Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

  • Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
  • Статья 279. Вооруженный мятеж

Комментарий к ст. 278 УК РФ

Объектом насильственного захвата или насильственного удержания власти являются общественные отношения, гарантирующие суверенитет Российского государства и суверенитет государственной власти.

Диспозиция комментируемой статьи является бланкетной, что предполагает для уяснения признаков состава преступления обращение к Конституции РФ, которая закрепляет основы формирования и функционирования органов власти. Конституция РФ, в частности, устанавливает, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3). Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.

10); ее осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды РФ (ст. 11); органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). В силу федеративного характера Российского государства Конституция РФ предусматривает функционирование двух уровней власти: федерального и субъектов РФ (ст. ст. 5, 11).

Конституция РФ фиксирует и исходные положения, определяющие порядок формирования органов государственной власти России (ст. ст. 81, 96, 111, 118 и др.).

Толкование конституционных предписаний применительно к рассматриваемой статьей уголовного закона позволяет установить, что: 1) насильственный захват или насильственное удержание власти могут иметь место либо в отношении какой-то одной ветви власти либо носить широкомасштабный характер, направленный против всех субъектов власти; 2) преступление может быть совершено на различных уровнях осуществления власти: федеральном, региональном, муниципальном.

Почитать  Статья 35. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией)

Статья 278 УК РФ предусматривает ответственность лишь за нарушение конституционных принципов и конституционного порядка формирования и осуществления власти в стране. В связи с этим действия, состоящие в нарушении частных правил формирования органов власти (нарушение порядка голосования, выдвижения или назначения кандидатур для занятия должностей в системе власти и т.п.), не затрагивающие принципиальных основ функционирования органов власти, не могут быть квалифицированы по ст. 278 УК РФ, но при наличии к тому оснований могут влечь ответственность по иным статьям уголовного закона.

Объективная сторона преступления выражена активными действиями, направленными на захват власти, удержание власти или изменение конституционного строя. Состав преступления формальный; оно считается оконченным с момента выполнения указанных в диспозиции ст. 278 УК РФ действий независимо от наступления каких-либо общественно опасных последствий.

Сами действия описаны законом альтернативно; для привлечения к ответственности достаточно выполнения хотя бы одного из них.

Захват власти означает попытку незаконного прихода к власти субъекта, которому эта власть не принадлежала. Он может выражаться в физическом устранении лиц, осуществляющих властные полномочия, их изоляции, самопровозглашении преступника на их месте, узурпации власти. Захват власти предполагает полное переподчинение себе виновным компетенции того или иного государственного органа власти в целом, незаконное завладение правом принимать решения и проводить через этот орган государственную политику. Присвоение полномочий конкретного должностного лица и совершение в связи с этим действий, причиняющих вред интересам граждан и организаций, квалифицируется согласно закону по ст.

288 УК РФ.

Удержание власти представляет собой попытку незаконного удержания власти лицом, которому ранее она принадлежала на законных основаниях. Лицо в этом случае продолжает исполнять свои государственно-властные полномочия после истечения их конституционного срока либо после принятия вышестоящим органом решения об отставке этого лица (роспуске коллегиального органа) и одновременно препятствует реализации полномочий законным органом власти.

Изменение конституционного строя заключается в противоправных попытках преобразовать систему экономических, политических, социальных, идеологических и иных отношений, закрепленных Конституцией РФ. Конституционный строй представляет собой систему социально-экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых Конституцией РФ и другими конституционно-правовыми актами; он всегда предполагает существование в государстве народного суверенитета, разделения властей, нерушимости и неотчуждаемости общепризнанных прав и свобод человека. Преступное изменение конституционного строя может осуществляться как лицами, захватившими или удерживающими власть, так и легитимно сформированными органами власти.

Для привлечения к ответственности по ст. 278 УК РФ достаточно совершения любого из указанных действий при условии, что оно: а) совершено в нарушение Конституции РФ; б) является насильственным.

Насильственный характер действий по захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя может проявляться в причинении вреда здоровью отдельным лицам, лишении их жизни, угрозах причинения различного вреда, предъявлении ультиматумов, блокировании работы конституционных органов власти, изоляции депутатов, захвате зданий и т.д. В ситуациях, когда насилие выразилось в совершении конкретных преступлений (убийство, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, организация массовых беспорядков, террористический акт и др.), содеянное виновным подлежит квалификации по совокупности преступлений. Отсутствие признака насилия в осуществлении действий по захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя исключает ответственность виновного по ст.

278 УК РФ.

С субъективной стороны преступление характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает общественную опасность совершаемых действий и преследует специальную цель захватить, удержать власть неконституционным путем, насильственно изменить конституционный строй в государстве. Мотивы совершения преступления (политические, экономические, религиозные и др.) не влияют на квалификацию, но могут быть приняты во внимание судом при определении размера наказания.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 278 УК РФ, является физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Лица, не достигшие указанного возраста, в случае участия в действиях по насильственному захвату, удержанию власти или изменению конституционного строя могут нести ответственность за иные преступления, признаки которых содержатся в фактически выполненных ими действиях.

Субъект преступления общий.

К ответственности по ст. 278 УК РФ могут быть привлечены как организаторы, руководители захвата, удержания власти или изменения конституционного строя, так и рядовые участники преступления. Вместе с тем при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности некоторых рядовых участников преступления следует устанавливать отсутствие обстоятельств, исключающих преступность деяний (в частности, признаков исполнения приказа или распоряжения).

На преступление, предусмотренное ст. 278 УК РФ, распространяется действие поощрительной нормы, содержащейся в примечании к ст. 275 УК РФ (см. комментарий к ст.

275 УК РФ).

Судебная практика по статье 278 УК РФ

В соответствии с ч. 2 ст. 30 УПК РФ рассмотрение уголовных дел в составе судьи федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей допускается по ходатайству обвиняемого по преступлениям, указанным в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 5 ст. 131, ч. 5 ст. 132, ч. 6 ст.

134, ч. 1 ст. 212, ст. ст. 275, 276, 278, 279, 281 УК РФ.

Согласно пункту 1 примечаний к статье 205.2 УК Российской Федерации в данной статье под публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании. Под публичными же призывами к осуществлению террористической деятельности следует понимать выраженные в любой форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к ее осуществлению, т.е. к совершению преступлений, предусмотренных статьями 205 — 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК Российской Федерации; вопрос о публичности призывов к осуществлению террористической деятельности или оправдания терроризма должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, распространение обращений путем массовой рассылки сообщений абонентам мобильной связи и др.); решая вопрос об использовании средств массовой информации, электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», для публичных призывов к совершению террористической деятельности или публичного оправдания терроризма, надо учитывать нормы Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I «О средствах массовой информации» и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; если публичные призывы или публичное оправдание совершены с использованием сетевых изданий — сайтов в сети «Интернет», зарегистрированных в качестве средства массовой информации в установленном порядке, то содеянное следует квалифицировать по части второй статьи 205.2 УК Российской Федерации как совершенное с использованием средств массовой информации, а при использовании иных сайтов — по той же норме как совершенное с использованием соответствующих сетей (пункты 18 — 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности»).

БАЙЧОРОВ Осман Абдул-Ладифовича, . судимого 8 августа 2014 года по части 2 статьи 208, части 3 статьи 222, части 3 статьи 30, статье 278, статье 317 УК РФ, с изменениями, внесенными определением Верховного Суда РФ от 18 декабря 2014 года к 18 годам лишения свободы с ограничением свободы на 1 год 6 месяцев,

Согласно примечанию к ст. 205.3 УК РФ лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 205.3 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно сообщило органам власти о прохождении обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях осуществления террористической деятельности либо совершения одного из преступлений, предусмотренных ст. ст.

205.1, 206, 208, 211, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ, способствовало раскрытию совершенного преступления или выявлению других лиц, прошедших такое обучение, осуществлявших, организовавших или финансировавших такое обучение, а также мест его проведения и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Основанием для включения в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, подлежащий размещению в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и опубликованию в определенных Правительством Российской Федерации официальных периодических изданиях (далее — Перечень), является постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации (пункт 2 и подпункт 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ).

В порядке реализации своих прерогатив федеральный законодатель отнес уголовные дела о преступлениях, указанных в пункте 1 части третьей статьи 31 УПК Российской Федерации, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью пятой статьи 131, частью пятой статьи 132, частью шестой статьи 134, частью первой статьи 212, статьями 275, 276, 278, 279 и 281 УК Российской Федерации, к предметной подсудности верховных судов республик, краевых, областных и равных им по уровню судов, управомоченных согласно пункту 2 части второй статьи 30 УПК Российской Федерации рассматривать уголовные дела в составе судьи и коллегии присяжных заседателей. В пункте же 1 части третьей статьи 31 УПК Российской Федерации указаны, в частности, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью второй статьи 105, а также частью пятой статьи 131, частью пятой статьи 132, частью шестой статьи 134, частью пятой статьи 228.1, частью четвертой статьи 229.1, статьей 277, частью третьей статьи 281, статьями 295, 317 и 357 УК Российской Федерации; из этого перечня, однако, исключены дела, по которым в соответствии с положениями уголовного закона в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь.

Галиуллин Ринат Файзуллович, . судимый приговором Челябинского областного суда от 20 ноября 2013 г. с изменениями, внесенными апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2015 г., по ч. 1 ст. 30, ст. 278 УК РФ к 5 (пяти) годам лишения свободы с ограничением свободы сроком на 1 (один) год,

Чернова Наталья Юрьевна, . была задержана 14 декабря 2004 года в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 167, ст.

214, ст. 278 УК РФ.
Постановлением судьи Хамовнического районного суда г. Москвы от 17 декабря 2004 года Черновой Н.Ю. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

При этом в силу закона под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий, а под террористической деятельностью — совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205 — 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360, 361 УК РФ.

При квалификации действий Маркова А.С. суд правомерно исходил из того, что под публичными призывами к осуществлению террористической деятельности в ст. 205.2 УК РФ следует понимать выраженные в любой форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению террористической деятельности, то есть к совершению преступлений, предусмотренных ст. ст. 205 — 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360, 361 УК РФ, а под оправданием терроризма — признание таких действий правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.

Так, под участием в деятельности террористической организации понимается совершение лицом умышленных действий, относящихся к продолжению или возобновлению деятельности данной организации, а под участием в террористическом сообществе понимается вхождение лица в состав устойчивой группы из двух или более лиц с намерением участвовать в осуществлении террористической деятельности либо в подготовке или совершении одного либо нескольких преступлений, предусмотренных статьями 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ, либо иных преступлений в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма, среди которых ст. 205.5 УК РФ не указана, а равно участие в подготовке к совершению или в совершении таких преступлений, а также выполнение лицом функциональных обязанностей по обеспечению деятельности такого сообщества. При совершении участником террористической организации конкретного преступления его действия подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст.

205.5 УК РФ и соответствующей статьей Особенной части УК РФ, что и было установлено по настоящему уголовному делу.

Статья 278 УК РФ. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарии к ст. 278 УК РФ

1. Объект преступления тот же, что и в преступлении, предусмотренном ст. 277 УК. Однако надо иметь в виду, что в этом случае терпит урон конституционный порядок формирования и функционирования государственной власти.

Дополнительным объектом выступают здоровье, телесная неприкосновенность, честь, достоинство, репутация лиц, пострадавших от насильственных действий, совершенных при захвате или удержании власти.

Согласно Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, а в субъектах Федерации — образуемые ими органы государственной власти. Основы конституционного строя составляют положения гл.

1 Конституции РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, предусмотренном гл. 9 Конституции РФ.

2. Объективная сторона характеризуется тремя альтернативно указанными деяниями: а) действия, направленные на насильственный захват власти; б) действия, направленные на насильственное удержание власти; в) действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Действия, направленные на насильственный захват власти, характеризуются тем, что политическая партия, движение или иная политическая сила предпринимают попытку прихода к власти в Российской Федерации или ее субъектах неконституционным путем, при этом не меняя конституционный строй РФ. В комментируемой статье в качестве обязательного признака указан насильственный способ захвата власти. Насилие в этом случае может выражаться в заключении под стражу, лишении свободы, интернировании, причинении вреда здоровью.

3. Причинение смерти не охватывается комментируемой статьей и требует самостоятельной квалификации. В зависимости от статуса потерпевшего, целей и мотивов преступления оно может охватываться ст. ст. 277, 317 или 105 УК.

4. Некоторыми авторами потерпевший не персонифицируется, в связи с этим, вероятно, можно предположить, что насилие, по их мнению, может быть осуществлено в отношении любых лиц, в том числе родных и близких лиц представителей власти либо вообще «какого-либо лица». Другие же считают, что потерпевшими могут быть лишь представители органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ и законодательством России. Эта позиция, пожалуй, более точна.

5. Если действия, направленные на захват власти, осуществлены преступным сообществом, то имеет место совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 278 и 210 УК.

Организация в процессе совершения рассматриваемого преступления массовых беспорядков или вооруженного мятежа требует дополнительной квалификации деяния соответственно по ст. ст. 212 или 279 УК.

7. Действия, направленные на изменение конституционного строя РФ, представляются наиболее опасными из числа названных в ст. 278. Они преследуют цель изменения общественного строя, основ политической системы или государственного устройства РФ.

8. Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват власти, насильственное удержание власти или насильственное изменение конституционного строя РФ. При этом не имеет значения, удалось ли виновному достичь поставленной цели, т.е. захватить власть, удержать ее или изменить конституционный строй России.

9. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью: насильственного захвата власти, насильственного удержания власти или изменения конституционного строя РФ.

10. Характеристика субъекта преступления зависит от вида деяния. При насильственном удержании власти ответственность несет представитель органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ, но обязанный передать власть политическим силам, пришедшим к власти конституционным путем. В остальных случаях субъект общий — лицо, достигшее возраста 16 лет.

11. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное комментируемой статьей, освобождается от уголовной ответственности при наличии оснований, указанных в примечании к ст. 275 УК (см. комментарий к ней).

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание
власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное
изменение конституционного строя Российской Федерации, —
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением
свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 278 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона преступления выражается в форме действий: а) захват власти; б) удержание власти в нарушение Конституции РФ; в) действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ. Захват власти — противоправное свержение, отстранение от власти законных представителей для получения властных полномочий. Удержание власти в нарушение Конституции РФ — это сохранение, удержание властных полномочий в нарушение основного закона лицами, которым она ранее принадлежала на законных основаниях или насильственно захватившими власть.

Изменение конституционного строя — это полное или частичное изменение базовых начал общественного стоя и государственной организации, характеризующих конституционный строй РФ.

Насильственный характер указанных действий означает применение или демонстрацию готовности применения силы преимущественно с использованием оружия и (или) специализированных средств лицами, группами граждан, организациями в процессе осуществления указанных действий. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти могут сопровождаться побоями, умышленным причинением вреда здоровью, принудительной изоляцией и т.п.

2. Преступление признается оконченным с начала совершения указанных насильственных действий, независимо от наступления последствий и достижения поставленных целей.

Второй комментарий к Ст. 278 УК РФ

1. Объект преступления — легитимность государственной власти.

2. Объективную сторону данного состава преступления образуют действия, направленные на:

а) насильственный захват власти;

б) насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ; в) насильственное изменение конституционного строя РФ.

Насильственный захват власти — это завладение ее насильственным (преимущественно вооруженным) путем лицами, группировками, организацией, которым власть не принадлежала. Насильственное удержание власти — это насильственное ее сохранение в нарушение Конституции РФ лицами, которым она ранее принадлежала по закону (Конституции РФ).

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

4. Субъектом насильственного захвата власти является лицо, достигшее 16 лет. Субъектом насильственного удержания власти является бывший носитель государственной власти, по Конституции РФ обязанный передать ее другим лицам (лицу).

Третий комментарий к статье 278 УК РФ

1. Данное преступление посягает на те основы конституционного строя России, где закреплены принципы, порядок формирования и функционирования государственной власти. Конституция гласит, что «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ч. ч. 1 и 2 ст. 3 Конституции РФ).

Высшим выражением власти признаются референдум или свободные выборы (ч. 3 ст. 3).
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. ч. 1 и 2 ст. 11 Конституции РФ).
Любой путь неконституционного прихода к власти и ее удержания является противоправным. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» (ч. 4 ст.

3 КРФ).
При насильственном захвате или насильственном удержании власти непосредственным объектом преступления выступают интересы народа как главного источника власти, а также законные права и интересы указанных выше физических и юридических лиц, осуществляющих властные полномочия.

2. Объективная сторона преступления выражается в трех видах действий: а) насильственном захвате власти; б) насильственном удержании власти; в) насильственном изменении конституционного строя.
Действия, направленные на насильственный захват власти, могут выражаться либо в физическом устранении лиц, законно осуществляющих властные полномочия, либо в их принудительной изоляции и самопровозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия.
Действия могут носить локальный характер, связанный с захватом одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной), либо широкомасштабный, направленный против всех ветвей власти. Они могут относиться к деятельности центральных органов власти либо к органам власти субъектов Федерации.
Насильственные действия по захвату власти могут выражаться в нанесении лицу вреда здоровью различной тяжести, что охватывается признаками данного состава преступления. Если же насильственный захват сопряжен с лишением жизни, то действия виновного следует в зависимости от мотивов и целей квалифицировать по совокупности либо со ст. 277 УК, либо с умышленным убийством (статья 105 Уголовного кодекса РФ).
Захват власти может сопровождаться прямым блокированием работы представительных и иных органов власти (изоляция депутатов, недопущение их входа в рабочие помещения, угроза физической расправы, предъявление ультиматумов и т.п.).
Преступление признается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный и фактический захват власти.
Если захват власти осуществляется преступным сообществом, то действия виновных квалифицируются по совокупности со ст. 210 УК.

Как реальная совокупность со ст. 212 УК квалифицируются действия субъектов, если в процессе захвата власти они явились организаторами массовых беспорядков, либо со ст. 279 УК, если они выступили организаторами вооруженного мятежа.
Действия, направленные на насильственное удержание власти, выражаются в недопущении функционирования конституционной системы власти, т.е. власть удерживают либо те лица, срок полномочий которых истек, либо те, кто ее до этого незаконно захватил. Факт насильственного удержания власти означает, что субъекты законной власти лишены возможности осуществлять свои функции, а те, кто ее незаконно захватил, контролируют принятие и исполнение своих решений насильственными методами и средствами. Характер насильственных действий и вариантов квалификации их по совокупности с другими составами преступлений здесь аналогичен предыдущему виду преступления.
Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя, образуют следующий этап противоправного посягательства, когда после захвата или незаконного удержания власти формируется новая система государственной власти и меняется конституционный строй. Изменение конституционного строя выражается в изменении структуры государственной власти, упразднении одних институтов власти (например, отмена поста президента) и введении новых, сужении демократических начал государственного управления, принятии насильственным путем новой «конституции» с существенными деформациями прав и свобод личности и т.п.

3. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом, т.е. виновный осознает общественную опасность действий, направленных на насильственный захват или удержание власти, а равно на насильственное изменение конституционного строя России, и желает совершения этих действий.
Мотивами могут выступать побуждения, основанные на идейном неприятии либо прямой ненависти к существующему конституционному строю. Если указанные действия, например по корыстным мотивам, совершает гражданин России по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей, то они квалифицируются по совокупности с государственной изменой (ст. 275 УК) как оказание помощи указанным адресатам в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации.
Цель как конструктивный признак данного состава преступления логически связана с направленностью совершаемых лицом действий — насильственно захватить или удержать власть либо изменить конституционный строй Российской Федерации.

4. Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства, вменяемое, достигшее 16 лет.
На данное преступление распространяется действие поощрительной нормы, сформулированной в примечании к ст. 275 УК.

Статья 278 УК РФ. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Статье 278 УК РФ

1. Основным объектом преступного посягательства выступает конституционный строй РФ, т.е. те его основы, в которых закреплены принципы, порядок формирования и функционирования органов государственной власти РФ. Конституция гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3).

Факультативным объектом выступают физическая неприкосновенность, честь и достоинство лиц, могущих пострадать от насильственных действий.

1.1. В соответствии с Конституцией государственная власть в Российской Федерации разделяется на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) РФ, Правительство РФ, суды РФ, а государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст.

11).

2. Объективная сторона состава преступления выражается в совершении действий, отличающихся друг от друга по своей направленности: а) направленные на насильственный захват власти в нарушение Конституции; б) направленные на насильственное удержание власти в нарушение Конституции; в) направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ.

3. Диспозиция статьи предусматривает один способ захвата власти и ее удержания, а также изменения конституционного строя — насилие. Под этим термином следует понимать как фактическое использование силы (организация массовых беспорядков, вооруженного мятежа и т.п.), так и психическое воздействие путем угрозы ее применения (предъявление ультиматумов, заявлений, угрозы физической расправы и т.п.).

Захват или удержание власти осуществляются в нарушение Конституции. Любой неконституционный путь прихода к власти и ее удержания является незаконным. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» (ч.

4 ст. 3 Конституции РФ).

4. Насильственный захват власти — это завладение ею насильственным путем лицами, группировками, организациями, которым власть не принадлежала. Совершаемые действия могут быть различными: от физического устранения лиц, законно осуществляющих властные полномочия, или их принудительной изоляции до блокирования работы органов законодательной, исполнительной и судебной власти, изоляции депутатов, членов Правительства РФ, недопущения их в рабочие помещения, угрозы физической расправой и т.п. Эти действия могут быть направлены против всех ветвей власти или одной из них, против деятельности центральных органов власти или органов власти субъектов РФ.

5. В данной форме преступление окончено (составом) в момент совершения действий, направленных на насильственный захват власти, независимо от того, привели ли они к фактическому обладанию властью или нет.

6. В случае если насильственный захват власти сопровождался организацией массовых беспорядков или вооруженного мятежа, то содеянное следует квалифицировать по совокупности со ст. 212 или 279. Также по совокупности со ст.

210 надлежит квалифицировать совершение действий, направленных на насильственный захват власти, осуществляемых преступным сообществом (преступной организацией).

7. Насильственное удержание власти характеризуется некоторыми особенностями. В одном случае оно будет являться этапом, следующим за насильственным захватом власти. В другом случае оно рассматривается как самостоятельное преступление, т.е. насильственное сохранение власти в нарушение Конституции лицами, которым она ранее принадлежала по закону.

Действия по насильственному удержанию власти могут выражаться в недопущении вновь избранных лиц к осуществлению управленческо-властных функций, их блокировании, ограничении либо лишении свободы, введении режима чрезвычайного положения, комендантского часа, вводе войск и т.п.

8. В данной форме преступление окончено (составом) в момент совершения действий, направленных на насильственное удержание власти, независимо от того, привели ли они к желаемому результату или нет.

9. Насильственное изменение конституционного строя РФ следует рассматривать как следующий за насильственным захватом или удержанием власти этап. Однако в ряде случаев оно может образовывать состав самостоятельного преступления. Например, лица, законно находящиеся у власти, изменяют конституционный строй РФ насильственным способом.

Действия по насильственному изменению конституционного строя могут выразиться в изменении структуры государственной власти, упразднении одних институтов власти и введении новых, введении в действие новой Конституции, существенно изменяющей конституционный строй РФ, и т.п.

10. В данной форме преступление окончено (составом) в момент совершения действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя РФ.

11. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновное лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий, направленных на насильственный захват или насильственное удержание власти, а равно на насильственное изменение конституционного строя РФ, и желает их совершить.

Цель преступления — насильственный захват или удержание власти либо насильственное изменение конституционного строя РФ.

12. Субъектом преступного посягательства могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16 лет, вменяемые.

13. На данное преступление распространяется действие примеч. к ст. 275, предусматривающего условия освобождения от УО (см. п. 14 коммент. к ст. 275).

14. Преступление относится к категории особо тяжких.

Другой комментарий к Ст. 278 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется насильственными действиями, альтернативно направленными на: а) захват власти; б) удержание ее; в) изменение конституционного строя.

Насилие как необходимый признак указанных действий может выражаться в ограничении или лишении свободы людей, побоях, истязании, умышленном причинении любого вреда здоровью, угрозах убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. В случае убийства в процессе совершения указанных действий требуется квалификация по совокупности (ст. ст. 105, 277 или 317 УК РФ).

2. Захват власти — попытка нелегитимным путем завладеть политической (законодательной или исполнительной) властью в целом по стране либо в отдельном субъекте Федерации; это — политический и (или) военный переворот. Удержание власти представляет собой препятствование приходу во власть людей, приобретших соответствующие полномочия в результате конституционной процедуры, со стороны должностных лиц, ранее располагавших властью на законных основаниях. Изменение конституционного строя — любое неконституционное изменение хотя бы некоторых положений Конституции РФ (но не ее субъектов), например ликвидация системы местного самоуправления.

3. Преступление окончено в момент начала совершения указанных насильственных действий, независимо от того, удалось ли достичь поставленных целей.

admin
Оцените автора
Ракульское