Оплата за вывоз тко

Под условным обозначением «ТКО» принято понимать твёрдые коммунальные отходы. Обращение с ТКО представляет собой ряд коммунальных работ, осуществляемых на специально оборудованных площадках по сбору, сортировке, вывозу и дальнейшей утилизации. К таким отходам можно отнести мусор, который попадает в контейнеры, баки и мусоропровод.

— Кaк нaчиcляeтcя TКO в кoммyнaльныx ycлyгax?

Ухудшение экологии в последние годы привело к «мусорной реформе», проведённой на законодательном уровне. Вследствие чего, дополнительной графой был вынесен пункт «обращение ТКО». За начисление платы отвечает управляющая региональная компания, операторы которой принимают во внимание следующие факторы: количество прописанных человек на определенной жилплощади; общая численность контейнеров и баков, установленных на данной локации; наличие «станций» для раздельного сбора мусора.

— Какие расходы, начисления и сборы включены в квитанцию на вывоз мусора?

В стоимость услуги входит транспортировка ТКО до места переработки, дальнейшая сортировка и обработка отходов, вторичная переработка или последующая утилизация, определённая законодательством РФ.

— Чтo тaкoe TКO в квитaнции зa квapтиpy?

Аббревиатура «ТКО» расшифровывается как твёрдые коммунальные отходы. Под ними принято понимать бытовые отходы, производимые человеком (будь-то бывшая в употреблении одежда, техника или пищевой мусор).

Ранее, как таковой графы «обращение ТКО» не существовало. Поэтому, плательщики часто путают её со строкой «содержание жилья/ oбcлyживaниe жилoгo пoмeщeния». Теперь же, это целое мероприятие по обращению с коммунальными отходами, которое требует больших затрат, как материальных, так и физических.

— Отличаются ли тарифы на вывоз ТКО для жителей многоэтажек и жилого частного сектора?

Безусловно, тарифы будут отличаться. Так, например, жители многоквартирных домов получают отдельную квитанцию, в которой прописано обращение с ТКО (при условии, что управляющая компания занимается начислением самостоятельно). Есть и второй вариант получение платежа- плата за ТКО может быть прописана в разделах «Капитальный ремонт», «Газоснабжение» или «Электричество».

Для владельцев частного жилья плата за ТКО прописывается в разделе «Другие услуги».

— Где можно оплатить квитанции?

Произвести оплату можно как в любом отделении Почты России, в кассах приема коммунальных платежей, так и самостоятельно. Вы можете оплатить «обращение с ТКО» вместе со всей «коммуналкой». А если Вы не любите стоять в очередях, оплата в несколько кликов в системе «Город» или сервисе «СберБанка Онлайн» облегчат Вашу жизнь. Так же, зайдя на сайт управляющей компании, можно произвести оплату с помощью банковской карты.

Но, стоит принять во внимание тот факт, что транзакция может занять несколько рабочих дней.

— Почему увеличилась плата за мусор? Можно ли сделать перерасчет?

Затраты, с которыми сталкивается управляющая компания при вывозе мусора, привели к росту платы за оказываемую услугу. Собственники жилья могут затребовать перерасчет, опираясь на Постановление Правительства №354. Ссылаясь на него, собственник может отказаться платить при условиях:

-услуга осуществлена некачественно (например, не произведен своевременный сбор);

-имеется нарушение договора с региональным оператором;

-отсутствие постоянных жильцов на определенной территории (учеба, трудовая миграция, длительная командировка и т.д.).

При обращении в управляющую компанию или к региональному оператору, Вы должны документально подтвердить свои обстоятельства.

— Чтo oтнocитcя к кoммyнaльным oтxoдaм? Как их вывозят?

Коммунальные отходы- отходы, возникшие в ходе потребления и бытовых нужд человека. К ним можно отнести товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования (одежда, обувь и т.д.). Также коммунальными отходами считается крупногабаритные отходы — техника, мебель, отходы от текущего ремонта жилых помещений.

Данные отходы не могут быть выброшены в мусоропровод или придомовые контейнеры, в связи с чем, требует особого специального утиля.

Вывоз мусора производится по следующей схеме:

1. Сбор и сортировка (наличие различных контейнеров);

2. Укомплектовывание в специальную тару (мешки, специальные пакеты, контейнеры);

3. Погрузка специальным транспортом;

4. Транспортировка к месту утилизации.

— Виды кoммyнaльных oтxoдов

Коммунальные отходы можно разделить на три группы:

1. Органические (пищевые отходы, растительные остатки, с/х отходы);

2. Вторичные (металл, пластмасса, макулатура, ветошь);

3. Строительные (глина, песок, гравий, кирпич).

— Чтo в ceбя включaeт нoвaя ycлyгa?

С новой услугой столкнулись жители России в своих квитанциях. Ссылаясь на закон, принятый 24.06.1998 гoдa № 89-Ф3, плательщики жилищно-коммунальных услуг обязаны произвести оплату не только за вывoз oтxoдoв, нo и за пepepaбoтку и последующее зaxopoнeниe мycopa.

— 3a чтo oтвeчaeт yпpaвляющaя кoмпaния?

Управляющая компания обязана заключить договор с региональным оператором. Подготовить территорию, на которой будут ycтaнoвлeны кoнтeйнepы и баки; производить кoнтpoль чиcтoты на местности.

— Oбязaннocти peгиoнaльнoгo oпepaтopa

Региональный оператор обязуется:

1. Оповестить и заключить соглашения на оказание услуг с собственниками и жильцами.

2. Своевременно производить сбор ТКО.

3. Осуществлять транспортировку.

4. В срок обрабатывать, утилизировать, обеззараживать мусор.

5. Соблюдать санитарные и установленные нормы.

6. Контролировать возникновение несанкционированных мусорных свалок.

— Я не заключил договор с региональным оператором, почему я должен платить?

В данном вопросе нет исключений, поэтому все жители РФ обязаны заключить договор с региональным оператором. Он носит характер публичной оферты, и не обязателен к личному подписанию в виде какого либо документа. Его проект размещается на сайте компании, и в соответствии с Правилами обращения с ТКО если потребитель не направил заявку, претензию, другие документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора.

— Может ли собственник отказаться от заключения договора с региональным оператором?

Нет, не может. Ссылаясь на всё тот же закон №89-ФЗ и в Жилищном кодексе, в соответствии со статьёй 24.7 , далее цитируя : / …все собственники ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления./ Так же, Часть 5 статьи 30, далее цитируя /… собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором./

— Чтo дeлaть пpи нecooтвeтcтвии oбcлyживaния?

При нарушении оператором установленных норм (технических, санитарно-гигиенических природоохранных) и правил, собственники вправе обратиться с заявлением о возвращении денег за последний период.

— Как рассчитывается плата за вывоз мусора

Плата за обращение зависит от нескольких факторов. Для наглядности, используем следующую формулу А*(B/C)*D, где:

А- Численность населения, официально зарегистрированных на данной площади;

В — Годовая норма накопления ТКО;

С- количество месяцев в году – 12;

D- Тариф на оказание услуги, согласно имеющемуся Постановлению Правительства.

— Кaк пpoвoдитcя oплaтa TКO?

Обращение с ТКО выносится отдельной графой в квитанции у жильцов многоквартирных домов. Житeли, имeющиe чacтную собственность, пoлyчaют плaтeжкy oт oпepaтopoв. B ceльcкoй мecтнocти и в дepeвняx, гдe нeт гaзa и цeнтpaльнoгo oтoплeния, плaтa бyдeт указана не только зa элeктpичecтвo, но и за TKO.

— Льготы на оплату за обращение с ТКО

Услуга по обращению с ТКО является коммунальной. Согласно действующему законодательству на нее распространяются все льготы, как и на другие виды коммунальных услуг.

Льготные категории граждан:

Инвалиды и участники ВОВ и жители блокадного Ленинграда; Ветераны боевых действий; участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; инвалиды с I по III группу инвалидности; ветераны труда и труженики тыла периода Великой Отечественной войны; несовершеннолетние сироты и дети, лишенные родительской опеки; многодетные семьи.

— Что будет, если не платить за услуги по вывозу ТКО?

При отказе от уплаты за оказанную услугу, будет начисляться % и долг продолжит рости. Далее последует принудительное письмо. Реоператор в праве ограничить такие услуги как «Вода» и «Освещение».

Крайней мерой будет выступать имущественный арест.

— Кто отвечает за обустройство контейнерных площадок?

Зоной ответственности ОМСУ является создание и содержание мест (площадок) накопление ТКО, а также ведение их реестра. Исключая случаи, когда за это ответственны другие лица.

— Должны ли заключать договор на вывоз ТКО садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан?

Да. Заключить договор обязаны все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы.

— Если в собственности две квартиры, нужно ли вносить плату за вывоз ТКО за обе, если живу только в одной?

Плата взимается за все квартиры или дома, находящиеся в собственности. Владелец обязан оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает (Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354).

— Будут ли вывезены несанкционированные свалки, и что для этого требуется?

Одной из обязанностей регионального оператора является контролировать возникновение несанкционированных мусорных свалок. При поступлении информации о месторождении свалки, уполномоченные выезжают на место, составляют акт, фотографируют и определяют координаты. Затем собственнику земельного участка направляется уведомление. Если собственник не ликвидирует свалку собственными силами в течение 30 дней, то региональный оператор обязан убрать ее самостоятельно.

Затраты на уборку взыскиваются в судебном порядке.

— Как определяются категории нормативов накопления ТКО?

Определение нормативов накопления осуществляется согласно утвержденным Минстроем России методикам с учетом замеров количества отходов по сезонам. Указанные замеры проводились органами местного самоуправления муниципальных образований.

Частые вопросы по обращению с ТКО

Мусорная реформа, или иначе реформа обращения с твёрдыми коммунальными отходами, и её реализация порождает множество вопросов. В этом материале разбираются часто задаваемые вопросы, касающиеся заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО и иным темам. Данный обзор основан на информации Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Региональный оператор ТКО

Кто обязан заключить договор с региональным оператором?

Обязанность заключения договора с оператором на вывоз ТКО существует у всех организаций, у которых образуются ТКО, в том числе, например, у садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан. Разумеется, такая обязанность есть и у ТСЖ, ЖСК и УК, действующих от имени собственников.

Отказаться от заключения такого договора нельзя.

В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» все собственники ТКО обязаны заключить договор с регоператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.

Часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации говорит о том, что собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.

Если у собственника несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает. При этом есть возможность перерасчёта, например, если жилец отсутствует какое-то время по месту проживания. Для этого необходимо предоставить подтверждающие документы. Их перечень указан в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”:

  • копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
  • справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
  • проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);
  • счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
  • документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
  • справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
  • справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
  • справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
  • справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
  • иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Что будет, если договор не заключён?

Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании (регоператора). Заключить договор можно также в офисе регионального оператора.

В соответствии с Правилами обращения с ТКО если потребитель не направил регоператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора.

Соответственно, возникает обязанность оплаты услуг регионального оператора.

Какие есть льготы по оплате за обращение с ТКО?

С 2019 года плата за обращение с ТКО становится коммунальной услугой (как отопление, водоснабжение, электричество), и поэтому на нее распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам (осуществляется индексация, услуга регулируется специальными правилами формирования стоимости и пр.).

У регионов есть право вводить субсидии на плату за обращение с отходами для определенной категории граждан.

Кроме того, плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами будет учитываться при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с низкими доходами (малоимущим).

Для оформления субсидий и компенсаций необходимо обратиться в местный отдел соцзащиты.

Что делать, если суммы платы за обращение с ТКО начислены неправильно?

В том случае, если плата за вывоз и утилизацию ТКО начислена неверно, например ошибочно определено количество проживающих, необходимо обратиться в офис регионального оператора.

Для исправления ошибки нужно предоставить подтверждающие документы, например, справку о количестве проживающих.

Должны ли заключать договор с регоператором собственники нежилых помещений в МКД?

Да, собственники нежилых помещений должны заключать такой договор.

В соответствии с пунктом 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, собственник нежилого помещения в МКД в целях обеспечения обращения с ТКО заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО.

Такой договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Собственник нежилого помещения в МКД обязан предоставлять управляющей организации, товариществу или кооперативу МКД, в котором расположено нежилое помещение собственника, данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО, потребленной за расчетный период по указанному договору, в течение 3 рабочих дней со дня получения от них запроса.

Управляющая организация, товарищество, кооператив предоставляют региональному оператору по обращению с ТКО, оказывающему коммунальную услугу по обращению с ТКО, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляют уведомления собственникам нежилых помещений в МКД о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором.

Общие вопросы по обращению с коммунальными отходами

Какие отходы должны обрабатываться региональным оператором?

Твёрдые коммунальные отходы это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние “смесь материалов и изделий”. Условия образования ТКО обуславливают также особенность их удаления, которое осуществляется в настоящее время, в основном, путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой. Виды отходов, отнесенные к ТКО, относятся к IV или V классу опасности в силу того, что в составе присутствуют в основном отходы материалов и изделий, отнесенных к IV и/или V классу опасности.

В соответствии с ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 в тип “Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению” (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам:

  • 7 31 100 00 00 0 Отходы из жилищ;
  • 7 31 200 00 00 0 Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
  • 7 31 300 00 00 0 Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
  • 7 33 100 00 00 0 Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам;
  • 7 34 100 00 00 0 Мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам;
  • 7 34 200 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам;
  • 7 34 900 00 00 0 Прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
  • 7 35 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
  • 7 36 200 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
  • 7 36 400 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки помещений организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
  • 7 37 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам;
  • 7 39 400 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к твердым коммунальным отходам.

Приказом Росприроднадзора от 28.11.2017 N№ 566 “О внесении изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242” выделена еще одна группа видов отходов, относящихся к ТКО:

  • 7 41 119 00 00 0 Остатки сортировки твердых коммунальных отходов, отнесенные к ТКО.

Как и кем определяются нормативы накопления ТКО?

Установление нормативов накопления ТКО относится к полномочиям субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта РФ).

Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов установлены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 “Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов”.

Норматив накопления ТКО – среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

Нормативы определяются исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу соответственно. В свою очередь, расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.

  1. Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:
  2. территорий субъекта Российской Федерации – муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  3. категорий потребителей услуги по обращению с отходами – физических и юридических лиц;
  4. категорий объектов, на которых образуются отходы;
  5. видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.

В течение 2017 года субъекты РФ должны были завершить работу по разработке и установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов с учетом четырех сезонов.

Нормативы могут устанавливаться дифференцировано по численности населения, проживающего в поселении/городском округе, по категориям потребителей, а также по категориям объектов.

В аналитических целях для сопоставимости значений нормативов накопления ТКО субъектов РФ эксперты использовали значения нормативов, установленных для индивидуальных и многоквартирных домов.

Нормативы накопления ТКО в субъектах РФ различаются по форматам исходных данных: в одних субъектах РФ нормативы накопления устанавливаются исходя из расчета на одного человека, в других – исходя из расчета на квадратный метр, в-третьих – возможны оба случая. Кроме того, в некоторых субъектах РФ нормы накопления установлены для всей территории субъекта, а в некоторых – устанавливаются отдельно для каждого из городов, вплоть до самого небольшого муниципального района. Есть случаи, когда нормативы накопления в разных субъектах РФ указаны в различных единицах измерения. Аналогичная ситуация выявлена в случае анализа единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО. Нормативы накопления ТКО устанавливаются в м3 или кг на расчетную единицу.

Расчетной единицей является один проживающий или 1 кв. м общей площади.

В большинстве субъектов РФ расчетной единицей норматива накопления является один проживающий.

Как определяется плата за обращение с ТКО?

Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м. общей площади жилого помещения.

В случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении.

Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении № 2 к Правилам № 354, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Согласно пункту 148(30) Правил № 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных ТКО – расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.

  • Tags
  • FAQ
  • льготы и субсидии
  • мусорная реформа
  • нежилые помещения
  • региональный оператор ТКО
  • ТБО

ВС РФ разъяснил методику расчета платы за ТКО

Верховный Суд РФ отменил состоявшиеся судебные постановления по делу о начислении платы за вывоз ТКО и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. Почему? Читайте обзор дела А76-23691/2019.

В конце 2017 года некое ООО «Спецсервис» приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с ТКО на территории Кыштымского кластера Челябинской области

В 2019 году частная медицинская клиника направила регоператору заявку на заключение договора на вывоз ТКО, указав в заявлении количество посещений пациентов в месяц – 405 человек.

В ответ регоператор подготовил проект договора, в котором был предусмотрен размер ежемесячной платы за вывоз ТКО (почти 4,5 тысячи руб./мес.).

Клиника проект договора не подписала, услуги по вывозу ТКО, оказанные в период времени с января по май 2019 года не оплатила.

Регоператор вышел в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности.

Ответчик (клиника) представил письменный отзыв, в котором с заявленным иском не согласился, указал, что истцом используется неверная методика расчета стоимости оказанных ответчику услуг: истец рассчитывает количество ТКО, образовавшееся за месяц, путем расчета среднемесячного норматива (делением среднегодового норматива на 12) и умножает его на количество посещений в месяц. В дальнейшем эта величина умножается на общее количество посещений за месяц, и получается объем накопленных за месяц ТКО.

По мнению ответчика, ежемесячное накопление ТКО составляет в 24 раза меньше того, что насчитал истец.

Суд первой инстанции указал следующее:

  • согласно п. 148(38) № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения № 2 к Правилам № 354;
  • Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 31.08.2017 № 42/1 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Челябинской области, в том числе норматив для поликлиник – 0,364 куб.м в год/расчетную единицу, за которую принято 1 посещение.
  • в письме от 24.07.2019 № 10/4401 Министерство указало, что норматив ТКО для поликлиник установлен в размере 0,364 куб.м и является среднегодовым показателем на 1 посещение, в связи с чем расчет платы необходимо определять исходя из среднесуточного количества посещений за год и применять это количество к среднегодовому нормативу ТКО. При этом на каждое посещение указанный норматив ТКО применяться не может, так как является среднегодовой величиной.

Суд высчитал, что ежемесячная плата за вывоз ТКО не может превышать 146 руб. 79 коп., а оказанные истцом услуги по выводу ТКО с января по май 2019 года составляют 733 руб. 95 коп. (146 руб.

79 коп. х 5 месяцев).

Далее огорошенный истец безуспешно пытался добиться своего в апелляции и кассации. Ничего интересного судебные акты на этих этапах не содержат.

Но во второй кассации региональному оператору повезло — судья Грачева И.Л. передала жалобу на рассмотрение коллегии. Если вы дочитали до этой строчки, значит серьёзно интересуетесь вопросом начисления плат за вывоз ТКО.

Верховный Суд РФ отменил состоявшиеся судебные постановления по делу и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. Почему? Это интересно!

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими РО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Правила обращения с ТКО и типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.6, пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

До дня заключения договорана оказание услуг по обращению с ТКО отходами услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договорапо цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 8(18) Правил обращения с ТКО).

Пунктом 8.15 Правил обращения с ТКО установлено, что в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проектах договоров.

Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами № 505. В указанных целях коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя либо из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (подпункт «а» пункта 5 Правил № 505).

Как указано в пункте 2 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ, Правительство Российской Федерации определяет случаи, когда объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО, а нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

В силу статьи 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», согласно которой акты Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на территории Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации порядок расчета размера ежемесячной платы за оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным к применению.

В связи с отсутствием у ответчика собственных контейнеров расчет стоимости оказываемых услуг должен производиться по Правилам № 505 и согласно абзацу первому пункта 148(38) Правил № 354 исходя из норматива накопления ТКО по формуле 9(5), приведенной в приложении № 2 к Правилам № 354, определяющей порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в нежилом помещении многоквартирного дома.

В этой формуле постоянными величинами являются тариф и норматив накопления ТКО, а переменной величиной — количество расчетных единиц, которое меняется для организаций в зависимости от вида их деятельности.

Согласно пункту 37 Правил № 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг равен календарному месяцу. Расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО также устанавливается равным календарному месяцу (пункт 148(27) указанных Правил).

Верховный Суд Российской Федерации в решении от 27.09.2021 № АКПИ21-550, отказывая в удовлетворении искового заявления общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесур» о признании недействующей формулы 9(5) приложения № 2 к Правилам № 354, указал, что оспариваемые положения нормативного правового акта, определяющие порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в нежилом помещении многоквартирного дома, являются ясными и определенными; расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО устанавливается равным календарному месяцу.

В пункте 5 Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156), условия которого обязательны для сторон, содержится аналогичное правило о том, что под расчетным периодом по договору понимается один месяц.

Нормативы накопления ТКО выражаются в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13 Правил № 269). Норматив накопления ТКО установлен в постоянной твердой цифре в кубических метрах в год на расчетную единицу. Расчетные единицы определяются уполномоченным органом по каждой категории объектов недвижимого имущества (пункт 14 Правил № 269).

При определении норматива накопления ТКО могут применяться различные переменные расчетные единицы – единица площади помещения, количество проживающих граждан либо одно посещение пациентом. Для формулы 9(5) приложения № 2 к Правилам № 354 расчетная для поликлиник единица норматива накопления ТКО (переменная) – одно посещение пациентом поликлиники.

Применяя формулу, важно соотносить временные параметры, в пределах которых берутся во внимание норматив и расчётные единицы, а также то, как определяется переменная: по фактическому количеству или расчётному (прогнозируемому).

Согласно пункту 148(14) Правил № 354 в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО должны быть сведения о количестве расчетных единиц. Поскольку ответчик в заявке на заключение договора указал количество посещений пациентов в месяц, для получения норматива накопления на 1 расчетную единицу в месяц необходимо установленный в Челябинской области годовой норматив для поликлиник разделить на 12 месяцев и полученную цифру умножить на количество посещений поликлиники в месяц и на величину установленного для регионального оператора предельного единого тарифа.

Принятый судами расчет ответчика выполнен без учета установленной законом формулы, состоит из длинной цепочки математических преобразований, в то время как в договорах с потребителем расчеты должны быть простыми и понятными, как в формуле 9(5) приложения № 2 к Правилам № 354.

Довод ответчика о том, что размер платы за предоставляемую регоператором коммунальную услугу по вывозу ТКО, рассчитанный по указанной формуле исходя из нормативов ТКО, не учитывает реальный объем вырабатываемых ответчиком ТКО и выше фактических затрат оператора, не может быть принят во внимание, поскольку приведенные тарифы и формула расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в нежилом помещении многоквартирного дома обязательны для применения региональным оператором и потребителями его услуг.

Расчет платы за вывоз ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, возможен в случае раздельного накопления и сбора ТКО.

ВС РФ указал, что при новом рассмотрении дела суду надлежит проверить представленный ответчиком расчет с учетом приведенного толкования нормативных правовых актов.

Что-то подсказывает, что на втором круге с ответчика взыщут гораздо больше, нежели 700 рублей.

Мораль на 2024 год: преддоговорные разногласия несите в орган на три буквы (средняя — У). С-У-Д.

Почему за вывоз мусора в Подмосковье надо платить «Мосэнергосбыту»? Официальные разъяснения о строчке «обращение с ТКО» в коммунальных квитанциях

Почему за вывоз мусора в Подмосковье надо платить «Мосэнергосбыту»? Официальные разъяснения о строчке «обращение с ТКО» в коммунальных квитанциях

В феврале 2019 года жители Московской области получили коммунальные платежки, в которых появилась новая строчка «обращение с ТКО». Жителям многоквартирных домов оплачивать новую услугу предлагается через общую коммунальную платежку. Жители частных домов счета за вывоз мусора получили от «Мосэнергосбыта », основного поставщика электроэнергии в регионе. Откуда взялась новый платеж и по каким правила он рассчитывается?

Публикуем официальные разъяснения на этот счет от МосОблЕИРЦа.

В каких квитанциях отражается услуга «обращение с ТКО?»

Плата за вывоз мусора входила составной частью в плату за содержание жилого помещения, однако, с января 2019 года порядок изменился: вывоз мусора из категории жилищных услуг перешел в коммунальные, не входит в расчет стоимости содержания помещения и отражается в платежных документах отдельной строкой – «обращение с ТКО».

Какую квитанцию на оплату услуги «обращение с ТКО» получит житель, зависит от места его проживания. Если это – многоквартирный дом, то услуга по вывозу мусора включается в единый платежный документ от МосОблЕИРЦ в том случае, если у управляющей организации заключен договор с расчетным центром на проведение начислений по всем предоставляемым услугам.

Второй вариант для жителей многоквартирных домов – получение отдельного платежного документа от МосОблЕИРЦ на оплату услуги «обращение с ТКО». Это происходит в тех случаях, когда управляющая организация производит начисления за ЖКУ самостоятельно, а проведением расчетов и начислений по услуге «обращение с ТКО» поручает МосОблЕИРЦ, либо региональный оператор по обращению с ТКО заключил с жителями прямые договоры. В этих случаях в квитанцию также могут входить начисления по взносу на капитальный ремонт, по услугам «газоснабжение » и «электроснабжение ».

Для жителей частных домов услуга «обращение с ТКО» отражается отдельной строкой в квитанции на оплату электроэнергии от АО «Мосэнергосбыт ». Абонент вправе оплачивать услуги «электроснабжение » и «обращение с ТКО» вместе или отдельно, перечисляя средства напрямую на расчетные счета поставщиков услуг, номера счетов которых указаны в платежных документах.

Как рассчитывается плата за услугу «обращение с ТКО» для жителей многоквартирных домов?

Размер платы за услугу определяется исходя из тарифов (утверждены постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 №690/34), объема накопления твердых коммунальных отходов (составляет 0,114 куб. м на 1 кв. м общей площади жилого помещения) и площади жилого помещения.

Объем накопления отходов, в свою очередь, в Московской области складывается из нормативов накопления мусора (твердых коммунальных и крупногабаритных отходов), «привязанных » к площади жилого помещения, а не к количеству зарегистрированных жильцов.

В платежном документе в столбце «объем потребления» по услуге «обращение с ТКО» указывается тот объем, на который ежемесячно начисляется плата. Объем потребления рассчитывается следующим образом: объем накопления (0 ,114 куб. м на кв. м) умножается на общую площадь квартиры и делится на 12 (месяцев ).

Льготы по оплате «обращения с ТКО»

Обращение с ТКО – коммунальная услуга. На нее, как и на прочие коммунальные услуги, распространяются правила начисления льгот и выплат компенсаций. Информацию о начислениях и поступившей оплате за ЖКУ МосОблЕИРЦ ежемесячно направляет в органы соцзащиты (единые выплатные центры).

В свою очередь, органы соцзащиты производят выплаты компенсаций за потребленные коммунальные услуги льготным категориям граждан.

Как рассчитывается плата за услугу «обращение с ТКО» для частных домовладений?

Плата за вывоз мусора рассчитывается на основании тарифов, нормативов и общей площади дома. Скидка в размере 70% установлена Министерством ЖКХ Московской области для собственников домовладения, проживающих в населенных пунктах, расположенных в радиусе до 2 км от места нахождения комплексов по переработке отходов и полигонов ТКО.

Калькулятор стоимости услуги «Обращение с ТКО»

На сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области размещен калькулятор размера платы за услугу.

Выглядит он так:

Что делать, если неправильно указана площадь жилого дома?

Если площадь жилого помещения не соответствует площади, принимаемой для расчета платы за услугу, абоненту необходимо передать документы, определяющие площадь помещения (свидетельство о собственности, выписку их ЕГРН, справку о размере занимаемой жилой площади и пр.) в АО «Мосэнергосбыт » по электронной почте ecology@ mosenergosbyt. ru или любым удобным способом в адрес регионального оператора.

Является ли временное отсутствие в жилом помещении основанием для перерасчета?

В настоящее время законодательством Российской Федерации не установлен порядок перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в случае установления платы за такую услугу исходя из общей площади жилого помещения.

По вопросам условий предоставления услуги «обращение с ТКО» и порядку вывоза мусора жители Московской области могут обращаться напрямую к своему региональному оператору, в соответствии с зоной деятельности:

Кроме того, министерства опубликовало ответы на часто задаваемые вопросы по раздельному сбору мусора.

admin
Оцените автора
Ракульское