Возможна ли дополнительная работа для госслужащего

В соответствии с ч. 2 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в соответствии с ч.2 ст. 11 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации государственный гражданский и муниципальный служащий (далее – служащий) вправе с предварительным уведомлением работодателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Понятие «конфликт интересов» дано в ст. 10 Федерального закона № 273- «О противодействии коррупции». Под конфликтом интересов понимается ситуация при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение служебных обязанностей.

В свою очередь под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, услуг имущественного характера или каких-либо преимуществ самим служащим, лицом стоящим с ним в близком родстве или свойстве, а также третьими лицами с которыми служащий либо лица состоящие с ним в близком родстве или свойстве связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Под иной оплачиваемой работой понимается работа по совместительству, которая осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 44 Трудового кодекса Российской Федерации и на основании как трудового договора, так и гражданско-правового. При этом к иной оплачиваемой работе не относится работа другой должности государственной (муниципальной) службы.

Уведомление об иной оплачиваемой работе представляется работодателю письменном виде до фактического заключения трудовых отношений. Требования к форме и содержанию уведомления, порядок его предоставления принимаются соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления.

Законодательная конструкция данного правоотношения не требует получения согласия работодателя на представленное служащим уведомление, также работодатель не вправе запретить служащему выполнение иной оплачиваемой работы. Принятие решения о работе по совместительству является ответственностью самого служащего, который должен определить степень своей личной заинтересованное являющейся квалифицирующим признаком возникновения ситуации конфликта интересов. Помимо этого при принятии решения о работе по совместительству и при выполнении данной работы служащий обязан соблюдать требования предусмотренные ст.ст. 17, 18 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст.ст.

Почитать  Временная регистрация при устройстве на работу

12, 14 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» непринятие служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение в связи с утратой доверия.

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Хабаровского края

Прокуратура Хабаровского края

Дата публикации:

24 июня 2016, 00:00

Понятие «иной оплачиваемой работы» государственного гражданского муниципального служащего

В соответствии с ч. 2 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в соответствии с ч.2 ст. 11 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации государственный гражданский и муниципальный служащий (далее – служащий) вправе с предварительным уведомлением работодателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Понятие «конфликт интересов» дано в ст. 10 Федерального закона № 273- «О противодействии коррупции». Под конфликтом интересов понимается ситуация при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение служебных обязанностей.

В свою очередь под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, услуг имущественного характера или каких-либо преимуществ самим служащим, лицом стоящим с ним в близком родстве или свойстве, а также третьими лицами с которыми служащий либо лица состоящие с ним в близком родстве или свойстве связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Под иной оплачиваемой работой понимается работа по совместительству, которая осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 44 Трудового кодекса Российской Федерации и на основании как трудового договора, так и гражданско-правового. При этом к иной оплачиваемой работе не относится работа другой должности государственной (муниципальной) службы.

Уведомление об иной оплачиваемой работе представляется работодателю письменном виде до фактического заключения трудовых отношений. Требования к форме и содержанию уведомления, порядок его предоставления принимаются соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления.

Законодательная конструкция данного правоотношения не требует получения согласия работодателя на представленное служащим уведомление, также работодатель не вправе запретить служащему выполнение иной оплачиваемой работы. Принятие решения о работе по совместительству является ответственностью самого служащего, который должен определить степень своей личной заинтересованное являющейся квалифицирующим признаком возникновения ситуации конфликта интересов. Помимо этого при принятии решения о работе по совместительству и при выполнении данной работы служащий обязан соблюдать требования предусмотренные ст.ст.

17, 18 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст.ст. 12, 14 Закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» непринятие служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение в связи с утратой доверия.

© 2003-2022 Прокуратура Хабаровского края
Все права защищены

Хабаровск ул. Шевченко, д. 6
Телефон: +7 (4212) 32-48-38
Телефон: +7 (4212) 31-39-65

Разрешено ли государственным служащим работать по совместительству?

Тяжёлые обстоятельства могут побудить госслужащего устроится на дополнительное место работы.

Но, чтобы при этом не потерять место работы и гарантии, даруемые государственным служащим, следует взять во внимание ряд законодательных нюансов, связанных с выполнением обязанностей на двух работах.

Работа по совместительству с точки зрения трудового законодательства

В свободное от основной работы время госслужащий имеет право быть занятым на другой работе. Данное положение устанавливается Ст.14 Федерального закона от 27.05.2004 №79-Ф3.

Для того, чтобы устроиться на дополнительную работу, сотрудник государственного органа должен заведомо проинформировать работодателя о таком желании.

Прием на работу

При этом, если работодатель усмотрит возможность конфликта интересов, он может отказать подопечному в работе по совместительству на соответствующих должностях.

Конфликт интересов, в первую очередь означает, что реализация должностных функций на дополнительном месте занятости может снизить качество выполнения обязанностей на основной работе.

Работник может оспорить такое заявление в судебном порядке.

Однако в случае, если решение о возможности конфликта интересов вынесено антикоррупционной комиссией, госслужащему будет отказано в реализации права работы по совместительству.

Решение антикоррупционной комиссии оглашается работнику в течение нескольких суток после отправки им письменного запроса в комиссию своей организации.

Трудовым кодексом РФ (ст. 284) устанавливается, что длительность работы по совместительству не должна быть больше половины нормы рабочего времени для указанной должности.

молодая работница

Иными словами, при стандартном количестве рабочих часов занятость на дополнительной работе ограничивается четырьмя часами в день и 20-ю часами в неделю.

Если же по тем или иным причинам (отстранение от выполнения обязанностей, длительный отпуск и пр.) работник не занимается трудовой деятельностью на основной работе, то его занятость на дополнительной должности может осуществляться в полном объёме (8 часов в сутки).

При этом на дополнительном месте работы заключается новый трудовой договор.

Установленные Трудовым кодексом гарантии для работников должны в полной мере соблюдаться на второй работе. Здесь сотрудник также имеет право на отдых, оплачиваемый отпуск, больничный и т. д. При этом отпуск на дополнительной работе предоставляется в то же время, что и на основной.

Ограничения

Трудовой кодекс и Федеральный закон от 27.05.2004 №79-Ф3 устанавливают запрет на работу по совместительству для следующих лиц:

  • руководители предприятий;
  • лица, занимающие выборную должность в органе местного самоуправления;
  • лица, занимающие оплачиваемую должность в органе профессионального союза.

При этом служащим вышеупомянутых категорий разрешается сочетать свою основную деятельность с преподавательской, научной или творческой.

Противозаконной является организация госслужащими предприятий, имеющих целью получение дохода.

Виды совместительства

документы и книги

Совместительство должностей может быть внутренним и внешним. Внутреннее совместительство не следует путать с совмещением. Совмещение предполагает работу на двух и более должностях в одном учреждении.

Совместительство же — это занятость на двух рабочих местах, которые предполагают выполнение различных функций. Если эти рабочие места находятся в одном учреждении, то это внутреннее совместительство. Внешнее совместительство подразумевает работу в разных организациях.

Принципиальным различием между внутренним и внешним совместительством является процедура внесения записи о дополнительной работе в трудовую книжку. Для её осуществления при внешнем совместительстве необходимо подать заявление нанимателю на второй работе с подтверждающим документом. При внутреннем совместительстве достаточно просто заявления.

Что касается совмещения, то ст. 60.2 Трудового кодекса допускает совмещение госслужащими должностей в рамках установленной нормы рабочего времени. Совмещение возможно только с письменного согласия работника.

Занятость на двух должностях в случае совмещения не требует заключения нового трудового договора и может осуществляться бесплатно, потому к этому виду трудовых отношений следует подойти предельно внимательно.

Основные различия между совместительством и совмещением приведены в таблице:

Критерии Совместительство Совмещение
Место занятости на разных работах в одном или
нескольких учреждениях
на разных должностях
в одном учреждении
Трудовой договор заключается не заключается
Трудовые гарантии предусмотрены все гарантии, установленные
трудовым законодательством (отпуск, отдых,
больничный, премии)
дополнительные гарантии на
новой должности не предоставляются
Оплата осуществляется обязательно может не осуществляться

Как рассчитать количество дней отпуска и не ошибиться.

О том, как получить декретные в достаточном денежном объеме, вы узнаете тут.

Правильный алгоритм получения и оформления вашего больничного листа находится тут!

Порядок оформления

печать на документе

Оформление госслужащих на дополнительную работу включает следующие обязательные этапы:

  1. Подача сотрудником заявления о желании устроится на дополнительную работу.
  2. Проверка антикоррупционной комиссией наличия конфликта интересов и ознакомление работника с её итогами.
  3. Передача копии трудовой книжки на дополнительное место работы и заключение там работником трудового договора.
  4. Принятие на работу и выполнение сотрудником возложенных на него обязанностей в рамках трудового законодательства.

Верховный суд разъяснит правила трудоустройства бывших госслужащих

Пленум Верховного суда России рассмотрит проект постановления, разъясняющего, когда экс-чиновник обязан согласовывать после отставки свое новое место работы.

Закон о противодействии коррупции прописывает ряд ограничений на так называемые «запасные аэродромы» для бывших начальников. В течение двух лет после отставки чиновники, чьи должности попадают под такое ограничение, обязаны сообщать в свое бывшее ведомство о новом месте работы.

За полгода наказано более 2,3 тысячи должностных лиц и организаций за нарушения при устройстве отставников

За молчание накажут нового работодателя. КоАП предусматривает серьезные санкции за нарушение этого правила. Должностные лица новой организации рискуют заплатить штраф от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Для юридических лиц предусмотрены штрафы от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Но есть важное условие: согласовывать надо только в том случае, если фирма занимается бизнесом в той сфере, которую чиновник регулировал. Возможно, он даже инспектировал эту компанию, проверял, не нарушает ли та закон.

Естественно, если чиновник после увольнения вдруг занимает высокий пост в такой организации, это может вызвать подозрения. А вдруг он специально закрывал глаза на какие-то недостатки, чтобы потом обеспечить себе теплое местечко на пенсии? Поэтому у фирмы, взявшей на работу отставника, есть десять дней, чтобы послать сигнал по адресу.

То есть в антикоррупционное подразделение того ведомства, где раньше служил человек. Там, в свою очередь, разберутся, нарушил или нет отставник какие-то запреты своим трудоустройством.

Суды уже несколько лет активно штрафуют различные организации за молчание. По данным Судебного департамента при Верховном суде России, за шесть месяцев этого года были оштрафованы более 2,3 тысячи должностных лиц и организаций.

Например, в Йошкар-Оле недавно прокуратура оштрафовала местный мясокомбинат. Как сообщили в прокуратуре Республики Марий Эл, установлено, что в 2016 году бывший муниципальный служащий — ведущий специалист отдела предпринимательства, транспорта и потребительского рынка администрации Йошкар-Олы был принят на работу в данную коммерческую организацию на должность менеджера по маркетингу. Администрацию города в известность не поставили.

За это мясокомбинат оштрафован на 100 тысяч рублей. Вряд ли бы чиновнику запретили трудоустройство на завод. Все дело именно в молчании.

Согласно проекту постановления пленума извещать о том, что берут на работу бывших чиновников, должны будут, например, адвокаты и нотариусы. Если следователь после отставки устраивается в адвокатское бюро на хороший контракт, об этом надо будет сообщить его бывшему руководству.

Адвокатские бюро будут обязаны сообщать, что взяли на работу бывшего государственного служащего

«Граждане (физические лица) подлежат административной ответственности в случае привлечения ими к трудовой деятельности на договорной основе иных физических лиц, являвшихся бывшими государственными (муниципальными) служащими, — говорится в проекте. — Например, к таким гражданам могут быть отнесены занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством порядке частной практикой».

При этом, как поясняют эксперты, на работу в государственных учреждениях, никак не связанных с бизнесом, ограничения не распространяются. Например, в Самарской области некий бывший сотрудник Росреестра устроился программистом в местный аграрный техникум. Должность, которую человек замещал на государственной службе, хоть и была небольшой, но все равно попадала под антикоррупционные ограничения.

Прокуратура посчитала, что техникум был обязан просигнализировать о трудоустройстве экс-чиновника. Однако Верховный суд России с такой позицией не согласился.

Компетентно

Денис Паньшин, заместитель председателя Правления Ассоциации юристов России

Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в установленный перечень, должен в течение двух лет после увольнения получать согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению в своем бывшем ведомстве на трудоустройство в организацию, входившую в сферу его компетенции.

Подобная мера направлена на предотвращение коррупции. Например, чтобы чиновник не создавал протекции какой-либо организации в обмен на трудоустройство и высокую зарплату после отставки. С другой стороны, здесь необходимо выработать разумный баланс, чтобы успешная государственная служба не приводила к запрету на профессию для хорошего специалиста. Опыт и знания бывшего чиновника вполне могут быть востребованы в бизнесе.

Но система трудоустройства должна быть прозрачной. Поэтому и предусмотрены штрафы именно за неинформирование комиссий, а не за сам факт трудоустройства. Каждый случай надо внимательно разбирать.

Постановление пленума Верховного суда России поможет в выработке единой судебной практики в данном вопросе.

Порядок назначения и выплаты пенсии госслужащим по выслуге лет

Одной из категорий граждан, которые имеют право на получение пенсии за выслугу лет, являются федеральные государственные служащие.

Все граждане, которые относятся к этой категории, могут при наступлении определенных условий обратиться за ее получением. Условия и порядок назначения пенсии госслужащим, а также порядок этой процедуры будут рассмотрены далее.

Требования к претендентам

Пенсия за выслугу лет – это определенные выплаты от государства, которые имеют право получать некоторые категории лиц только при наличии у них законодательно установленного трудового стажа.

При ее назначении не учитывается возраст гражданина, а также его трудоспособность, значение имеет лишь фактический стаж работы в определенной сфере. Выплаты данной пенсии осуществляются из федерального государственного бюджета.

пенсионерка по выслуге лет

Право на получение выплат по выслуге лет является дополнительной социальной гарантией, которая предоставляется от лица государства федеральным госслужащим. Для ее получения они должны соответствовать множеству критериев, а именно:

      1. Быть уволенными по одному из следующих оснований:
        • сокращение штатов;
        • соглашение сторон;
        • собственное желание;
        • обстоятельства, которые не зависят от воли сторон;
        • изменения условий действующего трудового договора (контракта);
        • достижение максимально возможного возраста;
        • ликвидация государственного органа.
      2. Иметь опыт работы на госслужбе не менее 15 лет. Однако в некоторых случаях законодательство предполагает возможность выхода на пенсию даже при меньшей величине стажа.
      3. Занимать должность госслужащего без перерыва в течение минимум 12 месяцев до увольнения.
      4. Достигнуть максимального срока, в течение которого можно пребывать госслужбе. Его продолжительность составляет 60 лет.

      Стоит учесть, что одновременно работать на госслужбе и получать пенсию по выслуге лет гражданин не имеет права. Еще одно требование касается возраста, с которого госслужащий может уйти на выслугу лет. Он устанавливается отдельно для мужчин и женщин и составляет 60 и 55 лет соответственно.

      Если стаж составляет 25 лет и сотрудник работал на госслужбе 7 непрерывных лет перед увольнением, то уйти на пенсию по выслуге лет он вправе в любой момент, даже до достижения установленного законодательством возраста.

      Порядок расчета

      На расчет пенсии для госслужащего влияют несколько факторов, представленных ниже.

      Средняя заработная плата за последние 12 месяцев перед выходом на пенсию

      При этом в расчет принимаются только те выплаты, что были сделаны гражданину на государственной службе. То есть, если он в этот период работал где-то в другом месте, полученная там заработная плата во внимание приниматься не будет.

      расчет средней заработной платы

      Среднемесячный заработок рассчитывается путем сложения всех выплат, полученных работником за год, и делением этой суммы на 12 месяцев. К ним относятся:

      • ежемесячный оклад;
      • ежемесячная надбавка;
      • денежные поощрения;
      • ежемесячные и единоразовые премии и т. п.

      При этом в расчетах не учитываются такие периоды:

      • бесплатный отпуск;
      • отпуск по беременности и родам;
      • временная нетрудоспособность;
      • отпуск по уходу за ребенком.

      Все насчитанные и выплаченные за эти периоды пособия при расчете среднемесячного заработка не учитываются. Величина полученного в итоге всех расчетов среднемесячного заработка не должна превышать 2,8 оклада, установленного для соответствующей должности госслужащего.

      Для удобства подсчетов можете воспользоваться online калькулятором расчета средней заработной платы на нашем сайте.

      Величина стажа, который имеет работник на должности госслужащего

      В зависимости от этого показателя определяется процент от среднемесячной заработной платы, который будет получать гражданин в виде своей пенсии:

      • величина стажа составляет 15 лет – 45%;
      • стажа более 15 лет – за каждый год служащий может рассчитывать на дополнительную прибавку в размере еще 3%.

      Однако законодательством установлена и максимальная величина выплаты – она не может превышать 75% от среднемесячного заработка сотрудника.

      Для расчета пенсии величина оклада умножается на соответствующий процент. Итоговая сумма и будет той доплатой, которую сможет получать гражданин.

      Расчет по этим правилам стоит рассмотреть на примере.

      Гражданин Федоров А. М. оформляет пенсию по выслуге лет с такими условиями:

      1. Среднемесячная заработная плата за 2015 год – 23 тыс. руб.
      2. Стаж работы на государственной службе – 18 лет.

      На основании этих данных можно рассчитать размер его пенсии, который составит:

      П = 23 000 * 54% = 12 420 руб.

      Величина 54% определена как сумма базовой оплаты в 45% и доплаты в размере 3% за каждый дополнительный год (3 + 3 + 3 = 9%). В некоторых случаях итоговая сумма получается меньше, чем страховая пенсия, поэтому оформлять ее не имеет смысла.

      Как выплачивается пенсия?

      По общим правилам за получением подобных выплат граждане обращаются с соответствующим заявлением в отделение Пенсионного фонда. Однако госслужащие являются исключением из правил– им следует обращаться в соответствующую структуру того органа, в котором они проходили государственную службу.

      Чаще всего этой структурой является кадровая служба. Если орган, в котором работал служащий, был ликвидирован, то обращаться можно в ту организацию, которой были переданы его функции и полномочия.

      пенсионной удостоверение гражданина РФ

      Для обращения необходимо подготовить следующие документы:

      • Заявление о назначении пенсии. Оно составляется на имя председателя территориального ПФР.
      • Паспорт.
      • Другие дополнительные документы. Например, от гражданина могут потребоваться бумаги, подтверждающие его прописку, стаж работы и т.п.

      Конкретный перечень необходимых документов нужно уточнять в том органе, в который подается заявление на получение пенсии. Стоит учесть, что некоторые категории госслужащих будут получать выплаты не из Пенсионного фонда РФ, а от той структуры или ведомства, в котором они и проходили службу.

      Пенсия за выслугу назначается с 1 числа того месяца, в котором заявитель обратился за ней, но при условии наличия у него на тот момент права на ее получение.

      Выплаты производятся ежемесячно, причем пенсионер сам вправе выбрать организацию и способ их получения (почта России, один из банков).

      Общая сумма компенсаций при увольнении пенсионерам зависит от того, как именно был уволен работник: по собственному желанию, по сокращению штатов или по инициативе работодателя.

      При получении «серой зарплаты» работник лишается всех выплат (больничных, декретных и т. д.), хотя в отдельных случаях такая оплата труда может быть и выше, чем официальная. Как повлиять на работодателя при таком незаконном решении, читайте в этой статье.

      Работодатель не в праве нарушать сроки выплаты декретных. Подробнее о правах беременных женщин на получение пособия читайте здесь.

      Дополнительные надбавки

      надбавки к пенсии

      Пенсия по выслуге лет назначается дополнительно к страховой и выплачивается вместе с ней. Законодательством установлен минимальный страховой стаж, требуемый для получения последнего вида пенсии. Он ежегодно увеличивается и в 2016 году составляет 7 лет.

      Доплата к пенсии госслужащего возможна в том случае, если, кроме этого, он официально работал в других местах и совершал со своей заработной платы страховые взносы. В этом случае величина доплаты определяется от суммы его накопительного капитала и стажа работы, а также установленного коэффициента. Для расчета такой доплаты лучше всего обратиться в отделение ПФР, поскольку только сотрудники фонда смогут точно и правильно рассчитать размер доплаты с учетом всех характеристик пенсионера.

      Пенсия за выслугу назначается некоторым категориям работников при условии наличия у них определенного стажа. К одной из таких категорий относятся и госслужащие, которые вправе уйти на эту пенсию при наличии у них минимум 15 лет стажа работы на этой службе. Ее размер определяется от среднемесячного заработка и составляет от 45 до 75% его величины.

      Могу ли я инвестировать, если я госслужащий?

      Мне поступило предложение по окончании обучения пойти работать в госорган. И соответственно, я получу статус госслужащего.

      В учебном плане моей специальности половина дисциплин была связана с рынком ценных бумаг, и эта тема меня сильно увлекла. В связи с тем, что матчасть я знаю очень даже неплохо, хотелось попробовать свои силы на бирже.

      Проблема в том, что по закону «О государственной гражданской службе» госслужащим нельзя получать дополнительный доход, кроме основного места работы, преподавательской и творческой деятельности. Знающие люди сказали, что в теории ИИС можно передать в доверительное управление, и тогда конфликта интересов не возникнет.

      Так ли это? Бывали ли у брокерских компаний такие случаи?

      Мария, российское законодательство и правда устанавливает ограничения на гражданских служащих, в том числе на их инвестиционную деятельность. Однако запрещено не все и не всем. Варианты для вложения денег есть.

      Евгений Шепелев
      частный инвестор

      Что запрещено, а что нет

      Гражданским служащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Тут все понятно.

      Инвестиции в российские ценные бумаги и финансовые инструменты не запрещены, то есть можно самостоятельно покупать акции российских компаний, облигации и т. д. Однако если владение ценными бумагами приводит к конфликту интересов, то бумаги надо передать в доверительное управление. Такое возможно, например, если чиновник владеет акциями компании, которую по долгу службы должен проверять на нарушения законодательства.

      Все заметно сложнее в случае с иностранными финансовыми инструментами. Это прежде всего ценные бумаги и другие финансовые инструменты, у которых идентификатор ISIN начинается не с символов RU.

      Например, у акций Сбербанка на Московской бирже такое обозначение: RU0009029540 — это не иностранный финансовый инструмент. А вот у биржевого инвестиционного фонда FXRL на Московской бирже код IE00BQ1Y6480 — это иностранный финансовый инструмент, как и другие ETF на Московской бирже. Акции некоторых российских компаний на Московской бирже считаются иностранными инструментами — например, такая ситуация с «Русалом», код JE00B5BCW814 .

      К иностранным финансовым инструментам также относятся кредитные договоры с иностранными банками и некоторые другие вещи. Их перечень есть в законодательстве.

      Гражданским служащим нельзя открывать и иметь счета и вклады в иностранных банках, расположенных за пределами России, а также владеть иностранными финансовыми инструментами или пользоваться ими. Хранить наличные и ценности в иностранных банках тоже нельзя.

      На кого действует запрет

      Запрет на вклады в иностранных банках и иностранные финансовые инструменты действует не на всех госслужащих. Есть список, кого это касается. Там в основном руководящие должности: члены совета директоров ЦБ РФ , заместители генерального прокурора и т. д. Но упомянуты и главы городских округов, главы местных администраций, депутаты муниципальных районов и округов.

      Также это распространяется на супругов и несовершеннолетних детей большинства лиц из этого списка. При этом у госслужащих в зарубежных представительствах России или российских органов власти и корпораций могут быть счета и вклады в иностранных банках.

      Запрет на иностранные финансовые инструменты, счета и вклады действует также в отношении сотрудников ФСБ с их супругами и несовершеннолетними детьми, некоторых военнослужащих и гражданских сотрудников Минобороны, некоторых сотрудников МВД : руководителей высокого ранга и тех, у кого есть доступ к сведениям особой важности.

      В каждом министерстве, агентстве и ином органе власти есть свои списки служащих, на которых распространяется этот запрет. Обычно это руководители и те, у кого есть доступ к секретным и важным сведениям. Вот, например, список должностей Федерального агентства связи, кому запрещены вклады за рубежом и иностранные финансовые инструменты.

      На рядовых сотрудников органов власти этот запрет не распространяется. Изучите документы по своему органу власти и проверьте, касается ли запрет именно вас.

      На практике бывают спорные ситуации. Например, председатель собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области в 2013 году приобрел полис инвестиционного страхования жизни ( ИСЖ ) в одной из крупных российских страховых компаний. В рамках ИСЖ были выбраны инвестиции в золото, и страховая компания использовала фьючерсы на золото на Лондонской бирже.

      В начале 2018 года прокуратура посчитала, что такое ИСЖ нарушает запрет на использование иностранных финансовых инструментов.

      В феврале 2018 года прошло специальное совещание Министерства труда, Генпрокуратуры, Центробанка и страховых компаний. В итоге Минтруд выпустил письмо с объяснением, что ИСЖ использовать можно: потому что активы принадлежат страховой компании, а не владельцу полиса. То есть прокуратура ошиблась, а депутат ничего не нарушил.

      Куда вложиться, если я госслужащий?

      Гражданским служащим, сотрудникам МВД , ФСБ , военнослужащим точно можно иметь и использовать:

      • счета, вклады и ОМС в российских банках;
      • облигации российских органов власти;
      • накопительное или инвестиционное страхование жизни, даже если вложения сделаны в иностранные активы;
      • ПИФ ы и доверительное управление с вложением в российские ценные бумаги.

      Можно иметь и использовать, но не во всех случаях или не до конца ясно:

      • акции и облигации российских компаний, если нет конфликта интересов. Если есть, необходимо передать активы в доверительное управление;
      • ПИФ ы с вложением в иностранные активы.

      Многим госслужащим запрещено иметь и использовать:

      • иностранные финансовые инструменты: акции, ETF и другие;
      • вклады и счета в иностранных банках.

      Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите.На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

admin
Оцените автора
Ракульское