Установление в доме оборудования для инвалидов

Какие здания, учреждения в обязательном порядке должны быть оборудованы пандусами для инвалидов? На основании какого нормативного правового акта?

Ольга Лебедева
Консультаций: 49

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии их социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).

Согласно Декларации о правах инвалидов, утвержденной резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1975, инвалиды должны пользоваться всеми правами без каких-либо ограничений, различий и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к инвалиду или к его семье. Статья 8 данной декларации определяет, что инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) закрепил право инвалидов на социальную защиту – систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2).

В соответствии со ст. 15 Закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

Почитать  Статья 194 ГПК РФ. Принятие решения суда

2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В ст. 2 Градостроительного кодекса РФ закреплено требование обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов был разработан свод правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 (далее – Свод правил). Он предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее – маломобильных групп населения – МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна) (п.

1.1 Свода правил).

Требования Свода правил необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов (п. 1.2 Свода правил).

Проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении (п. 1.5 Свода правил):

— досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории;

— безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН;

— эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов;

— своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;

— удобства и комфорта среды жизнедеятельности для всех групп населения.

В соответствии с п. 4.1.14 Свода правил лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.

Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.

Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9–1,0 м.

Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.

Установление в доме оборудования для инвалидов

II. Обеспечение условий доступности жилых помещений

и общего имущества в многоквартирном доме для инвалидов

4. Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (далее — обследование), в том числе ограничений, вызванных:

а) стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения;

б) стойкими расстройствами функции слуха, сопряженными с необходимостью использования вспомогательных средств;

в) стойкими расстройствами функции зрения, сопряженными с необходимостью использования собаки-проводника, иных вспомогательных средств;

г) задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека.

5. Обследование проводится в соответствии с планом мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (далее — план мероприятий) и включает в себя:

а) рассмотрение документов о характеристиках жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (технический паспорт (технический план), кадастровый паспорт и иные документы);

б) рассмотрение документов о признании гражданина инвалидом, в том числе выписки из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом. Уполномоченный федеральный орган (уполномоченный орган) в порядке межведомственного электронного взаимодействия запрашивает в Пенсионном фонде Российской Федерации сведения, подтверждающие факт установления инвалидности. Межведомственный запрос направляется указанными уполномоченными органами в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Указанные сведения предоставляются Пенсионным фондом Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса. Гражданин, признанный инвалидом (семья, имеющая ребенка-инвалида), вправе по собственной инициативе представить в указанные уполномоченные органы в качестве сведений, подтверждающих факт установления инвалидности, документы о признании гражданина (ребенка) инвалидом, в том числе выписку из акта медико-социальной экспертизы гражданина (ребенка), признанного инвалидом;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2020 N 114)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) проведение визуального, технического осмотра жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, при необходимости проведение дополнительных обследований, испытаний несущих конструкций жилого здания;

г) проведение беседы с гражданином, признанным инвалидом, проживающим в жилом помещении, в целях выявления конкретных потребностей этого гражданина в отношении приспособления жилого помещения;

д) оценку необходимости и возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

6. Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, осуществляется федеральной межведомственной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (далее — федеральная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным уполномоченным федеральным органом.

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав жилищного фонда субъекта Российской Федерации, осуществляется региональной межведомственной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемой уполномоченным органом (далее — региональная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее — муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

7. В состав федеральной комиссии включаются представители:

а) уполномоченного федерального органа;

б) органов государственного жилищного надзора;

в) общественных объединений инвалидов.

8. В состав региональной комиссии включаются представители:

а) органов государственного жилищного надзора;

б) органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе в сфере социальной защиты населения, в сфере архитектуры и градостроительства;

в) общественных объединений инвалидов.

9. В состав муниципальной комиссии включаются представители:

а) органов муниципального жилищного контроля;

б) органов местного самоуправления, в том числе в сфере социальной защиты населения, в сфере архитектуры и градостроительства;

в) общественных объединений инвалидов.

10. Порядок создания и работы федеральной комиссии устанавливается уполномоченным федеральным органом, порядок создания и работы региональной и муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом. К участию в работе комиссии могут привлекаться представители организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, в котором располагается жилое помещение инвалида, в отношении которого проводится обследование.

11. Решения комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии.

При равенстве голосов членов комиссии решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к решению комиссии.

12. По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее — акт обследования), содержащий:

а) описание характеристик жилого помещения инвалида, составленное на основании результатов обследования;

б) перечень требований из числа требований, предусмотренных разделами III и IV настоящих Правил, которым не соответствует обследуемое жилое помещение инвалида (если такие несоответствия были выявлены);

в) описание характеристик общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, составленное на основании результатов обследования;

г) выводы комиссии о наличии или об отсутствии необходимости приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием;

д) выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием;

е) перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее — мероприятия), определяемый на основании настоящих Правил с учетом мнения инвалида, проживающего в данном помещении (в случае, если в акте комиссии сделан вывод о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида).

13. Форма акта обследования утверждается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

14. Перечень мероприятий может включать в себя:

а) минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил;

б) оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил;

в) максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

15. В случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а уполномоченный орган обеспечивает ее проведение.

16. Правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

17. По результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида комиссия по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, принимает решение:

а) об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида;

б) об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

18. Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

19. Заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании:

а) акта обследования;

б) решения комиссии об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, предусмотренного подпунктом «а» пункта 17 настоящих Правил.

20. Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании:

а) акта обследования;

б) решения комиссии об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, предусмотренного подпунктом «б» пункта 17 настоящих Правил.

21. Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида.

22. Для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией — в уполномоченный орган, муниципальной комиссией — главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.

Кто платит за установку и содержание пандусов для инвалидов в МКД

Кто платит за установку и содержание пандусов для инвалидов в МКД

Минстрой России опубликовал инструкцию, как маломобильным гражданам добиться установки в доме пандуса или подъёмника. Читайте, какие НПА регулируют такие работы, нужно ли согласие общего собрания собственников на монтаж оборудования в многоквартирном доме и кто в дальнейшем отвечает за его содержание.

Решение об установке пандуса принимают органы соцзащиты, а установка проводится за счёт бюджета

С 2008 года в России действует конвенция о правах инвалидов, которая была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106. В документе прописана необходимость полного и эффективного вовлечения инвалидов в жизнь общества, в том числе за счёт обеспечения доступа в здания и помещения. Гарантии прав инвалидов в России зафиксированы в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ, который определяет государственную политику в этой сфере.

Минстрой России в одном из своих разъяснений рассказал о том, как жителям дома добиться реализации этих документов на практике – установить пандус для маломобильных людей. Ведомство указало, что нужно подать заявление в органы социальной защиты по месту жительства или регистрации инвалида или его представителя.

  • документы, подтверждающие право собственности на жилую площадь;
  • справку об инвалидности;
  • копию паспорта;
  • при наличии инвалидности у ребёнка — свидетельство о рождении;
  • справку о составе семьи.

После рассмотрения обращения орган соцзащиты должен направить в дом специальную комиссию, которая составит заключение о том, возможно ли переоборудовать помещение с учётом потребностей маломобильного человека. В течение 10 дней заключение направят главе муниципалитета, а автор заявления получит копию.

Монтаж пандуса для инвалидов в МКД не требует согласия ОСС, если жители дома не платят за такие работы

Жители не всегда согласны с реализацией в их МКД норм законодательства в отношении защиты прав инвалидов, в частности, на установку и содержание специального оборудования.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 36 ЖК РФ, «приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям» согласно требованиям ч. 3 ст. 15 ЖК РФ допускается без решения общего собрания собственников помещений.

Сделать это можно в случае, если такие работы проводятся без привлечения денег собственников.

За содержание пандусов и подъёмников для инвалидов платят все собственники помещений в МКД

Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и п. 2 Правил № 491, установленные в доме пандусы и подъёмники являются общим имуществом собственников. Жители дома несут бремя его содержания и ремонта. Но из-за того, что таким оборудованием пользуется ограниченное количество человек, а расходы несут все владельцы помещений, жители МКД иногда выступают против его установки или требуют его демонтировать.

Также они отказываются включать элементы в состав общего имущества дома.

В марте 2020 года в Госдуму России был внесён законопроект № 916612-7, которым авторы предложили внести изменения в Жилищный кодекс РФ – прописать, что мероприятия по обеспечению доступности жилых помещений инвалидам финансируется местным властям из бюджета. Жители дома не должны нести расходы на содержание имущества, по установке которого они не принимали решений. Инициатива не нашла поддержки в Госдуме РФ: законопроект был отклонён во втором чтении.

За состояние подъёмников для инвалидов в МКД отвечают управляющие домами организации

Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД утверждены постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649, которым внесены изменения в Правила № 491 и Минимальный перечень № 290.

Согласно разд. 3 Минимального перечня № 290, УО и ТСЖ обязаны проводить проверку состояния пандусов и подъёмников для инвалидов, установленных в доме, и при необходимости их ремонтировать.

Таким образом, для установки в доме оборудования для инвалидов без привлечения средств собственников, не нужно получать одобрение ОСС. После монтажа платить за его содержание и ремонт обязаны все владельцы помещений в составе размера платы за жилое помещение, что должны учитывать УО и ТСЖ при утверждении перечня работ и услуг и расчёте их стоимости.

Согласно Федеральному закону от 18.07.2019 № 180-ФЗ, ГЖИ вправе привлекать должностных и юрлиц к ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ за отсутствующие или находящиеся в плохом состоянии пандусы и перила в многоквартирных домах (ст. 23.55 КоАП РФ).

За уклонение от исполнения данных требований руководитель УО может получить штраф от 2 тысяч до 3 тысяч рублей, а юрлицо – от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.

Больше информации – в материалах онлайн-семинара

  • как проходит проверку экономической целесообразности реконструкции и капремонта дома для этих целей;
  • по какой форме комиссия даёт заключение о возможности приспособить жилое помещение или общее имущество дома для маломобильных жителей;
  • кто заплатит штраф за нарушения требований по обеспечению доступа инвалидов;
  • и другие вопросы.

Материалы с онлайн-семинара, в том числе видеозапись трансляции, размещены под отчётной статьёй.

Доступность для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД

Доступность для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД

12 февраля вместе с Ларисой Лапиной, заместителем исполнительного директора Ассоциации управляющих организаций «Новое качество», в рамках онлайн-семинара мы обсудили новые правила доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД.

Эксперт рассказала, каким требованиям должны соответствовать указанные объекты и как управляющие компании участвуют в процессе обеспечения доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД.

Почему эта тема важна для УО

Тема доступности жилых помещений и общего имущества МКД для инвалидов нова для управляющих организаций. А между тем, в ней нужно разобраться в ближайшее время – с 1 января этого года начались проверки на соблюдение требований к доступности жилого помещения и общего имущества МКД для инвалидов и требований по приспособлению жилого помещения с учётом потребностей инвалида.

Мы заранее настроили участников онлайн-семинара на интенсивную работу. Вначале обсудили законодательство, которое защищает права инвалидов в РФ. Рассмотрели, какие требования предъявляются к ОИ МКД, где живёт инвалид и каким требованиям должно соответствовать жилое помещение инвалида.

Рассказали, зачем нужна и как собрать межведомственную комиссию, кто может войти в её состав и каковы её полномочия.

Вместе мы разобрались в сложном вопросе, кто проводит обследования и проверку экономической целесообразности проведения реконструкции и капитального ремонта дома или части дома, в котором проживает инвалид. Участники онлайн-семинара узнали, что такое минимальный, оптимальный и максимальный перечень, из чего они складываются и на какие средства можно выполнить каждый перечень.

Лариса Лапина объяснила, почему управляющим организациям нужно перестать бояться и войти в состав межведомственной комиссии.

Что нужно знать из законодательства

25 сентября 2008 года Россия подписала конвенцию о правах инвалидов, которая была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106. Этот документ говорит о необходимости полного и эффективного вовлечения инвалидов в жизнь общества.

Доступность для инвалидов должна обеспечиваться в новых, строящихся объектах и в старых домах. При новом строительстве отдаётся предпочтение универсальному дизайну, который ещё называют инклюзивным. Это такой дизайн, который решает проблемы людей с инвалидностью разных видов.

Старые дома рекомендуется разумно приспосабливать для нужд инвалидов.

Основной закон, гарантирующий права инвалидов в России, в том числе право на доступную среду жизнедеятельности, – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Он определяет государственную политику в социальной области защиты инвалидов.

В связи с принятием конвенции в 2016 году вступил в силу Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ. Он внёс изменения в 25 нормативных актов, в том числе в № 181-ФЗ и в Жилищный кодекс РФ. Существенно расширил обязанности органов власти и органов местного самоуправления в части обеспечения вопросов доступности различных объектов для инвалидов.

На основании статей 12 и 15 Жилищного кодекса РФ были приняты Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД (ПП РФ от 09.07.2016 № 649). В этих Правилах представлен порядок обеспечения доступности и требования к жилому имуществу и общему имуществу МКД, в котором проживает инвалид.

  • проверка состояния и при необходимости восстановление оборудования, предназначенного для доступности помещений в МКД для инвалидов возлагается на организацию, которая управляет этим домом;
  • работы и услуги, которые могут повлиять на обеспечение условий доступности помещений для инвалидов должны выполняться с учётом обеспечения доступа для инвалидов в помещения общего пользования.

Таким образом расширился круг обязанностей управляющих организаций, в состав обязательных работ и услуг теперь включаются работы по надлежащему содержанию оборудования в МКД, предназначенного для обеспечения доступности для инвалидов помещений в МКД.

  • № 837/пр от 23.11.2016 – форма заключений о возможности или об отсутствии возможности приспособления жилого помещения и общего имущества МКД с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида;
  • № 836/пр от 23.11.2016 – форма акта обследования жилого помещения и ОИ в МКД;
  • № 583/пр от 28.02.2017 – правила проверки экономической целесообразности или нецелесообразности проведения капитального ремонта или реконструкции дома или части дома, в котором живёт инвалид.

В конце декабря 2017 года в законодательстве, защищающем права инвалидов, произошли важные изменения. 29 декабря вышел Федеральный закон № 462-ФЗ, который внёс изменения в ст. 36 ЖК РФ: теперь приспособление общего имущества МКД для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям МКД допускается без решения ОСС, но только в случае, если средства собственников не были привлечены для этого.

Как обследуются помещения и составляется план мероприятий

  • приспособление жилого помещения инвалида и ОИ в МКД с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для него;
  • возможность их приспособления с учётом потребностей инвалида.

Обследование проводится в соответствии с планом мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и ОИ в МКД, в которых проживают инвалиды, с учётом их потребностей и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

  1. Рассмотрение документов о характеристиках жилого помещения инвалида, ОИ в МКД. Это технический паспорт (технический план), кадастровый паспорт и иные документы.
  2. Рассмотрение документов о признании гражданина инвалидом, в том числе выписки из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом.
  3. Проведение визуального, технического осмотра жилого помещения инвалида, ОИ в МКД, при необходимости проведение дополнительных обследований, испытаний несущих конструкций жилого здания.
  4. Проведение беседы с инвалидом, проживающим в жилом помещении, для выявления его потребностей по приспособлению жилого помещения.
  5. Оценку необходимости и возможности приспособления жилого помещения инвалида и ОИ в МКД с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Обследования проводят на федеральном и региональном уровнях федеральная и региональная межведомственные комиссии соответственно, на муниципальном – муниципальная комиссия. Лариса Лапина подробно рассказала о работе каждой из них.

Что является результатом проверки

Результатом работы комиссий становится акт обследования.

Если комиссия делает вывод о технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и ОИ в МКД, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, в акте отображается перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в МКД.

Перечень мероприятий бывает трёх видов: минимальный, оптимальный и максимальный. На онлайн-семинаре Лариса Лапина рассказала, что из себя представляет каждый из них.

Мы обсудили порядок проведения проверки экономической целесообразности реконструкции и капремонта, расчёт потребности в финансовых ресурсах на приобретение нового жилого помещения, на проведение реконструкции и (или) капремонта, форму заключения комиссии о возможности приспособления жилого помещения или ОИ в МКД и обеспечения условий их доступности.

Чтобы разобраться, на что в первую очередь обратить внимание, кто будет платить штраф, если будут выявлены нарушения, какие есть требования по приспособлению жилого помещения с учётом потребностей инвалида, смотрите видеозапись онлайн-семинара.

Установление в доме оборудования для инвалидов

1 декабря 2024 Регистрация Войти
6 декабря 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 декабря 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Минфина России от 20 февраля 2020 г. N 06-04-06/01/12394 О создании условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах

Обзор документа

Письмо Минфина России от 20 февраля 2020 г. N 06-04-06/01/12394 О создании условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах

15 мая 2020

Минфин России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N ТГ-П12-530 рассмотрел обращение главы муниципального образования по вопросу разъяснения положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N 131-ФЗ) в части создания условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», Минфин России не осуществляет разъяснений законодательства Российской Федерации и практики его применения.

Вместе с тем по данному вопросу полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В рамках реформы федеративных отношений и местного самоуправления разграничены расходные обязательства между всеми уровнями публичной власти в Российской Федерации и на их основе закреплены на постоянной основе стабильные доходные источники за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами. При этом при определении перечня доходов, в том числе налоговых доходов, подлежащих зачислению в местные бюджеты, учитывались такие принципы как равномерность размещения их доходной базы по территории региона, степень их мобильности, взаимосвязь с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения, проживающего на данной территории.

В случае недостаточности средств местного бюджета бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание финансовой помощи местным бюджетам из федерального и регионального бюджетов, в том числе путем предоставления местным бюджетам межбюджетных трансфертов, например, в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из регионального бюджета; субсидий из федерального и (или) региональных бюджетов в целях софинансирования расходов органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

В соответствии со статями 14-16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских поселений, городских округов, муниципальных районов (на территории сельских поселений) относится, в том числе, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. При этом законами субъекта Российской Федерации указанные вопросы местного значения могут быть сохранены за сельскими поселениями.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Также сообщаем, что государственные и муниципальные расходы на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, вопросы, связанные с приспособлением жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме муниципального жилищного фонда к потребностям инвалидов, должны обеспечиваться органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета, с учетом возможной финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Также отмечаем, что, исходя из подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с пунктом 5.1 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 (далее — Правила N 649), устанавливаются порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.

Помимо этого, Правила N 649 применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее — жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (пункт 2 Правил N 649).

Координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов обеспечивают:

в отношении жилых помещений инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении указанных жилых помещений;

в отношении иных жилых помещений инвалидов — орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 3 Правил N 649).

Одновременно сообщаем, что по мнению Минфина России федеральное законодательство в жилищной сфере и оказания социальной поддержки инвалидов нуждается в более четком разграничении полномочий между органами публично-правовой власти.

Л.В. Горнин

Обзор документа

Вопросы, связанные с приспособлением жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме муниципального жилищного фонда к потребностям инвалидов, должны обеспечиваться органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета с учетом возможной финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов.

По мнению Минфина, федеральное законодательство в жилищной сфере и сфере оказания соцподдержки инвалидов нуждается в более четком разграничении полномочий между органами публично-правовой власти.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

admin
Оцените автора
Ракульское