Постановка на воинский учет

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 мая 2024 года; проверки требуют 3 правки.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 мая 2024 года; проверки требуют 3 правки.

Воинский учёт в Российской Федерации — России— мероприятия государственных органов по обеспечению полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время, в периоды мобилизации, военного положения, в военное время.

  • 1 История
  • 2 Граждане, подлежащие воинскому учёту
  • 3 Обязанности граждан по воинскому учёту
  • 4 Воинский учётв организациях
  • 5 См. также
  • 6 Примечания

История [ править | править код ]

Воинский учётв России существовал всегда на всех этапах её развития, но имел различные формы и особенности.

Граждане, подлежащие воинскому учёту[ править | править код ]

Воинскому учётув военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат [1] :
а) все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учётеи не пребывающие в запасе (призывники);
б) граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные):

  • мужского пола, пребывающие в запасе;
  • уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • успешно завершившие обучение по программам подготовки офицеров, сержантов и солдат запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учёти в последующем поставленные на воинский учётв военных комиссариатах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • женского пола, имеющие военно-учётные специальности.
Почитать  Приватизация квартиры если один человек против

Не подлежат воинскому учётуграждане [1] :
а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
б) проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;
г) женского пола, не имеющие военно-учётной специальности;
д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Обязанности граждан по воинскому учёту[ править | править код ]

Граждане, подлежащие воинскому учёту, обязаны [1] :
а) состоять на воинском учётепо месту жительства или месту пребывания в военном комиссариате, а в поселении или городском округе, где нет военных комиссариатов, — в органах местного самоуправления. Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, состоят на воинском учётев указанных федеральных органах исполнительной власти;

  • 22 января 2019 года Госдума приняла закон, обязывающий вставать на воинский учет по месту фактического проживанияграждан, не имеющих регистрации по месту жительства или по месту пребывания [2] .
  • 6 февраля 2019 года Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который обязывает вставать на воинский учет по месту фактического проживания граждан без регистрации по месту жительства. [3]

б) являться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учёт, по месту жительства или месту пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета; cправку взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации и водительское удостоверение при его наличии;
в) явиться при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в 2-недельный срок со дня исключения из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учёт, по месту жительства для постановки на воинский учёт;
г) сообщать в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учёт, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования;
д) сняться с воинского учётапри переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учётв 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания или возвращении в Российскую Федерацию;
е) бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в 2-недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учёт, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Почитать  Отказ судьи в выдаче копий документов

Граждане, подлежащие призыву на военную службу и выезжающие в период проведения призыва на срок более 3 месяцев с места жительства, обязаны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учёт, по месту жительства [1] .

Обязанность центральных властей возмещать расходы местной администрации по воинскому учету определена бюджетным законодательством и подтверждается судебной практикой, в том числе ВАС РФ. Расходы местной администрации по воинскому учету должны компенсироваться в полном объёме.

Воинский учётв организациях [ править | править код ]

В целях обеспечения постановки граждан на воинский учётпо месту работы работники, осуществляющие воинский учётв организациях [1] :

а) проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учёта, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учёт по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);

б) заполняют личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учёта. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учёт;

в) разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учёту, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;

г) информируют военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учёта неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учёта, мобилизационной подготовки и мобилизации.

В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учёта военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учёт в организациях [1] :

а) направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учёту и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных учреждений). В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учёт по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учёта, оповещают граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;

б) направляют в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учёте, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учёте;

в) представляют ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт в следующем году;

г) сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учёте, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учёта граждан;

д) сверяют не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, сведения о воинском учёте, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учёта соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;

е) вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учёте, и в 2-недельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты;

ж) оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Число работников, осуществляющих воинский учёт в организациях, определяется с учетом следующих норм: а) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан; б) 1 освобожденный работник — при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан; в) 2 освобожденных работника — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан; г) 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете. Вопрос о возмещении расходов, возникающий у организаций, законодательно не урегулирован.

См. также [ править | править код ]

Примечания [ править | править код ]

  1. 123456Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719 (ред. от 14.02.2009) «Об утверждении Положения о воинском учёте»
  2. ↑Россияне смогут вставать на воинский учет по месту фактического проживания
  3. ↑Путин подписал закон о постановке граждан на воинский учет по месту проживания, RG.RU.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет

Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется специальными комиссиями в отношении каждого лица мужского пола, даже если такое лицо не подлежит дальнейшему призыву на службу по причине, например, какой-либо болезни. Вот почему для потенциального призывника, а также для его работодателя (или организации, в которой он обучается) крайне важно знать основные аспекты постановки на учет.

Вам помогут документы и бланки:

  • Цель и суть воинского учета
  • Как осуществляется воинский учет: общие правила
  • Первоначальная постановка на воинский учет
  • Первичная постановка на воинский учет
  • Итоги

Важно! Частичная мобилизация объявлена 21.09.2022. Подробности и подсказки для работодателей см. здесь.

Цель и суть воинского учета

Мужская часть населения страны обязана исполнять воинский долг, т. е. отслужить в армии. Для этого и организуется воинский учет, который можно определить как систему регистрации всех потенциальных призывников в единой системе учета, с помощью которой органы государственной власти получают возможность своевременно отслеживать факты неисполнения (уклонения от исполнения) призывниками воинской обязанности.

Основными нормативными документами, регулирующими вопрос постановки на учет лиц мужского пола в России, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Положениями ст. 21.1-21.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушения работодателями правил воинского учета. Подробнее об этом читайте в статье об обязательной кадровой документации на предприятии.

Госдума рассматривает законопроект № 637094-7, дополняющий указанные положения КоАП РФ новыми нормами. Он был принят в первом чтении в марте 2021 года. Новшества касаются главным образом обязанностей самих граждан, а не работодателей (например, новой ст. 28.1 КоАП РФ предлагается ввести норму, по которой в отношении гражданина, не явившегося в военкомат, применяются положения об ответственности по ст.

21.5 Кодекса).

Положение № 719 (п. 2) определяет цель воинского учета в следующем:

  • При мирной обстановке в стране и отсутствии военных конфликтов — своевременно и полно обеспечивать Вооруженные силы РФ необходимым количеством призывников.
  • В случае угрозы безопасности страны и возникновения военного конфликта — своевременно мобилизовать людей, в том числе находящихся в запасе. При этом в данном контексте законодатель ставит цель как мобилизовать военнообязанных лиц в запасе, тем самым обеспечив вооруженные силы кадрами, так и удовлетворить потребность государства в трудовых ресурсах (за счет прикрепления руководителей и сотрудников, находящихся в запасе конкретных госорганов, к таким госорганам).

Для того чтобы обеспечить корректный учет всех людских ресурсов призывного возраста, органы госвласти должны своевременно собирать информацию о потенциальной численности и составе лиц, подлежащих призыву/мобилизации, объединять ее в однородные по какому-либо признаку группы, а также корректно и эффективно анализировать эти сведения.

За организацию и функционирование воинского учета несут ответственность как крупные госструктуры (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления (п. 5 Положения № 719). Непосредственно же сам учет каждого отдельно взятого лица, являющегося частью мобилизационного ресурса страны, обеспечивается военными комиссариатами (либо, если их нет, органами местного самоуправления), а также организациями, в которых такие лица работают — по месту их работы (пп.

7, 9 Положения № 719).

Все ли компании должны вести воинский учет, узнайте из статьи«Что относится к обязательной кадровой документации».

О том, с помощью какой формы работодатель осуществляет воинский учет работников, читайте в статье«Унифицированная форма № Т-2 — бланк и образец заполнения».

Существует ряд документов, подтверждающих постановку гражданина на воинский учет. Ознакомиться с их перечнем вы можете в материале, подготовленном экспертами «КонсультантПлюс». Получите бесплатный пробный доступ к нему.

Как же именно осуществляется воинский учет и постановка на него?

Как осуществляется воинский учет: общие правила

Независимо от того, кто именно осуществляет воинский учет (военкомат, орган местного самоуправления или организация), состав лиц, которые должны подлежать учету, таков:

  • призывники, т. е. мужчины в возрасте от 18 до 27 лет;
  • военнообязанные.

К последним относится довольно широкий перечень лиц, которые могут не подлежать призыву в армию (либо уже отслужили), но воинская обязанность для них всё равно установлена законодателем:

  • лица, находящиеся в запасе;
  • лица, которые были освобождены от службы в армии (или которым была предоставлена отсрочка, но по достижении 27 лет они так и не были призваны в армию);
  • лица, которые ранее прошли альтернативную гражданскую службу;
  • женщины, имеющие военные специальности, перечисленные в приложении № 1 к к Положению № 719.

При этом некоторые категории граждан не подлежат воинскому учету вовсе. К ним относятся, в частности, освобожденные от исполнения воинской обязанности, заключенные, женщины (за исключением указанных выше), лица, постоянно проживающие за рубежом и др. (п. 15 Положения № 719).

Сам воинский учет может быть двух видов: общий и специальный. Специальный учет предназначен для отслеживания информации о военнообязанных специалистах, которые были ранее прикреплены к каким-либо органам госвласти на период мобилизации, а также о кадрах, которые проходят службу в правоохранительных, пожарных службах, а также в службах исполнения наказания и контроля за оборотом наркотиков (п. 16 Положения № 719).

Все остальные стоят на общем воинском учете.

Первоначальная постановка на воинский учет

Итак, все военнообязанные лица должны состоять на воинском учете. Для этого законодатель установил механизм первоначальной постановки на воинский учет, который является обязанностью призывников.

В первый раз встать на воинский учет должно любое лицо мужского пола в тот год, когда ему исполнится 17 лет. При этом это нужно сделать в период с 1 января по 31 марта соответствующего года (п. 1 ст.

9 закона № 53-ФЗ).

ВАЖНО! Встать первый раз на учет нужно именно в год исполнения 17 лет, а не в год, когда 17 лет уже исполнилось. К примеру, если 17 лет исполняется в октябре 2024 года, то такое лицо обязано встать на воинский учет до 31 марта 2024 года.

Однако если же призывник не явился в установленные сроки в военкомат, то он может быть поставлен на воинский учет и после, в течение всего года. Кроме того, круглый год осуществляется первоначальная постановка на воинский учет женщин (сразу после присвоения им воинской специальности), лиц, только что получивших российское гражданство или переехавших на постоянное место жительства в РФ, а также для отбывших наказание заключенных (сразу после освобождения).

По общему правилу военкомат направляет призывнику повестку, в которой извещает о необходимости явиться в указанное время с целью первоначальной постановки его на воинский учет. Получив данную повестку, призывник не имеет права не прийти. При этом если он работает или учится, то должностные лица этих организаций должны предоставить ему возможность явиться в военкомат ко времени, указанному в повестке (пп.

2, 3 ст. 9 закона № 53-ФЗ).

Если работника предприятия вызвали в военкомат по повестке, ему необходимо выплатить средний заработок. Соответствующую сумму можно взыскать при этом с военкомата.

Эксперты «КонсультантПлюс» подробно рассказали, как именно. Получите бесплатный пробный доступ к материалу на данную тему.

Узнайте больше о расчете среднего заработка вспециальном материале.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется на основании решения специально созданной комиссии (п. 5 ст. 9 закона № 53-ФЗ). Состав такой комиссии меняется, но принципиально в нее должны входить следующие специалисты:

  • представитель военкомата (председатель комиссии);
  • представитель местной администрации;
  • специалист по профессиональному психологическому отбору;
  • секретарь комиссии;
  • врачи.

Комиссия в указанном составе рассматривает каждого потенциального кандидата с тем, чтобы определить, насколько он может быть допущен к исполнению воинской обязанности.

Однако, чтобы быть допущенным до заседания комиссии, кандидат к постановке на учет должен пройти медобследования, а также профессиональный психологический отбор, организация которых является ответственностью комиссии (п. 6 ст. 9 закона № 53-ФЗ).

По итогам заседания комиссии лицо может быть признано:

  • годным к прохождению службы;
  • ограниченно годным;
  • негодным, в связи с чем такое лицо должно быть освобождено от воинской обязанности.

После вынесения решения по кандидату председатель комиссии должен объявить его непосредственно самому кандидату, а также разъяснить ему дальнейшие обязанности в отношении воинского учета (п. 7 ст. 9 закона № 53-ФЗ).

Работника после прохождения военкомата могут призвать в армию. В этом случае в установленном порядке оформляется его увольнение.

Первичная постановка на воинский учет

Выше было указано, что первоначальную постановку граждан на воинский учет осуществляет военкомат по месту жительства призывников. Однако как воинский учет реализуется на территориях, где нет каких-либо подразделений военкомата?

Специально для таких территорий законодатель ввел специальный подвид воинского учета — первичный учет. По сути, это тот же самый воинский учет, но который, в отличие от стандартного, осуществляется уже не военкоматами, а органами местного самоуправления.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Первичный учет осуществляется только на территориях, где нет военкоматов. Поэтому законодатель наделяет органы местного самоуправления таких территорий полномочиями вести воинский учет; эти полномочия и называются первичным учетом (п. 2 ст.

8 закона № 53-ФЗ).

Указанные органы также осуществляют учет граждан, как постоянно проживающих на подведомственных им территориях, так и временно прибывших.

Органы местного самоуправления осуществляют воинский учет по аналогии с военными комиссариатами: собирают информацию о военнообязанных гражданах, поддерживают ее в актуальном состоянии, осуществляют постановку на учет (и снятие с него). Кроме того, они обязаны предоставлять в военкоматы всю актуальную информацию о потенциальных призывниках, а также иную информацию о военнообязанных гражданах по запросу военкомата (п. 2 ст.

8 закона № 53-ФЗ).

ВАЖНО! В случае если на рассматриваемой территории создается военкомат, то с 1-го числа следующего месяца органы местного самоуправления прекращают ведение первичного воинского учета.

Подробнее о практическом ведении воинского учета на предприятии читайте в специальном материале, размещенном в системе «КонсультантПлюс». Получите к нему бесплатный пробный доступ к нему.

Итоги

Первоначальную постановку граждан на воинский учет военкомат должен осуществить в отношении каждого лица мужского пола, достигшего возраста 17 лет. При этом если потенциальный призывник учится или работает, то его организация (в которой он трудится/обучается) должна поспособствовать тому, чтобы он вовремя явился в назначенный день в военкомат для постановки на учет. Каждый призывник проходит комиссию, на которой и определяется, в состоянии ли он исполнить воинский долг или его следует от него освободить.

Если на территории, где проживает военнообязанный, отсутствует военкомат, то постановку на учет (первичный учет) осуществляет соответствующий орган местного самоуправления.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Это нужно знать при первоначальной постановке на воинский учет

Первоначальная постановка на воинский учет гражданмужского пола осуществляется с 1 января по 31 марта года достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.

Обычно первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется организованно: ребят приводят в военкомат классом из школы или другого учебного заведения. Если родители не хотят, чтобы их сын проходил эти мероприятия без их участия, то необходимо написать на имя директора школы заявление с просьбой разрешить их сыну самостоятельно пройти мероприятия по постановке их сына на воинский учет.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет проводится в целях определения:

  • количества граждан мужского пола, подлежащих вызову на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, по достижении 18-летнего возраста
  • качественной характеристики граждан, подлежащих вызову на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, по следующим критериям
  • годность к военной службе по состоянию здоровья
  • уровень образования
  • профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;
  • наличие гражданских специальностей
  • наличие судимости
  • предварительное распределение граждан по видам, родам войск Вооруженных Сил Российской Федерации, войскам национальной гвардии, воинским формированиям и органам

Постановка на воинский учет осуществляется только при личной явке гражданина в военный комиссариат (на призывной пункт). При этом в целях оформления документов воинского учета гражданином представляются следующие документы:

  • паспорт, свидетельство о рождении и их копии
  • свидетельство о регистрации по месту жительства (пребывания) — при наличии
  • выписка из домовой (поквартирной) книги
  • справка с места работы или учебы
  • документ об образовании и (или) о квалификации и его копия
  • медицинские документы о состоянии здоровья и их копии (при наличии жалоб гражданина)
  • для имеющих первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта — соответствующее удостоверение и его копия
  • для прошедших подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, общественно-государственных организациях — справка (удостоверение) о прохождении подготовки в этих объединениях (организациях) и их копии
  • фотографии размером 3 4 — 6 штук

Гражданину, первоначально поставленному на воинский учет, в день прохождения комиссии по постановке граждан на воинский учет после определения категории годности к военной службе по состоянию здоровья и при наличии соответствующих документов под личную подпись выдается удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, в котором проставляется оттиск штампа военного комиссариата о постановке на воинский учет. Ему разъясняется порядок воинского учета и ответственность за его нарушение, доводится порядок подготовки к призыву на военную службу и предварительный срок явки в военный комиссариат (на призывной пункт) для прохождения им призывной комиссии с вручением повестки.

Перед началом мероприятий по постановке юноши на воинский учет родителям не мешало бы знать состояние здоровья сына и иметь необходимые медицинские документы о его заболеваниях.

В военкомате при медицинском освидетельствовании сына имеет смысл обратить внимание комиссии на его заболевания и предоставить копии медицинских заключений о состоянии здоровья сына.

Необходимо также знать, что решение комиссии о категории годности гражданина к военной службе на этапе постановки гражданина на воинский учет не является окончательным и не учитывается автоматически при решении вопроса о призыве юноши на военную службу. При достижении гражданином 18 лет (спустя, примерно, год после постановки на воинский учет) ему надо будет подтвердить степень заболевания для определения годности к военной службе.

Родители и сам молодой человек должны знать, что решением комиссии о постановке гражданина на воинский учет должно стать вручение ему «Удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу», так называемое «приписное удостоверение».

В этом удостоверении делается отметка о постановке гражданина на учет, указывается категория годности гражданина к военной службе и, обычно, указывается дата явки гражданина в военкомат для проведения последующих мероприятий.

По опыту нашей организации мы знаем, что довольно часто юноше не вручают приписное удостоверение, иногда по его вине (мама не пустила в военкомат, или не принес какие-то справки, которые необходимы для постановки на воинский учет и т.п.).

В случае отсутствия у гражданина приписного удостоверения у него в дальнейшем могут возникнуть проблемы: он не сможет поступить в колледж или институт, так как в приемную комиссию учебного заведения наряду с аттестатом об образовании надо будет представить приписное свидетельство о постановке на воинский учет.

Обращаем Ваше внимание: результатом постановки на воинский учет Вашего сына должно стать получение им приписного удостоверения!

Постановка на воинский учет

Благодаря воинскому учету призывников, от граждан с военным билетом государство получает сведения о проживании, деятельности военнообязанных, их семейном положении и состоянии здоровья. Система хранит информацию о том, есть ли отсрочка у призывника или он годен к службе. Приписное свидетельство — первый документ, который получают в военкомате, когда проходят первый воинский учет.

Это небольшая книжица, содержащая информацию о молодом человеке — ФИО, категорию годности, отметку об отсрочке (если имеется), реквизиты военного комиссариата.

Существуют распространенные заблуждения, что без приписного нельзя пройти регистрацию, поступить в университет и пр. На практике отсутствие приписного не влияет на поступление в вуз, временную или постоянную регистрацию по месту проживания, получение паспорта или его замену в 20 лет.

Возраст постановки на военный учет

Каждому гражданину мужского пола в РФ необходимо встать на воинский учет, возраст постановки начинается с 16 лет. Процедура обязательна для всех, за исключением некоторых категорий граждан. Необходимо различать первоначальную постановку и обычную.

✔️ осуществляется в течение всего года, сроки постановки не регулируются законом

✔️ проводится при смене места жительства на более, чем 3 месяца

Необходимость в такой постановке возникает при смене прописки либо места проживания, после судимости, на основании приобретения гражданства РФ.

✔️ осуществляется в период 1 января по 31 марта

✔️ по итогам допризывники получают приписное свидетельство

Обязанности призывника после постановки на учет

Для тех, кто становится на военный учет, обязанности призывника регламентируются ФЗ № 53 ст. 10. Перечень таких обязательств:

✔️ хранить приписное свидетельство, а в дальнейшем — военный билет так, чтобы документ не испортился, не повредился. За утерю и порчу предусмотрен штраф

✔️ меняя место проживания, уведомить сотрудников военкомата

✔️ уезжая на ПМЖ в другое государство (на срок дольше 6 месяцев), нужно оповестить сотрудников военкомата

✔️ прибывать на сборы и другие воинские мероприятия по повестке

Если не соблюдать обязанности, законом предусматривается штраф. Законодательство регламентирует первоначальную и обычную постановку, накладывая на допризывников и призывников ответственность за соблюдение обязательств .

Пошаговая инструкция при постановке на воинский учет

Тем, кому только предстоит побывать на воинском учете, порядок постановки нужно изучить заранее, чтобы в случае необходимости защитить свои права. По достижении 16 лет юноши в первом квартале года приходят в военкомат. Если речь идет об учениках школ и вузов, дату посещения комиссариата согласуют с руководством образовательных учреждений.

Если допризывник не учится, он самостоятельно посещает военкомат в день, который указан в полученной повестке.

Явившиеся в военкомат проходят медкомиссию, профотбор и прочие предусмотренные законом мероприятия, на основании которых они признаются годными к службе или освобождаются от нее. Состав комиссии регламентируется ФЗ № 53 (ст. 9, ч. 5).

Это врачи, представители администрации и комиссариата, секретарь. На основании результатов медосмотра формируется заключение о физическом и психическом состоянии юноши, а также его морально-деловых качествах. Далее следует предварительное распределение по существующим родам войск.

После всех мероприятий допризывникам выдают приписное свидетельство, с которым они будут посещать комиссариат до повестки в армию. С момента призыва и отправки на сборные пункты призывники получают военные билеты, которые нужно хранить.

Некоторым категориям военный билет выдают сразу. К таким относят:

✔️ прошедших альтернативную службу

✔️ курсантов военных училищ

✔️ военных в запасе

✔️ женщин, получивших военную специальность

Все процедуры в военкомате нацелены на сбор, систематизацию и анализ информации о конкретном гражданине в отношении его годности к военной службе. Таковую годность определяет военно-врачебная экспертиза, после которой каждому допризывнику присваивают категорию. Категории вместе с расписанием болезней указываются в постановлении Правительства № 565. Согласно приложению к этому Положению, существует 5 категорий годности:

✔️ А — годен к военной службе

✔️ Б — незначительные ограничения по службе в некоторых родах войск

✔️ В — не подлежит призыву в мирное время, но при военном положении призывается

✔️ Г — состояние здоровья не позволяет призвать в текущее время, но через определенный срок требуется пройти медкомиссию повторно

✔️ Д — не годен к службе в вооруженных силах в мирное и военное время

Перечисленные категории могут меняться по обстоятельствам, кроме последней.

admin
Оцените автора
Ракульское