Статья 331. Понятие преступлений против военной службы

1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

2. Утратила силу. — Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ.

3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Комментарии к ст. 331 УК РФ

1. Содержащееся в статье понятие является частью общего определения преступления, сформулированного в ст. 14 УК. Воинское преступление представляет собой виновно совершенное военнослужащим общественно опасное деяние, направленное против охраняемых законом интересов военной службы и запрещенное УК под угрозой уголовного наказания.

Преступление против военной службы обладает всеми признаками преступления вообще, каждый из которых имеет определенную специфику, обусловливающую выделение в УК специальных воинских преступлений.

Преступления против военной службы (воинские преступления) можно разделить на две группы:

  • специальные воинские, т.е. такие, аналогов которым нет в иных нормах УК (например, дезертирство);
  • относительно воинские, которые по отдельным признакам сходны с иными, общеуголовными преступлениями (так, насильственные действия в отношении начальника по своим объективным признакам совпадают с некоторыми преступлениями против личности).

2. Для обороны страны с применением средств вооруженной борьбы в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., и Военной доктриной Российской Федерации (2000 г.) созданы Вооруженные Силы и установлена воинская обязанность граждан РФ. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст.

59 Конституции РФ).

Основными формами реализации конституционной обязанности по защите Отечества являются призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также прохождение альтернативной гражданской службы вместо военной службы по призыву в порядке, установленном Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Конституционный долг по защите Отечества граждане вправе исполнять путем добровольного поступления на военную службу. В этом случае они проходят военную службу в добровольном порядке (по контракту) в соответствии с положениями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и других нормативных правовых актов.

3. Субъектом преступлений, предусмотренных гл. 33 УК, являются военнослужащие и граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Военнослужащими являются граждане РФ, проходящие военную службу по призыву или в добровольном порядке (по контракту). Ими также могут быть иностранные граждане, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

В соответствии с законодательством военнослужащие проходят военную службу на воинских должностях в следующих организациях государства:

  • Вооруженные Силы РФ;
  • внутренние войска МВД России;
  • войска гражданской обороны;
  • инженерно-технические воинские формирования и дорожно-строительные воинские формирования;
  • Служба внешней разведки РФ;
  • органы Федеральной службы безопасности РФ, включая Пограничные органы ФСБ России;
  • органы Федеральной службы охраны РФ;
  • Служба специальных объектов при Президенте России;
  • воинские подразделения Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть направлены не на воинские должности в международные организации, организации, осуществляющие деятельность в интересах обороны и безопасности государства, на военные кафедры при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Указанным лицам военная служба приостанавливается, они не входят в численность Вооруженных Сил, других воинских формирований, не считаются исполняющими обязанности военной службы. Поэтому данная категория военнослужащих в период приостановления военной службы не является субъектом преступлений против военной службы.

4. На основании федерального законодательства, в том числе ч. 1 ст. 331 УК, субъектом преступлений против военной службы и, следовательно, специфических воинских уголовно-правовых отношений признаются также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

5. В соответствии со ст. 82 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. и ст. 2 Федерального закона от 27.05.98 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к уголовной ответственности по некоторым статьям УК о воинских преступлениях могут привлекаться военнопленные, также признаваемые субъектом воинских отношений.

Все перечисленные категории субъектов имеют правовой статус военнослужащих, проходящих службу по призыву либо контракту. На этом основании на них распространяют свое действие соответствующие общие и специальные нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства (ст. ст. 5, 16, 174, разд.

V УИК РФ).

6. Указанные лица должны быть на законных основаниях включены в особую систему военно-служебных отношений, т.е. обладать признаками специального субъекта. По общему правилу военная служба может начинаться не ранее достижения лицом 18 лет; призыв на военную службу допустим лишь до достижения 27 лет. Для добровольно поступающих в военно-учебные заведения этот возраст может быть и меньшим — 16 лет.

К числу специальных субъектных признаков также относятся правомерность призыва гражданина на военную службу, годность его к службе по состоянию здоровья.

Для некоторых составов воинских преступлений требуется наличие иных признаков, характеризующих их субъекта: факт принятия военной присяги, правомерное назначение в состав караула или иного наряда для несения специальной службы, нахождение при исполнении обязанностей по военной службе, наличие отношений подчиненности и т.п.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются федеральным законодательством.

Так, контракт о прохождении военной службы не может быть заключен:

  • с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд;
  • с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
  • с гражданами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Кроме того, в ст. ст. 23 и 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрены основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу.

Если установлено, что в соответствии с законом лицо не подлежало призыву на военную службу или подлежало освобождению от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу либо имелись основания для отсрочки от призыва на службу, которые существовали до уклонения от призыва на военную службу, то в его деянии отсутствует состав преступления.

В случаях, когда предусмотренные законом основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу, возникли в период уклонения от призыва на службу (например, в случае рождения у гражданина второго ребенка или поступления лица в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования и обучения по очной форме), суд освобождает лицо от наказания в связи с изменением обстановки при наличии условий, предусмотренных в ст. 80.1 УК (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы»).

7. Не признаются военнослужащими и потому не несут ответственности по статьям гл. 33 УК сотрудники органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, учащиеся суворовских и нахимовских училищ, гражданский персонал воинских частей и учреждений, служащие государственных военизированных организаций, сторожевых и контрольных подразделений (таможенная, налоговая службы, вневедомственная охрана), члены казачьих обществ и др.

8. Вооруженные Силы предназначаются для отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами страны.

Исходя из предназначения воинских формирований объектом представленных в гл. 33 УК преступлений является установленный в Вооруженных Силах, других воинских формированиях порядок прохождения военной службы (воинский правопорядок), призванный обеспечить интересы военной безопасности государства. При этом под военной безопасностью понимается состояние вооруженной защиты страны, граждан от вооруженной агрессии.

Всякое преступление против военной службы, в чем бы оно ни выражалось, так или иначе подрывает боевую готовность воинского подразделения, а значит, причиняет вред военной безопасности страны. Общественная опасность преступлений против военной службы проявляется в причинении либо создании угрозы причинения вреда интересам военной безопасности государства.

В зависимости от конкретизации сферы военно-служебных отношений все преступления против военной службы по признаку видового объекта объединены

Уголовным кодексом в следующие группы:

  • преступления против порядка подчиненности и воинских уставных отношений (ст. ст. 332 — 336);
  • преступления против порядка пребывания на военной службе (ст. ст. 337 — 339);
  • преступления против порядка несения специальных видов военной службы (ст. ст. 340 — 344);
  • преступления против порядка сбережения военного имущества (ст. ст. 345 — 348);
  • преступные нарушения правил безопасности использования военно-технических средств (ст. ст. 349 — 352).

9. Исходя из признака специальной противоправности не являются воинскими преступлениями нарушения порядка прохождения службы, не предусмотренные нормами гл. 33 УК (например, самовольное оставление части или места службы военнослужащими, проходящими службу по призыву, продолжительностью не свыше 2 суток, а проходящими военную службу по контракту — не свыше 10 суток).

Иные деяния, совершаемые военнослужащими и причиняющие ущерб интересам военной службы (например, хищение военного имущества, разглашение государственной тайны военного характера и др.), к числу воинских преступлений не относятся, а подлежат квалификации по иным статьям УК. Все деяния, подпадающие под признаки составов преступлений, предусмотренных гл. 33 УК, и одновременно иных уголовно-правовых норм, исходя из правил конкуренции должны оцениваться по соответствующим статьям этой специальной главы, а не по общим статьям УК.

При наличии обстоятельств, выходящих за пределы состава воинского преступления и образующих признаки более опасного преступления, содеянное дополнительно квалифицируется по статье, предусматривающей ответственность за конкретное общеуголовное преступление. Так, если военнослужащий, оказывая сопротивление начальнику, совершает его убийство, то содеянное в части умышленного причинения смерти квалифицируется по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК, а сопротивление — по п. «в» ч. 2 ст.

333 УК (по признаку наступления тяжких последствий сопротивления), поскольку убийство не охватывает сопротивление, и наоборот.

Если же деяние образует состав более опасного преступления против личности, то содеянное квалифицируется только по общеуголовной норме, предусматривающей ответственность за его совершение. Так, убийство подчиненным начальника в связи с исполнением им обязанностей военной службы по объективным и субъективным признакам охватывается п. «б» ч. 2 ст. 105 УК и дополнительной квалификации по ст.

334 УК не требует.

Не образуют преступления деяния, хотя формально и содержащие признаки того или иного воинского состава преступления, но подпадающие под ч. 2 ст. 14 УК и потому являющиеся малозначительными.

10. Признаки субъективной стороны воинских преступлений (вина, мотив, цель) отражают воинскую природу (направленность) совершаемого преступления: виновный определенным образом относится не просто к общественно опасному деянию и наступившим последствиям, а именно к факту нарушения нормативно определенного порядка прохождения военной службы и к последствиям, выражающимся в причинении вреда боевой способности воинского подразделения, военной безопасности государства.

11. Специфика признака уголовной наказуемости состоит в том, что к военнослужащим не применяются исправительные работы, а обязательные работы и ограничение свободы не назначаются субъектам, проходящим службу по призыву (ст. ст. 49, 50, 51 УК). К последним может применяться содержание в дисциплинарной воинской части, а к лицам, имеющим воинское звание, — его лишение в качестве дополнительного наказания (см. комментарий к ст.

48). Вся остальная система уголовно-правовых мер (ст. 44, гл.

14, 15, 15.1 УК) к ним применима в полном объеме.

12. Нормы УК определяют ответственность только за преступления против военной службы, совершаемые в условиях мирного времени. В соответствии с ч. 3 ст. 331 ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, должна определяться законодательством Российской Федерации военного времени.

13. Согласно ч. 2 ст. 12 УК военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Ответственность лиц, совершивших преступления на военном корабле или военном воздушном судне РФ, независимо от места их нахождения наступает по ст. 11 УК.

126.Общая характеристика преступлений против военной служб

Преступления против военной службы — это предусмотрен­ные ст. 331—352 гл. 33 УК противоправные умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), совершенные военнослужащими, проходящи­ми военную службу по призыву либо по контракту в Воору­женных Силах РФ, других войсках и воинских формирова­ниях РФ, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов, и посягающие на установленный порядок прохождения военной службы, при­чиняющие вред либо создающие угрозу причинения вреда ох­раняемым законом интересам службы, личности, государства (см. также ч. 1 ст.

331 УК).

Система преступлений против военной службы включает:

1)преступления, связанные с уклонением от службы (ст. 332, 337-339 УК);

2) преступления, связанные с посягательством наличность военнослужащего (ст. 333—336 УК);

3) преступления, связанные с нарушением правил несения военной службы (ст. 340—345, 349—352 УК);

4) преступления, связанные с утратой, уничтожением или повреждением военного имущества (ст. 346—348 УК).

Общественная опасность данных преступлений заключает­ся в подрыве установленного законом порядка прохождения военной службы, создании этим угрозы военной безопасно­сти РФ.

Основной объект преступных посягательств— интересы военной службы.

Возможны дополнительные объекты: честь, достоинство, физическая неприкосновенность личности; интересы безопасности государства, собственности; жизнь, здоровье человека и т.д.

Среди факультативных объектов можно выделить честь, достоинство, физическую неприкос­новенность личности; здоровье, жизнь человека; интересы собственности; и др. Составы преступлений, предусмотренные ст. 346, 347 УК, относятся к числу предметных.

Предметами преступного по­сягательства могут быть оружие, боеприпасы, предметы воен­ной техники.

Объективная сторона составов преступлений выражает­ся в форме действия или бездействия. Активное преступное поведение находит отражение в насильственных действиях в отношении начальника (ст. 334 УК), оскорблении военно­служащего (ст. 336 УК), самовольном оставлении части или места службы (ст. 337 УК), дезертирстве (ст.

338 УК) и т.д. Пассивное поведение может быть выражено в неисполнении приказа (ст. 332 УК), нарушении правил несения боевого де­журства (ст. 340 УК), нарушении уставных правил караульной службы (ст. 342 УК), утрате военного имущества (ст.

348 УК) и пр.

По законодательной конструкции составы преступле­ний, являют­ся «материальными». Преступления окончены в момент наступления соответствующих материальных об­щественно опасных последствий, в частности, в момент на­ступления тяжких последствий (ч. 3 ст. 332, ст.

351, 352 УК), причинения вреда здоровью (ч. 1 ст. 349, ч. 1 ст. 350 УК), жизни (ч. 2, 3 ст.

349, 352 УК) человека и т.д.

В ст. 336—339, 345 УК отражены «формальные» составы преступлений. Преступления окончены в момент совершения соответствующих общественно опасных деяний независимо от наступления материальных общественно опас­ных последствий.

В ч. 1, 2 ст. 332, ст. 333, 334, ч. 1, 2 ст.

335, ч. 1 ст. 340, ч. 1 ст. 341, ч. 1 ст.

343 УК описаны «формально-материальные» составы преступлений.

Диспозиции многих статей гл. 33 УК имеют бланкетный ха­рактер, то есть отсылают правоприменителя к иным — подза­конным — нормативным правовым актам, в частности к уста­вам Вооруженных Сил РФ, при нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335 УК), нару­шении правил несения боевого дежурства (ст.

340 УК), на­рушении правил несения пограничной службы (ст. 341 УК), нарушении уставных правил караульной службы (ст. 342 УК) и т.д.

В некоторых случаях на квалификацию деяния как пре­ступления могут оказать влияние время, место, обстановка, способ, орудие, средство его совершения, например:

а) время: исполнение обязанностей военной службы (ст. 336 УК), боевое дежурство (боевая служба) (ст. 340 УК),несение службы пограничным нарядом (ст.

341 УК), карауль­ной (вахтенной) службы (ст. 342 УК), охрана войсковым на­рядом общественного порядка и обеспечение общественной безопасности (ст. 343 УК), суточный наряд или патрулирова­ ние (ст. 344 УК);

б) место: воинская часть или место службы (ст. 337, 338УК), воинская часть или гарнизон (ст. 344 УК), военный ко­рабль (ст. 345 УК);

в) обстановка: кораблекрушение (ст. 345 УК);

г) способы: симуляция болезни, членовредительство, под­лог документов, иной обман (ст. 339 УК), насилие (ст. 333,334, 335 УК);

д) орудия: оружие (п. «б» ч. 2 ст. 333 и 334, п. «г» ч. 2 ст. 335УК);

е) средства: оружие, боеприпасы и предметы военной тех­ники (ст. 348 УК), оружие, боеприпасы, радиоактивные ма­териалы, взрывчатые или иные вещества и предметы (ст. 349УК), боевые, специальные или транспортные машины (ст.

350УК), военные летательные аппараты (ст. 351 УК), военныекорабли (ст. 352 УК).

Субъект физическое вменяе­мое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 18-летнего возраста и наделенное дополнительным (специ­альным) признаком — принадлежностью к военной службе.

Субъектами преступлений против военной службы явля­ются и военнослужащие внутренних войск, и военные строи­тели военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ (см. ч. 1, 2 ст. 331 УК).

Специальный субъект может быть конкретизирован, на­пример, являться участником преступной группы (см. ч. 2 в ст. 332—335, 338 УК), военнослужащим, проходящим во­енную службу по призыву (см. ч. 1 ст. 337 УК), военнослужа­щим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части (ч.

2 ст. 337 УК), командиром корабля или лицом из со­става корабля (ст. 345 УК).

Субъективная сторона составов преступлений характери­зуется виной в форме умысла или неосторожности. Умышленное отношение виновного к содеянному возможно, на­пример, при оскорблении военнослужащего (ст. 336 УК), дезертирстве (ст. 338 УК), уничтожении или повреждении военного имущества (ст.

346 УК); неосторожное — при на­рушении уставных правил пограничной службы (ст. 341 УК), караульной службы (ст. 342 УК), внутренней службы или пат­рулирования в гарнизоне (ст.

344 УК), утрате военного иму­щества (ст. 348 УК) и т.д.

В некоторых случаях психическое отношение виновного к содеянному может характеризоваться двумя формами вины, например, при нарушении правил взаимоотношений между военнослужащими (ст. 335 УК), несении боевого дежурст­ва (боевой службы) (ст. 340 УК), караульной службы (ст.

342 УК).

Для квалификации деяния как преступления может иметь значение цель его совершения (например, уклонение от про­хождения военной службы (ст. 338 УК), полное освобожде­ние от исполнения обязанностей военной службы (ч. 2 ст.

339 УК)).

Статья 331. Понятие преступлений против военной службы

1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 24.09.2022 N 365-ФЗ.

  • Статья 330.2. Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве
  • Статья 332. Неисполнение приказа

Комментарий к ст. 331 УК РФ

В ст. 331 УК РФ приведено понятие преступлений против военной службы. В УК РФ это единственное определение понятия преступлений, выделенных из совокупности иных преступлений по объекту посягательства.

В соответствии с указанной нормой преступлениями против военной службы признаются предусмотренные главой 33 УК РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Прохождение военной службы осуществляется в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Уголовная ответственность военнослужащих за совершение преступлений, не входящих в главу 33 УК РФ, наступает на общих основаниях по соответствующим статьям УК РФ.

Видовым объектом преступлений против военной службы является порядок прохождения военной службы. Этот порядок регламентируется Конституцией РФ, Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» , Федеральным законом от 23 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» , Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и общевоинскими уставами.

СЗ РФ. 1996. N 23.

Ст. 2750.

СЗ РФ. 1998. N 13. Ст.

1475.

СЗ РФ. 1998. N 22. Ст.

2331.

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законов и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются военнослужащими и их статусом не обладают .

См.: п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 4.

Прохождение военной службы осуществляется:

— гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

— иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

Вооруженные Силы Российской Федерации представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Объективная сторона преступлений против военной службы в основном выражается в действии. Так, например, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333 УК РФ), насильственные действия в отношении начальника (ст. 334 УК РФ) могут быть совершены только путем действия.

Отдельные преступления, например неисполнение приказа (ст. 332 УК РФ), совершаются путем бездействия. Многие составы воинских преступлений сконструированы как материальные, т.е. предусматривающие в качестве обязательного признака объективной стороны наступление общественно опасных последствий. В частности, к материальным составам относятся состав неисполнения приказа (ст. 332 УК РФ), где в качестве обязательного признака указан существенный вред.

К материальным составам относится и нарушение уставных правил караульной службы (ст. 342 УК РФ), где в качестве последствия указано на причинение вреда охраняемым объектам. В то же время значительное число составов преступлений является формальным.

Наличие состава преступления в этих случаях законодатель не связывает с фактом наступления общественно опасных последствий. Формальным составом, к примеру, является состав дезертирства (ст. 338 УК РФ), состав уклонения от исполнения обязанностей военной службы (ст. 339 УК РФ). Отдельные составы сконструированы как составы опасности.

Наличие таких составов преступлений законодатель соотносит с условиями опасности: если деяние могло повлечь причинение вреда (ч. 1 ст. 341 УК РФ).

Субъективная сторона большинства преступлений против военной службы характеризуется умышленной формой вины. Но некоторые преступления могут быть совершены и по неосторожности (например, нарушение правил несения боевого дежурства — ст. 340 УК РФ). Некоторые преступления с позиции субъективной стороны могут характеризоваться и двумя формами вины.

Таким, например, является нарушение правил обращения с оружием, где отношение к последствиям проявляется в форме неосторожности (ч. 1 ст. 349 УК РФ).

Субъект преступлений против военной службы специальный. Им могут быть:

1) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или по контракту;

2) граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов;

3) военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ.

К военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, относятся призванные на военную службу граждане мужского пола в возрасте от восемнадцати до двадцати семи лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, являются лица, заключившие контракт о прохождении военной службы.

Контракт о прохождении военной службы вправе заключать: военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие не менее шести месяцев; граждане, пребывающие в запасе; граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования; граждане женского пола, не пребывающие в запасе; другие граждане в соответствии с положениями, установленными законом и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Контракт о прохождении военной службы также вправе заключать иностранные граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане в возрасте от восемнадцати до сорока лет; иностранные граждане в возрасте от восемнадцати до тридцати лет.

Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации исполняет воинскую обязанность по защите Отечества, несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Из данной статьи во взаимосвязи со ст.

37 Конституции Российской Федерации вытекает, что право на труд реализуется военнослужащими путем добровольного поступления на военную службу по контракту. Это конституционное положение нашло свое непосредственное закрепление в п. 1 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Военная служба согласно данному Федеральному закону представляет собой особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанный с обеспечением обороны и безопасности государства, чем обусловливается правовой статус военнослужащих, специфический характер воинской дисциплины, необходимость некоторых ограничений прав и свобод, устанавливаемых федеральным законодательством в отношении военнослужащих (п. 2 ст. 1).

В ст. 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», регулирующей вопросы заключения контракта о прохождении военной службы, указано, что в контракте закрепляется добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта. К таким условиям согласно п. 3 ст.

32 относится обязанность проходящего военную службу гражданина в течение определенного срока добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает также, что за совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 6 ст.

28).

Из названных законоположений следует, что военнослужащий, заключая контракт о прохождении военной службы, добровольно принимает на себя обязанность подчиняться ограничивающим его права и свободы требованиям закона, в том числе неукоснительно соблюдать воинскую дисциплину, имея при этом в виду возможное применение к нему юридической, в том числе уголовной, ответственности за совершенные правонарушения .

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 13 ноября 2001 г. N 224-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. N 2.

Статьей 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлен предельный возраст пребывания на военной службе.

К гражданам, пребывающим в запасе, проходящим военные сборы, относятся граждане, зачисленные в запас Вооруженных Сил РФ и призванные для прохождения военных сборов. Категории граждан, зачисляемых в запас, установлены ст. 52 указанного выше Федерального закона.

Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан:

— уволенных с военной службы с зачислением в запас;

— успешно завершивших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших указанные образовательные учреждения;

— не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

— не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек по достижении ими возраста двадцати семи лет;

— не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам;

— прошедших альтернативную гражданскую службу;

— женского пола, имеющих военно-учетную специальность.

Военнослужащими являются также военные строители указанных выше министерств и ведомств.

Началом военной службы для военнослужащих по призыву считается день убытия призванного из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы, для военнослужащих по контракту — день вступления в силу контракта о прохождении военной службы. Окончание военной службы — день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Не военнослужащие (в том числе гражданский персонал воинских частей и учреждений, учащиеся суворовских и нахимовских училищ, сотрудники органов внутренних дел и т.п.) не могут быть субъектами (исполнителями) преступлений против военной службы.

Конкретное преступление против военной службы непосредственно причиняет вред или ставит под угрозу причинения какую-либо составляющую порядка прохождения военной службы. Исходя из этого среди преступлений против военной службы можно выделить следующие группы:

— преступления, посягающие на установленный порядок подчиненности и уставных взаимоотношений военнослужащих (ст. ст. 332 — 336 УК РФ);

— преступления, посягающие на установленный порядок прохождения военной службы (ст. ст. 337 — 339 УК РФ);

— преступления, посягающие на установленный порядок несения специальных служб (ст. ст. 340 — 345 УК РФ);

— преступления, посягающие на установленный порядок по обеспечению сохранности военного имущества (ст. ст. 346 — 348 УК РФ);

— преступления, посягающие на установленный порядок обращения с оружием и эксплуатации военной техники (ст. ст. 349 — 352 УК РФ).

При квалификации преступлений против военной службы в ряде случаев их необходимо разграничивать с преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Глава 33 действующего Уголовного кодекса специальных норм о воинских должностных преступлениях не содержит.

Между тем преступность таких деяний не устранена. Ответственность за них в настоящее время наступает на основании ст. 286 УК РФ (общей нормы о превышении должностных полномочий).

К воинским должностным лицам в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации относятся прежде всего начальники по должностному положению или по воинскому званию (ст. 31 Устава внутренней службы ВС РФ), которые наделены правом отдавать подчиненным приказы и требовать их исполнения, т.е. осуществляют организационно-распорядительные функции.

В большинстве случаев признаются таковыми и начальники по воинскому званию, в том числе сержанты и старшины в отношении солдат и матросов одной с ними воинской части.

Вместе с тем по данной категории дел следует обратить внимание на следующие обстоятельства.

Поскольку в соответствии со ст. 34 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации сержанты и старшины по своему воинскому званию являются начальниками для солдат и матросов одной с ними воинской части, вся полнота организационно-распорядительных функций возлагается и на них. Поэтому в процессе служебной деятельности они выступают в качестве должностных лиц и при наличии других признаков состава подлежат ответственности по ст.

286 УК РФ.

Вместе с тем необходимо отметить, что по отношению к солдатам и матросам других частей сержанты и старшины начальниками не являются. Поэтому в случае применения ими насилия к таким потерпевшим содеянное не может быть квалифицировано по ст. 286 УК РФ, а подлежит оценке по другим статьям УК РФ, статьям о преступлениях против военной службы.

В ряде случаев организационно-распорядительные функции могут осуществлять лица, не являющиеся начальниками по занимаемой должности или воинскому званию, а наделенные таким правом в силу требований Устава или устного распоряжения правомочного должностного лица.

В частности, дежурному по контрольно-пропускному пункту согласно ст. 296 Устава внутренней службы ВС РФ подчиняются помощники дежурного по контрольно-пропускному пункту. Поскольку названные лица в отношении подчиненных им в наряде военнослужащих обладают должностными полномочиями, они в случае применения насилия также могут нести ответственность на основании ст. 286 УК РФ.

Временный характер осуществления таких функций препятствием к этому не является.

Кроме того, следует иметь в виду, что военнослужащий, временно назначенный устным распоряжением командира старшим команды, является прямым начальником для других военнослужащих из состава этой команды и, следовательно, должностным лицом и субъектом должностного преступления. Форма изложения приказа о назначении на должность или старшим команды значения не имеет.

Следует также помнить, что согласно ст. 35 Устава внутренней службы ВС РФ начальником может быть старший по должности, а при равных должностях — старший по воинскому званию при совместном выполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником).

Превышение должностных полномочий в условиях Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РФ, как правило, проявляется в противоправном применении насилия со стороны командиров (начальников) в отношении своих подчиненных. Во всех случаях применения насилия или угрозы его применения содеянное подлежит квалификации по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ, предусматривающему этот квалифицирующий признак.

В отличие от оскорбления начальником подчиненного превышение должностных полномочий, как правило, сопряжено с более интенсивным физическим воздействием на потерпевшего.

Критериями разграничения названных составов также являются направленность умысла виновного, содержание целей и мотивов преступного деяния, а также характеристика его объективной стороны.

Статья 331. Понятие преступлений против военной службы

1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

2. (Часть вторая утратила силу на основании Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6235)

3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Комментарий к статье 331

В ст. 331 УК РФ приведено понятие преступлений против военной службы. В УК РФ это единственное определение понятия преступлений, выделенных из совокупности иных преступлений по объекту посягательства.

В соответствии с указанной нормой преступлениями против военной службы признаются предусмотренные главой 33 УК РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Прохождение военной службы осуществляется в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Уголовная ответственность военнослужащих за совершение преступлений, не входящих в главу 33 УК РФ, наступает на общих основаниях по соответствующим статьям УК РФ.

Видовым объектом преступлений против военной службы является порядок прохождения военной службы. Этот порядок регламентируется Конституцией РФ, Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» , Федеральным законом от 23 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» , Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и общевоинскими уставами.

СЗ РФ. 1996. N 23.

Ст. 2750.

СЗ РФ. 1998. N 13.

Ст. 1475.

СЗ РФ. 1998. N 22.

Ст. 2331.

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законов и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются военнослужащими и их статусом не обладают .

См.: п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 4.

Прохождение военной службы осуществляется:

— гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

— иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

Вооруженные Силы Российской Федерации представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Объективная сторона преступлений против военной службы в основном выражается в действии. Так, например, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333 УК РФ), насильственные действия в отношении начальника (ст.

334 УК РФ) могут быть совершены только путем действия. Отдельные преступления, например неисполнение приказа (ст. 332 УК РФ), совершаются путем бездействия.

Многие составы воинских преступлений сконструированы как материальные, т.е. предусматривающие в качестве обязательного признака объективной стороны наступление общественно опасных последствий. В частности, к материальным составам относятся состав неисполнения приказа (ст. 332 УК РФ), где в качестве обязательного признака указан существенный вред. К материальным составам относится и нарушение уставных правил караульной службы (ст.

342 УК РФ), где в качестве последствия указано на причинение вреда охраняемым объектам. В то же время значительное число составов преступлений является формальным. Наличие состава преступления в этих случаях законодатель не связывает с фактом наступления общественно опасных последствий.

Формальным составом, к примеру, является состав дезертирства (ст. 338 УК РФ), состав уклонения от исполнения обязанностей военной службы (ст. 339 УК РФ). Отдельные составы сконструированы как составы опасности.

Наличие таких составов преступлений законодатель соотносит с условиями опасности: если деяние могло повлечь причинение вреда (ч. 1 ст. 341 УК РФ).

Субъективная сторона большинства преступлений против военной службы характеризуется умышленной формой вины. Но некоторые преступления могут быть совершены и по неосторожности (например, нарушение правил несения боевого дежурства — ст. 340 УК РФ). Некоторые преступления с позиции субъективной стороны могут характеризоваться и двумя формами вины.

Таким, например, является нарушение правил обращения с оружием, где отношение к последствиям проявляется в форме неосторожности (ч. 1 ст. 349 УК РФ).

Субъект преступлений против военной службы специальный. Им могут быть:

1) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или по контракту;

2) граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов;

3) военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ.

К военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, относятся призванные на военную службу граждане мужского пола в возрасте от восемнадцати до двадцати семи лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, являются лица, заключившие контракт о прохождении военной службы.

Контракт о прохождении военной службы вправе заключать: военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие не менее шести месяцев; граждане, пребывающие в запасе; граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования; граждане женского пола, не пребывающие в запасе; другие граждане в соответствии с положениями, установленными законом и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Контракт о прохождении военной службы также вправе заключать иностранные граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане в возрасте от восемнадцати до сорока лет; иностранные граждане в возрасте от восемнадцати до тридцати лет.

Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации исполняет воинскую обязанность по защите Отечества, несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Из данной статьи во взаимосвязи со ст. 37 Конституции Российской Федерации вытекает, что право на труд реализуется военнослужащими путем добровольного поступления на военную службу по контракту. Это конституционное положение нашло свое непосредственное закрепление в п. 1 ст.

10 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Военная служба согласно данному Федеральному закону представляет собой особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанный с обеспечением обороны и безопасности государства, чем обусловливается правовой статус военнослужащих, специфический характер воинской дисциплины, необходимость некоторых ограничений прав и свобод, устанавливаемых федеральным законодательством в отношении военнослужащих (п. 2 ст. 1).

В ст. 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», регулирующей вопросы заключения контракта о прохождении военной службы, указано, что в контракте закрепляется добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта. К таким условиям согласно п. 3 ст.

32 относится обязанность проходящего военную службу гражданина в течение определенного срока добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает также, что за совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 6 ст.

28).

Из названных законоположений следует, что военнослужащий, заключая контракт о прохождении военной службы, добровольно принимает на себя обязанность подчиняться ограничивающим его права и свободы требованиям закона, в том числе неукоснительно соблюдать воинскую дисциплину, имея при этом в виду возможное применение к нему юридической, в том числе уголовной, ответственности за совершенные правонарушения .

См.: Определение Конституционного Суда РФ от 13 ноября 2001 г. N 224-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. N 2.

Статьей 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлен предельный возраст пребывания на военной службе.

К гражданам, пребывающим в запасе, проходящим военные сборы, относятся граждане, зачисленные в запас Вооруженных Сил РФ и призванные для прохождения военных сборов. Категории граждан, зачисляемых в запас, установлены ст. 52 указанного выше Федерального закона.

Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан:

— уволенных с военной службы с зачислением в запас;

— успешно завершивших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших указанные образовательные учреждения;

— не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

— не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек по достижении ими возраста двадцати семи лет;

— не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам;

— прошедших альтернативную гражданскую службу;

— женского пола, имеющих военно-учетную специальность.

Военнослужащими являются также военные строители указанных выше министерств и ведомств.

Началом военной службы для военнослужащих по призыву считается день убытия призванного из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы, для военнослужащих по контракту — день вступления в силу контракта о прохождении военной службы. Окончание военной службы — день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Не военнослужащие (в том числе гражданский персонал воинских частей и учреждений, учащиеся суворовских и нахимовских училищ, сотрудники органов внутренних дел и т.п.) не могут быть субъектами (исполнителями) преступлений против военной службы.

Конкретное преступление против военной службы непосредственно причиняет вред или ставит под угрозу причинения какую-либо составляющую порядка прохождения военной службы. Исходя из этого среди преступлений против военной службы можно выделить следующие группы:

— преступления, посягающие на установленный порядок подчиненности и уставных взаимоотношений военнослужащих (ст. ст. 332 — 336 УК РФ);

— преступления, посягающие на установленный порядок прохождения военной службы (ст. ст. 337 — 339 УК РФ);

— преступления, посягающие на установленный порядок несения специальных служб (ст. ст. 340 — 345 УК РФ);

— преступления, посягающие на установленный порядок по обеспечению сохранности военного имущества (ст. ст. 346 — 348 УК РФ);

— преступления, посягающие на установленный порядок обращения с оружием и эксплуатации военной техники (ст. ст. 349 — 352 УК РФ).

При квалификации преступлений против военной службы в ряде случаев их необходимо разграничивать с преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Глава 33 действующего Уголовного кодекса специальных норм о воинских должностных преступлениях не содержит.

Между тем преступность таких деяний не устранена. Ответственность за них в настоящее время наступает на основании ст. 286 УК РФ (общей нормы о превышении должностных полномочий).

К воинским должностным лицам в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации относятся прежде всего начальники по должностному положению или по воинскому званию (ст. 31 Устава внутренней службы ВС РФ), которые наделены правом отдавать подчиненным приказы и требовать их исполнения, т.е. осуществляют организационно-распорядительные функции.

В большинстве случаев признаются таковыми и начальники по воинскому званию, в том числе сержанты и старшины в отношении солдат и матросов одной с ними воинской части.

Вместе с тем по данной категории дел следует обратить внимание на следующие обстоятельства.

Поскольку в соответствии со ст. 34 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации сержанты и старшины по своему воинскому званию являются начальниками для солдат и матросов одной с ними воинской части, вся полнота организационно-распорядительных функций возлагается и на них. Поэтому в процессе служебной деятельности они выступают в качестве должностных лиц и при наличии других признаков состава подлежат ответственности по ст.

286 УК РФ.

Вместе с тем необходимо отметить, что по отношению к солдатам и матросам других частей сержанты и старшины начальниками не являются. Поэтому в случае применения ими насилия к таким потерпевшим содеянное не может быть квалифицировано по ст. 286 УК РФ, а подлежит оценке по другим статьям УК РФ, статьям о преступлениях против военной службы.

В ряде случаев организационно-распорядительные функции могут осуществлять лица, не являющиеся начальниками по занимаемой должности или воинскому званию, а наделенные таким правом в силу требований Устава или устного распоряжения правомочного должностного лица.

В частности, дежурному по контрольно-пропускному пункту согласно ст. 296 Устава внутренней службы ВС РФ подчиняются помощники дежурного по контрольно-пропускному пункту. Поскольку названные лица в отношении подчиненных им в наряде военнослужащих обладают должностными полномочиями, они в случае применения насилия также могут нести ответственность на основании ст.

286 УК РФ. Временный характер осуществления таких функций препятствием к этому не является.

Кроме того, следует иметь в виду, что военнослужащий, временно назначенный устным распоряжением командира старшим команды, является прямым начальником для других военнослужащих из состава этой команды и, следовательно, должностным лицом и субъектом должностного преступления. Форма изложения приказа о назначении на должность или старшим команды значения не имеет.

Следует также помнить, что согласно ст. 35 Устава внутренней службы ВС РФ начальником может быть старший по должности, а при равных должностях — старший по воинскому званию при совместном выполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником).

Превышение должностных полномочий в условиях Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РФ, как правило, проявляется в противоправном применении насилия со стороны командиров (начальников) в отношении своих подчиненных. Во всех случаях применения насилия или угрозы его применения содеянное подлежит квалификации по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ, предусматривающему этот квалифицирующий признак.

В отличие от оскорбления начальником подчиненного превышение должностных полномочий, как правило, сопряжено с более интенсивным физическим воздействием на потерпевшего.

Критериями разграничения названных составов также являются направленность умысла виновного, содержание целей и мотивов преступного деяния, а также характеристика его объективной стороны.

admin
Оцените автора
Ракульское