Статья 387 ГПК РФ. Утратила силу с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Несколько изменяется подсудность мировых судей и районных судов.

Вводится образовательный ценз для представителей — ими смогут быть только адвокаты и лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности. Исключение — дела, рассматриваемые мировыми судьями и районными судами. Это правило не затронет законных представителей, к которым относятся в том числе и руководители организаций.

Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора становится обязательным, только если такой порядок установлен законом, а не договором.

Возрастает число случаев, когда нужно обращаться не с иском, а с заявлением о выдаче судебного приказа.

Потребуется указывать в иске новую идентифицирующую информацию (СНИЛС, ИНН и др.).

Истцу, как и в арбитражном процессе, нужно будет самостоятельно направлять документы другим участникам процесса, а доказательства отправки представлять в суд. Аналогично надо будет направлять лицам, участвующим в деле, копии апелляционной жалобы.

Заявление о возмещении судебных расходов можно будет подать в течение 3 месяцев со дня вступления в силу судебного акта.

Сокращается срок на подачу кассационной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ с 6 до 3 месяцев.

Изменяется схема обжалования судебных актов в связи с началом работы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции (СОЮ). С 1 октября заработают 5 апелляционных и 9 кассационных судов общей юрисдикции. Например, апелляционные определения Иркутского областного суда будет пересматривать 8-й кассационный СОЮ, который находится в г.Кемерово.

Кассационные СОЮ будут играть роль первой кассации, которая, в отличие от нынешней кассации в областных и равных им судах, будет сплошной . Это означает, что как и в арбитражном процессе, первая кассация будет рассматривать по существу все надлежащим образом поданные жалобы.

Сейчас же председатель областного (краевого) суда или его заместитель единолично и без судебного заседания решают, передавать ли кассационную жалобу для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции или нет. В результате подавляющее большинство жалоб в кассационной инстанции по существу не рассматриваются.

Как обжаловать решение районного суда

Последовательность Куда подается Срок подачи Доп.условия
Апелляционная жалобана решение районного суда В суд субъекта РФ через районный суд 1 месяц со дня принятия решения районного суда в окончательной форме
Кассационная жалобана:

решение районного суда;

решение районного суда;

апелляционное определение суда субъекта РФ;

Особенности обжалования судебных актов в новый кассационный СОЮ

Жалобу в кассационный СОЮ нужно будет подавать через суд первой инстанции. Прикладывать к жалобе заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений по делу не понадобится.

Если требуется отсрочка, рассрочка, освобождение от уплаты госпошлины или снижение ее размера, к кассационной жалобе достаточно будет приложить соответствующее ходатайство.

Срок подачи жалобы сокращают в два раза — с 6 до 3 месяцев. При этом, если обжалуемый акт вступил в силу до 1 октября 2019 года, шестимесячный срок сохраняется.

В жалобе или в отдельном ходатайстве можно будет просить приостановить исполнение судебных актов.

Основные изменения в АПК

Как и в гражданском процессе вводится образовательный ценз для представителей.

Сокращается срок для подачи заявления о возмещении судебных расходов с 6 до 3 месяцев.

Потребуется указывать больше идентифицирующей информации в исковом заявлении и заявлении о выдаче судебного приказа (ИНН, ОГРН и др.).

руб. — с юрлиц и в пределах 400 тыс. руб. — с ИП).

Судьи смогут ограничивать продолжительность выступлений.

Если окружной суд не стал отменять судебный приказ либо не стал отменять или изменять судебные акты, принятые в порядке упрощенного производства, то такое постановление окружного суда нельзя будет обжаловать в коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Статья 387 ГПК РФ. Утратила силу с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Обзор изменений, внесенных в КАС РФ Федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

сентябрь 2019 г. ГАРАНТ: См. также обзоры изменений в ГПК и АПК РФ, внесенных федеральным законом от 28.11.2018 N 451-ФЗ и вступающих в силу 1 октября 2019 года 28 ноября 2018 г. был принят Федеральный закон N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 451-ФЗ), которым вносятся масштабные поправки в процессуальное законодательство, в частности, в КАС РФ. Эти поправки в первую очередь связаны с созданием в системе судов общей юрисдикции*(1) структурно обособленных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции*(2), со дня начала деятельности которых они вступают в силу (ст. 21 Закона N 451-ФЗ). Теперь система судов общей юрисдикции будет выглядеть следующим образом*(3): — кассационные суды общей юрисдикции (их девять, соответственно девять судебных кассационных округов), имеющие в составе президиум и три коллегии (по гражданским, административным и уголовным делам); — апелляционные суды общей юрисдикции (их пять, соответственно пять судебных апелляционных округов), имеющие в составе президиум и три коллегии (по гражданским, административным и уголовным делам); — верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, автономной области, автономных округов (действуют в пределах субъекта РФ), имеющие в составе президиум и три коллегии (по гражданским, административным и уголовным делам); — районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды) в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ; — военные суды (кассационный военный суд, апелляционный военный суд, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды); — мировые судьи (осуществляют правосудие в пределах судебного района на судебных участках). ГАРАНТ: См.

Информацию ВС РФ о территориальной подсудности новых судов, их почтовых и электронных адресах, адресах их официальных сайтов в сети Интернет и номерах телефонов Помимо изменений, связанных с реформированием системы судов, в КАС РФ будут внесены и иные значительные поправки. В частности, они касаются: — подведомственности, административной процессуальной дееспособности, подсудности, состава суда, лиц, участвующих в деле, представительства, доказывания, процессуальных сроков, судебных извещений, судебных расходов; — судебного приказа, административного искового заявления, подготовки административного дела к судебному разбирательству, сроков рассмотрения и разрешения административных дел, судебного разбирательства, решения суда, определения суда, протоколов; — особенностей производства по отдельным категориям административных дел; — упрощенного (письменного) производства; — производства в суде апелляционной инстанции; — производства в суде кассационной инстанции; — производства в суде надзорной инстанции; — производства по пересмотру дел по вновь открывшимся/новым обстоятельствам; — исполнения судебных решений. Есть и терминологические изменения — использование понятия «адрес» вместо понятия «место нахождения», что более корректно исходя из гражданского законодательства*(4).

Рассмотрим эти изменения подробнее.

Статья 387 Утратила силу

Статья 387 ГПК РФ, действующая редакция гражданского процессуального кодекса на 2024 год с комментариями

Утратила силу в соответствии ФЗ от 28.11.2018 N 451-ФЗ.

(в ред. Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ)

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Комментарий к статье.

Комментируемая статья устанавливает основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке. К ним относятся существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права.

При этом указанные нарушения должны повлиять на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Надо полагать, что неопределенность в понимании существенных нарушений норм материального и процессуального права не исключает произвольного толкования этих положений. Неясно, например, какие критерии учитываются при отнесении нарушений материального и процессуального права к существенным. Надо полагать, что ст.

387 ГПК РФ подлежит пересмотру. Основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений должно быть нарушение норм материального и процессуального права, повлекшее принятие незаконного, необоснованного и несправедливого решения. Это могут быть такие нарушения, которые не обеспечивают право каждого на справедливое судебное разбирательство, единообразное толкование и применение законодательства, равный смысл закона для каждого, доступ к судебной защите.

Согласно разъяснениям, содержащимся вп. 1Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», производство в суде кассационной инстанции предназначено для исправления существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.

При рассмотрении кассационных жалобы, представления суд кассационной инстанции проверяет только законность судебных постановлений, то есть правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права (ч. 2 ст. 390 ГПК РФ) (п. 1) .

Статья 391. Утратила силу. — Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ.. Гражданский процессуальный кодекс РФ

Сайт предназначен для адвокатов, юристов и других пользователей, у которых есть необходимость ознакомления с тем или иным законом Российской Федерации. На сайте собрана база практически из всех кодексов РФ, законодательных актов и иных документов, призванных помочь с разрешением любой задачи, имеющей юридическую природу. Документы доступны для скачивания в самых распространённых текстовых форматах, при этом возможность собственноручного редактирования любого документа сохранена.

Статья 387. Утратила силу с 1 октября 2019 г.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Комментарий к Ст. 387 ГПК РФ

1. Анализ правил ст. 387 позволяет сделать ряд выводов:

а) в них исчерпывающим образом указаны основания к отмене или изменению судебных актов, вступивших в законную силу: расширять этот перечень ни суды, ни иные должностные лица не вправе;

б) к указанным основаниям, в частности, относятся существенные нарушения норм материального права. Примерами могут служить:

неправильное применение норм материального права. Если надзорная инстанция установит, что при вынесении решения (определения, иного судебного постановления) суд верно установил все фактические обстоятельства дела, определил и исследовал все необходимые и относящиеся к делу доказательства, но ошибся в применении нормы материального права (т.е. применил не ту норму права), то такой судебный акт подлежит отмене. Например, суд применил ст. 119 НК («Непредставление налоговой декларации»), в то время как деяние налогоплательщика нужно было квалифицировать по ст. 126 («Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»).

См. подробнее: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к НК Российской Федерации. Т. 1. М.: Экзамен, 2006;

неправильное толкование норм материального права. Речь идет о случаях, когда суд, правильно определив норму права, которую необходимо было применять, неверно уяснил смысл этой нормы, неправильно истолковал ее содержание;

в) таким основанием также является существенное нарушение норм процессуального права, повлекшее незаконное решение, определение, постановление суда (см. об этом ниже). Если же нарушение не относится к существенным и не повлекло таких последствий, то суд надзорной инстанции должен указать (в своем определении) на него, но не вправе отменять судебный акт, поскольку это противоречило бы ст. 362 (см. коммент. к ней).

Законом N 330 от 04.12.07 в ст. 387 внесены существенные изменения (они вступили в силу с 08.01.08). Установлено, что основаниями для отмены иди изменения судебных постановлений в порядке надзора являются не любые нарушения норм материального или процессуального прав (пусть даже существенные!), а именно нарушения, которые:

— во-первых, повлияли на исход дела;

— во-вторых, должны быть устранены ибо без этого невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов лиц, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

2. Систематическое толкование ст. 387 и ст. 388-390 ГПК показывает также, что правила ст.

387 имеют достаточно широкое содержание. В частности:

а) они предписывают отменять решение, определение суда (в случаях, предусмотренных выше), даже если в жалобе (представлении) нет доводов в пользу отмены по таким основаниям (этим они существенно отличаются от правил ч. 1 ст. 330 ГПК 1964 г., которые исходят из необходимости рассматривать дело в рамках доводов протеста, см. коммент. к ней);

б) в ходе же их реализации встречаемся с частным случаем применения правил ч. 2 ст. 347 о том, что в интересах законности суд может выйти за пределы жалобы (представления) и исследовать дело более полно (подчеркнем лишь два обстоятельства: во-первых, в данном случае суд не только может, но и обязан выйти за такие пределы, во-вторых, в ст. 387 указаны и сами интересы законности (упомянутые в ст.

347), в целях защиты которых суд выходит за пределы жалобы (представления), т.е. необходимости исправления ошибки в применении и толковании норм материального права, п. 5 ч. 1 ст. 390;

в) при их систематическом толковании с нормами ст. 364 ГПК очевидно, что суд надзорной инстанции отменяет решение, определение, постановление, если:

1) дело рассмотрено судом в незаконном составе (например, с нарушением норм ст. 16-19 ГПК, см. коммент. к ним);

2) оно рассмотрено в отсутствие хотя бы одного из лиц, участвующих в деле, не извещенных о времени и месте судебного заседания;

3) при рассмотрении дела были нарушены правила о языке, на котором ведется судопроизводство (см. коммент. к ст. 9 ГПК);

4) суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (чем лишил их возможности защитить свои права и законные интересы);

5) нарушены правила о тайне совещания судей (см. коммент. к ст. 7, 15, 194 ГПК);

6) судебное постановление не подписано кем-либо из судей или подписано теми судьями, которые не указаны в решении, определении;

7) решение, иное судебное постановление вынесено не теми лицами, которые входили в состав суда, рассматривающего дело;

8) в деле отсутствует протокол судебного заседания;

г) они запрещают отменять судебные акты лишь по формальным основаниям (например, из-за наличия грамматических, арифметических ошибок, неправильного указания номера статьи закона, хотя текст цитируемый нормы совпадает с официальным), не влияющим на законность и обоснованность судебного постановления.

3. Для правильного применения норм ст. 387 необходимо учитывать практику высших судебных инстанций и указания Верховного Суда РФ, сложившуюся в прошлые годы. В частности, основаниями к отмене судебных постановлений в надзорном порядке являются следующие нарушения норм процессуального и материального права:

— дело рассмотрено в отсутствие ответчика и при этом нет сведений о том, что он был извещен о месте и времени судебного заседания (БВС РФ, 1995, N 8, с. 8);

— дело рассмотрено судьей единолично, в нарушение правил о коллегиальном рассмотрении дела — БВС РФ, 1995, N 10, с. 2; 2000, N 3, с. 13);

— в протоколе судебного заседания отсутствуют данные о том, что суд разъяснил сторонам их право на рассмотрение дела судьей единолично или в коллегиальном составе (БВС РФ, 2000, N 3, с. 13);

— суд надзорной инстанции не мотивировал выход за пределы жалобы (представления) (БВС РФ, 1999, N 10, с. 5);

суд, вопреки требованиям закона, не назначил соответствующую экспертизу (БВС РФ, 1999, N 10, с. 4);

— суды как первой, так и надзорной инстанций сослались на одну и ту же норму права, но каждая судебная инстанция дала свое толкование, и при этом выводы суда первой инстанции соответствуют постановлению Конституционного Суда РФ. В этом случае судебное постановление надзорной инстанции подлежит отмене, а решение суда и определение кассационной инстанции — оставлению без изменения (БВС РФ, 1999, N 11, с. 3-4);

— президиум областного суда необоснованно прекратил производство по делу о признании права собственности на долю не завершенного строительства жилого дома, по существу, отказав истцу в правосудии. Судебные постановления подлежат отмене, а дело — направлению на новое судебное разбирательство (БВС РФ, 1999, N 9, с. 12). См. также: БВС, 2000, N 4, с. 20; N 5, с. 9, 10, 18.

4. В любом случае суд надзорной инстанции должен:

1) четко указать, какое конкретно существенное нарушение нормы материального или процессуального права допустимо;

2) указать, что именно данное нарушение служит основанием для отмены судебного постановления.

См. также коммент. к ст. 388, 389.

5. Верховный Суд РФ разъяснил судам, что:

1) в жалобе или представлении должно быть указано нарушение какого закона допущено судами и в чем состоит существенность нарушения. Такое же указание должно содержаться и в определении суда надзорной инстанции в случае отмены или изменений судебных постановлений (ст. 388, п. 2, 3, 5 ч. 1 ст.

390) (п. 23 Постановления от 20.01.2003; он действовал до 12.02.08);

2) существенность нарушения норм процессуального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 364 (см. коммент. к ней), в которой указаны случаи таких нарушений, которые влекут безусловную отмену судебных постановлений, независимо от доводов жалобы или представления (ч. 2), другие нарушения норм процессуального права признаются существенными и влекут отмену судебных постановлений при условии, что они привели или могли привести к неправильному разрешению дела (ч.

1) (п. 24 Постановления от 20.01.2003, он действовал до 12.02.03);

3) нарушение норм материального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 363 ГПК. Существенность этих нарушений оценивается и признается судом надзорной инстанции по каждому делу с указом его конкретных обстоятельств и значимости последствий этих нарушений для лица, в отношении которого они допущены (нарушения его прав, свобод, охраняемых законом интересов) (п.

25 Постановления от 20.01.2003, он действовал до 12.02.08). См. также БВС, 2006, N 4, с. 4;

4) ст. 387 (после 08.01.08) значительно сократила число оснований для отмены судебных постановлений в порядке надзора. В связи с этим ВС теперь обращает внимание на то, что по смыслу ст. 387 во взаимосвязи с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод, существенным нарушением (в отличие от оснований отмены судебных постановлений в кассационном порядке) может быть признано не всякое нарушение норм материального и процессуального права из числа указанных в ст. 363 и 364 ГПК.

Отмена или изменение судебного постановления в порядке надзора допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод, законных интересов, в т.ч. публичных интересов. Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившие в законную силу постановление только в целях повторного слушания и получения нового судебного постановления. Иная точка зрения суда надзорной инстанции на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения судебного постановления нижестоящего суда (п.

6 Постановления от 12.02.08).

О практике КС, связанной со ст. 387, см. его Определения от 24.02.2005 N 54-о; от 04.06.07 N 423-о-п и постановление от 05.02.07 N 2-п.

Адвокат Константин Кудряшов. Личный блог

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

Ст. 46Закона N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

Статья 46. Извещение взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу


(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

1. Взыскатель извещается о невозможности взыскания по исполнительному документу, по которому взыскание не производилось или произведено частично, путем направления постановления об окончании исполнительного производства или постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа (далее — извещение взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу) в следующих случаях:

(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

1) утратил силу. — Федеральный закон от 21.12.2021 N 417-ФЗ;

2) если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена;

3) если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества;

4) если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными;

5) если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное в принудительном порядке при исполнении исполнительного документа;

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

6) если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа;

7) если должник, который не уплатил административный штраф, является гражданином иностранного государства или лицом без гражданства и на основании судебного акта выдворен за пределы Российской Федерации.

(п. 7 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 383-ФЗ)

2. В случаях, предусмотренных пунктами 2 — 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель также составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми взыскание по исполнительному документу невозможно. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

3. В случае поступления исполнительного документа в форме электронного документа выносится постановление об окончании исполнительного производства. В случае поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов на бумажном носителе выносится постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

4. Извещение взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

5. В случае извещения взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства или постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

Ст. 47 Закона N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

Статья 47. Окончание исполнительного производства

1. Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;

2) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;

3) извещения взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в случаях, предусмотренных статьей 46 настоящего Федерального закона;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;

5) утратил силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 03.12.2011 N 389-ФЗ;

6) ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;

7) признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ)

7.1) включения сведений о завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в части исполнения исполнительных документов по требованиям, указанным должником-гражданином в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке. Окончание исполнительного производства осуществляется в порядке, установленном статьей 69.1 настоящего Федерального закона;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 289-ФЗ)

8) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;

9) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта;

10) подачи взыскателем заявления об окончании исполнительного производства.

(п. 10 введен Федеральным законом от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

1.1. Постановление Федеральной службы судебных приставов об окончании исполнительного производства принимается на основании наличия в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате должником задолженности в полном объеме.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

2. В исполнительном документе, изготовленном на бумажном носителе, судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено. При окончании исполнительного производства в связи с извещением взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в случаях, предусмотренных статьей 46 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель делает в исполнительном документе, изготовленном на бумажном носителе, отметку, указывающую основание, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 8 и 9 части 1 настоящей статьи, остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа.

Исполнительный документ, поступивший в порядке, предусмотренном частью 1.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, по которому окончено исполнительное производство, хранится в электронном виде.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

2.1. При окончании исполнительного производства в связи с извещением взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу, поступившему в порядке, предусмотренном частью 1.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, основание невозможности взыскания по исполнительному документу, предусмотренное частью 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, и взысканная сумма, если имело место частичное исполнение требований исполнительного документа, указываются в постановлении об окончании исполнительного производства.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 21.12.2021 N 417-ФЗ)

3. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание.

4. В постановлении об окончании исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах, мерах предварительной защиты, отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации, на пользование специальными правами, предоставленными должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ограничения прав должника на его имущество.

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 196-ФЗ, от 03.12.2011 N 389-ФЗ, от 28.11.2015 N 340-ФЗ, от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

5. Если после окончания основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, предусмотренное частью 7 настоящей статьи, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

6. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1) взыскателю и должнику;

2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

7. Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 225-ФЗ, от 28.12.2013 N 441-ФЗ)

8. По оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные пунктом 16 части 1 статьи 64 настоящего Федерального закона, самостоятельно или в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона.

9. В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ)

Ст. 101 Закона N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

Статья 101. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание

1. Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:

1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;

2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;

3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);

7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:

а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;

в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;

11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

12) пособия и выплаты гражданам, имеющим детей, беременным женщинам, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

(п. 12 в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 444-ФЗ)

13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:

а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;

б) в связи с террористическим актом;

в) в связи со смертью члена семьи;

г) в виде гуманитарной помощи;

д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;

15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;

17) социальное пособие на погребение;

18) денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести;

(п. 18 введен Федеральным законом от 21.02.2019 N 12-ФЗ)

19) выплаты, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям, имеющим детей;

(п. 19 в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 444-ФЗ)

20) денежные выплаты, осуществляемые малоимущим гражданам в рамках оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.

(п. 20 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 444-ФЗ)

2. По алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца ограничения по обращению взыскания, установленные пунктами 1 и 4 части 1 настоящей статьи, не применяются.

admin
Оцените автора
Ракульское