Статья 417.12 ГПК РФ. Порядок исполнения судебных решений в отношении иностранного государства

1. Предъявление в суде Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество иностранного государства, находящееся на территории Российской Федерации, принятие в отношении этого имущества иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда, а также рассмотрение ходатайств о признании и принудительном исполнении решений иностранных судов в отношении имущества иностранного государства, находящегося на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» в порядке, установленном настоящим Кодексом, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

2. Гражданские дела с участием иностранного государства рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 43 и 44 настоящего Кодекса и другими федеральными законами. Ходатайства о признании и принудительном исполнении решений иностранных судов в отношении имущества иностранного государства, находящегося на территории Российской Федерации, рассматриваются судом в порядке, установленном главой 45 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными настоящей главой.

3. Гражданские дела с участием иностранного государства рассматриваются и разрешаются судом до истечения девяти месяцев со дня поступления искового заявления в суд.

4. Для целей настоящего Кодекса понятие «иностранное государство» используется в значении, определяемом Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации».

Комментарий к статье 417.1 ГПК РФ в действующей редакции

статья 417.1 ГПК РФ

Комментируемой статьей 417.1 ГПК РФ предусмотрено производство по делам с участием иностранного государства.

Понятие «иностранное государство» используется в значении, определяемом Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации». В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона иностранное государство, во-первых, государство иное, чем Российская Федерация, и его органы государственной власти; во-вторых, составные части данного иностранного государства (субъекты иностранного федеративного государства или административно-территориальные образования иностранного государства) и их органы в той мере, в которой они правомочны совершать действия в целях осуществления суверенной власти данного иностранного государства и действуют в этом качестве; в-третьих, учреждения или иные образования независимо от того, являются ли они юридическими лицами, в той мере, в которой они правомочны совершать и фактически совершают действия в целях осуществления суверенной власти данного иностранного государства; в-четвертых, представители данного иностранного государства, действующие в этом качестве.

Почитать  Работа во время больничного листа и ее оплата

Согласно ч. 1 комментируемой статьи 417.1 ГПК РФ в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» в порядке, предусмотренном ГПК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, осуществляется:

  • предъявление в суде Российской Федерации иска к иностранному государству;
  • привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица;
  • наложение ареста на имущество иностранного государства, находящееся на территории Российской Федерации;
  • принятие в отношении этого имущества иных мер по обеспечению иска;
  • обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда;
  • рассмотрение ходатайств о признании и принудительном исполнении решений иностранных судов в отношении имущества иностранного государства, находящегося на территории Российской Федерации.

Гражданские дела с участием иностранного государства рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными ст.ст. 398, 402 ГПК РФ и другими федеральными законами. Ходатайства о признании и принудительном исполнении решений иностранных судов в отношении имущества иностранного государства, находящегося на территории Российской Федерации, рассматриваются судом в порядке, установленном ст. 409 ГПК РФ, с особенностями, установленными гл. 45.1 ГПК РФ (ч.

2 ст. 417.1 ГПК РФ).

В силу ч. 3 комментируемой статьи 417.1 ГПК РФ гражданские дела с участием иностранного государства рассматриваются и разрешаются судом до истечения девяти месяцев со дня поступления искового заявления в суд.

Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его юристу по телефону!

Исполнение судебных актов в отношении иностранного государства и его имущества

Гражданские дела с участием иностранного государства рассматриваются федеральными судами Российской Федерации по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 43 и 44 ГПК РФ и гл. 32 и 33 АПК РФ.

Предъявление в суде Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество иностранного государства, находящегося на территории Российской Федерации, принятие в отношении этого имущества иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решения суда, а также рассмотрение ходатайств о признании и принудительном исполнении решений иностранных судов в отношении имущества иностранного государства, находящегося на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. №297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации».

Понятие «иностранное государство» используется в этом законе в следующем значении (ст. 2):

  • а) государство иное, чем Российская Федерация, и его органы государственной власти;
  • б) составные части данного иностранного государства (субъекты иностранного федеративного государства или административно-территориальные образования иностранного государства) и их органы в той мере, в которой они правомочны совершать действия в целях осуществления суверенной власти данного иностранного государства и действуют в этом качестве;
  • в) учреждения или иные образования независимо от того, являются ли они юридическими лицами в той мере, в которой они правомочны совершать и фактически совершают действия в целях осуществления суверенной власти данного иностранного государства;
  • г) представители данного иностранного государства, действующие в этом качестве.

Имущество иностранного государства —имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации.

Исполнение судебного постановления, вынесенного в отношении иностранного государства, его имущества, находящегося на территории Российской Федерации, по результатам рассмотрения соответствующих иска или ходатайства о признании исполнения судебного решения другого иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (ст. 417.12 ГПК РФ, ст. 256.12 АПК РФ).

При этом необходимо учитывать, что иностранное государство пользуется в отношении себя и своего имущества, находящегося на территории Российской Федерации, юрисдикционными иммунитетами в виде судебного иммунитета, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска и иммунитета в отношении исполнения решения суда (ст. 2 ФЗ от 30 ноября 2015 г. №297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации»).

Иммунитет в отношении исполнения решения суда —обязанность суда Российской Федерации или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, воздержаться от обращения взыскания на имущество иностранного государства, принятия в отношении иностранного государства и его имущества иных мер в целях принудительного исполнения решения суда.

Иностранное государство не пользуется иммунитетом в отношении исполнения решения суда,если оно явно выразило согласие на осуществление судом Российской Федерации юрисдикции в отношении конкретного спора в силу: 1) международного договора; 2) письменного соглашения, не являющегося международным договором; 3) заявления в суде Российской Федерации, письменного уведомления суда Российской Федерации или письменного уведомления, переданного Российской Федерации по дипломатическим каналам, в рамках судебного процесса в отношении конкретного спора (ст. 5 ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации»).

Иммунитетом в отношении исполнения решения суда пользуется имущество иностранного государства, находящееся в его собственности, предназначенное для использования или используемое им от своего имени в деятельности, связанной с осуществлением суверенных властных полномочий (ст. 16 ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации»): 1) имущество (в том числе денежные средства, находящиеся на банковском счете), используемое или предназначенное для осуществления функций дипломатических представительств иностранного государства или консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях, делегаций иностранного государства в органах международных организаций либо на международных конференциях; 2) военное имущество или имущество, используемое либо предназначенное для использования в военных целях или в миротворческих операциях, признаваемых Российской Федерацией; 3) культурные ценности или архивы, не выставленные на продажу либо не предназначенные для продажи; 4) имущество, являющееся частью экспозиции выставок, представляющее научный, культурный или исторический интерес и не выставленное на продажу либо не предназначенное для продажи; 5) имущество центрального банка или иного органа надзора иностранного государства, в функции которого входит банковский надзор.

Юрисдикционные иммунитеты иностранного государства и его имущества могут быть ограничены на основе принципа взаимности,если будет установлено наличие ограничений, касающихся предоставления Российской Федерации и ее имуществу юрисдикционных иммунитетов в иностранном государстве, в отношении которого и имущества которого возник вопрос о юрисдикционных иммунитетах.

После вступления решения суда РФ по гражданскому делу с участием иностранного государства в законную силу суд направляет исполнительный лист с копией судебного постановления главному судебному приставу РФ. Одновременно суд извещает иностранное государство о вступлении судебного постановления в законную силу и направлении исполнительных документов главному судебному приставу РФ для исполнения (ст. 417.12 ГПК РФ, ст.

256.12 АПК РФ).

Порядок исполнения судебных актов в отношении иностранного государства и его имущества регламентируется Законом об исполнительном производстве с учетом особенностей, предусмотренных гл. 12.1 этого закона.

Поступившие главному судебному приставу РФ исполнительные листы, выданные судами общей юрисдикции и арбитражными судами в отношении иностранного государства, вместе с копией вступившего в законную силу судебного акта направляются в течение 3 дней со дня получения в структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день их получения (ч. 1 ст. 104.2 Закона об исполнительном производстве).

Судебный пристав-исполнитель структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов возбуждает исполнительное производство в отношении иностранного государства, его имущества по правилам ст. 30 Закона об исполнительном производстве. При этом срок для добровольного исполнения исполнительного документа не устанавливается.

Не позднее дня, следующего за днем возбуждения исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, запрос о наличии у должника-иностранного государства иммунитета от исполнения решения суда ииммунитета, используемого иностранным государством для осуществления функций его дипломатических представительств, консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях, или делегаций в органах международных организаций либо на международных конференциях и относящихся к ним лиц, а также при наличии у указанного органа исполнительной власти такой информации об ином имуществе, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительному документу.

Требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном в отношении иностранного государства, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем структурного подразделения Федеральной службы судебных приставов в 2-месячный срок со дня уведомления иностранного государства о возбуждении в отношении его исполнительного производства (ч. 6.1 ФЗ об исполнительном производстве).

Исполнение решений судов Российской Федерации на территории иностранного государства

На территории иностранного государства исполнение решения суда Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном соответствующим международным договором.

В случаях, когда должник выезжает на постоянное жительство в иностранное государство и на территории Российской Федерации исполнение требований исполнительного документа представляется невозможным, судебный пристав-исполнитель в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об исполнительном производстве»

оканчивает исполнительное производство. Исполнительный документ возвращается взыскателю с постановлением об окончании исполнительного производства. Одновременно взыскателю разъясняется порядок исполнения решения суда Российской Федерации на территории иностранного государства.

В частности, если между Российской Федерацией и определенным иностранным государством имеется договор, предусматривающий взаимное признание и исполнение судебных решений, взыскателю необходимо рекомендовать обратиться в суд, вынесший решение, с ходатайством о признании и разрешении принудительного исполнения решения российского суда на территории данного иностранного государства. Суд, получив ходатайство, оформит пакет документов в соответствии с международным договором и направит в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган для последующего направления в компетентный орган государства, на территории которого необходимо признание и исполнение судебного решения.

Подробные разъяснения по оформлению ходатайства содержатся в Методических рекомендациях по организации работы судебного пристава-исполнителя по исполнению международных обязательств в рамках исполнительного производства, утвержденных директором Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставом Российской Федерации 06.05.2010 N 12/07-8985-АП (направлены в территориальные органы ФССП России письмом ФССП России от 13.05.2010 N 12/07-9288-СВС).

В случае, если между Российской Федерацией и определенным государством отсутствует договор о правовой помощи, предусматривающий взаимное признание и исполнение судебных решений, судебный пристав-исполнитель для решения вопроса о взыскании алиментов на территории данного иностранного государства рекомендует взыскателю обратиться к адвокату, имеющему право осуществлять адвокатскую деятельность на территории соответствующего иностранного государства. При этом необходимо обратить внимание взыскателя на то, что услуги адвокатов предоставляются на платной основе.

В случаях, когда адрес места проживания должника в иностранном государстве неизвестен, при этом имеется международный договор Российской Федерации, предусматривающий оказание правовой помощи в установлении адреса, судебный пристав-исполнитель может в рамках возбужденного исполнительного производства подготовить запрос в компетентный орган данного иностранного государства об установлении адреса.

Кроме того, посредством запроса о правовой помощи судебный пристав-исполнитель в рамках соответствующего международного договора может запросить в компетентном органе иностранного государства и другие сведения о должнике, а также обратиться с просьбой о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного документа.

Порядок оформления и направления запроса судебного пристава-исполнителя приводится в Методических рекомендациях по организации работы судебного пристава-исполнителя по исполнению международных обязательств в рамках исполнительного производства.

Направление запросов судебных приставов-исполнителей в компетентные органы иностранных государств, минуя Управление ФССП России и центральный аппарат ФССП России, недопустимо.

Необходимо учитывать то обстоятельство, что исполнение решения суда Российской Федерации на территории иностранного государства возможно лишь в следующих случаях: при наличии между Российской Федерацией и государством, на территории которого предполагается исполнение судебного решения, международного договора, предусматривающего возможность взаимного исполнения судебных решений; после прохождения процедуры экзекватуры в компетентных органах иностранного государства, на территории которого предполагается исполнение судебного решения (экзекватура — решение суда о приведении в исполнение в данной стране решения, вынесенного судом иностранного государства).

Судебный пристав-исполнитель при поступлении к нему на исполнение исполнительного документа, выданного судом Российской Федерации в отношении должника, проживающего (находящегося) на территории иностранного государства, и при отсутствии денежных средств или иного имущества должника на территории Российской Федерации (а также в случае, если в процессе исполнения на территории Российской Федерации решения суда Российской Федерации судебный пристав-исполнитель установит, что должник выехал на постоянное место жительства в иностранное государство), должен возвратить исполнительный документ без исполнения с актом о невозможности взыскания и разъяснениями права взыскателя ходатайствовать перед компетентными органами иностранного государства об исполнении решения суда Российской Федерации.

Если взыскание на территории России уже производилось (службой судебных приставов, кредитной или иной организацией), можно продолжить взыскание на территории иностранного государства, подав соответствующее ходатайство. Судебный пристав-исполнитель в случае установления (самостоятельно или по сведениям взыскателя) выезда должника на постоянное место жительства в иностранное государство обязан окончить исполнительное производство, возвратить исполнительный документ взыскателю с актом о невозможности взыскания, разъяснив при этом право взыскателя ходатайствовать перед компетентными органами иностранного государства об исполнении решения российского суда и порядок экзекватуры. Кроме того, судебный пристав-исполнитель обязан выдать взыскателю документ (справку либо постановление) об имеющейся задолженности на момент окончания исполнительного производства, заверенную подписью и гербовой печатью.

Проблемный вопрос признания и исполнения решений иностранных судов на территории России

Вопросы признания и исполнения решений иностранных судов или иностранных арбитражных решений на территории России возникают достаточно часто в судебной практике (только за 2018 год рассмотрено более 200 подобных дел, согласно данным судебной статистики ВС), вместе с тем, с ними связаны определенные трудности с точки зрения практической реализации.

Порядок признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений регулируется главой 31 АПК. Российский арбитражный суд может отказать в признании и приведении в исполнение соответствующего решения в случае, если сторона, против которой принято решение, не была своевременно и надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела или по другим причинам не могла представить в суд свои объяснения.

Установление факта надлежащего извещения стороны судебного разбирательства о процессе в иностранном суде путем правильного применения норм национального и международного права является одним из элементов процедуры признания и приведения в исполнение решений иностранных судов. Обязанность представить доказательство извещения другой стороны о процессе предусмотрено российским процессуальным законодательством, а также нормами международного права (например, международными соглашениями о правовой помощи между странами).

Бремя доказывания своевременного и надлежащего извещения лежит на лице, заявляющем о признании и приведении в исполнение иностранного решения (п. 3 ч. 3 ст. 242 АПК; п. 4 ч. 2 ст. 411 ГПК; и, например, п. «г» ст.

9 Соглашения стран СНГ от 20.03.1992 «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности»; ч. 3 ст. 52 Договора между РФ и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам; ч. 2 ст. 52 Договора между РФ и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам; ч. 2 ст.

39 Договора между РФ и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам).

Обращаю внимание, что отсутствие доказательств получения судебных извещений, направленных в порядке, предусмотренном нормами соответствующего международного договора или федерального закона, сам по себе не может являться основанием для безусловной отмены судебного акта. В таком случае заявитель должен доказать, что сторона приняла участие в иностранном судебном процессе (например, протокол судебного заседания, в котором отражено участие представителя стороны) или, по крайней мере, знала об иностранном судебном процессе и могла представить в иностранный суд свои объяснения (например, сторона направила отзыв или какое-либо заявление/ходатайство).

Как уже было сказано, последствием того, что сторона не была своевременно и в надлежащей форме извещена о судебном заседании и не приняла в нем участия, является отказ в признании и приведении в исполнение соответствующего решения (см., например, недавнее дело, дошедшее до Верховного Суда, № А35-2592/2018).

Вместе с тем, в практике встречаются случаи, когда необходимо признать и исполнить решение иностранного суда, которое в силу процессуальных норм иностранного государства принимается судом без вызова сторон и, соответственно, без их извещения о судебном заседании. Нормы национального и международного права сформулированы императивно и не предусматривают исключений, как быть в таком случае лицу, желающему признать и исполнить подобное решение суда.

В таких случаях заявителю необходимо доказать, что процессуальным законодательством иностранного государства предусмотрено принятие подобных решений без извещения сторон (часто защита прав стороны в таких спорах обеспечивается направлением стороне копии судебного решения, а также установление срока на его обжалование), для этого, как показывает опыт, достаточно представить извлечение из процессуального законодательства иностранного государства с нотариально заверенным переводом.

Судебная практика воспринимает такой подход, в том числе на уровне Верховного Суда (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 20.09.2011 № 39-Г11-20; Определение Верховного Суда РФ от 30.03.2010 № 57-Г10-4; Определение Верховного Суда РФ от 29.12.2009 № 2-Г09-12); Судебная коллегия ориентирует суды на то, что им надлежит установить соблюдение требований не только норм международного права (того или иного соглашения о правовой помощи), но и процессуального законодательства иностранного государства, чье решение подлежит признанию и исполнению на территории России, на предмет необходимости извещения стороны спора.

admin
Оцените автора
Ракульское