Основные отличия договора аренды от сервитута правила оформления и регистрации

Матвеев, Ю. Д. Основные отличия аренды от сервитута / Ю. Д. Матвеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49285/ (дата обращения: 01.12.2022).

Необходимость в понимании, чем отличается аренда от сервитута, заключается в том, что на практике ввиду неразработанности гражданского законодательства в области регулирования сервитутных отношений часто возникает вопрос о возможности или невозможности применения к данным общественным отношениям в случае доведения их до судебных споров аналогии закона, а именно нормы главы 34 Гражданского Кодекса Российской Федерации, регулирующие арендные взаимоотношения.

Применение аналогии закона предусмотрено пунктом 1 статьи 6 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которому к отношениям, которые прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения.

Вопрос как раз и возникает в том, противоречит ли применение норм аренды существу отношений, связанных с правами и обязанностями по сервитуту. Для этого нужно проанализировать их основные сходства и различия.

Первое, на что нужно обратить внимание, это на расположение статей об аренде и о сервитуте в Гражданском Кодексе Российской Федерации.

Нормы о сервитуте располагаются в первой части Гражданского Кодекса Российской Федерации, в разделе II «Права собственности и другие вещные права», в главе 17 «Право собственности и другие вещные права на землю».

Пункт 1 статьи 216 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает, что сервитут наряду с правом собственности является вещным правом.

В свою очередь нормы об аренде располагаются во второй части Гражданского Кодекса Российской Федерации, в разделе IV «Отдельные виды обязательств», в главе 34 «Аренда».

Почитать  Правомерность действий учителя

Таким образом, очевидным различием аренды и сервитута является не только их отнесение к разным главам, но и разделам и даже частям Гражданского Кодекса Российской Федерации. Но большую значимость имеет то отличие, что сервитут относится к вещным правам, а аренда — к обязательствам. [3 с. 243]

Рассмотрим, как законодатель определяет эти два правовых института.

В соответствии с пунктом 1 статьи 247 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Согласно статье 606 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Законодатель не дает нам точных определений аренды и сервитута, однако указывает на существенные для них признаки через формулировку реализации соответствующих правомочий.

Как видно, статья 606 Гражданского Кодекса Российской Федерации именует стороны арендных отношений как арендодатель или наймодатель и арендатор или наниматель.

Статьи о сервитуте не дают наименований сторонам сервитутных отношений, однако теория гражданского права их называет как сервитуарий (лицо, в пользу которого установлен сервитут) и собственник или реже сервитутодатель (собственник, обремененного сервитутом земельного участка) [3 с. 240].

Аренда всегда носит добровольный порядок, в соответствии с которым на данные взаимоотношения распространяются положения о свободе договора. Понуждение к заключению договора не допускается, стороны определяют условия самостоятельно в соответствии со своим интересом в заключении данной сделки.

Сервитут лишь относительно и в очень малой степени доброволен. Сама формулировка в пункте 1 статьи 247 Гражданского Кодекса Российской Федерации подчеркивает, что он устанавливается по требованию одной из сторон. Пункт 3 данной статьи лишь позволяет другой стороне лишь только установить сервитут по соглашению сторон, в ином случае спор будет передан на рассмотрение суда.

Согласно пункту 4 статьи 23 Земельного Кодекса Российской Федерации сервитут может быть срочным или постоянным. По общему правилу он является постоянным, если иное не установлено договором или не отпадут основания, по которым он был установлен.

В соответствии со статьей 610 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.

В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Также законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается.

Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

Ввиду вышеизложенного существенные отличия между арендой и сервитутом также наблюдаются в сроках.

Аренда в большинстве случаев устанавливается на ограниченный срок, на что акцентируют соответствующие нормы, сервитут же как правило носит постоянный характер, так как если иное не будет установлено договором, он будет действовать до тех пор, пока не отпадут основания его установления и то, если прекращения сервитута в этом случае потребует собственник земельного участка [4 с. 119].

Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом.

В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами («Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)).

Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского Кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

Таким образом, по сути плата за сервитут носит компенсационный характер, однако компенсация предусмотрена не во всех случаях. Согласно пункту 7 статьи 23 Земельного Кодекса Российской Федерации собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату только в том случае, если публичный сервитут приводит к существенным затруднениям. Признак существенности является оценочным и очень размытым, в связи с чем суды не всегда могут учесть все обстоятельства, чтобы вынести справедливое решение о компенсационных выплатах за сервитут.

Плата за аренду представляет собой встречное предоставление, без которого бы возникало неосновательное обогащение со стороны арендатора. Встречность предоставления означает равнозначность между выполняемыми обязательствами и суммой уплаты за их исполнение.

В соответствии со статьями 274 и 277 Гражданского Кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается только на недвижимое имущество (земельный участок, здания, сооружения и прочее).

Аренда же в этом плане практически безгранична, она может быть установлена как на движимые, так и на недвижимые вещи, за исключением потребляемых, что устанавливает пункт 1 статьи 607 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В связи с этим круг объектов сервитутных и арендных прав также не совпадает, в чем также заключается существенное отличие.

Таким образом, основываясь на вышеизложенных различиях, имеющих существенное значение для определения противоречия или непротиворечия применения норм, регулирующих арендные отношения, сущности сервитута, можно сделать очевидный вывод, что аналогия закона здесь неприменима. На таких же позициях стояли суды всех трех инстанций по делу № А12–15922/2017, однако в мотивировочной части этого не отразили, возможно опасаясь формирования соответствующей судебной практики.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) // Консультант плюс — надежная правовая поддержка. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 7.04.2018).;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) // Консультант плюс — надежная правовая поддержка. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения: 7.04.2018).;

3. Под ред. Гонгало Б. М.. Гражданское право: Учебник. — М.: Статут, 2017. — 511 с.;

4. Микрюков В. А., Микрюкова Г. А. Введение в гражданское право: Учебное пособие для бакалавров. — М.: Статут, 2016. — 127 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Гражданский Кодекс, земельный участок, сервитут, договор аренды, аренда, договор, недвижимое имущество, предельный срок, пункт.

Условия и порядок регистрации сервитута на земельный участок. Нужна ли в случае отмены договора?

Установка сервитута требует прохождения специальной, предусмотренной законодательством и государством процедуры. Это процедура регистрации земельного участка. На каких основаниях проходит данная процедура?

Какие нюансы нужно знать прежде, чем прибегнуть к регистрации частного или муниципального сервитута?

В этой статье мы рассмотрим все вопросы, которые сопровождают процесс регистрации и его нюансы.

Нужно ли регистрировать?

Рассмотрим, подлежит ли сервитутный договор обязательной госрегистарции. Под сервитутом понимают ограниченное право гражданина или юридического лица на использование земельного надела в своих целях. Это ограниченное право использования и называется сервитутом, и регламентируется 23 статьей земельного кодекса.

Но для того, чтобы полноправно пользоваться сервитутом в установленном комплексе прав, необходимо пройти соответствующую процедуру регистрации. Без неё невозможно доказать факт того, что гражданин является пользователем сервитута и инициатором его установки.

Однако, законодательство допускает наличие некоторых ограничений и нюансов, которые предполагают исключения.

При заключении соглашения на срок до 3 лет

Российское законодательство предполагает наличие исключения из правил в регистрации сервитута. Если Соглашение об установлении сервитута было заключено с представителями государственной или муниципальной собственностью, на срок, который не превышает 3-х лет, то нет необходимости в проведении каких-либо кадастровых работ, составлении межевого плана и внесения информации в государственный кадастровый учет.

А значит, прохождение процедуры регистрации также не требуется в соответствии с пунктом 4 статьей 39. 25 Земельного кодекса.

Важно! Если правоотношения по поводу сервитута будут продлены на срок более 3-х лет, то в таком случае процесс регистрации нужно выполнить в обязательном порядке.

Более подробно о возможных сроках установления сервитута мы рассказывали в этом материале.

Порядок процедуры: как поставить на учет?

На самом деле, процедура осуществления государственной регистрации сервитута достаточно простая. Если делать её в соответствии с планом, то в таком случае процесс пройдёт быстро и без каких-либо сложностей. В первую очередь нужно выяснить, что вопросами оформления и регистрации занимается Росреестр Российской Федерации.

  1. Прежде, чем явиться в Росреестр, нужно собрать пакет документов.
  2. Составляется заявление о государственной регистрации сервитута.
  3. Нужно оплатить государственную пошлину, сумма которой варьируется в зависимости от того, обратилось физическое или юридическое лицо.
  4. В Росреестре принимают документы, проверяют их.
  5. Проводится экспертиза принятых материалов, после чего выносится решение о правовом или неправовом характере просьбы о регистрации.
  6. Сведения будут внесены в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. Теперь там будет указано, на каком участке есть обременение.
  7. Следующим шагом будет выдано соответствующее удостоверение, которое подтверждает факт установления сервитута.

Но несмотря на все вышеуказанные шаги, есть нюансы, в которые стоит углубиться дополнительно.

Составление заявления

Для того, чтобы составить заявление, потребуется белый лист бумаги формата А4.

  1. В шапке указывается, куда именно отправляется данный документ, а именно, либо главе администрации города, либо в Росреестр.
  2. В середине строки пишется наименование документа. Это заявление о регистрации сервитута на земельный надел.
  3. Указываются паспортные данные лица, место его проживания и регистрации.
  4. В обязательном порядке нужно уточнить реквизиты документа, удостоверяющего личность.
  5. Также, нужно изложить информацию об участке. А именно его кадастровый номер, технические и правовые особенности.
  6. Ниже указывается информация о лице, который является обладателем земельного надела, то собственником.
  7. Ниже излагается просьба о заключении соглашения о сервитуте.
  8. Можно указать интересующий способ выдачи документов, например, через МФЦ, лично, или путем почтового отправления.
  9. Указывается информация о заявителе, его подпись и дата составления документа.
  10. Также к заявлению прилагается приложение в виде перечня документов, которые идут в комплекте.
  • Скачать бланк заявления на регистрацию сервитута на ЗУ
  • Скачать образец заявления на регистрацию сервитута на ЗУ

Сбор документов для физлица и юрлиц

Физическое и юридическое лицо должны подготовить установленный пакет документов.

Важно! К сожалению, без него невозможно получить соглашение на регистрацию сервитута.

Какие бумаги должны иметься при обращение в Росреестр:

  • Это заявление, составленное по установленному образцу.
  • Нужно оплатить государственную пошлину и приложить квитанцию о ее оплате в форме оригинала или ксерокопии.
  • Прилагается паспорт физического лица.
  • Прилагается копия акта об установлении сервитута.
  • Соглашение между двумя сторонами о наличии обременения, с соответствующими подписями.
  • Если имеется судебное решение, то обязательно прикладывается его ксерокопия, а также заверение судьи (на каких основания и как можно подать иск и получить судебное решение о принудительном установлении сервитута мы рассказывали тут).
  • Оригинал и ксерокопия кадастрового плана.

Дополнительно, по требованию сотрудников Росреестра могут быть предоставлены и другие важнейшие основополагающие документы.

Если речь идёт о юридическом лице, то вместо паспорта прилагается устав компании, а также иные уставные документы, свидетельствующие о том, что организация существует. Прилагается её ИНН, а также паспорт лица, который является представителем компании в органы Росреестра.

Справка. Помните о том, что государственная пошлина для юридических лиц несколько выше по стоимости, нежели, чем для частных лиц.

Размер госпошлины и порядок оплаты

Перед тем, как обратиться в Росреестр и уже подать сформированное заявление и пакет необходимых документов, гражданину в обязательном порядке нужно уплатить государственную пошлину. Это основное главное требование, которое предъявляется к гражданам Российской Федерации.

Для физических лиц установлен размер государственной пошлины 1.500 руб.

В тот момент, когда для юридических лиц это сумма возрастает сразу до 6 000 руб.

Оплатить государственную пошлину можно различными способами. Однако, самый верный — это прийти в банк и по реквизитам, полученным в Росреестре, отправить сумму денежных средств. Чек или квитанцию в обязательном порядке нужно сохранить.

Важно! Однако, также осуществить оплату государственной пошлины можно и другими способами. Например, осуществив перечисление денежных средств посредством электронного платежа или в самом МФЦ.

Куда обращаться?

Где же осуществить государственную регистрацию земельного сервитута? К счастью, помочь в этом нелегком деле могут сразу несколько государственных учреждений, которые уполномочены осуществлять подобную деятельность. Просмотренных перечень подробнее.

Росреестр

Росреестр — это государственное учреждение, которое осуществляет регистрацию сделок с недвижимостью. В том числе, осуществляет и регистрацию сервитута.

Как правило, Росреестр расположен в крупных городах или районных центрах. Однако, при отсутствии такого документа не нужно отчаиваться. Подать бумаги можно будет посредством отправки документов письмом.

Госуслуги

Если вы не располагаете возможностью личной явки, можно подать заявление при помощи портала государственных услуг. Для этого достаточно иметь личный кабинет на данном портале.

  1. Зайдите в свой личный кабинет, а затем в перечень услуг. Выберите необходимую услугу, а именно, «регистрация сервитута».
  2. После того, как была выбрана необходимая вам услуга, нажмите на ее получение.
  3. Перед вами появится краткая анкета, которую нужно заполнить. Вносятся сведения об участке, заявителе и обладателе сервитута.
  4. Информация отправляется на рассмотрение.

Выберите наиболее примечательное для себя время.

Важно!После рассмотрения будет предложена дата, когда можно обратиться в Росреестр и, наконец, лично подать заявление и необходимые документы.

МФЦ

Также, можно обратиться и через МФЦ. Однако учитывайте, что оформление через МФЦ будет происходить несколько дольше. Всему виной увеличенные сроки.

Они увеличиваются закономерно потому, что для осуществления регистрации документы все равно будут переданы из МФЦ в Росреестр.

Однако обращение в МФЦ удобно тем, что там можно заплатить и государственную пошлину, а также, сотрудники МФЦ с радостью смогут помочь вам составить грамотное заявление, которое будет отвечать всем требованиям закона.

Сроки рассмотрения

Как правило, рассматривается поданный пакет документов в течении одной рабочей недели. То есть, если вы подали пакет документов и заявление в среду, то уже к следующей среде решение по вашему вопросу будет уже готово. Но это только в случае, если вы обращаетесь напрямую в Росреестр.

Если обращение следует не в Росреестр, а через другие учреждения, например в МФЦ, то сразу все сроки будут увеличены на несколько дней. В некоторых случаях, при наличии дополнительных проверок или документов, сроки и вовсе могут быть увеличены от двух недель до одного месяца.

При обращении через портал государственных услуг, поданное в электронном формате заявление будет рассматриваться неделю. А вот дату, когда вы лично учитесь в Росреестр и предоставите все необходимые документы вы выбираете сами. Поэтому именно вы формируете сроки рассмотрения.

Из отдельных публикаций на нашем сайте вы также сможете узнать в чем разница между публичным и частным сервитутом, а также как оформить такое обременении на часть земельного участка.

В случае отмены сервитутного договора

Однако регистрируется не только факт установления сервитута.

Если по каким-то причинам соглашение о сервитуте было аннулировано по требованию обеих сторон, или же стороны по какой-то причине решили расторгнуть свои отношения, нужно зарегистрировать отмену сервитута (что может стать основанием для прекращения сервитута мы рассказывали тут). Как происходит этот процесс?

  1. Итак, должно быть составлено заявление. В данном документе стороны должны обоюдно согласиться с тем, что они хотят отменить установку сервитута. Также должна быть обозначена установленная законом причина.
  2. После того, как было составлено заявление, к нему собирается пакет документов. Он практически ничем не отличается от ранее перечисленного. Однако, теперь появляется соглашение и свидетельство о регистрации об установлении сервитута, которое было выдано вам ранее.
  3. Также, нужно явиться в Росреестр, МФЦ или подать документы посредством портала государственных услуг. Здесь всё просто.
  4. Основания и сами документы рассматриваются, если подача документов соответствует государственным требованиям, оформляется отмена. А сторонам выдается свидетельство об отмене.

Однако стоит отметить, что в одностороннем порядке осуществить такую процедуру не удастся. Заявление должны составлять оба собственника, оба собственника должны явиться в Росреестр или МФЦ, а также оплатить государственную пошлину. Если есть инициатива только от одной стороны, то, к сожалению, в подобном будет отказано.

Помните о том, что ваш многофункциональный центр или Росреестр может предъявлять свои особые требования к перечню документов, которые необходимы для отмены сервитута. Всё зависит от индивидуальной ситуации. Поэтому прежде, чем самостоятельно готовить пакет документов и заявление, заранее ознакомьтесь с требованиями.

Внимание! Неважно, в какое именно учреждение вы обращаетесь. Главное — это соответствие требованиям, которые предъявляет законодательство, в частности государство по вопросам, которые связаны с установлением сервитута и его регистрации.

На самом деле, при детальном рассмотрении можно понять, что этот процесс не такой уж и сложный, и достаточно прост в восприятии. Однако, к сожалению некоторые граждане, нарушают перечень действий, в результате чего установка сервитута приобретает абсолютно иной характер, и осложнена различными проблемами.

Однако, если вы будете выполнять действия последовательно, то в конечном итоге получится прекрасный результат. А именно, готовое свидетельство, подкрепленное поданными документами и государственной пошлиной

Что такое сервитут и как его оформить? Правовые тонкости процедуры

Законодательством предусмотрены различные варианты права на земельный участок, включая и такие виды, которые предоставляют исключительно возможность временного пользования землей. Одним из таких прав является сервитут. Простыми словами, что означает это слово: такое право как сервитут представляет собой ограниченное вещное право на определенный участок земли.

Далее в тексте рассказано, что такое сервитут в каких целях устанавливается.

Определение: что это такое простым языком и для чего он нужен?

Порядок установления этого права полностью регулируется на законодательном уровне. Так, под значением слова сервитутом понимается право лица, не являющегося собственником земли, пользоваться определенным ее участком в ограниченном режиме (ст. 23 ЗК РФ, ст.

274 ГК РФ).

Чаще всего суть и необходимость в его оформлении возникает для обеспечения прохода или проезда через земельный участок. Нередко такое правомочие требуется для проведения ремонтных или строительных работ, реконструкции или эксплуатации объектов, расположенных на земельном участке (подробнее об основаниях, по которым может возникать сервитут, мы рассказываем тут).

  1. При необходимости использования лицом участка, собственником которого он не является, передача ограниченного права на землю происходит по договоренности. Такого рода соглашение между двумя лицами является частным сервитутом.
  2. Если право пользования землей устанавливается в интересах государства или местных органов власти, то в этом случае сервитут считается публичным.

Подробное сравнение и разница между публичным и частным сервитутами приведена здесь.

Право пользования землей может быть получено в следующих целях:

  • проход или проезд через участок;
  • проведение дренажных работ;
  • забор воды при наличии на участке водных объектов;
  • обеспечение сельскохозяйственных нужд (выпас скота, прогон животных, заготовка сена и прочее);
  • прокладка линии электропередач, водопровода и прочих удобств;
  • проведение ремонтных или строительных работ.

Цель можно прописать в соглашении между сторонами, чтобы четко обозначить для чего предоставляется право пользований землей.

Отличие от аренды земли

Еще одним видом права ограниченного пользования земельным участком является аренда. Земельно-правовой сервитут имеет целый ряд отличий от аренды:

  • может быть установлен как в добровольном порядке, так и принудительном, а договор аренды можно заключить исключительно по добровольной договоренности между сторонами;
  • предоставляется по решению суда, путем заключения письменного соглашения между сторонами или на основании нормативного акта, а для передачи в аренду объекта стороны просто заключают между собой договор;
  • большая часть прав остается у законного собственника земли, а при аренде основная часть прав на участок переходит арендатору;
  • может устанавливаться как на платной, так и на бесплатной основе, а договор аренды всегда подразумевает оплату за пользование имуществом, так как сделка является возмездной;
  • арендатор вправе извлекать прибыль с земельного участка, а сервитут такой возможности не предусматривает.

Оба права могут быть получены на один участок. Так сервитут может быть установлен на арендованном участке земли, но при этом не исключено нарушение прав арендатора.

Более подробно, все различия между арендой и сервитутом, были рассмотрены нами в этой статье.

Правовое регулирование: понятие и признаки в гражданском и публичном праве

Понятие сервитута и порядок его установления относительно земельных участков раскрывается в ряде нормативно-правовых актов:

  1. Частный вид регулируется нормами гражданского права. Этому вопросу в Гражданском кодекса РФ посвящены ст. 216, ст. 274-277.
  2. Публичный – устанавливается в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ (ст. 23, ст. 39.23—39.26). Больше информации о том, как происходит установление публичного сервитута, найдете тут.

Статья 277 ГК РФ. Обременение сервитутом зданий и сооружений

Применительно к правилам, предусмотренным статьями 274 — 276 настоящего Кодекса, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

Право ограниченного пользования лесными участками устанавливается с соблюдением норм Лесного кодекса РФ (ст. 9 ЛК РФ). Обременение может использоваться при межевании территории, а также для проведения строительных работ, которые регулируются Градостроительным кодексом РФ (ст.

43, ст. 51 ГрК РФ).

Также учитываются нормы следующих законов:

  • № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
  • № 126-ФЗ «О связи»;
  • № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»;
  • № 4-ФЗ «О мелиорации земель»;
  • № 123-ФЗ «О племенном животноводстве»;
  • №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Виды обременения

Согласно ст. 23 ЗК РФ сервитуты разделяют на два вида – частный и публичный:

  • Установление первого происходит в соответствии с нормами гражданского законодательства. Необходимость в нем возникает, если лицо, в собственности которого имеется недвижимость, не может выполнить работы, перечисленные в ст. 274 ГК РФ, не воспользовавшись участком, принадлежащим другому лицу. При установлении такого вида ограниченного пользования землей третьему лицу сам собственник территории продолжает владеть, пользоваться и распоряжаться землей.
  • Установление публичного сервитута происходит на основании закона, нормативного акта РФ или какого-либо субъекта страны, органа местного самоуправления, если необходимость в использовании территории возникала в государственных интересах. Публичный сервитут может быть предоставлен только в случаях, перечисленных в п.3 ст. 23 ЗК РФ.

Больше информации о существующих видах сервитута и про их особенности найдете тут.

Особенности в отношении земель, находящихся в частной и муниципальной собственности

Необходимость в предоставлении возможности права ограниченного пользования может возникнуть как к частной земельной территории, находящейся в собственности юридического или физического лица, так и относиться к участку, который находится в собственности государства.

  1. Если земля находится в частной собственности, то заключить соглашение о передачи в пользование определенного участка третьему лицу может только сам собственник. Такими полномочиями не обладают арендаторы земли, землевладельцы или временные пользователи участка.
  2. Если земля находится в федеральной собственности, то в роли собственника выступает Росимущество (Постановление Правительства от 05.06.2008 № 432).

Как частные лица, так и Росимущество могут требовать плату за пользование землей:

  • В первом случае полученные средства будут личным доходом собственника.
  • Во втором случае – средства будут поступать в федеральный бюджет.

Собственник земли может самостоятельно устанавливать размер оплаты за проведение работ на его частной территории. Если же земля находится в собственности государства или муниципалитета, то размер оплаты устанавливается:

  • в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1461;
  • согласно порядку, действующему в определенном субъекте РФ относительно земель, находящихся в собственности такого субъекта;
  • в соответствии с порядком, назначенным местными органами управления, для территорий муниципальной собственности.

  1. Если муниципальная собственность была предоставлена в постоянное бессрочное пользование сроком более 1-го года, то заключить соглашение о том, что ЗУ может быть обременен, имеет право и землепользователь.
  2. Если территория передается в пользование муниципальному или государственному предприятию, то для заключения соглашения требуется письменное разрешение органа власти, в ведении которого находится данное предприятие.

Если лицо пользуется муниципальным земельным участком на правах арендатора, то при установлении ограничения в пользовании землей его срок не должен превышать срок текущего договора аренды.

Обладатели

Законодательством установлено, что обладателями сервитута являются лица, которые получили право ограниченного пользования территорией, находящейся в собственности иного лица (ст. 5 ЗК РФ). Другими словами, обладатели – это участники земельных отношений, в пользу которых был установлен сервитут.

Чаще всего эти лица получают право пользоваться только определенным участком территории, случаи с предоставлением в пользование всей территории собственника встречаются довольно редко.

Как правило, обладателем является собственник соседнего участка, но в целом удаленность участков роли не играет.

Кто такие обладатели сервитута и каковы их права читайте тут.

Как оформить?

Частный сервитут устанавливается на основании соглашения, сторонами которого выступают собственник земли и лицо, требующее получения права пользования участком. В таком соглашении указывается:

  1. цель предоставления участка;
  2. сроки;
  3. размер платы за пользование.
  • Скачать бланк соглашения об установлении сервитута
  • Скачать образец соглашения об установлении сервитута

Если стороны не могут договориться самостоятельно, то решение принимается в судебном порядке. Истец (лицо, нуждающееся в получение права пользования) подает заявление в суд об установлении сервитута на земельный участок.

Основанием для оформления публичного сервитута являются законодательные акты, принятые федеральными, муниципальными или региональными властями в интересах государства. Решение об установлении права ограниченного пользования территорией принимается на общественных слушаниях, при этом согласование с собственником или владельцем земельного участка не требуется.

Больше информации о правилах оформления сервитута найдете в отдельном материале.

Что значит государственная регистрация?

Чтобы сделка имела юридическую силу, соглашение о предоставлении сервитута должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Соответственно, для проведения этой процедуры территория земли или ее часть должна быть поставлена на кадастровый учет.

Основанием для регистрации является соглашение между сторонами, решение муниципальных органов или суда.

Регистрация обременения требуется не всегда. Исключением являются случаи, когда право ограниченного пользования устанавливается относительно земли, находящейся в муниципальной или государственной собственности, на срок, не превышающий 3-х лет, о чем стороны договорились в соответствующем соглашении (п.4 ст. 39.25 ЗК РФ).

Более подробно о том, как происходит регистрация сервитута, мы рассказываем тут.

Плата

Сервитут может быть как платным, так и бесплатным. Законодательство не запрещает собственнику земельного участка требовать соразмерную плату от лиц, получивших возможность использовать территорию (п.12, п.13 ст. 23 ЗК РФ).

Если стороны договорились об оплате за пользование территорией, то соответствующий пункт следует внести в договор. Плата должна быть обоснованной. В нее могут быть включены:

  • расходы, связанные с реализацией права пользования;
  • стоимость создания охранно-пропускного режима и прочее.

Оплата может осуществляться разово или частями. Соглашение может быть заключено и на безвозмездной основе, если стороны пришли к такому решению.

Каким образом обычно происходит оценка сервитута мы писали в этом материале, а здесь вы сможете узнать как определяется размер и порядок оплаты за пользование сервитутом.

На какой срок устанавливается?

По сроку обременение на пользование землей может быть:

  1. Срочным (временным) – срок устанавливается в документе, на основании которого был установлено право пользования.
  2. Бессрочным (постоянным) – устанавливается на постоянной основе и прекращает свое действие по вынесению соответствующего судебного решения.

Временное соглашение автоматически перестает действовать после окончания указанного в нем срока.

О том, каким может быть срок сервитута, читайте здесь, а из этой статьи вы узнаете о существующих видах сервитута, в том числе о классификации по срокам.

Может ли быть бессрочным?

В соглашении может и не быть указан конкретный срок пользования земельным участком. Такие права на ограниченное пользование ЗУ называются бессрочными. Прекращают свои действие они исключительно по решению суда.

Основанием для подачи иска в суд о снятии обременения может быть нарушение правил пользования чужим земельным участком или отсутствие обстоятельств, которые стали причиной установления права пользования землей (об основаниях для прекращения сервитута мы рассказывали здесь).

При возникновении необходимости использования чужой земли законодательство позволяет оформить право ограниченного пользования путем установления зоны сервитута. В зависимости от обстоятельств он может быть:

  • частным и публичным;
  • срочным и бессрочным;
  • платным и безвозмездным.

Во всех случаях порядок установления регулируется нормами законодательства, только при соблюдении которых сделка приобретает юридическую силу.

В чем разница между арендой земли и сервитутом на землю?

Пожалуйста расскажите — чем отличается сервитут от аренды на землю. Нам нужно оформить права под линейными коммуникациями (водопроводом, канализацией и линиями электропередачи). Можем ли мы оформить соглашение о сервитуте?

И если да, то как долго длится оформление и какой будет плата за сервитут?

Ответ: Хамидуллин Э.И. (Заместитель директора по производству)

Принципиальная разница между договором аренды на землю и соглашением о сервитуте на землю заключается в том, что из трех правомочий включенных в состав права собственности – владение, пользование и распоряжение в праве аренды содержатся правомочия владения и пользования, а при соглашении о сервитуте передается лишь право пользования (ограниченного пользования) (Таблица №1).

Таблица №1: Правомочия в составе различных видов прав

Вид права Владение Пользование Распоряжение
Собственность Да Да Да
Аренда Да Да Нет
Сервитут Нет Да Нет

Статья 39.23 Земельного кодекса РФ определяет, что соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях:

  • размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
  • проведение изыскательских работ;
  • ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Пункт 4 статьи 39.25 Земельного кодекса РФ определяет, что в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Приказом Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 г. №762 определена форма и требования к оформлению схемы земельного участка (ЗУ) на кадастровом плане территории (КПТ).

Процесс оформления соглашения о сервитуте

Статья 39.26 Земельного кодекса РФ определяет порядок заключения соглашения о сервитуте в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

  1. уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;
  2. предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах;
  3. направленный заявителю проект соглашения об установлении сервитута;
  4. принятое решение об отказе в установлении сервитута с обоснованием такого отказа

21 рабочий день

10 рабочих дней

Процесс оформления договора аренды

№ п/п Задача Результат Срок
1 Обращение в уполномоченный орган с заявлением о заключении договора аренды земельного участка Поданное заявление 1 рабочий день
2 Формирование и направление межведомственных запросов Получение из органов государственной власти запрашиваемых документов 23 рабочих дня
3 Рассмотрение поступившего заявления и проверка документов, подготовка проектов решений (договоров) Проект решения должностного лица уполномоченного органа 20 рабочих дней
4 Подписание проекта договора аренды Договор аренды, подписанный должностным лицом уполномоченного органа 2 рабочих дня
5 Предоставление подписанного договора аренды заявителю Полученный договор аренды, подписанный с обоих сторон 3 рабочих дня
6 Государственная регистрация договора аренды Договор аренды, зарегистрированный в органах Росреестра 10 рабочих дней
Итого 59 рабочих дней (83 календарных дня)

Размер арендной платы по договору аренды

Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. №582 определяется одним из следующих способов:

  • на основании кадастровой стоимости земельных участков;
  • по результатам торгов, проводимых в форме аукциона;
  • в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития РФ;
  • на основании рыночной стоимости земельных участков.

В случае, если земельный участок предоставляется в аренду для целей указанных в п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 г. №582, для размещения:

  • линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений;
  • трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения,водоотведения и очистки сточных вод;
  • объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

арендная плата рассчитывается по формуле – 2% от кадастровой стоимости земельного участка.

Пунктом 4 постановления Правительства Оренбургской области от 24.02.2015 г. №109-п определен размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Оренбургской области:

  • земельного участка, предоставленного (занятого) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, – в размере 0,11 рубля за 1 кв. метр;
  • земельного участка, предоставленного для строительства или размещения линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), пунктов контроля загрязнения воздуха, объектов электросетевого и жилищно-коммунального хозяйства, организаций, оказывающих услуги по тарифам, регулируемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, а именно: линий электропередач, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов и иного оборудования, предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии, объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а также котельных заводского изготовления (расположенных на отдельно сформированных земельных участках), центральных тепловых пунктов, насосных станций различных модификаций и назначений, газорегуляторных пунктов, станции катодной защиты – в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка;
  • земельного участка, предоставленного (занятого) для размещения трубопроводов и иных объектов государственного или муниципального значения, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод – в размере 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка.

Размер арендной платы по соглашению о сервитуте

Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 г. №1461 определен размер платы по соглашениям о сервитуте в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В соответствии с пунктом 2 указанного постановления размер платы составляет 0,01% от кадастровой стоимости за каждый год действия сервитута.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.03.2015 г. №213-п определен размер платы по соглашениям о сервитуте в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области. В соответствии с пунктом 2 указанного постановления размер платы составляет 0,01% от кадастровой стоимости за каждый год действия сервитута.

Выводы:

Для целей строительства и размещения линейных объектов, таких как водопровод и канализация, а также для размещения кабельных линий электропередачи более целесообразно заключение соглашений о сервитуте. В этом случае землепользователь получает:

  • значительную экономию в оплате по сравнению с арендными платежами на земли (плата за сервитут меньше от 30 до 200 раз);
  • значительную экономию временных затрат по сравнению с периодом оформления договора аренды (от 30 до 68 календарных дней на заключение о сервитуте и 83 календарных дня для заключения договора аренды);
  • в случае, если срок землепользования не превышает трех лет, то при заключении соглашения о сервитуте значительная экономия финансов достигается ввиду отсутствия необходимости проведения кадастровых работ для постановки на государственный кадастровый учет части земельного участка, а также не требуется государственная регистрация (с уплатой государственной пошлины).

Однако, соглашение о сервитуте подходит не для всех целей, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 39.23 Земельного кодекса РФ размещение объектов для которых заключается соглашение о сервитуте не должно препятствовать разрешенному использованию земельного участка. То есть, например, для размещения наземной линии электропередачи потребуется постановка на государственный кадастровый учет земельного участка (или части земельного участка) и заключение договора аренды.

Подписывайся на наши каналы социальных сетей: Вконтакте , Facebook , Instagram .

admin
Оцените автора
Ракульское