Установка мусорного бака в нежилом помещении

Если в помещение есть собственный вход с улицы, его уборка становится заботой предпринимателя. Городская администрация штрафует за отсутствие урны и мусор на тротуаре, а упавшие на ступеньках покупатели могут отсудить сотни тысяч рублей.

В каких законах написано про урны и уборку крыльца

Вход в магазин, парикмахерскую и ресторан должен быть ухоженным и безопасным для людей. Входа в нестационарный торговый объект, например, цветочный павильон, это тоже касается. Вход — это крыльцо, тротуар и уличная дверь перед торговой точкой, все вместе ещё называют входной группой.

Вот какие требования должен соблюдать предприниматель.

Требования санпинов

На крыльце должны стоять урны. Расстояние между ними должно быть не более 100 метров. Урна должна соответствовать образцу, утвержденному местной администрацией.

Убирать мусор из урны надо по мере накопления, но не реже одного раза в сутки. Облупившуюся урну надо красить не реже раза в год. Территорию крыльца надо постоянно убирать от мусора, льда и снега.

Это требования п. 29 Санпина 2.1.3684-21 и п. 3.7 Правил эксплуатации жилищного фонда № 170.

Требования безопасности

Территория здания должна быть благоустроена таким образом, чтобы не возникало угрозы травм людям из-за скольжения, падения, столкновения — ст. 11 Закона № 384-ФЗ.

Чтобы крыльцо зимой было безопасным, нужен, например, противоскользящий коврик. А еще своевременная уборка от снега и наледи.

Ещё есть общее правило, что услуга магазина, парикмахерской или сервиса должна быть безопасной для клиента. Безопасный вход через крыльцо — это часть безопасной услуги в целом. Это следует из ст.

7 Закона о правах потребителей.

Требования благоустройства

В каждом городе есть местные правила благоустройства территории. Конкретные требования к урне, уборке и внешнему виду крыльца надо смотреть именно в этом документы. Найти его можно погуглив «правила благоустройства территории + свой город» или «правила санитарного содержания территории + свой город».

Также можно позвонить в местную администрацию и расспросить обо всех нюансах.

К примеру, в Москве действует Постановление № 1018. В пункте 3.12 сказано, что у входа в торговые объекты должны быть установлены урны. Урны надо мыть по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Красить урну надо раз в год в апреле, а также по мере необходимости или по предписаниям администрации.

А по пункту 4.5.18. владелец помещения должен убирать пятиметровую зону у подъезда.

В некоторых города есть требование, что в урне должен быть полиэтиленовый пакет для сборки мусора. В других, что урн должно быть две по бокам от дверей. В общем, требования в городах разные, их нужно знать и не упустить.

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно.

Кто отвечает за крыльцо: собственник или арендатор

За благоустройство крыльца отвечает собственник помещения. В многоквартирном доме территорию перед подъездами убирает дворник из ТСЖ. А вот крыльцо магазина или парикмахерской обязан убрать его владелец. К примеру, у ИП есть помещение на первом этаже дома.

Он открыл там продуктовый. Теперь ИП обязан чистить и ремонтировать крыльцо, ставить урну.

Если помещение сдали в аренду, то эта обязанность по умолчанию переходит к арендатору, у которого вход для посетителей через это крыльцо. Потому что арендатор отвечает за содержание арендованного имущества даже если в договоре нет такого пункта — ст. 616 ГК РФ. Арендатор не отвечает за крыльцо, только если по договору аренды уборку крыльца и установку урны взял на себя арендодатель. К примеру, ИП закрыл продуктовый магазин и помещение сдал под офис.

Теперь за крыльцо и урну отвечает арендатор офиса.

В торговых и офисных центрах крыльцо убирает собственник здания, если только у арендатора нет своего входа для посетителей.

Дальше самое интересное. Ответственный за уборку крыльца будет платить штраф и отвечать перед пострадавшими клиентами.

Штраф от администрации

За чистотой городских улиц следит отдел благоустройства из местной администрации. Инспекторы устраивают рейды. Отсутствие возле магазина урны, мусор и обледеневшие ступеньки инспекторы фотографируют.

Потом составляют протокол, приглашают предпринимателя на разбирательство и штрафуют за нарушение правил благоустройства. Сумма штрафа прописана в местном законе об административных правонарушения. Например, в Москве штраф для самозанятых составляет от 1000 до 3000 ₽, для ИП от 5000 до 10 000 ₽, для компаний от 50 000 до 200 000 ₽ по ст.

8.10 КоАП.

К примеру, В Москве Администрация оштрафовала на 50 000 ₽ сервисный центр, арендовавший помещение на первом этаже в жилом доме за отсутствие уличной урны на входе на 50 000 ₽.

В Омске администрация штрафовала магазин «Магнит у дома», магазин «Красное и Белое» и киоск с цветами, каждый на 20 000 ₽, у них всех тоже не было урн. Киоску с цветами до этого уже выносили предупреждение за неочищенные от снега и наледи тротуара.

А в Мордовии управление ЖКХ оштрафовало на 10 000 ₽ парикмахерскую за отсутствие урны и потрескавшиеся ступени крыльца.

За первый такой случай можно отделаться предупреждением. А вот если постоянно запускать состояние крыльца, денежный штраф будет точно. Штрафы администрации можно оспорить в суде.

Выплаты упавшему посетителю

Представим классику русской городской зимы. Человек поскальзывается на ступеньке, падает и травмируется. За такую травму на крыльце ответит владелец помещения. Человеку придётся оплатить лечение, моральный вред и возместить утраченный заработок.

Это правила из ст. 151, 1064 и 1085 ГК РФ.

Вот примеры реальных травм и назначенных выплат.

В Алтайском крае предпринимательница держала магазин продуктов в собственном помещении. Январским вечером на ступеньках крыльца поскользнулась женщина, получила травму и была нетрудоспособна полгода. На ступеньках была наледь, предпринимательница её не очистила.

Противоскользящих ковриков во всю длину ступенек на крыльце магазина не было. ИП обязали выплатить женщине 150 000 ₽ морального вреда и утраченный заработок за полгода. Спор на пересмотре, поэтому сумма заработка ещё уточняется.

В другом деле в Екатеринбурге в декабре женщина упала на входе в ресторан и травмировала таз. На входе была снежная жижа и наледь из-за резкого потепления. Ресторан принадлежал компании, помещение было в аренде.

Компания как арендатор отвечала за входную группу, поэтому её обязали заплатить женщине 100 000 ₽ морального вреда, утраченный заработок в сумме 320 054 ₽, костыль на 1 993 ₽, расходы на посторонний уход в сумме 82 305 ₽, и штраф на 252 176 руб. 43 ₽ за то что ресторан отказался решить вопрос с клиентом до суда.

Статья актуальна на 11.10.2022

Продолжайте читать

Уголовная ответственность предпринимателей

Справка об отсутствии судимости: с каких работников брать обязательно

Вопросы разработчиков про патент

Ещё больше полезного

Рассылка для бизнеса

Дайджест о законах, налогах, отчётах два раза в месяц
Успех! Мы выслали подтверждение на адрес указанной вами электронной почты.

Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компании СКБ Контур

Соцсети

Новости и видео — простыми словами, с заботой о бизнесе

Мы всегда рады комментариям, которые не нарушают наши правила и поддерживают дружелюбную атмосферу на сайте. Стараемся отвечать на все вопросы по Эльбе и несложным бухгалтерским темам.

  • Эльба
  • Возможности
  • Цены
  • Демоверсия Бесплатно
  • Эльба в App Store
  • Эльба в Google Play
  • Частые вопросы
  • Ссылки
  • Справочная
  • Акции и предложения
  • Команда
  • Регистрация бизнеса
  • Центр поддержки
  • Контакты
  • Соцсети
  • Телеграм
  • Вконтакте
  • Ютуб

Как начисляется плата за ТКО нежилым помещениям

Подборка наиболее важных документов по запросу Как начисляется плата за ТКО нежилым помещениям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Отходы:
  • 04811201040016000120
  • 2 тп отходы образец заполнения
  • 47110101521
  • 73310001724
  • Банк данных об отходах
  • Ещё.
  • Услуги населению:
  • Баня
  • Бытовое обслуживание
  • Вывоз тбо коммунальная услуга
  • Закон о раздельном сборе мусора
  • Закон о тко
  • Ещё.

Формы документов: Как начисляется плата за ТКО нежилым помещениям

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Форма: Договор аренды нежилого помещения в целях размещения оборудования (общая форма)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024) 3.1. Арендная плата по настоящему Договору составляет денежную сумму в размере _____ (_______) рублей, в том числе НДС ___% (______ рублей за 1 кв. м) в _________ (указать период) (вариант: НДС не облагается на основании ___________). Арендная плата включает (вариант: не включает) в себя стоимость коммунальных и эксплуатационных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами), потребленных Арендатором за месяц.

Судебная практика: Как начисляется плата за ТКО нежилым помещениям

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 N 11АП-2913/2022 по делу N А55-8486/2021
Требование: О взыскании задолженности по договорам аренды недвижимого имущества. Данные обстоятельства исключает возможность двойного начисления платы за оказание услуг по обращению с ТКО собственнику жилых помещений (Истцу) и арендатору нежилых помещений (Ответчику) со стороны Регионального оператора.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Определение Верховного Суда РФ от 16.07.2021 N 307-ЭС21-10542 по делу N А56-50832/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, поскольку, удовлетворяя заявленное требование, судебные инстанции пришли к верному выводу о том, что предписание жилищной инспекции о перерасчете платы за услуги не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, так как плата собственнику нежилого помещения рассчитывалась управляющей организацией в соответствии с решением, принятым общим собранием собственников дома. Суды установили, что на общем собрании собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, результаты которого оформлены протоколом от 11.11.2009, приняты решения о начислении собственникам нежилых помещений платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов исходя из нормативов накопления таких отходов и вида экономической деятельности, осуществляемого в нежилом помещении; определении для собственников нежилых помещений платы за содержание и обслуживание контейнерной площадки из расчета за 1 куб. м в соответствии с расчетом управляющей организации (при условии осуществления в нежилом помещении деятельности, в процессе которой образуются отходы производства и потребления); необходимости заключения собственниками нежилых помещений при отсутствии у них собственной контейнерной площадки и в случае осуществления деятельности, в процессе которой образуются отходы производства и потребления, договора с управляющей организацией на сбор и вывоз отходов. Сведений о том, что данный протокол оспорен в установленном порядке либо признан недействительным, не представлено.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Как начисляется плата за ТКО нежилым помещениям

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: налогообложение и бухгалтерский учет (часть первая)
(Брызгалин А.В., Щербакова Е.С., Головкин А.Н., Королева М.В., Аникеева О.Е., Калинина Н.М., Гончаренко Л.Н., Барыкин Е.А., Ефимов И.А., Еремина М.В., Загвоздина В.Н., Жернаков С.А., Клименков Г.В., Тимошков С.Н., Широковских Е.Г., Давыдов И.П., Залялетдинова Н.И., Истомина Н.А., Козлова М.Е., Леонтьева Ю.В., Мишина Е.Б., Морозов В.В., Солодянкина Г.А., Федоренко А.О.)
(«Налоги и финансовое право», 2010, N 7) Однако арбитражный суд встал на сторону организации, указав, что из положений гл. 25 НК РФ не следует, что фактическое получение дохода — непременное условие для учета понесенных налогоплательщиком расходов при налогообложении прибыли. В п. 1 ст.

252 НК РФ прямо сказано: расходы должны быть направлены на получение дохода, т.е. определенные затраты должны служить цели получения дохода. При этом экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов не зависит от факта получения им дохода в конкретном налоговом периоде. Следовательно, организация обоснованно включила в состав расходов суммы начисленной амортизации по всем нежилым помещениям, хотя фактически в аренду сдавалась лишь часть из них.

Установка мусорного бака в нежилом помещении

1 декабря 2024 Регистрация Войти
6 декабря 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 декабря 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 апреля 2019 г. № 11696-АО/06 О новой системе по обращению с твердыми коммунальными отходами

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 апреля 2019 г. № 11696-АО/06 О новой системе по обращению с твердыми коммунальными отходами

7 июня 2019

Департамент городской среды Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах компетенции рассмотрел обращение по вопросам, связанным с новой системой по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО), и сообщает следующее.

Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО (далее — региональный оператор) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ГКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО. При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее — Правила N 1156).

Пунктом 13 Правил N 1156 и пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз. Необходимая валовая выручка регионального оператора, в числе прочего, включает расходы на уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз) в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 (далее — Основы ценообразования).

Таким образом, уборка мест погрузки ТКО — действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз, является обязанностью регионального оператора.

В соответствии с положениями статьи 8 Закона N 89-ФЗ с 1 января 2019 года органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют свои полномочия.

Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность которой возложена на регионального оператора.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме определена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее — Правила N 491).

В соответствии с пунктом 2 Правил N 491, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно подпункту «д (2)» пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.

При этом, в соответствии с пунктом 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:

в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме — в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;

в договоре управления многоквартирным домом — в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией (пункт 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее — Постановление N 290)).

В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением N 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 26(1) Минимального перечня услуг).

При этом под «организацией» понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Указанный термин в подобном толковании используется в 6.12.6 — 6.12.8 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. N 711/пр.

Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Из комплексного анализа законодательства Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.

Одновременно сообщаем следующее.

Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, в числе прочих, предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда:

— установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов;

— содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и мусоросборников, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории).

Организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.

Необходимая валовая выручка регионального оператора, в том числе, включает расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание в размере не более 1% от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования (пункт 90 Основ ценообразования).

Учитывая вышеизложенные требования законодательства Российской Федерации, обязательства по приобретению контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию возложены на регионального оператора, но только в пределах, не превышающих 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

Контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями.

Дополнительно сообщаем, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора
Департамента городской среды
А.Н. Огурцова

Обзор документа

В связи с введением новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) Минстрой разъяснил:

— кто должен заниматься уборкой мест погрузки ТКО;

— кто обязан создавать и содержать площадки накопления отходов, в т. ч. входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме;

— кто должен приобретать контейнеры для ТКО.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Кто покупает и ремонтирует контейнеры для ТКО , – требования закона

Кто покупает и ремонтирует контейнеры для ТКО, – требования закона

Россия перешла на новую систему обращения с ТКО. По плану всё должно было пройти гладко, но на деле оказалось не так. Проблемы вызывают даже самые простые вопросы.

Кто должен убирать мусорные площадки, кто покупает и ремонтирует контейнеры, – чёткие пояснения дала прокуратура.

С чего всё началось

Не вывезли вовремя мусор, не убрали контейнерную площадку или не заменили контейнер для сбора ТКО, – с любой проблемой жители дома обращаются в управляющую организацию. Поэтому управляющей организации нужно знать, за что она отвечает.

В связи с переходом на новую систему обращения с ТКО обязанности управляющих организаций изменились. Например, по уборке контейнерных площадок.

Было. УО должна была своевременно убирать территорию и следить за её санитарным состоянием (п. 3.7.1 постановления № 170). Это значит, что до момента погрузки мусора в мусоровоз и после отъезда спецмашины ответственность за состояние контейнерной площадки, размещённой на оформленной придомовой территории, несла управляющая организация.

Именно она убирала территорию и контейнеры, если отходы были разбросаны.

Стало. С начала 2019 года изменилось одно условие – теперь регоператор сам убирает контейнерную площадку, если при погрузке мусора в машину что-то рассыпалось.

Всё ещё остаются вопросы о том, кто должен покупать и ремонтировать контейнеры для сбора ТКО. Ситуацию, в которой непонятно, кто и за что отвечает, нагнетают СМИ. Поэтому с официальными разъяснениями выступила прокуратура.

Было. За содержание контейнерной площадки отвечал собственник земли.

Стало. Органы местного самоуправления в области обращения с ТКО, если такая обязанность не лежит на других лицах, создают и содержат место накопления твёрдых коммунальных отходов (ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Место накопления твёрдых коммунальных отходов – это площадка с контейнерами и бункерами. Она обустраивается по требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 2 Правил № 1156).

Если контейнерная площадка расположена на придомовой территории, которая входит в состав общего имущества, за её содержание отвечают собственники помещений в таком доме. Если площадка в состав общего имущества не входит, за её чистотой следит собственник земельного участка, на котором она расположена.

Собственник земельного участка, на котором размещена контейнерная площадка, должен её содержать, то есть обустраивать, красить, убирать. О приобретении или ремонте контейнеров речи не идёт.

Покупка и ремонт контейнеров

В регионах появились региональные операторы по обращению с ТКО. Старые обслуживающие организации, которые до этого вывозили мусор с площадок, забрали с собой свои контейнеры. Кто должен купить новые?

Региональные операторы в большинстве регионов уверены, что это должны сделать управляющие организации и ТСЖ. Но на самом деле, подобные требования незаконны и нарушают права потребителей коммунальных услуг.

Именно региональный оператор не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров. Указываются объём таких контейнеров и площадки накопления ТКО, где их планируется разместить (п. 13(1) Правил № 1156).

Контейнеры для накопления твёрдых коммунальных отходов приобретает и ремонтирует регоператор. Это его прямая обязанность, осуществляется она за счёт утверждённого тарифа.

Запомнить

  1. Приобретать и ремонтировать контейнеры для сбора твёрдых коммунальных отходов, убирать места их погрузки, обязаны региональные операторы.
  2. Переложение такой обязанности на органы местного самоуправления, управляющие организации ТСЖ или жителей домов незаконно.
  3. Оно же образует нецелевое использование бюджетных средств и нарушает жилищные права потребителей коммунальных услуг.

Кто и как устанавливает контейнеры на контейнерных площадках

Кто и как устанавливает контейнеры на контейнерных площадках

Обязанность организаций по обслуживанию жилищного фонда устанавливать на придомовой территории сборники для твёрдых отходов закреплена в пп. пп. 3.7.1, 3.7.4 Правил № 170 . Несмотря на это вопросы о том, кто же должен размещать контейнеры с учётом «мусорной реформы», возникают и по сей день. Отвечаем на них.

Органы местного самоуправления

Общие нормы об установке мест накопления ТКО регламентируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно ст. 13.4 этого документа, накопление отходов допускается только в местах накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.

В соответствии с этой же статьёй, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест, площадок накопления твёрдых коммунальных отходов и ведут реестр таких мест. Причастность органов местного самоуправления к вопросам организации деятельности по накоплению и транспортировке ТКО указана и в ст. ст. 14–16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, лицом, ответственным за места размещения площадок накопления твёрдых коммунальных отходов, являются органы местного управления. Значит ли это, что обслуживающая дом организация «не при делах»? Не совсем.

Обслуживающие многоквартирные дома организации

Истоки ответственности управляющих организаций за установку контейнеров кроются в статьях 161 и 162 ЖК РФ.

В доме созданы безопасные условия для проживания. В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление домом должно обеспечивать «благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме».

Оборудование без проблем поставляет ресурсы. Благодаря надлежащему содержанию оборудование в составе общего имущества всегда готово к поставкам ресурсов, которые необходимы для предоставления коммунальных услуг жителям МКД.

УО отвечает за услуги и работы по надлежащему содержанию общедомового имущества. Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, управляющая организация ответственна за оказание всех услуг и выполнение работ по обеспечению надлежащего содержания общедомового имущества.

Она также следит за предоставлением коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать нормам.

Основа всего этого – договор управления. Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, УО за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги услуги и выполнять работы по управлению многоквартирным домом, по надлежащему содержанию и ремонту общедомового имущества.

Далее необходимо обратиться к Правилам № 491. Согласно пп. «е» п. 2 Правил № 491, в состав общего имущества включён земельный участок с элементами озеленения и благоустройства. А значит, и с площадками, предназначенными для мест накопления ТКО.

В соответствии с пп. «д(2)) п. 11 Правил № 491, содержание общего имущества включает в себя работы по содержанию мест, площадок накопления ТКО. Аналогичные нормы содержатся в постановлении Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.

В пункте 26(1) Минимального перечня содержится положение, по которому в перечень работ по содержанию общего имущества входят работы по организации и содержанию площадок накопления ТКО. В их число включено обслуживание и очистка контейнерных площадок.

Складывается следующая картина: если земельный участок сформирован и оформлен в общее имущество, то обязанность по оборудованию мест ТКО и их надлежащему содержанию переносится на собственников. Следовательно, такая обязанность появляется у управляющей организации, потому что она отвечает за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества.

Порядок установки контейнеров на площадку

Вопрос, кто должен оборудовать площадки для накопления ТКО, прямым образом зависит от принадлежности участка под МКД.

Если участок сформирован и является общим имуществом, то такая обязанность лежит на собственниках или лицах, которые управляют многоквартирными домами. Это следует из совокупного толкования п. 4 ч. 1 ст. 36 и ст.

39 ЖК РФ. Плата за оборудование площадки для накопления ТКО включается в состав платы за содержание жилого помещения.

Если участок не сформирован, т.е. земля муниципальная, то обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО несут органы местного самоуправления. Это следует из писем Минстроя РФ от 03.04.2019 № 11696-АО/06, Минприроды РФ от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 и от 07.03.2019 № 08-25-53/5268.

Каков порядок установки? В случае с несформированным участком достаточно обратиться в администрацию, она будет обязана за свой счёт оборудовать контейнерную площадку.

При сформированном участке в первую очередь необходимо решить вопрос финансирования, для чего необходимо инициировать общее собрание собственников. Относительно требований к установке необходимо обратиться к постановлению Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 и СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

  • В контейнеры, расположенные в мусороприёмных камерах, при их наличии.
  • В контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках.
  • В пакеты или другие ёмкости, предоставленные региональным оператором.

В третьем случае в соответствии с п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2646-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелёными насаждениями по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятия спортом должно быть не менее 20 м и не более 100 м. Это едва ли не идеальный случай, когда собственники согласны понести расходы на установку.

Нередко и они, и управляющая организация ссылаются на регионального оператора. Его роль в установке контейнеров размыта.

Региональный оператор

Путаницу вносит п. 90 Основ ценообразования, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484. Согласно нему «необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организации, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, и расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твёрдых коммунальных отходов»

В схеме обращения с отходами может не быть информации о местах накопления ТКО. Тогда, согласно п. 9 Правил обращения с ТКО, региональный оператор направляет данные о выявленных площадках в орган исполнительной власти субъекта РФ, который утвердил схему.

Для этого регоператор ежегодно отправляет в уполномоченный орган сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров. Указывает их объём и площадки накопления ТКО, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры. Делает он это не позднее 25 декабря года, который предшествует году фактического размещения оборудования (п.

13(1) Правил обращения с ТКО).

Исходя из изложенного, региональный оператор несёт расходы на приобретение и содержание контейнеров в случае выявления мест накопления ТКО, не отражённых в схеме обращения с отходами. Расходы эти, согласно п. 90 Основ ценообразования, не превышают 1% необходимой валовой выручки регионального оператора.

На заметку

  1. На муниципальной земле места для накопления ТКО оборудует муниципалитет, контейнеры приобретает и ставит тоже он.
  2. На оформленной придомовой территории эта обязанность ложится на собственников, следовательно – на управляющую организацию. Это указано в письмах Минстроя РФ от 03.04.2019 № 11696-АО/06, Минприроды РФ от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 и от 07.03.2019 № 08-25-53/5268. В них ведомства разграничивают ответственность в зависимости от принадлежности земельного участка.
  3. Вместе с тем, в рамках 1% от валовой выручки установить контейнеры может региональный оператор. При этом оборудовать места для контейнеров должна всё же управляющая домом компания.

Проблемы, связанные с организацией и содержанием мест накопления ТКО, не являются просто теоретическими. Вследствие «мусорной реформы» возникла путаница. Теперь, если обнаружится, что контейнер установлен на муниципальной земле без согласования, органы муниципального жилищного надзора требуют от управляющих организаций пояснить, как так вышло.

И УО не стоит рассчитывать на муниципалитет – часто даже он не знает, откуда такой контейнер появился.

Так случилось с одним из клиентов ООО «МКДЭКСПЕРТ». УЖКХ администрации г. Лабытнанги сделало массовую рассылку по управляющим компаниям. В ней оно потребовало обосновать, почему контейнеры для обслуживания жилищного фонда города установлены на земельных участках в муниципальной собственности.

Управляющая организация информацией о создателях площадок не располагала, о чём и сообщила администрации. Позже выяснилось, что изначально их разместила сама администрация.

Другой клиент ООО «МКДЭКСПЕРТ» из Оренбургской области обратился со следующей проблемой: жители соседнего дома складывали мусор на его площадках. Соседним домом управляла управляющая организация-конкурент. Первоначально выстроили схему: поскольку используется общее имущество дома, управлением которым занимается клиент, то конкурент должен платить за «аренду». Тем более, содержит площадку тоже клиент.

Вместе с тем, данная схема вряд ли сработает, если домом управляющей организации-конкурента заинтересуется ГЖИ.

Для разрешения спора о том, кто должен установить контейнер ТКО, необходимо определить собственника земельного участка. Зачастую с этим и связаны излишние расходы на установку контейнеров или, наоборот, бездействие, основанное на ошибочном предположении о том, что ответственность лежит на ином лице.

Подходите к этим спорам основательно или передайте рутинную работу профессионалам, которые много лет работают в сфере ЖКХ, защищая интересы управляющих компаний в судах разных инстанций.

admin
Оцените автора
Ракульское