Изменение кадастровой стоимости земельного участка после завершения торгов

Статья 24.18. Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости

Перспективы и риски в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 24.18

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами публичной власти федеральной территории, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — комиссия).

(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 274-ФЗ, от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органов или подведомственного ему государственного бюджетного учреждения, наделенного соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа (далее — орган регистрации прав) и подлежащие обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов один раз в три года представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Требования к входящим в состав комиссии представителям предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, порядок создания и работы комиссии, включая порядок представления кандидатур для включения в состав комиссии, в том числе в целях ротации (далее — порядок создания и работы комиссии), формы принимаемых комиссией документов устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области оценочной деятельности.

При этом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной и муниципальной службы, должны составлять не более половины членов состава комиссии.

Кандидатуры представителей предпринимательского сообщества, в том числе в целях ротации, выдвигаются некоммерческими организациями, основанными на членстве и объединяющими потребителей оценочных услуг.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также — заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее — заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 18.03.2020 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, федеральной территории или муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях выявления основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости заявитель вправе обратиться к заказчику работ в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в ходе проведения государственной кадастровой оценки, или в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В течение семи рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик работ и орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, обязаны предоставить заявителю соответствующие сведения.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

(в ред. Федерального закона от 18.03.2020 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 02.06.2016 N 172-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.

В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.

Для получения информации, необходимой для работы комиссии, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:

об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;

о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого было принято указанное решение, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Порядок голосования комиссии устанавливается порядком создания и работы комиссии.

В течение пяти рабочих дней с даты принятия по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствующего решения комиссия уведомляет об этом лицо, обладающее правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления, органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет или бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

(часть двадцать восьмая введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 274-ФЗ)

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде по основаниям для их пересмотра, предусмотренным частью одиннадцатой настоящей статьи, решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 274-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и орган регистрации прав копию указанного решения. В случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения также направляет:

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость, в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке;

(в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 172-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Части тридцать первая — тридцать вторая утратили силу. — Федеральный закон от 02.06.2016 N 172-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Изменения продолжаются: новые правила оспаривания кадастровой стоимости

11 августа вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 269-ФЗ), который существенно затронул правила оспаривания кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков.

Согласно действующему законодательству кадастровая стоимость применяется для расчета налога на недвижимость, земельного налога, а также для расчета арендных платежей, например при выкупе земли у государства. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определяют порядок оспаривания кадастровой стоимости и позволяют владельцам и арендаторам приравнять ее к рыночной. Имеющиеся правила допускали обращаться с соответствующими требованиями напрямую в суд или в комиссию по оспариванию кадастровой стоимости. В целом правоприменительная практика по этой теме давно сформировалась.

Однако закон вносит в нее весьма существенные изменения, которые неизбежно отразятся на ситуации в целом. Разберемся в том, как теперь будет проводиться процедура оспаривания кадастровой стоимости.

Что изменилось?

Одно из ключевых изменений – введение досудебного порядка. Теперь заинтересованные лица не смогут направлять требования об оспаривании кадастровой стоимости напрямую в суд. Перед этим им необходимо обратиться с заявлением и отчетом об оценке в государственное бюджетное учреждение (ГБУ), которое проводило кадастровую оценку.

В первоначальном виде законопроект № 814739-7, на основе которого был принят Закон № 269-ФЗ, предполагал, что при обращении в суд можно заявить только об оспаривании решения ГБУ, тогда как требовать непосредственно установления кадастровой стоимости равной рыночной было невозможно. В таком случае сложившаяся судебная практика, ориентированная именно на рассмотрение споров об оспаривании кадастровой стоимости, стала бы неприменимой. Судам пришлось бы адаптироваться к новым правилам, менять подходы к рассмотрению подобных дел, что редко происходит безболезненно.

Все это могло создать сложности для владельцев недвижимости и земли.

Однако изменения, внесенные в законопроект во втором и третьем чтениях, исправили этот недостаток. В финальной редакции возвращена возможность заявлять исковые требования об оспаривании кадастровой стоимости вместе с требованием об оспаривании решения ГБУ.

При этом неоднозначной новацией закона является то, что в рамках досудебного порядка бюджетное учреждение будет рассматривать заявление о пересмотре стоимости без участия заявителя.

Авторы законопроекта в пояснительной записке к нему указывали, что изменение порядка внесудебного определения кадастровой стоимости позволит уйти от формального подхода комиссий в сторону содержательного рассмотрения заявлений в бюджетных учреждениях. При этом важно помнить, что расширение полномочий ГБУ повлечет увеличение штата, а следовательно – дополнительных денежных затрат. Кроме того, передача ГБУ функции по установлению кадастровой стоимости приведет к противоречию.

Учреждение вынуждено защищать результат собственной оценки и не заинтересовано в установлении кадастровой стоимости равной рыночной, если она существенно отличается от определенной им ранее.

Также законом отменяется требование, при котором отчет об оценке рыночной стоимости должен быть составлен на дату определения кадастровой стоимости. Теперь заявление об установлении кадастровой стоимости теперь можно подать в течение шести месяцев с даты проведения оценки.

Закон определяет, что оспоренная кадастровая стоимость применяется с 1 января года, в котором подано заявление в ГБУ, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет. Эта норма усложнит жизнь плательщикам налога на имущество и землю, так как в рамках действующего законодательства можно применять оспоренную стоимость с даты начала ее действия, независимо от того, когда было подано заявление в комиссию или суд.

Оспоренная стоимость будет действовать до момента вступления в силу результатов новой кадастровой оценки, изменения характеристик объекта или исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН.

Еще одно нововведение, описанное в законе, гласит, что государственная кадастровая оценка должна быть проведена для всех земельных участков в 2024 году, а для всех зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства – в 2024 году. При этом ограничения по периодичности ее проведения не учитываются.

Учитывая эти положения закона, становится очевидно, что несмотря на решение мэра столицы не проводить кадастровую оценку жилых и коммерческих объектов (касается ли новое правило земельных участков, в заявлении не сообщается) в 2020 году, она все равно будет переоценена в 2024-2024 годах. Хотя это решение и выгодно тем, кто еще не оспорил кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2018 года, в сложившейся ситуации это можно сделать уже за период 2018-2021 годы включительно, в том числе ретроспективно.

Помимо прочего, закон ввел такое понятие как индекс рынка недвижимости. В случае его уменьшения более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом, кадастровая стоимость недвижимости также снизится. Предполагается, что бюджетные учреждения будут ежегодно вести расчет таких индексов.

Данное положение не касается объектов, кадастровая стоимость которых установлена равной рыночной стоимости. Стоимость в измененном виде будет действовать с 1 января года, на который рассчитан соответствующий индекс рынка недвижимости.

Когда начнут действовать новые правила?

Для вступления в силу новых правил оспаривания кадастровой стоимости закон определил переходный период до 1 января 2024 года. Срок его может сократиться по решению субъектов Российской Федерации. В настоящее время сведений о принятии субъектами таких решений не имеется.

Пока же этого нhttp://adm.garant.ru/images/adm/fckeditor/editor/images/spacer.gifе произошло, кадастровая стоимость и порядок ее оспаривания будет прежним.

Таким образом, вопрос о том, когда начнут действовать новые правила, зависит от того, примут ли органы власти соответствующие решения или нет.

Предполагается, что целью данных изменений станет улучшение порядка регулирования вопросов споров о кадастровой стоимости и порядка ее определения. Однако нельзя однозначно ответить, удастся ли ее достичь.

Начиная с 2014 года, порядок оспаривания стоимости многократно изменялся, что лишь вносило неопределенность в правоприменительную практику на время адаптации к новым правилам. Принимая во внимание масштабность предполагаемых изменений, очевидно, что и в этот раз к системе придется долго приспосабливаться. Всем участникам процесса понадобится время, чтобы привыкнуть к новой реальности.

В этот период заинтересованным лицам придется обращаться к профессиональным юристам, которые имеют опыт работы в нестандартных ситуациях. В итоге то, насколько эффективными будут принятые решения, покажет время.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка после завершения торгов

1 декабря 2024 Регистрация Войти
6 декабря 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

13 декабря 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Производится переоценка кадастровой стоимости земельного участка. Необходимо произвести перерасчет арендных платежей за прошедшие годы. Возможно пересчитать стоимость арендных платежей за предыдущие годы или только за текущий?

Производится переоценка кадастровой стоимости земельного участка. Необходимо произвести перерасчет арендных платежей за прошедшие годы.
Возможно пересчитать стоимость арендных платежей за предыдущие годы или только за текущий?

8 ноября 2021

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации плата за пользование спорным земельным участком относится к категории регулируемых цен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
С 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ (далее — Закон N 269-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее — Закон N 237-ФЗ) и в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 135-ФЗ).
В частности, Законом N 269-ФЗ изложена в новой редакции ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ.
Ранее этой нормой было установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (смотрите также п. 28 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28).
На сегодняшний день ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ) определено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством РФ, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие:
— исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения;
— внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения;
— установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
При этом, суды приходят к выводу, что пересчет арендной платы по причине изменения кадастровой стоимости возможен и за периоды, за которые она уже была фактически уплачена, как следствие, излишне уплаченную часть арендной платы арендодатель обязан вернуть (постановление АС Московского округа от 25.03.2019 N Ф05-1543/19) (смотрите полный текст: Вопрос: Пересчет арендной платы при изменении кадастровой стоимости земельного участка в сторону уменьшения. Дата признания дохода (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.)).
Апелляционное определение СК по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 сентября 2021 г. по делу N 66а-1043/2021: Таким образом, имеет место уважительность причин пропуска процессуального срока на обращение с административным исковым заявлением в суд, так как административному истцу должно быть предоставлено право на пересмотр архивной кадастровой стоимости, поскольку, несмотря на внесение в государственный кадастр недвижимости новых результатов определения кадастровой стоимости, исчисление арендной платы до указанного периода осуществлялось исходя из оспариваемой кадастровой стоимости и право на перерасчет арендной платы административным истцом не утрачено.
Смотрите также: Апелляционное определение СК по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 7 июля 2021 г. по делу N 66а-664/2021.
Отметим, что статьей 18 Закона N 237-ФЗ также урегулирован порядок применения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 18 Закона N 237-ФЗ (в ред. от 31.07.2020, введенной в действие с 11.08.2020) для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом:
1) с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости;
2) с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта о внесении изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону увеличения;
3) со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости, изменяемых вследствие:
а) исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения;
б) внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения;
в) исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона, в сторону уменьшения кадастровой стоимости объекта недвижимости;
4) со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 или частью 2 статьи 17 настоящего Федерального закона;
5) со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с исправлением ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона, в сторону ее увеличения;
6) с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет;
7) с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки, при определении кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона;
8) с 1 января года, по состоянию на который рассчитан соответствующий индекс рынка недвижимости, при определении кадастровой стоимости в соответствии с частью 5 статьи 19.1 настоящего Федерального закона.
Закон N 135-ФЗ регулировал вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Закона N 237-ФЗ и в настоящее время применяется к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой и оспариванием ее результатов, если такая государственная кадастровая оценка начата до вступления в силу Закона N 237-ФЗ (ч. 6 ст. 24 Закона N 237-ФЗ, смотрите, например, апелляционные определения Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.01.2021 N 66а-105/2021, Первого апелляционный суд общей юрисдикции от 23.03.2020 N 66а-1595/2020, кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18.12.2019 N 8а-2086/2019).
Согласно ст. 1, ч. 1 ст. 25 Закона N 237-ФЗ этот закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории РФ с 1 января 2017 года, при этом с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года установлен переходный период, в течение которого государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Законом N 135-ФЗ или в соответствии с Законом N 237-ФЗ (чч.

1, 2, 3, 6, 7 ст. 24 Закона N 237-ФЗ).
Постановлением Правительства Пермского края от 22 марта 2017 г. N 121-п «О реализации положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в Пермском крае — 1 июля 2017 г.
Соответственно, проведение кадастровой оценки на территории Пермского края, начатой до 1 июля 2017 г., и оспаривание ее результатов осуществляются в соответствии с нормами Закона N 135-ФЗ.
Обзор Судебной Практики Верховного Суда РФ N 2 (2021) (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 30 июня 2021 г.): Таким образом, оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до названной даты, осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ.
Ранее действующая редакция ст. 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ предусматривала, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, являвшейся предметом оспаривания.

С 11 августа 2020 г. вступили в силу изменения в ст. 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ, согласно которым кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие:
— исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН, послужившего основанием для такого изменения;
— внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения;
— установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Поскольку вопрос применения кадастровой стоимости в размере рыночной, установленной решением суда, урегулирован ст. 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ, указание в резолютивной части решения суда даты подачи заявления при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости по правилам Федерального закона N 135-ФЗ не требуется.
Полагаем, что определять дату начала применения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной в результате оспаривания результатов государственной кадастровой оценки, проведенной в Пермском крае до 1 июля 2017 года, в том числе для определения размера арендной платы по договору аренды земельного участка, необходимо также в соответствии с этим законом (ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ).
Смотрите: Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21 июля 2021 г. по делу N А43-16476/2021.
Однако, как следует из нижеприведенной судебной практики, данную позицию разделяют не все суды.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 сентября 2021 г. по делу N А60-31226/2021: Поскольку в данном случае технические ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости не исправлялись, в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельного участка изменения относительно кадастровой стоимости участка в сторону уменьшения не вносились, а также не исправлялись ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Федерального закона, в сторону уменьшения кадастровой стоимости, дата начала применения такой кадастровой стоимости определяется на основании пп. 6 п. 2 ст. 18 указанного выше Федерального закона N 237-ФЗ.
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 23 сентября 2021 г. по делу N А74-6284/2021: Поскольку в рассматриваемом случае заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано ответчиком 28.12.2020, то сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением комиссии в размере его рыночной стоимости, равной 239 000 руб., применяются с 1 января календарного года, т.е. с 01.01.2020.
Также рекомендуем для ознакомления: Решение Арбитражного суда Пензенской области от 5 июля 2021 г. по делу N А49-384/2021.
Специальные правила применения кадастровой стоимости объекта недвижимости установлены и Законом N 269-ФЗ. Частью 4 ст. 6 Закона N 269-ФЗ предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст.

22 Закона N 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Частью 8 ст. 6 Закона N 269-ФЗ предусмотрено, что размер арендной платы за использование объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (если она определяется на основании кадастровой стоимости объектов) за периоды, предшествующие изменению кадастровой стоимости в соответствии со ст. 22.1 Закона N 237-ФЗ, не изменяется.
Однако эти нормы применяются в случае, если оспаривание государственной кадастровой оценки осуществляется в соответствии с Законом N 237-ФЗ (смотрите ст. 22 либо ст. 22.1 этого закона в зависимости от конкретных обстоятельств)
Статья 24.20 Закона N 135-ФЗ не устанавливает временных ограничений применения кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе трехлетнего срока, предусматривая ее использование с начала применения первоначальной кадастровой стоимости, изменяемой в результате оспаривания кадастровой оценки.
Однако не исключаем применения, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, исковой давности к требованиям арендатора о взыскании излишне уплаченной арендной платы за период, превышающий три года с момента обращения в суд с иском о взыскании переплаты (ст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ, смотрите, например, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 21.01.2021 N Ф09-8092/20, от 09.03.2017 N Ф09-518/17; подробнее об исчислении срока исковой давности по требованиям, вытекающим из неосновательного обогащения, смотрите в материале Энциклопедии решений (смотрите полный текст: Вопрос: За какой период будет пересчитываться арендная плата при обжаловании кадастровой стоимости в 2021 году? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.)).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Вопрос: Пересчет арендной платы при изменении кадастровой стоимости земельного участка в сторону уменьшения. Дата признания дохода (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.);
— Вопрос: Арендатором была оспорена кадастровая стоимость земельного участка. Решением суда требования были удовлетворены. В судебном акте нет указания на обязанность ответчика (Департамент городского имущества) внести сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка в ЕГРН.

Обязательно ли арендатору надо обращаться с заявлением о внесении изменений в кадастровую стоимость в ЕГРН? Вправе ли арендатор требовать перерасчета арендной платы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2019 г.);
— Вопрос: За какой период будет пересчитываться арендная плата при обжаловании кадастровой стоимости в 2021 году? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван

Ответ прошел контроль качества

24 октября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ВС разрешил арендаторам оспаривать кадастровую стоимость

ВС разрешил арендаторам оспаривать кадастровую стоимость

Оспорить кадастровую стоимость земли по общему правилу могут все, кого это затрагивает, например, собственники или арендаторы, которые платят за участок исходя из этой суммы. Но вправе ли подать иск арендаторы, которые заключили договор после торгов? Апелляция решила, что нет, потому что плата за землю определяется в результате особой процедуры.

ВС исправил эту ошибку.

Арендатор государственной или муниципальной земли, который получил право на нее в результате торгов, может оспорить кадастровую стоимость участка, указал Верховный суд в одном из недавних дел. Иск подал Аслан Алиев, который в 2016 году победил в аукционе на право аренды 500 Га у местных властей. По договору он должен был платить муниципалам 1,5% от кадастровой стоимости участка, которая была равна 31,8 млн руб.

В 2018 году Алиев решил ее снизить до 10 млн руб. через суд. Но Красноярский крайсуд отказался рассматривать его заявление. Он указал, что плата за аренду определялась по результатам торгов.

Раз она не связана с кадастровой стоимостью, значит, Алиев не может ее обжаловать – это никак не нарушает его права, объяснили две инстанции.

Дело №53-КГ18-31

Главный вопрос в деле: может ли арендатор обжаловать кадастровую стоимость участка, если к ней привязана плата за землю, а право аренды он получил на торгах?

Верховный суд отменил их решения и объяснил, почему. В договоре написано, что арендатор платит за участок исходя из кадастровой стоимости. Следовательно, он может ее обжаловать, говорится в определении гражданской коллегии.

Каким способом был заключен договор аренды – не имеет никакого значения, уточнил ВС.

Его решение соответствует существующей судебной практике, говорит Георгий Мурзакаев из O2 Consulting O2 Consulting × : еще в 2015 году вышло Постановление Пленума ВС № 28, где рассказано, кто именно может подать подобный иск. По общему правилу, это те, чьи права затронуты результатами определения кадастровой стоимости, поясняет Мурзакаев. Примеры самых часто встречающихся истцов приводит Юлия Леонова из юрфирмы Клифф Клифф × :

  • собственники земли;
  • арендаторы, если плата привязана к кадастровой стоимости земли;
  • те, кто имеет исключительное право выкупа участка;
  • наследники, потому что госпошлина за выдачу свидетельства на наследство рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.
  • бывшие собственники, если кадастровая оценка повлияла на размер его налога, добавляет Мурзакаев.

Может ли оспорить кадастровую стоимость потенциальный арендатор, который только планирует участвовать в торгах, задается вопросом партнер юридического бюро Мозго и партнеры Мозго и партнеры × Антон Шаматонов.

Суды, скорее всего, не позволят потенциальному арендатору оспорить кадастровую стоимость участка. Но получается, он должен сначала рискнуть и согласиться с платой, которую он считает слишком большой, а лишь потом попробовать ее оспорить. К тому же, это идет вразрез с принципом эстоппеля (непротиворечивого поведения).

Во всех судебных округах много споров, как у Алиева, причем иски подают и арендаторы, и госорганы, отмечает партнер Vegas Lex VEGAS LEX × Игорь Чумаченко. По его словам, плохие результаты кадастровой оценки в основном объясняют нехваткой данных в Росреестре, на которые оценщики обязаны опираться в работе. «Например, много земельных участков и объектов капитального строительства не имеют установленных в соответствии с законом границ. Это не позволит оценщику учесть наличие коммуникаций», — делится Чумаченко.

11 апреля, 14:08
11 июля, 20:34

Чтобы увеличить шансы на победу в суде, он рекомендует подготовить качественный отчет об оценке и указать в ходатайстве конкретную организацию, которая смогла бы хорошо провести судебную экспертизу. Леонова из «Клиффа» напоминает, что досудебный порядок обязателен, если кадастровая оценка установлена раньше 2017 года. Также важно внимательно отнестись к срокам. Нужно успеть подать обращение до дня внесения «новых» сведений о кадастровой стоимости объекта, обращает внимание Леонова.

Иначе, по ее словам, суд может отказать даже заинтересованному лицу. Не откладывать все на последний момент советует Ольга Позднякова из КСК Групп КСК групп × .

Не стоит дожидаться конца года, а тем более утверждения новой кадастровой стоимости. Лучше взять запас времени на процесс пересмотра – оценку, подготовку заявления, подачу.

admin
Оцените автора
Ракульское