Статья 279. Вооруженный мятеж

Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарии к ст. 279 УК РФ

1. Объект преступления — незыблемость конституционного строя и территориальной целостности Российской Федерации как часть основы ее политической системы.

2. Объективная сторона включает два деяния: а) организацию вооруженного мятежа; б) активное участие в нем.

Организация вооруженного мятежа охватывает различные действия, суть которых одна: спровоцировать значительное количество лиц на вооруженное выступление против законной власти в Российской Федерации. Они могут выражаться в сговоре лидеров, разработке соответствующих планов, подготовке программных документов, воззваний, пропаганде вооруженного мятежа, вербовке участников, снабжении мятежников оружием, военным снаряжением и т.д.

Активное участие в вооруженном мятеже предполагает совместное с другими участниками вооруженного выступления совершение действий, направленных на реализацию целей мятежа (применение или попытка применения оружия в отношении представителей власти, насильственный захват правительственных помещений, транспортных узлов, узлов связи и т.д.), в том числе и необходимых для обеспечения осуществления вооруженного мятежа (агитация среди населения, разведывательные акции, предоставление боеприпасов, питания и т.д.).

3. Вооруженность означает, что у участников мятежа (не обязательно у всех) имеется оружие. Об оружии см. комментарий к ст. 222, о вооруженности — комментарий к ст.

209.

4. Причинение смерти не охватывается комментируемой статьей, требует самостоятельной квалификации, которая зависит от статуса потерпевшего. Если таковыми являются государственные или общественные деятели, то содеянное охватывается ст. 277 УК (см. комментарий к ней); если лица, осуществляющие правосудие или предварительное расследование, — ст. 295; если сотрудники правоохранительных органов — ст.

317. Во всех остальных случаях лишение жизни при вооруженном мятеже квалифицируется по ст. 105 УК.

5. Момент окончания преступления зависит от его вида. Организация вооруженного мятежа считается оконченной с момента фактического вооруженного выступления мятежников; организационные действия, не приведшие к вооруженному мятежу, но преследовавшие эту цель, следует признавать приготовлением к преступлению, предусмотренному комментируемой статьей.

Активное участие в вооруженном мятеже является оконченным преступлением с момента совершения участником мятежа действий с применением или попыткой применения оружия, направленных на достижение целей вооруженного мятежа; фактическая же их реализация лежит за пределами рассматриваемого состава преступления.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и наличием хотя бы одной из трех специальных целей: а) свержения конституционного строя; б) насильственного изменения конституционного строя; в) нарушения территориальной целостности РФ.

Первая цель предполагает упразднение насильственным путем основ конституционного строя, закрепленных в гл. 1 Конституции РФ, ликвидацию прав и свобод, провозглашенных в гл. 2 Конституции РФ, и установление в результате вооруженного мятежа общественного и государственного устройства, не соответствующего Конституции РФ.

Вторая цель означает замену существующих конституционных институтов власти на институты, не предусмотренные Конституцией РФ.

Третья цель заключается в намерении нарушить принципы федеративного устройства, закрепленные в гл. 3 Конституции РФ, отторгнуть часть российской территории и провозгласить ее независимость от Российской Федерации.

7. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Если рассматриваемое преступление совершено в форме организации вооруженного мятежа, то ответственности подлежат его организаторы и руководители, если в форме активного участия в вооруженном мятеже — лица, непосредственно совершившие насильственные действия с применением или попыткой применения оружия для достижения целей вооруженного выступления.

Статья 279. Вооруженный мятеж

Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 279 УК РФ

1. В комментируемой статье под вооруженным мятежом понимается массовое выступление значительного числа лиц, обладающих признаком вооруженности против легитимной власти в Российской Федерации, с целью изменения конституционного строя либо нарушения национальной территориальной целостности, осуществляемое на федеральном уровне или в субъектах РФ.

Вооруженность при совершении мятежа означает наличие у участников огнестрельного или холодного, в том числе метательного, оружия как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия. Использование участниками мятежа непригодного к целевому применению оружия или его макетов не может рассматриваться в качестве признака вооруженности этих лиц. Для наличия в действиях состава преступления достаточно установить, что исправное оружие имелось хотя бы у одного из соучастников преступления, а также наличие осведомленности об этом других соучастников.

При определении признака вооруженности следует исходить не только из положений Закона об оружии, но и учитывать, что мятежниками может применяться оружие, оборот которого не регламентирован данным законом, но оно находится на вооружении в частях Минобороны России (оружие массового поражения).

Объектом данного преступления являются общественные отношения, складывающиеся по поводу охраны государственного суверенитета и территориальной целостности РФ.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Признак массовости при совершении вооруженного мятежа является конститутивным и означает, что количество участников данного преступления должно быть многочисленным, т.е. состоящим из большого числа лиц. При этом оценка критерия массовости производится в совокупности со всеми обстоятельствами, имеющими доказательственное значение.

Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем могут быть совершены и в законных вооруженных формированиях, отказавшихся подчиняться закону и имеющих целью совершить насильственные действия, направленные на изменение конституционного строя РФ или изменение ее территориальной целостности. В силу ч. 4 ст. 3 Конституции захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. Запрещается создание вооруженных формирований (ч. 5 ст.

13 Конституции).

2. Объективная сторона вооруженного мятежа заключается в его организации либо в активном участии в нем, т.е. действия виновного носят характер альтернативных.

Состав преступления сконструирован как формальный, что предполагает отсутствие последствий и причинно-следственной связи как обязательных элементов объективной стороны. Мятеж считается оконченным с момента вооруженного выступления с требованиями свержения или изменения конституционного строя или нарушения целостности государства и угрозой осуществить свои требования вооруженной силой. При этом момент окончания преступления различен для соучастников.

Для организатора мятежа моментом окончания преступления будет являться непосредственное вооруженное восстание мятежников. В свою очередь, для исполнителя моментом окончания преступления будет являться начало совершения действий, направленных на непосредственное участие в вооруженном мятеже.

Действия организатора могут выражаться в создании преступного сообщества, вербовке и подготовке участников мятежа, планировании мятежа, распределении ролей соучастников и т.п. Они могут заключаться не только в создании необходимых условий, но и в непосредственном руководстве и координации действий мятежников непосредственно при совершении мятежа.

Нельзя рассматривать как организаторские действия подстрекательство или пособничество в совершении преступления, такие действия следует расценивать как исполнительские, поскольку при подстрекательстве отсутствуют обязательные признаки организации. Подстрекатель лишь склоняет к совершению преступления, что более близко к соисполнительству, тогда как провокаторы обязательно присутствуют в толпе мятежников, призывают к применению насилия, различным образом влияют на настроение толпы. При этом независимо от числа лиц, провоцирующих совершение преступления, все они подчинены воле одного лица (или группы лиц), которые и признаются организаторами.

В том случае, если организатором совершены все действия, направленные на выполнение объективной стороны преступления исполнителями, но по независящим от него причинам непосредственное совершение преступления начато не было, действия организатора квалифицируются с применением ч. 3 ст. 30 УК как покушение на организацию мятежа.

В том случае, если при организации мятежа была создана банда или преступное сообщество, то ответственность за такие действия наступает по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 279 УК и соответствующей статьей Особенной части УК.

Активное участие предполагает не просто нахождение в составе мятежных вооруженных формирований, а непосредственное совершение действий, направленных на достижение целей мятежа (захват правительственных зданий, складов оружия, захват заложников и т.п.) (Определение N 20-099-66 ).
———————————
Судебная практика по уголовным делам / Под ред. В.М. Лебедева.

М., 2004. С. 75 — 76.

Совершение мятежниками актов терроризма, убийств, наступление иных физических и материальных последствий вооруженного мятежа следует квалифицировать по совокупности с соответствующей статьей Особенной части УК.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. При этом обязательным признаком выступают цели свержения конституционного строя, насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности РФ. Отсутствие одной из таких целей исключает ответственность по комментируемой статье.

4. Субъект преступления общий, им признается физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица, не достигшие возраста уголовной ответственности по данной статье, привлекаются за конкретные совершенные ими преступления.

Статья 279 УК РФ. Вооруженный мятеж

Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или
насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения
территориальной целостности Российской Федерации —
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением
свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 279 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона выражается в форме действий: а) организация вооруженного мятежа; б) активное участие в нем. Мятеж — это спланированное, вооруженное выступление (восстание), организованное в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации. Признак вооруженности означает наличие и (или) использование участниками мятежа огнестрельного, холодного, газового, пневматического оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств, иного боевого вооружения и военной техники.

Это не означает, что постоянно должен быть вооружен каждый мятежник.

Организация вооруженного мятежа — это действия по планированию, вербовке и подготовке участников, распределение ролей между ними или руководство спланированным, вооруженным выступлением. Активное участие в вооруженном мятеже — непосредственное совершение действий, направленных на осуществление спланированного, вооруженного выступления и достижение его целей.

Данное преступление следует отличать от преступления, предусмотренного ст. 208 УК.

2. Преступление признается оконченным с начала вооруженного выступления независимо от наступления последствий и достижения поставленных целей.

3. Субъект специальный: организатор или активный участник вооруженного мятежа, достигший 16-летнего возраста. Иные участники вооруженного мятежа подлежат уголовной ответственности за фактически совершенные в ходе мятежа преступления.

Второй комментарий к Ст. 279 УК РФ

1. Объект преступления — легитимность государственной власти.

2. Объективную сторону преступления образуют действия: а) организация вооруженного мятежа;

б) активное участие в вооруженном мятеже.

Под организацией вооруженного мятежа понимается деятельность лица или нескольких лиц, умышленно поднявших людей на вооруженное восстание (мятеж) против законной власти, а также действия по руководству мятежом. Вооруженный мятеж — это мятеж с применением оружия.

Активное участие в вооруженном мятеже — это оказание властям вооруженного сопротивления, участие в применении силы по отношению к представителям власти или иным лицам, в насильственном, с применением оружия, захвате правительственных помещений, транспортных узлов, узлов связи, СМИ и т.п.

Преступление считается оконченным с момента совершения описанных действий.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны является цель — насильственное изменение конституционного строя России либо нарушение ее территориальной целостности.

4. Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет.

Третий комментарий к статье 279 УК РФ

1. Объектом преступления являются суверенитет, а также территориальная целостность России. Насильственные действия в ходе вооруженного мятежа ставят под угрозу также жизнь и здоровье граждан.

2. С объективной стороны преступление выражается в двух видах деяний: а) организации вооруженного мятежа; б) активном участии в нем.
Организация вооруженного мятежа означает деятельность организатора по объединению усилий других лиц против конституционных органов власти. Масштабы вооруженного мятежа могут быть различными и зависеть от множества факторов (региональных, ориентированных на определенную категорию лиц по профессии, социальному положению, национальному или этническому составу и т.д.).
Действия организатора выражаются в разработке плана вооруженного выступления против властей, подготовке программных документов, призванных объединить людей, создании организационных структур для вооруженных действий и вовлечения (вербовки) в них граждан, руководстве вооруженным контингентом в ходе осуществления плана по свержению или насильственному изменению конституционного строя России либо отторжению части территории Российской Федерации и т.д.
Вооруженность означает, что значительное число лиц, совершающих противоправные действия, имеют оружие и реальную возможность его применения. Понятие оружия дается в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» (СЗ РФ. 1996. N 51. Ст.

5681), вступившем в силу с 1 июля 1997 г. (в ред. от 10.07.2012).
Действия организатора признаются оконченным преступлением с момента совершения указанных практических действий, независимо от того, воплотились они в фактическом вооруженном выступлении против законных органов власти или оказались по каким-то причинам сорванными (не удалось объединить людей, деятельность пресекли правоохранительные органы и т.д.).
Активное участие в вооруженном мятеже выражается в действиях по свержению или насильственному изменению конституционного строя либо нарушению территориальной целостности Российской Федерации. Это может проявляться в самопровозглашении отдельной территории России независимым государством, вооруженном захвате власти, применении репрессий к должностным лицам законно образованных органов власти, неподчинении требованиям федеральных властей, вооруженном сопротивлении федеральным воинским контингентам, призванным восстановить конституционный порядок, и т.д.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется наличием прямого умысла. Организатор и активный участник вооруженного мятежа осознают общественно опасный характер своих действий и желают их совершить. Обязательным признаком субъективной стороны данного преступления является наличие целей свержения или насильственного изменения конституционного строя либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации.
Если вооруженный мятеж завершился фактическим насильственным захватом власти, то налицо реальная совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 279 и 278 УК.
В вооруженный мятеж могут перерасти массовые беспорядки (ст. 212 УК). В этом случае также налицо реальная совокупность двух преступлений. Отличие между ними следует проводить по всем элементам состава преступления.

Объект вооруженного мятежа — политическая система и территориальная целостность Российской Федерации. Массовые беспорядки посягают на общественную безопасность и порядок управления. Вооруженный мятеж — это организованное выступление против конституционных органов власти.

Массовые же беспорядки, как правило, локальны и несут на себе черты стихийности, спонтанного развития событий.
Если вооруженному мятежу предшествовало создание незаконного вооруженного формирования, которое затем влилось в ряды мятежников, действия виновных квалифицируются по совокупности ст. ст. 279 и 208 УК.

4. Субъектами вооруженного мятежа могут быть только его организаторы и активные участники в возрасте не менее 16 лет. Пассивные члены вооруженного формирования, не принимавшие непосредственного участия в акциях по свержению или насильственному изменению конституционного строя, не являются субъектами данного преступления и могут нести ответственность лишь за те действия, которые содержат признаки других составов преступлений (например, участие в незаконном вооруженном формировании — ст. 208 УК, незаконное хранение оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств — ст.

222 УК и т.д.).

Статья 279. Вооруженный мятеж

Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

  • Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти
  • Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

Комментарий к ст. 279 УК РФ

Объектом вооруженного мятежа выступают общественные отношения, гарантирующие суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации.

Вооруженный мятеж представляет собой активную, насильственную, совершаемую с применением или угрозой применения оружия деятельность широкого круга лиц, направленную на свержение, изменение конституционного строя либо нарушение территориальной целостности РФ. Сама по себе эта деятельность может быть выражена в самопровозглашении отдельной территории РФ независимым государством, вооруженном захвате власти, применении репрессий в отношении должностных лиц законно образованных органов власти, неподчинении требованиям федеральных властей, вооруженном сопротивлении воинским контингентам, призванным восстановить конституционный правопорядок, и т.д.

Под вооруженностью следует понимать наличие у участников мятежа огнестрельного или холодного, в том числе метательного, оружия как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия. Использование участниками мятежа непригодного к целевому применению оружия или его макетов не может рассматриваться в качестве признака их вооруженности. Мятеж признается вооруженным при наличии оружия хотя бы у одного из его участников и осведомленности об этом других лиц, участвующих в мятеже . Признак вооруженности следует устанавливать и в случае, когда участники мятежа владеют или используют оружие, оборот которого не регламентирован Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» и которое состоит на вооружении в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба . Таковым, например, следует считать ядерное, биологическое, химическое оружие. В случае реального применения участниками мятежа оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ, содеянное образует совокупность с преступлением, предусмотренным ч. 2 ст.

356 УК РФ.

По аналогии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. N 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм».

СЗ РФ. 1996. N 51.

Ст. 5681.

По аналогии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств».

Обязательным признаком мятежа следует считать его массовый характер. Это оценочный признак. Главное здесь не количество участников мятежа, сколько его масштабы, которые должны оцениваться исходя из всех конкретных обстоятельств дела: региональных факторов, ориентированности мятежа на определенную профессиональную или политическую принадлежность участников, характера связей между участниками и т.д.

От массового, в том числе и вооруженного, неповиновения законным требованиям власти мятеж отличается, во-первых, отсутствием определенного, конкретного требования или распоряжения, от исполнения которого уклоняется субъект; а во-вторых, своей направленностью на изменение конституционного строя в целом или на нарушение территориальной целостности РФ.

Объективная сторона преступления состоит из двух альтернативных действий — организации вооруженного мятежа или активного участия в нем. Состав преступления является формальным. Однако момент окончания преступления для организаторов и активных участников различен.

Действия организаторов следует считать оконченными с момента, когда начался вооруженный мятеж; если действия, направленные на организацию вооруженного выступления, не привели к таковому, их целесообразно рассматривать как покушение на организацию вооруженного мятежа. Действия активных участников вооруженного мятежа следует признавать оконченными с момента их непосредственного совершения.

Организация вооруженного мятежа заключаются в подборе и организации людей, склонных к совершению насильственных действий, агрессивных и желающих публично выражать свое недовольство жизнью или психически неуравновешенных лиц. Организаторы мятежа могут проводить работу по вооружению этих людей, подготовке предметов, которые могут быть использованы ими в качестве оружия, планируют развитие беспорядков, распределяют между собой роли при их проведении, готовят и обучают так называемых провокаторов и боевиков, воздействуют на настроения людей непосредственно на мероприятии, распространяя листовки с призывами к насильственным действиям, организуют выступления специально подготовленных ими ораторов. Непосредственно в процессе мятежа организаторы лично либо через своих доверенных лиц руководят действиями участников, координируют их для наиболее эффективного сопротивления правоохранительным органам, постоянно поддерживают у людей возбужденное и агрессивное настроение выдвижением новых лозунгов, сообщением сведений, вызывающих возмущение людей, и т.д.

Организационная деятельность, направленная к совершению мятежа, может состоять в создании экстремистской организации, преступного сообщества, банды, незаконного вооруженного формирования. Ввиду того что эти действия предусмотрены самостоятельными статьями УК РФ, ответственность за них должна наступать по правилам совокупности преступлений .

Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ по делу А., К. и др. // Судебная практика по уголовным делам / Сост. Е.П. Кудрявцева, О.В. Науменко, С.А.

Разумов. М., 2004. С. 72 — 73.

Среди организаторских действий отчетливо выделяются две группы: действия, совершаемые до начала мятежа (собственно организация), и действия, совершаемые в процессе мятежнических выступлений (руководство мятежом). И те и другие представляют высокую общественную опасность и квалифицируются по ст. 279 УК РФ.

Участие в мятеже предполагает совершение любых активных действий, кроме организаторских: подстрекательство к мятежу, пособничество ему, совершение непосредственных мятежнических действий (например, захват власти, применение насилия, сопротивление федеральным воинским контингентам и т.д.). Указание в законе на признак активности участия в совершении мятежа позволяет правоприменителю самостоятельно оценивать характер и степень опасности действий тех или иных лиц для решения вопроса о привлечении их к уголовной ответственности, служит критерием отграничения простого нахождения (пребывания) в толпе во время мятежа от собственно участия в нем. Указанный признак является оценочным.

Деятельность участников вооруженного мятежа с точки зрения уголовного закона подлежит следующей оценке: 1) если она отличалась активностью, то должна быть квалифицирована по ст. 279 УК РФ; 2) если активное участие в мятеже проявлялось в совершении каких-либо конкретных преступлений (убийств, грабежей, хранении оружия и т.д.), то наряду с квалификацией по ст. 279 УК РФ содеянное виновным подлежит самостоятельной оценке по соответствующим статьям УК РФ согласно правилам совокупности преступлений.

Субъективная сторона организации и активного участия в вооруженном мятеже характеризуется виной в форме умысла и специальной целью — свержением или насильственным изменением конституционного строя РФ либо нарушением территориальной целостности России.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Субъект общий. Организаторы и участники мятежа, не достигшие указанного возраста, могут нести ответственность за фактически совершенные преступления, ответственность за которые наступает с четырнадцати лет.

Судебная практика по статье 279 УК РФ

В соответствии с ч. 2 ст. 30 УПК РФ рассмотрение уголовных дел в составе судьи федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей допускается по ходатайству обвиняемого по преступлениям, указанным в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 5 ст. 131, ч. 5 ст.

132, ч. 6 ст. 134, ч. 1 ст. 212, ст. ст.

275, 276, 278, 279, 281 УК РФ.

Согласно пункту 1 примечаний к статье 205.2 УК Российской Федерации в данной статье под публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании. Под публичными же призывами к осуществлению террористической деятельности следует понимать выраженные в любой форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к ее осуществлению, т.е. к совершению преступлений, предусмотренных статьями 205 — 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК Российской Федерации; вопрос о публичности призывов к осуществлению террористической деятельности или оправдания терроризма должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, распространение обращений путем массовой рассылки сообщений абонентам мобильной связи и др.); решая вопрос об использовании средств массовой информации, электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», для публичных призывов к совершению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма, надо учитывать нормы Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I «О средствах массовой информации» и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; если публичные призывы или публичное оправдание совершены с использованием сетевых изданий — сайтов в сети «Интернет», зарегистрированных в качестве средства массовой информации в установленном порядке, то содеянное следует квалифицировать по части второй статьи 205.2 УК Российской Федерации как совершенное с использованием средств массовой информации, а при использовании иных сайтов — по той же норме как совершенное с использованием соответствующих сетей (пункты 18 — 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности»).

В соответствии с ч. 4 ст. 35 УПК РФ по ходатайству Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя уголовное дело хотя бы об одном из преступлений, предусмотренных ст. ст. 208, 209, 211 277 — 279 и 360 УК РФ, если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников или близких лиц, по решению Верховного Суда Российской Федерации может быть передано для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления.

Квачков Владимир Васильевич, . судимый 8 февраля 2013 г. Московским городским судом по ч. 1 ст. 30 и ст. 279 УК РФ (с учетом изменений, внесенных в приговор апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 июля 2013 г.) к 8 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы сроком на 1 год с установлением указанных в приговоре обязанностей, отбывающий наказание, осужден по ч. 1 ст.

282 УК РФ (в редакции Федерального закона от 3 февраля 2014 г. N 5-ФЗ) к лишению свободы на срок 1 год 6 месяцев.

Как установлено статьей 35 УПК Российской Федерации, по ходатайству Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя уголовное дело хотя бы об одном из преступлений, предусмотренных статьями 208 и 209, частями первой — третьей статьи 211, статьями 277 — 279 и 360 УК Российской Федерации, если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц, по решению Верховного Суда Российской Федерации может быть передано для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления (часть четвертая); по результатам рассмотрения ходатайства судья выносит постановление об удовлетворении ходатайства и направлении уголовного дела для рассмотрения в соответствующий окружной (флотский) военный суд либо об отказе в удовлетворении ходатайства (часть седьмая).

Согласно части седьмой статьи 241 УПК Российской Федерации приговор суда провозглашается в открытом судебном заседании; в случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании или в случае рассмотрения уголовного дела о преступлениях в сфере экономической деятельности, а также о преступлениях, предусмотренных статьями 205 — 206, 208, частью четвертой статьи 211, частью первой статьи 212, статьями 275, 276, 279 и 281 УК Российской Федерации, на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора. Приведенная норма применяется во взаимосвязи с другими предписаниями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которых приговор постановляется судом в совещательной комнате (часть первая статьи 298), исправления в приговоре должны быть оговорены и удостоверены подписями всех судей в совещательной комнате до его провозглашения (часть третья статьи 303), приговор провозглашается только после его подписания (часть первая статьи 310). Такое правовое регулирование предполагает составление и удостоверение подписями судей приговора до его провозглашения и не допускает оглашение в открытом судебном заседании вводной и резолютивной частей приговора при отсутствии самого приговора в целом, а также внесение не предусмотренных законом изменений в приговор после его провозглашения.

Согласно примечанию к ст. 205.3 УК РФ лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 205.3 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно сообщило органам власти о прохождении обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях осуществления террористической деятельности либо совершения одного из преступлений, предусмотренных ст. ст.

205.1, 206, 208, 211, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ, способствовало раскрытию совершенного преступления или выявлению других лиц, прошедших такое обучение, осуществлявших, организовавших или финансировавших такое обучение, а также мест его проведения и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

В соответствии с частью 4 статьи 35 УПК РФ по ходатайству Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя уголовное дело хотя бы об одном из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 209, 211, 277 — 279 и 360 УК РФ, если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц, по решению Верховного Суда Российской Федерации может быть передано для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления.

Основанием для включения в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, подлежащий размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в определенных Правительством Российской Федерации официальных периодических изданиях (далее — Перечень), является постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации (пункт 2 и подпункт 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ).

В порядке реализации своих прерогатив федеральный законодатель отнес уголовные дела о преступлениях, указанных в пункте 1 части третьей статьи 31 УПК Российской Федерации, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью пятой статьи 131, частью пятой статьи 132, частью шестой статьи 134, частью первой статьи 212, статьями 275, 276, 278, 279 и 281 УК Российской Федерации, к предметной подсудности верховных судов республик, краевых, областных и равных им по уровню судов, управомоченных согласно пункту 2 части второй статьи 30 УПК Российской Федерации рассматривать уголовные дела в составе судьи и коллегии присяжных заседателей. В пункте же 1 части третьей статьи 31 УПК Российской Федерации указаны, в частности, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью второй статьи 105, а также частью пятой статьи 131, частью пятой статьи 132, частью шестой статьи 134, частью пятой статьи 228.1, частью четвертой статьи 229.1, статьей 277, частью третьей статьи 281, статьями 295, 317 и 357 УК Российской Федерации; из этого перечня, однако, исключены дела, по которым в соответствии с положениями уголовного закона в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь.

Как установлено статьей 35 УПК Российской Федерации, по ходатайству Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя уголовное дело хотя бы об одном из преступлений, предусмотренных статьями 208 и 209, частями первой — третьей статьи 211, статьями 277 — 279 и 360 УК Российской Федерации, если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц, по решению Верховного Суда Российской Федерации может быть передано для рассмотрения в окружной (флотский) военный суд по месту совершения преступления (часть четвертая); по результатам рассмотрения ходатайства судья выносит постановление об удовлетворении ходатайства и направлении уголовного дела для рассмотрения в соответствующий окружной (флотский) военный суд либо об отказе в удовлетворении ходатайства (часть седьмая).

admin
Оцените автора
Ракульское