Приостановка в регистрации по причине отсутствия разрешения на строительство объекта

Оформлен в собственность земельный участок, на котором построен жилой дом (разрешения на строительство нет и не было). Земельный участок — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования — ЛПХ. Жилой дом поставлен на кадастровый учет в феврале 2015 года. На момент постановки объекта на кадастровый учет (по дачной амнистии) предъявления в Росреестр разрешения на строительство не требовалось. В январе 2018 года поданы документы (заявление, кадастровый паспорт на дом, оплата госпошлины) для регистрации права собственности на объект недвижимости.

Росреестром выдана приостановка в регистрации по причине отсутствия разрешения на строительство объекта. Насколько правомерна приостановка, ведь объект стоит на кадастровом учете? Что делать в сложившейся ситуации?

Григорий Арутюнян
Консультаций: 640

Понятие «дачная амнистия» охватывает положения ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и ч. 7 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до 1 марта 2018 г. не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

Согласно ч. 7 ст. 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» до 1 марта 2018 г. основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной ч. 11 ст.

Почитать  Порядок установки ограждений на придомовых территориях

24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (в случае если проектная документация не изготавливалась).

Согласно ч. 11 ст. 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», если законодательством РФ в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в ч. 8-10 указанной статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости – органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости.

Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Указанные в законе сроки недавно продлены до 1 марта 2020 г.

Таким образом, все данные о доме при отсутствии разрешения на строительство должны содержаться в декларации об объекте недвижимости, к которой прилагается технический план, составленный кадастровым инженером. Поэтому приостановление Росреестром регистрации права незаконно.

Сначала необходимо «объясниться» с Росреестром – подать письменные возражения (претензию) против приостановления регистрации со ссылкой на законы, освобождающие заявителя от предъявления разрешений.

Такая возможность представиться в ближайшее время. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) 1 марта 2018 г. для граждан во всех субъектах РФ проведет единый «День консультаций», посвященный 10-летию образования Росреестра и 20-летию создания в Российской Федерации системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В ходе «Дня консультаций» территориальные органы Росреестра и филиалы Федеральной кадастровой палаты проведут бесплатные консультации для населения по вопросам деятельности ведомства. Для граждан также будут организованы консультации о способах получения услуг Росреестра в электронном виде, а также о формах обратной связи для взаимодействия с ведомством.

Это вторая попытка урегулировать разногласия.

Если и это не даст положительного результата, то следует обращаться в суд с иском об оспаривании отказа приостановления регистрации.

Как заполнять Акт о приостановлении строительства

На страницах «Практической бухгалтерии» мы снова и снова обращаемся к теме строительства – его правовой, налоговой и бухгалтерской стороне. Бесспорно, данная тема актуальна всегда. На этот раз предлагаем с юридическим «прицелом» посмотреть на ситуацию, когда строительные работы по той или иной причине необходимо либо приходится вынужденно заморозить.

Приостановление строительных работ может быть обусловлено различными причинами – объективными и субъективными, зависящими от самой фирмы-заказчика и от ее контрагентов, инвесторов, поставщиков стройматериалов, а также государственных органов и др. В любом случае необходимо документальное оформление факта приостановки строительства, что одновременно послужит оправданием понесенных расходов.

Есть такой акт

Постановлением Госкомстата России (сейчас – Росстат) от 11 ноября 1999 г. № 100 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ. В данном нормативном документе приведены важнейшие и широко применяемые формы первичных учетных документов, связанные со строительством, в том числе капитальным. В постановлении Госкомстата также содержатся указания по применению и заполнению приведенных форм.

Так, утверждена унифицированная форма № КС-17, которая именуется «Акт о приостановлении строительства». Оформить приостановление строительства необходимо именно этим документом.

Акт состоит из «шапки», лицевой и оборотной стороны и заключительных реквизитов. Обе стороны документа практически идентичны. На оборотной стороне лишь присутствует дополнительная строка «Всего по акту».

В самом начале акта указываются:

1) код формы по ОКУД (для формы КС-17 – это всегда 0322010);

2) инвестор: наименование, контактные данные, ОКПО;

3) заказчик (генподрядчик): наименование, контактные данные, ОКПО;

4) подрядчик (субподрядчик): наименование, контактные данные, ОКПО;

5) стройка: наименование, адрес;

6) сведения о договоре подряда (контракте): номер и дата;

7) основание-разрешение на строительство: наименование документа, номер, дата;

8) основание приостановления строительства: наименование документа, номер, дата;

9) наименование самого акта («Акт о приостановлении строительства»), номер и дата составления.

В конце акта (внизу оборотной стороны) ставятся печати организации-заказчика и подрядной организации, а также подписи (с расшифровкой) руководителей и главных бухгалтеров.

Внимание

При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства (п. 4 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).

Акт с особенностями

На практике крайне важно знать и понимать, какое юридическое значение имеет акт формы КС-17. Поэтому отметим его основные особенности:

  • акт не применяется в качестве первичного учетного документа для целей ведения бухгалтерского учета;
  • ведение первичного «строительного» учета по унифицированным формам (в том числе КС-17) распространяется на юридические лица всех организационно-правовых форм и форм собственности;
  • акт может оформлять не только непосредственно приостановление строительства, то есть его консервацию, но и прекращение строительных работ;
  • если на стройке работает несколько подрядчиков, акт КС-17 нужно оформить по каждому из них (т. е. сколько договоров подряда, столько и актов).

Основное значение акта формы КС-17 таково: заказчик (застройщик) обязан произвести окончательный расчет по приостановленному строительству с исполнителем работ (подрядчиком) на основании акта формы КС-17 и решения о консервации (об окончательном прекращении строительства).

Вообще, ситуации, когда у уполномоченного представителя заказчика (генподрядчика) возникает необходимость составить акт по форме КС-17, могут быть самими различными: отсутствие или нехватка финансирования, неплатежеспособность (банкротство) инвестора, когда строящийся объект не отвечает требованиям заказчика, организационные трудности и пр.

Работа с реквизитами

Закон позволяет скорректировать форму акта о приостановлении строительства под ваши нужды. Это прямо вытекает из Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации, который утвержден постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. № 20.

При необходимости в форму КС-17 можно вносить дополнительные реквизиты. При этом все заранее установленные реквизиты должны остаться без изменения, в том числе код, номер формы, а также само наименование акта. Удалить отдельные реквизиты из формы акта нельзя.

Если нет необходимости в их заполнении – ставьте прочерки.

Каждое изменение формы КС-17 (включение нового реквизита и пр.) должно быть оформлено организационно-распорядительным документом организации (приказом и т. п.). Если этого не будет сделано, автоматически встает под сомнение юридическая сила такого акта, то есть его действительность.

Формат бланка акта формы КС-17, который приведен в постановлении Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100, носит рекомендательный характер. Для удобства заполнения и обработки необходимой информации его можно изменять: расширить или сузить графы и строки, включить дополнительные строки (в том числе свободновисящие) и вкладные листы.

К сведению

Объекты незавершенного строительства являются недвижимым имуществом и подлежат государственной регистрации (ст. 130 ГК РФ).

О числе экземпляров

Акт формы КС-17 составляется в таком количестве экземпляров, которое необходимо (один – подрядной организации, второй – заказчику (застройщику), третий – инвестору по его требованию). Таким образом, необходимо составить как минимум два экземпляра акта. После окончательных расчетов по незавершенному строительству все документы помещаются каждой из сторон на хранение в архив своей бухгалтерии.

Заполнение

Основной принцип заполнения формы КС-17 таков: по каждой стройке под своим порядковым номером указываются раздельно приостановленные строительством работы (в укрупненных формулировках).

Форма КС-17 заполняется на основании первичных документов по строительству. Прежде всего это общий журнал работ (форма № КС-6) и журнал учета выполненных работ (форма № КС-6а). Затраты на консервацию включают в акт на основании проектной сметы.

Обратите внимание: в акте следует указывать данные не только по объектам, но и по работам и затратам, которые приостановлены строительством. Приведем основные показатели по акту формы КС-17:

а) наименование и назначение объекта (работ, затрат);

б) дата начала строительства;

в) сметная стоимость (полная по договору и фактическая на дату приостановления);

г) фактические затраты на дату приостановления строительства (по балансу застройщика);

д) средства, необходимые для расчетов с подрядной организацией (в т. ч. убытки, неустойки и пр.);

е) стоимость работ и затрат, необходимых на консервацию.

Как оплачивать работу подрядчика

Наличие в акте граф 10–12 прямо вытекает из положений статьи 752 Гражданского кодекса. В ней идет речь о следующем: если работы по договору строительного подряда приостановлены и объект строительства законсервирован, заказчик обязан оплатить подрядчику выполненные до момента консервации работы (графа 10 формы КС-17), а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства (графы 11 и 12), с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ. Размер оплаты выполненных на дату приостановления строительства работ зависит от особенностей их приостановки (см. таблицу).

Таблица

Обстоятельства приостановки работ и консервации объекта строительства

Оплата подрядчику (до момента консервации)

По не зависящим от сторон причинам

В полном объеме + убытки и неустойки — выгоды подрядчика от прекращения работ (реальные и потенциальные)

По вине одной из сторон

В размере фактических затрат + убытки — неустойки — выгоды подрядчика от прекращения работ (реальные и потенциальные)

Таким образом, при консервации строительства ее последствия несет заказчик, который должен возместить подрядчику расходы, вызванные приостановлением работ.

В соответствии со статьей 705 Гражданского кодекса риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки заказчиком несет подрядчик. В связи с этим до момента передачи незавершенного строительства заказчику на подрядную организацию возлагаются обязанности по сохранности строительного объекта.

  • требовать оплаты выполненных работ;
  • передать принадлежащее ей право требовать уплаты задолженности, возникшей в результате неполной оплаты работ, другому лицу в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.

После акта

На основе составленного по форме КС-17 акта участники строительного процесса могут приступить к следующему этапу – составлению перечня работ по консервации и соответствующих затрат, непосредственно связанных с приостановлением стройки и сопутствующими действиями (например, организацией охраны, закупкой материалов и пр.).

Составление акта о приостановлении строительства может влечь за собой не только расторжение либо «замораживание» отношений по договору строительного подряда. Как правило, автоматически возникает право требовать предоставления финансирования в рамках инвестиционного договора (если в стройке фигурирует инвестор). В любом случае, по закону, консервация объекта сама по себе не влечет прекращение отношений в рамках договора строительного подряда.

Внимание

Гражданский кодекс не связывает консервацию непременно с окончательным прекращением договорных отношений. В связи с этим в договоре подряда сторонам следует предусмотреть порядок его прекращения в случае возможной консервации создаваемого объекта.

стройкаКонсервация «де-юре», «де-факто» и по аналогии

«Де-юре»

А как быть, если по документам консервация проведена, а реально на стройке ничего во исполнение этого не сделано? На этот счет есть правовая позиция, которая изложена в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 октября 2005 г. № А58-2352/04-Ф02-5174/05-С2. Арбитры пришли к следующему выводу: консервация предполагает совершение каких-либо действий, направленных на сохранение имущества в пригодном состоянии или, по крайней мере, по ее оформлению внутренними документами владельца «консервируемого» имущества. При этом документы должны подтверждать не только факт консервации объекта, но и момент времени, с которого объект был законсервирован.

Только в этом случае не будет проблем при расчетах по договору подряда.

«Де-факто»

Возможна и обратная ситуация, когда объект строительства фактически находится в режиме консервации (по причине отсутствия финансирования), но в документах это не отражено (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16 августа 2010 г. по делу № А25-1822/2009). В этом случае консервация документально не оформлена, поэтому понесенные расходы по охране и содержанию стройки подрядчику, скорее всего, придется доказывать в суде, чтобы получить их возмещение от заказчика.

По аналогии

В арбитражной практике есть примеры, когда поддержание подрядчиком сохранности строительного объекта приравнено к его консервации (например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 9 декабря 2010 г. по делу № А53-1592/2010).

Из-за ненадлежащего финансирования строительных работ их выполнение приостановлено в 2003 году. Заказчик не воспользовался правом на отказ от договора (статья 717 ГК РФ). Подрядчик тоже не воспользовался правом на отказ, связанный с ненадлежащим исполнением обязательств по своевременной оплате работ.

Исходя из положения дел, арбитры делают вывод, что воля обеих сторон направлена на продолжение подрядных отношений.

Затем судьи рассуждают так: приостановление производства работ связано с приостановлением финансирования, то есть по причинам, не зависящим от подрядчика. На период приостановления работ (до возобновления финансирования) подрядчик выполнял не обязательства из договора – строительные работы (при производстве которых одновременно обеспечивал бы сохранность строящихся объектов), а осуществлял только функции по поддержанию объекта в надлежащем состоянии, что выходит за рамки его обязанностей из подряда. При этом заказчик не давал распоряжение о консервации объекта.

В итоге арбитры заключили: учитывая длительный период приостановления работ («выходит за пределы нормального срока выполнения работ»), фактически строительные объекты находились в режиме обеспечения их сохранности, аналогичном консервации. А в таком случае несение расходов по обеспечению сохранности объекта ложится на заказчика, которому принадлежит незаконченный результат строительных работ.

К сведению

Организация охраны недостроенного объекта – общеизвестный способ обеспечения сохранения строек от хищений и актов вандализма.

Отопление помещений объектов строек – общеизвестный способ поддержания допустимой температуры в зданиях соответствующего назначения для предупреждения процессов разрушения отделки и конструктивных элементов.

В любом случае: если расходы подрядчика на поддержание сохранности стройки носят спорный характер (частично не относятся к обеспечению сохранности, не разумны), полностью отказать в их возмещении суд не вправе.

Инвентаризация «незавершенки»

Как проводить инвентаризацию приостановленного строительства, указано в приказе Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Так, по незавершенному капитальному строительству в описи необходимо указать наименование объекта и объем выполненных работ по нему, в том числе по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т. п. При этом важно проверить:

а) не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;

б) состояние уже законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.

По указанным объектам, в частности, нужно выявить причины и основание для их консервации.

Внимание

Отдельные (особые) инвентаризационные описи составляют:

1) на законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию (полностью или частично), но приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами;

2) на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты.

В обоих случаях в описях необходимо указывать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию объектов (п. 3.33 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).

На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляют описи, в которых необходимо отразить характер выполненных работ, их стоимость и причины прекращения строительства. Делается это на основе соответствующей технической документации (чертежей, смет, сметно-финансовых расчетов), актов сдачи работ (отдельных этапов), журналов учета выполненных работ на объектах строительства и другой документации.

В итоге инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов. Она в свою очередь относится на издержки производства и обращения либо на соответствующие источники средств организации в течение документально обоснованного срока и согласно разработанным в организации расчетам и учетной политике.

Консервация по НК

Итак, строительство приостановлено. Но, как правило, это не означает, что все расходы по стройке исчезли в небытие на какое-то время. Возможно, в будущем удастся исправить ситуацию либо вообще продать «недострой» другой фирме.

Поэтому мудрее позаботиться о сохранности результатов созданного уже сейчас.

В этом случае не избежать расходов, связанных с содержанием и обслуживанием промежуточного результата приостановленных строительных работ. Это прежде всего расходы на охрану, отопление, энергоснабжение, закупку материалов для консервации и пр. Налоговое законодательство здесь идет навстречу участникам строительного процесса.

Это важно

Расходы в виде выплат работникам организации за время простоя (как по вине работодателя, так и по причинам, не зависящим от работодателя и работника) можно учесть в расходах для целей налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 15 октября 2008 г. № 03-03-06/4/71).

Сразу обратим внимание, что Налоговый кодекс приостановление и возобновление строительства называет терминами «консервация» и «расконсервация». Так, норма подпункта 9 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса позволяет в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов учитывать расходы, связанные с консервацией и расконсервацией, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов.

Соответственно тот участник строительного процесса, который несет такие расходы, вправе учесть их при исчислении налога на прибыль. Аналогичный вывод можно найти в свежем письме Минфина России от 11 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/805. В указанном письме рассмотрена ситуация, при которой строительство было приостановлено на два года и все это время инвестор нес расходы на содержание недостроенного объекта недвижимости.

Правильное оформление приостановления строительных работ актом формы КС-17 и другими документами позволяет избежать проблем при расчетах по договору подряда, а также учесть расходы на консервацию при исчислении налога на прибыль.

В. Бельковец, юрист, ведущий эксперт по правовым вопросам

Причина приостановки регистрации в Росреестре

Это разные процедуры. Например, если участник сделки не оплатил госпошлину, регистратор не будет рассматривать документы и вернет их назад. Может случиться, что когда вы оплатите пошлину и заново отправите документы, регистрацию приостановят по другим причинам.

Это происходит потому, что сотрудник Росреестра не вчитывался в документы и не проверял сведения в ЕГРН. Поэтому не мог заранее предупредить о проблемах.

Почему могут приостановить регистрацию

Причины приостановки прописаны в 218-ФЗ «О регистрации недвижимости». В законе указаны больше 60 причин, но в статье расскажем о тех, которые встречаются чаще всего.

Не хватает необходимых документов

Участники сделки передают в Росреестр пакет документов. В зависимости от ситуации, к основным документам ведомство может запросить и дополнительные, например:

  • отказ собственников других комнат, если приобретается комната в коммунальной квартире;
  • согласие опеки, если один из собственников младше 18 лет.

Если регистратор недосчитается важного документа, он приостановит регистрацию.

Что делать

Донести недостающий документ. Сделать это можно через МФЦ, на портале Росреестра или в специальных сервисах.

Документы составлены неверно

Регистратор проверяет не только наличие документов, но и их содержание. Чаще всего претензии предъявляют к договору купли-продажи (ДКП). Например, если один из собственников несовершеннолетний, сделку должен оформить нотариус.

Что делать

Исправить ошибку в документе и подать его заново.

Росреестр не смог получить нужную информацию самостоятельно

Часть сведений регистратор получает из поданных документов, а часть — запрашивает самостоятельно у других госорганов. Иногда эти органы передают информацию слишком долго. В этом случае Росреестр приостанавливает регистрацию, пока не получит нужные данные.

Что делать

Участники сделки никак не могут повлиять на приостановку. Нужно просто ждать, когда регистратор получит нужные сведения и проведет регистрацию.

Сведения в документах и в ЕГРН отличаются

Регистратор сверяет, что написано в документах, с данными в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Отличия могут появиться где угодно, например, в доме больше этажей или машиномест, чем указано в разрешении на строительство.

Приостановить регистрацию могут, и если после строительства или ремонта недвижимости ее площадь увеличилась больше, чем на 5% от площади в разрешении на строительство.

Что делать

Перед отправкой документов в Росреестр сверить данные с выпиской из ЕГРН. Если Росреестр все-таки приостановил регистрацию, исправить ошибку и снова отправить документы.

Один из участников сделки решил приостановить регистрацию

Решение о приостановке может принять не только Росреестр, но и продавец или покупатель. Для этого достаточно написать заявление в ведомство. В заявлении нужно указать причину приостановки и срок — от одного дня до шести месяцев.

Что делать

Росреестр продолжит регистрацию, только с согласия того, кто подал заявление о приостановке. Для этого он должен написать заявление на возобновление.

Как узнать причину приостановки регистрации в Росреестре

Сделать это можно несколькими способами:

  • В официальном письме. Ведомство уведомляет о приостановке всех участников сделки. В уведомлении пишут причину приостановки и сроки, в которые можно исправить ошибку.
  • На портале Росреестра. При приемке документов вам выдадут код заявки. Например, если вы обращались в МФЦ — код напишут в расписке о приемке документов.

Обжалование приостановки регистрации прав

Если вы не согласны с решением Росреестра, его можно обжаловать в суде:

  • ИП и юридические лица подают заявление в Арбитражный суд,
  • физлица — в районный или административный суд.

Сроки обжалования

На то, чтобы подать заявление в суд, у участников сделки есть три месяца с момента приостановки регистрации. Но обжаловать действия регистратора можно и после этого срока. В этом случае придется доказать, что вы пропустили сроки по уважительной причине.

Заявление о приостановлении государственной регистрации права собственности

В исковом заявлении нужно указать:

  • название суда;
  • сведения об истце;
  • кто вынес решение о приостановлении — сведения о госоргане и должностном лице;
  • доказательство, что вы обращались в Росреестр;
  • какие документы подавали в ведомство;
  • причину отказа в регистрации;
  • почему Росреестр приостановил регистрацию незаконно.

В требованиях нужно указать, чтобы суд отменил решение Росреестра и обязал ведомство зарегистрировать право собственности. К заявлению не забудьте приложить пакет документов, которые передавали в ведомство.

Результаты рассмотрения иска

Если суд решит, что Росреестр действовал не по закону, Росреестру придется зарегистрировать право собственности. Для этого не нужно подавать новый пакет документов и заново писать заявление. Платить пошлину тоже не придется.

Основания отказа в постановке на кадастровый учет жилого дома

Какие могут быть основания для приостановления и отказа в постановке на кадастровый учет жилого дома?

Мария Иванова
Консультаций: 26

часть 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает следующие основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав:

— лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости;

— с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

— имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;

— право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом РФ или иным федеральным законом;

— не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

— представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;

— форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ;

— представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами;

— не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам;

— представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам;

— ранее представлены документы на государственную регистрацию другой сделки с этим же объектом недвижимости или перехода, ограничения права либо обременения объекта недвижимости, и по данным документам решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации не принято;

— сделка, акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, являющиеся основанием для государственной регистрации права, признаны недействительными в судебном порядке;

— сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной;

— представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона;

— в представленных документах отсутствует подтверждение наличия в случаях, предусмотренных федеральным законом, согласия на совершение сделки, подлежащей государственной регистрации или являющейся основанием для государственной регистрации права, ограничения или обременения права, третьего лица, органа юридического лица, государственного органа или органа местного самоуправления, если из федерального закона следует, что такая сделка ничтожна;

— для осуществления государственной регистрации прав, связанных с отчуждением или обременением жилого помещения, если оно приобретено с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом, не представлено совместное заявление сторон сделки с приложением документа, выражающего согласие на это кредитора (займодавца);

— сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации прав, не содержит установленные федеральным законом или договором ограничения прав сторон такой сделки;

— акт государственного органа или акт органа местного самоуправления, являющиеся основанием государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, изданы вне пределов компетенции издавшего его органа и (или) подписавшего его лица;

— объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с указанным Федеральным законом;

— созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений;

— земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта;

— существует судебный спор в отношении прав на недвижимое имущество, являющееся предметом ипотеки, или в отношении обращения взыскания на такое имущество;

— в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об РФ;

— местоположение объекта недвижимости, определяемое согласно описанию местоположения границ земельного участка или контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, не соответствует адресу объекта недвижимости (при его наличии) или иному описанию местоположения объекта недвижимости (при отсутствии адреса);

— имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости);

— местоположение помещения, в отношении которого представлено заявление, в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случаев, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости, а также если совпадает местоположение квартиры и комнаты в ней).

В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено ст. 26.

В силу положений ст. 27 этого закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Чтобы узнать причину приостановления осуществления государственного кадастрового учета жилого дома, вам следует обратиться в Росреестр и получить уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета.

admin
Оцените автора
Ракульское