Статья 267.1. Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств

1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарии к ст. 267 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — безопасность железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Предмет преступления — транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи, транспортное оборудование и транспортные коммуникации. Не могут выступать предметом рассматриваемого преступления автомобиль, трамвай и другое механическое транспортное средство.

Пути сообщения на железнодорожном транспорте — это железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью; на воздушном — взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, полосы безопасности и т.д.; на водном транспорте — пути следования судна из одного географического пункта (порта) в другой через открытые участки океана или моря, а также естественные или искусственные узкости (проливы, каналы, реки, озера).

Средства сигнализации — средства, подающие условную информацию (команду, донесение, оповещение, опознание, управление и т.д.), могут быть звуковыми, визуальными (световыми) и т.д. К средствам сигнализации, например, относятся семафоры, маяки, бакены, путевые и маркировочные знаки и т.д.

Средствами связи являются технические устройства, обеспечивающие передачу и прием различных видов сообщений. Связь может быть телефонной, телеграфной, телекодовой, факсимильной, телевизионной и т.д. По средствам и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, симплексную, космическую, оптическую, лазерную и т.д.

По дальности действия выделяется дальняя и ближняя связь.

Под транспортным оборудованием понимается совокупность механизмов, устройств, приборов, необходимых для безопасной эксплуатации железных дорог, авиации, морского и речного флота.

Транспортные коммуникации — это общее понятие, охватывающее пути сообщения и сооружения на них.

2. Объективная сторона преступления складывается из: а) разрушения, повреждения или приведения иным способом в негодное состояние транспортных средств или путей сообщения, а также блокирования транспортных коммуникаций; б) преступных последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба; в) причинной связи между ними.

Разрушение — это полный распад системы, в результате чего она неспособна функционировать по своему назначению. При разрушении либо теряется техническая возможность восстановления предмета преступления, либо это становится экономически нецелесообразным.

Повреждение влечет частичное изменение в свойствах, структуре и форме технической системы, в силу чего она может быть восстановлена.

При приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние предмет преступления не терпит урона, он остается исправным, но «выпадает» из системы, обеспечивающей безопасность функционирования транспорта. Например, перенос маркировочного знака на аэродроме влияет на безопасность при взлете и посадке самолета. Ущерб объекту посягательства причиняется тем, что средство сигнализации не может функционировать по своему назначению.

Охватываются данным видом деяния и довольно распространенные случаи подкладывания на действующие железнодорожные пути посторонних тяжелых предметов, таких, например, как телеграфный столб, бревна, шпалы, тормозные башмаки, камни и т.п., поскольку при этих условиях железнодорожный путь делается непригодным для безопасного использования подвижным составом.

Блокировать транспортные коммуникации означает существенно ограничить или вообще парализовать деятельность определенного звена в системе железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Чаще всего это проявляется в том, что перекрываются железнодорожные магистрали, взлетно-посадочные, рулежные полосы и т.д.

3. Понятие тяжкого вреда здоровью рассматривается в комментарии к ст. 111 УК. Крупным признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб.

4. С субъективной стороны психическое отношение к наступившим последствиям характеризуется неосторожной формой вины; преступление может быть совершено как по легкомыслию, так и по небрежности.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее 14-летнего возраста.

6. Наступление смерти одного человека либо двух или более лиц охватывается соответственно ч. ч. 2 и 3 ст. 267 (квалифицированные составы).

Статья 267.1 УК РФ. Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств (новая редакция с комментариями)

наказывается штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к ст. 267.1 УК РФ

1. Объектом преступления является безопасность функционирования транспорта, за исключением трубопроводного.

Понятие транспортного средства раскрыто в Федеральном законе от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», согласно которому транспортными средствами признаются устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:

а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;

б) воздушные суда коммерческой гражданской авиации;

в) воздушные суда авиации общего назначения, определяемые Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

г) суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со ст. 12.3 вышеуказанного Федерального закона;

д) суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

е) железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

ж) транспортные средства городского наземного электрического транспорта.

Кроме того, в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» применительно к сфере регулирования данного Закона под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

2. Состав преступления, предусмотренного комментируемой статьей, — формальный. Если ответственность по ст. ст. 263, 264, 266, 268, 271.1 УК наступает только при наступлении указанных в законе последствий, то по указанной норме состав преступления является оконченным с момента совершения действий, в результате которых создана ситуация, угрожающая безопасности людей либо сохранности имущества, включая перемещаемые грузы и собственно транспортные средства.

Деяние может быть совершено только в форме действия.

Еще одно отличие от преступлений, предусмотренных ст. ст. 263, 264, 266, 268, 271.1 УК РФ, состоит в том, что ответственность наступает при совершении любых действий, создающих угрозу безопасности, а не только действий, содержащих нарушение соответствующих нормативных актов, регулирующих эксплуатацию транспортных средств (напр., ослепление пилота воздушного судна лазерной указкой).

3. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины и хулиганскими побуждениями.

Понятие хулиганского мотива раскрыто в п. 12 Пост. Пленума ВС РФ от 15.11.2007 N 45.

4. Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 267.1 УК РФ

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 декабря 2002 г. N 29 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О КРАЖЕ,…
  • Решение Верховного суда: Определение N 203-АПУ17-21… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 203-АПУ17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Москва 31 августа 2017 г. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного…
  • Решение Верховного суда: Постановление N 310П13 от… ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 310-П13 г. Москва 23 января 2014 г. Президиум Верховного Суда Российской Федерации…
  • Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция:… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело №72-АПУ 17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 04 октября 2017 г. Судебная коллегия по уголовным делам…
  • Решение Верховного суда: Определение N 56-КГ16-46 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 56-КГ16-46 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 6 марта 2017 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда…
  • Решение Верховного суда: Определение N 56-КГ16-46 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 56-КГ16-46 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 6 марта 2017 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда…
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 ноября 2016 г. N 48 О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ОСОБЕННОСТИ…
  • Постановление Президиума Верховного Суда РФ от… ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 декабря 2018 г. N 126-П18 О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ВВИДУ НОВЫХ…
  • Постановление ЕСПЧ от 14.02.2017 ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ТРЕТЬЯ СЕКЦИЯ ДЕЛО «МАСЛОВА (MASLOVA) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Жалоба N 15980/12) ПОСТАНОВЛЕНИЕ…
  • Решение Верховного суда: Определение N 38-АПУ17-2 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №38-АПУ17-2 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 1 марта 2017 г. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда…

Отграничение хулиганства, совершенного на транспорте общего пользования (п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ), от действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств (ст. 267.1 УК РФ)

Плотникова, С. А. Отграничение хулиганства, совершенного на транспорте общего пользования (п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ), от действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств (ст. 267.1 УК РФ) / С. А. Плотникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 238-241. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74127/ (дата обращения: 01.12.2022).

Автор, используя сравнительно правовой метод и метод системного подхода, исследует проблемные аспекты разграничения хулиганства, совершенного на транспорте общего пользования (п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ), от действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств (ст. 267.1 УК РФ), отмечая отсутствие разъяснений высшей судебной инстанции по поводу квалификации относительно нового состава преступления, предусмотренного ст.

267.1. УК РФ, автор на основе доктринальных подходов и судебной практики сопоставляет признаки исследуемых составов преступлений, выявляя общие черты и принципиальные различия.

Ключевые слова: хулиганство, транспортное средство, эксплуатация, уголовная ответственность, разграничение, преступление, состав.

The author, using a comparative and legal method and systematic approach, explores the problematic aspects of bullying, committed on the public transport (paragraph «C» of part 1 of article 213 of the criminal code), against actions that threaten the safe operation of vehicles (article 267.1 of the criminal code of Russian Federation), noting the lack of clarification of the Supreme court concerning qualification of a relatively new crime under article 267.1. The criminal code, the author on the basis of doctrinal approaches and judicial practice, compares characteristics of the studied offenses, identifying common features and fundamental differences.

Keywords: hooliganism, vehicle, operation, criminal liability, differentiation, crime, composition.

Федеральный закон от 03.04.2017 № 60-ФЗ [2] в ч.1 ст. 213 УК РФ [1] ввел в ст. 213 новый квалифицирующий состав — п. «в», которым установлена уголовная ответственность за хулиганские действия, совершаемые на различных видах транспорта общего пользования.

К таким видам транспорта законодатель отнес железнодорожный, морской, внутренний водный или воздушный и любой иной транспорт общего пользования.

Однако в деятельности правоприменительных органов возникают сложности в разграничении указанного состава преступления со смежным, предусматривающим уголовную ответственность за действия, ставящие под угрозу безопасность эксплуатации транспортных средств (ст. 267.1. УК РФ).

Оба преступления сконструированы законодателем в виде совершаемых с прямым умыслом формальных составов, однако, состав ст. 267.1. УК РФ, кроме того, является усеченным (состав угрозы опасности).

Родовой объект преступлений, предусмотренных п. «в» ч.1 ст. 213 УК РФ и ст. 267.1. УК РФ совпадает.

Им являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность в широком смысле слова, которыми ставятся под охрану безопасные условия функционирования общества в целом, а также поддерживается необходимая степень защищенности индивида, общества и государства, обеспечивается их нормальное существование.

Видовой объект преступного посягательства, предусмотренного п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ — совокупность общественных отношений, которые обеспечивают общественную безопасность и общественный порядок.

Анализ доктринальных точек зрения приводит к выводу, общественная безопасность применительно к рассматриваемому составу преступного посягательства рассматривается в узком значении — как защищенность жизни и здоровья физических лиц, имущественных интересов, общественного спокойствия, нормальной деятельности государственных и общественных институтов [7, с. 71].

Общественный порядок представляет собой состояние комплекс общественных отношений, обеспечивающих состояние общественного спокойствия и защищенности общественных мест, регулируют правопослушные действия физических лиц, которые в том числе являются необходимыми условиями деятельности для отдельны коллективов и групп людей, за счет которых достигается высокий уровень физической и моральной неприкосновенности индивида.

Видовым же объектом преступного посягательства, предусмотренного ст. 267.1. УК РФ является комплекс общественных отношений, обеспечивающих безопасность движения и нормальную эксплуатацию таких видов транспорта, как железнодорожный, воздушный, морской и внутренний водный транспорт, а также метрополитена. Таким образом, применительно к этому составу родовой объект, по сравнению с п. «в» ч. 1 ст.

213 УК РФ специфичен и сужен.

Далее проведем сравнение рассматриваемых составов по непосредственному объекту посягательства, который различен.

В качестве основного непосредственного объекта преступного посягательства, предусмотренного п. «в» ч.1 ст. 213 УК РФ являются общественные отношения, обеспечивающие состояние общественного порядка при эксплуатировании различных видов транспорта, отнесенных к общему пользованию, а дополнительным непосредственным объектом являются отношения по обеспечению безопасности здоровья, имущества, чести, достоинства людей, а также нормальных условий эксплуатации транспорта общего пользования.

Что касается основного непосредственного объекта преступного деяния, ответственность за которое предусмотрена ст. 267.1. УК РФ, то им являются общественные отношения, стоящие на страже безопасности эксплуатирования любого транспортного средства.

Дополнительным объектом является общественный порядок. В понятие эксплуатации включается как сам процесс управления и движение транспорта, а также временной период перед, во время и после осуществления перевозок.

В составе преступного посягательства, предусмотренного ст. 267.1. УК РФ транспорт, выступает в роли предмета преступления (обязательный признак этого состава).

Помимо этого, стоит обратить внимание на различия в самих формулировках. В ст. 213 УК РФ говорится о транспорте, а в ст. 267.1 УК РФ — о транспортном средстве.

Первое понятие по своему объему шире второго, поскольку им охватывается весь комплекс соответствующего вида транспорта.

Иное значение, а именно, — место совершения преступления, — имеет транспорт, отнесенный законодательством к железнодорожному, морскому, внутреннему водному или воздушному, а равно к любому иному транспорту общего пользования в составе преступления, предусмотренного п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ [9, с. 84].

Поскольку перечень видов транспорта общего пользования в этом составе является открытым, полагаем, что это может быть также метрополитен, внутригородские и междугородние автобусные перевозки, троллейбусный транспорт, трамваи, маршрутные такси и др. [6, с. 28].

Для квалификации по п. «в» ч.1 ст. 213 УК РФ не требуется, чтобы хулиганские действия на транспорте ставили под угрозу безопасность функционирования транспортных средств (транспорта), в отличие от действий, которые совершаются из хулиганского мотива и ставят под угрозу безопасность эксплуатирования транспортного средства.

Объективная сторона преступного деяния, запрещенного ст. 267.1 УК РФ, выражена действиями, создающими угрозу безопасного эксплуатирования любого транспортного средства. Стоит отметить, что ни законодатель, ни Пленум Верховного Суда РФ не «потрудились» указать хотя бы примерный их перечень.

Ю. В. Голик, к таковым относит действия, которые создают угрозу эксплуатирования транспортного средства, вследствие чего ставится под угрозу безопасность пассажира и лица (лиц), управляющих таким транспортным средством. Указанные действия, по мнению ученого должны быть совершены на соответствующем транспортном средстве (предмете этого преступления), иначе квалификация должна наступать по иным статьям [8, с. 164].

По мнению В. Н. Шиханцова, которое частично заслуживает поддержки, к указанным действиям относится создание опасности для жизни и здоровья пассажиров, лиц, которые управляют соответствующими транспортными средствами, иных лиц или причинение ущерба имуществу владельцу перевозимого груза, транспортного средства [12, с. 75].

Вместе с тем, полагаем неверным относить к объективной стороне этого преступления действия, исключительно совершаемые непосредственно на соответствующем транспортном средстве. Это также подтверждается мнением разработчиков законопроекта № 572517–5 [5].

Следует согласиться с точкой зрения [11, с. 70], в соответствии с которой в объективную сторону состава преступного посягательства, предусмотренного ст. 267.1 УК РФ могут быть включены следующие ситуации:

  1. Умышленные действия по ослеплению путем использования лазерного устройства пилота самолета.
  2. Кидание камней (иных предметов) или стрельба из оружия из хулиганского мотива по железнодорожному, морскому, внутреннему водному или воздушному транспорту, и любому иному транспорту общего пользования.
  3. Создание по хулиганскому мотиву угрозы аварии указанного в диспозиции ст. 267.1. УК РФ транспорта.
  4. Попытка из хулиганского мотива проникновения в кабину воздушного судна или совершение иных противоправных действий.

Кроме того, характерным признаком, по которому следует отграничивать рассматриваемые преступления — является связь между совершаемыми действиями и безопасностью функционирования транспортных средств. Действия субъекта преступления, предусмотренного ст. 267.1.

УК РФ создается угроза для безопасного функционирования транспортного средства [10, с. 23].

В случае совершения хулиганства на транспорте действия субъекта преступления, в большинстве случаев, имеют направленность в отношении окружающих, при совершении же преступного посягательства, предусмотренного ст. 267.1 УК РФ, такими действиями ставится под угрозу безопасность нормального эксплуатирования транспортного средства.

В некоторых случаях судебная практика допускает квалификацию по совокупности преступлений: п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ и ст. 267.1.

УК РФ.

Так в одном деле, механиком морского судна Н., находившийся в состоянии алкогольного опьянения, из хулиганского мотива обесточил морской буксир, вследствие чего управление буксиром стало невозможно, появилась угроза аварии-кораблекрушения. Затем виновным высказывались оскорбления нецензурной бранью по отношению к капитану и иным членам экипажа, к ним применялась физическая сила (хватание за одежду и пр.), оказывалось воспрепятствование несения вахты; осуществлялась попытка включения системы оповещения. Данные действия Н. были квалифицированы судом, как проявление явного неуважения к обществу, грубое нарушение общественного порядка. В итоге, судом действия Н. квалифицированы по ст.

267.1 УК РФ и п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ [4].

Важным в квалификации «транспортного хулиганства» является установление признаков грубого нарушения общественного порядка, выражающих явное неуважение к обществу, а также хулиганского мотива.

Различаться могут анализируемые составы преступлений и по возрастным особенностям субъекта преступления, поскольку если деяние предусмотренное п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ совершено при наличии квалифицирующих признаков, указанных в ч. ч. 2–3 ст. 213 УК РФ, то к уголовной ответственности за содеянное подлежит физическое вменяемое лицо, достигшее 14 летнего возраста (ч.1 ст.

20 УК РФ), в то время как уголовная ответственность по ст. 267.1. УК РФ наступает с шестнадцатилетнего возраста (ч.1 ст.

20 УК РФ).

Таким образом, при разграничении хулиганства, совершенного на транспорте общего пользования (п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ), от действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств (ст. 267.1 УК РФ) необходимо учитывать все обстоятельства дела, внимательно соотносить их с особенностями законодательной конструкции признаков составов этих преступных деяний и учитывать разъяснения Пленума Верховного суда РФ.

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. ст. 2954.
  2. Федеральный закон от 03.04.2017 N 60-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»// Собрании законодательства Российской Федерации от 10 апреля 2017 г. № 15 (часть I) ст. 2135.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. № 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 12.
  4. Апелляционное постановление Орловского областного суда от 12 июля 2017 г. по делу N 22–1193/2017. — URL: http://sudact.ru (дата обращения 20.09.2020). — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный.
  5. Стенограмма по законопроекту № 572517–5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (редакция, внесенная в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, текст по состоянию на 01.07.2011) (в части установления ответственности за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств). URL: http://lexfeed.ru (дата обращения: 23.09.2020).
  6. Актуальные проблемы уголовного права. Часть Особенная: учебник / под ред. Л. В. Иногамова-Хегай. — М.: Проспект, 2016. — 224 с.
  7. Баранчикова М. В. Уголовная ответственность за хулиганство на транспорте и его отграничение от смежных составов правонарушений // Сибирский юридический вестник. — 2019. — № 2 (85). — С. 71–74.
  8. Голик Ю. В. Ответственность за хулиганство: изменение законодательства // Lex Russica. — 2017. — № 8 (129). — С. 162–166.
  9. Зыков Д. А., Лачин А. А. Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств: основания криминализации // Вестн. Владимир. юрид. ин-та. — 2017. — № 3 (44). — С. 83–85.
  10. Шарапов Р. Д. Хулиганство // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2020. — № 1 (51). — С. 23–26.
  11. Шатилович С. Н. Отдельные вопросы уголовно-правовой оценки конструктивных признаков состава преступления, предусмотренного статьей 267. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2019. — № 1(47). — С. 69–73.
  12. Шиханов В. Н. Ужесточение уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспорта в свете проблемы эффективности уголовного закона // Вестн. Акад. Ген. прокуратуры РФ. — 2014. — № 1 (39). — С. 71–79.

Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, транспортное средство, общее пользование, преступное посягательство, общественный порядок, действие, уголовная ответственность, хулиганский мотив, общественная безопасность, отношение.

Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, предусмотренные статьей 267.1 УК РФ

Николова, В. И. Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, предусмотренные статьей 267.1 УК РФ / В. И. Николова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (417). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92648/ (дата обращения: 01.12.2022).

В главу 27 УК РФ Федеральным законом от 03.04.2017 № 60-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» введена статья 267.1, которая предусматривает уголовную ответственность за совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств. Вместе с тем, легального определения того, что понимается под действиями, угрожающими безопасной эксплуатации транспортных средств, законодателем не дано, что что вызывает в правоприменительной практике ряд проблем.

Ключевые слова: транспортное средство, безопасная эксплуатация, угроза, гарантия безопасности граждан, УК РФ.

Глава 27Уголовного кодекса Российской Федерации [1] (далее — УК РФ) содержит в себе различные нормы, предусматривающие уголовную ответственность за совершение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Одной из таких норм, введенной в главу 27 УК РФ Федеральным законом от 03.04.2017 № 60-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [2] (далее — Федеральный закон № 60-ФЗ) является статья 267.1 УК РФ, диспозиция которой изложена в следующе редакции: «Совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств».

Согласно пояснительной записке к проекту Федерального закона № 60-ФЗ, данная норма введена в УК РФ с целью повышения гарантий безопасности граждан, находящихся в транспортных средствах, в связи с участившимися случаями совершения хулиганских действий на транспортных средствах.

Вместе с тем, ни сам законодатель в УК РФ, ни одно из Постановлений Пленума Верховного суда Российской Федерациине дают никаких разъяснений относительного того, что в статье 267.1 УК РФ понимается под действиями, угрожающими безопасной эксплуатации транспортных средств. Кроме того, отсутствуют какие-либо отсылочные нормы на другие законодательные акты, которые бы раскрывали значение рассматриваемого понятия.

Судебная практика по данному вопросу достаточно разнообразна. К примеру, одними судами под действиями, угрожающими безопасной эксплуатации транспортных средств, понимается размещение на путях, предназначенных для перемещения транспортных средств, предметов, обладающих поражающими свойствами [3], другими — приведение транспортного средства в состояние негодности [4], третьими — создание препятствий для движения транспортного средства [5].

В научной литературе относительно того, что необходимо понимать под действиями, угрожающими безопасной эксплуатации транспортных средств, имеется точка зрения о том, что это действия, совершаемые непосредственно в транспортном средстве и направленные на создание угрозы его эксплуатации и безопасности лиц, находящихся в транспортном средстве [6, с. 164].

На основании анализа положений Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» [7] под безопасностью следует понимать состояние защищенности имущественных и неимущественных прав личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [8] определено, что транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Таким образом, действиями, угрожающими безопасной эксплуатации транспортных средств, считаются действия, которые могут повлечь смерть или причинение вреда здоровью лицам, находящимся в транспортном средстве, а также причинения ущерба собственникам перевозимых грузов и непосредственно самому транспортному средству.

Соответственно, с высказанным в научной литературе мнением о том, что действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, всегда должны совершаться непосредственно на транспортном средстве, поскольку представляется, что действия, обладающие свойством угрозы безопасной эксплуатации транспортных средств, могут быть совершены виновным лицом и за пределами транспортного средства.

Так, для создания угрозы безопасной эксплуатации транспортных средств виновным лицом вне транспортного средства могут совершаться следующие действия:

  1. Использование лазерного оружия для ослепления лица, управляющего транспортным средством;
  2. Обстрел транспортного средстваиз различного вида оружия;
  3. Забрасывание транспортного средства различными предметами (камнями);
  4. Создание ситуации, при которой возникает опасность дорожно-транспортного происшествия [9, с. 72].

В частности, указанные действия могут совершаться и при нахождении виновного лица в транспортном средстве.

Также, к действиям, угрожающим безопасной эксплуатации транспортных средств, совершенным в транспортном средстве можно отнести:

  1. Отвлечение лица от управление транспортным средством;
  2. Пронос в транспортное средство легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ;
  3. Оставление в транспортном средстве легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ;
  4. Порча транспортного средства во время его движения.

В заключение необходимо подчеркнуть следующее:

  1. Под действиями, угрожающими безопасной эксплуатации транспортных средств, следует понимать действия, которые могут повлечь смерть или причинение вреда здоровью лицам, находящимся в транспортном средстве, а также причинения ущерба собственникам перевозимых грузов и непосредственно самому транспортному средству;
  2. Для наличия признаков состава преступления, предусмотренного статьей 267.1 УК РФ, не требуется, чтобы действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств, были совершены виновным лицом именно внутри транспортного средства, главное, чтобы они обладали свойством угрозы безопасной эксплуатации транспортных средств [10, с. 218].
  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: фед. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
  2. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: фед. закон от 03.04.2017 № 60-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
  3. Приговор Черняховского городского суда Калининградской области по делу № 1–200/2019 от 12.12.2019 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 23.05.2022).
  4. Приговор Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края по делу № 1–99/2018 от 09.06.2018 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 23.05.2022).
  5. Приговор Нелидовского городского суда Тверской области по делу № 1–145/2018 от 07.12.2018 [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: http://sudact.ru (дата обращения: 23.05.2022).
  6. Голик Ю. В. Ответственность за хулиганство: изменение законодательства // Lexrussica. — 2017. — № 8 (129). — С. 162–166.
  7. О безопасности: фед. закон от 28.12.2010№ 390-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
  8. О транспортной безопасности: фед. закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
  9. Шатилович С. Н. Отдельные вопросы уголовно-правовой оценки конструктивных признаков состава преступления, предусмотренного статьей 267.1 Уголовного кодекса Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2019. — № 1 (47). — С. 69–73.
  10. Чучаев А. И., Пожарский А. Ю. Транспортные преступления: понятия, виды, характеристика: монография. — М.: Проспект, 2018–256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): транспортное средство, безопасная эксплуатация, УК РФ, Российская Федерация, средство, действие, виновное лицо, Уголовный кодекс, научная литература, Уголовно-процессуальный кодекс.

admin
Оцените автора
Ракульское