Статья 332. Неисполнение приказа

20 сентября Госдума приняла закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в части уточнения ответственности за отдельные преступления против военной службы.

1. Кого касаются поправки?

Весь блок изменений в гл. 33 УК «Преступления против военной службы» касается только военных и тех, кто стал военнослужащим из-за мобилизации: получил повестку, приехал на сборы в военкомат и отправился к месту несения службы. До того, как человек не приехал по повестке в военкомат и его не зачислили в Вооруженные силы РФ, он не военнослужащий.

Изменения направлены на то, чтобы на период мобилизации усилить уголовную ответственность за отказ от участия в боевых действиях, за отказ от исполнения приказов командиров, бегство, сдачу в плен и другие преступления, которые касаются только военнослужащих.

Надо отметить, что закон признает утратившей силу ч. 3 ст. 331 УК, которая определяет, что «уголовная ответственность за преступления против военной службы, определяется законодательством Российской Федерации военного времени». Вероятно, это сделано для того, чтобы не принимать отдельные нормативные акты для установления более суровой ответственности за преступления, совершенные в военное время.

2. Что будет, если уклониться от мобилизации?

В этой части ничего не меняется. Закон не внес изменения в ст. 328 УК «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы». Еще раз отметим, что все, кто подлежат мобилизации, становятся военнослужащими только после того, как поступают на службу в Вооруженные силы РФ: получат повестку, придут в военкомат и будут направлены к месту несения службы. Это следует из ст.

2 «Военная служба. Военнослужащие» Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Почитать  Расчет компенсации при увольнении порядок выплата пример онлайн калькулятор

Если они не придут по повестке в военкомат, то будут «уклонистами», которым будет грозить уголовная ответственность по ч. 1 ст. 328 УК — от штрафа в размере до 200 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 2 лет.

Как правило, суды назначают по этой статье штрафы. Ежегодно по ч. 1 ст. 328 УК суды осуждают примерно 1000 человек.

Однако надо иметь в виду, что закон внес изменения в п. «л» ч. 1 ст. 63 УК, из которых следует, что отягчающим обстоятельством является совершение преступления «в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий». Поскольку сейчас объявлена мобилизация, то можно спрогнозировать, что суды будут назначать более суровые наказания для уклонистов, так как в силу УК не смогут принимать во внимание смягчающие обстоятельства (первая судимость, наличие детей и др.), а будут учитывать только отягчающее обстоятельство.

3. За какие именно действия усиливается ответственность для военных по УК?

За неисполнение приказа

Согласно новой ч. 2.1 ст. 332 «Неисполнение приказа» за неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, а равно отказ от участия в военных или боевых действиях — наказываются лишением свободы на срок от 2 до 3 лет.

Появляется также ч. 2.2 ст. 332 УК, согласно которой за неисполнение приказа начальника в одиночку либо группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, если такое неисполнение привело к тяжким последствиям (например, к гибели сослуживцев, других граждан, уничтожению зданий, занятию врагом территорий и т. д.), будет грозить лишение свободы на срок от 3 до 10 лет.

За сопротивление командиру и нанесение ему побоев

В ст. 333 УК появляется ч. 3, согласно которой сопротивление начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, или принуждение его к нарушению этих обязанностей, сопряженные с насилием или с угрозой его применения, группой лиц, с причинением тяжкого вреда или средней тяжести вреда здоровью командира, если эти действия совершены в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, будет наказываться лишением свободы на срок от 5 до 15 лет.

За нанесение побоев или применение иного насилия в отношении начальника, совершенные во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей, совершенные в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, наказание будет более суровым — лишение свободы на срок от 5 до 15 лет. Это следует из новой ч. 3 ст. 334 УК.

За самовольное оставление части или места службы

Согласно новой ч. 2.1 ст. 337 УК за:

— самовольное оставление части или места службы;

— неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше двух суток, но не более 10 суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, наказываются лишением свободы на срок до 5 лет.

За «самоволку», которая продолжалась от 10 суток до 1 месяца, совершенную в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, наказание составит от 7 лет лишения свободы (новая ч. 3.1 ст. 337 УК).

Согласно новой ч. 5 ст. 337 УК за «самоволку» на срок больше 1 месяца, совершенную военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, наказание составит от 5 до 10 лет лишения свободы. Могут освободить от уголовной ответственности солдата, который совершил самовольное оставление части, если отлучка была связана со стечением тяжелых обстоятельств.

Например, тяжелая болезнь.

В примечании к ст. 337 УК появился новый пункт 2, согласно которому «граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов несут уголовную ответственность за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, которая установлена для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту». То есть те, кто был в запасе и вызван в военкомат из-за мобилизации, за самовольную отлучку будут нести ответственность так же, как и контрактники.

За дезертирство

Дезертирство — это самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу. Это ситуация, когда уже призванный и поехавший из военкомата к месту несения службы военнослужащий оставляет свою часть, бежит из нее, чтобы не служить. Не нужно путать со ст.

328 УК «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы». За такое деяние по новой ч. 3 ст. 338 УК, совершенное в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, наказание — лишение свободы на срок от 5 до 15 лет.

За симуляцию болезни и «самострел»

За уклонение военнослужащего от военной службы путем симуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), или подлога документов, или иного обмана, совершенных в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, наказание составит лишение свободы на срок от 5 до 10 лет. Это следует из новой ч. 3 ст. 339 УК.

За нарушение правил несения боевого дежурства

Согласно новой ч. 4 ст. 340 УК за нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на РФ либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло причинение вреда интересам безопасности государства, совершенное в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, наказание составит лишение свободы на срок от 5 до 10 лет.

Если нарушение правил несения боевого дежурства повлекло тяжкие последствия и было совершено в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, то наказание составит лишение свободы на срок до 5 лет (ч. 45 ст. 340 УК).

За нарушение правил несения пограничной службы

За нарушение правил несения пограничной службы в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий предусмотрена новая ч. 4 ст. 341 УК. Она содержит санкцию в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет.

В новой ч. 5 ст. 341 УК предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы за нарушение правил несения пограничной службы вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, совершенное в период мобилизации.

За нарушение уставных правил караульной службы

За нарушение правил караульной службы в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 4 ст. 342 УК).

В новой ч. 5 ст. 342 УК предусмотрено наказание до 8 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, за нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы из-за небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия и совершенное в период мобилизации.

За нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне

За это преступление, по новой ч. 3 ст. 344 УК, совершенное в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, предусмотрено лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

За умышленное уничтожение военного имущества

По новой ч. 3 ст. 346 УК за умышленное уничтожение или повреждение оружия, боеприпасов или предметов военной техники, совершенное в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, наказание составит лишение свободы на срок от 5 до 10 лет.

За неосторожное уничтожение и утрату военного имущества

Изменилась ст. 347 УК «Уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности». В ней появилась ч. 2, которая карает за это преступление, совершенное в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, лишением свободы на срок до 5 лет.

По новой ч. 2 ст. 348 УК за утрату военного имущества, совершенную в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, будет грозить наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет.

За добровольную сдачу в плен и мародерство

В УК появились две новые статьи, по которым отвечают военнослужащие.

Первая — ст. 352.1 УК «Добровольная сдача в плен». Она предусматривает наказание от 3 до 10 лет лишения свободы за добровольную сдачу в плен при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст.

275 «Государственная измена».

В примечании к этой статье указано, что суд может освободить военного за сдачу в плен, если военнослужащий, впервые совершивший это преступление, принял меры для своего освобождения, возвратился в часть или к месту службы и не совершил во время пребывания в плену других преступлений.

Вторая — ст. 356.1 УК «Мародерство». Под этим преступлением понимается совершенное с корыстной целью в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий и не связанное с вынужденной необходимостью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение в пользу виновного или других лиц чужого имущества (в том числе имущества, находящегося при убитых или раненых, имущества гражданского населения).

За это преступление будет грозить наказание в виде лишения свободы на срок до 6 лет.

Если мародерство совершено с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, наказание составит лишение свободы на срок до 10 лет. За более тяжкие (квалифицированные составы) виды мародерства наказание может составить от 3 до 15 лет лишения свободы.

Дата актуальности материала: 27.09.2022

Статья 332. Неисполнение приказа

1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке,
причинившее существенный вред интересам службы, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до
шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или
организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к
службе, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок
до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 332 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона выражена бездействием — подчиненный не исполняет отданный в установленном порядке правомерный приказ начальника. Согласно ч. 2 ст. 42 УК, неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

При этом бездействие может быть активным, когда подчиненный открыто заявляет, что не будет исполнять отданный ему приказ, и пассивным, если подчиненный фактически не выполняет приказ начальника.

2. В законе указаны общественно опасные последствия, наступление которых является обязательным для признания данного преступления оконченным, — причинение существенного вреда интересам службы. Данное понятие является оценочным, и существенность вреда в каждом конкретном случае должна быть установлена судом. К существенному вреду можно отнести причинение значительного материального ущерба, срыв мероприятия по выполнению текущих задач и т.п.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.

4. Субъект преступления специальный — подчиненный военнослужащий, не исполняющий приказ начальника.

5. Понятие тяжких последствий (ч. 2) является оценочным. К ним можно отнести причинение по неосторожности смерти или вреда здоровью потерпевшего, полный срыв боевого задания и др.

6. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 3, состоит в неисполнении приказа, повлекшем тяжкие последствия. С субъективной стороны данное посягательство характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

Второй комментарий к Ст. 332 УК РФ

1. Приказ — это распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение (ст. 39 Устава внутренней службы ВС РФ). По форме он может отдаваться одному или группе военнослужащих письменно, устно или по техническим средствам связи.

На военнослужащих полностью распространяются требования ст. 42 УК о признании обстоятельства, исключающего преступность деяния, исполнения приказа или распоряжения (см. комментарий к ст. 42 УК).

2. Начальник — это лицо, которому постоянно или временно подчинены другие военнослужащие. Начальники имеют право отдавать подчиненным приказы и должны проверять их выполнение. Различаются начальники по служебному положению и по воинскому званию.

3. С объективной стороны преступление совершается в форме неповиновения, иного умышленного неисполнения приказа (ч. 1 ст. 332) и неисполнения приказа по неосторожности (ч.

3 ст. 332). Неповиновение выражается в открытом отказе от исполнения приказа начальника.

4. Иное умышленное неисполнение приказа характеризуется тем, что приказ начальника подчиненный принимает к исполнению, но фактически его не исполняет.

Неисполнение приказа по неосторожности имеет место тогда, когда подчиненный, получив приказ начальника, вследствие небрежности или недобросовестного отношения к службе требования приказа не выполняет или выполняет их ненадлежащим образом.

5. Ч. 1 ст. 332, предполагает причинение существенного вреда интересам службы. Существенный вред — понятие оценочное, он может состоять в серьезном нарушении распорядка дня в подразделении, затруднении выполнения конкретных задач боевой подготовки и т.п.

6. К тяжким последствиям (ч. ч. 2 и 3 ст. 332) следует отнести: причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью людей; срыв мероприятий по обеспечению боевой готовности подразделения и т.п.

7. О понятиях группы лиц, группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. комментарий к ст. 35.

Третий комментарий к статье 322 УК РФ

1. Одним из важных принципов строительства Вооруженных сил РФ, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими является единоначалие. Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации (ст. 9) устанавливает: «Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия».

Неисполнение приказа — одно из опасных посягательств на установленный в армии и на флоте порядок подчиненности.

2. Приказ, за неисполнение которого установлена ответственность в настоящей статье, представляет собой обращенное к подчиненным распоряжение командира (начальника), требующее выполнить определенные действия, соблюсти установленные правила и порядок. Приказ должен соответствовать требованиям законов и воинских уставов, отдаваться в установленном порядке и в интересах службы.

3. Начальник — это лицо, которому постоянно или временно подчинены другие военнослужащие. Начальники имеют право отдавать подчиненным приказы и должны проверять их выполнение. Различаются начальники по служебному положению и по воинскому званию. Например, командир подразделения является начальником для личного состава по своему служебному положению. Генералы и офицеры признаются начальниками по воинскому званию для всех сержантов, старшин, солдат и матросов, а сержанты и старшины — для солдат и матросов одной с ними части (ст. ст.

35, 36 Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации).

4. Неисполнение приказа — это несовершение действий, им предписанных, либо совершение действий, запрещенных приказом, или ненадлежащее исполнение приказа. При этом уголовная ответственность возможна лишь при условии, когда неисполнение приказа привело к причинению существенного вреда интересам службы.

5. Существенный вред может выражаться в невыполнении конкретной боевой задачи, серьезном ослаблении воинской дисциплины и уставного порядка в подразделении (части), уничтожении и повреждении боевой техники, военного имущества, значительном материальном ущербе государству, организациям или гражданам и т.п.

6. С субъективной стороны неисполнение приказа согласно ч. ч. 1 и 2 настоящей статьи характеризуется умышленной виной. При явном, открытом отказе исполнить приказ виновный действует с прямым умыслом. В других случаях преднамеренного неисполнения приказа возможен как прямой, так и косвенный умысел.

7. Неисполнение приказа, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 332), представляет повышенную общественную опасность и влечет более строгое наказание (о понятии группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы см. комментарий к ст.

35).

8. Вопрос о наличии или отсутствии тяжких последствий должен решаться в зависимости от конкретных обстоятельств. К тяжким последствиям могут быть отнесены: срыв мероприятий по обеспечению постоянной боевой готовности подразделения (части); вывод из строя боевой техники; причинение тяжкого телесного повреждения или смерти военнослужащему или другим гражданам; гибель людей; причинение крупного материального ущерба воинской части и т.п.

9. Неисполнение приказа, повлекшее тяжкие последствия, предусмотренное ч. 3 настоящей статьи, совершается по неосторожности. Виновный предвидел возможность наступления тяжких последствий своих действий (бездействия), но самонадеянно рассчитывал на их предотвращение (преступное легкомыслие), или не предвидел, но по обстоятельствам дела должен был и мог предвидеть их наступление (преступная небрежность).
Неисполнение приказа по неосторожности может быть результатом недобросовестного отношения к службе, забывчивости, нечеткого уяснения содержания приказа, проявленного легкомыслия в отношении времени, места и способа выполнения приказа.

Статья 332. Неисполнение приказа

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 332 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является установленный в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ порядок воинской подчиненности, т.е. регулируемые законами и воинскими уставами военно-служебные отношения между командирами (начальниками) и подчиненными.

Основным принципом организации и внутреннего построения Вооруженных Сил и других войск РФ является единоначалие. Согласно ст. 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ и ст. 9 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 10.11.

29.07.2011) , единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Оно выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение и в обязанности подчиненного беспрекословно повиноваться. Командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ и его последствия.
———————————
СЗ РФ. 2007. N 47 (ч. 1).

Ст. 5749; 2008. N 43. Ст. 4921; 2011.

N 4. Ст. 572; N 18. Ст. 2595; N 31.

Ст. 4714.

Понятие приказа определено ст. 39 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, согласно которой приказ — это распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение. Приказ по форме может быть письменным, устным или переданным по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих.

Согласно Закону о воинской обязанности (п. 3 ст. 37), военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона. Ответственность за отдачу и исполнение незаконного приказа решается в соответствии со ст.

42 УК.

Приговором Новосибирского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения кассационным определением и постановлением президиума Западно-Сибирского окружного военного суда, капитан Д. осужден по ч. 1 ст. 332 УК к ограничению по военной службе на один год с удержанием в доход государства 15% денежного довольствия.

Как установил суд, в присутствии офицеров и представителя штаба Сибирского военного округа Д. открыто отказался исполнять приказ командира части, изданный во исполнение приказа командующего войсками Сибирского военного округа, об убытии для дальнейшего прохождения военной службы в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа.

Военная коллегия Определением от 7 марта 2007 г. отменила приговор и прекратила уголовное дело за отсутствием в действиях Д. состава преступления.

По смыслу закона ответственность за данное преступление установлена за неисполнение подчиненным только законного приказа начальника.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Д. как в ходе предварительного следствия, так и в судебном заседании не признавал себя виновным в совершении инкриминируемого ему деяния. В суде он показал, что отказался убывать к новому месту службы, так как усомнился в законности приказов об этом, поскольку согласия на прохождение военной службы в миротворческой бригаде не давал.

Как видно из копии представления, Д. представлялся к назначению на должность командира группы специального назначения роты специального назначения отдельного разведывательного батальона отдельной (миротворческой) мотострелковой бригады Приволжско-Уральского военного округа.

В соответствии с выпиской из приказа командующего войсками Сибирского военного округа командир группы специального назначения роты специального назначения части Д. освобожден от занимаемой должности и откомандирован по замене в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа. В этом же приказе указано, что Д. предназначен для назначения в миротворческую бригаду.

Таким образом, приведенными доказательствами по делу подтверждается факт откомандирования Д. в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа для назначения на должность командира группы специального назначения роты специального назначения именно в миротворческую бригаду (специальный воинский контингент).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 23.06.1995 N 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (в ред. от 07.02.2011) военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 26. Ст.

2401; 2011. N 7. Ст. 901.

В п. 4 Положения о специальном воинском контингенте в составе Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.10.1996 N 1251 , установлено, что воинский контингент комплектуется на добровольной основе военнослужащими Вооруженных Сил РФ, проходящими военную службу по контракту.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 44. Ст.

5015.

По смыслу названных нормативных правовых актов при решении вопроса об откомандировании военнослужащего в целях его назначения на должность в воинские части Вооруженных Сил РФ, предназначенные для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (специальный воинский контингент), в обязательном порядке требуется получение согласия военнослужащего.

Как усматривается из материалов уголовного дела, такого согласия Д. не давал.

С учетом изложенного приказы командования об откомандировании Д. в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа отданы с нарушением требований законодательства РФ. (В комментарии к гл. 33 УК все примеры приведены из обзорных справок Военной коллегии ВС РФ.)

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона о воинской обязанности командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства РФ.

Согласно ч. 2 ст. 42 УК неисполнение заведомо незаконных приказа и распоряжения исключает уголовную ответственность военнослужащих по комментируемой статье.

Таким образом, преступлением признается неисполнение приказа командира (начальника), отданного в порядке службы и не противоречащего закону. Неисполнение приказа, противоречащего закону или отданного не в порядке службы, не образует рассматриваемого преступления.

Преступление, предусмотренное ч. ч. 1 и 3 комментируемой статьи, относится к преступлениям небольшой тяжести; ч. 2 — к преступлениям средней тяжести.

2. С объективной стороны преступление — это неисполнение приказа, которое совершается в форме неповиновения или иного умышленного неисполнения приказа.

Неповиновение или иное умышленное неисполнение приказа означает открытый отказ от исполнения приказа, когда виновный в категорической форме заявляет или иным способом демонстрирует свое намерение не исполнять приказ или принимает приказ к исполнению, но умышленно не исполняет действий, предписанных приказом, или совершает действия, запрещенные приказом, или не предпринимает действий для своевременного, полного и точного исполнения приказа.

Для признания преступления оконченным необходимо фактическое причинение вреда. Он может иметь конкретные проявления как материального, так и нематериального характера, зависеть от конкретных обстоятельств дела и должен определяться судом на основе анализа всех имеющихся в деле материалов, оценки важности нарушенных охраняемых законом государственных и общественных интересов в области военной службы, прав и свобод человека и гражданина, отдельного военнослужащего и в целом порядка прохождения военной службы, серьезности и длительности нарушения, размера материального ущерба, обстановки, места и времени.

Существенным вредом интересам службы может быть признан вред, выражающийся, например, в подрыве, в связи с совершенным преступлением, воинской дисциплины в подразделении (части), срыве задания по службе, повреждении или уничтожении имущества, причинении значительного материального ущерба, существенном ущемлении прав и законных интересов военнослужащих.

Между последствием и неисполнением приказа должна быть установлена причинная связь.

Преступление является оконченным с момента наступления последствий.

Если вследствие неисполнения приказа причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть по неосторожности, действия виновного кроме комментируемой статьи должны быть квалифицированы по соответствующим статьям о преступлениях против жизни и здоровья.

3. Субъектами неисполнения приказа могут быть военнослужащие, подчиненные начальнику по службе или по воинскому званию, а также военнослужащие, которые в случае нарушения воинской дисциплины или общественного порядка обязаны выполнять требования старших по воинскому званию об устранении этих нарушений, а также военнослужащие при совместном выполнении обязанностей военной службы, начальниками которых выступают старшие по воинскому званию или по занимаемой должности.

Статья 37 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10.11. При невыполнении этих требований младшие по воинскому званию могут быть признаны субъектами рассматриваемого преступления.

При совместном выполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старший из них по должности или по воинскому званию является начальником. Ответственность за неисполнение приказа начальника также наступает по комментируемой статье.

4. С субъективной стороны преступление совершается с прямым или косвенным умыслом.

5. Квалифицирующим признаком преступления (ч. 2 комментируемой статьи) является совершение преступления:

— группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 35 УК).

Неисполнение приказа, совершенное группой лиц и группой лиц по предварительному сговору, является таковым, когда все участники группы выступали соисполнителями преступления, т.е. принимали участие в выполнении объективной стороны состава этого преступления. При этом все соисполнители преступления являются военнослужащими. Гражданские лица не должны признаваться исполнителями (соисполнителями) этих преступлений, а могут выступать лишь их соучастниками в виде организатора, подстрекателя либо пособника (ч.

4 ст. 34 УК). Совершение преступления группой лиц без предварительного сговора предполагает согласованность действий участников группы, когда каждый участник группы сознает, что он действует согласованно с другими участниками группы, хотя предварительного сговора между ними не было.

Предварительный сговор на неисполнение приказа может иметь место до получения приказа начальника, когда подчиненным стало известно, что приказ им будет отдан, во время отдачи начальником приказа, а также после получения подчиненными приказа начальника, когда подчиненные договариваются не исполнять приказ.

Совершая преступления организованной группой, отдельные участники группы могут не принимать непосредственного участия в выполнении объективной стороны состава преступления, но участвовать в подготовке или совершении этого преступления. При этом все участники организованной группы признаются исполнителями совершенного преступления, их действия подлежат квалификации по ч. 2 комментируемой статьи без ссылки на ст. 33 УК;

— повлекшие тяжкие последствия.

В соответствии со ст. 26 УК отношение к тяжким последствиям неисполнения приказа, квалифицируемого по ч. 2 комментируемой статьи, может характеризоваться и неосторожностью.

6. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия. Субъективное отношение лица к совершаемому преступлению — неосторожная форма вины.

Статья 332. Неисполнение приказа

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

2.1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, а равно отказ от участия в военных или боевых действиях —

наказываются лишением свободы на срок от двух до трех лет.

2.2. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в период военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий, а равно отказ от участия в военных или боевых действиях, повлекший тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

3. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

  • Статья 331. Понятие преступлений против военной службы
  • Статья 333. Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы

Комментарий к ст. 332 УК РФ

Объектом преступления является установленный порядок подчиненности и воинских уставных взаимоотношений. Отношения подчиненности закреплены в соответствующих нормативных правовых актах, например Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 .

СЗ РФ. 2007. N 47 (ч.

1). Ст. 5749.

В частности, названный Устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб.

При этом воинская дисциплина определяется как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников).

Объективная сторона преступления выражается в бездействии — неисполнении приказа, его неполном или неточном исполнении. Приказ, подлежащий исполнению, должен быть отдан в установленном порядке и надлежащим лицом — начальником, которым является лицо, старшее по званию или должности. При этом подчиненный должен иметь возможность выполнить приказ.

Отсутствие подобной возможности исключает наличие рассматриваемого состава преступления.

В частности, в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г.

СЗ РФ. 2007. N 47 (ч.

1). Ст. 5749.

Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры (начальники).

Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.

Приказ не следует смешивать с приказанием, которое представляет собой форму доведения командиром (начальником) задач до подчиненных по частным вопросам. Приказание отдается в письменном виде или устно. Приказание, отданное в письменном виде, является распорядительным служебным документом, издаваемым начальником штаба от имени командира воинской части или военным комендантом — от имени начальника гарнизона.

И приказ, и приказание должны соответствовать федеральным законам, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров (начальников). Отдавая приказ и приказание, командир (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.

Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы и приказания, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры (начальники), отдавшие такие приказы и приказания, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различные толкования.

Неисполнение приказа нарушает основной принцип строительства Вооруженных Сил РФ — единоначалие. Оно заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение.

По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными.

Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Он должен быть для подчиненного примером тактичности, выдержанности и не должен допускать фамильярности и предвзятости по отношению к нему. За действия, унижающие честь и достоинство подчиненного, начальник несет ответственность.

Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника.

Лица гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, замещающие воинские должности, являются начальниками для подчиненных в соответствии с замещаемой штатной должностью.

Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками.

Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником.

Как отмечалось выше, начальником может быть лицо, занимающее вышестоящее положение по должности или по званию.

Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами I ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, утверждаются Президентом РФ.

Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определенном Министром обороны Российской Федерации или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые замещаются на конкурсной основе, воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, военнослужащими, являющимися иностранными гражданами, гражданским персоналом, а также воинские должности, которые не могут замещаться военнослужащими, являющимися гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства.

Перечень воинских званий приведен в ст. 46 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии со ст. 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ по своему воинскому званию начальниками являются проходящие военную службу:

— маршалы Российской Федерации, генералы армии, адмиралы флота — для старших и младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

— генералы, адмиралы, полковники и капитаны I ранга — для младших офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

— старшие офицеры в воинских званиях подполковника, капитана II ранга, майора, капитана III ранга — для прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов;

— младшие офицеры — для сержантов, старшин, солдат и матросов;

— прапорщики и мичманы — для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними воинской части;

— сержанты и старшины — для солдат и матросов одной с ними воинской части.

Объективная сторона состава преступления, как отмечалось выше, выражается в бездействии. При этом военнослужащий может открыто заявить о нежелании исполнять приказ, может проигнорировать распоряжение, не исполнить приказ в полном объеме и т.д. Сущность неисполнения во всех этих случаях одна — военнослужащим не предпринимаются действия, направленные на исполнение приказа, или предпринимаются не все необходимые действия.

Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления являются общественно опасные последствия в виде существенного вреда интересам службы. Между деянием и наступившими последствиями должна быть причинная связь.

Понятие существенного вреда в законе не раскрывается. Оно является оценочным и подлежит определению в каждом конкретном случае. Так, оно может выразиться в материальном ущербе, наступлении вреда для здоровья людей, срыве выполнения боевой задачи и т.п.

Состав преступления материальный. Деяние окончено с момента наступления общественно опасных последствий.

С субъективной стороны преступление совершается с прямым или косвенным умыслом. Виновный сознает, что не исполняет приказ, предвидит наступление существенного вреда, желает, сознательно допускает или безразлично относится к его наступлению.

Субъект специальный — военнослужащий, подчиненный по службе, которому отдан законный приказ.

Частью 2 ст. 332 УК РФ установлена ответственность за неисполнение приказа, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 35 УК РФ), а равно повлекшее тяжкие последствия.

Группу лиц и группу лиц по предварительному сговору могут образовывать только исполнители преступления. В данном случае ими будут являться подчиненные, получившие приказ и не исполнившие его или не исполнившие в полном объеме. Предварительный сговор должен иметь место до начала выполнения объективной стороны состава преступления, т.е. до начала бездействия, направленного на неисполнение приказа.

В соответствии с законом (ст. 35 УК РФ) организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не являющиеся военнослужащими, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений.

При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ как организаторы, подстрекатели либо пособники преступлений, совершенных специальными субъектами.

Понятие тяжких последствий, так же как и понятие существенного вреда, является оценочным. Разграничение между существенным вредом и тяжкими последствиями проводится с учетом значимости неисполненных требований, объема причиненного вреда, его характера. Так, тяжкими последствиями могут быть признаны причинение тяжкого вреда здоровью, причинение вреда здоровью нескольких лиц, смерть человека, массовое неповиновение, причинение особо крупного материального ущерба и т.д.

Частью 3 ст. 332 УК РФ предусмотрена ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия. Отличие данного состава преступления от составов преступлений, предусмотренных ч. 1 или ч. 2 этой же статьи, состоит в том, что оно совершается по неосторожности.

Остальные признаки являются идентичными.

Не образует состава неисполнения приказа неисполнение незаконного приказа. Выше уже отмечалось, что в соответствии с ч. 3 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы, приказания и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.

В этой связи следует считать, что отдание приказа, который подчиненный должен был исполнить, не имело места.

Судебная практика по статье 332 УК РФ

рассмотрела в открытом судебном заседании материал по апелляционной жалобе Серпетовского П.А. на постановление Московского городского суда от 13 августа 2018 года, которым постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 24 мая 2018 года о выдаче компетентным органам Республики Беларусь для привлечения к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 332, ч. 3 ст. 328 УК Республики Беларусь

admin
Оцените автора
Ракульское