Что делать если прокуратура передала жалобу в другую организацию

В целях обеспечения в органах прокуратуры Российской Федерации эффективной защиты охраняемых законом интересов граждан, общества и государства и реализации дополнительных мер, направленных на совершенствование организации работы по рассмотрению обращений и приему граждан, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обязываю:

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, а также других территориальных, военных и иных специализированных прокуроров:

1.1. Работу с обращениями считать одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности, руководствоваться при ее организации требованиями приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» и от 01.11.2011 N 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора», уделяя повышенное внимание срокам и качеству разрешения обращений.

1.2. Обеспечить реализацию гражданами конституционного права на обращения, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий и специального программного обеспечения, прозрачность работы по рассмотрению обращений, добиваясь восстановления в полном объеме их нарушенных прав и законных интересов.

Особое внимание в работе с обращениями уделять социально незащищенным категориям населения: ветеранам, инвалидам, несовершеннолетним, многодетным семьям и малоимущим гражданам.

1.3. Не допускать формального подхода в работе по личному приему граждан, сочетать личный прием с задачами по правовому просвещению населения.

Проводить тематические приемы граждан по вопросам, имеющим большой общественный резонанс.

На регулярной основе для проведения приема осуществлять выезды в регионы со сложной криминогенной обстановкой, отдаленные и труднодоступные населенные пункты, предприятия с социально-экономическими проблемами.

Почитать  Регистрация изменений устава нко

Расширить практику приема населения с использованием мобильных и временных приемных Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров в местах чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий.

Сведения о времени и месте проведения приема заблаговременно сообщать на официальных сайтах органов прокуратуры в сети Интернет, а также направлять в средства массовой информации.

1.4. Личный прием граждан проводить в форменном обмундировании в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.10.2004 N 29 «Об обеспечении исполнения требований федерального законодательства об обязательном ношении форменного обмундирования».

1.5. При общении с посетителями и в ответах на обращения проявлять корректность и вежливость согласно Кодексу этики прокурорского работника Российской Федерации, утвержденному приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 N 114.

1.6. В книге регистрации приема посетителей либо компьютерной базе данных конкретизировать суть обращений.

По обращениям, не требующим дополнительной проверки, в графе «Результат приема» указывать, какое именно дано разъяснение гражданам в ходе личного приема при наличии их согласия.

1.7. Исключить факты оставления обращений граждан без рассмотрения по существу по формальным основаниям. При отсутствии в обращении сведений, достаточных для его разрешения, либо в случае неясности изложения существа вопроса принимать исчерпывающие меры к восполнению недостающих данных.

1.8. Добиваться объективного и окончательного разрешения каждого обращения в той прокуратуре, к компетенции которой относится решение вопроса, реального устранения нарушений закона и привлечения к ответственности лиц, их допустивших.

Обеспечить полную и всестороннюю проверку каждого довода обращения.

1.9. Проверять, как правило, с выездом на место обращения, содержащие сведения о систематическом ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должной оценки правоохранительных органов и нижестоящих прокуроров, а также обращения по наиболее резонансным вопросам либо устанавливать контроль за результатами проверок таких обращений.

1.10. Повысить требовательность к рассмотрению жалоб на действия (бездействие) и решения прокуроров. Исключить факты направления жалоб на рассмотрение должностным лицам, решения или действия (бездействие) которых обжалуются, а также случаи неоднократного направления в органы прокуратуры жалоб в связи с ненадлежащим рассмотрением первичных обращений и непринятием необходимых мер в рамках их рассмотрения.

1.11. Не допускать фактов волокиты и бездействия при рассмотрении обращений, продления сроков без достаточных для этого оснований.

В исключительных случаях при проведении дополнительной проверки, истребовании материалов устанавливать оптимальный срок для завершения проверки, но не более чем на 30 дней.

1.12. Ответы с результатами рассмотрения обращений излагать в доступной для понимания форме со ссылкой на нормы действующего законодательства по всем затрагиваемым вопросам и доводам.

Практиковать личный прием гражданина с его согласия руководителем прокуратуры, подписавшим ответ, для разъяснения требований законодательства, оснований и мотивов принятого решения по жалобе, поступившей на личном приеме.

1.13. Решать вопрос о персональной ответственности виновных должностных лиц за ненадлежащее рассмотрение обращений.

1.14. При проведении комплексного анализа поступивших обращений и практики их разрешения в органах прокуратуры обращать внимание на изменение состояния законности и правопорядка, а результаты анализа использовать для прогнозирования и планирования надзорной деятельности.

Своевременно сообщать прокурорам об аспектах данной работы в информационных письмах и обзорах. Копии информационно-аналитических документов направлять для сведения в управление по рассмотрению обращений и документационному обеспечению Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

1.15. В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 17.04.2017 N 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций» поддерживать на портале ССТУ.РФ в актуальном состоянии информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о принятых мерах.

1.16. Повысить активность в освещении на официальных сайтах органов прокуратуры в сети Интернет и подготовке пресс-релизов для средств массовой информации о работе по рассмотрению обращений граждан, приводить примеры реальной помощи в восстановлении нарушенных прав обратившихся в прокуратуру граждан, разъяснять законодательство по часто затрагиваемым в обращениях вопросам.

1.17. На постоянной основе уделять внимание профессиональной подготовке прокурорских работников в части работы с обращениями и личного приема граждан.

При проведении аттестации работника прокуратуры в обязательном порядке рассматривать его результаты в работе по рассмотрению обращений.

1.18. Вопросы работы с обращениями граждан регулярно обсуждать на заседаниях коллегии и на совещаниях.

2. Настоящее указание опубликовать в журнале «Законность» и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса «Байконур», которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Тамбовской области

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

В рамках осуществления надзорной деятельности прокурор вправе возбудить производство об административном правонарушении, предостеречь должностное лицо о недопустимости нарушения закона, принести протест на противоречащие закону правовые акты, обратиться в суд с иском либо внести представление об устранении нарушений закона и др.

Однако в силу положений ст.ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора деятельность прокуратуры не предполагает дублирование выполнения функций, которыми наделены иные органы и должностные лица.

Ежегодно в органы прокуратуры области поступает значительное количество обращений, рассмотрение которых относится к компетенции различных контрольно-надзорных органов. Так как в соответствии с требованиями закона органы прокуратуры не вправе подменять иные специально созданные органы, уполномоченные на осуществление контрольных функций за состоянием закона в различных сферах правоотношений, работниками прокуратуры при поступлении к ним обращений, подлежащих разрешению другими государственными органами и должностными лицами, перенаправляют их по принадлежности в 7-дневный срок со дня регистрации. В этот же срок авторы обращений уведомляются о принятом решении.

Несоблюдение правил подведомственности при подаче обращения не является нарушением требований закона, однако может существенно изменить срок начала рассмотрения обращения по существу и получения ответа на него с учетом необходимости его направления по принадлежности.

В связи с этим, заявителям при подаче обращения с целью наиболее эффективного и оперативного устранения нарушений закона и восстановления нарушенных прав рекомендуется придерживаться принципа подведомственности, направляя письменное обращение непосредственно в тот государственный орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, учитывая следующее.

Обращения, касающиеся нарушений трудовых прав работников, в том числе в части оплаты и охраны труда, а также по вопросам соблюдения законов в сфере поддержки безработных граждан, рассматриваются территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости.

На вопросы, связанные с качеством товаров и услуг, дает ответы территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). К компетенции данного органа власти также относится разрешение вопросов соблюдения санитарно-эпидемиологических требований организациями, предприятиями и образовательными учреждениями.

По вопросам бездействия сотрудников управляющих компаний, отвечающих за осуществление прав собственников недвижимости на комфортное проживание, необходимо обращаться в исполнительный орган государственной власти, осуществляющий функции регионального государственного жилищного надзора.

Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации рассматривают обращения граждан и юридических лиц, связанные с нарушением пенсионного законодательства, в том числе касающиеся назначения, начисления, перерасчетов пенсий гражданам и иных вопросов, связанных с уплатой страховых взносов.

Доводам о нарушении правил в сфере обращения лекарственных препаратов и медицинских изделий, стандартов оказания медицинской помощи дает оценку территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).

Проверку сообщений о совершенном или готовящемся преступлении проводят должностные лица территориальных органов МВД России, Следственного комитета Российской Федерации по правилам подследственности, установленной ст. 151 УПК РФ.

В компетенцию Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекцию) входит рассмотрение жалоб на нарушения юридическими лицами и гражданами законодательства о безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог, организации дорожного движения.

Законность действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя, совершаемых в рамках исполнительного производства, проверяет руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по субъекту Российской Федерации.

В случае несогласия с результатами проверок, проведенными должностными лицами органов власти, правоохранительных и контролирующих ведомств по обращениям, заявители вправе обратиться в органы прокуратуры с соответствующим заявлением, которое будет являться основанием для инициирования проведения прокурорской проверки и оценки не только фактов нарушения прав заявителей, но и полноты проведения уполномоченными органами контрольно-надзорных мероприятий.

В любом случае, заявители вправе, минуя контрольные (надзорные) органы, обращаться непосредственно в органы прокуратуры с заявлениями, жалобами и иными обращениями, содержащими сведения о нарушении законов, которые будут рассматриваться в соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Тамбовской области

Прокуратура Тамбовской области

Дата публикации:

28 февраля 2024, 15:13

Основания и сроки для перенаправления обращений по подведомственности. Полномочия контролирующих органов (прокуратура области)

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

В рамках осуществления надзорной деятельности прокурор вправе возбудить производство об административном правонарушении, предостеречь должностное лицо о недопустимости нарушения закона, принести протест на противоречащие закону правовые акты, обратиться в суд с иском либо внести представление об устранении нарушений закона и др.

Однако в силу положений ст.ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора деятельность прокуратуры не предполагает дублирование выполнения функций, которыми наделены иные органы и должностные лица.

Ежегодно в органы прокуратуры области поступает значительное количество обращений, рассмотрение которых относится к компетенции различных контрольно-надзорных органов. Так как в соответствии с требованиями закона органы прокуратуры не вправе подменять иные специально созданные органы, уполномоченные на осуществление контрольных функций за состоянием закона в различных сферах правоотношений, работниками прокуратуры при поступлении к ним обращений, подлежащих разрешению другими государственными органами и должностными лицами, перенаправляют их по принадлежности в 7-дневный срок со дня регистрации. В этот же срок авторы обращений уведомляются о принятом решении.

Несоблюдение правил подведомственности при подаче обращения не является нарушением требований закона, однако может существенно изменить срок начала рассмотрения обращения по существу и получения ответа на него с учетом необходимости его направления по принадлежности.

В связи с этим, заявителям при подаче обращения с целью наиболее эффективного и оперативного устранения нарушений закона и восстановления нарушенных прав рекомендуется придерживаться принципа подведомственности, направляя письменное обращение непосредственно в тот государственный орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, учитывая следующее.

Обращения, касающиеся нарушений трудовых прав работников, в том числе в части оплаты и охраны труда, а также по вопросам соблюдения законов в сфере поддержки безработных граждан, рассматриваются территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости.

На вопросы, связанные с качеством товаров и услуг, дает ответы территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). К компетенции данного органа власти также относится разрешение вопросов соблюдения санитарно-эпидемиологических требований организациями, предприятиями и образовательными учреждениями.

По вопросам бездействия сотрудников управляющих компаний, отвечающих за осуществление прав собственников недвижимости на комфортное проживание, необходимо обращаться в исполнительный орган государственной власти, осуществляющий функции регионального государственного жилищного надзора.

Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации рассматривают обращения граждан и юридических лиц, связанные с нарушением пенсионного законодательства, в том числе касающиеся назначения, начисления, перерасчетов пенсий гражданам и иных вопросов, связанных с уплатой страховых взносов.

Доводам о нарушении правил в сфере обращения лекарственных препаратов и медицинских изделий, стандартов оказания медицинской помощи дает оценку территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).

Проверку сообщений о совершенном или готовящемся преступлении проводят должностные лица территориальных органов МВД России, Следственного комитета Российской Федерации по правилам подследственности, установленной ст. 151 УПК РФ.

В компетенцию Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекцию) входит рассмотрение жалоб на нарушения юридическими лицами и гражданами законодательства о безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог, организации дорожного движения.

Законность действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя, совершаемых в рамках исполнительного производства, проверяет руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по субъекту Российской Федерации.

В случае несогласия с результатами проверок, проведенными должностными лицами органов власти, правоохранительных и контролирующих ведомств по обращениям, заявители вправе обратиться в органы прокуратуры с соответствующим заявлением, которое будет являться основанием для инициирования проведения прокурорской проверки и оценки не только фактов нарушения прав заявителей, но и полноты проведения уполномоченными органами контрольно-надзорных мероприятий.

В любом случае, заявители вправе, минуя контрольные (надзорные) органы, обращаться непосредственно в органы прокуратуры с заявлениями, жалобами и иными обращениями, содержащими сведения о нарушении законов, которые будут рассматриваться в соответствии с требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Саха (Якутия)

Какие обращения подлежат разрешению в органах прокуратуры? В какие сроки они рассматриваются и разрешаются? Почему иногда прокуратура не принимает жалобу к своему производству – оставляет без разрешения и ответа?

Об этом сегодня интервью со старшим помощником прокурора республики по рассмотрению обращений и приёму граждан младшим советником юстиции Марией Колодезниковой

Мария Борисовна, сегодняшняя тема Вашего выступления, пожалуй, актуальна для каждого. П о каким вопросам граждане обращаются в органы прокуратуры чаще всего?

В 2020 году в органы прокуратуры республики поступило более 25,5 тысяч обращений или на 10% больше, из которых почти половина рассмотрена самими прокурорами, треть обращений направлена по подведомственности в уполномоченные органы и организации. Как правило, наибольшее количество обращений поступает по жилищным, трудовым, земельным и пенсионным вопросам, а также по вопросам ЖКХ, на нарушения при принудительном исполнении решений судов, при проведении следствия и дознания по уголовным делам, при рассмотрении сообщений о преступлениях.

Какими сроками руководствуются прокуроры при рассмотрении поступающих обращений?

В первую очередь прокурор в 7-дневный срок предварительно изучает обращение и принимает решение об его оставлении для разрешения в данной прокуратуре, либо перенаправлении в другое ведомство или иной органы прокуратуры по компетенции, либо его возврате заявителю для восполнения недостающих данных. В указанный срок также может быть принято решение об оставлении обращения без разрешения (ответа).

Общий срок рассмотрения обращения гражданина составляет 30 дней со дня регистрации обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением об этом заявителя.

В случае если гражданин или организация обратились за получением разъяснений правового характера, и при этом не требуется проведение проверки, то ответ дается в 15-дневный срок.

Что значит оставить обращение без разрешения (ответа) и в каких случаях это возможно?

Оставление обращения без разрешения означает, что по нему проверочные мероприятия не проводятся, доводы не рассматриваются, а без ответа – это когда не направляется ответ заявителю.

При рассмотрении обращений могут возникнуть исключительные обстоятельства, препятствующие их разрешению по существу. К ним относятся:

1. Поступление обращения, содержание которого свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры (п. 2.10 Инструкции). Об этом в течение 7 дней со дня регистрации автору обращения направляется мотивированное сообщение.

4. Текст письменного обращения не поддается прочтению (п. 2.11 Инструкции), то ответ по существу не дается, об этом в течение 7 дней со дня регистрации сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению, с одновременным возвращением обращения заявителю и разъяснением права повторного обращения по данному вопросу.

6. Поступление обращения, лишенного по содержанию логики и смысла, при наличии решения суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства (п. 2.13 Инструкции).

7. Отсутствие в обращении сведений о лице, направившем его (фамилии или почтового адреса), по которому должен быть направлен ответ (п. 2.8 Инструкции). Если такое обращение содержит сведения о нарушении закона, требующем принятия мер прокурорского реагирования, оно подлежит проверке, однако ответ на него не дается.

8. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений (п. 2.15 Инструкции).

9. Обращения, поступившие после прекращения переписки и не содержащие новых доводов, остаются без разрешения (п. 2.14 настоящей Инструкции) с уведомлением об этом заявителя.

Получается, что анонимные обращения все же принимаются прокурорами к сведению? А какие требования предъявляются к оформлению обращений, чтобы заявитель не остался без ответа?

Да, анонимные обращения, в которых содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, подлежат направлению в государственный орган в рамках его компетенции.

А чтобы на обращение получить ответ заявителям необходимо в своем письменном обращении в обязательном порядке указывать наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В связи с широким развитием информационных технологий органы прокуратуры принимают обращения также в форме электронных документов. В таком случае обращение обязательно должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации Обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Необходимо также отметить, что содержание самого обращения следует излагать с приведением подробных сведений о лице, допустившем нарушение, месте и времени обстоятельствах совершения обжалуемых действий и т.д.

Допустим, гражданин направил письменное обращение, но забыл указать фамилию или адрес, как ему исправить эту ошибку, где может узнать информацию?

Гражданам нужно знать, что в органах прокуратуры республики обращение со дня подачи в течение 3 дней проходит регистрацию, а в последующем в течение 30 дней должно быть разрешено с направлением ответа. Если по истечении 30 – 40 дней (с учетом сроков для доставки ответа простой почтовой связью) гражданин не получает ответ на свое в обращение он может получить сведения о причинах отсутствия ответа, результатах рассмотрения обращения в том органе прокуратуры, куда подавалось заявление. Это можно сделать по телефону (все контактные данные прокуратур указаны на едином портале прокуратуры Республики Саха (Якутия)), либо лично посетив соответствующую прокуратуру.

На уровне аппарата прокуратуры республики соответствующую информацию могу дать я по номеру телефона 36-26-06, либо сотрудники канцелярии по номеру телефона 36-29-98.

Напоследок, расскажите, пожалуйста, в сегодняшних непростых условиях, когда действуют ограничения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, как гражданам подать обращение в органы прокуратуры?

В условиях ограничений, связанных с противодействием распространению коронавирусной инфекции, граждане и представители юридических лиц могут обратиться в органы прокуратуры Республики Саха (Якутия) различными способами, в том числе направить обращение почтой, факсимильной связью, с использованием Интернет-приемной единого портала прокуратуры республики.

Данные о почтовых адресах, справочных телефонах, адресах электронной почты органов прокуратуры республики в городах и районах размещены на едином портале прокуратуры Республики Саха (Якутия) в разделе «Структура прокуратуры».

С 2019 года появилась возможность подать обращение через портал Государственных услуг Российской Федерации, соответствующая закладка появилась в личном кабинете пользователей «Госуслуг».

Кроме того, в каждой прокуратуре установлены ящики для приема обращений, которые размещены в доступных для заявителей местах.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Саха (Якутия)

Прокуратура является надзорным и правозащитным органом. Органы прокуратуры не занимаются предоставлением каких-либо государственных услуг, льгот и гарантий, а надзирают за соблюдением законодательства и прав граждан при их предоставлении. Прокуратура не осуществляет надзор за гражданами, разрешение жалоб на действия граждан находится в компетенции контролирующих и правоохранительных органов.

Мы разрешаем обращения (жалобы, заявления) граждан, предпринимателей и организаций о нарушении закона, их прав, свобод и законных интересов со стороны государственных органов, в т.ч. органов власти, контролирующих и правоохранительных органов, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц. В орган прокуратуры можно обратиться с любым таким обращением.

Какие существуют требования к письменному обращению и что бывает в случае их несоблюдения?

Обращение может быть подано письменно либо направлено в электронном виде через размещенную на нашем сайте интернет-приемную, по электронной почте и посредством сайта Госуслуг. В таком случае обращение обязательно должно содержать адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ. Гражданин вправе приложить к обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

Последствия несоблюдения требований к порядку подачи обращений и их оформлению могут быть разными, все этого регламентировано приказом Генерального прокурора № 45.

К примеру, если в обращении не указаны фамилия гражданина или адрес ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, обращение подлежит направлению в государственный орган в рамках его компетенции.

Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные.

В случае, если текст письменного обращения в силу неразборчивости подчерка или непоследовательности изложения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению куда-либо на рассмотрение, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

По какой причине обращения иногда перенаправляются в другие органы?

Ежегодно в органы прокуратуры республики поступает более 2 0 тысяч обращений, из которых большая половина рассматривается самими прокурорами, а треть обращений направляется по подведомственности в уполномоченные органы и организации.

Помимо органов прокуратуры есть другие органы, которые осуществляют контроль (надзор) за исполнением законодательства в конкретной сфере. К примеру, Роспотребнадзор осуществляет контрольные полномочия в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей, Государственная инспекция труда осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства, органы внутренних дел выявляют, пресекают и предотвращают преступления, следят за правопорядком и т.д.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры при осуществлении надзора не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в той или иной сфере.

В указанной связи, при поступлении в прокуратуру обращений по вопросам, входящим в компетенцию других органов и организаций и если по существу поставленного вопроса ранее решение ими не принималось (так называемые «первичные обращения»), то прокурор в соответствии с Инструкцией в течение 7 дней с момента регистрации обращения направляет его по подведомственности.

Т.е. в случае, если гражданин или организация обращаются со своей проблемой впервые, то обращение подлежит рассмотрению уполномоченным контролирующим или правоохранительным органом в соответствии с их компетенцией.

Решение о перенаправлении обращения в другой орган и организацию по подведомственности принимается прокурорами строго в соответствии с требованиями ведомственных приказов, которые запрещают подмену контролирующих органов.

К примеру, в соответствии с указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» в тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами субъекта не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчинённых судебных приставов-исполнителей, жалоба гражданина, поступившая в органы прокуратуры, подлежит перенаправлению в их адрес. Именно поэтому многочисленные обращения о несогласии с действиями (бездействием) судебных приставов-исполнителей районного (городского) звена направляются для рассмотрения в Управление службы судебных приставов по РС(Я), поскольку граждане и организации, как правило, туда не обращаются до подачи жалобы в органы прокуратуры.

А какие ещё обращения и в какие органы чаще всего перенаправляются?

Анализ поступающих обращений показал, что чаще всего перенаправляются по подведомственности обращения по трудовым, жилищным вопросам и по вопросам исполнения судебных решений.

Так, например, первичные жалобы о нарушении работодателем трудовых прав подлежат направлению в Государственную инспекцию труда по РС(Я), о нарушении законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии — в Управление Роспотребнадзора по РС(Я). Жалобы на действия управляющих компаний и застройщиков — в Управление государственного строительного и жилищного надзора по РС(Я), а о несогласии с действиями судебных приставов исполнителей — в Управление службы судебных приставов по РС(Я). Жалобы на действия правоохранительных органов при рассмотрении сообщений о преступлениях, проведении следствия и дознания по уголовным делам в зависимости от категории дела — МВД РС(Я) или СУ СК РФ по РС(Я) и т.д..

Таким образом, в случае, если гражданин или организация только столкнулися с нарушением закона и своих прав им целесообразно обращаться непосредственно в орган, в компетенцию которого входит разрешение его вопроса. Во все названные органы имеется возможность подать обращение через их официальный сайт или через личный кабинет на сайте Госуслуг.

Это позволит избежать временных затрат на пересылку обращения и обеспечит своевременное начало разрешения обращения по существу уполномоченными должностными лицами.

В случае несогласия с ответом руководителя или правоохранительного контролирующего органа его следует обжаловать в прокурору или в суд.

По какой причине обращения, адресованные в прокуратуру республики, порой перенаправляются в прокуратуру района?

Это тоже требование приказа. В соответствии с организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры РФ обращения, решения по которым не принимал нижестоящий прокурор, в 7-дневный срок направляются ему с одновременным уведомлением заявителя.

В тех же случаях, когда речь идёт о несогласии ответами руководителей республиканских органов государственной власти, министерств и ведомства, федеральных территориальных органов, а также о несогласии с ответами самих прокуроров городов и районов, тогда обращения остаются на разрешении в аппарате прокуратуры республики.

Какие сроки предусмотрены законодательством для разрешения обращений? Иными словами – когда заявителю ждать ответ?

Общий срок разрешения обращения гражданина или организации (проведения проверки и дачи ответа) составляет 30 дней со дня регистрации обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлён не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением об этом заявителя.

В случае если для ответа гражданина не требуется проведение проверки и даётся разъяснение правового характера, то ответ направляется в 15-дневный срок.

Как часто обратившиеся в органы прокуратуры лица получают положительный результат?

При разрешении обращения граждан и организаций в органах прокуратуры должна проводиться полная и объективная проверка по всем доводам заявителей. При установлении в ходе такой поверки нарушений законодательства прокуроры принимают комплекс мер прокурорского реагирования с целью восстановления нарушенных прав заявителей и привлечения к ответственности виновных лиц.

Из 9,9 тысяч разрешенных в 2019 году обращений удовлетворено 2 241, т.е. каждое 4. В ходе проверок по этим обращениям выявлено свыше 8 тыс. нарушений законов, в целях устранения которых прокурорами принято 6959 актов реагирования.

В 1 полугодии 2020 года число удовлетворённых жалоб незначительно увеличилось и составило 1091 (1039), их доля от 6 296 (4561) разрешённых составила 17% (23%),

Например, прокуратура республики в ходе проверки по обращениям местных жителей установила, что в результате недостаточного бюджетного финансирования спортсменам, победившим в международных и иных соревнованиях, не выплачены поощрения за 2018 год на сумму 31,4 млн. рублей, а предусмотренных в этих целях на 2019 год средств недостаточно. Органами исполнительной власти республики должные меры по увеличению объемов бюджетных ассигнований не приняты. По внесенному в Правительство РС(Я) представлению перед спортсменами в полном объеме погашена задолженность за 2018 год и произведены выплаты за 2019 год на общую сумму более 50 млн. рублей.

В текущем году по заявлениям граждан проведена результативная проверка по факту умерщвления безнадзорных животных в пункте передержки, по результатам которой в связи с выявленными нарушениями законодательства принят комплекс мер прокурорского реагирования, в т.ч. в отношении начальника Управления ветеринарии г. Якутска возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

Необходимо ли дважды подавать жалобу в одну и ту же прокуратуру по УПК?

В соответствии со статьями 123 и 124 УПК действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке.

Согласно п. 31 ст. 5 УПК под термином «прокурор» понимается Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.

В соответствии с ч. 5 ст. 37 УПК полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей (в т.ч. «требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, производстве дознания или предварительного следствия» (п. 3) и «отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом» (п.

6), осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Согласно ч. 1 ст. 30 ФЗ «О прокуратуре РФ» полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

Статья 54 данного Закона разъясняет, что содержащиеся в этом законе наименование «прокурор» обозначает — Генеральный прокурор РФ, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора РФ, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.

В приказе Генпрокуратуры России от 26.01.2017 N 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» указано:

«15. При поступлении жалобы на действия и решения должностных лиц органов дознания, подлежащей рассмотрению в порядке статьи 124 УПК РФ, прокурору (заместителю прокурора) выносить постановление о ее полном или частичном удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении. О принятом по жалобе решении уведомлять заявителей, разъясняя порядок его обжалования.»

В соответствии с Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (ред. от 21.09.2018):

«2.5. Жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, а также на действия (бездействие), приговоры, определения, постановления и решения суда, в том числе на решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством.

В нижестоящих прокуратурах решение об отказе в удовлетворении обращений принимает и дает ответы заявителям заместитель прокурора, прокурор или лица, их замещающие. После принятия решения руководителем данной прокуратуры повторные обращения подлежат направлению для рассмотрения в вышестоящую прокуратуру

И вот в этих нормах я не могу найти, где же установлена обязанность обжалования отказа заместителя прокурора города (района) обжаловать сначала прокурору города (района), а потом уже в вышестоящую прокуратуру.

admin
Оцените автора
Ракульское