    Перечень таких обязанностей является открытым и может включать, например, обязанность не менять постоянного места жительства, работы, учёбы, не посещать определённые места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи (ст. 73 УК РФ).

    См. также [ править | править код ]

    • Уголовное наказание
    • Меры общественного воздействия

    Примечания [ править | править код ]

    1. 123456Додонов В. Н.Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. — М. : Юрлитинформ, 2009. — С. 269. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
    2. 12345Додонов В. Н.Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. — М. : Юрлитинформ, 2009. — С. 270. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
    3. ↑ Гребенкин Ф. Б. Понятие, признаки и виды иных мер уголовно-правового характера // Системность в уголовном праве. Материалы II Российского Конгресса уголовного права, состоявшегося 31 мая-1 июня 2007 г. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. С. 127.
    4. 12Додонов В. Н.Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. — М. : Юрлитинформ, 2009. — С. 272. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
    5. Додонов В. Н.Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. — М. : Юрлитинформ, 2009. — С. 272-273. — 448 с. — ISBN 978-5-93295-470-6.
    6. ↑В. К. Дуюнов. О совершенствовании содержания и структуры уголовного закона(недоступная ссылка)

    Литература [ править | править код ]

    • Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В. С. Комиссарова. — СПб.: Питер, 2005. — 560 с. ISBN 5-469-00606-9.
    • Уголовное право России. Части Общая и Особенная : Учебник / М. П. Журавлев, А. В. Наумов и др. ; под ред. А. И. Рарога. — М.: ТК Велби, Проспект, 2004. — 696 с. ISBN 5-98032-591-3.
    • Курс уголовного права. Т. 1 : Общая часть. Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. — М.: Зерцало—М, 1999. — 592 с. ISBN 5-8078-0039-7.
    • Иные меры уголовно-правового характера: сущность и цели применения // Адвокатская ведомость. — 6 февраля 2007 г.
    • Понятия и виды иных мер уголовно-правового характера: учебное пособие / М.Ф. Костюк, А.Н. Батанов, В.А. Посохова, Т.М. Калинина. — Москва: Проспект, 2011. — 320 с. ISBN 978-5-392-02544-2
    • Википедия:Статьи с нерабочими ссылками
    • Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN

    Раздел VI. ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

    Глава 15. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

    Статья 97. Основания применения принудительных мер медицинского характера

    1. Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам: а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости; б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ , от 29.02.2012 N 14-ФЗ ) г) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ; д) совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. (п. «д» введен Федеральным законом от 29.02.2012 N 14-ФЗ) 2. Лицам, указанным в части первой настоящей статьи, принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц. 3. Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными

    законами. 4. В отношении лиц, указанных в пунктах «а» — «в» части первой настоящей статьи и не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы в федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для решения вопроса о лечении указанных лиц в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или направлении указанных лиц в стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. (часть 4 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

    Статья 98. Цели применения принудительных мер медицинского характера

    Целями применения принудительных мер медицинского характера являются излечение лиц, указанных в части первой статьи 97 настоящего Кодекса, или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.

    Статья 99. Виды принудительных мер медицинского характера

    1. Суд может назначить следующие виды принудительных мер медицинского характера: а) принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях; (п. «а» в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) б) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа; (п. «б» в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) в) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа; (п. «в» в ред.

    Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) г) принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением. (п. «г» в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) 2. Лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, в том числе лицам, указанным в пункте «д» части первой статьи 97 настоящего Кодекса, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ , от 29.02.2012 N 14-ФЗ , от 25.11.2013 N 317-ФЗ )

    Статья 100. Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях

    (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

    Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

    Статья 101. Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях

    (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) 1. Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) 2. Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в лечении и наблюдении в стационарных условиях, но не требует интенсивного наблюдения. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) 3. Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения. (в ред.

    Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) 4. Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

    Статья 102. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера

    1. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осуществляются судом по представлению администрации медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей применение принудительных мер медицинского характера, на основании заключения комиссии врачей-психиатров. (в ред. Федеральных законов от 29.02.2012 N 14-ФЗ , от 25.11.2013 N 317-ФЗ ) 2. Лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. Освидетельствование такого лица проводится по

    инициативе лечащего врача, если в процессе лечения он пришел к выводу о необходимости изменения принудительной меры медицинского характера либо прекращения ее применения, а также по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника. Ходатайство подается через администрацию медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовноисполнительную инспекцию, осуществляющую контроль за применением принудительных мер медицинского характера, вне зависимости от времени последнего освидетельствования. При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно-исполнительная инспекция, осуществляющая контроль за применением принудительных мер медицинского характера, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно. (в ред. Федеральных законов от 29.02.2012 N 14-ФЗ , от 25.11.2013 N 317-ФЗ ) 2.1.

    Вне зависимости от времени последнего освидетельствования и от принятого решения о прекращении применения принудительных мер медицинского характера суд на основании внесенного не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока исполнения наказания ходатайства администрации учреждения, исполняющего наказание, назначает судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лица, указанного в пункте «д» части первой статьи 97 настоящего Кодекса, в целях решения вопроса о необходимости применения к нему принудительных мер медицинского характера в период условно-досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого вида наказания, а также после отбытия наказания. Суд на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы может назначить принудительную меру медицинского характера, предусмотренную пунктом «а» части первой статьи 99 настоящего Кодекса, или прекратить ее применение. (часть 2.1 введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 14-ФЗ) 3. Изменение или прекращение применения принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случае такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры либо возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера. 4. В случае прекращения применения принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, в федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для решения вопроса о лечении этого лица в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или направлении этого лица в стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. (часть 4 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

    ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНЫХ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА В ДЕЙСТВУЮЩЕМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

    Понятие «иные меры уголовно-правового характера», используемое в тексте ряда статей (ч. 2 сг. 2, ч. 1 сг. 6, ч. 1 сг.

    7) и в названии раздела VI УК, восходит к ч. 2 сг. 2 УК. В ней сформулировано важнейшее положение, согласно которому задачи уголовного законодательства, упомянутые в ч. 1 данной статьи, должны обеспечиваться при помощи не только уголовного наказания, но и «иных мер уголовно-правового характера». То есть такие меры предусматриваются в законе «доя осуществления» указанных в ч. 1 сг. 2 УК задач в качестве альтернативы уголовному наказанию и имеют, следовательно, не менее важное значение, чем последнее.

    Однако это их значение не нашло, к сожалению, своего достойного отражения в уголовном законодательстве. В Уголовном кодексе РФ 1996 г. изначально не было предусмотрено ни единого перечня «иных мер уголовно-правового характера», ни указания на то, какие меры следует относить к их числу, ни регламентации условий и порядка их применения. По этой причине в теории уголовного права по-разному определялась юридическая природа этих мер, их сущность, виды и значение, а на практике возникали трудности с их эффективным применением.

    «Вспомнил» законод атель о нерешенности данного вопроса лишь впоследствии и лишь в связи с необходимостью решить другой острый вопрос — о возврате в уголовное законодательство такой необдуманно исключенной в 2003 г из системы уголовных наказаний меры, как конфискация имущества. Было признано целесообразным вернуть эту меру в УК, но не в качестве уголовного наказания, а как «иную меру уголовно-правового характера».

    Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ раздел VI УК, называвшийся, как и гл. 15 УК, «Принудительные меры медицинского характера», был дополнен гл. 15 1 «Конфискация имущества» и переименован, теперь он носит название «Иные меры уголовно-правового характера» [1] . Таким образом, «иными мерами уголовно-правового характера» законодатель признает такие разные меры, как принудительные меры медицинского характера и конфискация имущества.

    Такое решение проблемы вряд ли можно признать удачным. Ситуацию в рассматриваемом аспекте оно не только не улучшило, но и существенно усугубило.

    Во-первых, законодатель как в названии раздела, так и по существу не учел («просмотрел» или проигнорировал) то обстоятельство, что согласно формулировкам действующего закона (ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 7 УК) «иные меры уголовно-правового характера», как и меры уголовного наказания, должны применяться «за совершение преступлений», «клипу, совершившему преступление», и, следовательно, должны «соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного» (ч.

    1 ст. 6 УК). Между тем как принудительные меры медицинского характера имеют иную природу, иные предназначение, основание, цели и порядок применения и потому к указанным карательным мерам отнесены быть не могут.

    Равно как и конфискация имущества, цели применения которой в законе не определены, но, по смыслу соответствующих статей УК, основания, цели и порядок применения этой меры также не предполагают ее применение в качестве кары «за то, что» человек совершил преступление и «соразмерно тому, что» он совершил.

    Во-вторых, непонятно, почему к числу «иных мер» не отнесена другая, весьма представительная группа мер, имеющих важное значение для реализации уголовно-правовых задач, которые предусмотрены действующим УК как раз в качестве альтернативы уголовному наказанию «за совершение преступлений», «клипу, совершившему преступление». Они не только юридически, но и фактически составляют реальную (причем предпочтительную) альтернативу уголовному наказанию. Речь идет о различных видах освобождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания, включая относящиеся к ним условное осуждение, принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 73—85, 90, 92, ряд статей Особенной части УК). Учитывая, что согласно закону (ст.

    2, 6, 7 УК) все предусмотренные им меры уголовно-правового характера могут быть отнесены либо к наказанию, либо к «иным мерам уголовно-правового характера» и (т.е. «третьего не дано»), принадлежность перечисленных мер к числу «иных мер» представляется очевидной.

    В-третьих, критической оценки заслуживает название раздела VI УК РФ «Иные меры уголовно-правового характера», по отмеченным выше причинам диссонирующее как с важнейшими, устанавливающими принципы уголовного законодательства статьями 2, 6, 7 УК, так и с содержанием гл. 15 УК и с ее названием «Принудительные меры медицинского характера» (в обоих случаях курсив мой. — В.Д.). Из сравнения этих названий возникает вопрос — каков же характер у последних: уголовноправовой или медицинский?

    Недостатком ст. 2 УК является и то, что в ней не упоминается уголовно-правовая задача регулирования общественных отношений (см. об этом § 1 гл. 1 учебника) и, соответственно, отсутствуют указания на средства решения этой задачи.

    Отмеченные недостатки в своей совокупности показывают, что законодательство, имеющее системный характер, не может изменяться бессистемно, по принципу починки «тришкина кафтана», как это нередко происходит; что решение вопросов правового регулирования требует высокого профессионализма творцов права, подкрепляемого обязательной квалифицированной научной экспертизой, а в особо сложных случаях и широким общественным обсуждением законопроектов.

    • [1] СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3452.
admin
Оцените автора
Ракульское