Статья 330.1. Злостное уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с признанием лица выполняющим функции иностранного агента

Злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

КОММЕНТАРИЙ

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст.330.1 УК РФ, состоит в уклонении от обязанностей представления в уполномоченный орган необходимых для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, документов.

Уклонение от выполнения обязанностей по представлению необходимых документов должно быть злостным. О злостности уклонения свидетельствует умышленный характер поведения субъекта преступления и наличие у него возможности выполнить необходимые обязанности.

Согласно п.6 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О некоммерческих организациях» под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ.

В соответствии с указанного Федерального закона сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом.

Почитать  Раздел бизнеса при разводе супругов

Порядок ведения указанного реестра установлен приказом Минюста России от 30.11.2012 N 223.

В соответствии с п.12 данного Порядка заявление о включении некоммерческой организации в реестр представляется в Минюст или его территориальный орган непосредственно либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).

Заявление о включении некоммерческой организации в реестр, представленное в территориальный орган Минюста одновременно с документами, необходимыми для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании, предусмотренными п.5 ст.13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ч.6 ст.21 Федерального закона «Об общественных объединениях», направляется территориальным органом в Минюст не позднее чем через три рабочих дня со дня получения документов, подтверждающих внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о создании некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

Преступление, предусмотренное ст.330.1 УК РФ, является длящимся. Способ уклонения на квалификацию не влияет.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления – специальный: вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое в силу возложенных на него служебных обязанностей должно представлять в уполномоченный орган необходимые для включения в соответствующий реестр документы.

Статья 330.1 УК РФ. Злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента

Статья 330.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (Злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента) по состоянию на сегодняшний день.

24 мая 1996 года

5 июня 1996 года

СТАТЬЯ 330.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЗЛОСТНОЕ УКЛОНЕНИЕ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА)

(введена Федеральным законом от 20.07.2012 N 121-ФЗ)

Злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Ст. 330.1 УК РФ (Злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента). Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ.

Комментарий к статье 330.1 Уголовного кодекса РФ.

Новая, актуальная редакция ст. 330.1 УК РФ.

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 15.09.2020 N 77-2192/2020

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 15.09.2020 N 77-2192/2020 Приговор: По ч. 4 ст.

Статья 225 УПК РФ. Обвинительный акт

Статья 225 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Обвинительный акт) по состоянию на.

Категории
  • Новости (22)
  • Законы (9)
  • Уголовные дела (27)
  • Судебная практика (85)
  • Практика адвоката (32)
  • Суды Москвы (2)
  • Статьи (571)
Популярные статьи

Прекращение уголовного дела по ст. 293 УК РФ за отсутствием состава преступления

Прекращение уголовного дела по ст. 293 УК РФ за отсутствием состава..

2.4. Запрет аудиозаписи закрытого судебного заседания

2.4. Запрет аудиозаписи закрытого судебного заседания..

5.4. Ознакомление с аудиозаписью судебного заседания

5.4. Ознакомление с аудиозаписью судебного заседания..

Прекращение уголовного дела с назначение судебного штрафа по статье 318 УК РФ

Прекращение уголовного дела с назначение судебного штрафа по статье..

Оправдательный приговор оставлен без изменения

Оправдательный приговор оставлен без изменения..

Календарь
« Декабрь 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

УК РФ Статья 330.1. Злостное уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с признанием лица выполняющим функции иностранного агента

«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022)

Статья 330.1. Злостное уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с признанием лица выполняющим функции иностранного агента

1. Злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, либо в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Нарушение порядка деятельности иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента, либо неисполнение иным лицом, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, установленных законодательством Российской Федерации требований в связи с признанием выполняющим функции иностранного агента, совершенные лицом, подвергнутым административному наказанию за деяние, предусмотренное частью 2 статьи 19.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Неисполнение установленных законодательством Российской Федерации обязанностей по представлению в уполномоченный орган заявления (уведомления) о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, и (или) отчета о деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за деяние, предусмотренное частью 1 статьи 19.7.5-4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо неисполнение обязанности по представлению в уполномоченный орган заявления (уведомления) о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, совершенное лицом, осуществляющим на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан, лиц без гражданства целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении указанными субъектами могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса), —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

  • Гражданский кодекс (ГК РФ) ч.1
  • Гражданский кодекс (ГК РФ) ч.2
  • Гражданский кодекс (ГК РФ) ч.3
  • Гражданский кодекс (ГК РФ) ч.4
  • Жилищный кодекс (ЖК РФ)
  • Налоговый кодекс (НК РФ) ч.1
  • Налоговый кодекс (НК РФ) ч.2
  • Трудовой кодекс (ТК РФ)
  • Уголовный кодекс (УК РФ)
  • Бюджетный кодекс (БК РФ)
  • Арбитражный процессуальный кодекс
  • Земельный кодекс (ЗК РФ)
  • Лесной кодекс (ЛК РФ)
  • Семейный кодекс (СК РФ)
  • Уголовно-исполнительный кодекс
  • Уголовно-процессуальный кодекс
  • 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве)
  • 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок
  • О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
  • 223-ФЗ О закупках . отдельными видами юрлиц
  • 229-ФЗ Об исполнительном производстве
  • 152-ФЗ О персональных данных
  • О налогах на имущество физических лиц
  • О средствах массовой информации
  • 3-ФЗ О полиции
  • 208-ФЗ Об акционерных обществах
  • 31-ФЗ О мобилизации в РФ
  • 58-ФЗ О системе государственной службы РФ

Внесены в реестр иноагентов: кого и за что могут признать и чем это грозит?

Главное изображение статьи

Формулировки «Минюст признал иноагентом…» стали, кажется, привычным делом каждый пятничный вечер.

В реестр уже включены автор «Текста» и «Метро 2033» Дмитрий Глуховский, кинокритик Антон Долин, Максим Галкин, Моргенштерн, Oxxxymiron, Юрий Дудь, Михаил Зыгарь и другие, а сегодня сенатор Андрей Климов заявил, что россияне, покинувшие страну с начала СВО, могут пополнить этот список. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, правда, в комментарии позже сказал, что у Кремля нет позиции насчет распространения соответствующего закона, но «иноагент», кажется, уже успел стать словом дня.

Кого и за что могут признать «лицом, выполняющим функции иностранного агента»? Можно ли избавиться от этого статуса и чем он грозит? Как в ближайшее время изменится закон, регулирующий деятельность иностранных агентов?

Разбираемся с Ильей Боровковым – адвокатом из АБ «Коблев и партнеры».

В настоящий момент нормы об иноагентах содержатся в целом ряде федеральных законов, а с 1 декабря 2024 года в силу вступает Федеральный закон № 255 «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее – Закон № 255), который, по словам председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции ГД РФ Василия Пискарева, призван систематизировать законодательство, касающееся иноагентов, и сделать процедуру контроля за их деятельностью прозрачной.

Фактически данный закон по сравнению с действующим законодательством расширяет рамки возможностей по признанию иноагентом – как по кругу лиц, так и по перечню оснований, а также увеличиваются ограничения для иноагентов. Кроме того, отдельным законопроектом, прошедшим первое чтение в Государственной Думе РФ, предлагается введение дополнительных норм в КоАП РФ, предусматривающих административную ответственность в данной сфере. В данной статье речь пойдет про нормативное регулирование, которое начнет действовать с 1 декабря 2024 года.

Кого и за что могут признать иноагентом? Можно ли оспорить решение?

С 1 декабря 2024 года иностранным агентом может быть признано:

• российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы;

• общественное объединение, действующее без образования юридического лица;

• иное объединение лиц;

• иностранная структура без образования юридического лица;

• физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового.

Так, иноагентами могут быть признаны международные и иностранные организации, включая их представительства (филиалы) на территории России, что раньше запрещалось Конституционным Судом РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства.

До 1 декабря 2024 для получения статуса иноагента необходимо было наличие двух обязательный условий: 1) иностранное финансирование и 2) занятие политической деятельностью, понятие которой на практике трактовалось расширительно. Принятый Закон № 255 расширяет перечень видов деятельности, из-за которых лицо может быть признано иноагентом. В частности:

• целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации;

• распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов;

• финансирование вышеуказанной деятельности.

Кроме того, деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, благотворительная деятельность и др. также может признаваться политической, если она противоречит национальным интересам, основам публичного правопорядка, иным ценностям, защищаемым Конституцией Российской Федерации (ч. 4 ст. 4 Закона № 255).

Оспорить решение о включении в реестр иноагентов можно в судебном порядке, подав административное исковое заявление на решение Минюста (ч. 9 ст. 7 Закона № 255).

Что именно имеется в виду под «иностранной поддержкой»?

В Законе № 255 взамен обязательного критерия «иностранное финансирование« появился новый – «лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах».

Что такое поддержка? Это «предоставление лицу иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах». Под «иностранным влиянием» понимается «предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами» (ч. 1 ст.

2 Закона № 255).

Минимальный размер или иные критерии иностранного финансирования при этом не предусмотрены. Были случаи, когда получение оплаты за сдачу собственной квартиры в аренду гражданину иностранного государства признавалось иностранным финансированием. Стоит помнить, что получение денежных средств от компании, которая имеет иностранное финансирование (независимо от того, признана она иноагентом или нет), также может признаваться иностранным финансированием.

При этом Закон № 255 предусматривает возможность исключения из реестра иноагентов в случае отказа от полученных денежных средств или иной поддержки не позднее чем через три месяца со дня включения в реестр (п. 6 ч. 1 ст. 8 Закона № 255).

Кто принимает решение о включении в список иноагентов?

Во-первых, на лице, намеревающемся действовать в качестве иностранного агента, лежит обязанность по самостоятельному направлению заявления о включении его в соответствующих реестр до начала осуществления такой деятельности (ч. 1 ст. 7 Закона № 255).

Если лицо самостоятельно этого не сделало, то Минюст может провести проверку и в случае выявления лица, действующего в качестве иностранного агента, принять решение о включении такого лица в реестр (ч. 7 ст. 7 Закона № 255).

Решение о включении лица в реестр иноагентов находится полностью в ведении Минюста, которое в свою очередь при проведении проверок может взаимодействовать с другими органами.

Кого и почему не могут признать иноагентом?

В соответствии с прямым указанием в Законе № 255 иностранными агентами не могут быть признаны (ч. 3 ст. 1):

• органы публичной власти Российской Федерации, публично-правовые компании, государственные компании и корпорации;

• должностные лица международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, члены дипломатических и торговых представительств, члены консульских учреждений;

• объединения работодателей, торгово-промышленные палаты.

Какие ограничения существуют для иноагентов?

Ограничения для иноагентов подробно перечислены в ст. 11 Закона № 255. В качестве основных выступают следующие запреты:

• выступать организатором публичного мероприятия;

• финансировать политические партии;

• осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних и (или) педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях;

• производить информационную продукцию для несовершеннолетних;

• участвовать в государственных закупках;

• получать государственную финансовую поддержку;

• применять упрощенную систему налогообложения и упрощенную систему ведения бухгалтерского учета;

• инвестировать в стратегические предприятия в России;

• осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и осуществлять деятельность по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры.

• участвовать в организации и проведении общественной экологической экспертизы.

Кроме того, физические лица, признанные иноагентами, не могут занимать должности в органах публичной власти, а также данное обстоятельство может послужить основанием для отказа в допуске к государственной тайне.

Где проверить, признали ли тебя иноагентом?

Министерство юстиции будет вести единый реестр иностранных агентов, который будет находиться в открытом доступе на официальном сайте Минюста России. В настоящее время данный реестр обновляется каждую пятницу. Лица, включенные в данный реестр на 1 декабря 2024 года, автоматически будут перенесены в новый единый реестр.

Возможно ли исключение из реестра иноагентов? Каким образом?

Исключение из реестра возможно.

Во-первых, через судебную процедуру обжалования решения Минюста о признании иноагентом и включении в соответствующий реестр. Нужно будет доказать отсутствие иностранной поддержки, (влияния) и (или) неосуществление определенных видов деятельности, что довольно проблематично, когда процессуальным оппонентом является Минюст.

Во-вторых, Закон № 255 предусматривает возможность исключения из реестра иноагентов путем подачи соответствующего заявления в Минюст, если лицо в течение года не получало иностранную поддержку и (или) не осуществляло определенные в законе виды деятельности. Если лицо ранее уже исключалось из реестра по данному основанию, то необходимый временной период, в который не осуществлялась деятельность в качестве иноагента, увеличивается до трех лет (п. 4 и 5 ч. 1 ст.

8 Закона № 255).

Далее Минюст проводит внеплановую проверку и принимает решение об исключении лица из реестра или же выносит мотивированное решение об отказе в его исключении. Данное решение можно обжаловать в суде.

Для впервые включенных в реестр физических лиц предусмотрен упрощенный порядок – это заявление в свободной форме и документы, подтверждающие прекращение обстоятельств, послуживших основанием для включения в реестр.

Что необходимо сделать после включения в список иноагентов? Что грозит за нарушения предписанных правил?

С момента включения лица в реестр иноагентов у него появляется целый ряд обязанностей:

• сообщать о наличии данного статуса своим учредителям (участникам), бенефициарам, работникам (сотрудникам);

• маркировать всем известной маркировкой материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом;

• ежегодный обязательный аудит бухгалтерской отчетности;

• ведение отдельного учета иностранного финансирования;

• предоставление в Минюст ежеквартальных, полугодовых и годовых отчетов;

• размещать раз в полгода в Сети отчет о своей деятельности.

Лицо, занимающееся созданием или распространением печатных, аудиосообщений, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе онлайн), должно осуществлять свою деятельность через российское юридическое лицо. Физическое лицо, признанное иноагентом, также обязано зарегистрировать юридическое лицо – открыть общество с ограниченной ответственностью и уведомить об этом Минюст.

Закон № 255 предусматривает право Минюста обратиться в суд с заявлением о ликвидации юридического лица или общественного объединения за неоднократное непредоставление обязательных сведений в установленный срок, а также за выполнение лицом деятельности, ранее запрещенной Минюстом. Кроме того, Минюст за несоблюдение вышеизложенных обязанностей иноагента, может направить запрос в Роскомнадзор об ограничении доступа к информационному ресурсу иноагента.

Также существует целый ряд норм КоАП РФ, касающихся административной ответственности иноагентов, карающихся в основном штрафами (ст. 19.7.5-2. – 19.7.5-4, 19.34 – 19.34.1 КоАП РФ):

• непредоставление обязательных сведений в Минюст или предоставление не в полном объеме или в искаженном виде;

• производство материалов или их распространение без указания на то, что эти материалы произведены, распространены иноагентом;

• распространение в СМИ или Интернете информации об иноагентах без указания на их статус;

• неисполнение иноагентом обязанности по указанию этого статуса в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

• нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента.

В-третьих, предусмотрена даже уголовная ответственность за злостное уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с признанием лица выполняющим функции иностранного агента (ст. 330.1 УК РФ) с максимальным наказанием в виде пяти лет лишения свободы.

Кроме того, в настоящий момент уже прошел первое чтение законопроект, вводящий новые нормы в КоАП РФ, касающиеся административной ответственности лиц, «намеревающихся» стать иноагентами. Как уже было ранее сказано, на самих лицах, намеревающихся выполнять функции иноагента, лежит обязанность самостоятельно направить уведомление в Минюст о включении в реестр иноагентов. Ответственность за такое неуведомление ранее существовала только для НКО (ч.

1 ст. 19.34 КоАП РФ). Сейчас же предлагается распространить данную ответственность на все субъекты, которые могут быть признаны иноагентами.

То есть сначала внесут в реестр иноагентов, а потом привлекут к административной ответственности за отсутствие уведомления о планах выполнять функции иноагента.

Что означает формулировка «лица, аффилированные с иноагентами»?

К физическим лицам, аффилированным с иностранным агентом относятся следующие физические лица (ч. 1 ст. 6 Закона № 255):

• учредители, участники, руководители или работники иностранного юридического лица, признанного иностранным агентом;

• учредители, члены, участники, руководители общественных объединений, объединений лиц, иностранных структур без образования юридического лица, признанных иноагентами;

• лица, занимающиеся политической деятельностью и получающее финансирование от иностранных агентов, в том числе через посредников.

Фактически для признания физических лиц аффилированными с иноагентами необходимо «косвенное финансирование».

Минюст России также будет вести единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами (ч. 3 ст. 6 Закона № 255), решение о включении в который может быть обжаловано в суд (ч.

6 ст. 6 Закона № 255).

При этом на физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, не распространяются требования и ограничения, установленные для иностранных агентов, но ограничения для них могут быть установлены в Законе № 255 и других федеральных законах.

admin
Оцените автора
Ракульское