Статья 417.11 ГПК РФ. Привилегии и иммунитеты иностранного государства в ходе судебного разбирательства

1. Иностранное государство пользуется в отношении себя и своего имущества, находящегося на территории Российской Федерации, юрисдикционными иммунитетами с учетом положений Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации».

2. Иностранное государство пользуется процессуальными правами и выполняет процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, в том числе правом вести свои дела в суде через представителей. Полномочия представителя иностранного государства должны быть выражены в доверенности или ином соответствующем документе, выданном представляемым иностранным государством и оформленном в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, с учетом требований, предусмотренных статьей 408 настоящего Кодекса.

3. Представитель иностранного государства вправе совершать от имени представляемого им иностранного государства все процессуальные действия, за исключением действий, указанных в части четвертой настоящей статьи, если иное не предусмотрено в доверенности или ином соответствующем документе, выданном представляемым иностранным государством.

4. В доверенности или ином соответствующем документе, выданном представляемым иностранным государством, должно быть специально оговорено право представителя этого иностранного государства на подписание отзыва на исковое заявление, признание иска, отказа от судебного иммунитета, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска, иммунитета в отношении исполнения судебного решения, предъявление встречного иска, изменение основания или предмета встречного иска, заключение мирового соглашения, передачу своих полномочий представителя другому лицу (передоверие), получение судебных извещений (включая копии судебных актов), обжалование судебного постановления, решения, определения, подписание, подачу заявления о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также право на получение присужденных денежных средств или иного имущества.

Комментарий к статье 417.3 ГПК РФ в действующей редакции

статья 417.3 ГПК РФ

Комментируемая статья 417.3 ГПК РФ устанавливает юрисдикционные иммунитеты, процессуальные права и обязанности иностранного государства, представительство.

Почитать  Чьей зоной ответственности является полотенцесушитель в новом доме

По правилам ч. 1 комментируемой статьи 417.3 ГПК РФ иностранное государство пользуется в отношении себя и своего имущества, находящегося на территории Российской Федерации, юрисдикционными иммунитетами с учетом положений Федерального закона от 3 ноября 2015 г. N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации». В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона юрисдикционными иммунитетами иностранного государства и его имущества являются судебный иммунитет, иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и иммунитет в отношении исполнения решения суда.

Согласно ч. 2 комментируемой статьи 417.3 ГПК РФ иностранное государство пользуется процессуальными правами и выполняет процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, в том числе правом вести свои дела в суде через представителей.

Полномочия представителя иностранного государства должны быть выражены в доверенности или ином соответствующем документе, выданном представляемым иностранным государством и оформленном в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, с учетом требований ст. 408 ГПК РФ.

Представитель иностранного государства вправе совершать от имени представляемого им иностранного государства все процессуальные действия, за исключением действий, указанных в ч. 4 комментируемой статьи, если иное не предусмотрено в доверенности или ином соответствующем документе, выданном представляемым иностранным государством (ч. 3 ст. 417.3 ГПК РФ).

В доверенности или ином соответствующем документе, выданном представляемым иностранным государством, должно быть специально оговорено право представителя этого иностранного государства:

  • на подписание отзыва на исковое заявление;
  • признание иска;
  • отказ от судебного иммунитета, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска, иммунитета в отношении исполнения судебного решения;
  • предъявление встречного иска;
  • изменение основания или предмета встречного иска;
  • заключение мирового соглашения;
  • передачу своих полномочий представителя другому лицу (передоверие);
  • получение судебных извещений (включая копии судебных актов);
  • обжалование судебного постановления, решения, определения;
  • подписание, подачу заявления о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • получение присужденных денежных средств или иного имущества (ч. 4 ст. 417.3 ГПК РФ).

Дополнительный комментарий

Иностранное государство пользуется в отношении себя и своего имущества юрисдикционными иммунитетами. Особенности применения юрисдикционных иммунитетов устанавливаются Федеральным законом «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации», который понимает под юрисдикционными иммунитетами иностранного государства и его имущества судебный иммунитет, иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и иммунитет в отношении исполнения решения суда.

Так, судебный иммунитет — это обязанность суда Российской Федерации воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе; иммунитет в отношении мер по обеспечению иска — обязанность суда Российской Федерации воздержаться от применения в отношении иностранного государства и имущества иностранного государства ареста и иных мер, обеспечивающих впоследствии рассмотрение спора и (или) исполнение решения суда; иммунитет в отношении исполнения решения суда — обязанность суда Российской Федерации или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, воздержаться от обращения взыскания на имущество иностранного государства, принятия в отношении иностранного государства и его имущества иных мер в целях принудительного исполнения решения суда (статья 2 указанного Закона).

Таким образом, наибольший интерес в рамках комментария главы ГПК РФ о производстве по делам с участием иностранного государства представляют положения вышеуказанного Закона, устанавливающие случаи неприменения рассматриваемых иммунитетов. Во-первых, ст. 6 Федерального закона «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» предусматривает ряд случаев, при которых иностранное государство признается отказавшимся от судебного иммунитета.

Во-вторых, по общему правилу, установленному ст. ст. 7 — 13 указанного Закона, судебный иммунитет иностранного государства не применяется в отношении:

  • споров, связанных с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках и (или) осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • трудовых споров;
  • споров, связанных с участием иностранного государства в юридических лицах или иных образованиях, не имеющих статуса юридического лица;
  • споров о правах на имущество;
  • споров о возмещении вреда;
  • споров, связанных с интеллектуальной собственностью;
  • споров, связанных с эксплуатацией судна.

Исключения также установлены и для иммунитета иностранного государства в отношении мер по обеспечению иска, иммунитет не применяется в случаях:

  1. если иностранное государство явно выразило в установленном законом порядке согласие на принятие соответствующих мер;
  2. если иностранное государство зарезервировало или иным образом обозначило имущество на случай удовлетворения требования, являющегося предметом спора.

Иммунитет иностранного государства в отношении исполнения решения суда не применяется в случаях, если имеется явно выраженное в установленном законом порядке согласие иностранного государства на принятие соответствующих мер либо иностранное государство зарезервировало или иным образом обозначило имущество на случай удовлетворения требования, являющегося предметом спора, а также в случае, если установлено, что имущество иностранного государства используется и (или) предназначено для использования данным иностранным государством в целях, не связанных с осуществлением суверенных властных полномочий.

Процессуальные права и обязанности иностранного государства совпадают с правами и обязанностями российских граждан и организаций, в том числе иностранные государства наделены правом на ведение дел в суде через представителей. Полномочия представителя должны быть оформлены доверенностью либо в ином соответствующем документе, выданном представляемым иностранным государством и оформленном в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства (с учетом требований по легализации и заверенному переводу).

За исключением процессуальных действий, указанных в ч. 4 комментируемой ст. 417.3 ГПК РФ, представитель иностранного лица вправе совершать все процессуальные действия от имени представляемого им иностранного государства.

Представитель иностранного государства не может совершать следующие процессуальные действия, если они специально не оговорены в доверенности: подписание отзыва на исковое заявление, признание иска, отказа от судебного иммунитета, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска, иммунитета в отношении исполнения судебного решения, предъявление встречного иска, изменение основания или предмета встречного иска, заключение мирового соглашения, передачу своих полномочий представителя другому лицу (передоверие), получение судебных извещений (включая копии судебных актов), обжалование судебного постановления, решения, определения, подписание, подачу заявления о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также получение присужденных денежных средств или иного имущества. Здесь мы видим, что перечень специальных полномочий представителя иностранного государства шире в сравнении с перечнем, установленным ст. 54 ГПК РФ.

Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его юристу по телефону!

Статья 417.11 ГПК РФ. Привилегии и иммунитеты иностранного государства в ходе судебного разбирательства

1. При рассмотрении судом гражданского дела с участием иностранного государства на это иностранное государство не может быть наложен судебный штраф, а также к этому иностранному государству не могут быть предъявлены требования о предварительной оплате судебных расходов, связанных с рассмотрением дела.

2. Положения части первой настоящей статьи не препятствуют суду взыскать с иностранного государства судебные расходы по правилам, установленным главой 7 настоящего Кодекса, при принятии решения суда по результатам рассмотрения дела по существу.

Кодексы РФ

Популярные материалы

ФЗ об исполнительном производстве Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
Производственный календарь 2017 Для пятидневной рабочей недели
Закон о коллекторах Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
Закон о национальной гвардии Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
О правилах дорожного движения Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

О защите конкуренции Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
О лицензировании Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
О прокуратуре Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
Об ООО Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
О несостоятельности (банкротстве) Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

О персональных данных Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
О контрактной системе Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
О воинской обязанности и военной службе Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
О банках и банковской деятельности Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
О государственном оборонном заказе Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Закон о полиции Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

ГПК РФ — документы Пленума и Президиума ВС

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»

ГПК РФ — последние изменения и законы

Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об исполнительном производстве»

Федеральный закон от 03.04.2018 N 66-ФЗ «О внесении изменения в статью 19 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»

Федеральный закон от 27.06.2018 N 158-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»

Федеральный закон от 29.07.2018 N 265-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «О защите конкуренции»

Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

Федеральный закон от 07.03.2018 N 48-ФЗ «О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве»

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2018)

Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 08.05.2009 N 93-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Правовое положение иностранного государства в международном гражданском процессе

Процессуальное положение государства как участника гражданского процесса основано на его суверенитете. Суверенитет государства предопределил появление теории государственного иммунитета. Юрисдикционный иммунитет включает следующие виды иммунитета, тесно связанные между собой:

  • • судебный иммунитет в узком смысле слова, т.е. неподсудность одного государства судам другого (никакое государство без его согласия не может быть привлечено к суду другого государства);
  • • иммунитет от предварительного обеспечения иска (имущество одного государства не может быть подвергнуто никаким принудительным мерам, применяемым в порядке обеспечения иска, со стороны другого государства);
  • • иммунитет от мер по принудительному исполнению решения (обращение мер принудительного исполнения судебного решения без согласия государства недопустимо).

Старейшей доктриной государственного иммунитета является теория абсолютного иммунитета.Она была широко распространена в XIX — начале XX в. В соответствии с ней государство в силу своего суверенитета пользуется абсолютным иммунитетом в отношении любых своих действий независимо от их характера, оно нс может быть ответчиком в судах другого государства без своего согласия. Теория абсолютного иммунитета, предоставлявшая государству право на иммунитет во всех случаях, начала подвергаться критике уже в конце XIX в.

Доктрина абсолютного иммунитета до сих пор закреплена в законода- тельствеве некоторых стран. Однако иммунитет иностранному государству предоставляется только на условиях взаимности: «Когда. Украине, ее имуществу или представителям в иностранном государстве не обеспечивается такой же судебный иммунитет, который. обеспечивается иностранным государствам, их имуществу и представителям в Украине, Кабинетом министров Украины могут быть приняты к этому государству. соответствующие меры» (ст.

79.4 Закона Украины о МЧП).

В соответствии с теорией функционального(ограниченного) иммунитетагосударство пользуется иммунитетом только тогда, когда оно осуществляет суверенные функции. Следует различать действия государства, совершенные им в порядке осуществления государственной, публичной власти (jure imperii), и действия jure gestionis, когда государство выступает в качестве частного лица и иммунитетом не пользуется. Эта доктрина получила название «итало-бельгийской», так как именно бельгийские и итальянские суды с середины XIX в. стали применять правила, основанные на теории ограниченного иммунитета.

В судебной практике и доктрине эта теория окончательно утвердилась после Второй мировой войны. Верховный суд Австрии 10 мая 1950 г. принял решение но делу Dralle против Republic of Czechoslovakia, в котором процитировал решение бельгийского суда 1904 г.: «Когда. государство. приобретает и владеет собственностью, заключает договоры, является кредитором и должником и даже занято в коммерции, оно . делает то, что могут делать частные лица». В решении по делу Claim against the Empire of Iran в 1963 г. Федеральный Конституционный Суд ФРГ нашел, что иммунитет иностранным государствам предоставляется только в отношении их суверенных действий.

Суды стран общего права (США и Великобритании) долго придерживались концепции абсолютного иммунитета (США — до 50-х гг. XX в., Великобритания — до 70-х гг. XX в.).

В 1976 г. в США был принят Закон об иммунитетах иностранного суверена, окончательно закрепивший теорию ограниченного иммунитета.

По общему правилу иностранное государство пользуется иммунитетом от юрисдикции судов США и судов штатов. Иностранное государство не пользуется иммунитетом, если оно отказалось от него (явно или подразумеваемо). Иностранное государство не может ссылаться на иммунитет, если иск основан на его коммерческой деятельности, осуществляемой в США, или на действии, совершенном вне территории США в связи с его коммерческой деятельностью где-либо, если такая деятельностью имеет прямые последствия в США.

В настоящее время наблюдается тенденция включать положения о функциональном иммунитете иностранного государства в законодательство но МЧП. Так, ст. 20 Кодекса МЧП Туниса устанавливает: «Иммунитет от юрисдикции нс имеет места, когда рассматриваемая деятельность [государства] является коммерческой деятельностью или относится к функциям гражданско-правового характера, и когда она имела место на тунисской территории и вызвала там непосредственные последствия».

На международном уровне принцип ограниченного иммунитета закреплен в Европейской конвенции об иммунитете государств (1972) и Дополнительном протоколе к ней, в Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности от 2 декабря 2004 г. Конвенция ООН 2004 г. утвердила общий принцип, согласно которому государство пользуется иммунитетом от юрисдикции судов другого государства в отношении себя и своей собственности (ст. 5), а также предусмотрела исключения — ситуации, при возникновении которых иммунитет государству не предоставляется, несмотря на отсутствие его согласия (ст. 10—17).

Во всех национальных законах об иммунитете предусмотрено право иностранного государства ссылаться на свой иммунитет: государство должно сделать заявление об иммунитете в суде. Согласно Акту Великобритании о государственном иммунитете (1978) такое заявление может быть сделано в суде непосредственно официальным представителем иностранного государства. Суд вправе обратиться в Министерство иностранных дел Великобритании, и сведения, полученные от него, для суда обязательны.

Все национальные законы об иммунитетах не имеют обратной силы. В 1986 г. американские держатели облигаций, выпущенных правительством Китая в 1911 г., предъявили в американском суде иск к Правительству КНР. Американский суд пришел к выводу, что выпуск облигаций государственного займа следует квалифицировать как коммерческую деятельность, однако иммунитет китайского государства должен быть признан, поскольку Закон США (1976) не имеет обратной силы.

На решение по данному делу сослался другой суд США при рассмотрении в 1988 г. иска американских держателей царских займов к правительству СССР. В иске было отказано со ссылкой на то, что Закон (1976) не имеет обратной силы [1] .

Однако зачастую государство, соглашаясь на подсудность суду другого государства, не соглашается на предварительное обеспечение иска в отношении своего имущества или применение к нему принудительных мер. Применение обеспечительных и принудительных мер в отношении иностранной государственной собственности всегда расценивалось как наиболее серьезное посягательство на суверенитет. Ввиду этого суды предпочитают предоставлять иностранным государствам иммунитет от таких мер, который признается даже тогда, когда иностранному государству отказывается в предоставлении абсолютного судебного иммунитета.

Кроме того, в настоящее время международные документы, законодательство и судебная практика большинства государств основаны на принципе ограниченного иммунитета иностранного государства от обеспечительных и принудительных мер (в качестве исключения можно привести Европейскую конвенцию 1972 г., предусматривающую абсолютный иммунитег от исполнения). Применение обеспечительных и принудительных мер допускается в отношении собственности иностранного государства, используемой в коммерческих целях.

Российский законодатель отказался от концепции абсолютного иммунитета государства только в 2015 г. (хотя Конвенция ООН 2004 г. была подписана Россией в 2006 г.). Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. № 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» закрепил концепцию функционального иммунитета. Однако положения Закона подлежат применению, только если Россия и иностранное государство не договорились об ином (п.

3 ст. 1). Общее правило— иностранное государство пользуется в отношении себя и своего имущества юрисдикционными иммунитетами (п.

2 ст. 1, ст. 3). Эти иммунитеты могут быть ограничены на основе принципа взаимности, если будет установлено наличие ограничений, касающихся предоставления России юрисдикционных иммунитетов в соответствующем иностранном государстве (ст. 4).

Таким образом, Закон закрепляет принцип взаимности— российские суды наделены правом исходить из того же объема юрисдикционных иммунитетов, каким Россия пользуется в соответствующем иностранном государстве.

Статья 2 определяет основные понятия, используемые в Законе:

  • 1) иностранное государство: а) государство иное, чем Российская Федерация, и его органы государственной власти; б) составные части данного иностранного государства (субъекты федерации или административно-территориальные образования) и их органы; в) учреждения или иные образования в той мере, в которой они правомочны совершать действия в целях осуществления суверенной власти данного иностранного государства;
  • г) представители данного иностранного государства, действующие в этом качестве;
  • 2) имущество иностранного государства — имущество на территории России, но принадлежащее иностранному государству;
  • 3) юрисдикционные иммунитеты (судебный иммунитет, иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и иммунитет в отношении исполнения решения суда);
  • 4) суверенные властные полномочия — полномочия, которыми иностранное государство обладает в силу суверенитета и которые осуществляет в целях реализации суверенной власти.

В соответствии с Законом юрисдикционный иммунитет иностранного государства включает в себя:

  • • судебный иммунитет (обязанность суда РФ воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе);
  • • иммунитет в отношении мер обеспечения иска (обязанность суда РФ воздержаться от применения в отношении иностранного государства и имущества иностранного государства ареста и иных мер, обеспечивающих впоследствии рассмотрение спора или исполнение решения суда);
  • • иммунитет в отношении исполнения судебного решения (обязанность суда РФ или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции но исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, воздержаться от обращения взыскания на имущество иностранного государства, принятия в отношении иностранного государства и его имущества иных мер в целях принудительного исполнения решения суда).

Иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом, если оно явно выразило свое согласие на осуществление юрисдикции в отношении конкретного спора в силу: 1) международного договора; 2) иного письменного соглашения; 3) заявления или письменного уведомления в российском суде (п. 1 ст. 5).

Кроме того, иностранное государство признается отказавшимся от судебного иммунитета: 1) если оно предъявило иск в российский суд или вступило в судебный процесс; 2) в отношении споров, касающихся арбитражного или третейского соглашения с его участием; 3) в отношении любого встречного иска (п. 1—4 ст. 6).

В качестве согласия иностранного государства на осуществление российским судом юрисдикции не рассматриваются: 1) его вступление в судебный процесс с единственной целью заявить о юрисдикционных иммунитетах или представить доказательства наличия права в отношении имущества, которое является предметом спора; 2) его согласие на применение законодательства РФ в отношении конкретного спора; 3) его неучастие в судебном процессе в российском суде; 4) явка его представителя иностранного государства в российский суд для дачи свидетельских показаний или в качестве эксперта. Согласие иностранного государства на осуществление российским судом юрисдикции в отношении конкретного спора или его отказ от судебного иммунитета не затрагивает иммунитетов в отношении мер по обеспечению иска и (или) в отношении исполнения решения суда (п. 3, 4 ст.

5).

Иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом в отношении (ст. 7—13):

  • 1) споров, связанных с участием в гражданско-правовых сделках и (или) осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • 2) трудовых споров;
  • 3) споров, связанных с участием в юридических лицах или иных образованиях, не имеющих статуса юридического лица;
  • 4) споров о правах на имущество;
  • 5) споров о возмещении вреда;
  • 6) споров, связанных с интеллектуальной собственностью;
  • 7) споров, связанных с эксплуатацией судна.

Доктрина функционального иммунитета, закрепленная в Законе, не наносит ущерба привилегиям и иммунитетам, которыми в соответствии с международным правом пользуется иностранное государство в отношении функций его дипломатических и консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях и на международных конференциях. Точно так же положения Закона не могут наносить ущерба привилегиям и иммунитетам, предоставляемым главам иностранных государств, правительств или министрам иностранных дел. Функциональный иммунитет не распространяется на иммунитеты, которыми в соответствии с международным правом пользуется иностранное государство в отношении принадлежащих ему воздушных судов или космических объектов, военных кораблей и других эксплуатируемых в некоммерческих целях государственных судов (ст.

3). Однако в российской печати отмечается, что активное использование положений данного Закона на практике увеличивает риск снижения инвестиционной привлекательности России для иностранного бизнеса в связи с возможными политическими рисками [2] .

В связи с принятием Закона в российское процессуальное законодательство были внесены существенные изменения. Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 393-ФЗ в ГПК РФ введена гл. 45.1 «Производство по делам с участием иностранного государства», а в АПК РФ — гл.

33.1 «Производство но делам с участием иностранного государства». Положения ГПК РФ и АПК РФ приведены к единообразию путем установления в них единого принципа функционального иммунитета иностранного государства и общей отсылки к Закону об иммунитете (ст. 417.1 ГПК, ст.

256.1 АПК).

Глава 45.1 ГПК и гл. 33.1 АПК устанавливают детальную процедуру рассмотрения в гражданском и арбитражном производстве дел из предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, в которых иностранное государство выступает в качестве ответчика или третьего лица:

  • — подведомственность и подсудность дел с участием иностранного государства определяются по общим правилам (ст. 417.2 ГПК, ст. 256.2 АПК); кроме того, иски к иностранному государству предъявляются в суд но месту жительства или месту нахождения истца (п. 3 ст. 417.2 ГПК);
  • — определены юрисдикционные иммунитеты, процессуальные права и обязанности иностранного государства и его представителей (ст. 417.3 ГПК, ст. 256.3 АПК);
  • — прописаны правила подачи иска к иностранному государству, направления и вручения извещений и иных процессуальных документов (ст. 417.4 и 417.6 ГПК, ст. 256.4 и 256.6 АПК);
  • — отражены особенности предварительного судебного, прекращения производства по делу и порядок вынесения заочного решения (ст. 417.7 и 417.10 ГПК, ст. 2567 и 256.10 АПК);
  • — определено участие государственных органов в делах с участием иностранного государства (в первую очередь, для дачи заключений) (ст. 417.8 ГПК, ст. 256.8 АПК);
  • — установлены особенности применения мер по обеспечению иска (ст. 417.5 ГПК, ст. 256.5 АПК);
  • — установлены привилегии и иммунитеты иностранного государства в ходе судебного разбирательства (ст. 417.11 ГПК, ст. 256.11 АПК);
  • — определен порядок исполнения актов российских судов в отношении иностранного государства (ст. 417.12 ГПК, ст. 256.12 АПК).

При рассмотрении иска об ограничении юрисдикционных иммунитета иностранных государств и их имущества суд может применить принцип взаимности как по собственной инициативе, так и по ходатайству стороны. Соотношение объемов юрисдикционных иммунитетов будет определяться на основании доказательств, представленных сторонами, и заключений федеральных органов исполнительной власти. Применение принципа взаимности суд в своем решении должен мотивировать (ст.

417.9 ГПК, ст. 256.9 АПК).

  • [1] Богуславский М. М. Международное частное право.
  • [2] Ястребов Д. А. Краткий комментарий для Информационно-правового порталаГАРАНТ.РУ о юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации // URL:https://www.sovremennoepravo.ru/blogs/entry/; см. также: http://lawfirm.ru/comments/inclex.phpVicH13681.

Юрисдикционные иммунитеты иностранного государства в законодательстве Российской Федерации

Российский законодатель легально отказался от концепции абсолютного иммунитета государства только в 2015 г. (хотя Конвенция ООН 2004 г. была подписана Россией в 2006 г.), приняв Закон о юрисдикционных иммунитетах. Однако еще до принятия этого Закона российскому законодательству и судебной практике было знакомо разделение поведения государства в качестве суверена и в качестве участника коммерческого оборота. Прежняя редакция ст. 401 ГПК РФ закрепляла абсолютный иммунитет иностранного государства, который мог быть ограничен только при условии согласия этого государства.

Одновременно в старой редакции ст. 251 АПК РФ устанавливалось, что юрисдикционными иммунитетами обладает иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти.В связи с этим в отечественной доктрине высказывалось мнение, что в Российской Федерации наблюдается постепенный переход на позиции теории функционального иммунитета от обеспечительных мер [1] .

Закон о юрисдикционных иммунитетах закрепил концепцию функционального иммунитета. Однако положения Закона подлежат применению, только если Россия и иностранное государство не договорились об ином (ч. 3 ст. 1).

Общее правило —иностранное государство пользуется в отношении себя и своего имущества юрисдикционными иммунитетами (ч. 2 ст. 1, ст. 3). Эти иммунитеты могут быть ограничены на основе принципа взаимности, если будет установлено наличие ограничений, касающихся предоставления России юрисдикционных иммунитетов в соответствующем иностранном государстве (ст.

4). Таким образом, Закон о юрисдикционных иммунитетах закрепляет принцип взаимности— российские суды наделены правом исходить из того же объема юрисдикционных иммунитетов, каким Россия пользуется в соответствующем иностранном государстве. Поскольку в ст.

4 речь идет об «установлении наличия ограничений», речь идет, прежде всего, о «негативной взаимности» — возможности предоставить иностранному государству меньший объем иммунитетов.

Принцип взаимности в отношении иммунитетов является специфической особенностью Закона о юрисдикционных иммунитетах, отличающей его от Конвенции 2004 г. Схожие положения о взаимности содержатся в законодательстве Великобритании, Австралии, Сингапура, Канады и Китая [2] . Соответственно, ст. 4 Закона о юрисдикционных иммунитетах не является принципиальной новеллой для законодательного регулирования в этой области.

Статья 2 определяет основные понятия, используемые в Законе о юрисдикционных иммунитетах:

  • 1) иностранное государство: а) государство иное, чем Российская Федерация, и его органы государственной власти; б) составные части данного иностранного государства (субъекты федерации или административно-территориальные образования) и их органы; в) учреждения или иные образования в той мере, в которой они правомочны совершать действия в целях осуществления суверенной власти данного иностранного государства; г) представители данного иностранного государства, действующие в этом качестве;
  • 2) имущество иностранного государства — имущество на территории РФ, но принадлежащее иностранному государству;
  • 3) юрисдикционные иммунитеты (судебный иммунитет, иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и иммунитет в отношении исполнения решения суда);
  • 4) суверенные властные полномочия — полномочия, которыми иностранное государство обладает в силу суверенитета и которые осуществляет в целях реализации суверенной власти.

В соответствии с указанным Законом юрисдикционный иммунитет иностранного государства включает в себя:

  • • судебный иммунитет (обязанность суда РФ воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе);
  • • иммунитет в отношении мер обеспечения иска (обязанность суда РФ воздержаться от применения в отношении иностранного государства и имущества иностранного государства ареста и иных мер, обеспечивающих впоследствии рассмотрение спора или исполнение решения суда);
  • • иммунитет в отношении исполнения судебного решения (обязанность суда РФ или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции но исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, воздержаться от обращения взыскания на имущество иностранного государства, принятия в отношении иностранного государства и его имущества иных мер в целях принудительного исполнения решения суда).

Иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом, если оно явно выразило свое согласие на осуществление юрисдикции в отношении конкретного спора в силу: 1) международного договора; 2) иного письменного соглашения; 3) заявления или письменного уведомления в российском суде (ч. 1 ст. 5).

Кроме того, иностранное государство признается отказавшимся от судебного иммунитета: 1) если оно предъявило иск в российский суд или вступило в судебный процесс; 2) в отношении споров, касающихся арбитражного или третейского соглашения с его участием; 3) в отношении любого встречного иска (ч. 1—4 ст. 6).

В качестве согласия иностранного государства на осуществление российским судом юрисдикции не рассматриваются: 1) его вступление в судебный процесс с единственной целью — заявить о юрисдикционных иммунитетах или представить доказательства наличия права в отношении имущества, которое является предметом спора; 2) его согласие на применение законодательства РФ в отношении конкретного спора; 3) его неучастие в судебном процессе в российском суде; 4) явка представителя иностранного государства в российский суд для дачи свидетельских показаний или в качестве эксперта. Согласие иностранного государства на осуществление российским судом юрисдикции в отношении конкретного спора или его отказ от судебного иммунитета не затрагивают иммунитетов в отношении мер по обеспечению иска и (или) в отношении исполнения решения суда (ч. 3, 4 ст.

5).

Иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом в отношении (ст. 7—13):

  • 1) споров, связанных с участием в гражданско-правовых сделках и (или) осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • 2) трудовых споров;
  • 3) споров, связанных с участием в юридических лицах или иных образованиях, не имеющих статуса юридического лица;
  • 4) споров о правах на имущество;
  • 5) споров о возмещении вреда;
  • 6) споров, связанных с интеллектуальной собственностью;
  • 7) споров, связанных с эксплуатацией судна.

Доктрина функционального иммунитета, закрепленная в Законе о юрисдикционных иммунитетах, не наносит ущерба привилегиям и иммунитетам, которыми в соответствии с международным правом пользуется иностранное государство в отношении функций его дипломатических и консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях и на международных конференциях. Точно также положения Закона не могут наносить ущерба привилегиям и иммунитетам, предоставляемым главам иностранных государств, правительств или министрам иностранных дел. Функциональный иммунитет не распространяется на иммунитеты, которыми в соответствии с международным правом пользуется иностранное государство в отношении принадлежащих ему воздушных судов или космических объектов, военных кораблей и других эксплуатируемых в некоммерческих целях государственных судов (ст.

3). Однако в российской печати отмечается, что активное использование положений Закона о юрисдикционных иммунитетах на практике увеличивает риск снижения инвестиционной привлекательности России для иностранного бизнеса в связи с возможными политическими рисками [3] .

В странах общего права, принявших законы об иммунитетах, особенности участия иностранного государства в судебном процессе содержатся по большей части в данных законах. В большинстве континентальных стран (например, в Германии) особенности участия государства в судебном процессе развиваются на уровне судебной практики [2] . Статья 17 Закона о юрисдикционных иммунитетах отсылает к процессуальному законодательству. Таким образом, в России установлен дуализм регулирования иммунитетов государства — общие положения закреплены в Законе, процедурные вопросы — в АПК РФ и ГПК РФ.

В связи с принятием Закона о юрисдикционных иммунитетах в российское процессуальное законодательство были внесены существенные изменения. Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 393-ФЗ в ГПК РФ введена новая гл. 45.1 «Производство по делам с участием иностранного государства», а в АПК РФ — новая гл.

33.1 «Производство по делам с участием иностранного государства». Положения ГПК РФ и АПК РФ приведены к единообразию путем установления в них единого принципа функционального иммунитета иностранного государства и общей отсылки к Закону о юрисдикционных иммунитетах (ст. 417.1 ГПК РФ, ст.

256.1 АПК РФ).

Главы 45.1 ГПК РФ и гл. 33.1 АПК РФ устанавливают детальную процедуру рассмотрения в гражданском и арбитражном производстве дел из предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, в которых иностранное государство выступает в качестве ответчика или третьего лица:

  • • подведомственность и подсудность дел с участием иностранного государства определяются по общим правилам (ст. 417.2 ГПК РФ, ст. 256.2 АПК РФ); кроме того, иски к иностранному государству предъявляются в суд по месту жительства или месту нахождения истца (ч. 3 ст. 417.2 ГПК РФ);
  • • определены юрисдикционные иммунитеты, процессуальные права и обязанности иностранного государства и его представителей (ст. 417.3 ГПК РФ, ст. 256.3 АПК РФ);
  • • прописаны правила подачи иска к иностранному государству, направления и вручения извещений и иных процессуальных документов (ст. 417.4 и 417.6 ГПК РФ, ст. 256.4 и 256.6 АПК РФ);
  • • отражены особенности предварительного судебного заседания, прекращения производства по делу и порядок вынесения заочного решения (ст. 417.7 и 417.10 ГПК РФ, ст. 256.7 и 256.10 АПК РФ);
  • • определено участие государственных органов в делах с участием иностранного государства (в первую очередь, для дачи заключений) (ст. 417.8 ГПК РФ, ст. 256.8 АПК РФ);
  • • установлены особенности применения мер но обеспечению иска (ст. 417.5 ГПК РФ, ст. 256.5 АПК РФ);
  • • установлены привилегии и иммунитеты иностранного государства в ходе судебного разбирательства (ст. 417.11 ГПК РФ, ст. 256.11 АПК РФ);
  • • определен порядок исполнения актов российских судов в отношении иностранного государства (ст. 417.12 ГПК РФ, ст. 256.12 АПК РФ).

При рассмотрении иска об ограничении юрисдикционных иммунитета иностранных государств и их имущества суд может применить принцип взаимности как по собственной инициативе, так и по ходатайству стороны. Соотношение объемов юрисдикционных иммунитетов будет определяться на основании доказательств, представленных сторонами, и заключений федеральных органов исполнительной власти. Применение принципа взаимности суд в своем решении должен мотивировать (ст.

417.9 ГПК РФ, ст. 256.9 АПК РФ).

  • [1] Лебедева М. Е. Иммунитет иностранного государства от обеспечительных мер в международном частном праве (международные соглашения и иностранное право). М., 2006.
  • [2] Бессонова А. И. Порядок рассмотрения споров с участием иностранного государствав Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. 2016. № 11. С. 36-41.
  • [3] Ястребов Д. А. Краткий комментарий для Информационно-правового портала ГАРАНТ.РУ о юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имуществаиностранного государства в Российской Федерации // СПС Гарант.
  • [4] Бессонова А. И. Порядок рассмотрения споров с участием иностранного государствав Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. 2016. № 11. С. 36-41.
admin
Оцените автора
Ракульское