Предоставление сведений о доходах в банк

Статья 8. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), иным уполномоченным лицам, определенным настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации:

(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 471-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 431-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) граждане, претендующие на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

1.2) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 431-ФЗ)

2) граждане, претендующие на замещение должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) граждане, претендующие на замещение должностей главного финансового уполномоченного и финансовых уполномоченных в сферах финансовых услуг (далее также — финансовый уполномоченный), руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

(п. 2.1 в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 471-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включенных в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

3.1) граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.12.2012 N 280-ФЗ)

3.2) лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 22.12.2014 N 431-ФЗ)

4) лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1 — 3.1 настоящей части.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 431-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Граждане, поступающие на обучение в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)

1.2. Граждане, призываемые на военную службу, не представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 03.04.2017 N 64-ФЗ)

2. Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, относятся к информации ограниченного доступа. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданином в соответствии с частью 1 или 1.1 настоящей статьи, в случае непоступления данного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения или на обучение в образовательную организацию высшего образования, находящуюся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в дальнейшем не могут быть использованы и подлежат уничтожению. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, отнесенные федеральным законом к сведениям, составляющим государственную тайну, подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

(в ред. Федеральных законов от 03.04.2017 N 64-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, служащим или работником в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, для установления либо определения его платежеспособности и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.

(в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданином, служащим или работником в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1 — 3.2 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на официальном сайте финансового уполномоченного и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 28.11.2015 N 354-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, должностей финансовых уполномоченных и руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.

(в ред. Федеральных законов от 03.04.2017 N 64-ФЗ, от 30.12.2021 N 471-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Полномочия по направлению запросов в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в целях проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных лиц определяются Президентом Российской Федерации.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 29.12.2012 N 280-ФЗ)

7.2. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей главного финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации. Полномочия по направлению запросов в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в целях проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных граждан и лиц определяются Президентом Российской Федерации.

(часть 7.2 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 471-ФЗ)

7.3. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей финансовых уполномоченных в сферах финансовых услуг, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению Центрального банка Российской Федерации в порядке, устанавливаемом нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

(часть 7.3 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 471-ФЗ)

8. Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу, на работу в Центральный банк Российской Федерации, государственную корпорацию, публично-правовую компанию, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иную организацию, создаваемую Российской Федерацией на основании федерального закона, на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 29.12.2012 N 280-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, в том числе от должностей финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 29.12.2012 N 280-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Для целей настоящего Федерального закона цифровая валюта признается имуществом.

(часть 10 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ)

Зачем банку нужны справки и что будет, если я их подделаю?

Планирую рефинансировать ипотеку, но у меня серый доход. Банки все как один просят справку о доходах. А работодатель отказывается давать мне даже справку по форме банка.

Банки говорят, что никуда не передают данные о доходах, например в налоговую или другие структуры. Но зачем тогда они вообще им нужны? И так же есть понимание средней зарплаты, выписка из трудовой, реквизиты компании — все это можно запросить и получить без проблем.

А справка о доходах — больной вопрос.

Хочу уточнить, что будет, если я сам подделаю такую справку? Это уголовно наказуемо? В ней будет печать организации и подпись гендиректора.

Что будет, если банк определит, что справка поддельная? Сдаст ли меня в полицию? Какое за это наказание?

Какова в этой ситуации моя ответственность перед работодателем? Что именно я нарушаю с точки зрения закона и какие это несет последствия?

P.S. Я уже подделывал такие справки несколько раз, и никаких последствий не было. Банки звонили на работу, спрашивали про меня, а потом почти всегда давали мне нужные кредиты.

Притом что в справке я писал доход на 20% выше реального.

Ни в коем случае не стоит ничего подделывать. У банков есть множество разных способов проверить ваш доход и информацию по вам, и если вскроется обман, вас могут привлечь к ответственности.

Мишель Коржова
финансовый консультант Тинькофф-банка

Подделывая документы, вы нарушаете закон

Предоставление кредитору недостоверной информации — в том числе и поддельной справки — это обман, который попадает под статью уголовного кодекса «Мошенничество в сфере кредитования».

Если Василий обратится за кредитом по документам Ивана — это обман. Если Василий обратится за кредитом и предоставит о себе недостоверную информацию — это тоже обман. Нельзя указывать в заявке на кредит недостоверные данные о месте работы, размере дохода, наличии непогашенной кредиторской задолженности, залоговом имуществе — да вообще ни в чем кредитора обманывать нельзя.

Вся эта информация влияет на решение кредитора о предоставлении кредита. А подобный обман могут расценить как попытку хищения денежных средств. При этом привлечь к ответственности именно по статье 159.1 УК РФ могут только уже после выдачи кредита, если человек не будет платить. Мошенничество в сфере кредитования, в том числе подделка документов, может наказываться штрафом в размере до 120 тысяч рублей либо штрафом в размере дохода осужденного за год.

Могут присудить обязательные работы до 360 часов, исправительные работы до года, ограничение свободы до 2 лет, арест до 4 месяцев.

Подделка документов может вскрыться как в момент проверки заявки, так и в процессе обслуживания. В лучшем случае банк просто откажет вам в кредите, а в бюро кредитных историй отправит информацию с отказом по причине «кредитной политики кредитора». Но так может поступить только очень, очень, очень лояльный банк. Скорее всего, банк откажет в кредите и отправит в БКИ информацию с причиной отказа: «Несовпадение данных или недостоверная информация». Для кредитной истории это все равно что запись «мошенник» большими красными буквами.

После этого банк может еще и обратиться в полицию.

Что делать? 05.03.19

То, что раньше вы уже предоставляли поддельную справку банку и не столкнулись с проблемами, не значит, что все обойдется в этот раз. Тем более что банки все чаще проверяют клиентов не только по представленным заемщиком документам, но и по информации из всех доступных источников. К примеру, с согласия заемщика кредитор может запросить информацию из бюро кредитных историй, ПФР или Росреестра.

Ну и что? 08.11.17

А с точки зрения работодателя, вас привлекать к ответственности не за что, поскольку ущерба организации нет.

Зачем банку ваши справки

Банку важно понимать ваш доход, чтобы быть уверенным в возврате денег. С точки зрения банка, основная причина, по которой клиент может подать заявление по поддельным документам, — это получить деньги и не вернуть их. При этом банки понимают, что не все работники в стране получают полностью белый доход, поэтому придумали разные варианты подтвердить его размер.

Справка по форме банка или по форме работодателя как раз подойдет, если часть дохода вы получаете неофициально. На такой справке чаще всего указано, что информация предоставляется исключительно для личного пользования банка и полностью конфиденциальна. Банк не передаст эту информацию в налоговую.

Пример справки о доходах по форме банка

Если вы предприниматель, то для подтверждения дохода подойдет также справка об оборотах, копии налоговой декларации, бухгалтерский баланс, копия книги учета доходов и расходов с отметкой налогового органа, договора с партнерами, прайс-лист на ваши услуги, договор аренды помещения.

Как вариант, может подойти справка с движениями по счету за последние 6 месяцев. Некоторые банки готовы учесть и такую информацию. Более того, некоторые банки могут учесть даже данные из заграничного паспорта — к примеру, если вы часто путешествуете.

В общем, способов показать свой доход и подтвердить надежность много. Банки не меньше вас заинтересованы в выдаче кредита, единственное их опасение — что деньги могут не вернуть.

Что делать вам

Ваш случай с подделкой справки именно по форме банка неоднозначный. С одной стороны, да, вы нарушаете требования, ведь вы хотите заверить документ сами себе, да еще и указать недостоверный доход. С другой — кредит вы хотите взять и при этом платить по нему, то есть хищения денег вроде бы нет.

Для начала попробуйте еще раз поговорить с работодателем. Объясните, что справку вы предоставите только банку для внутреннего использования. Работодатель может ничего не опасаться и указать, сколько он на самом деле вам платит.

Если работодатель откажет, повысить шансы на одобрение заявки поможет что-нибудь из этого:

  1. Поручитель по вашему кредиту или созаемщик. Будьте внимательны: начиная с 2019 года вступили в силу поправки в закон о кредитных историях. Они предполагают большую ответственность для поручителя.
  2. Ваши дополнительные доходы. Если вы сдаете недвижимость или получаете гонорары на фрилансе — сообщите об этом банку. Подтверждением может послужить копия договора или справка с движениями средств по счету.
  3. Имущество. Сообщите банку, если у вас есть недвижимость, доля в собственности или автомобиль. Может быть, этого будет достаточно для одобрения кредита.

Большим преимуществом будет, если вы и раньше брали разные кредиты и по всем платили без просрочек.

Прежде чем обратиться за рефинансированием, рекомендую почитать наши статьи по этой теме:

  • Как рефинансировать ипотеку
  • Как посчитать выгоду от рефинансирования ипотеки
  • При рефинансировании ипотеки можно потерять право на вычет
  • Банк неожиданно начислил НДФЛ при рефинансировании ипотеки

Что делать? 09.08.18

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Как заполнить справку о доходах госслужащему, владеющему ценными бумагами

Я являюсь государственным служащим субъекта РФ, и каждый год обязан отчитываться о своих доходах, имуществе, обязательствах и расходах. В данной статье я расскажу исключительно про подводные камни связанные с ценными бумагами при заполнении справок о доходах. Правильное название документа, который подают госслужащие — справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, но в статье я буду использовать понятие «справка о доходах».

В 2021 году я открыл брокерский счет и ИИС в банке ВТБ, и они стали огромной проблемой при заполнении справки о доходах. Все дело в том, что законодательство не успевает за развитием рынка и возникает огромное количество пробелов, на которые никто не знает ответа. Забегая вперед скажу, что в 2024 году отразить свои инвестиции в справке о доходах гораздо проще, чем в 2021.

В 2020 году избавиться от инвестиций было гораздо легче, чем правильно заполнить справку о доходах.

Итак, начнем. Никто из моих коллег не инвестирует, но радует, что я являюсь сотрудником отдела кадров, который и проверяет все эти справки-декларации. Поэтому нормативную базу в части заполнения справок и где что смотреть я хорошо знаю.

Азы заполнения справок в целом, в том числе, кому можно иностранные ценные бумаги, а кому нельзя и содержатся в других статьях Тинькофф Журнала, однако в части их противоречия моей статье — советую руководствоваться более свежей информацией.

Скачайте программу

Чтобы заполнить справки о доходах, требуется специальная программа «Справки БК». Ее можно скачать на официальном сайте Президента Российской Федерации и других государственных органов в разделе «Вакансии» или «Противодействие коррупции». При заполнении справки о доходах следует руководствоваться исключительно «Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2024 году (за отчетный 2021 год)» (далее — Методические рекомендации).

Информация в данной статье применима как к государственным служащим, так и к их супругам/детям.

Приступайте к заполнению

Первое, что нас интересует в контексте инвестиций — это раздел № 1 подраздел «Доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях»» в программе «Справки БК» или пункт 59 в Методических рекомендациях (подраздел 1.5 «Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах»).

В данной строке указывается сумма доходов от ценных бумаг, включающая:

  1. Полученные дивиденды.
  2. Выплаченный купонный доход по облигациям, уменьшенный на уплаченный накопленный купонный доход при приобретении облигации;
  3. Доход от операций с ценными бумагами. Доход равен величине суммы финансового результата, определяемого в порядке и сроки, предусмотренные главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации т.е. доходы за вычетом понесенных расходов на приобретение ценных бумаг.

Нулевой или отрицательный доход (нулевой или отрицательный финансовый результат) в справке не указывается. Все доходы рассчитывают до налогов. Поэтому если брокер удержал 13% с дивидендов, то надо учитывать сумму до этого вычета.

Общий доход от ценных бумаг указывается единым значением по совокупности соответствующих операций. Таким образом следует сложить весь доход и отразить в данном разделе без уточнения откуда какая сумма появилась.

Стоит отметить, что в прошлом году Методические рекомендации не содержали отсылку на налоговый кодекс и напрямую указывали, что доходом является сумма, полученная от сделок за вычетом понесенных расходов на приобретение ценных бумаг.

Заполните раздел «Сведения о расходах»

Следующим шагом становится заполнение Раздела № 2 «Сведения о расходах». Здесь я обращаю ваше внимание, что раздел заполняется только в том случае если за прошедший год служащим осуществлены расходы по сделке (сделкам) по ценных бумаг, акций и сумма расходов по такой сделке или общая сумма совершенных сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Таким образом этот раздел заполняется только в том случае, когда расход по сделкам превышает совместный доход супругов за прошедшие 3 года, предшествующие году совершения сделки (2018,2019,2020 годы).

При этом на граждан, поступающих на государственную службу требование о заполнении раздела № 2 не распространяется и они его не заполняют.

Счета оставляем без внимания

Минуя раздел № 3, в который должна декларироваться криптовалюта, мы переходим к Разделу № 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях». И здесь мы встречаемся с самым распространенным заблуждением касаемо отражения брокерского счета и ИИС в данном разделе.

Согласно подпункту 6 пункта 129 Методических рекомендаций в данном разделе не указываются счета брокера, индивидуальные инвестиционные счета. Таким образом ни при каких обстоятельствах брокерский счет (счет ИИС) не указывается в настоящем разделе.

При этом нужно быть очень внимательным. Данные счета не указываются в справках о доходах вообще если на счете МЕНЕЕ 500 000 рублей «чистыми деньгами» (т.е. за вычетом стоимости приобретенных в рамках договора на брокерское обслуживание).

Сумма на счетах не суммируется, требования предъявляется к каждому счету отдельно.

В том случае, когда у госслужащего на брокерском счете (счете ИИС) находится 500 000 рублей или больше данный счет подлежит отражению в подразделе 6.2 раздела № 6, но не в разделе № 4.

Укажите конкретные ценные бумаги

И тут мы приходим к самому интересному, а именно раздел № 5 Сведения о ценных бумагах. В данном разделе указываются сведения об имеющихся ценных бумагах, долях участия в уставных капиталах коммерческих организаций и фондах. Так, госслужащий должен указать конкретные ценные бумаги, которые принадлежали ему на отчетную дату.

Внимание! Не рекомендуется проводить какие-либо самостоятельные расчеты, поскольку вероятно возникновение различного рода ошибок. Для заполнения настоящего раздела рекомендую руководствоваться информацией из единой формы, утвержденной Указанием Банка России N 5798-У. Это та самая справка из банка которую вы запрашиваете для получения информации о наличии счетов, остатка на счете и полученных процентов по вкладам.

Данная форма унифицирована и предоставляется всеми организациями.

Данную форму вы можете получить у своего брокера. Например, у ВТБ и Сбера данная форма называется «Сведения для госслужащих» и так выглядит в мобильных приложениях: После формирования справки вы сможете с легкостью заполнить необходимые данные, а в случае вопросов со стороны кадровой службы — подтвердить заполненные данные документом. На изображениях показана форма полученная от банка ВТБ с указанием наличия акций и фондов от FinEx, а также графа «доходы от ценных бумаг», которая нам пригодится при заполнении раздела № 1.

Грустным моментом является тот факт, что сведения об основании приобретения (Основание участия) банк ВТБ не заполняет и ставит прочерк. Методические рекомендации при этом напоминают об ответственности служащего за заполнение данной графы. При отсутствии информации в отношении отдельных граф организация в соответствии с Указанием Банка России N 5798-У проставляет прочерк.

При этом данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии указанной информации в целом, а исключительно характеризует тот факт, что организация, в которую обратились, данной информацией не располагает и в этой связи необходимо обратиться в другую организацию.

В начале статьи я говорил, что в 2021 году проще было продать бумаги, чем отчитываться за них. Все дело в том, что получить информацию об основании приобретения для рядового гражданина было нереально, а указание «Покупка» или «Покупка с указанием номера и даты заключения сделки из личного кабинета брокера» не являлись надлежащим заполнением данной графы. Так как в данной графе требовалось указать номер и дату договора-основания приобретения ценной бумаги.

Однако в 2024 году Методические рекомендации дополнили спасительной фразой: «В случае, когда сделка по приобретению акций (иностранных акций) заключена на организованных торгах, на которых информация, позволяющая идентифицировать подавших заявки участников торгов, не раскрывается в ходе торгов другим участникам, в графе «Основание участия» указывается «приобретено на организованных торгах», а также указывается дата приобретения».

Таким образом теперь можно спокойно руководствоваться справкой от брокера по форме с Указанием Банка России N 5798-У, а графу (Основание участия) заполнять фразой «приобретено на организованных торгах» с указанием даты покупки. Но необходимо указывать дату покупки ценной бумаги, даже если вы совершаете покупку акции одного эмитента каждый день и за год у вас будет 365 сделок. Каждая дата должна быть задекларирована. Также не решен вопрос в случаях, когда было куплено много акций одного эмитента, часть из них продана, а потом закуплено еще.

Как их идентифицировать?

Обращу ваше внимание, что графа «доходы от ценных бумаг» содержит полную информацию лишь после 20 февраля текущего года. Но вопрос возникает как быть претендентам на государственную службу при подаче справки о доходах в январе? Никак.

От себя добавлю, что в моем случае данные по полученным дивидендам в форме от ВТБ отличаются от данных, содержащихся в брокерском отчете в личном кабинете ВТБ. Оба документа имеют печать и подпись сотрудника. Минтруд в своих разъяснениях говорит о том, что государственный служащий не несет ответственности за ошибки в документах, представленных соответствующими органами/организациями.

Поэтому я думаю, что стоит просто ссылаться на любой из документов, содержащий печать банка и хранить его у себя, а то мало ли.

Отдельный вопрос вызывает справка 2-НДФЛ от брокера. Так в Журнале обсуждали, что налоговая считает доходом от ценных бумаг — фактический оборот по счету. Я в настоящее время не могу получить отчет 2-НДФЛ от брокера, однако обращу внимание на подпункт 3 пункта 59 Методических рекомендаций.

Что финансовым результатом (доходом) является доход за вычетом понесенных расходов на приобретение ценных бумаг.

Заполните срочные обязательства финансового характера

Финишная прямая — Раздел № 6. «Сведения об обязательствах имущественного характера». Нас интересует подраздел 6.2. Срочные обязательства финансового характера.

Как уже было сказано выше — счет брокера, счет ИИС не отражаются в Разделе № 4, однако подлежат отражению в подразделе 6.2. в случае если на вашем счете лежит 500 000 рублей или более.

Так, согласно пункту 182 Методических рекомендаций: В рамках договора на брокерское обслуживание либо договора доверительного управления ценными бумагами у клиента и профессионального участника рынка ценных бумаг возникает ряд взаимных обязательств денежного характера (у клиента — обязательства по оплате вознаграждения, у профессионального участника — обязательства вернуть по требованию клиента переданные денежные средства).

Таким образом в формате справки — вы указываете себя в статусе «Кредитора», а вашего брокера в статусе «должника», суммой обязательства является сумма денежных средств на счете (за вычетом ценных бумаг). Для обязательств, выраженных в иностранной валюте, сумма указывается в рублях по курсу Банка России на отчетную дату.

Что в итоге

  1. Всю информацию нужно выписывать из официальных документов. Самостоятельные расчеты — путь к ошибке.
  2. При заполнении справки лучшим вашим другом будут Методические рекомендации МинТруда и форма от организации в соответствии с Указанием Банка России N 5798-У.
  3. Любая копейка, которая не отражена в справке, может стать основанием для вызова служащего на комиссию. Однако, как органы проверяют данные сведения о ценных бумагах — большой вопрос.
  4. Отчеты брокера, банков и т.п. могут противоречить друг другу. Ваша задача заручиться документами с печатью т.к. ошибка в полученных справках — не ваша ответственность.

Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории

Справка по форме банка в 2024 году

В повседневной жизни современный человек все чаще сталкивается с необходимостью представлять пакет документов, в который входит, в том числе, справка о доходах. В первую очередь это касается тех, кто планирует оформление кредита. Банк заинтересован в максимальном страховании своих рисков, поэтому принимает во внимание документально подтвержденную платежеспособность потенциального клиента.

Как правило, в требованиях отмечено, что справка должна иметь определенную форму – 2-НДФЛ. Однако с относительно недавнего времени вместо справки установленного формата действительной является справка по форме банка, что направлено на упрощение процедуры кредитования для ряда граждан. Рассмотрим, в чем заключаются особенности получения и заполнения подобной справки, а также случаи, в которых к ней удобно прибегнуть.

Справка по форме банка

Что такое справка по форме банка?

Как уже было отмечено, назначение справки о доходах, которая разработана банковским учреждением, аналогично тому, которое имеется у справки 2-НДФЛ. Однако использование подобного документа позволяет предоставить заемщикам большую степень свободы. Справка формы 2-НДФЛ направлена главным образом на отображение сведений об удержанных с выплаченной заработной платы налогов. Такая информация интересует, в первую очередь, налоговую инспекцию.

В то же время данная форма содержит сведения о полученном доходе в течение года с разбивкой по месяцам.

Банкирос рекомендует!

Банк «Открытие», Лиц. № 2209
Кредит «На любые цели»
Получить кредит

Банк «Открытие», Лиц. № 2209

Что касается того, что представляет собой справка о доходах по форме банка, то ее основным назначением является отображение фактически полученных доходов независимо от их официального оформления и используемого налогообложения.

В каких случаях требуется справка по форме банка?

Справка о доходах требуется в качестве подтверждения платежеспособности при оформлении практически любого кредита или займа, даже пластиковой карточки с овердрафтом. Упрощенный и менее формальный подход, в соответствие с которым к пакету требуемых документов достаточно приложить справку по форме банка, обусловлен стремлением банков не потерять платежеспособных клиентов независимо от того, насколько «белую» заработную плату они получают. Ведь нельзя отрицать, что у некоторых граждан реальный доход значительно отличается от официального, который найдет отражение в справке 2-НДФЛ.

Таким образом, оформление справки по форме банка для получения кредита в некоторых случаях является единственной возможностью получить требуемую сумму денежных средств.

Банкирос рекомендует!

Альфа-Банк, Лиц. № 1326
Кредит «Наличными (онлайн заявка)»
Получить кредит

Альфа-Банк, Лиц. № 1326

Образец справки по по форме банка

образец справки по форме банка

Где взять справку по форме банка?

Практически все банки предлагают заполнить форму на своем официальном сайте, но и заполнение ее от руки после скачивания не запрещается. В разных финансовых учреждениях требуется предоставить информацию о доходах за разный промежуток времени. Обычно это последние 3, 6, 12 месяцев.

Справка по форме банка может быть на фирменном бланке или на обычном листе А4.

Попросить бланк можно и в отделении, если вы заполняете заявку на кредит в нем. В этом случае специалист ответит на все вопросы. В некоторых учреждениях просят указать общую сумму дохода, иные выплаты и удержания.

В других потребуется сжатая информация только о количестве денег, полученных на руки.

Как заполнить справку по форме банка?

Корректное заполнение справки подразумевает под собой заполнение всех полей, которые в ней имеются. В их числе в подавляющем большинстве случаях значатся такие как:

  • полное наименование организации, ее реквизиты, адрес и контактные номера телефонов;
  • личные сведения о работнике (фамилия, имя и отчество, в некоторых банках также требуется указание паспортных данных);
  • занимаемая должность, стаж работы в организации;
  • полученный за последние полгода доход с разбивкой по месяцам).
admin
Оцените автора
Ракульское