Береговая охрана требует наличие паспортов у пассажиров

У входов в пассажирские терминалы аэропорта всем пассажирам и посетителям необходимо пройти входной контроль.

Вылетающим пассажирам необходимо пройти предполётный досмотр непосредственно перед посадкой в воздушное судно.

Для перевозки оружия, боеприпасов и специальных средств действуют отдельные правила.

Обратите, пожалуйста, внимание на возможные ограничения, действующие в других странах.

Входной контроль

На входах в пассажирские терминалы международного аэропорта Внуково всем гражданам необходимо пройти входной контроль на безопасность.

Данному контролю подлежат все лица, входящие в аэровокзальные комплексы международного аэропорта Внуково, а так же их багаж и ручная кладь.

Досмотр осуществляется сотрудниками службы авиационной безопасности с помощью стационарных и ручных металлодетекторов, рентгенотелевизионных интроскопов, газоанализаторов паров взрывчатых веществ.

В пиковые часы вылетов рейсов у входов в терминалы время от времени могут образовываться очереди.

Просим Вас принять это во внимание при планировании поездки в аэропорт. Пожалуйста, выезжайте заранее, оставив себе, достаточно времени для спокойного и комфортного прохождения предполетного досмотра и всех предполетных формальностей.

Предполётный досмотр

Вылетающим пассажирам необходимо пройти предполетный досмотр перед посадкой в воздушное судно.

На основании Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 25 июля 2007 г. № 104, предполетный досмотр пассажиров и ручной клади осуществляется сотрудниками службы авиационной безопасности международного аэропорта Внуково совместно с сотрудниками полиции линейного отдела МВД России в аэропорту Внуково с использованием специальных и технических средств досмотра.

При прохождении предполетного досмотра пассажиру предлагается представить для досмотра верхнюю одежду, ремни, кошельки, содержимое карманов, ручную кладь с помощью рентгенотелевизионного интроскопа, а самому пройти через рамку стационарного металлодетектора.

В соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 16 апреля 2012 г. № 96 «О внесении изменений в Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 25 июля 2007 г. № 104, изменяются правила прохождения предполетного досмотра. Пассажир может не снимать обувь, а так же ремень, если:

  • высота каблука обуви менее 2,5 см, а толщина менее 1,0 см;
  • ширина ремня менее 4,0 см, а толщина менее 0,5 см.

Обращаем Ваше внимание, что по решению инспектора группы досмотра службы авиационной безопасности, ремень и обувь независимо от размеров могут быть досмотрены с использованием специальных и технических средств.

Пассажиры, имеющие имплантированные аппараты, стимулирующие сердечную деятельность, проходят досмотр контактным методом без использования специальных и технических средств при предъявлении справки из медицинского учреждения.

В случаях подозрения наличия у пассажира запрещенных к перевозке предметов и (или) веществ, производиться личный досмотр, а так же ручной досмотр содержимого ручной клади пассажира.

Пассажиры по состоянию своего здоровья, не имеющие возможности пройти предполетный досмотр на общих основаниях (на носилках, инвалиды и т.д.), проходят предполетный досмотр в медпункте международного аэропорта Внуково.

Пассажир, отказавшийся от прохождения предполетного досмотра, к полету не допускается.

Согласно Правилам проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 25 июля 2007 г. № 104, в ручной клади пассажир имеет право провозить:

  • тонометр медицинский — один на пассажира;
  • тонометр ртутный в стандартном футляре — один на пассажира;
  • барометр или манометр ртутный, упакованный в герметичный
  • контейнер и опечатанный пломбой отправителя;
  • одноразовая зажигалка — одна на пассажира;
  • сухой лед — не более 2-х кг на пассажира.

Правила провоза жидкостей в ручной клади

Согласно Правилам проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 25 июля 2007 г. № 104, к провозу на борту воздушного судна разрешены жидкости, гелеобразные вещества и аэрозоли в емкостях объемом не более 100 миллилитров. Общий объем емкостей, разрешенных к провозу, не должен превышать одного литра на одного пассажира.

Провозимые в ручной клади емкости должны быть упакованы в прозрачный пакет. Жидкости, купленные вами в магазинах беспошлинной торговли, разрешается брать на борт самолета также запечатанными в прозрачный пакет.Уважаемые пассажиры! В целях упрощения прохождения досмотра рекомендуем вам до регистрации на рейс сдать в багаж жидкости, которые не будут вами использоваться во время перелета.

В соответствии с приложением № 1 к Правилам проведения предполетного и послеполетного досмотров пассажиров утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 25 июля 2007 г. № 104, запрещается перевозить в зарегистрированном багаже, при себе, в вещах при пассажирах, следующие опасные вещества и предметы:

  • Взрывчатые вещества, средства взрывания и предметы, ими начиненные:
    • пороха всякие, в любой упаковке и в любом количестве;
    • патроны боевые (в том числе малокалиберные);
    • патроны к газовому оружию;
    • капсюли (пистоны) охотничьи;
    • пиротехнические средства: сигнальные и осветительные ракеты, патроны сигнальные, посадочные шашки, дымовые патроны (шашки), спички подрывника, бенгальские огни, петарды железнодорожные;
    • тротил, динамит, тол, аммонал и другие взрывчатые вещества;
    • капсюли-детонаторы, электродетонаторы, электровоспламенители, детонирующий и огнепроводный шнур и т. д.;
    • газы для бытового пользования (бутан-пропан) и другие газы;
    • газовые баллончики с наполнением нервно-паралитического и слезоточивого воздействия и т. д.;
    • ацетон;
    • бензин;
    • пробы легковоспламеняющихся нефтепродуктов;
    • метанол;
    • метилацетат (метиловый эфир);
    • сероуглерод;
    • эфиры;
    • этилцеллозола;
    • вещества, подверженные самопроизвольному возгоранию;
    • вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой: калий, натрий, кальций металлический и их сплавы, кальций фосфористый и т. д.;
    • фосфор белый, желтый и красный и все другие вещества, относящиеся к категории воспламеняющихся твердых веществ;
    • окисляющие вещества и органические перекиси: нитроцеллюлоза коллоидная, в гранулах или хлопьях, сухая или влажная, содержащая менее 25 % воды или растворителя;
    • нитроцеллюлоза коллоидная, в кусках, влажная, содержащая менее 25 % спирта;
    • нитроцеллюлоза сухая или влажная, содержащая менее 30 % растворителя или 20 % воды и т. д.;
    • сильные неорганические кислоты: соляная, серная, азотная и другие;
    • фтористо-водородная (плавиковая) кислота и другие сильные кислоты и коррозирующие вещества;
    • любые ядовитые сильнодействующие и отравляющие вещества в жидком или твердом состоянии, упакованные в любую тару;
    • бруцин;
    • никотин;
    • стрихнин;
    • тетрагидрофурфуриловый спирт;
    • антифриз;
    • тормозная жидкость;
    • этиленгликоль;
    • ртуть;
    • все соли синильной кислоты и цианистые препараты;
    • циклон, цианплав, мышьяковистый ангидрид и т.д.;
    • другие опасные вещества, предметы и грузы, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на пассажиров, экипаж воздушного судна, а также создающие угрозу полета воздушного судна;
    • пистолеты, револьверы, винтовки, карабины и другое огнестрельное, газовое, пневматическое оружие, электрошоковые устройства, кортики, стилеты, десантные штык-ножи.
    • Разрешено перевозить в зарегистрированном багаже в грузовых, багажных отсеках воздушного судна с изолированным доступом пассажиров к багажу во время полета:
    • арбалеты, ружья для подводной охоты, шашки, сабли, тесаки, ятаганы, палаши, мечи, шпаги, штыки, кинжалы, ножи: охотничьи, ножи с выбрасывающимися клинками, с запирающими замками, имитаторы любого вида оружия;
    • хозяйственно-бытовые ножи (ножницы) с длиной клинка (лезвия) свыше 60 мм;
    • алкогольные напитки с содержанием более 24 %, но не более 70 % алкоголя по объему в емкостях вместимостью не более 5 л, в таре, предназначенной для розничной торговли — не более 5 л на одного пассажира;
    • жидкости и алкогольные напитки с содержанием алкоголя по объему не более 24 %;
    • аэрозоли, предназначенные для использования в спортивных или бытовых целях, выпускные клапаны баллончиков которых защищены колпачками от самопроизвольного выпуска содержимого в емкостях вместимостью не более 0,5 кг или 500 мл — не более 2 кг или 2 л на одного пассажира.

    Законодательство иных стран

    Обращаем ваше внимание на то, что при поездках за рубеж помимо ограничений на перевозку отдельных предметов и веществ, накладываемых законодательством Российской Федерации, в других странах применяются также и иные ограничения, предусмотренные таможенным законодательством и правилами авиационной безопасности этих государств.

    Предметы, разрешённые к перевозке в России, но запрещённые в других странах, могут быть изъяты в аэропортах прибытия этих стран при въезде в страну или при пересадке (транзите).

    Службы авиационной безопасности аэропортов России, а также таможенные органы РФ не проверяют багаж и ручную кладь вылетающих за рубеж пассажиров на предмет их соответствия законодательству иных стран.

    Служба авиационной безопасности аэропорта Внуково

    Служба авиационной безопасности (САБ) АО «Аэропорт Внуково» создана в июне 1995 г. на базе подразделения по досмотру отдела перевозок и отряда военизированной охраны (ВОХР) аэропорта. В связи с принятием Воздушного Кодекса РФ с апреля 1997 года стала самостоятельно, (ранее с участием сотрудников МВД) осуществлять функции по защите гражданской авиации от незаконного вмешательства в её деятельность.

    Система мер авиационной безопасности включает в себя:

    • охрану объектов аэропорта на контролируемой территории и за ее пределами;
    • специальный контроль и досмотр пассажиров, багажа, ручной клади, воздушных судов, бортового питания, почты и грузов;
    • охрану объектов радиотехнического и светотехнического обеспечения полетов;
    • персональную охрану воздушных судов;
    • доставку спецсредств и оружия, переданных пассажирами на период полета воздушного судна.

    Основной задачей Службы является обеспечение, совместно с другими подразделениями и службами аэропорта, защиты деятельности аэропорта от актов незаконного вмешательства в соответствии с нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности. Численность личного состава в группах досмотра более 900 человек, в группах отряда режима и охраны более 300 человек.

    Для обеспечения безопасности на территории аэропорта Внуково используются следующие современные технические средства:

    • более 100 единиц рентгенотелевизионных интроскопов для досмотра ручной клади и багажа пассажиров, грузов, почты и бортовых запасов;
    • 80 единиц стационарных металлодетекторов проходного типа для досмотра пассажиров и авиаперсонала;
    • около 20 единиц детекторов паров взрывчатых веществ;
    • система видеонаблюдения и автоматической идентификации транспортных средств на КПП (установлено более 1000 видеокамер);
    • более 400 единиц объектов, входящих в систему контроля и управления доступом;
    • более 150 единиц радиостанций (стационарные и носимые).

    За последние 10 лет службой авиационной безопасности было досмотрено более 63 млн. пассажиров, при этом выявлено около 108 тыс. человек, пытавшихся пронести на борт воздушного судна предметы и вещества, запрещённые к перевозке в воздушных судах. Совместно с правоохранительными органами изъято более 2 тыс. единиц огнестрельного и холодного оружия.

    С 1999 года, в соответствии с совместным приказом ФСВТ России и МВД России от 30.11.99г. № 120/971 у Службы появилась новая функция требующая особого подхода — доставка оружия и боеприпасов, переданных пассажирами для временного хранения на период полета воздушного судна.

    Постоянно изыскиваются возможности применения новых технических решений в обеспечении авиационной безопасности: в 2003 году введена в эксплуатацию система видеонаблюдения, на 85 % обновлён парк досмотровой техники. КПП оборудованы интроскопами и стационарными металлоискателями для досмотра авиаперсонала, системой контроля и управления доступом, переносными устройствами для принудительной остановки автотранспорта, системой автоматической идентификации транспортных средств.

    Служба находится в постоянной готовности к противодействию актам незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. В соответствии с Планом по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, личный состав Службы задействован в семи оперативных группах: блокирования, ликвидации угрозы взрыва, связи, эвакуации, аварийно-спасательных работ и пожаротушения, медицинского обеспечения, материально-технического и тылового обеспечения.

    Службой авиационной безопасности постоянно проводится совместная работа с производственными службами аэропорта, правоохранительными органами и местными органами власти по осуществлению мероприятий, направленных на предупреждение актов незаконного вмешательства в деятельность аэропорта, пресечение акций по захвату и угону воздушных судов, по обеспечению безопасности полетов, охране жизни, здоровья пассажиров и членов экипажей воздушных судов.

    На протяжении последних лет регулярно проводились подготовка и проведение заседаний аэропортовых комиссий по авиационной безопасности при Управе района Внуково по противодействию возможным террористическим актам в аэропорту.

    На заседания приглашались представители правоохранительных органов, силовых структур, авиакомпаний и фирм — арендаторов, осуществляющих свою деятельность в аэропорту «Внуково», для выработки совместных решений по вопросам обеспечения безопасности в аэропорту.

    Главным направлением в этой работе являлась отработка координации и взаимодействия с правоохранительными органами (ЛО МВД России в аэропорту Внуково, подразделением ФСБ России в аэропорту Внуково, Отрядом пограничного контроля ФСБ России в МАП «Внуково», Внуковской таможней и органами исполнительной власти.

    С учетом требований Федерального закона от 21.03.2005 г. № 20-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте» и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 г. № 711 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 г № 587» по вопросам организации охраны объектов АО «Аэропорт Внуково» систематически проводились рабочие встречи с представителями ЛО МВД России в аэропорту Внуково, подразделения ФСБ России в аэропорту Внуково, Отряда пограничного контроля ФСБ России в МАП «Внуково», 1-го полка полиции ФГКУ УВО ГУ МВД России по городу Москве по вопросам организации охраны объектов АО «Аэропорт Внуково» и обеспечения безопасности граждан и персонала АО «Аэропорт Внуково».

    За последние годы направлены предложения по оказанию содействия администрации аэропорта в вопросах по поддержанию и обеспечению общественного порядка, а также противодействию возможным террористическим проявлениям.

    Налажено взаимодействие с таможней, отделом пограничного контроля и военной комендатурой по вопросам выявления посторонних и подозрительных лиц, а также своевременного обнаружения и изъятия предметов и багажа, оставленных без присмотра.

    В настоящее время Службой обеспечивается охрана на 7-и КПП по периметру аэропорта, на которых допуск авиаперсонала, работников авиапредприятий и лиц сторонних организаций, автотранспорта на контролируемую территорию осуществляется с использованием досмотрового оборудования и системы контроля и управления доступом, а пропуск транспортных средств осуществляется с использованием системы автоматической идентификации.

    В целях дальнейшего совершенствования мер авиационной безопасности режима и охраны деятельность руководства АО «Аэропорт Внуково» нацелена на:

    • оснащение современными техническими средствами охраны и контроля;
    • решение вопроса установки современного периметрового ограждения с техническими средствами охраны, отвечающими мировым стандартам;
    • продолжение строительства внутренней объездной дороги;
    • строительству капитальных зданий для КПП, их оборудование современными устройствами видеонаблюдения и контроля управления доступом, стационарными устройствами принудительной остановки автотранспорта.

    Высокий уровень безопасности аэропорта Внуково подтвердили авиавласти Израиля и администрация транспортной безопасности США. Так, в феврале 2012 года Межведомственная комиссия, в которую помимо авиационных властей Израиля вошли представители Федерального агентства воздушного транспорта Минтранса РФ (Росавиация), авиакомпании «Трансаэро» и Внуковского аэропортового комплекса, провела проверку обустройства и технического оснащения воздушного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в международном аэропорту Внуково в пределах пассажирского терминала А и подписала Акт о его соответствии требованиям к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

    В марте 2013 года аэропорт Внуково посетили представители Администрации транспортной безопасности США (TSA). Специалисты TSA провели комплексную проверку систем безопасности Внуковского аэропортового комплекса. Особое внимание при осмотре аэропорта было уделено пропускному режиму, системе обработке багажа, зонам досмотра пассажиров на входе в терминал и в стерильную зону, порядку досмотра воздушных судов.

    Эксперты из США также высоко оценили уровень безопасности в аэропорту, техническую оснащённость почтово-грузового комплекса и цеха бортпитания.

    Антитеррористическая защищенность объекта: что должен знать руководитель

    кандидат технических наук, эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков, систем мотивации и обучения персонала, аудитор систем менеджмента качества, генеральный директор Центра инжиниринга безопасных условий труда, эксперт‑аудитор внутренних проверок СМК

    Рассказываем, каковы обязанности руководителя организации в части защиты объектов от террористического акта, как обеспечить безопасность работников и посетителей, избежать административного или уголовного наказания

    Основные понятия и нормативно-правовое регулирование

    Что такое антитеррористическая защищенность объекта

    Противодействовать терроризму обязаны не только органы государственной и муниципальной власти. Обычные граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны организовать работу по предупреждению терроризма. Для этого необходимо обеспечить безопасность собственных или арендуемых зданий и сооружений.

    Каждый объект должен быть максимально защищен от угрозы извне. Если это школа, директор принимает меры, чтобы террористы не проникли на территорию, а если такое произошло, чтобы помощь была вызвана мгновенно. Персонал должен знать свои действия на случай террористической угрозы, уметь оказать первую помощь пострадавшим.

    Антитеррористическая защищенность объекта (далее — АТЗ) — состояние здания или территории, которое не позволит совершить террористический акт. Цель АТЗ — сберечь жизнь и здоровье людей, сохранность имущества, окружающей среды, флоры и фауны.

    Чтобы обеспечить АТЗ, организация должна:

    • провести оценку уязвимости,
    • составить акт обследования;
    • категорировать объект защиты;
    • составить, согласовать паспорт безопасности и актуализировать его по мере необходимости;
    • отслеживать, как выполняется план по повышению защищенности, проводить ежегодные проверки.

    Какие объекты подлежат антитеррористической защите

    Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

    Согласно ч. 6 ст. 3 Закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗа антитеррористической защищенности подлежат места массового пребывания, к которым относятся:

    • территории общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа,
    • специально отведенные территории за их пределами,
    • места общего пользования в здании, строении, сооружении или ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.

    В одной организации может быть несколько объектов защиты, если в каждом из зданий или строений находится одновременно больше 50 человек.

    Какие нормативные акты регулируют эту сферу

    Требования к антитеррористической защищенности объектов и территорий, их категории и формы паспортов безопасности утверждает Правительство РФ (п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ). Для разных сфер деятельности разработаны отдельные документы.

    Они содержат правила категорирования, формы паспортов безопасности и пр.

    Перечень действующих нормативных правовых актов вы найдете в нашей шпаргалке.

    В конце статьи есть шпаргалка

    Категорирование объекта

    Каковы критерии оценки риска

    Категорию зданию или территории устанавливают, опираясь на сведения о совершенных или предотвращенных террористических актах не только на самом объекте, но и в районе его расположения. Эта информация есть в сводках федеральной службы безопасности, национальной гвардии, других статистических материалах.

    Также для категоризации объектов защиты специалисты применяют математико-статистические методы расчета ущерба, которые могут оценить возможные потери населения и материального оснащения в случае террористического акта.

    Чем выше категория риска, тем больше мероприятий предстоит выполнить руководству организации, чтобы обеспечить защиту.

    Как организовать категорирование объекта

    Критерии по категорированию перечислены в постановлениях Правительства РФ. Единого набора не существует, к разным объектам применяются разные критерии, их выбор зависит от официальной статистики по предотвращенным терактам, прогнозных показателей по количеству пострадавших и материальному ущербу.

    Приказ об обследовании и категорировании объекта вы найдете в нашей шпаргалке.

    В конце статьи есть шпаргалка

    Чтобы правильно присвоить категорию, нужны статистические данные по совершенным или предотвращенным терактам — их необходимо получить в территориальном органе безопасности района расположения организации.

    Прогнозный показатель количества пострадавших принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте или территории в рабочие дни. Прогнозный показатель материального ущерба — равным балансовой стоимости объекта или территории.

    Пример. Расчет категории для детских учреждений стационарного типа

    Учреждение для отдыха и оздоровления детей (Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 № 732)

    Антитеррористическая защищенность объектов

    Какие документы надо оформить

    Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

    Для того чтобы работа по АТЗ была систематизированной, руководитель предприятия должен разработать несколько документов. Первый — это план организационных и технических мероприятий по защищенности вверенных ему объектов с массовым пребыванием людей.

    Организационные мероприятия Технические мероприятия
    Назначение ответственных за АТЗ Установка систем контроля доступа на территорию, в здания и помещения
    Обучение и инструктажи по АТЗ, тренировки, обучение оказанию первой помощи пострадавшим при теракте; повышение квалификации для ответственных лиц и руководителя организации Установка системы оповещения на случай террористического акта
    Заключение договоров с охранными предприятиями Оснащение объекта и территории инженерно-техническими средствами и системами охраны
    Категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий
    Разработка, утверждение, актуализация паспорта безопасности

    Приказ о создании комиссии, которая реализует этот план, обследует и присвоит объекту категорию риска, станет следующим документом. В комиссию кроме руководителя организации должны войти представители территориальных органов безопасности, МВД, Росгвардии.

    В организации также должны быть:

    • Паспорт безопасности объекта или территории с перечнем мероприятий по обеспечению АТЗ. Это основной документ, подлежащий проверке. Его составляют с учетом присвоенной категории риска, сроков реализации мероприятий, объема планируемых работ и выделенных средств на два финансовых года, следующих за текущим.
    • Приказ о мерах по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности.
    • План взаимодействия с территориальными органами безопасности, МВД РФ, Росгвардии. Нужен, потому что система антитеррористической защиты не может существовать обособленно. Она должна соответствовать характеру деятельности, быть интегрированной в систему управления предприятием.
    • Положение (инструкция) об организации пропускного и внутриобъектового режимов и план действий при установлении уровней террористической опасности.

    Какие мероприятия провести

    Как обезопасить свой объект
    Курс по антитеррористической защищенности для специалистов по охране труда

    Нужна обучающая работа с персоналом организации и посетителями. Если речь идет о школе, то каждый ученик должен знать план эвакуации в случае сигнала угрозы теракта.

    Проводите плановые учения и тренировки по отработке правильных действий. Всех работников и посетителей известите о правилах эвакуации, применении средств индивидуальной и коллективной защиты, месте сбора при эвакуации. Для этой цели нужно проводить инструктажи по АТЗ.

    Уделите внимание отработке действий при условном совершении террористического акта. Проводите устные опросы, записи о них вносите в журналы проведения инструктажа и практических занятий.

    Кого назначить ответственным за АТЗ

    Для реализации всех планов, включая тренировки, оснащение СКУД, взаимодействие с ведомствами и пр., необходимо назначить ответственных. Они вместе с руководителем организации должны пройти повышение квалификации по АТЗ.

    Нельзя назначать ответственными тех, кто не обладает административно-управленческим ресурсом. Полномочия зафиксируйте в должностных инструкциях сотрудников, формулировки вы найдете в отраслевых постановлениях Правительства РФ.

    Примеры должностных обязанностей:

    • вести общее руководство обеспечением АТЗ
    • утверждать паспорта безопасности объектов
    • анализировать эффективность системы защищенности
    • планировать мероприятия по обеспечению АТЗ объектов и территорий
    • обеспечивать мероприятия по АТЗ ресурсами
    • координировать деятельность подразделений и должностных лиц организации по обеспечению АТЗ объектов (территорий)
    • организовать взаимодействие с территориальными органами безопасности, МВД, МЧС, Росгвардии
    • разрабатывать и согласовывать проекты локальных нормативных актов в части обеспечения АТЗ объектов и территорий
    • координировать совместные действия с территориальными органами безопасности, МВД, МЧС, Росгвардии
    • участвовать в планировании и выполнении мероприятий по обеспечению АТЗ
    • проводить инструктажи и обучения по АТЗ

    Как обучить оказанию первой помощи пострадавшим

    Сергей Мещерин, к.м.н., врач-хирург, организатор здравоохранения:

    Обучение работников и посетителей объекта, например учеников школы или пациентов больницы, проводится по программам, которые не отличаются от программ обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Составляются они на основе Приказа Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н. Обучение можно провести внутри самой организации или направить сотрудников в учебный центр.

    Первая помощь при терактах нужна в следующих ситуациях:

    • отсутствие сознания,
    • остановка дыхания и кровообращения,
    • наружные кровотечения,
    • инородные тела в верхних дыхательных путях,
    • травмы различных областей тела,
    • ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения,
    • отморожение и другие эффекты воздействия низких температур,
    • отравления.

    Чтобы обучить работников и посетителей, организация должна приобрести и подготовить технические средства: тренажеры, учебные пособия, плакаты, стенды, памятки.

    Обратите внимание: работник, который будет проводить обучение оказанию первой помощи при терактах, обязан пройти повышение квалификации в учебном центре по курсу «» 16 ак. часов ().

    Паспорт безопасности объекта и другие документы

    Как заполнить паспорт

    В постановлениях Правительства РФ, регулирующих эту сферу, фигурирует понятие «паспорт безопасности». Поэтому юридически правильным будет использовать именно этот термин, а не «паспорт антитеррористической защищенности», который также встречается в различных нормативных правовых актах.

    Паспорт безопасности состоит из обязательных разделов:

    1. Общие сведения об объекте (территории). Это сведения из устава организации, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, из кадастрового паспорта.
    2. Сведения о работниках, обучающихся и иных лицах, находящихся на объекте (территории). Укажите среднее количество сотрудников и посетителей, сведения о площади объекта и режиме работы организации, например, количество смен.
    3. Сведения о критических элементах объекта (территории). Это важная информация, которая опирается на вероятностные методы. Критические элементы — это потенциально опасные элементы объекта, незаконное вмешательство в которые приведет к нарушению функционирования объекта.
    4. Прогноз последствий в результате совершения на объекте (территории) террористического акта.
    5. Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта. Этот раздел заполняется на основе бухгалтерских данных с учетом стоимости активов.
    6. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории). Укажите, кто охраняет объект: частное охранное предприятие или войска Росгвардии.
    7. Меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта. Перечислите, какие автоматические системы оповещения и связи, средства пожаротушения применяются на объекте.
    8. Выводы и рекомендации.
    9. Дополнительные сведения с учетом особенностей объекта (территории).

    Подробный алгоритм и образец заполнения паспорта безопасности вы получите на курсе повышения квалификации «А»

    Как оформить акт обследования и категорирования объекта

    Акт обследования и категорирования объекта защиты — это первый этап создания паспорта безопасности. Акт составляют в двух экземплярах. Как и паспорту безопасности, ему присваивают гриф «ДСП» (для служебного пользования) или гриф секретности.

    Выбор зависит от категории объекта (ст. 8 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1).

    Категорирование проводят в момент ввода объекта в эксплуатацию и в случае значимых изменений его характеристик, например, при монтаже новой автоматической системы пожаротушения.

    Каждый федеральный орган исполнительной власти (министерство, ведомство), в ведении которого находятся организации, разрабатывает методический материал, который помогает составлять акт обследования и категорировать объекты защиты.

    Пример. Для вузов применяется Письмо Минобрнауки России от 22.02.2018 № ТС-543/12. Для школ и детских садов — Письмо Минпросвещения России от 28.01.2020 № ВБ-85/12.

    Акт обследования и категорирования объекта защиты составляет комиссия, назначенная приказом руководителя организации. Требования к созданию комиссии в органах исполнительной власти различны. Во всех случаях можно привлекать сотрудников органов безопасности и МВД России.

    В некоторых ведомствах допустимо привлекать:

    • сотрудников специализированных организаций;
    • экспертов специализированных организаций, у которых есть право проводить экспертизу безопасности объектов (территорий);
    • работников организаций, специализирующихся в области инженерно-технического оборудования объектов, проектирования и монтажа технических средств охраны;
    • экспертов в области проектирования и эксплуатации технологических систем.

    Каких-либо нормативно закрепленных прямых ограничений или запретов, кроме конфиденциальности информации, по составу комиссии нет. Собственник должен в первую очередь защищать информацию, представляющую интерес для террористов.

    Ответственность за неисполнение законодательных требований

    Наталья Герасименко, юрист, к.ю.н., эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе:

    Многие работодатели, к сожалению, халатно относятся к обеспечению АТЗ, притом что ужесточены меры ответственности за неисполнение законодательных требований — вплоть до уголовной ответственности.

    В конце 2019 года в КоАП РФ появилась ст. 20.35, которая предусматривает ответственность за нарушения антитеррористического законодательства для объектов и территорий.

    За нарушения организациям грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб., должностным лицам — дисквалификация от полугода до трех лет или штраф от 30 000 до 50 000 руб.

    Если действия виновных будут содержать признаки уголовного преступления, наступят основания для уголовного преследования конкретного человека — руководителя организации или сотрудника, который по должности занимался обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности.

    Пример. Школа не организовала режим антитеррористической защищенности, и в результате нападения погибли ученики и учителя. При этом согласно федеральному закону «Об образовании в РФ» (ч.

    6-7 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) школа обязана создавать безопасные условия для учащихся и педагогов и отвечает за неисполнение этой функции. Кроме того, в отношении педагогов действует ст. 212 ТК РФ, где сказано, что работодатель обязан обеспечить безопасность своих сотрудников во время выполнения трудовых обязанностей.

    В этой ситуации директор школы и его заместитель по безопасности могут быть привлечены к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 293 УК РФ за халатность, которая привела к гибели людей. А это принудительные работы на срок до пяти лет, а также в некоторых случаях лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    Второй вариант — лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Шпаргалка

    В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

    • Образец приказа 656.9 КБ
    • Перечень нормативных актов по антитеррористической защищенности 687.2 КБ

    Статья 85 Воздушного кодекса. Предполетный и послеполетный досмотры

    1. В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру, а также послеполетному досмотру в случае его проведения в соответствии с настоящей статьей подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, ручная кладь, грузы и почта.

    Послеполетный досмотр проводится при получении оператором аэропорта, оператором аэродрома гражданской авиации или перевозчиком информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в деятельность в области авиации в целях выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, либо материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

    2. Предполетный досмотр, послеполетный досмотр пассажиров, багажа, ручной клади, членов экипажа, лиц из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводятся в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности.

    Проведение предполетного досмотра, послеполетного досмотра не исключает возможность проведения досмотра при осуществлении оперативно-разыскной, уголовно-процессуальной и иной деятельности уполномоченными на то лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    При выполнении международных полетов воздушных судов предполетный досмотр проводится до или после осуществления пограничного контроля и таможенного контроля либо в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, и иных видов контроля. При выполнении международных полетов воздушных судов послеполетный досмотр проводится после осуществления пограничного контроля и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, и иных видов контроля.

    3. При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым.

    4. Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта.

    Комментарии к ст. 85 ВЗК РФ

    Руководством по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 21 ноября 1995 г. N 102, регламентирован порядок практического осуществления мероприятий по производству досмотра в общем технологическом процессе обслуживания воздушных судов и пассажиров как на внутренних, так и на международных линиях.

    Досмотр пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов производится в целях обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей и авиаперсонала, пресечения возможных попыток захвата (угона) гражданских воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации со стороны преступных элементов, а также предотвращения незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности.

    Основной задачей производства досмотра является своевременное предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт гражданских воздушных судов лиц с оружием, боеприпасами, веществами и предметами, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на экипаж и пассажиров этих судов с целью их захвата (угона) или могут явиться причиной чрезвычайного происшествия (авиационного). Досмотр производится на всех внутренних и международных рейсах, выполняемых воздушными судами авиапредприятий, авиакомпаний и других эксплуатантов независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Досмотр пассажиров чартерных рейсов осуществляется на общих основаниях.

    В промежуточных аэропортах транзитные пассажиры досмотру не подлежат, если после выхода из воздушного судна они до посадки находились в стерильной зоне.

    Досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа производится после регистрации билетов, а в аэропортах, обслуживающих международные рейсы, — после прохождения пассажирами таможенного и пограничного контроля.

    Контроль за пересечением зон таможенного и пограничного контроля возложен на должностных лиц таможенных и пограничных органов во взаимодействии со службой авиационной безопасности аэропорта по согласованной технологии. Досмотр ручной клади и багажа, находящегося при пассажире, производится только в его присутствии. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр багажа может быть произведен в отсутствие пассажира.

    Досмотр багажа в отсутствие пассажира, связанный с необходимостью вскрытия багажа, производится комиссией по решению руководителя службы авиационной безопасности или лица, его замещающего. Досмотр багажа производится в присутствии двух понятых и оформляется актом.

    Перевозка багажа и ручной клади пассажиров, не явившихся на посадку, категорически запрещается. При необоснованной задержке отправления пассажира, связанной с проведением досмотра, должностные лица авиапредприятия обязаны принять все необходимые меры, обеспечивающие отправку его очередным рейсом. В случае отказа пассажира от полета или от продолжения полета по причине задержки с отправкой, вызванной досмотром, авиапредприятие обязано по его требованию полностью возместить стоимость билета или его неиспользованной части.

    При отказе пассажира от досмотра перевозчик вправе расторгнуть договор воздушной перевозки.

    Каждый пассажир информируется о требованиях, предъявляемых авиапредприятием при перевозке пассажиров, их ручной клади и багажа. Для этого в аэропортах, агентствах, городских аэровокзалах, местах продажи билетов оборудуются световые табло, вывешиваются плакаты, раздаются памятки, по радио передаются тексты, содержащие информацию о том, что:

    а) для обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей запрещается перевозить воздушными судами гражданской авиации взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и другие опасные вещества и предметы;

    б) в целях предотвращения провоза веществ и предметов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом, и обеспечения безопасности полетов в аэропортах и городских аэровокзалах производится досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров;

    в) провоз пассажирами на воздушных судах гражданской авиации веществ и предметов, запрещенных к перевозке, влечет за собой ответственность, предусмотренную законом;

    г) пассажиры, не прошедшие досмотр, а также не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, к перевозке не допускаются;

    д) пассажирам категорически запрещается принимать от посторонних лиц для перевозки на воздушных судах чемоданы, посылки и другие предметы, а также доверять свой багаж незнакомым гражданам под наблюдение хотя бы на непродолжительное время.

    В аэропортах, агентствах, городских аэровокзалах, местах продажи авиабилетов, перед пунктами досмотра вывешиваются перечень опасных веществ и предметов, запрещенных к провозу на гражданских воздушных судах, правила провоза оружия и боеприпасов, радио-, фото-, киноаппаратуры, электронно-вычислительной и телевизионной техники и допустимые нормы провоза ручной клади. В агентствах, аэровокзалах, в местах продажи билетов и зонах их регистрации, местах заполнения таможенных деклараций и оформления багажа, перед зонами контроля (пунктами досмотра) вывешиваются объявления, примерный перечень текстов которых прилагается.

    В зависимости от степени опасности изъятых оружия, боеприпасов, опасных веществ и предметов принимается решение о допуске пассажира к полету, наложении на него административного взыскания (штрафа) или передаче его в органы внутренних дел.

    При допуске такого пассажира к полету решается вопрос о необходимости досмотра его багажа.

    Все лица, сопровождающие на борту воздушного судна груз, проходят досмотр на безопасность в обязательном порядке. При обнаружении запрещенных к перевозке веществ и предметов производится их изъятие в соответствии с определенной технологией производства досмотра. В полете сопровождающие груз находятся под контролем экипажа и к грузу не допускаются.

    Досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа возлагается на работников гражданской авиации, назначенных администрацией аэропорта (начальника посадочной площадки в присутствии члена экипажа).

    Началу досмотра должно предшествовать:

    а) объявление о необходимости предъявления пассажирами имеющихся у них опасных веществ, предметов и грузов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом;

    б) предупреждение пассажиров об ответственности за провоз опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом;

    в) доведение до сведения пассажиров перечня запрещенных к перевозке на воздушном транспорте опасных веществ и предметов. В аэропорту должны предусматриваться залы для размещения транзитных и трансферных пассажиров с ручной кладью и багажом с целью исключения контакта с недосмотренными пассажирами. Транзитные и трансферные пассажиры не должны иметь доступа к своему зарегистрированному багажу.

    Должностные лица службы организации перевозок должны своевременно информировать специалистов службы авиационной безопасности об изменениях маршрутов транзитных пассажиров, которые были изменены по инициативе пассажиров. Багаж указанных пассажиров должен быть досмотрен и отправлен тем же рейсом. К перевозке в салонах воздушных судов в качестве ручной клади пассажира могут быть допущены вещи и предметы, необходимые пассажиру в полете (зонты, трости, папки, портфели, дамские сумки, предметы гигиены, печатные изделия, медикаменты, пальто, шубы, плащи, питание, кресла-коляски для инвалидов, детские колыбельные при наличии ребенка до 1 года). Общая масса указанных вещей не должна превышать 5 кг. При этом в салоне воздушного судна разрешается перевозить вещи и предметы, требующие особых мер предосторожности при перевозке (кинофотоаппаратура, теле-, радиоаппаратура, электронные приборы, музыкальные инструменты, изделия из стекла, фарфора, керамики и т.п.).

    При наличии у пассажиров электронных игр, портативных видеокамер, видеомагнитофонов, переносных телефонов и другой электронной аппаратуры запрещено пользование ими на борту воздушного судна в целях исключения создания помех в системах связи и пилотажа воздушного судна в полете.

    На гражданских воздушных судах разрешается перевозить в ручной клади следующие вещества и предметы бытового назначения:

    1. уксусная эссенция (не более 0,5 литра на пассажира);

    2. спирт (до 70%) и винно-водочные изделия в заводской упаковке;

    3. лаки для ногтей и жидкости для волос в аэрозольной упаковке, а также освежающие жидкости, имеющие спирто-лаковую основу.

    Перечисленные жидкости должны быть в заводских упаковках;

    4. зажигалки и баллончики со сжиженным газом для зажигалок (не более двух баллончиков на пассажира), за исключением газовых зажигалок одноразового использования и зажигалок, подверженных утечке в условиях пониженного давления;

    5. складные (без фиксатора) дорожные, перочинные ножи и ножи хозяйственно-бытовые с длиной лезвия не более 110 мм;

    6. термометры (градусники) медицинские (не более одного на пассажира);

    7. тонометры ртутные в стандартных футлярах (не более одного на пассажира);

    8. барометры и манометры ртутные, упакованные в специальные герметичные контейнеры, под пломбой отправителя;

    9. контейнеры с калибровочными радиоизотопными источниками (не более четырех штук).

    Обнаруженные у пассажира в ручной клади (багаже) при досмотре опасные вещества и предметы, запрещенные к перевозке воздушным транспортом, изымаются. Изъятие оформляется актом, который регистрируется в журнале. Изъятые у пассажиров опасные вещества и предметы, которые находятся в свободной продаже, но запрещены к перевозке на гражданских воздушных судах (баллоны с газом, газовые баллончики, огнеопасные лакокрасочные изделия, вещества и предметы бытового назначения, не имеющие стандартной заводской упаковки, и т.п.), выдаются провожающим или хранятся в аэропорту в специальных помещениях.

    Обнаруженные в ходе досмотра газовое оружие и газовые патроны, на которые у пассажиров отсутствуют соответствующие документы, передаются в органы внутренних дел в соответствии с законодательством, регламентирующим оборот оружия на территории Российской Федерации. Пассажир, у которого при досмотре обнаружены опасные вещества и предметы, за изготовление, ношение и хранение которых предусмотрена уголовная ответственность (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, средства взрывания, взрывные устройства, наркотические, ядовитые, отравляющие, радиоактивные вещества и т.п.), снимается с рейса и вместе с материалами (актом и изъятыми веществами и предметами) передается в органы внутренних дел для решения вопроса о привлечении его к ответственности.

    Береговая охрана требует наличие паспортов у пассажиров

    Опубликовано: 22.12.2020 16:41

    В ходе обеспечения частной охранной организацией (ЧОО) пропускного режима на объектах охраны возникают отношения, связанные с обработкой персональных данных. Указанные отношения регулирует федеральный закон от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Это происходит в основном при осуществлении допуска на охраняемые объекты работников организации и посетителей.

    Как и на основании каких нормативных актов должны действовать сотрудники охраны, кому может предоставляться допуск к персональным данным – эти и другие вопросы рассмотрим в настоящей статье.

    В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12.1 Закона РФ от 11.03.92 № 2487–1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частные охранники вправе осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц на объекты охраны (с объектов охраны). В указанной статье не прописано, что собой представляют эти документы, кем и на каком основании они выдаются. Вследствие этого на практике при осуществлении пропускного режима возникает ряд вопросов правового и организационного характера, а именно:

    • какие документы дают право на вход (выход) лиц на объекты охраны (с объектов охраны), кто и в каких нормативных правовых актах определяет их перечень;
    • вправе ли частный охранник при наличии таких документов требовать у посетителя предъявить документ, удостоверяющий личность;
    • имеет ли частный охранник право фиксировать персональные данные посетителя на материальном носителе (в журнале) или сканировать документ, удостоверяющий личность.

    Перечень документов, дающих право на вход (выход) лиц на объект охраны, устанавливает, прежде всего, собственник объекта, заказчик охранной услуги в Правилах соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов, которые утверждаются его локальным нормативным правовым актом (приказом). В этом акте определяются порядок допуска на объект охраны и перечень документов, дающих право входа на объект.

    Обеспечение пропускного режима, установленного заказчиком, осуществляет ЧОО.

    Действия частного охранника на объекте охраны, его права и обязанности при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны, утверждаемой руководителем частной охранной организации или иным уполномоченным лицом организации.

    В соответствии с п. 10.5 Типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны (утв. приказом МВД России от 22.08.11 № 960; ранее это ведом- ство было федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности. Сейчас эти полномочия переданы Росгвардии) в указанной инструкции должны быть прописаны требования заказчика к посетителям объекта охраны.

    Это означает, что частная охранная организация не вправе устанавливать иной порядок допуска посетителей на объект охраны, равно как требовать у посетителей предъявления каких-либо иных документов, не установленных заказчиком. ЧОО обязана обеспечить пропускной ре- жим, установленный заказчиком.

    В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12.1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые заказчиком, не должны противоречить законодательству РФ.

    Из этого следует, что заказчик вправе устанавливать перечень документов, дающих право на вход на объект охраны, только в отношении лиц, порядок допуска которых не определен законодательством РФ. К их числу относятся работники данной организации и лица, целью посещения которых является решение личных, коммерческих, кадровых и иных вопросов с администрацией организации.

    Право беспрепятственного прохода по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями имеют следующие должностные лица:

    • член Совета Федерации, депутат Государственной Думы (п. 2 ст. 5 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации»);
    • прокурор (п. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
    • сотрудник Следственного комитета РФ (п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О Следственном комитете РФ»). Согласно ст. 22 указанного Федерального закона, удостоверение сотрудника Следственного комитета РФ является документом, подтверждающим его личность, должность, специальное или воинское звание;
    • профсоюзные инспекторы труда (п. 3 ст. 19 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»);
    • должностные лица таможенных органов (ст. 184 Таможенного кодекса РФ);
    • судебные приставы-исполнители (ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах»);
    • следователь, дознаватель для производства следственных действий (ст. 21 УПК РФ);
    • Уполномоченный по правам человека (ч. 1 ст. 23 Федерального Конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»);
    • инспекторы, осуществляющие государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль в соответствии с вновь принятым Федеральным законом от 31.07.20 № 248-ФЗ «О государственном контроле (над- зоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

    В ст. 71 «Рейдовый осмотр» Федерального закона № 248-ФЗ предусматривается:

    «Контролируемые лица, владеющие производственными объектами и (или) находящиеся на территории, на которой проводится рейдовый осмотр, обязаны обеспечить в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступ инспекторам к территории, транспортным средствам и иным объектам, указанным в решении о проведении рейдового осмотра, а также ко всем помещениям (за исключением жилых помещений)».

    Под рейдовым осмотром понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

    Рейдовый осмотр проводится в отношении всех контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование или управление объектом контроля, либо неограниченного круга контролируемых лиц, осуществляющих деятельность или совершающих действия на определенной территории.

    В ст. 29 указанного Федерального закона, устанавливающей права и обязанности инспектора, предусмотрено:

    «Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением контрольного (надзорного) органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) производственные объекты, если иное не предусмотрено федеральными законами».

    Данный закон не детализирует механизм беспрепятственного доступа инспекторов, в том числе государственных инспекторов труда, на территорию и объект хозяйствующего субъекта.

    В соответствии с Федеральным законом от 18.07.11 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к данной категории относятся инспекторы федерального государственного надзора за обеспечением государственной тайны, государственного надзора в области предупреждения и распространения ВИЧ-инфекции, государственного надзора в области безопасности дорожного движения, государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности, федерального государственного пожарного надзора, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников и целый ряд других органов, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществления государственного контроля (надзора).

    При обеспечении пропускного режима частный охранник не вправе требовать от должностных лиц, которым предоставлено право беспрепятственного прохода, какие-либо иные документы, кроме документов, указанных в соответствующем федеральном законе (например, паспорт).

    В данном случае документом, дающим право на проход на территорию, в организацию, является служебное удостоверение, которое должностное лицо обязано предъявить частному охраннику, тем самым подтверждая свой статус.

    В случае если установленный заказчиком пропускной режим предусматривает запись данных такого должностного лица в соответствующий журнал, то частный охранник обязан это сделать. В подобных случаях правоотношений, установленных Федеральным законом «О персональных данных», не возникает, так как должностное лицо выступает как публичное лицо, и содержащиеся в служебном удостоверении данные могут быть доступны любому гражданину, а не только частному охраннику.

admin
Оцените автора
Ракульское