Расчистка участка сельхозназначения от леса

Самсонов, Е. В. Способы расчистки сельскохозяйственных земель от лесной растительности / Е. В. Самсонов, Е. В. Жеряков, Н. А. Исакин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 456-458. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29288/ (дата обращения: 01.12.2022).

Россия обладает уникальными богатствами, созданными самой природой, и эти богатства — её земли. Экономическое развитие России исторически тесно связано с сельским и лесным хозяйством. Влияние антропогенных факторов определяло переход лесных земель в земли сельскохозяйственного назначения, и наоборот. Экономические и экологические условия начала 90-х годов XX в. привели к сокращению площади пахотных, сенокосных и пастбищных угодий сельхозформирований [1].

Многие неиспользуемые сельхозземли зарастают древесной растительностью. Упадок сельского хозяйства с начала 90-х годов, недостаток средств в постперестроечной России привели к тому, что значительные площади пахотных, сенокосных и пастбищных угодий перестали использоваться. Социально-экономические преобразования в России и последующий экономический спад всего производства в стране, включая сельское хозяйство, привели к сокращению общей площади сельскохозяйственных земель и стихийному выводу из сельскохозяйственного оборота (забрасыванию) от 30 до 40 млн. га земель [2].

В целом по РФ площадь неиспользуемых сельскохозяйственных угодий составляет более 6000 тыс. га, из них пашни — 5000 тыс. га, или 82 % от площади неиспользуемых сельскохозяйственных угодий в РФ. Не по целевому назначению использовалось более 170,0 тыс. га сельскохозяйственных угодий. В РФ было вовлечено в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель 1490,43 тыс. га, что составляет 24,7 % от общей площади неиспользованных сельскохозяйственных угодий в целом по РФ. В ежегодный оборот земель сельскохозяйственного назначения, пока вовлечено не более пяти процентов земель.

Однако сейчас ситуация начинает меняться: земля от сельскохозяйственных организаций все-таки постепенно переходит к другим пользователям — в крестьянские и личные подсобные хозяйства.

Почитать  Статья 321 ГПК РФ. Порядок и срок подачи апелляционных жалобы, представления

По предварительной оценке, таких лесов в Пензенской области 50–70 тысяч гектаров, точного учета на сегодня нет. Средний возраст — от 10 до 25 лет, в основном растут такие породы, как сосна и береза. Как правило, такие лесные массивы расположены на площадях, примыкающих к лесному фонду, и представляют серьезную угрозу в пожарном отношении.

Один из способов использования таких земель — это ведение лесного хозяйства после проведения инвентаризации этих лесов. Для этого надо осуществить перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда. В первую очередь это должны быть площади на низкопродуктивных бедных почвах и участки небольших размеров, расположенные внутри земель лесного фонда, на которых использование современной широкозахватной сельскохозяйственной техники будет неэффективно, а экономический эффект от вовлечения этих площадей в севооборот будет либо ничтожен, либо отрицателен.

Второй способ — расчистка участков сельскохозяйственных земель от нежелательной древесной растительности и ведение сельскохозяйственной деятельности, а также организация кормовых полей, используемых в охотничьих хозяйствах для подкормки диких животных. Этот способ использования заросших сельскохозяйственных угодий используется в охотничьем хозяйстве «Охотничьи просторы» Пензенской области. Один из участков хозяйства, площадью 120 га, отнесенный к категории сельскохозяйственных земель, расположен внутри лесного массива.

После того, как этот участок более 15 лет не использовался по назначению (как земли сельскохозяйственного назначения), произошло зарастание древесной растительностью. По состоянию на 2012 год на данном участке произрастали, в основном, следующие породы: сосна (высота 4–6 м, диаметр 6 см), береза (высота 4–10 м, диаметр 6–16 см), ива (кустарник высотой до 4 м).

Для сведения нежелательной лесной растительности использовали два способа:

1 — удаление деревьев и кустарников вручную, с использованием техники для корчевки крупных пней и вывоза древесных остатков;

2 — расчистка от нежелательной растительности методом мульчирования, в основе которого лежит использование спецтехники — мульчеров, оснащенных профессиональными лесными фрезами. Мульчирование позволяет свести весь процесс расчистки в одну технологическую операцию и заменяет такие процессы, как валка, трелевка, вывозка древесины, уборка порубочных остатков (сжигание, вывозка на полигоны). Первый способ расчистки показал себя как трудо- и энергозатратный, низкопроизводительный (не более 1 га за смену, при работе 8 человек), зависящий как от погодных, так и человеческого факторов.

Сведение леса методом мульчирования, более производительный (1,7–2,0 га за смену при работе одного агрегата). Кроме того, после работы мульчера на заросшем лесной растительностью участке остается только щепа (мульча) частично перемешенная с почвой, способствующая ее удобрению и восстановлению, а также значительно снижает риск возникновения очагов пожара. Мульчер заменяет работу нескольких комплексных бригад (вальщики с пилами, трелевочные трактора, лесовозы), что позволяет оптимизировать весь процесс.

Мульчирование также исключает использование дорогостоящих химикатов, которые опасны для окружающей среды и здоровья людей. Если на участке встречались деревья диаметров более 15–17 см, то их удаление производилось вручную.

После удаления нежелательной растительности, не зависимо от способа, проводилась вспашка, позволившая запахать и перемешать с почвой мелкие корни, оставшиеся на поверхности растительные остатки. В дальнейшем данная почва стала полностью пригодной для возделывания широкого набора сельскохозяйственных культур.

Таким образом, использование мульчера при расчистке земельных участков от нежелательной лесной растительности, позволит сократить сроки ввода заросших сельскохозяйственных земель в оборот при низких затратах трудовых и энергоресурсах.

  1. Балашкевич Ю. А. Лесоводственная оценка зарастания неиспользуемых сельхозземель и возможности вовлечения их в лесное и охотничье хозяйство (на примере Северо-западных районов Брянской области): автореф. дис. канд. с.-х. наук / Ю. А. Балашкевич, 2013. — 23 с.
  2. Агроэкологическое состояние и перспективы использования земель России, выбывших из активного сельскохозяйственного оборота / Под ред. Г. А. Романенко. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2008. — 64 с.

Основные термины (генерируются автоматически): земля, РФ, сельскохозяйственное назначение, лесной фонд, древесная растительность, лесное хозяйство, нежелательная лесная растительность, нежелательная растительность, общая площадь, Пензенская область.

Расчистка участка сельхозназначения от леса

1 декабря 2024 Регистрация Войти
6 декабря 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 декабря 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 13 февраля 2018 г. N 15/121 О рубке древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения

Обзор документа

Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 13 февраля 2018 г. N 15/121 О рубке древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения

26 февраля 2018

Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России в пределах компетенции рассмотрел обращение, направленное письмом Минприроды России от 12 января 2018 г. N 16-50/00127-ОГ, по вопросу рубки древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450, Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), и не уполномочен осуществлять официальное толкование действующего законодательства, а также давать оценку действиям органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Необходимо отметить, что частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте), для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Закона об обороте.

Кроме того, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель» культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется на виды мелиорации земель, в том числе расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха.

Исключением в указанном случае являются расположенные на землях сельскохозяйственного назначения защитные лесные насаждения и леса, расположенные на таких землях в границах особо охраняемых природных территорий (в рамках соблюдения особого правового режима использования природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий), в отношении которых действующим законодательством определен механизм надзора за их состоянием и использованием, а также предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства в соответствующей сфере, в том числе за незаконную рубку.

С учетом изложенного полагаем, что на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения правообладателями таких земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на сельскохозяйственных землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Врио заместителя директора Р.В. Шуранов

Обзор документа

Разъяснено, что на земельных участках из земель с/х назначения правообладателями может проводиться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на с/х землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Вырубка деревьев на землях сельскохозяйственного назначения

Подборка наиболее важных документов по запросу Вырубка деревьев на землях сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Земля:
  • 15 и более лет
  • Административное обследование объектов земельных отношений
  • Акт выбора земельного участка
  • Акт приема передачи земельного участка по договору дарения
  • Амортизация земельных участков
  • Ещё.
  • Сельское хозяйство:
  • Агропромышленный комплекс это
  • Акт на оприходование приплода животных
  • Акт расхода семян и посадочного материала
  • Амортизация продуктивного скота
  • Аренда земли сельскохозяйственного назначения
  • Ещё.

Судебная практика: Вырубка деревьев на землях сельскохозяйственного назначения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 6 «Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации и особенности приобретения прав на такие земельные участки» Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ») Установив, что ответчик, являясь собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения, производит вырубку деревьев на своем участке без наличия проекта культуртехнической мелиорации, суд обоснованно посчитал данные действия противоречащими статье 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и обязал ответчика приостановить эту деятельность до момента разработки, согласования и утверждения проекта мелиорации, поскольку представленная ответчиком документация — отчет о выполнении научно-исследовательской работы «Разработка проекта культуртехнических работ на землях сельскохозяйственного назначения», таким проектом не является, не согласована с федеральными органами и не может свидетельствовать о наличии разработанного проекта мелиорации в соответствии с технико-экономическими обоснованиями, учитывающими строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила, и о его согласовании в установленном порядке; доказательств обоснованности проводимых работ с соблюдением экологических, санитарных и иных норм и правил, наличия специалистов в этих областях науки ответчиком не представлено.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 394 «Налоговая ставка» главы 31 «Земельный налог» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY») Налоговый орган пришел к выводу о занижении налогоплательщиком земельного налога в результате неправомерного применения ставки 0,3 процента в отношении участка, не используемого в сельскохозяйственной деятельности. Суд признал доначисление правомерным, указав, что спорный участок в сельскохозяйственной деятельности не использовался, находился в зарослях леса и кустарников, а на свободной от зарастания древесно-кустарниковой растительностью территории земельного участка наблюдались сорные растения и присутствовали высохшие наземные части растений, не являющихся сельскохозяйственными культурами, следы вырубки деревьев и кустов, механической обработки почвы, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных отсутствовали. Относительная пригодность земельного участка для выпаса крупного рогатого скота сама по себе не свидетельствует о том, что этот земельный участок фактически использовался налогоплательщиком в этих целях.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Вырубка деревьев на землях сельскохозяйственного назначения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения: проблемы реализации новелл законодательства
(Лаврентьев А.Р., Тищенко С.В.)
(«Экологическое право», 2021, N 6) Во-первых, для того чтобы начать использовать землю сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, требовалось вырубить высокорослые деревья, а сплошная рубка на землях иных категорий была запрещена. ЛК РФ допускает сплошную рубку деревьев только в эксплуатационных лесах на землях лесного фонда, а на землях иных категорий лес выполняет иные функции, прежде всего защитные. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст.

77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельхозпродукции.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Узуфруктное право: истоки, сравнительно-правовой анализ и перспективы развития в России
(Щенникова Л.В., Мигачева А.Ю.)
(«Вестник Пермского университета. Юридические науки», 2021, N 2) 11. Социальная направленность узуфрукта в зарубежных правопорядках находит воплощение в нормах о пользовладении объектами, имеющими особое общественное значение: лесами, водными объектами, виноградниками, сельскохозяйственными землями. В отношении данных объектов усмотрение узуфруктуария ограничено соображениями общественной полезности.

Пользование ими, включая возможности вырубки лесов, изменения видов фруктовых деревьев, сбор полезных ископаемых, осуществляется либо на основании хозяйственного плана, либо строгих предписаний закона, обязывающих узуфруктуария следить за качеством данных объектов, не допуская снижения количественных показателей. Считаем необходимым учесть данный подход в отечественном законодательстве.

Нормативные акты: Вырубка деревьев на землях сельскохозяйственного назначения

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509
(ред. от 08.06.2022)
«Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения»
(вместе с «Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения») 10. При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Расчистка участка сельхозназначения от леса

    Сегодня четверг, 1 декабря 2024 г.

    • УПРАВЛЕНИЕ
      • ОБ УПРАВЛЕНИИ
      • ПОЛНОМОЧИЯ
      • СТРУКТУРА
        • РУКОВОДСТВО
        • ОТДЕЛЫ
        • ПОДВЕДОМСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
        • ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
        • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
        • ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
        • СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
        • ПЛАНЫ ПРОВЕРОК
        • ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
        • ИНФОРМАЦИЯ
          О ПРОВЕРКАХ
          ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
          А ТАКЖЕ НАПРАВЛЕННЫХ
          ИМ ПРЕДПИСАНИЯХ
        • ИНФОРМАЦИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРОК, ПРОВЕДЕННЫХ УПРАВЛЕНИЕМ В ПРЕДЕЛАХ ПОЛНОМОЧИЙ, А ТАКЖЕ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕННЫХ В УПРАВЛЕНИЯХ
        • ИНФОРМАЦИЯ
          О ПРОВЕДЕННЫХ
          АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЯХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
        • АТТЕСТАЦИЯ ЭКСПЕРТОВ
        • ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ
          • ПОЛНОМОЧИЯ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА
          • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
            • В СФЕРЕ ВЕТЕРИНАРНОГО НАДЗОРА
            • В СФЕРЕ КАРАНТИНА РАСТЕНИЙ
            • В СФЕРЕ
              ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ
              ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ
            • В СФЕРЕ НАДЗОРА В ОБЛАСТИ СЕМЕНОВОДСТВА
            • В СФЕРЕ
              ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА
            • В СФЕРЕ
              ОБРАЩЕНИЯ
              С ПЕСТИЦИДАМИ
              И АГРОХИМИКАТАМИ
            • В СФЕРЕ ВЕТЕРИНАРНОГО НАДЗОРА
            • В СФЕРЕ КАРАНТИНА РАСТЕНИЙ
            • В СФЕРЕ
              ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ
              ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ
            • В СФЕРЕ НАДЗОРА В ОБЛАСТИ СЕМЕНОВОДСТВА
            • В СФЕРЕ
              ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА
            • В СФЕРЕ
              ОБРАЩЕНИЯ
              С ПЕСТИЦИДАМИ
              И АГРОХИМИКАТАМИ
            • ГОССЛУЖБА
            • ПОСТУПЛЕНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ
            • НПА
            • МИССИЯ, ЦЕННОСТЬ, ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
            • ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
            • ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ РФ
            • ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛОЩАДКА
            • ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКУПОК
            • НОВОСТИ
            • СТАТЬИ
            • ФОТОГАЛЕРЕЯ
              • ОФИЦИАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
              • КОНТРОЛЬНО
                НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
              • ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
              • ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
              • КАРАНТИННЫЙ ФИТОСАНИТАРНЫЙ КОНТРОЛЬ
              • ВЕТЕРИНАРНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ, НИИ, РЕФЕРЕНТНЫЕ ЦЕНТРЫ, ФГУ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА
              • СТАТИСТИКА
              • О РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕРНА
                В КНР
              • ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

              • АКТУАЛЬНО

              18.10.2022 14:00:26
              Горячая линия по особо опасным болезням животных

              Взаимодействие граждан и юридических лиц с должностными лицами Управления организовано по принципу «Единого окна» централизованный прием, регистрация, учет и выдача готовых документов; консультативно-методическая помощь.
              «Единое окно» — тел. 201-92-91 Часы работы: понедельник — четверг с 8:00 — 17:00, пятница с 8:00 — 16:00

              • Рубить или оставить? Законна ли вырубка деревьев на сельхозугодьях

              В начале 1990-х годов из-за экономического кризиса многие пашни, сенокосы, пастбища перестали использовать по назначению. С тех пор на заброшенных земельных участках выросли деревья и кусты. Однако на многие такие участки зарегистрировано право собственности, а значит, правообладатели несут ответственность за состояние земель.

              За неиспользование сельхозугодий по назначению предусмотрена административная ответственность в виде внушительных штрафов. Кроме того, органом государственного или муниципального надзора (контроля) по результатам проверок выдаются предписания об устранении нарушений. В такой ситуации у собственника участка, зарастающего деревьями, может возникнуть вопрос – законна ли их вырубка для целевого использования земель?

              Рассказывает начальник отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Нина Ерохина:

              — Чтобы вырубка деревьев на сельскохозяйственных землях не повлекла за собой негативных последствий, правообладатели таких земельных участков должны знать, что согласно ст. 123 Лесного кодекса Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.

              Правительством Российской Федерации утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, согласно которому допускается залесенность и (или) закустаренность пашни до 15 %, сенокосов и пастбищ до 30 %.

              Правообладатель земельного участка для создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель может проводить их расчистку от древесно-кустарниковой растительности с учетом установленных критериев. Тем более, растительность в виде колков, полезащитных лесополос создает на сельхозугодьях более благоприятный микроклимат, то есть выполняет мелиоративную функцию.

              При этом необходимо соблюдать требование Федерального закона «О мелиорации земель», согласно которому для расчистки земель от древесной, травянистой растительности, кочек, пней и мха проводится культуртехническая мелиорация земель. Это не просто вырубка деревьев, кустарников и удаление пней — это комплекс мелиоративных мероприятий, включающий в том числе планировку территории после раскорчевки, а также проведение почвенных исследований на показатели плодородия (агрохимические), и на их основе — внесение обоснованных доз удобрений. Все это необходимо для коренного улучшения неиспользуемых земель, поскольку зарастание земель древесной, кустарниковой растительностью ведет к снижению почвенного плодородия, так как под такой растительностью усиливается подзолистый процесс, в результате чего ухудшаются показатели плодородия.

              Кроме того, при проведении раскорчевки сильно нарушается верхний наиболее плодородный слой почвы, что также ведет к снижению уровня плодородия.

              Культуртехническая мелиорация должна проводиться на основе проекта, разработанного с учетом экологических, санитарных и иных норм.

              По вопросу рубки древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения Министерство сельского хозяйства Российской Федерации разъясняет, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации правообладателями указанных земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности в рамках проектов культуртехнической мелиорации. Исключением являются расположенные на землях сельскохозяйственного назначения защитные лесные насаждения и леса, расположенные на таких землях в границах особо охраняемых природных территорий (в рамках соблюдения особого правового режима использования природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий). За их состоянием и использованием действующим законодательством определен механизм надзора, а также предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства в соответствующей сфере, в том числе за незаконную вырубку.

              Также считаем необходимым предостеречь правообладателей земель сельскохозяйственного назначения о возможном пересечении границ их участков с участками лесного фонда.

              Только в 1 полугодии 2019 г Управлением Россельхознадзора проведены контрольно-надзорные мероприятия на 37 земельных участках сельскохозяйственного назначения, имеющих пересечение границ с участками лесного фонда. По результатам проверок на таких участках государственными инспекторами Управления не выдаются предписания о приведении их в состояние, пригодное для сельскохозяйственного назначения, поскольку вырубка деревьев в таком случае может повлечь причинение ущерба лесам при установлении судом принадлежности участков к лесному фонду. А материалы контрольно-надзорных мероприятий направляются в Министерство лесного хозяйства Красноярского края с целью устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

              • КОНТАКТЫ

              660020, г.Красноярск,
              ул.Юрия Гагарина, д.48 «А»,
              тел. (391) 201 92 91
              E-mail: [email protected]
              Пресс-секретарь:
              тел. (391) 201 92 93

admin
Оцените автора
Ракульское